66133

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКОМ РОССИИ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Статья 1 Федерального закона О банках и банковской деятельности содержит следующее определение кредитной организации: Кредитная организация юридическое лицо которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального...

Русский

2014-08-14

89.5 KB

2 чел.

М.С. ПЕТРОВ,

аспирант

ЦЕЛИ И СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

БАНКОМ РОССИИ

Понятие государственного регулирования теснейшим образом связано с государственным управлением1, однако ему не тождественно. Если под государственным управлением принято понимать властные воздействия субъекта государственного управления на его объект, изменяющие его состояние в соответствии с целями управления, то государственное регулирование явно иное.

В теории социального управления, которая является родовой для управления государственного, существует понятие управленческого цикла, который представляет собой совокупность функций управления.  Их последовательное систематическое осуществление и позволяет достичь целей управления.

Надо отметить, что в различных источниках число этих функций может существенно различаться и единой точки зрения по этому поводу нет. Однако во многих исследованиях, где затрагивалась данная проблема, подчеркнуто, что государственное управление по своему содержанию шире понятия государственного регулирования, поскольку прежде всего направлено на изменение состояния объекта управления, перевод его из одного состояния в другое. В противовес этому государственное регулирование обычно не преследует целей изменения состояния объекта управления, если, конечно, оно не выходит за пределы допустимого, а, напротив, направлено на поддержание его устойчивого состояния и создание условий для дальнейшего развития. Да и в целом в содержании управленческого цикла регулирование предстает как одна из функций управления, т.е. его часть.

Поэтому, например, правовое воздействие, которое в широких социологических интерпретациях также сводят к форме государственного управления, тоже характеризуют понятием регулирования, поскольку с его помощью задаются и поддерживаются рамки дозволенного функционирования регулируемых объектов, в том числе и с помощью создаваемых в этих целях систем государственного управления2. Вообще же, государственное управление, немыслимое вне и без права, многоаспектно, о чем немало писалось в конце 70-х — начале 80-х годов в русле назревавших в стране реформ3.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»4, подвергшийся радикальной редакции в 1996 году, устанавливает достаточно независимый статус кредитных организаций от органов государственной власти и управления, определяя особый порядок государственного регулирования как самих кредитных организаций, так и осуществляемой ими банковской деятельности. Без уяснения этих вопросов невозможно определить и данный вид государственного регулирования.

Статья 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержит следующее определение кредитной организации: «Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество».

В законодательной дефиниции есть по меньшей мере три момента, обращающих на себя внимание с позиций настоящей статьи. Первый состоит в том, что сама деятельность кредитной организации невозможна без лицензии Центрального банка, т.е. без предварительного акта государственного управления. С учетом сказанного выше о различии государственного управления и государственного регулирования в данном случае следует, видимо, использовать термин «регулирование», поскольку данный акт направлен именно на регулирование банковской системы Российской Федерации, дополняя ее новым элементом. Итак, имея в виду законно созданную кредитную организацию, законодатель одновременно предполагает в качестве ее непременного атрибута и государственное регулирование.

Второе, на что необходимо обратить здесь внимание, — это содержащееся в дефиниции указание на то, кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Согласно части 1 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации5, хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. При этом часть 3 данной статьи предусматривает, что хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.

Наконец, третье — это специальное указание в анализируемой законодательной дефиниции на то, что кредитная организация определяется как организация, которая имеет право осуществлять банковские операции, которые определены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

В части 2 данной статьи эти банковские операции специально перечислены. В их состав входят:

привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

— размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Очевидно, этот перечень носит закрытый характер. Он не может быть расширен кредитной организацией или кем-либо другим произвольно, иначе как через изменение данной нормы Федерального закона. Отсюда сразу же следует вывод об установлении жестких границ банковской деятельности основанным на Законе государственным регулированием, а также о неотъемлемости банковской деятельности от государственного регулирования. Иначе говоря, там, где нет государственного регулирования кредитных организаций, не может быть и легальной банковской деятельности6. Если же она лишена этого качества, то, кроме анархии и произвола, от осуществления такой банковской деятельности ничего ожидать невозможно. Российские примеры начала 90-х годов, когда в финансовой сфере множились пирамидальные структуры, отнимавшие деньги у населения и у государства из-за действий нерадивых коррумпированных чиновников, — яркое тому подтверждение.

