66128

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В современных условиях когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Русский

2014-08-13

63 KB

0 чел.

Н. КОЗАЧУК

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В современных условиях, когда обычным явлением жизни стали чрезвычайные ситуации, большое значение имеет деятельность гражданской обороны как организационной структуры, созданной с целью предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

Вторая Всемирная конференция по гражданской обороне, проходившая в Аммане, Иордания (1994 г.), призвала правительства исходить из того, что концепция термина «гражданская оборона», содержащаяся в ст. 61 первого Дополнительного протокола 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г., должна распространяться не только на вооруженные конфликты и не ограничиваться лишь некоторыми гуманитарными задачами и катастрофами, происходящими в странах, вовлеченных в вооруженные конфликты. Термин «гражданская оборона» должен использоваться для обозначения любых гуманитарных действий, направленных на защиту жизни населения различных стран, его имущества и окружающей среды от любого вида бедствий и катастроф.

Система гражданской обороны России была создана на базе местной противовоздушной обороны, которая существовала с 1932 по 1961 год. 4 октября 1932 г. СНК СССР утвердил «Положение о противовоздушной обороне территории Союза ССР». Этим актом было положено начало деятельности централизованной общесоюзной организации — местной противовоздушной обороны СССР. Он (акт) определял цели, задачи и организационную структуру МПВО, которая стала предшественницей гражданской обороны.

13 июля 1961 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР МПВО была преобразована в Гражданскую оборону и утверждено «Положение о Гражданской обороне СССР». Значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, ей был придан общегосударственный и общенародный характер. Важное значение в условиях развития оружия массового поражения сыграло постановление от 4 ноября 1963 г. «О мероприятиях по защите населения страны от оружия массового поражения».

Новое Положение о гражданской обороне было введено в действие постановлением от 18 марта 1976 г. Оно ориентировало систему гражданской обороны на защиту населения, главным образом, в условиях военного времени. При этом почти не уделялось внимания вопросам защиты от последствий стихийных бедствий, техногенных катастроф и т.д. Недостатки данной системы в полной мере проявились во время аварии на Чернобыльской АЭС, следствием чего стало принятие постановления от 30 июля 1987 г. «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны».

В 1993 году Россия стала полноправным членом Международной организации гражданской обороны (создана в 1972 г.), в которую входят 42 государства в качестве полноправных членов и 7 государств, имеющих статус страны наблюдателя. Сегодня система гражданской обороны организационно входит в систему Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Правовые основы организации и деятельности системы гражданской обороны в России закрепил Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. в редакции Федерального закона от 9 октября 2002 г. № 123-ФЗ. Данный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

В соответствии с данным законом гражданская оборона — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи в области гражданской обороны таковы:

— обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

— предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

— проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

— проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

— борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

— обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

— восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

— срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

— срочное захоронение трупов в военное время;

— разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Как видно из приведенного перечня, на гражданскую оборону возлагаются обширные задачи, выполнение которых требует соответствующего организационно-правового обеспечения.

Организация системы гражданской обороны возложена на органы государственной власти Российской Федерации. Президент Российской Федерации определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает и вводит в действие План гражданской обороны Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск гражданской обороны, утверждает Положение о войсках гражданской обороны, выполняет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, руководит организацией и ведением гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок отнесения территорий к группам по гражданской обороне в зависимости от количества проживающего населения и наличия организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения. Определяет порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, порядок обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны в соответствии с законодательством и указами Президента Российской Федерации.

Во исполнение данных полномочий Правительство РФ приняло постановление от 10 июня 1999 г. № 620 «О гражданских организациях гражданской обороны». Методическое руководство и контроль над деятельностью таких организаций возложен данным постановлением на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций и контролируют их выполнение, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют мероприятия по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, принимают меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, принимают меры по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороной в состоянии постоянной готовности, организуют подготовку гражданских организаций гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и объекты гражданской обороны, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, контролируют состояние гражданской обороны.

Руководит гражданской обороной в Российской Федерации Правительство страны, а в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях — главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

В целях осуществления государственной политики в области гражданской обороны Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство России определяют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, и возлагает на него осуществление нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, имеет свои территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются службы гражданской обороны, а также службы гражданской обороны организаций. Например, Приказом Минздрава РФ от 3.07.2000 №242 утверждено Положение о федеральной медицинской службе гражданской обороны.

