66131

ПРОБЛЕМЫ УТОЧНЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

В настоящее время в финансово-правовой науке считается что общественные отношения складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований то есть отношения которые в экономической науке именуются отношениями по поводу...

Русский

2014-08-14

87.5 KB

0 чел.

В. ПАРЫГИНА,

кандидат юридических наук

ПРОБЛЕМЫ УТОЧНЕНИЯ ПРЕДМЕТА ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО  ПРАВА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

В настоящее время в финансово-правовой науке считается, что общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, то есть отношения, которые в экономической науке именуются отношениями по поводу обращения публичных финансов, регулируются соответствующей самостоятельной отраслью права. Еще в советский период такую отрасль именовали финансовым или бюджетно-финансовым правом, а бюджетное право называли его крупнейшей подотраслью (или крупным, центральным «разделом», институтом). Как указывается в финансово-правовой литературе, под предметом финансового права понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

Таким образом, считается, что финансовое право регулирует общественные отношения в сфере публичной финансовой деятельности или публичных финансов. Отношения, складывающиеся в сфере частных финансов, регулируются предпринимательским, наследственным правом и отчасти нормами трудового, семейного права и права на социальное обеспечение. При этом указанная деятельность по обороту публичных финансов осуществляется в процессе функционирования финансовой системы. Согласно определению, ставшему в последние десятилетия в финансово-правовой литературе традиционным, финансовая деятельность государства и муниципальных образований понимается как урегулированная нормами права организационная деятельность, направленная на образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих  функционирование государства и муниципальных образований. Отметим, что в последние годы указанное определение, выработанное еще советской наукой, подвергается справедливой критике как изжившее себя и размывающее в изменившихся экономико-политических условиях предмет бюджетно-финансового права, но продолжает рассматриваться в финансово-правовой литературе в качестве аксиоматического.

Другой центральной категорией финансового права называют «финансы» (от лат. finare — окончательное разрешение денежного спора). Этот термин происходит от латинских слов finatio, finantia, finantia pecunaria, употреблявшихся в смысле обязательной уплаты любой денежной суммы. Как отмечали известные дореволюционные русские экономисты и финансисты В.А. Лебедев и И.И. Янжул, возможно, вследствие близости звуков со словами fien (хитрый), feinheit (ловкость) и erfinderisch (от finder — изобретательный) или потому, что сами соединялись в то время с разного рода притеснениями, слово «финансы» в Германии в XVI и XVII вв. имело дурное значение, заключало в себе элемент лукавства, вымогательства. Не в последнюю очередь это объяснялось тем, что основной задачей финансовой науки в тот период было создание не теоретически обоснованной и ясной системы налогообложения, а изыскание ловких, искусных приемов, коими старались обмануть народ, чтобы потребовать с него как можно больше денег. Например, известный немецкий финансист того времени Шотелиус финансы объяснял следующими выражениями: живодерство, лихоимство, а Себастиан Брант сопоставлял понятия: Untreu, Schinderei, Hass, Neid, Finanz — вероломство, грабеж, ненависть, зависть, финансы. Однако с XVI в. во Франции это слово употребляется уже в значении, близком к современному, а при Людовике XIV всевропейское употребление французского языка вытеснило с континента негативное немецкое значение слова «финансы»1.

Необходимо отметить, что в настоящее время, будучи важной частью категориального аппарата как юридической, так и экономической науки, финансы в экономических и правовых работах рассматриваются по-разному. В трудах по экономике устоявшимся определением рассматриваемой категории является понимание в широком и узком смысле. Финансы в широком смысле — это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в сферах: публичных (государственных)  финансов, кредитной системы, отраслей воспроизводственного процесса, вторичного финансового рынка, международных финансовых отношений.

