6617

Язык и речь. Речевая культура

Реферат

Иностранные языки, филология и лингвистика

Язык и речь. Речевая культура. План: Педагогическая риторика как наука. Понятие языка в современной лингвистике. Язык и речь. Речевая культура. Педагогическая риторика как наука Возрождение педагогической риторики началось в ...

Русский

2013-01-06

67 KB

17 чел.

Язык и речь. Речевая культура.

План:

  1.  Педагогическая риторика как наука.
  2.  Понятие языка в современной лингвистике.
  3.  Язык и речь.
  4.  Речевая культура.

Педагогическая риторика как наука

Возрождение педагогической риторики началось в 80-х гг. XX в., когда стало ясно, что люди нуждаются не просто в знаниях о языке, но и в знаниях, ориентированных на эффективное общение, в том числе и профессиональное.

Подготовка педагога как ритора, хотя и связана со всем циклом наук, но все же составляет отдельный предмет преподавания. Эта аксиома объединяет все современные подходы в понимании педагогической риторики.

В 90-е гг. ХХ в. в науке и педагогической среде произошло осознание потребности в таком учебном предмете, который не только объяснял бы структуру изучаемого языка, но и приобщал обучаемых к его социальным функциям, т.е. к профессиональной риторике (к педагогической риторике). Таким образом, изучение педагогической риторики неотъемлемо от таких дисциплин, как языкознание, культура речи, и тесно связано с понятиями: язык, речь, техника речи, логичность речи, нормированность речи.

Понятие языка в современной лингвистике

Языкознание, или лингвистика, изучает язык. Значит, объектом наблюдения и предметом изучения языкознания оказывается язык. Язык – это самое важное, что сопровождает человека, без чего он не может быть назван человеком. Язык возникает из потребности людей в общении. Нет языка отдельного человека, язык существует только в обществе. Без общества язык умирает. Из этого следует, что язык – это стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) знаков, служащая для целей коммуникации (общения и сообщения) и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире.

Зачем нужно изучать язык? Изучать язык необходимо для того, чтобы понять, как люди общаются между собой, по каким законам происходит это общение, как люди выражают свои мысли, чувства и волю, как передают накопленный опыт из поколения в поколение.

Языковая деятельность относится к общественным явлениям, которые изучаются гуманитарными науками – филологией, логикой, психологией, обществоведением, историей и другими науками. Каждая наука формирует свое представление о языке как предмете своего наблюдения и изучения. У языкознания как части филологии своё представление о предмете.

В связи с этим существует большое количество определений языка. Многие авторы указывают на социальную природу языка. По их мнению, основное свойство языка заключается в том, что он является важнейшим средством человеческого общения. Без языка невозможно существование человеческого общества. Таким образом, общество – это среда обитания языка, но, с другой стороны, сам язык становится основным и необходимым условием существования и функционирования общества.

Язык – необходимое условие существования и развития человеческого общества. Не будет языка – не будет и общества; не будет общества – не будет и возможностей для существования и развития языка. Именно этим объясняется тот факт, что, оказавшись вне людей, вне существования человеческого общества, человек перестает говорить, пользоваться языком: просто нет необходимости в этом. Сам язык возник только как естественная потребность одному человеку что-то объяснить другому, о чем-то сообщить. Значит, язык и общество – тесно взаимодействующие и взаимообусловленные понятия.

Другие учёные обращают внимание на знаковый характер языка: язык – это система знаков, состоящих из двух сторон: звука и мысли. Некоторые учёные,  в частности И.А. Бодуэн де Куртене, Фердинанд де Соссюр, называли язык чисто психической сущностью. Звук как физическое явление не относится к языку, а есть нечто постороннее, используемое лишь для удобства. Однако ни одно из предложенных определений не способно охватить все существенные стороны языка.

Немецкий учёный Вильгельм Гумбольдт и вслед за ним А.А.Потебня сосредоточивали своё внимание на языке как на деятельности. В.Гумбольдт писал: «…язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент меняющееся… Язык есть не продукт деятельности, а деятельность…Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикуляционный звук пригодным для выражения мысли».

