66138

ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Научная статья

Политология и государственное регулирование

Смена формы собственности поставила новые задачи в том числе и в надзорной деятельности. 20 среди которых: государственное регулирование и контроль в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов...

Русский

2014-08-14

95.5 KB

2 чел.

А. ШАФРАНОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В первую очередь необходимо определить, что же такое сама электроэнергетика и почему надзорная деятельность в этой сфере подлежит научно-правовому исследованию.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»1 определяет электроэнергетику как  отрасль экономики Российской Федерации, включающую в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика — основа функционирования экономики и жизнеобеспечения (ст. 3 Закона).

Не случайно даже в определении, содержащемся в Законе, указывается на важнейшую роль электроэнергетики в современном обществе. В электроэнергетике происходит выработка и распространение электрической и тепловой энергии, что в условиях российского климата является вопросом обеспечения физического выживания большей части населения. Всем памятны энергетические кризисы, охватывавшие еще несколько лет назад отдельные населенные пункты, а иногда и целые регионы России, когда без электричества и тепла оставались объекты социально-культурного назначения, включая больницы, школы и детские сады, жилые дома. Электричество отключалось на стратегически важных военных объектах.

Например, 22 мая 2005 г. по вине организаций «Мосэнерго» произошло отключение электроподстанции «Бескудниково», повлекшее за собой обесточивание 1317 жилых зданий, нарушение водоснабжения в 1213 жилых зданиях, прекращение работы 1687 лифтов (из них 160 застряли между этажами). На 24 минуты остановилось движение электропоездов на Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, нарушилась работа транспорта и наружное освещение города.

Значение энергетики в условиях современной экономики велико. Она является системообразующей отраслью для промышленности, металлургии.

В советское время колоссальными усилиями отечественной экономики удалось создать одну из лучших энергосистем в мире, которая послужила основой для индустриального развития страны. Однако эффективность ее функционирования для административно-командной экономики оказалась довольно низкой. Уровень потерь в энергосистеме был настолько велик, что проблема энергосбережения была вынесена даже на уровень задач государственной политики в отрасли2.

Переход к рыночной экономике потребовал существенных изменений в отрасли. В результате приватизации было создано Российское акционерное общество «Единая энергетическая система». Реформирование электроэнергетики стало первым российским опытом реформирования естественной монополии.

Смена формы собственности поставила новые задачи, в том числе и в надзорной деятельности.

Значение административного надзора в условиях рыночной экономики резко возрастает. Это связано, прежде всего, с масштабными процессами приватизации в различных отраслях экономики.

В рыночных условиях государство очень ограничено в методах воздействия на частного собственника: оно не имеет права на прямое вмешательство в хозяйственную деятельность, более того, вся административная, в том числе надзорная деятельность, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями законодательных актов, нормами и принципами Конституции страны. Одним из основных законодательных актов в сфере электроэнергетики в настоящее время является Федеральный закон «Об электроэнергетике». Он, в частности, устанавливает методы регулирования отрасли (ст. 20), среди которых:

— государственное регулирование и контроль в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях, в том числе регулирование инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий в электроэнергетике;

— государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами;

— государственное антимонопольное регулирование и контроль, в том числе установление единых правил доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии;

— управление государственной собственностью в электроэнергетике;

— лицензирование отдельных видов деятельности в сфере электроэнергетики, предусмотренных законодательством;

— техническое регулирование в электроэнергетике;

— государственный контроль (надзор) над соблюдением субъектами электроэнергетики требований законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики, в том числе технических регламентов, устанавливающих требования к безопасной эксплуатации объектов по производству электрической и тепловой энергии.

Особое внимание названный выше Закон уделяет вопросам технического регулирования в отрасли; этой проблеме посвящена отдельная статья, которая устанавливает, что техническое регулирование в электроэнергетике осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Целями технического регулирования и контроля (надзора) над соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике признаются обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической энергии. К мерам технического регулирования и контроля (надзора) в электроэнергетике относится принятие технических регламентов, осуществление органами государственной власти и подведомственными им учреждениями контроля (надзора) над их соблюдением.

