66182

Вибрионы. Спирохеты. Жгутики у бактерий. Изучение подвижности

Практическая работа

Биология и генетика

Актуальность темы. Знание морфологии вибрионов и спирохет имеет большое значение для микроскопического метода лабораторной диагностики инфекционных болезней. Изучение морфологии осуществляется как у окрашенных с помощью иммерсионного микроскопа...

Русский

2014-08-14

107.5 KB

10 чел.

Методическое указание для студентов к практическому занятию № 3.

Тема: Вибрионы. Спирохеты. Жгутики у бактерий. Изучение

 подвижности

Цель: Изучение морфологии извитых микроорганизмов.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Содержательный модуль: Морфология извитых бактерий (вибрионы и спи-рохеты). Спирохеты, их место в систематике микроорганизмов. Патогенные представители. Подвижность бактерий. Жгутики бактерий.

Тема занятия: Вибрионы. Спирохеты. Жгутики у бактерий. Изучение подвижности.

Актуальность темы. Знание морфологии вибрионов и спирохет имеет большое значение для микроскопического метода лабораторной диагностики инфекционных болезней. Изучение морфологии осуществляется как у окрашенных с помощью иммерсионного микроскопа, так и в нативных пре-паратах с помощью микроскопов с темным полем зрения и фазово-конт-растного.

Вибрионы – вогнутая палочка, по Граму – негативна, монотрих.

Спирохеты – микроорганизмы в виде спирали, подвижные.

Слегка изогнутые палочки называют вибрионами (холерный вибрион). Большинство палочковидных бактерий располагается беспорядочно, так как после деления клетки расходятся. Если после деления клетки остаются связанными общими фрагментами клеточной стенки и не расходятся, они располагаются под углом друг к другу (коринебактерии дифтерии), образуют цепочку (сибиреязвенная бацилла).

Извитые формы - спиралевидные бактерии, например спириллы, имеющие вид штопорообразно извитых клеток. К патогенным спириллам относится возбудитель содоку (болезни укуса крыс), к извитым - кампилобактеры, имеющие изгибы, как у крыла летящей чайки; близки к ним и такие бактерии, как спирохеты, имеющие ряд отличительных особенностей.

Спирохеты - тонкие, длинные, извитые (спиралевидной формы) бактерии, отличающиеся от спирилл подвижностью, обусловленной «сгибательными» изменениями клеток. Спирохеты состоят из наружной мембраны (клеточной стенки), окружающей протоплазматический цилиндр с цитоплазматической мембраной и аксиальной нитью (аксистиль). Аксиальная нить находится под наружной мембраной и как бы закручивается вокруг протоплазматического цилиндра спирохеты, придавая ей винтообразную форму (первичные завитки спирохет). Аксиальная нить состоит из фибрилл - аналогов жгутиков бактерий и представляет собой сократительный белок флагеллин. Они прикреплены к концам клетки и направлены навстречу друг другу. Другой конец фибрилл свободен. Число и расположение фибрилл варьируют у разных видов. Фибриллы участвуют в передвижении спирохет, придавая клеткам вращательное, сгибательное и поступательное движение. При этом спирохеты образуют петли, завитки, изгибы, которые получили название вторичных завитков. Они плохо воспринимают красители. Обычно спирохеты окрашивают по методу Романовского-Гимзы или серебрением. В живом виде их исследуют с помощью фазово-контраст-ной или темнопольной микроскопии.

