66128

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В современных условиях когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Русский

2014-08-13

63 KB

0 чел.

Н. КОЗАЧУК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современных условиях, когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации, большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры, созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Вторая Всемирная конференция по гражданской обороне, проходившая в Аммане, Иордания (1994 г.), призвала правительства исходить из того, что концепция термина «гражданская оборона», содержащаяся в ст. 61 первого Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., должна распространяться не только на вооруженные конфликты и не ограничиваться лишь некоторыми гуманитарными задачами и катастрофами, происходящими в странах, вовлеченных в вооруженные конфликты. Термин «гражданская оборона» должен использоваться для обозначения любых гуманитарных действий, направленных на защиту жизни населения различных стран, его имущества и окружающей среды от любого вида бедствий и катастроф.

Система гражданской обороны России была создана на базе местной противовоздушной обороны, которая существовала с 1932 по 1961 год. 4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — местной противовоздушной обороны СССР. Он (акт) определял цели, задачи и организационную структуру МПВО, которая стала предшественницей гражданской обороны.

13 июля 1961 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР МПВО была преобразована в Гражданскую оборону и утверждено «Положение о Гражданской обороне СССР». Значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, ей был придан общегосударственный и общенародный характер. Важное значение в условиях развития оружия массового поражения сыграло постановление от 4 ноября 1963 г. «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения».

Новое Положение о гражданской обороне было введено в действие постановлением от 18 марта 1976 г. Оно ориентировало систему гражданской обороны на защиту населения, главным образом, в условиях военного времени. При этом почти не уделялось внимания вопросам защиты от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.д. Недостатки данной системы в полной мере проявились во время аварии на Чернобыльской АЭС, следствием чего стало принятие постановления от 30 июля 1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны».

В 1993 году Россия стала полноправным членом Международной организации гражданской обороны (создана в 1972 г.), в которую входят 42 государства в качестве полноправных членов и 7 государств, имеющих статус страны наблюдателя. Сегодня система гражданской обороны организационно входит в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Правовые основы организации и деятельности системы гражданской обороны в России закрепил Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. в редакции Федерального закона от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ. Данный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

В соответствии с данным законом гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области гражданской обороны таковы:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Как видно из приведенного перечня, на гражданскую оборону возлагаются обширные задачи, выполнение которых требует соответствующего организационно-правового обеспечения.

Организация системы гражданской обороны возложена на органы государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает и вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны, выполняет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, руководит организацией и ведением гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения. Определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством и указами Президента Российской Федерации.

Во исполнение данных полномочий Правительство РФ приняло постановление от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны». Методическое руководство и контроль над деятельностью таких организаций возложен данным постановлением на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют мероприятия по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, принимают меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, принимают меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, контролируют состояние гражданской обороны.

Руководит гражданской обороной в Российской Федерации Правительство страны, а в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях — главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство России определяют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций. Например, Приказом Минздрава РФ от 3.07.2000 №242 утверждено Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны.

Для решения военных задач в области гражданской обороны создаются войска гражданской обороны, на вооружении которых находятся специальная техника и боевое оружие. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Для проведения единой политики в области гражданской обороны и обеспечения безопасности населения, а также для недопущения дублирования управленческих функций в рамках разграничения полномочий разработаны и подписаны соглашения между МЧС России и всеми субъектами Федерации о взаимной переуступке части полномочий.

Такое соглашение было подписано и между Правительством Москвы, Главным управлением МЧС России по городу Москве и Главным управлением ГОЧС Москвы, где часть полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий были делегированы федеральной структуре Главному управлению МЧС России по городу Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 15 марта 2005 года № 127-ПП «О реорганизации Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы» Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы реорганизовано в Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, а в административных округах Москвы созданы Территориальные агентства по обеспечению мероприятий гражданской защиты.