Технические регламенты принимаются по следующим вопросам:

— технической и технологической безопасности в электроэнергетике;

— качества электрической и тепловой энергии;

— установления нормативов резерва энергетических мощностей;

— устройства электрических и тепловых установок;

— деятельности субъектов электроэнергетики, связанной с эксплуатацией электрического и теплового оборудования, в том числе с соблюдением техники безопасности при его эксплуатации;

— обеспечения ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной энергетики.

В настоящее время отрасль электроэнергетики находится в стадии глубокого реформирования. Реформы касаются пояти всех важнейших аспектов функционирования отрасли: имущественного, организационного, технологического.

Основным документом, определяющим цели, направления и этапы реформы являются Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526)3.

Главной причиной реформирования электроэнергетики послужило ее положение естественной монополии и связанные с этим высокие экономические издержки как для отрасли, так и для потребителей.

В России использовались два альтернативных подхода к реформированию естественных монополий. Сторонники одного считают наличие конкуренции не только главным условием, но и критерием эффективного функционирования всей экономики. Предлагается отделить транспортные сети, сохраняющие монопольное положение, от производителей газа, электро- и теплоэнергии, транспортных услуг, которые должны поставляться в условиях конкуренции. Вторая альтернатива заключается в распространении конкуренции только после учета трансформационных издержек, поскольку разукрупнение крупнейших компаний, таких, как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», может привести не к формированию здоровой конкуренции, а к возникновению многочисленных посредников, росту транзакционных издержек в экономике, повышению тарифов при снижении инвестиций. Критерием здесь может стать оцененная стоимость реформируемой компании до и после трансформации: если капитализация возрастает (при ее расчете следует делать поправку на внешние эффекты, экстерналии, связанные с изменением воздействия на занятость и экологию), то намеченная реструктуризация оправданна, и значит, реформа, по-видимому, приведет к ускорению экономического роста4.

Основу реформирования естественных монополий заложил Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий»5.

В результате будет в основном проведено реформирование отрасли, сформирована система рыночного ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

Следует признать, что, как в любом масштабном деле, в реформировании отрасли возможны ошибки как экономического, так и юридического характера. Последствия таких недочетов могут быть колоссальными. Наиболее очевидными и ощутимыми могут быть различные энергокризисы и сбои в работе. Однако существует реальная угроза устойчивости функционирования самой отрасли, которая является основой функционирования всей экономики.

Утрата государственного контроля над имуществом предприятий электроэнергетики, и во многом над технологическим, производственным, экономическим процессом в отрасли, вызывает серьезные опасения экспертов. Однако очевидно, что реформирование отрасли, создание конкурентной среды, повышение эффективности необходимы, как и государственный контроль. Поэтому чрезвычайно важны организация и эффективное функционирование в новых условиях государственного контроля и надзора в отрасли. Важнейшую роль здесь призван сыграть административный надзор.

В настоящее время в отрасли происходит дробление дочерних акционерных обществ РАО «ЕЭС России» (АО-энерго) на специализированные организации: генерирующие, сетевые компании, энергосбытовые компании, компании, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление.

На федеральном уровне начал функционировать оптовый рынок электроэнергии6, организованный по биржевому принципу: организацию торгов в соответствии с Законом осуществляет некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы» (далее — НП «АТС»), учрежденное участниками оптового рынка.

На оптовом рынке действуют крупные продавцы и покупатели электрической энергии (мощности). Требования к участникам (потенциальным участникам) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее — Оптового рынка) устанавливаются Правилами функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее — Правила оптового рынка) и содержат значительное число технических требований: к количественным и качественным характеристикам энергогенерирующего и энергопотребляющего оборудования, к системам связи с организатором торгов и т.п.

