66134

ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Научная статья

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Система высшего образования России XXI века ориентирована на соответствие мировым стандартам высшего образования. Мировые стандарты высшего образования сегодня это требования заявленные в Лиссабонской Сорбоннской Болонской декларациях...

Русский

2014-08-14

58 KB

0 чел.

М. ПЕТРОВ,

соискатель МосГУ

ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В УСЛОВИЯХ  РЕГИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Система высшего образования России XXI века ориентирована на соответствие мировым стандартам высшего образования. Мировые стандарты высшего образования сегодня — это требования, заявленные в Лиссабонской, Сорбоннской, Болонской декларациях о строительстве архитектуры высшего образования в системе европейских стран. Приобщение России к данному процессу имеет и позитивные, и негативные аспекты.

Сегодня, после подписания Россией Болонской декларации (Берлин, 2003), политические деятели страны пытаются ответить на вопрос, как привести российскую законодательную систему в сфере высшего профессионального и послевузовского образования в соответствие требованиям декларации, чтобы в 2010 г. представить на суд европейского сообщества результаты борьбы за качество образования и мобильность образовательных систем.

В настоящей статье отражен процесс заимствования российской системой права положений Болонских предписаний на рубеже XXXXI вв.

Осенью 2003 г. Россия подписала в Берлине декларацию «О Европейском регионе высшего образования». Участие нашей страны в Болонском процессе — совокупности мероприятий по реформированию национальных систем высшего образования и установлению единой системы образования на территории стран Европейского Союза — выявило необходимость анализа системы российского высшего образования и пересмотра ее государственных стандартов.

Целями проводимых в рамках Болонского процесса мероприятий является упорядочение процессов признания научных степеней, квалификаций, политика мобильности процессов передачи полученных знаний, способности скорейшей интеграции индивидов в мировое сообщество, привлечение «элитного» кадрового потенциала в центры цивилизованного мира, а также переход к четкой, ясной структуре научных степеней, позволяющих производить безошибочное, быстрое, не отягощенное системой национальных комиссионных проверок сопоставление степеней, званий, квалификаций, курсов, дипломов. Универсализация системы высшего образования Европы направлена на совершенствование системы аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования. Ее применение во всех странах ЕС и присоединившихся государствах упростит процедуру признания, о чем говорилось выше, повысит коэффициент доверия к так называемым независимым экспертам, окажет противодействие снижению стандартов образования, станет основой расширения автономности образовательного учреждения — одним словом, расширит европейский аспект контроля качества, и Дипломы коммерческих вузов, прошедших государственную аттестацию, будут признаваться в Европе наряду с государственными дипломами1.

Россия единственная из стран СНГ является сегодня участницей Болонского клуба. Подписанные в Берлине документы означают, что дипломы российских вузов будут признаваться в Европе. Но для этого нам необходимо пройти этап глубокого реформирования, включая ужесточение процесса аттестации и аккредитации всех высших учебных заведений по всем специальностям.

Насколько Россия нормативно подготовлена к проведению в жизнь образовательной европейской политики? Обратимся к самым важным для нас документам, нормативно закрепляющим программы модернизации системы образования. Это Национальная доктрина развития образования РФ до 2025 г., Федеральная программа развития образования до 2005 г., Концепция модернизации российского образования до 2010 г., проект Общей части Кодекса об образовании и ряд основных направлений социально-экономической политики Правительства России на долгосрочную перспективу, таких, как Комплекс межведомственных мероприятий по реализации министерствами и ведомствами РФ Концепции на периоды до 2005 и 2010 г.2, Основные мероприятия Министерства образования по осуществлению названных действий на период до 2004 г.

В рамках модернизации образования, т.е. определения долгосрочной перспективы, приоритетов и мер реализации генеральной, стратегической мысли в предстоящем десятилетии, нас интересуют следующие ключевые моменты, относящиеся к комплексу мероприятий в области высшего образования, связанных с формированием европейской зоны высшего образования и повышением конкурентоспособности европейской высшей школы в мире3: принятие системы «легкочитаемых» и узнаваемых степеней и связь с рынком труда, конкурентоспособность, академическая мобильность студентов и преподавателей, повышение престижа высшего европейского образования в мире, содействие необходимости европейского воззрения, расширение европейского сотрудничества в области качества образования, автономность прав, аккредитация, внедрение системы образовательных кредитов, совместимость уровней образования.