Спирохеты представлены 3 родами, патогенными для человека: Treponema, Borrelia, Leptospira. Спирохеты рода Treponema имеют по 8-12 равномерных мелких завитков. Патогенными представителями являются Т.pallidum - возбудитель сифилиса и Т. pertenue - возбудитель тропической болезни фрамбезии. Имеются и сапрофиты - обитатели полости рта и ила водоемов. Спирохеты рода Borrelia более длинные, имеют по 3-8 крупных завитков. К ним относится возбудитель возвратного тифа В. recurrentis. Спирохеты рода Leptospira имеют неглубокие и частые завитки - в виде закрученной веревки. Концы этих нитевидных спирохет изогнуты наподобие крючков с утолщениями на концах. Образуя вторичные завитки, они приобретают вид букв S или С. Патогенный представитель - L. interrogans и др. Патогенные лептоспиры попадают в организм с водой или пищей, приводя к развитию кровоизлияний и желтухи. Сапрофитные представители обитают в воде.

Жгутики бактерий определяют их подвижность. Жгутики представ-ляют собой тонкие нити, берущие начало от цитоплазматической мембраны; длина их больше, чем длина клетки. Толщина жгутиков 12-20 нм, длина – 3-12 мкм. Число жгутиков у бактерий различных видов варьирует от одного (монотрих) у холерного вибриона до десятка и сотен жгутиков, отходящих по периметру бактерии (перитрих), у кишечной палочки, протея и др.

Лофотрихи имеют пучок жгутиков на одном из концов клетки, амфитрихи - по одному жгутику или пучку жгутиков на противоположных концах клетки. Жгутики прикреплены к цитоплазматической мембране и клеточной стенке специальными дисками. По химическому составу жгутики состоят из белка - флагеллина (от англ. flagella - жгутик), обладающего антигенной специфичностью. Субъединицы флагеллина закручены в виде спирали. Жгутики выявляют с помощью электронной микроскопии препаратов, напыленных тяжелыми металлами, или в световом микроскопе после обработки препаратов специальными методами (например, после серебрения).

Конкретные цели:

  •  Ознакомиться с представителями вибрионов и спирохет.
  •  Отрабатывать методики приготовления препаратов висячей и раздав-ленной капли для изучения подвижности бактерий.
  •  Описывать морфологические свойства извитых бактерий.
  •  Трактовать результаты микроскопического исследования микроорга-низмов.
  •  Анализировать морфологию вибрионов и спирохет.

Уметь:

  •  Готовить микропрепараты из чистых культур извитых бактерий, окра-шивать их по Граму и Бурри.
  •  Проводить микроскопию микропрепаратов с помощью иммерсионного и с темным полем зрения микроскопов.
  •  Анализировать морфологию извитых бактерий (вибрионов, спирохет).

Теоретические вопросы:

1. Назвать представителей патогенных вибрионов.

2. Охарактеризовать морфологию вибрионов.

3. Назвать классификацию патогенных спирохет.

4. Спирохеты. Структура и свойства.

5. Деление бактерий по характеру подвижности.

6. Жгутики, их структура, функции. Деление бактерий по количеству и рас-положению жгутиков.

7. Методы изучения подвижности вибрионов, спирохет.

8. Специальные микроскопы для изучения подвижности – фазово-контраст-ный и с темным полем зрения (принцип строения, возможности использо-вания для наблюдения за подвижностью).

 Практические задачи, которые выполняются на занятии:

  1.  Приготовление мазков из культур вибрионов, окраска по Граму.
  2.  Просмотр демонстрационных микропрепаратов: вибрион, окраска по Граму, спирохеты, окраска по Бурри, Романовмкому-Гимзе и сереб-рение.
  3.  Демонстрация приготовления висячей и раздавленной капли.
  4.  Разбор схем микроскопов: фазово-контрастного, с темным полем зре-ния.
  5.  Зарисовка демонстрационных микропрепаратов в протокол.
  6.  Оформление протокола.

Литература:

  1.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імуно-логією.– Київ: Вища школа, 1992.– 431с.
  2.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашкола Е.П., Рибакова А.М. Микробиоло-гия.– М.: Медицина, 1998.– 336с.
  3.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.– М.: ГЄОТАР-МЕД, 2001.– 768с.
  4.  Медицинская микробиология, вирусология и иммунология /Под редак-цией академика А.А. Воробьева,- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.– 691с.
  5.  Конспект лекции.