Сам оптовый рынок, включая вхождение в него новых участников, построен на принципах саморегулирования — допуск на него осуществляет само НП «АТС», эти процедуры регулируются внутренними регламентами НП «АТС», имеющими статус локальных актов, и договорами. Таким образом, весь процесс взаимодействия основан на гражданско-правовых нормах и происходит без участия государственных органов.

Субъекты оптового рынка заключают между собой договоры купли-продажи электроэнергии с целью собственного потребления или для перепродажи на розничных рынках, которые в перспективе будут организованы, вероятно, также по биржевой схеме.

Однако, кроме купли-продажи электроэнергии, важен сам факт поставки электроэнергии потребителю. Технологически этот процесс всегда будет естественно-монопольным. Для снижения негативных эффектов от монопольного положения в рамках процесса доставки электроэнергии в соответствии с Законом выделено два вида деятельности: деятельность по передаче электроэнергии по сетям и оперативно-диспетчерское управление, то есть организация этого движения7.

Таким образом, поставщику электроэнергии необходимо заключить договор о передаче электроэнергии с сетевой компанией (монополистом в своей сфере) и системным оператором, который также является монополистом. Потребитель электроэнергии должен быть присоединен к сетям общего пользования для получения электроэнергии на свои энергопринимающие установки и также должен иметь договор либо с сетевой компаний, либо с поставщиком электроэнергии о присоединении к сетям.

Оба перечисленных вида деятельности относятся к монопольным. При этом сама транспортировка электроэнергии по сетям имеет чисто физические ограничения, обусловленные пропускной способностью электросетей, подстанций и иного энергопередающего оборудования. Поэтому на практике в транспортировке необходимого объема энергии по сетям может быть отказано. Может быть отказано потребителю и в присоединении к сетям, в силу их недостаточной пропускной способности.

Для регулирования этого вопроса Правительство РФ утвердило правила, обеспечивающие недискриминационный доступ к монопольным услугам8. Это вызвало необходимость организации еще одного вида административного надзора в отрасли — антимонопольного.

Очевидно, что реформа электроэнергетики поставила новые проблемы перед административным надзором в сфере электроэнергетики.

Кратко их можно сформулировать следующим образом:

  1.  Существенно изменился субъектный состав поднадзорных организаций. Если до начала приватизации все организации электроэнергетики были государственными и подлежали ведомственному государственному контролю, то в ходе приватизации они вначале стали негосударственными (РАО «ЕЭС»), а затем были раздроблены на множество организаций, занимающихся различными видами деятельности. Налицо специализация организаций, являющихся объектами надзора в электроэнергетике, что неизбежно повлечет специализацию самой надзорной деятельности.
  2.  В связи с изменением субъектного состава поднадзорных организаций должны измениться и методы проверки их работы: на смену контрольным методам должны прийти надзорные, не предполагающие вмешательства в хозяйственную деятельность частных компаний и строго регламентированные.
  3.  Изменения претерпевает и предмет надзорной деятельности в отрасли. Если ранее большое внимание уделялось надзору в целях энергосбережения, то в результате реформы энергосбережение стало заботой каждого участника рынка электроэнергии, начиная от производителя и заканчивая потребителем. Государственного надзора в этом вопросе больше не требуется. Однако реформа поставила новые проблемы: необходима организация технологического и антимонопольного надзора. На практике оба этих вопроса тесным образом взаимосвязаны, так как технико-технологические параметры могут стать основанием для отказа в доступе к сетям. Особое значение также приобретает надзор за обеспечением всех видов безопасности в отрасли.

Масштабные реформы, происходящие не только в электроэнергетике, но и почти во всех отраслях экономики, вызвали необходимость совершенствования системы исполнительной власти. В этих целях была проведена административная реформа, которая была реализована путем принятия Указа Президента Российской Федерации от 9.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»9 (далее — Указ № 314) и иных подзаконных актов, принятых в соответствии с ним.

В ходе административной реформы произошло разграничение основных функций исполнительной власти: функций по принятию нормативных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг. Примечательно, что впервые на уровне Указа Президента РФ признано наличие в качестве самостоятельной контрольно-надзорной функции.