Началом такой интеграции стала Концепция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, в которой говорится, что справедливое признание квалификаций является ключевым элементом права на образование, равно как и обязанностью общества, и содержит нормы, закрепляющие порядок признания государствами квалификаций, дающих доступ к высшему образованию, и самих квалификаций.

В Федеральной программе развития образования подчеркивается, что одними из основных направлений развития высшего профессионального образования в нашей стране с учетом интеграционных изменений стала разработка мер, способствующих выполнению данной системой образования функций, соответствующих их общественному и государственному предназначению, с одновременным сохранением потенциала образования и дальнейшее развитие их структурных составляющих; проведение структурных и содержательных корректив в профессиональном образовании в соответствии с достижениями российской и мировой науки, культуры, техники; развитие участия вузов и других организаций системы образования в международной деятельности на принципах эквивалентности и экономической целесообразности с ожидаемыми результатами — повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда, вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Данной программой были намечены, помимо других, следующие мероприятия: развитие участия России в разработке и реализации международных программ и проектов в области образования, научной деятельности учреждений системы образования и работа по принятию и реализации международных договоров РФ о взаимном признании и об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий со сроком реализации в 2000—2005 гг.

Новый подход к структуре образования должен перевернуть представление России о порядке получения образования.

Тенденции нового веяния мировой системы образования (релевантность новой структуры квалификаций, усиление интеграции подсистем высшего образования, «прозрачность» дипломов о высшем образовании, логическая совместимость и логический переход между структурами «бакалавриат — магистратура», а также возвращение докторантуры в университеты) создают все условия для приближения России к статусу государства с универсальной и мобильной, гибкой, лояльной и неконсервативной системой образования.

Уже более четырех лет европейское образовательное сообщество живет под знаком так называемого Болонского процесса. Его суть состоит в формировании общеевропейской системы высшего образования, которая будет функционировать на общих фундаментальных принципах.

В целом мероприятия, которые будут реализовываться в России в рамках Болонского процесса, можно свести к шести ключевым организационно-правовым позициям:

  •  введение двухциклового обучения. Предлагается ввести два цикла обучения: до получения первой академической степени и после ее получения. При этом длительность обучения на первом цикле должна быть не меньше трех и не больше четырех лет. Обучение в течение второго цикла может вести к получению степени магистра (через один-два года обучения после получения первой степени) и/или к докторской степени (при общей длительности обучения в течение семи-восьми лет);
  •  введение кредитной системы. Предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS, сделав ее накопительной, способной работать в рамках концепции «Обучение в течение всей жизни»;
  •  контроль качества образования. Предлагается учредить аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно будут установлены стандарты транснационального образования;
  •  расширение мобильности. На основе выполнения предыдущих пунктов предполагается развитие мобильности учащихся. Кроме того, ставится вопрос о расширении мобильности преподавательского и иного персонала для взаимного обогащения европейским опытом. Предполагается изменить национальные законодательные акты о трудоустройстве иностранцев;
  •  обеспечение трудоустройства выпускников. Одно из важных положений Болонского процесса — ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны использоваться на пользу всей Европы. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификаций должно быть облегчено. Для обеспечения признания квалификаций планируется повсеместно использовать приложение к диплому, рекомендованное ЮНЕСКО;
  •  обеспечение привлекательности европейской системы образования. Одной из главных задач, которая должна быть решена в рамках Болонского процесса, является привлечение в Европу большого числа учащихся из других регионов мира. Считается, что введение общеевропейской системы гарантии качества образования, кредитной накопительной системы, легко понимаемых квалификаций и т.п. приведет к повышению интереса европейских граждан и граждан иных регионов к высшему образованию.

Развитие российской системы высшего образования, конечно, должно быть согласовано с процессами, происходящими в Европе (создание единого образовательного пространства). И вполне естественно, что российскую модернизацию высшего образования необходимо соотнести с тем, что происходит в Европе. Именно европейская система высшего образования во многом будет определять сроки внедрения образовательных стандартов третьего поколения, а также новые специальности и направления.

