66128

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В современных условиях когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Русский

2014-08-13

63 KB

0 чел.

Н. КОЗАЧУК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современных условиях, когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации, большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры, созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Вторая Всемирная конференция по гражданской обороне, проходившая в Аммане, Иордания (1994 г.), призвала правительства исходить из того, что концепция термина «гражданская оборона», содержащаяся в ст. 61 первого Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., должна распространяться не только на вооруженные конфликты и не ограничиваться лишь некоторыми гуманитарными задачами и катастрофами, происходящими в странах, вовлеченных в вооруженные конфликты. Термин «гражданская оборона» должен использоваться для обозначения любых гуманитарных действий, направленных на защиту жизни населения различных стран, его имущества и окружающей среды от любого вида бедствий и катастроф.

Система гражданской обороны России была создана на базе местной противовоздушной обороны, которая существовала с 1932 по 1961 год. 4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — местной противовоздушной обороны СССР. Он (акт) определял цели, задачи и организационную структуру МПВО, которая стала предшественницей гражданской обороны.

13 июля 1961 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР МПВО была преобразована в Гражданскую оборону и утверждено «Положение о Гражданской обороне СССР». Значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, ей был придан общегосударственный и общенародный характер. Важное значение в условиях развития оружия массового поражения сыграло постановление от 4 ноября 1963 г. «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения».

Новое Положение о гражданской обороне было введено в действие постановлением от 18 марта 1976 г. Оно ориентировало систему гражданской обороны на защиту населения, главным образом, в условиях военного времени. При этом почти не уделялось внимания вопросам защиты от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.д. Недостатки данной системы в полной мере проявились во время аварии на Чернобыльской АЭС, следствием чего стало принятие постановления от 30 июля 1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны».

В 1993 году Россия стала полноправным членом Международной организации гражданской обороны (создана в 1972 г.), в которую входят 42 государства в качестве полноправных членов и 7 государств, имеющих статус страны наблюдателя. Сегодня система гражданской обороны организационно входит в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Правовые основы организации и деятельности системы гражданской обороны в России закрепил Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. в редакции Федерального закона от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ. Данный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

В соответствии с данным законом гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области гражданской обороны таковы:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Как видно из приведенного перечня, на гражданскую оборону возлагаются обширные задачи, выполнение которых требует соответствующего организационно-правового обеспечения.

Организация системы гражданской обороны возложена на органы государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает и вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны, выполняет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, руководит организацией и ведением гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения. Определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством и указами Президента Российской Федерации.

Во исполнение данных полномочий Правительство РФ приняло постановление от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны». Методическое руководство и контроль над деятельностью таких организаций возложен данным постановлением на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют мероприятия по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, принимают меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, принимают меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, контролируют состояние гражданской обороны.

Руководит гражданской обороной в Российской Федерации Правительство страны, а в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях — главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство России определяют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций. Например, Приказом Минздрава РФ от 3.07.2000 №242 утверждено Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны.

Для решения военных задач в области гражданской обороны создаются войска гражданской обороны, на вооружении которых находятся специальная техника и боевое оружие. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Для проведения единой политики в области гражданской обороны и обеспечения безопасности населения, а также для недопущения дублирования управленческих функций в рамках разграничения полномочий разработаны и подписаны соглашения между МЧС России и всеми субъектами Федерации о взаимной переуступке части полномочий.

Такое соглашение было подписано и между Правительством Москвы, Главным управлением МЧС России по городу Москве и Главным управлением ГОЧС Москвы, где часть полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий были делегированы федеральной структуре Главному управлению МЧС России по городу Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 15 марта 2005 года № 127-ПП «О реорганизации Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы» Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы реорганизовано в Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, а в административных округах Москвы созданы Территориальные агентства по обеспечению мероприятий гражданской защиты.