Финансами в узком смысле считаются только государственные (публичные) финансы — система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. При этом такая терминологическая путаница в экономической литературе объясняется совокупностью двух факторов. Во-первых, «в экономической науке, как ни в какой другой, существует терминологическая путаница, приводящая … к междисциплинарной путанице»2. Во-вторых, в советское время в условиях превалирования государственной собственности понятия «финансы» и «государственные финансы» означали одно и то же. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что некоторые экономисты все же идентифицировали финансы с ресурсами. Затем, с крушением социалистического государства, все спуталось, и, благодаря заимствованиям из американской экономической литературы, термин «финансы» распространился на все денежные отношения, в том числе «и на денежные отношения негосударственных организаций, и на банковское дело, и домашнее хозяйство, и вообще на все, что связано с движением денег»3.

В юридической литературе под финансами понимаются только собственно публичные финансы. В конце позапрошлого века Б.Н. Чичерин писал, что государственные финансы — это натуральные и денежные средства, служащие для удовлетворения государственных потребностей. В свою очередь, управление финансами имеет предметом:

1) определение количества доходов и расходов, то есть составление сметы, которая в отношении к общему государственному хозяйству называется также росписью, или бюджетом;

2) взимание доходов и управление теми источниками, которые находятся в руках государства;

3) государственный кредит;

4) хранение доходов и обращение их на расходы, что составляет казначейскую часть;

5) контроль4.

Наиболее часто используется следующее определение: финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, при осуществлении которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта5. При этом государственные финансы, как правило, определяются через перечисление их экономического и материального содержания:

1) в экономическом смысле — это система денежных отношений, в процессе которых формируются государственные и муниципальные денежные фонды в результате распределения и перераспределения национального дохода;  

2) в материальном смысле (по своему материальному содержанию) — это денежные фонды государства и муниципальных образований, мобилизуемые и используемые для публичных целей.

Такое традиционное для финансово-правовой науки понимание финансов как отношений (а не денежных средств, по поводу которых и возникают финансовые правоотношения) в литературе6 справедливо критикуется за смешение понятий «финансы» и «финансовые правоотношения».

Как уже указывалось, под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. При этом следует учитывать, что указанное определение предметной области финансового права разработано финансово-правовой наукой еще в советский период и ревизовалось лишь в части отдельного упоминания о муниципальных образованиях. Между тем в настоящее время указанные общественные отношения во многом утратили ту однородность, которая была им присуща в советский период централизованного управления народным хозяйством и финансами.

Поэтому нередко специалисты отмечают (Н.А. Куфакова, Д.В. Винницкий и др.), что на настоящем этапе финансовое право все больше обретает комплексный характер. В свою очередь, общественные отношения, возникающие в сфере формирования, функционирования и развития бюджетной системы Российской Федерации, составляют предметную область бюджетного права как самостоятельной отрасли российского права.

Основным методом правового регулирования финансового права в литературе традиционно называют публично-правовой метод властных предписаний. Между тем в настоящее время в сфере регулирования финансовой системы  все больше используются и частноправовые методы правового воздействия (например, определенное значение приобретают публичные договоры в сфере управления финансами и бюджетные и налоговые договоры).

Таким образом, необходимо обратить внимание на следующее немаловажное обстоятельство. В финансово-правовой литературе (в первую очередь в большинстве учебников по финансовому праву), на различных конференциях и симпозиумах по финансовому праву нередко выдвигается в качестве неоспоримого тезис о незыблемости и вечности финансового права, которое было и будет всегда и, по утверждениям некоторых специалистов, даже «родилось едва ли не в первобытном обществе, когда первый самый сытный кусок пойманного мамонта полагался в виде налога самому уважаемому члену человеческой стаи (вождю)». Однако такое положение вещей, к сожалению, не бесспорно, а мнение о существовании в отечественной правовой системе единой самостоятельной отрасли права, призванной регулировать все вопросы в сфере обращения публичных финансов, не единственное.