Законодатель предусмотрел возможность ее осуществления только в особой системе государственного регулирования. Поэтому в целом государственное регулирование кредитных организаций и их деятельности первично в отношении их самих. Невозможно стать кредитной организацией, не войдя предварительно в установленном государством порядке в систему государственного регулирования всей осуществляемой в стране банковской деятельности.

Отсюда следует закономерный вывод: легальная банковская деятельность формируется государственным регулированием, которое является источником и основным вектором ее развития.

Такое несколько парадоксальное положение вполне понятно, если учесть ту роль, которую играет финансовое обращение в современной экономике и социальной жизни. Преувеличить ее просто невозможно. Финансы — это кровь современной жизни, и если они не будут должным образом регулироваться со стороны публичных интересов, т.е. государства,  то невозможно будет обеспечить не только успешное функционирование, но и элементарную целостность, само существование лишенного государственного регулирования финансов общества.

Не лишне отметить, что и онтологически появившиеся во времена рыночных преобразований кредитные организации возникали на основе существовавшей ранее монопольной системы государственных банков. Поэтому ее разгосударствление вылилось в то, что первоначальное жесткое государственное управление в этой сфере сменилось государственным регулированием новых негосударственных субъектов банковской деятельности.

И еще довольно парадоксальное следствие, вытекающее из сказанного. Согласно законодательной дефиниции, большинство кредитных организаций действуют в целях получения прибыли. Значит, в их деятельности должен был бы превалировать частный интерес. Тем не менее удовлетворение этого интереса сопряжено с интересами самого государства и других частных лиц и может их ущемить. Поэтому путем государственного регулирования в деятельность кредитных организаций привносится и нередко становится доминирующим публичный интерес, связанный с обеспечением прав и законных интересов вкладчиков и других лиц, которые доверяют свои средства или активы кредитной организации. И чем больше государственное регулирование кредитных организаций ставит во главу угла публичные интересы, связанные с защитой прав и законных интересов других лиц, тем прочнее и надежнее становится банковская система страны, тем выше доверие вкладчиков к кредитным организациям, тем значительнее объем выполняемых ими операций и, таким образом, получаемая кредитными организациями прибыль.

Круг замкнулся. Вне государственного регулирования не может существовать и легальная кредитная организация. И чем выше степень участия государственного регулирования в обеспечении публичного интереса, состоящего  в защите лиц, чьи средства используют кредитные организации, тем выше их собственная коммерческая эффективность7.

Помимо этого, государственное регулирование в целях обеспечения публичных интересов, состоящих в обеспечении эффективности денежного обращения, нередко накладывает на кредитные организации дополнительные обременения, которые в целом опять же ведут к процветанию всей банковской системы и не допускают монополизма в этой сфере.

Последнее крайне опасно, поскольку финансы — оборотная сторона политики, а даже частичный выход их из-под государственного контроля или неразумное государственное регулирование финансовой сферой чреваты серьезнейшими политическими и экономическими потрясениями. Типичный пример — российский дефолт 1998 года, последствия которого еще и сегодня сказываются на активности инвесторов, на так называемом бегстве капиталов и недоверии населения к отечественным кредитным организациям. Любое действие, всерьез подрывающее стабильность банковской системы, следует расценивать как негативное. Недопущение подобных ситуаций — одна из центральных задач государственного регулирования кредитных организаций.

Характеризуя его сущность, обратим внимание на то, что кредитные организации, немыслимые в современном обществе вне поля государственного регулирования, с одной стороны, и непосредственно включенные в гражданский оборот — с другой, являются организациями, действующими одновременно как в рамках публичного, так и частного интересов. Поэтому и государственное регулирование кредитных организаций не может осуществляться в обычных формах, свойственных исполнительной власти. Отсюда особая роль и статус центрального органа государственного регулирования кредитных организаций — Центрального банка Российской Федерации (Банка России)8.