Таким образом, организация деятельности системы гражданской обороны в России осуществляется на прочной законодательной основе, при разработке и принятии которой был учтен отечественный и мировой опыт.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40575. Стадии ЖЦ АИС 29.5 KB
  В принципе это деление на стадии достаточно произвольно. Согласно методологии предлагаемой Rtionl Softwre жизненный цикл информационной системы подразделяется на четыре стадии: начало; уточнение; конструирование; передача в эксплуатацию. Границы каждой стадии определены некоторыми моментами времени в которые необходимо принимать определенные критические решения и следовательно достигать определенных ключевых целей.
40576. Классификация АИС 40 KB
  Сообщение темы урока постановка цели и задачи 13мин: Постановку целей начать с проблемы: на какие группы Вы бы разделили все известные АИС 4. Изложение нового материала применяемая методика 4050: Рассмотреть две современные классификации АИС: {таблица} по способу представления логической организации фактографические документальные геоинформационные по функциям решаемым задачам справочные расчетные поисковые технологические Рассмотреть перечисленные группы и привести примеры 5. Закрепление изучаемого материала применяемая...
40577. Понятие жизненного цикла АИС 40.5 KB
  Цели: образовательная: содействовать формированию у студентов понимания определения жизненного цикла информационной системы; обеспечить запоминание стандартов ЖЦ АИС; развивающая: содействовать развитию умений использовать научные методы познания наблюдение гипотеза эксперимент; создать содержательные и организационные условия для развития умений анализировать познавательный объект текст определение понятия задачу и др. Вендрова Проектирование ПО Ход урока Организационный момент 24 мин: Приветствие...
40578. Web-страницы доступа к данным базы 10.27 MB
  Access 2000 позволяет создавать новые объекты страницы доступа к данным (Data Access Page), которые представляют собой Web-страницы специального типа, подключенные к источнику данных OLE DB — базе данных Access или Microsoft SQL Server, — предназначенные для работы пользователей Internet или intranet с данными базы в интерактивном режиме через браузер Internet Explorer
40579. Работа Access с данными на SQL Server 3.6 MB
  Access предоставляет возможность использовать данные из различных внешних источников. Внешними источниками данных могут служить таблицы других баз данных Access, Microsoft FoxPro, dBASE, Paradox и Microsoft SQL Server, таблицы и списки HTML и НТХ, находящиеся на сервере в локальной, корпоративной или сети Internet, данные из таких приложений, как Excel, Exchange
40580. Сущность метода Баркера 40.52 KB
  С их помощью определяются важные для предметной области объекты сущности их свойства атрибуты и отношения друг с другом связи. Графическое изображение сущности Каждая сущность должна обладать уникальным идентификатором. Каждый экземпляр сущности должен однозначно идентифицироваться и отличаться от всех других экземпляров данного типа сущности. Одна и та же интерпретация не может применяться к различным именам если только они не являются псевдонимами; сущность обладает одним или несколькими атрибутами которые либо принадлежат...
40581. Сущность метода Баркера 53 KB
  Вендрова Проектирование ПО Ход урока Организационный момент 24 мин: Приветствие оформление документов к занятию Повторение пройденного материала применяемая методика выводы1520 мин Письменные ответы на вопросы: Рассмотреть стандарты: проектирования; оформления проектной документации; пользовательского интерфейса. Сообщение темы урока постановка цели и задачи:13 мин: рассмотреть сущность метода Баркера; Изложение нового материала применяемая методика: 5060 мин. Закрепление изучаемого материала...
40582. Разработка диаграмм по методу Баркера 46 KB
  Организационный момент 23 мин: Приветствие фиксация отсутствующих проверка санитарного состояния аудитории заполнение журнала рапортички проверка подготовленности студентов к занятию. Напоминание правил техники безопасности при работе с ПК; 2. Сообщение темы цели и задач практикума 23 мин: Цели: Приобретение навыков моделирования по методу Баркера для построения моделей информационной системы. Актуализация опорных знаний и умений студентов 1015 мин: устный опрос занятие 18 п.
40583. Общие принципы и подходы к разработке ПО 869.44 KB
  Итерация N Унифицированный процесс разработки программного обеспечения USDP Модель вариантов использования описывает случаи в которых приложение будет использоваться. Аналитическая модель описывает базовые классы для приложения. Модель проектирования описывает связи и отношения между классами и выделенными объектами Модель развертывания описывает распределение программного обеспечения по компьютерам.