Дополнительная литература:

  1.  Збірник завдань для підготовки до тестового екзамену Крок-1. Загальна лікарська підготовка.– Київ: Медицина, 2004.- С. 300-333.
  2.  Методические указания для преподавателей к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии.– Харь-ков, 1986.– 125с.
  3.  Сборник тестовых заданий для самоподготовки по медицинской мик-робиологии и вирусологии.– Харьков, 2005.– 28с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из приготовления мазков из культуры вибрионов, окраска по Граму, микроскопия. Студенты зарисовывают микро-препараты и дают необходимые объяснения. В состав самостоятельной ра-боты входит также микроскопия демонстрационных препаратов, и их зари-совка.

В конце занятие проводится тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащения

Место прове-дения

1.

Проверка и кор-рекция исходного уровня подготовки к занятию

20

Тестовые задачи исходно-го уровня

Таблицы, атлас

Учеб-ная комната

2.

Самостоятельная работа

35

Графы логичес-кой структу-ры

Иммерсионный, фазово-контраст-ный микроскопы, красители, предме-тные стекла, бак-териологические петли, посевы чис-тых культур бакте-рий.

3.

Самопроверка и коррекция усвое-ния материала

15

Целевые учебные задания

4.

Тестовый контроль.

15

Тесты

5.

Анализ результа-тов работы.

5

Целевые учебные задания по теме «ВИБРИОНЫ»

1. В мазке из испражнений больного выявлены грамотрицательные бакте-рии в виде «запятой». Какие свойства следует, прежде всего, изучать с помо-щью микроскопа для получения дополнительной информации о выявленных микробах?

A. Наличие жгутиков

В. Наличие капсул

С. Наличие спор

D. Наличие включений волютина

E. Наличие включений гликогена

2. При осмотре ротовой полости пациента N, врач-стоматолог обнаружил, что одна из миндалин увеличена, красного цвета, при прикосновении шпателем – безболезненна. Подчелюстные лимфоузлы увеличены. При микроскопии в темном поле зрения выявлены подвижные, спиралевидные, грамотрицательные микроорганизмы. К какой морфологической группе от-носятся эти микроорганизмы?

A. Спирохеты

B. Гонококки

С. Стрептококки

D. Стафилококки

E. Менингококки

3. Известно, что для окраски спирохет используются специальные методы. Какой из перечисленных методов окраски является для спирохет дифферен-циально-диагностическим?

A. Романовского-Гимза

B. Грама

С. Морозова

D. Бурри-Гинса

E. Ганзена

4. В инфекционной больнице больному М. поставили диагноз „Холера”. При микроскопии рвотных масс были выявленные грамотрицательные, по-движные, слегка согнутые палочки. В каком мазке или препарате можно изучить подвижность в данном случае?

A. В мазке, окрашенном по Граму

B. В мазке, окрашенном по Циль-Нельсену

C. В препарате „толстая капля”

D. В препарате „раздавленная капля”

E. В мазке, окрашенном по Нейссеру

5. В венерологическое отделение обратился больной с жалобой на безболезненную язву на половом члене; врач-дерматолог поставил диагноз „Сифилис”, возбудителем которого является бледная спирохета. К какому роду относится возбудитель болезни?

A. Shigella

B. Treponema

C. Salmonella

D. Leptospira

E. Borellia

6. В инфекционную больницу госпитализировали больного, у которого для исследования взяли кровь. При проведении лабораторной диагностики бактериолог выполнил темнопольную микроскопию капли крови больного, в результате чего выявил подвижные извитые формы микроорганизмов в виде буквы «С» с утолщениями на концах. Назовите возбудителя болезни.

A. Borellia

B. Leptospira

C. Treponema

D. Ricketsia

E. Bacteria

Алгоритм лабораторной работы:

1. Приготовление мазков из культуры холерного вибриона.

2. Фиксация мазка пламенем.