С пониманием языка как деятельности согласны все учёные. Феномен языка образуется в результате соединения двух противоположных стихий – звука и мысли. Звук как нерасчленённый  звучащий поток – это реакция человека на внешнее или внутреннее раздражение. Мысль, как нерасчленённый мыслительный поток, образуется в голове человека под влиянием воспринимаемой действительности. В таком виде звук и мысль были и до языка, но языку не принадлежали. Их механическое объединение не образует язык. Для возникновения языка потребовался их синтез и радикальное преобразование в этом синтезе. Звук в языке должен стать членораздельным, артикулируемым и обработанным мыслью.

Мысль, вычлененная из потока с помощью языка, должна иметь соответствие с вычлененным фактом действительности. Такое единство членораздельного звука и дискретной (расчленённой) мысли позволяет выделять «кусочки» действительности и оперировать ими. Таким образом, язык – это одновременно и общественное, и природное явление. Природа языка, его механизмы так же сложны и многообразны, как и сам человек.  Поэтому сущность языка может быть раскрыта лишь в процессе речевого онтогенеза человека (онтогенез – это развитие от самого начала до конца – С.В.Разживина).

Согласно последним дискуссиям в теории языкознания человек имеет врождённую языковую способность, которая заложена в анатомии и функционировании человеческого мозга. Язык предстаёт как средство выражения познавательных функций мозга (например, объединение однородных явлений в крупные классы) и переработки информации.  

 Наиболее ёмкое определение этому явлению даёт О.С. Ахманова: «Язык – это самобытная знаковая система, индивидуальная для каждого народа, служащая орудием формирования мышления, средством выражения мысли и передачи культурных ценностей из поколения в поколение».

Язык и речь

Не менее интересна и показательна для познания языка вообще связь языка и речи. Можно сказать, что это две стороны одной и той же медали, но это все же разные понятия, которые также смешивать и не разграничивать нельзя. Речь и язык образуют единый феномен человеческого языка вообще и каждого конкретного языка в частности. Разобраться в соотношении языка и речи с собственно лингвистической точки зрения сложно. Многие ученые и философы посвятили свои научные изыскания именно этой проблеме – проблеме связи языка и речи, с одной стороны, а с другой, проблеме разграничения этих понятий. Выдающийся немецкий философ и лингвист Карл Вильгельм фон Гумбольдт является одним из таких ученых. Он писал: «Язык как масса всего произведенного речью не одно и то же, что самая речь в устах народа».  Развил и углубил это положение швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр, который утверждал, что «изучение языковой деятельности распадается на две части: одна из них, основная, имеет своим предметом язык, т. е. нечто социальное по существу и независимое от индивида… другая – второстепенная, имеет предметом индивидуальную сторону речевой деятельности, т. е. речь, включая говорение».

Из этого вытекает, что язык – это орудие (средство) общения, а речь есть производимый этим орудием вид (способ) общения.

Языкэто система объективно существующих, социально закрепленных знаков; это система правил употребления и сочетаемости таких знаков по законам развития и существования данного языка. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (устную) или письменную форму своей реализации.

Таким образом, речь есть воплощение, реализация языка. Речь – это жизнь языка. Речь – это язык в действии.

Речь конкретна и неповторима (хотя и строится на основе установленных в данном языке законов и правил). Язык абстрактен и в каждом конкретном речевом акте воспроизводим.

Речь актуальна, потому что является актуализацией языка; язык потенциален, потому что существует как потенциальная возможность конкретной речевой реализации.

Речь бесконечна и создаваема в каждом конкретном случае и в каждую конкретную единицу времени каждым конкретным индивидуумом, поэтому невозможно даже вообразить здесь какой-то регламент или какие-то ясно очерченные границы. Язык конечен. Списком можно представить количество существующих в каждом конкретном языке основных звуков, морфем, из которых состоят слова (корень, приставка, суффикс, окончание), частей речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, служебные части речи – предлог, союз, частица).

Речь материальна, она предназначена и возможна для сенсорного восприятия, т. е. для восприятия через соответствующие органы чувств. Язык абстрактен, потому что он предназначен для обобщения и типизации основных единиц, способов, свойств и средств человеческого общения.

Таким образом, наиболее существенными характеристиками языка и речи являются следующие:

    1. Речь – явление индивидуальное. Язык – явление общее. Язык всегда видоизменяется в единичных речевых проявлениях, но в границах, которые установлены самим языком.