Еще на советском этапе развития отечественной юридической наук в работах различной отраслевой направленности существовало по меньшей мере три принципиально противоположных подхода к этому вопросу. Последовательные сторонники таких точек зрения есть и в современной российской юридической науке. Рассмотрим указанные подходы к определению отраслевой принадлежности бюджетных (бюджетно-финансовых) отношений более подробно.

Во-первых, довольно большая группа ученых (административистов, цивилистов и государствоведов), в числе которых могут быть названы М.М. Агарков, М.Д. Шаргородский, О.С. Иоффе, С.С. Алексеев и многие другие, считали, что указанные отношения, формирующиеся в процессе функционирования бюджетной (бюджетно-финансовой) системы, регулируются не самостоятельной отраслью права, а государственным или административным правом7. Отметим, что такая позиция часто встречается и в современных работах (О.В. Бойков, М.Ю. Евтеева и др.)8. Таким образом, и на постсоветском этапе развития отечественной аналитической юриспруденции многие административисты и специалисты по конституционному праву также отказывают финансовому (бюджетному, бюджетно-финансовому) праву в отраслевой самостоятельности, считая его частью административного права.

Во-вторых, необходимо отметить довольно многочисленную группу ученых (В.К. Райхер, В.К. Андреев, И.С. Гуревич, Н.А. Куфакова, Д.В. Винницкий и многие др.), которые, отказывая финансовому праву в отраслевой самостоятельности, тем не менее рассматривают его в качестве комплексного образования (комплексной отрасли права). При этом составными частями этого комплексного образования называются такие формирующиеся самостоятельные отрасли российского права, как бюджетное и налоговое право, валютное и банковское право или его подотрасль — право денежного обращения (эмиссионное и расчетное право). Отметим, что мысль эта не нова. Например, еще в 1960 — 70 гг. И.С. Гуревич писал, что «есть доказательства в пользу признания финансового права комплексной отраслью права, состоящей из пяти отраслей: 1) бюджетное право; 2) налоговое право; 3) банковское право; 4) страховое право; 5) правовая организация сберегательного дела»9. Из современных работ назовем труды Д.В. Винницкого, который аргументированно ставит вопрос о комплексном характере финансового права, а также работы Г.А. Тосуняна и А.А. Тедеева, доказательно и исчерпывающим образом обосновавших соответственно самостоятельный отраслевой характер банковского права и налогового права. Кроме того, отметим, что Н.А. Куфакова также придерживается мнения о комплексности финансового права, такую точку зрения она высказывала на конференциях и научных симпозиумах10.

Наконец, третья точка зрения зиждется на признании того, что общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, регулируются самостоятельной отраслью права — финансовым правом. Понимание места финансового права в правовой системе долгие годы было дискуссионным, но мнение о его отраслевой самостоятельности довольно распространено в бюджетно-правовой науке, особенно в литературе по финансовому праву (в которой, правда, порой вообще не указывается на наличие в науке финансового права каких-либо дискуссий). Но среди апологетов такого подхода есть и определенные «тактические» разногласия. Внутри такой позиции существует спор о моменте выделения (возникновения) финансового права. Поэтому в зависимости от взгляда на этот вопрос сторонники отраслевой самостоятельности финансового права условно подразделяются на две подгруппы. Согласно воззрениям первых, финансовое право сформировалось как самостоятельная отрасль права, выделившись из государственного и (или) административного права. Подобного подхода придерживаются такие ученые, как М.В. Карасева, Р.О. Халфина, С.Д. Цыпкин, Б.Н. Иванов, Э.Д. Соколова и др.

Согласно второй позиции, финансовое право не выделялось из какой-либо другой отрасли, а возникло как самостоятельная отрасль права одновременно с административным и государственным правом. Сторонники такого подхода — Е.Ю. Грачева, Н.И. Химичева, М.И. Пискотин, О.Н. Горбунова, А.И. Худяков, В.В. Бесчеревных, Е.А. Ровинский, М.А. Гурвич и др. При этом обоснованно отмечается, что при всей привлекательности обоих подходов обстоятельного анализа исторического материала, законодательства Российской империи, который и позволил бы определить правильную точку зрения, в отечественной науке до сих пор не предпринималось11.