3. Окраска микропрепаратов по Граму.

4. Микроскопия мазков при помощи иммерсионного микроскопа.

5. Демонстрация приготовления висячей и раздавленной капель.

6. Изучение подвижности в демонстрационных препаратах при помощи фазово-контрастного микроскопа.

7. Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов.

8. Зарисовка препаратов в протокол.

9. Оформление протокола.


Методическое указание для студентов к практическому занятию № 4

Тема: Споры. Спорообразование. Методы окраски спор.

Цель: Изучение морфологии спорообразующих микроорганизмов.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Цель: Освоение практических навыков приготовления препаратов для окраски спор.

Содержательный модуль. Морфология и структура бактерий.

Тема занятия: Споры. Спорообразование. Методы окраски спор.

Актуальность темы. Знание морфологии имеет большое значение для микроскопического метода лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Изучение морфологии бактерий осуществляется при микроскопии окрашенных микропрератов. Важно при этом выявить такие компоненты микробной клетки, как споры. Только незначительное количество бактерий образуют споры: клостридии столбняка, ботулизма, газовой раневой инфекции, возбудитель сибирской язвы, чумы. Дифференциальным признаком спор есть их расположение относительно клетки. Споры выявляют окрашиванием по методу Ганзена, Грама.

Споры - своеобразная форма покоящихся фирмикутных бактерий, т. е. бактерий с грамположительным типом строения клеточной стенки. Споры образуются при неблагоприятных условиях существования бактерий, сопровождающихся высушиванием, дефицитом питательных веществ и т. д. При этом внутри одной бактерии образуется одна спора. Поэтому образование спор способствует сохранению вида и не является способом размножения, как у грибов. Спорообразующие аэробные бактерии, у которых размер споры не превышает диаметра клетки, называются бациллами, а спорообразующие анаэробные бактерии, у которых размер споры превышает диаметр клетки и они поэтому принимают форму веретена, называются клостридиями (от лат. clostridium - веретено).

Процесс спорообразования проходит ряд стадий, в течение которых часть цитоплазмы и хромосома отделяются, окружаясь цитоплазматической мембраной; образуется проспора, затем формируется многослойная плохо проницаемая оболочка. Спорообразование сопровождается интенсивным потреблением проспорой, а затем формирующейся оболочкой споры дипиколиновой кислоты и ионов кальция. После формирования всех структур спора приобретает термоустойчивость, которую связывают с наличием дипиколината кальция. Спорообразование, форма и расположение спор в клетке (вегетативной) являются видовым свойством бактерий, что позволяет отличать их друг от друга. Форма спор может быть овальной, шаровидной; расположение в клетке терминальное - на конце палочки (возбудитель столбняка), субтерминальное - ближе к концу палочки (возбудители ботулизма, газовой гангрены) и центральное (сибиреязвенная бацилла).

Специфические элементы споры, включая многослойную оболочку и дипиколинат кальция, обусловливают ее свойства: она долго может сохраняться в почве, например возбудители сибирской язвы и столбняка - десятки лет. В благоприятных условиях они прорастают, проходя три стадии: активацию, инициацию, вырастания. При этом из одной споры образуется одна бактерия. Активация - готовность к прорастанию. Она ускоряется при прогревании при температуре 60-800С. Инициация прорастания длится несколько минут. Вырастание характеризуется быстрым ростом, сопровождающимся разрушением оболочки споры и выходом проростка.

Конкретные цели:

  •  Обучить методике приготовления бактериологического препарата для выявления спор.
  •  Практиковать методики окрашивания спор.
  •  Делать выводы о микроскопии бактериологических препаратов при использовании иммерсионного микроскопа.
  •  Описывать дифференциальные признаки расположения спор относительно микробной клетки.
  •  Практиковать результаты микроскопического исследования микро-препаратов.
  •  Проанализировать морфологию спорообразующих бактерий в целом.

