66128

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В современных условиях когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Русский

2014-08-13

63 KB

0 чел.

Н. КОЗАЧУК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современных условиях, когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации, большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры, созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Вторая Всемирная конференция по гражданской обороне, проходившая в Аммане, Иордания (1994 г.), призвала правительства исходить из того, что концепция термина «гражданская оборона», содержащаяся в ст. 61 первого Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., должна распространяться не только на вооруженные конфликты и не ограничиваться лишь некоторыми гуманитарными задачами и катастрофами, происходящими в странах, вовлеченных в вооруженные конфликты. Термин «гражданская оборона» должен использоваться для обозначения любых гуманитарных действий, направленных на защиту жизни населения различных стран, его имущества и окружающей среды от любого вида бедствий и катастроф.

Система гражданской обороны России была создана на базе местной противовоздушной обороны, которая существовала с 1932 по 1961 год. 4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — местной противовоздушной обороны СССР. Он (акт) определял цели, задачи и организационную структуру МПВО, которая стала предшественницей гражданской обороны.

13 июля 1961 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР МПВО была преобразована в Гражданскую оборону и утверждено «Положение о Гражданской обороне СССР». Значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, ей был придан общегосударственный и общенародный характер. Важное значение в условиях развития оружия массового поражения сыграло постановление от 4 ноября 1963 г. «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения».

Новое Положение о гражданской обороне было введено в действие постановлением от 18 марта 1976 г. Оно ориентировало систему гражданской обороны на защиту населения, главным образом, в условиях военного времени. При этом почти не уделялось внимания вопросам защиты от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.д. Недостатки данной системы в полной мере проявились во время аварии на Чернобыльской АЭС, следствием чего стало принятие постановления от 30 июля 1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны».

В 1993 году Россия стала полноправным членом Международной организации гражданской обороны (создана в 1972 г.), в которую входят 42 государства в качестве полноправных членов и 7 государств, имеющих статус страны наблюдателя. Сегодня система гражданской обороны организационно входит в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Правовые основы организации и деятельности системы гражданской обороны в России закрепил Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. в редакции Федерального закона от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ. Данный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

В соответствии с данным законом гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области гражданской обороны таковы:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Как видно из приведенного перечня, на гражданскую оборону возлагаются обширные задачи, выполнение которых требует соответствующего организационно-правового обеспечения.

Организация системы гражданской обороны возложена на органы государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает и вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны, выполняет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, руководит организацией и ведением гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения. Определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством и указами Президента Российской Федерации.

Во исполнение данных полномочий Правительство РФ приняло постановление от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны». Методическое руководство и контроль над деятельностью таких организаций возложен данным постановлением на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют мероприятия по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, принимают меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, принимают меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, контролируют состояние гражданской обороны.

Руководит гражданской обороной в Российской Федерации Правительство страны, а в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях — главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство России определяют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций. Например, Приказом Минздрава РФ от 3.07.2000 №242 утверждено Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны.

Для решения военных задач в области гражданской обороны создаются войска гражданской обороны, на вооружении которых находятся специальная техника и боевое оружие. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Для проведения единой политики в области гражданской обороны и обеспечения безопасности населения, а также для недопущения дублирования управленческих функций в рамках разграничения полномочий разработаны и подписаны соглашения между МЧС России и всеми субъектами Федерации о взаимной переуступке части полномочий.

Такое соглашение было подписано и между Правительством Москвы, Главным управлением МЧС России по городу Москве и Главным управлением ГОЧС Москвы, где часть полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий были делегированы федеральной структуре Главному управлению МЧС России по городу Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 15 марта 2005 года № 127-ПП «О реорганизации Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы» Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы реорганизовано в Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, а в административных округах Москвы созданы Территориальные агентства по обеспечению мероприятий гражданской защиты.

Таким образом, организация деятельности системы гражданской обороны в России осуществляется на прочной законодательной основе, при разработке и принятии которой был учтен отечественный и мировой опыт.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25433. Отличительные особенности регионального воспроизводственного процесса 11.9 KB
  Через четыре месяца вышел первый номер Бюллетеня оппозиции . До 7080 материалов Бюллетеня принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек Бюллетеня .
25434. Социальный работник – клиент - особенности взаимодействия. Клиент в системе социальной работы. Структура социальной помощи клиенту в системе соц.обслуживания 21.46 KB
  работе помощь клиента соц.работника и клиента является восприятия последнего как неповторимой личности. Основными принципами работы с пожилыми людьми являются уважение и интерес к личности клиента акцент на нужности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Определение типа клиента первый шаг в установлении контакта так как отношение и взаимодействие соц.
25435. Клиент в системе социальной работы 13.52 KB
  одним из важнейших условий взаимодействия ср и клиента является восприятие последнего как неповторимой личности. полного знания о клиенте не может быть никогда но ср надо стремиться к тому чтобы получить те знания от клиента которые нужны ему для оказания помощи.Джонсон типы клиента: ищут помощи для себя просят помощи для другогодругих не ищут помощино тем или иными причинами угрожают жизнедеятельности другого чела ищут или используют помощь как средство для собственных целей ищут помощи но не для достойных целей Определение типа...
25436. Идеологическая подготовка масс к предстоящей войне 13.71 KB
  Воскресные номера газет за 22 июня 1941 г. 22 июня в 12 часов дня Центральное радио передало правительственное Заявление о вероломном нападении фашистской Германии на СССР. 22 июня ЦК ВКПб и правительство ввели военное положение на территориях Прибалтики Белоруссии Украины Молдавии и ряда областей РСФСР. 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных 19051918 гг.
25437. Проблематика советской журналистики периода Великой Отечественной войны 13.22 KB
  центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран освобождаемых от фашистской оккупации и Германии. центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества...
25438. Через неделю после начала войны 11.26 KB
  В условиях начавшейся войны советская журналистика была призвана показать коварные замыслы врага в отношении народов Советского Союза раскрыть его захватнические планы. Фронтовые газеты стали выходить с самого начала войны. На начальном этапе войны была предпринята попытка издания газет рассчитанных на разложение войск противника.
25440. Стереотипы поведения лояльного бюргера в Третьем рейхе 16.11 KB
  С этим было связано и характерное для идеологии фашизма подразделение на идеологию масс и идеологию элиты. Многие из фашистских идей рассчитанных на массовое потребление определяли мировоззрение и соответственно поведение представителей элиты. Она использует ее наиболее целесообразным путем для осуществления своих стремлений Для идеологии фашистской элиты был характерен аристократизм основанный на ницшеанском презрении к простому человеку к плебсу к больным и слабым. Для элиты расовая теория имела прежде всего социальный смысл ибо...
25441. Зарубежный опыт социальной работы с различными категориями населения 24.02 KB
  Зарубежный опыт социальной работы с различными категориями населения На рубеже 19 и 20 веков во многих европейских государства Великобритания Германия Нидерландах Швеции и Франции а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Социальные проблемы обусловливаются как индивидуальными так и общественными причинами. Одной из специфических форм такого предложения является социальная работа. Отличительной чертой системы социальной...