Кроме того, необходимо отметить, что в советский период неоднократно разгорались споры о наименовании и границах отрасли. Напомним, что в первые десятилетия советской власти в системе советского социалистического права выделялась такая отрасль, как бюджетное право. Затем необходимость в такой отрасли отпала, но в связи с бюджетной и налоговой реформами 1930 г. оно вновь ненадолго появилось в догме права, во время же административных преобразований 1940 г. была предпринята попытка его возродить в виде административно-финансового права. И лишь начиная с 1950 — 60-х гг. постепенно начинает все шире использоваться наименование «финансовое право» (в первую очередь в работах Р.О. Халфиной и Е.А. Ровинского)12. Однако существование такой отрасли права, тем не менее, ставилось под серьезнейшее сомнение многочисленными «научными атаками» представителей других направлений юриспруденции (в первую очередь административистами и государствоведами). Таким образом, только к 1980 — 90 гг. постепенно начинает находить точки опоры позиция, согласно которой финансовое право может пониматься как обособившаяся часть государственного и административного права или возникшая одновременно с ними общность правовых норм, выделяющаяся в самостоятельную отрасль права в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением. То есть очевидно, что в советский период финансовое право так и не успело сформироваться как самостоятельная отрасль права. Еще более определенно об иллюзорности советского периода существования финансового права высказывается Е.М. Ашмарина, которая пишет, что, во-первых, официальное существование финансового права как самостоятельной отрасли в настоящее время «кратковременно»13, во-вторых, в СССР «до 90-х годов прошлого столетия (в период советского строя) финансовое право не обособлялось в самостоятельную отрасль, а входило структурно в государственное и административное право»14. Свою позицию она подкрепляет ссылкой на учебник О.Н. Горбуновой, указывая, что однако «уже в тот период велась дискуссия относительно места финансового права как самостоятельной отрасли в системе советского права»15. Кроме того, отметим, что в современной литературе распространено понимание и наименование финансового права как «бюджетно-финансового права», в том числе и в работах по теории права.   

Таким образом, представляется, что последняя точка в научной дискуссии о месте и значении финансового права еще не поставлена,  что объясняется в первую очередь очевидным перерождением отраслей права финансового цикла в условиях перехода к рыночным отношениям. В советский период финансовое право долгие годы занимало в числе других отраслей права и юридических наук весьма скромное место16. Основной массив регулируемых им отношений носил бюджетно-учетный характер. Однако после 1991 года в связи с глубинными преобразованиями российской государственности и реформированием экономики произошло адекватное этим процессам «семимильное», бурное развитие налогового, валютного и банковского права17. Продолжается формирование и становление (а в ряде случаев восстановление) банковской, денежной и налоговой систем страны.

Естественно, эти процессы не могут не ставить перед финансовой наукой совершенно новые по сравнению с советским периодом задачи. Более того, первейшей необходимостью становится пересмотр существующей, по сути все еще «советской», финансово-правовой доктрины, которую необходимо привести в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Может быть, поэтому в последние годы все чаще в научных кругах обсуждается тезис о наличии в структуре системы российского права целой семьи финансово-правовых отраслей (бюджетное право, налоговое право, валютное право, банковское право и т.д.). При этом каждая из указанных составных частей этой семьи отраслей выступает формирующейся (или сформировавшейся) самостоятельной отраслью российского права. Безусловно, центральное место в семье финансово-правовых отраслей должно отводиться бюджетному праву, которое обладает системообразующими, цементирующими всю семью отраслей признаками. Не случайно бюджетное обеспечение функционирования государства — важная составляющая государственного суверенитета, которая служит выполнению государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных функций. Структура, организационные и функциональные свойства бюджетной системы любого государства исчерпывающим образом характеризуют (а в ряде случаев и определяют) политический режим этого государства. Сущность бюджета проявляется «в тех общественных отношениях, которые связаны с концентрацией и использованием его средств»18.