Уметь:

  •  Готовить микропрепараты из спорообразующих бактерий;
  •  Окрашевать микропрепараты по Ганзену;
  •  Проводить микроскопию микропрепаратов при помощи иммерсионного микроскопа;
  •  Анализировать морфологию бактерий, образующих споры.

Теоретические вопросы:

1. В каких условиях и как происходит процесс спорообразования (стадии)?

2. Сравнительная устойчивость спор и вегетативной формы бактерий.

3. Использовать признаки спорообразования для идентификации бактерий.

4. Форма, расположение спор и их величина относительно диаметра вегета-тивной клетки, характерные для отдельных видов.

5. Назвать бактерии, образующие спору, и заболевания, вызванные ними. Объяснить, почему одни из них называются клостридиями, а другие – бациллами.

6. Основной метод окраски спор (по Ганзену).

 Практические задачи, которые выполняются на занятии:

  1.  Приготовление микропрепаратов из спорообразующих бактерий.
  2.  Окраска микропрепаратов по Ганзену.
  3.  Микроскопия собственных микропрепаратов, их анализ и зарисовка в протокол.
  4.  Микроскопия демонстрационных препаратов: клостридии (терминальная, субтерминальная спора), бацилла (центральная спора), окраска по Ганзену и по Граму.
  5.  Зарисовка демонстрационных препаратов в протокол.
  6.  Оформление протокола.

Литература:

  1.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунолог-гією.– Київ: Вища школа, 1992.– 431с.
  2.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашкола Е.П., Рыбакова А.М. Микробиоло-гия.– М.: Медицина, 1998.– 336с.
  3.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.– М.: ГЄОТАР-МЕД, 2001.– 768с.
  4.  Медицинская микробиология, вирусология и иммунология /Под редак-цией академика А.А. Воробьева,- М.: Медицинское информационное аген-тство, 2004.– 691с.
  5.  Конспект лекций.

Дополнительная литература:

  1.  Збірник завдань для підготовки до тестового екзамену Крок-1. Загальна лікарська підготовка.– Київ.: Медицина, 2004.- С. 300-333.
  2.  Методические указания для преподавателей к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии.– Харь-ков, 1986.– 125с.
  3.  Сборник тестовых заданий для самоподготовки по медицинской мик-робиологии и вирусологии.– Харьков, 2005.– 28 с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из приготовления мазков из спорообразующих культур, окраски их по методу Ганзена, проведения микроскопии. Потом студенты зарисовывают микропрепараты и дают необходимые объяснения.

В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных препаратов и их зарисовка.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ итогов результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащение

Место прове-дения

1.

Проверка и кор-рекция исходно-го уровня подго-товки к занятию

20

Тестовые задачи исходно-го уровня

Таблицы, атлас

Учеб-ная комна-та

2.

Самостоятельная работа

35

Графы логичес-кой структу-ры

Иммерсионный, фа-зово-контрастный микроскопы, краси-тели, предметные стекла, бактериоло-гические петли, по-севы чистых куль-тур бактерий.

3.

Самопроверка и коррекция усвое-ния материала

15

Целевые учебные задания

4.

Тестовый контроль.

15

Тесты

5.

Анализ результа-тов работы.

5

Целевые учебные задания:

1. Из мясных консервов выделена культура Сlostridium botulinum. Ка-кой из перечисленных методов окраски необходимо использовать для выяв-ления спор у этого возбудителя?

А. Бурри-Гинса

B. Романовского-Гимзы

C. Ганзена

D. Леффера

Е. Бурри

2. Известно, что споры в бактериальной клетке могут располагаться центрально, субтерминально и терминально. Для каких бактерий характерно центральное расположение спор?

А. Bacillus anthracis

B. E. coli

C. Clostridium botulinum

D. Clostridium difficile

 Е. Clostridium tetani

3. Для выявления спор у бактерий используются специальные методы окраски. Какой из перечисленных методов можно использовать для выявле-ния спор у Cl. tetani?