В соответствии с указанными функциями произошло и разграничение видов федеральных органов исполнительной власти на министерства, осуществляющие функции по принятию нормативных правовых актов, службы, осуществляющие функции по контролю и надзору, и агентства, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг.

Указ № 314 устанавливает, что федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору (контролю) в установленной сфере деятельности. Эти функции являются основными для федеральной службы.

В соответствии с Указом № 314 под функциями по контролю и надзору понимаются:

  •  действия по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
  •  выдача органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
  •  регистрация актов, документов, прав, объектов, издание индивидуальных правовых актов;

Таким образом, в результате административной реформы сделана попытка выделить в качестве самостоятельной функции исполнительной власти деятельность по осуществлению административного надзора; определен специальный вид исполнительных органов — федеральная служба, основной целью деятельности которой является контроль и надзор.

В результате административной реформы система надзорных органов подверглась существенной реорганизации. На примере надзора в сфере электроэнергетики можно наблюдать последствия этой реорганизации: в одну службу — Федеральную службу по экологическому, технологическому и транспортному надзору10 — объединены до этого независимые и разные системы надзорных органов: Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госгортехнадзор. Это были надзорные органы с устоявшимися структурами, в том числе и на уровне территориальных органов, методами надзорной деятельности и, самое главное, нормативной, в том числе законодательной, базой, определяющей предмет надзорной деятельности и порядок ее осуществления.

Проведение административной реформы в части организации надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

К положительным можно отнести:

  1.  Отделение надзорных функций от нормотворческих, функций по управлению имуществом и оказанию услуг. Хотя в полном объеме эти принципы административной реформы были реализованы далеко не во всех сферах.
  2.  Создание системы надзорных органов, в основном по отраслевому принципу.
  3.  Довольно четкое определение функций государственного управления, относящихся к надзорной деятельности.

К отрицательным моментам относятся:

  1.  Объединение в рамках одного органа отличающихся друг от друга и давно сложившихся управленческих структур.
  2.  Недостаточное разграничение компетенции надзорных органов на уровне подзаконных актов, прежде всего постановлений Правительства РФ.
  3.  Несоответствие содержания подзаконных нормативных актов (положений о службах, документов, определяющих порядок осуществления контрольно-надзорной деятельности) требованиям федеральных законов.

Систему органов административного надзора в настоящее время можно подразделить на общий и отраслевой виды. К общим видам надзора относятся виды надзорной (контрольной) деятельности, характерные в целом для государственного управления: финансовый, налоговый, пограничный, миграционный, таможенный, санитарный и др. Указанные виды надзорной деятельности универсальны и почти не зависят от системы органов государственной власти, характера государственного регулирования экономики.

Система и структура органов, осуществляющих отраслевой надзор, содержание их полномочий, предмет надзорной деятельности — все это может изменяться в зависимости от целей экономической политики исполнительной власти, решаемых ею стратегических и тактических задач. Этим обусловлена потребность в гибкой настройке систем отраслевого надзора в соответствии с текущими целями и задачами государственного управления. Поэтому укрупнение надзорных органов путем объединения различных структур, последовавшее за выделением контрольно-надзорной функции в качестве особого вида деятельности исполнительных органов, представляется весьма логичным.

Федеральная служба должна стать мощным и независимым центром реализации государственной политики в установленной сфере. Значимость электроэнергетики (включая ее атомную составляющую), а также общего технологического надзора проявилась и в том, что после некоторых организационных перестроений нынешняя Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) получила немного необычный для федеральной службы статус: в соответствии с Указом Президента РФ 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»11 руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство России, в то время как многие другие федеральные службы находятся в ведении министерств.