Таким образом, организация деятельности системы гражданской обороны в России осуществляется на прочной законодательной основе, при разработке и принятии которой был учтен отечественный и мировой опыт.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74227. Светодиоды. Структуры. Материалы 571 KB
  Для генерации полезного излучения такой носитель практически потерян. С увеличением температуры наблюдается уменьшение ширины запрещенной зоны и как следствие увеличение длины волны излучения. При любом механизме рекомбинации длина волны излучения определяется соотношением...
74228. Свойства полупроводников 583 KB
  Дискретные моноэнергетические уровни атомов составляющие твердое тело расщепляются в энергетические зоны. Наибольшее значение для электронных свойств твердых тел имеют верхняя и следующая за ней разрешенные зоны энергий. И наконец если ширина запрещенной зоны Eg лежит в диапазоне...
74229. Концентрация электронов и дырок в собственном полупроводнике 753.5 KB
  Напомним что значком ni принято обозначать концентрацию собственных носителей заряда в зоне проводимости и в валентной зоне. концентрация собственных носителей определяется в основном температурой и шириной запрещенной зоны полупроводника...
74230. Р-п переход. Образование и зонная диаграмма р-n перехода 1.57 MB
  Образование и зонная диаграмма рn перехода Электронно-дырочным или pn переходом называют контакт двух полупроводников одного вида с различными типами проводимости электронным и дырочным. Классическим примером pn перехода являются: nSi pSi nGe pGe.8 приведены зонные диаграммы иллюстрирующие этапы формирования электронно-дырочного перехода...
74231. Контакт металл – полупроводник. Барьер Шоттки 1.2 MB
  В зависимости от этих соотношений в области контакта могут реализоваться три состояния. Второе состояние соответствует условию обогащения приповерхностной области полупроводника дырками в pтипе и электронами в nтипе в этом случае реализуется омический контакт. И наконец в третьем состоянии приповерхностная область полупроводника обеднена основными носителями в этом случае в области контакта со стороны полупроводника формируется область пространственного заряда ионизованных доноров или акцепторов и реализуется блокирующий контакт или...
74232. Полупроводниковые диоды. Характеристики идеального диода на основе pn перехода 1.29 MB
  В зависимости от внутренней структуры типа количества и уровня легирования внутренних элементов диода и вольтамперной характеристики свойства полупроводниковых диодов бывают различными. Характеристики идеального диода на основе pn перехода Основу выпрямительного диода составляет обычный электроннодырочный переход. Как было показано в главе 2 вольтамперная характеристика такого диода имеет ярко выраженную нелинейность приведенную на рисунке 4. В прямом смещении ток диода инжекционный большой по величине и представляет собой...
74233. Аналитическая модель p – n – перехода Разновидности диодов 1.94 MB
  Варикапы Зависимость барьерной емкости СБ от приложенного обратного напряжения VG используется для приборной реализации. Функциональная зависимость емкости варикапа от напряжения определяется профилем легирования базы варикапа. В случае однородного легирования емкость обратно пропорциональна корню из приложенного напряжения VG. Задавая профиль легирования в базе варикапа NDx можно получить различные зависимости емкости варикапа от напряжения CVG линейно убывающие экспоненциально убывающие.
74234. Развитие феодальной экономики в Западной Европе в средние века 61 KB
  Расцвет феодализма в странах Западной Европы отмеченный экономическим подъемом основанным на внутренней колонизации освоении новых земель увеличении сбора сельскохозяйственных культур развитии животноводства; возрождении городов превратившихся в центры ремесленного производства и торговли. Развитие товарного производства и товарноденежных отношений сопровождалось коммутацией ренты появлением ярмарок кредитного дела банков. Расширялись товарноденежные отношения уничтожалась личная зависимость крестьян начался процесс...
74235. Становление индустриальной цивилизации. 68.5 KB
  Большую роль в разложении феодализма и генезисе буржуазных отношений сыграли географические открытия конца XV середины XVII в. середина XVI в.; португальские плавания к Индии и берегам Восточной Азии начиная с экспедиции Васко де Гама; испанские тихоокеанские экспедиции XVI в. Период русских и голландских открытий середина XVI середина XVII в.