А. Циля-Нельсена

B. Романовского-Гимзы

C. Ганзена

D. Гинса

Е. Бурри

  1.  В бактериологической лаборатории исследовалась вяленая рыба до-машнего приготовления, ставшая причиной тяжелого пищевого отравления. В микропрепаратах выявлены микроорганизмы, напоминающие теннисную ракетку. Развитие какого заболевания наиболее вероятно вызовут указанные микроо
  2.  рганизмы?

А. Дизентерию

В. Ботулизм

С. Брюшной тиф

D. Холеру

Е. Сальмонеллез

5. Подобно другим клостридиям, C. perfringens широко распространен во внешней среде, особенно в окультуренных почвах. Он сохраняется не только в виде спор, но и активно вегетирует, особенно при:

A. Низкой tº

B. Повышеной tº (45º)

C. Повышеной tº (35º)

 D. tº = – 5º

E. tº = – 10º

 6. Споры образуются при неблагоприятных условиях окружающей сре-ды (высушивание, дефицит питательных веществ и др.). При этом в средине одной бактерии образуется:

 A. Много спор

 B. Две споры

 C. Одна спора

 D. До пяти спор

 E. Три споры

7. При благоприятных условиях споры прорастают; проходя три пос-ледовательные стадии: активацию, начальную стадию, стадию роста. При этом из одной споры образуется:

 A. Несколько бактерий

 B. Одна бактерия

 C. Много бактерий

 D. Две бактерии

 E. Две пары бактерий

Алгоритм лабораторной работы:

  1.  Приготовление мазков из культуры спорообразующих бактерий.
  2.  Фиксация мазков пламенем.
  3.  Окрашивание мазков по методу Ганзена согласно освоенного метода.
  4.  Микроскопия мазков с помощью иммерсионного микроскопа.
  5.  Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов.
  6.  Зарисовка препаратов в протокол.
  7.  Оформление протокола.


Методическое указание для студентов к практическому занятию № 5

Тема: Капсулы у бактерий и методы их выявления.

Цель: Изучение морфологии микроорганизмов, образующих капсулу.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов.

Цель: Освоение практических навыков приготовления препаратов для окраски спор.

Содержательный модуль. Морфология и структура бактерий.

Тема занятия: Капсулы у бактерий и методы их выявления.

Актуальность темы. Знание морфологии имеет большое значение для микроскопического метода лабораторной диагностики инфекционных заболеваний. Изучение морфологии бактерий осуществляется при микроскопии окрашенных микропрератов. Изучение отдельных компонентов микробной клетки и выявление (капсулы, зерен валютина) играет важную роль в дифференциации патогеных и непатогенных микроорганизмов. Некоторые бактерии образуют капсулы, как в организме человека, так и на питательных средах. Для их выявления существуют специальные методы.

Капсулы у некоторых бактерий – внешний слой оболочки, который переходит в слизистый шар. Эти бактерии выделены в отдельную группу под названием капсульных бактерий. Выявить капсулу возможно по методу Бурри-Гинса, при окраски метиленовой синькою.

Некоторые бактерии (пневмококки, клебсиеллы и др.) образуют капсулу - слизистое образование, прочно связанное с клеточной стенкой, имеющее четко очерченные внешние границы. Капсула различима в мазках-отпечатках из патологического материала. В чистых культурах бактерий капсула образуется реже. Она выявляется при специальных методах окраски, создающих негативное контрастирование вещества капсулы. Обычно капсула состоит из полисахаридов (экзополисахаридов), иногда полипептидов, например у сибиреязвенной бациллы. Капсула гидрофильна, она препятствует фагоцитозу бактерий. Многие бактерии образуют микрокапсулу - слизистое образование, выявляемое при электронной микроскопии. От капсулы следует отличать слизь - мукоидные экзополисахариды, не имеющие четких внешних границ. Бактериальные экзополисахариды участвуют в адгезии (прилипании к субстратам), их еще называют гликокаликсом.