Как субъект государственного регулирования деятельности кредитных организаций, Банк России осуществляет их регистрацию, лицензирование, контроль и надзор за их деятельностью, ведет текущее администрирование путем издания различного рода обязательных к исполнению регламентов.

Но, как организация, включенная в сферу гражданского оборота, Центральный банк тесно взаимодействует с кредитными организациями при принятии серьезных решений. И здесь государственное регулирование как бы растворяется в коллегиальных формах взаимодействия кредитных организаций, одна из которых является головной и при необходимости может прибегать к административно-правовым воздействиями в отношении своих коллег.

Так, статья 77 Федерального закона устанавливает, что Банк России взаимодействует с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, проводит консультации с ними перед принятием наиболее важных решений нормативного характера, представляет необходимые разъяснения, рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк России обязан давать в письменной форме ответ кредитной организации по вопросам, отнесенным к его компетенции, не позднее чем в месячный срок со дня получения письменного запроса кредитной организации. При необходимости срок рассмотрения указанного запроса может быть продлен Банком России, но не более чем на один месяц.

В целях взаимодействия с кредитными организациями Банк России имеет право создавать с привлечением представителей кредитных организаций действующие на общественных началах комитеты, рабочие группы для изучения отдельных вопросов банковского дела9.

При этом Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, за исключением случаев, когда он принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

Таким образом, пока речь не идет о противопоставлении кредитных организаций публичным функциям и задачам Банка России как органа государственной власти, его отношения с потенциальными субъектами государственного регулирования — коммерческими организациями — носят коллегиальный характер и, в силу этого, способны в рамках Закона оказывать неформальное влияние на принятие жизненно важных для себя решений, не прибегая для этого к скрытому лоббированию своих интересов. Поэтому государственное регулирование кредитных организаций Банком России носит весьма демократичный характер, намного более глубокий, чем могут это себе позволить органы исполнительной власти, также создающие при себе общественные консультативные советы.

Однако важность публичных функций Банка России и его независимость диктуют жесткую централизацию в его организационной структуре, особенно в том, что касается его статуса юридического лица. Так, согласно статье 84 Федерального закона, территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи же и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России10, утверждаемым Советом директоров.

В целом же публично-правовая сторона сущности государственного регулирования Банком России определяет его жесткую централизацию по всем направлениям деятельности, которая резко контрастирует с гражданско-правовым статусом этой специфической организации, где она вступает в обширные коллегиальные отношения с другими регулируемыми ею кредитными организациями. Подчеркнем, характер этих отношений не административно-правовой, однако они вписываются в специфику государственного регулирования, осуществляемого Банком России.

Банк России широко использует в государственном регулировании кредитных организаций свой статус одной из кредитных организаций и выступает здесь от лица государства, поскольку задействует в публично-правовых целях государственные финансы.

Принято выделять две основные договорные формы взаимодействия Центрального банка и кредитных организаций: корреспондентский счет как основу такого взаимодействия и государственное кредитование, осуществляемое Центральным банком.

Банковский счет — необходимое средство организации и осуществления расчетов, включая и кредитные операции. Открытие и ведение банковских счетов, согласно п. 3 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», относится к банковским операциям, которые могут совершаться лишь банками и другими кредитными организациями (например, клиринговыми палатами), имеющими необходимую для этого лицензию. Юридически банковский счет является формой договора, заключенного между банком и клиентом. Договорные отношения составляют бесспорный предмет гражданско-правового регулирования. Поэтому банковское законодательство, включая, разумеется, и акты Банка России, в этой сфере, безусловно, подчиняется общим правилам ГК РФ11. Тем не менее здесь есть особенности, открывающие поле для государственного регулирования банковской деятельности и самих кредитных организаций.

В связи с этим стоит отметить, что правовое регулирование института банковского счета ведется на основе большого количества нормативно-правовых актов различного юридического значения и, что крайне важно, относящихся к различным отраслям законодательства. Они предназначены для того, чтобы:

— определить границы и содержание института банковского счета, в частности, охватываемую им совокупность прав и обязанностей органов государства, банка, клиента;

— регламентировать, предварительно установив, виды, режимы счетов и связанные с этим виды правоотношений;

— установить пределы свободы воли банка и клиента, определив, что не подлежит изменению по воле сторон и в каких пределах права и обязанности зависят от желания банка и клиента;

— найти необходимые средства выражения интересов банка и клиента;

— регламентировать совокупность средств, предоставленных законом для защиты прав и интересов клиента и банка, в случае нарушения тех или иных правил и условий договора и ведения арбитражного спора12.