Подобный статус дает следующие дополнительные преимущества организации надзора в сфере электроэнергетики:

  1.  Надзорный орган свободен от контролирующего воздействия отраслевого министерства (в данном случае Министерства промышленности и энергетики), что делает надзор более независимым и объективным.
  2.  Впервые в рамках одного надзорного органа объединены надзор в сфере «обычной» и атомной энергетики. Это отражает в целом позитивные тенденции российской экономики, когда происходит нормальное вхождение «гражданского», энергетического сектора атомной отрасли в рыночные условия, адаптация к современным экономическим условиям, в которых атомная энергетика обладает целым рядом конкурентных преимуществ. Объединение энергетического надзора в рамках одного органа позволит обогатить технологии и методы надзорной деятельности в сфере электроэнергетики, ведь деятельность атомного надзора долгое время была в буквальном смысле засекречена.

Естественно, подобное масштабное объединение надзорных органов не может не вызвать множество проблем в организации их деятельности. Это касается прежде всего унификации методов и процедур надзорной деятельности, нормативной базы осуществления надзора в различных сферах. В частности, в электроэнергетике необходимо привести в соответствие деятельность инспекторов по атомному и «обычному» надзору, особенно в части, касающейся надзора в рамках реформы электроэнергетики и организации конкуренции.

Вместе с тем объединение в рамках Ростехнадзора всей системы надзора в сфере электроэнергетики вместе с технологическим надзором, надзором за опасными и взрывоопасными производствами и объектами, экологическим надзором — весьма удачный управленческий шаг. Новая служба объединила в себе почти все виды надзорной деятельности, направленной на проверку технологического процесса на любом современном предприятии, в том числе и на предприятиях энергетической сферы. В результате в электроэнергетике, в отличие от иных отраслей, таких, например, как транспорт, почти нет проблем в координации надзорной деятельности с иными надзорными органами.

Единственной «точкой соприкосновения» с иными надзорами является проблема надзора за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам монопольных секторов энергетики. Эти вопросы входят в компетенцию антимонопольного органа — Федеральной антимонопольной службы, но по своему содержанию зачастую носят технико-технологический характер.

Следует признать, что одновременное реформирование электроэнергетики и административной системы на федеральном уровне содержит как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, в результате реформы формируется наиболее отвечающая нынешним потребностям система и структура органов, осуществляющих надзорную деятельность. С другой стороны, в результате реформирования, смены собственности могут быть утрачены отдельные элементы государственного контроля (надзора) в отрасли, что может негативно сказаться на состоянии всей экономики. Поэтому большое значение приобретает административный надзор в сфере электроэнергетики.

1 СЗ РФ. — 2003. — № 13. — Ст. 1177.

2 Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы энергосбережения, является ФЗ «Об энергосбережении» от 3.04.96 г. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения, в целях создания экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов. Вопросы энергосбережения затрагивает и ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.95 г., который определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.


Среди Указов Президента России необходимо назвать Указ «О дополнительных мерах по обеспечению промышленности и населения электрической и тепловой энергией в 1996—1997 годах» от 1.08.96 г.


Постановления Правительства РФ, Правительства Москвы, ФЭК РФ и Региональной энергетической комиссии г. Москвы, принятые с 1994 по 2004 годы, регулируют вопросы энергосбережения в Российской Федерации.


Два Постановления Правительства РФ — «О федеральной целевой программе “Энергоснабжение России” на 1998—2005 годы» и «Об основах ценообразования и порядке государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию», утратили силу.

3 СЗ РФ. — 2001. — № 29. — Ст. 3032.

4 См.: Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. — 2000. — № 1.

5 СЗ РФ. — 1997. — № 18. — Ст. 2132.

6 Функционирование рынка осуществляется на основе Правил функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ № 643 от 24.10.2003 // СЗ РФ. — 2003. — № 44. — Ст. 4312.


7 Законом об электроэнергетике установлено, что система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Эти меры осуществляют субъекты оперативно-диспетчерского управления. Цель деятельности системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике — обеспечение надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, и принятие мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов электроэнергетики по договорам, заключаемым на оптовом и розничных рынках.

8 См.: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» // СЗ РФ. —2004. — № 52 (часть II). — Ст. 5525.

9 Российская газета. — 2004. — № 50.