При этом чаще всего в литературе бюджетное право определяется следующим образом. Бюджетное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере бюджетного процесса, по поводу планирования формирования, а равно по распределению и использованию федерального, регионального и местного бюджетов, а также государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов, осуществлению бюджетного контроля и защите бюджетных прав и законных  интересов участников таких отношений.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения по поводу планирования, формирования, распределения и эффективного использования бюджетов, а также государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов, которые в совокупности и именуются бюджетными правоотношениями. Эти правоотношения, как правило, возникают, преобразуются и прекращаются в рамках бюджетного процесса. При этом под таким бюджетным процессом понимается регламентируемая нормами бюджетного права процедура планирования формирования, распределения, использования бюджетов, контроля над таким использованием и охранительные мероприятия (применение мер государственного принуждения), направленные на эффективность всего рассматриваемого процесса.

Представляется, что отношения по непосредственному формированию бюджетов, а также государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов (суть есть правоотношения по «добыванию публичных доходов») не входят в предмет бюджетного права. Эти отношения регулируются соответственно нормами налогового права (в части налоговых доходов бюджетов), административного (в части неналоговых доходов в виде сумм штрафов за административные правонарушения) и гражданского права (в части неналоговых доходов от использования публичного имущества и ценных бумаг). Бюджетное право регулирует только порядок планирования таких доходов при составлении бюджета (на первой стадии бюджетного процесса).

Таким образом, бюджетные правоотношения сложносоставные и могут быть подразделены на следующие виды:

1)  общественные отношения в сфере планирования формирования средств федерального бюджета;

2) общественные отношения в сфере планирования формирования средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

3) общественные отношения в сфере планирования формирования средств местных бюджетов;

4) общественные отношения в сфере планирования формирования средств государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов;

5)  общественные отношения в сфере распределения средств федерального бюджета;

6) общественные отношения в сфере распределения средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

7) общественные отношения в сфере распределения средств местных бюджетов;

8) общественные отношения в сфере распределения средств государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов;

9) общественные отношения в сфере использования средств федерального бюджета;

10) общественные отношения в сфере использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

11) общественные отношения в сфере использования средств местных бюджетов;

12) общественные отношения в сфере использования средств государственных и местных (муниципальных) внебюджетных фондов;

13) общественные отношения, возникающие в процессе государственного и муниципального бюджетного контроля;

14) общественные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за нарушения законодательства в бюджетной сфере (защите бюджетных прав и законных интересов субъектов бюджетного права).

1 См.: Лебедев В.А. Финансовое право. Т. 1. Вып. 1. — СПб., 1882. — С. 4—5; Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. 3-е изд. — СПб., 1898. — С. 14—15.

2 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти; — М.: Юрайт-М, 2002. — С. 9.

3 Там же. С. 10.

4 См.: Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. 3 т. — Москва: Типография т-ва И.Н. Кушнерев и К, 1894.

5 См., напр.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001. — С. 19.

6 См., напр.: Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Финансовое право: Конспект лекций и схемы. Учеб. пособие. — М., 2002. — С. 12.

7 См., напр.: Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. — М.: Юрид. лит., 1961. — С. 25—32; Агарков М.М. Предмет и система советского гражданского права // Советское государство и право. — 1940. — № 8 — 9. — С. 63; Шаргородский М.Д., Иоффе О.С. О системе советского права // Советское государство и право. — 1957. — № 6. — С. 106—109 и др.

8 См., напр.: Бойков О. Часть первая Налогового кодекса: новое для арбитражных судов // Вестник ВАС РФ. — 1998. — № 11, и др.