    2. Речь – явление психическое, а язык – социальное.  Каждый речевой акт подвержен всех психических факторов – ощущений, восприятий, эмоций. Но в языке получает отражение лишь то, что имеет социальную значимость.

    3. Речь подвижна, динамична. Язык стремится к обобщённости, стабильности. Язык представляет собой уравновешенную систему внутренних отношений, а всякое равновесие стремится к стабильности, противодействуя попыткам нарушить это равновесие, исходящее из речи.

    4. Речи свойственна материальность. Свои функции она может выполнить только в виде единиц, обладающих реальными материальными качествами. Язык стремится предстать в виде абстрактной системы.

Речевая культура

Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Значит, в понятие культуры речи входят следующие составляющие:

  •  владение нормами литературного языка;
  •  отбор из них определенных языковых единиц и их комбинаций;
  •  их соответствие: коммуникативной ситуации, этическим нормам, принятым в обществе, и коммуникативному намерению говорящего.

Культура речи – это, во-вторых, такая совокупность знаний и навыков человека, которая обеспечивает наиболее целесообразное и незатрудненное применение языка в той или иной коммуникативной ситуации. Более простое определение: Культура речи – это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Составляющие культуры речи

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи. Правильность речи – это соответствие её  действующим языковым нормам. Именно правильностью речи обеспечиваются ее взаимопонимание, успешность достижения её коммуникативных целей, её единство. Следовательно, правильность речи связана со строгим соблюдением норм литературного языка, принятых в данном языковом сообществе на данный момент его развития.

Нормой считается совокупность наиболее устойчивых традиционных употреблений, отобранных в процессе речевой коммуникации и служащих наиболее успешному и эффективному осуществлению коммуникации.

Однако речевая культура не ограничивается только понятием правильности речи и не может быть сведена к перечню запретов и догматическому определению «правильно – неправильно».

Коммуникативный аспект культуры речи, связанный с уместностью словоупотребления, прежде всего исходит из такого понятия, как  точность речи.

Точность – это свойство речи адекватно выразить мысль автора. Точность речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Точность словоупотребления зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Не менее важным свойством культуры речи, понятой в коммуникативном аспекте, является ее логичность. Все языковые элементы, из которых строится текст, должны представлять собой логическую последовательность, быть понятными и доходчивыми. Фрагменты текста должны быть логически связанными, чтобы не получилось так, как это демонстрируется в известном выражении: «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене пародийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения… В подшефном колхозе двое наших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу… Людей нужно водить в музей и на примере первобытного человека показывать, как мы далеко оторвались… Перехожу к спорту.

Конечно, это пародия-гипербола, но в реальной жизни встречаются не менее анекдотичные образцы организации речи, что называется «нарочно не придумаешь»!

Сравните такие фрагменты из школьных сочинений:

  •  В восемнадцать лет Онегин познал светскую жизнь. Печорину тоже наскучила светская жизнь (но ведь о том, что эта самая «светская жизнь» наскучила Онегину, автор не сказал ни слова! Познать – еще не значит пресытиться);
  •  Катерина ушла из жизни, оправдала доверие, оказанное ей Богом и самой любовью (Бог оказал ей доверие, позволив покончить жизнь самоубийством?);
  •  Ниловна не видела в жизни счастья, кроме побоев мужа;
  •  Классическая музыка связана с важнейшими событиями нашей жизни. К таким событиям относятся свадьба и похороны;
  •  А. Блок вспоминает лучшие минуты своей жизни. Среди этих минут была и смерть его жены.

Не менее важной составляющей культуры речи является этика общения. Этикет – это совокупность правил хорошего тона, принятых в данном обществе и устанавливающих нормы поведения и общения людей в определенных ситуациях.

Слово этикет вошло в международный обиход в XVII веке. Во времена правления французского короля Людовика XIV на одном придворном приеме гостям раздали карточки с перечислением некоторых правил поведения. От французского названия этих карточек и произошло слово «этикет», вошедшее во многие языки мира. Этикет – слово французское, в русской речи ему соответствует сочетание правила поведения.

Под понятностью (ясностью) речи понимается её доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – говорил римский учитель красноречия Квинтилиан.

Богатство речи – это разнообразие используемых в ней средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их», – говорил А. М. Горький.