10 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» // СЗ РФ. — № 32. — Ст. 3348.

11 СЗ РФ. —  2004. — № 21. — Ст. 2023.

PAGE  18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27461. Гражданское общество: понятие, структура, характер и формы его взаимодействия с государственно-правовыми институтами 29.5 KB
  Госво управляет обществом служит формой его организации. общество – способное противостоять госву контролировать его и заставить служить обществу. Это общество которое может сформировать правовое госво.
27462. Дайте классификацию юридических (фактических) составов 24 KB
  Такая совокупность юрих фактов в юриспруденции именуется фактическим юрим составом. Юридический фактический состав это система юридических фактов предусмотренных нормами права в качестве основания для наступления правовых последствий возникновение изменение прекращение правоотношения. 2 По процессу накопления фактов: Завершённые процесс накопления фактов завершен; Незавершённые процесс накопления не закончен. 3 По способу накопления фактов: Простые юридические составы с независимым накоплением элементов.
27463. Дайте отличия нормативного акта от правоприменительного (на конкретном примере) 25.5 KB
  Нормативные правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов. Индивидуальные правовые акты – это акты государственных органов негосударственных организаций должностных лиц выражающие решение по конкретному юридическому делу приговор или решение суда приказ руководителя предприятия или учреждения и др. Индивидуальные акты – это акты применения права поэтому их называют еще правоприменительными. В отличие от индивидуальных нормативные правовые акты носят общеобязательный характер и отличаются неконкретностью...
27464. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц 27.5 KB
  Действие нормативноправового акта порождение тех юридических последствий которые в нем предусмотрены. Действие т. во времени Действие нормативноправовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативноправового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона обращен в будущее рассчитан на facta futura ретроактивное распространение на отношения возникшие до вступления данного акта в силу и ультраактивное действие акт утрачивает силу а...
27465. Действие права 28.5 KB
  Действие права это действие составляющих его разнообразных норм которые в официальной форме выражены в различных нормативноправовых и иных правоустановительных актах. Эти характеристики пределов действия норм права официально закрепляются в соответствующих нормативноправовых актах. Действие во времени определяется периодом времени от момента вступления нормативноправового акта и содержащихся в нем норм в силу до момента ее утраты. Время вступления в законную силу разных нормативноправовых актов определяется различными способами: 1...
27466. Демократический политический режим 24.5 KB
  Государственнополитический режим это элемент формы государства характеризующий совокупность приемов методов способов и средств осуществления государственной власти. Основными признаками демократического режима являются: господство закона; разделение властей; наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти их подотчетность перед избирателями гласность; наличие свободно формируемых...
27467. Законность, понятие и характеристика 25.5 KB
  Понятие законности неотделимо от понятия права. В результате реализации этого требования органами государства и его должностными лицами возникает особый режим система общественных отношений – режим законности. Законность как принцип – одно из руководящих системообразующих начал построения и деятельности правового государства выражающееся в системе принципов и требований отражающих идею законности. Режим законности – такое состояние общественных отношений когда во взаимоотношениях между государственной властью и населением господствует...
27468. Законотворчество в РФ 31.5 KB
  104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ Совету Федерации членам Совета Федерации депутатам Государственной Думы Правительству РФ законодательным представительным органам субъектов Федерации. 50 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми если за них проголосовало не менее 2 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; б одобрение закона Советом Федерации в соответствии с ч. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобренным Советом Федерации если за него проголосовало более...
27469. К каким источникам права относятся, либо с ними связаны: договор купли-продажи, договор найма жилого помещения, союзный договор между суверенными республиками 25 KB
  К каким источникам права относятся либо с ними связаны: договор куплипродажи договор найма жилого помещения союзный договор между суверенными республиками. Виды источников: правовой обычай правовой прецедент правовая доктрина договоры нормативного содержания нормативный правовой акт. Договор куплипродажи и договор найма жилого помещения – типовые договоры. Типовой договор стандартная типовая отпечатанная типографским способом форма договора со стандартными условиями и формулировками.