Для решения военных задач в области гражданской обороны создаются войска гражданской обороны, на вооружении которых находятся специальная техника и боевое оружие. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Для проведения единой политики в области гражданской обороны и обеспечения безопасности населения, а также для недопущения дублирования управленческих функций в рамках разграничения полномочий разработаны и подписаны соглашения между МЧС России и всеми субъектами Федерации о взаимной переуступке части полномочий.

Такое соглашение было подписано и между Правительством Москвы, Главным управлением МЧС России по городу Москве и Главным управлением ГОЧС Москвы, где часть полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров, предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий были делегированы федеральной структуре Главному управлению МЧС России по городу Москве.

Постановлением Правительства Москвы от 15 марта 2005 года № 127-ПП «О реорганизации Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы» Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы реорганизовано в Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, а в административных округах Москвы созданы Территориальные агентства по обеспечению мероприятий гражданской защиты.

Таким образом, организация деятельности системы гражданской обороны в России осуществляется на прочной законодательной основе, при разработке и принятии которой был учтен отечественный и мировой опыт.

PAGE  11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47473. Економіка підприемства 1.78 MB
  У пропонованому навчальному посібнику розглядаються діяльність сучасного підприємства як субєкта ринкових відносин, його ресурсне забезпечення, інфраструктура та організація виробничого процесу, а також основні фінансово-економічні результати діяльності в контексті сучасного законодавства щодо структурної перебудови, сучасної інноваційної та інвестиційної політики, державного регулювання економіки.
47474. Організація системи управління 970.5 KB
  3 формування ОСУ стратегічного типу Внесення стратегічних змін до структури підприємства завжди породжує проблему вибору рівня диференціації та інтеграції. Так створення окремих підсистем управління пов’язано з існуванням окремих суботочень підприємства і необхідністю урахування особливостей змін у них рис. Визначення стратегій це процес у якому враховуються всі аспекти зовнішнього та внутрішнього функціонування підприємства. Встановлюючи стратегії треба враховувати: типи реакцій на зміни умов у зовнішньому середовищі в попиті рівні...
47475. МАКРОЕКОНОМІКА ЯК НАУКА 1.18 MB
  СУКУПНІ ВИТРАТИ І ВВП Сукупні витрати і рівноважний ВВП Модель кругових потоків В основі макроекономічного аналізу лежить модель кругових потоків модель кругообігу ВВП модель кругообігу доходів та витрат. Серед показників які характеризують результати економічної діяльності країни центральне місце посідає валовий внутрішній продукт ВВП.
47476. НАЛОГОВЫЙ УЧЁТ И ОТЧЁТНОСТЬ 89.39 KB
  в ЗАО Альфа“ ЗАО Альфа является налогоплательщиком НДС произошли следующие операции: 1 поступила оплата за ранее отгруженную продукцию облагаемую НДС по ставке 10 в сумме руб.000 2 зачислен на расчетный счет аванс в счет предстоящей поставки товаров облагаемых по ставке 18 в размере руб.000 3 отгружены товары облагаемые по ставке 18 на сумму руб. НДС 18 руб.
47477. Анемии у детей 256 KB
  Дефицитные анемии являются самыми распространенными среди указанной нозологии. Апластические анемии встречаются значительно реже но являются наиболее злокачественными. Анемии – патологические состояния характеризующееся снижением гемоглобина в единице объема крови менее 110 г л у детей до 6 лет и менее 120 г л старше 6 лет чаще при одновременном уменьшении количества эритроцитов менее 4.
47479. Практический курс английского языка 2.89 MB
  Вторая часть каждого урока начинается с текста по теме, который дополняется диалогами, составленными авторами или заимствованными из английских учебников и лингафонных курсов. Работа над текстами второй части не предполагает углубленной языковой проработки (и не всегда требует полного перевода), она рассчитана на изучение их содержания и лексики и на практическую работу по использованию зтой лексики в устной речи
47480. Банківська справа. Методичні вказівки 350.5 KB
  Сутність грошей. Походження грошей. Роль держави у творенні грошей. Форми грошей та їх еволюція.