9 Гурвич И.С. Правовые проблемы расчетных и кредитных отношений: Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. — Ленинград: Изд-во Ленинградского государственного университета, 1972. — С. 6.

10 В частности, такая позиция была заявлена Н.А. Куфаковой на конференции, посвященной 10-летию кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА 23-24 сентября 2004 г.

11 См.: Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. — СПб., 2003. — С. 81.

12 См.: Халфина Р.О. Вопросы советского административного и финансового права. — М., 1952. — С. 194—195; Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. — М.: Госюриздат, 1960.

13 Ашмарина Е.М. Некоторые аспекты расширения предмета финансового права в Российской Федерации: проблемы и перспективы: Монография. — М.: Полиграф ОПТ, 2004. — С. 42.

14 Там же. — С. 37.

15 Там же.

16 См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — С. 12.

17 См.: Крохина Ю.А. Введение // В кн.: Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина. — М.: НОРМА, 2003. — С. XII; Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева; — М.: Юристъ, 2001. — С. 5.

18 Финансовое право: Учебник. / Под ред. О.Н.Горбуновой; — М.: Юрист, 2000. — С. 131.

PAGE  16


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20836. Учет и анализ стипендиального фонда и расчетов со стипендиатами 438 KB
  Изучение, систематизация и обобщение практического материала и теоретических знаний по вопросов учёта расчётов со стипендиатами и анализа стипендиального фонда.
20837. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ООО «ЭДЕМ» 348.5 KB
  Для решения поставленных задач выпускная квалификационная работа разделена на три главы. Первая глава содержит теоретические основы бухгалтерского учета расчетов по оплате труда, формы, виды системы оплаты труда, Вторая глава рассматривает применяемые на практике способы учета оплаты труда порядок начисления и удержания из заработной платы в анализируемой организации.
20838. Мотивация персонала 96.5 KB
  Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится, связано ли это с ним самим, с начальником, с работой. Усилия работника пока не сказываются на производительности. Он легко контактирует с сослуживцами
20839. Ррезонансні частоти та форми власних коливань 1.09 MB
  В конструкціях машинобудівної, авіаційної, приладобудівної та суднобудівної промисловості широко використовуються конструктивні елементи, що представляють собою циліндричні оболонки. Ці елементи складають по вазі порівняно невелику частину конструкції, але суттєво впливають на її міцність і жорсткість.
20840. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АГРОЭКОТУРИЗМА В РОССОНСКОМ РАЙОНЕ 1.03 MB
  Провести мониторинг посещаемости агроэкоусадеб района за 2006-2011 гг. Провести анализ экономической среды агроусадеб. Обосновать рекомендации по развитию туризма в районе.
20841. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению 410.62 KB
  Предметом исследования был бухгалтерский финансовый учет. Объектом исследования послужил учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению в организациях на основе данных экономической литературы, нормативно-правовых актов, интернет ресурсов и данных журналов и экономических газет.
20842. Точечный массаж 389.5 KB
  Многочисленные клинико-физиологические исследования, проведенные в нашей стране, показали, что описанные точки обладают специфическими особенностями, отличающими их от окружающих участков кожи: относительно низким кожным сопротивлением, высоким электрическим потенциалом, высокой кожной температурой и болевой чувствительностью
20843. Технологічні процеси ручної і механічної обробки деталей виробів. ТВ-6, призначення та використання. Правила безпечної роботи на верстаті 197 KB
  Складові власного капіталу відбивають суму, яку власники (засновники) передали в розпорядження підприємства як внески чи залишили у формі нерозподіленого прибутку, або суму, що її підприємство одержало у своє розпорядження ззовні (від інших підприємств) без повернення.
20844. З’єднання деталей з деревини. Шипові з’єднання. Види шипового з’єднання, призначення та порядок їх виконання 59 KB
  Шипові з’єднання. Види шипового з’єднання призначення та порядок їх виконання. На сьогоднішньому уроці ми вивчаємо З’єднання деталей з деревини.