В основу правового регулирования банковского счета необходимо положить ряд теоретических утверждений:

— институт банковского счета является комплексным по своей правовой природе и объединяет в себе публично-правовые и частноправовые аспекты;

— в правоотношения по поводу банковского счета вступают экономически и юридически неравные партнеры, поэтому необходимо предусмотреть дополнительные ограничения прав более сильного партнера и гарантии для более слабого;

— банковский счет — форма предпринимательской деятельности банка и позволяет ему привлекать и использовать в своей деятельности средства клиентов;

— банковский счет является необходимым условием конституирования предпринимателей и юридических лиц, для которых хранение денег на счете является нормативной обязанностью;

— правовое регулирование отношений, связанных с банковским счетом, может осуществляться на различных уровнях, но минимум прав клиента должен устанавливаться законодательно.

Банковский счет следует рассматривать как правоотношения с множественным составом участников по поводу хранения и движения денег. В этом множественном составе необходимо выделить, прежде всего, публично-правовые субъекты в виде налоговых органов государства и Банка России, и только затем частно-правовые  субъекты в виде конкретного банка и клиента, заключающих договор.

Итак, в связи с банковским  счетом возникают правоотношения прежде всего между коммерческим банком и Банком России и между коммерческим банком и налоговым органом, а уже затем — между клиентами банка и налоговыми органами. Заключительный ряд образуют договорные правоотношения между банком и клиентом. При этом правовое регулирование строится таким образом, что содержание и пределы договора предопределяются предыдущими уровнями правоотношений  и их содержанием13. Иначе говоря, интересы публичного государственного регулирования всегда превалируют здесь над частными.

Следующим главным инструментом Банка России как юридического лица, используемым для государственного регулирования кредитных организаций, является кредитование.

Банковский кредит как экономическая категория — одна из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых временно свободные денежные средства государства, физических и юридических лиц, аккумулированные кредитными организациями, предоставляются организациям и гражданам. Банковское кредитование создает необходимые условия, при которых имеется возможность восполнить за счет средств других  субъектов недостаток собственных денежных средств для различных потребностей, требующих дополнительных капиталовложений14.

Таким образом, по своему целевому экономическому назначению банковское кредитование призвано компенсировать хозяйствующим субъектам временно недостающие денежные средства для ведения предпринимательской деятельности15.

Законодательством России предусмотрено ограничение предельного размера процента за пользование банковским кредитом. При предоставлении банком клиенту кредита за счет  централизованных кредитных ресурсов банковская процентная ставка не должна превышать процентную ставку  Банка России  более чем на 3 %. Это так называемая принудительная маржа. Здесь ясно просматривается косвенное государственное регулирование банковского кредита Банком России.

С точки зрения рассматриваемой проблемы следует отдельно остановиться на кредитах, предоставляемых кредитным учреждениям Банком России. Особенности такого кредитования обусловлены тем, что:

— Банк России является основным проводником денежного кредитного регулирования экономики;

— в соответствии со ст. 36 Закона о ЦБ Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов, применяя выборочные методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита: «кредитные потолки», то есть прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд; регламентацию условий выдачи конкретных видов кредитов;

— повышая или понижая процентные ставки, Банк России оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что, в свою очередь, влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса (ст. 37 Закона о ЦБ);

— Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами (золотом и другими драгоценными металлами, иностранной валютой, векселями) — ст.46 Закона о ЦБ;

— Банк России принимает меры по защите вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений кредитных организаций; он же является для них кредитором последней инстанции организаций (ст. 4 Закона о ЦБ).

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов (ст. 4, 35, 40 Закона о ЦБ).