В результате подписания Россией Болонского соглашения система отечественного высшего образования столкнулась с необходимостью проведения кардинальной реформы, которая должна будет решить следующие задачи общенационального масштаба:

  •  интеграция российского высшего образования в мировое образовательное пространство на основе единых организационно-правовых принципов;
  •  повышение конкурентоспособности вузов в ходе увеличивающейся экспансии западных учебных заведений (посредством развития инновационных методик и технологий, обеспечения высоких стандартов качества обучения);
  •  расширение финансовой базы вузов, без чего невозможны ни модернизация образовательного процесса, ни воспроизводство его материальной и методической инфраструктуры, ни повышение оплаты труда преподавателей.

Другой альтернативы, кроме интеграции российской системы образования в Болонский процесс, просто нет. Дело обстоит так: или Россия станет равноправным субъектом европейского образовательного пространства (а в долгосрочной перспективе и мирового), или, полагаясь на свою самобытность, самодостаточность, глубокие исторические традиции, наша страна отгородится от доминирующих в глобальном мире XXI века стратегических альянсов, сетей, организационных механизмов, определяющих современные принципы развития образования.

1 Болонская мобилизация // Платное образование. — 2005. — № 3.

2 Приказ Минобразования РФ от 23 июля 2002 г № 2866 «О новой редакции Плана действий Минобразования РФ на 2002—2004 г по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.».

3 П. 12 Декларации о европейском регионе высшего образования. Болонья, Италия, 19 июля 1999 г.

PAGE  10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2447. Особові займенники. Зворотний займенник. Відмінювання 122 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про особові та зворотний займенники на основі відтворення і поглиблення знань про займенник отриманих ними на попередніх уроках; навчити їх об’єктивно використовувати особові та зворотний займенники в усному і писемному мовленні.
2448. Займенник: загальне значення, морфологічні ознаки, синтаксична роль 505.5 KB
  Мета: поглибити, удосконалити, систематизувати й узагальнити знання учнів про займенник, набуті в початкових класах. формувати відповідні уміння і навички. Займенник – це самостійна частина мови, яка вказує на особу, предмет або кількість, але не називає їх.
2449. Принципы линейного моделирования 435.24 KB
  Вывод нелинейной математической модели. Формулировка системы допущений. Модель статики. Исследование нелинейной модели в динамическом режиме. Линеаризация полученной нелинейной модели в динамке и сравнение линейной и нелинейной моделей. Вывод линеаризованной модели в динамике.
2450. Оборудование машиностроительных производств 290.7 KB
  Главный привод или привод главного движения – передаёт движение осуществления процесса резания с заданной скоростью. Несущие системы состоят из последовательного набора базовых деталей (основание, станина, стойка, колонна и т.д.), соединённых между собой неподвижными соединениями (стыками) или подвижными (направляющими).
2451. Електропостачання сільськогосподарського підприємства та населеного пункту с. Голубівка 77.91 KB
  Територіальна адреса, географічне положення та кліматичні умови. Розрахунок радіуса електропередачі схеми електропостачання підприємства. Аналіз роботи системи електропостачання в нормальному та післяаварійному режимах з урахуванням вимог надійності та використання поновлювальних джерел електричної енергії. Розрахунок струмів короткого замикання. Розрахунок капітальних вкладень, витрат на амортизацію,обслуговування та інше. Розрахунок показників ефективності та прибутковості проекту.
2452. Бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении 388.5 KB
  Цель данной работы изучить технологический процесс обработки и вручения бандероли с объявленной ценностью с уведомлением о вручении, от физических лиц бандероли с объявленной ценностью принимаются только в открытом виде с описью вложения всех отправляемых предметов.
2453. Докладний переказ тексту з елементами опису тварини. 102.5 KB
  Мета організації уроку. Засвоєння учнями методів аналізу тексту, розвиток умінь і навичок у написанні докладного переказу з елементами опису тварини.
2454. Групи слів за значенням: синоніми, антоніми, омоніми. Ознайомлення зі словниками антонімів, синонімів 92 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про синоніми, антоніми, омоніми, на основі повторення матеріалу засвоєного в початковій школі, ознайомити учнів зі словниками синонімів, антонімів.
2455. Відокремлені прикладки 96.5 KB
  Мета організації уроку: сформувати в учнів поняття про відокремлену прикладку на основі відтворення і поглиблення знань, умінь і навичок учнів з тем, отриманих на попередніх заняттях; навчити восьмикласників обґрунтовано вживати розділові знаки при відокремлених прикладках, знаходити і виправляти пунктуаційні помилки на вивченні правила.