Чистота речи – это отсутствие в ней слов диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, если в использовании их нет никакой надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, – значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус», – говорил В. Г. Белинский.

Выразительность речи – это живость, образность, эмоциональность речи. «Язык должен быть живым», – предупреждал А. Н. Толстой. М. В. Ломоносов, блестящий оратор своего времени, писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». Следовательно, говорить «красно», т. е. выразительно (образно, эмоционально) важно для того, чтобы с большей силой воздействовать на слушателей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39782. СССР в годы Великой Отечественной войны 130 KB
  СССР в годы Великой Отечественной войны Боеспособность вооруженных сил Германии и СССР накануне войны К войне против Советского Союз Германия готовилась тщательно всесторонне и длительное время. Располагая материальными и людскими ресурсами оккупированных стран Германия более чем вдвое превзошла СССР по военноэкономическому потенциалу и смогла гораздо быстрее оснастить свою армию новейшим вооружением. К началу 40х годов началась непосредственная подготовка к нападению на СССР занявшая целый год.
39783. Советский Союз в 1946 – 1953 гг 87 KB
  Победа СССР в Великой Отечественной войне способствовала росту в стране демократических настроений укреплению надежд на либерализацию внутриполитического курса. В первые послевоенные годы происходили некоторые изменения в политической системе СССР. Совнарком СССР был преобразован в Совет Министров СССР что сопровождалось резким увеличением количества министерств и ведомств. Были проведены новые выборы в Верховный совет СССР.
39784. Советский Союз в середине 1950-х – середине 1960-х гг. Период «оттепели» 95.5 KB
  Главой правительства формально стал Маленков который возглавил Совет Министров СССР. Президиум Верховного Совета СССР постановил провести в стране широкую амнистию которая однако не затронула политзаключенных как предлагал первоначально министр внутренних дел. Одновременно началась реорганизация силовых ведомств ограничивались права Особого совещания при МВД ГУЛАГ переходил в ведение Минюста СССР. Маленков выступил на сессии Верховного Совета СССР с предложениями экономических реформ.
39785. Советский Союз в середине 1960-х – середине 1980-х гг. Период «застоя» 83.5 KB
  Брежнев занял пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР что значительно увеличило его полномочия как главы государства. провозглашала также и создание в СССР развитого социалистического общества. Согласно новой установке победе коммунизма в СССР должен был предшествовать длительный исторический этап его хронологические рамки не устанавливались который и определялся как период развитого социализма. в СССР происходит фактическая консервация политической системы.
39786. СССР в годы «перестройки» (1985 – 1991 гг.) 76 KB
  Переломным этапом политического развития СССР в годы перестройки стала XIX партийная конференция КПСС проходившая летом 1988 г. На основании решений конференции Верховный Совет СССР принял в декабре 1988 г. закон согласно которому в стране учреждался новый орган высшей власти Съезд народных депутатов СССР из числа которых учреждался постоянно действующий парламент – Верховный Совет СССР.
39787. Российская Федерация в 1990-е гг. 75 KB
  Было определено направление дальнейшего политического и социально-экономического развития России. Нижняя плата представлена Государственной Думой РФ куда входят депутаты напрямую избираемые гражданами России. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор предусматривающий разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти.
39788. Советская Россия в годы НЭПа 89 KB
  Лучшим обоснованием необходимости форсированной модернизации стала возможность внешней агрессии против СССР. После того как летом 1927 года СССР и Великобритания разорвали дипломатические отношения органы партийной пропаганды создали полное впечатление что готовиться нападение на СССР. Создание СССР.
39789. «Великие реформы» Александра II и контрреформы Александра III 65.5 KB
  Великие реформы Александра II и контрреформы Александра III Крестьянская реформа. То что он пересилил себя и согласился на перемены говорит о том что реформы назрели окончательно. Для подготовки и проведения реформы в январе 1857 г. Комитеты выдвинули различные варианты проекта реформы гг.
39790. Общественное движение в России во второй половине XIX в 68.5 KB
  Общественное движение в России во второй половине XIX в. Огарев и в России вокруг журнала Современник Н. Кроме того предполагалось ввести народное представительство широкое самоуправление передать землю народу а фабрики и заводы – рабочим предоставить демократические свободы всему населению России. Энгельса и распространением их в России.