В заключение отметим, что после того, как  была ликвидирована государственная монополия  в сфере кредитования  и выдача кредитов стала осуществляться разнообразными коммерческими банками, банковский кредит превратился в форму перемещения ссудного капитала и покрытия временных финансовых недостач физических и юридических лиц, в том числе и самих кредитных организаций.

Принципы банковского кредитования закрепляются законодательно, а также могут быть выведены из практики. Сюда относятся срочность, возвратность и возмездность, целевое использование, обеспеченность и дифференцированность. При этом кредиты Банка России — одна из важнейших косвенных форм государственного регулирования всей банковской системы.

Данный вид государственного регулирования отличается ясно выраженной спецификой, что определяет особенности правового положения его основного субъекта — Банка России, и объектов системы государственного регулирования, которыми являются кредитные организации.

1 Имеется в виду традиционное узкое толкование государственного управления как исполнительно-распорядительной деятельности, в отличие от широкого, когда под государственным управлением понимается содержание деятельности всей политико-государственной надстройки в качестве особого совокупного аппарата управления общественными делами (см., например: Курашвили Б.П. Очерки теории государственного управления. — М.: Юрид. лит., 1985. — С. 162—175).

2 Право и социология. — М., 1973. — С. 23; Алексеев С.С. Право и управление в социалистическом обществе // Сов. гос. и право. — 1973. — № 6. — С. 15.

3 Для управления, которое пронизывает собой все сферы общественной и государственной жизни и которое, в силу этого, оказывается средоточием целого ряда разнородных явлений, многоаспектность составляет одну из наиболее характерных черт. Правовой аспект особенно в сфере государственного управления занимает при этом центральное место. Подробнее об аспектах управления см., например: Туманов Г.А. Об основаниях, содержании и перспективах теории государственного управления // Сов. гос. и право. — 1984. — № 1.

4  Ведомости СНД  РСФСР. — 1990. — № 27. — Ст. 357 (в ред. Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О банках и банковской деятельности в РСФСР”» // СЗ РФ. — 1996. — № 6. — Ст. 492.

5  СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.

6 См., например:  Парамонова Т.В. Принципы регулирования банковской сферы // Деньги и кредит. — 1995. — № 6. — С. 17—21.

7  Сухов М.И. Эффективный надзор за деятельностью кредитных организаций — фактор повышения стабильности банковской системы // Деньги и кредит. — 2000. — № 3.

8  См.: Ефимова Л.Г. Правовая природа Центрального банка Российской Федерации // Хозяйство и право. — 1994. — № 5.

9 См.: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Ст. 78 // СЗ РФ. — 2002. — № 28. — Ст. 2790.

10 См.: Положение ЦБР от 29 июля 1998 г. № 46-П «О территориальных учреждениях Банка России» (утв. Советом директоров Банка России (протокол № 15 от 10 апреля 1998 г.). Текст положения официально опубликован не был. Вступило в силу 30 июля 1998 г.

11 Комментарий к части второй Гражданского кКодекса Российской Федерации для предпринимателей / Под редакцией  Т. Брагинской, В. Кузнецова, Л. Синюхина. — М.: Фонд «Правовая культура», 1996. — С. 448.

12 Олейник О.М.  Банковский счет: законодательство и практика // Закон. — 1997. — № 1. — С. 92—92.

13 Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. — М., 1999. — С. 248.

14 Агарков М.М. Основы банковского права. — М., 1994. — С. 80.

15 Олейник О.М. Указ. соч. — С. 328.

PAGE  17


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40402. Гражданская война в США 78.84 KB
  Первый период войны апрель 1861 апрель 1863 Сражения 1861 года Боевые действия начались 12 апреля 1861 года сражением за форт Самтер в бухте Чарлстон который после 34часового обстрела был вынужден сдаться. Первое серьёзное сражение произошло в Вирджинии у железнодорожной станции Манассас 21 июля 1861 года когда плохо обученные войска северян перейдя ручей БуллРан атаковали южан но были вынуждены начать отступление превратившееся в бегство. В ходе этого самого кровавого дня войны известного как Сражение при Энтитеме обе стороны...
40403. Эпоха Бурбонов (XVIII век) 30.32 KB
  В 1609 году начинается выселение из Испании морисков однако доходы от конфискации их имущества не компенсировали последующий упадок торговли и запустение многих городов во главе с Валенсией. Вступление в войну католической Франции лишило конфликт религиозной почвы и привело к катастрофическим последствиям для Испании. На долгие десятилетия политическую жизнь Испании начали определять интересы её северного соседа. Экономическая и политическая слабость привели Испанию к подписанию крайне невыгодного договора в СанИльдефонсо 1796 который...
40404. Италия во времена испанского господства и возрастающего влияния Франции (1559—1700) 141.87 KB
  Наибольшее значение для будущего имело восстановление Савойи и Пьемонта которые прежде всего должны были служить испанскому господству в верхней Италии оплотом против Франции. Незадолго до того прекратило своё существование ещё одно из небольших владений в Италии Урбино которое в 1623 году слилось с Церковной областью. Франция уже ранее воздвигла на северной границе Италии преграду дальнейшему развитию испанской власти тем что воспрепятствовала соединению габсбургских земель в Граубюндене и Вальтеллине. Она пыталась утвердиться и в...
40405. Конституция США 95.53 KB
  Состоит из семи статей за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок которые являются её неотъемлемой частью. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной конгресс исполнительной президент и судебной верховный суди нижестоящие суды ветвями. Хотя первоначальной целью Конвента был именно пересмотр Статей Конфедерации и вопрос о выработке нового документа не ставился постепенно делегаты пришли к заключению о необходимости создания новой Конституции которая бы утвердила...
40406. Война Первой коалиции 193.28 KB
  союзные войска в общем до 250 тыс. Французская регулярная армия не превышала тогда 125 тыс. Он издал грозную прокламацию которая имела целью устрашить французов но произвела обратное действие: её вызывающий тон возбудил сильнейшее негодование; всякий кто мог взялся за оружие и менее чем через 2 месяца численность французских войск превзошла уже 400 тыс. капитулировал имея в распоряжении 18 тыс.
40407. Предыстория объединения 77.04 KB
  под эгидой Пруссии был заключенТаможенный союз куда вошли Пруссия Бавария Саксония и другие государства. Королевство Пруссия Ядром Пруссии стало Маркграфство Бранденбург которое образовалось в XII веке на славянских землях бодричей и лютичей между Эльбой и Одером в результате экспансии немецких рыцарей на восток. В 1618 году в результате династического брака сына маркграфа Бранденбурга и дочери герцога Пруссии из другой ветви Гогенцоллернов образовалось наследственное владение БранденбургПруссия. ВТридцатилетней войне относительно...
40408. Австро-венгерское соглашение 1867 года (Австро-венгерский компромисс) 34.97 KB
  kiegyezés договор заключённый 15 марта 1867 годамежду австрийским императором ФранцемИосифом I и представителями венгерского национального движения во главе с Ференцем Деаком в соответствии с которым Австрийская империя преобразовывалась в дуалистическую монархию АвстроВенгрия. Создание АвстроВенгрии было способом преодоления затяжного кризиса империи вызванного подъёмом национальных движений народов страны укреплением национальных элит военными поражениями в австроиталофранцузской 1859 года и австропрусской 1866 года войнах...
40409. Зависимость от Испании 1580—1640 456.5 KB
  Иберийская или пиренейская уния современное обозначение династической унии корон Испании и Португалии в 1580 1640 годах. Приход к власти Габсбургов в Португалии После того как в 1578 году молодой португальский король Себастьян I сложил голову при ЭльКсарэльКебире правящая Ависская династия оказалась на грани угасания. Он обеспечил португальское представительство в управлении единым государством позволил Португалии сохранить собственные законы и денежную единицу; одно время даже обсуждалась идея переноса столицы в Лиссабон. Династия...
40410. Венский конгресс 1814—1815 гг. 24.67 KB
  Гумбольдт Францию Шарль Морис де ТалейранПеригор Португалию Педро де Соуза Гольштейн де Палмела Решения Европа после Венского конгресса Все решения Венского Конгресса были собраны в Заключительном акте Венского Конгресса. В результате конгресса сложилась Венская система международных отношений и был создан Священный союз европейских государств имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.