Кроме того, что бактериальные экзополисахариды синтезируются бактериями путем секреции их компонентов, существует и другой механизм их образования - при действии внеклеточных ферментов на дисахариды. В результате этого образуются декстраны и леваны. Капсула и слизь предохраняют бактерии от повреждений, высыхания, так как они гидрофильны и хорошо связывают воду, препятствуют действию защитных факторов макроорганизма и бактериофагов.

Конкретные цели:

  •  Выявление капсул в микропрепаратах из чистых культур, окраска по Бурри-Гинса.
  •  Выявление капсул в препаратах-отпечатках из органов, окрашенных метиленовой синькою.
  •  Делать выводы о микроскопии бактериологических препаратов (капсульных) при использовании иммерсионного микроскопа.
  •  Описывать дифференциальные признаки расположения спор относительно микробной клетки.
  •  Проанализировать результаты микроскопического исследования микроорганизмов, образующих капсулу, при окраске их по Бурри-Гинсу и метиленовой синькою.

Уметь:

  •  Приготовить препараты для выявления капсул;
  •  Окрашивать капсульные бактерии по Бурри-Гинса, метиленовой синькою;
  •  Проводить микроскопию микропрепаратов при помощи иммерсионного микроскопа;
  •  Анализировать морфологию капсульных бактерий.

Теоретические вопросы:

  1.  Капсулы у бактерий.
  2.  Химический состав капсул.
  3.  Микробы, образующие капсулы только в организме, а также за его пределами.
  4.  Значение капсулообразования у микробов.
  5.  Использование признака капсулообразования с целью диагностики.
  6.  Методика выявления капсул в препаратах из чистых культур, окрашенных по Бурри-Гинса.
  7.  Методика выявления капсул в препаратах-отпечатках из органов.

 Практические задачи, которые выполняются на занятии:

  1.  Приготовление микропрепаратов из капсульных бактерий по методу Бурри-Гинса.
    1.  Просмотр демонстрационных препаратов, окрашенных по методу Бурри-Гинса.
    2.  Просмотр препарата-отпечатка, окрашенного метиленовой синькою (возбудитель сибирской язвы).
    3.  Зарисовка демонстрационных препаратов в протокол.
    4.  Оформление протокола.

Литература:

  1.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія з вірусологією та імунолог-гією.– Київ: Вища школа, 1992.– 431с.
  2.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашкола Е.П., Рыбакова А.М. Микробиоло-гия.– М.: Медицина, 1998. – 336с.
  3.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.– М.: ГЄОТАР-МЕД, 2001.– 768 с.
  4.  Медицинская микробиология, вирусология и иммунология /Под редак-цией академика А.А. Воробьева,- М.: Медицинское информационное агентство, 2004.– 691с.
  5.  Конспект лекции.

Дополнительная литература:

  1.  Збірник завдань для підготовки до тестового екзамену Крок-1. Загальна лікарська підготовка.– Київ.: Медицина, 2004.- С. 300-333.
    1.  Методические указания для преподавателей к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии.– Харьков, 1986.– 125с.
    2.  Сборник тестовых заданий для самоподготовки по медицинской микро-биологии и вирусологии.– Харьков, 2005.– 28с.

Краткие методические указания к работе на практическом занятии.

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию.

Самостоятельная работа состоит из приготовления микропрепаратов, окраски их по методу Бурри-Гинса, проведения их микроскопии. Потом студенты зарисовывают микропрепараты и дают необходимые объяснения.

В состав самостоятельной работы входит также микроскопия демонстрационных препаратов и их зарисовка.

В конце занятия проводится тестовый контроль и анализ итогов результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

№ п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащение

Место прове-дения

1.

Проверка и кор-рекция исходно-го уровня подго-товки к занятию

20

Тестовые задачи исходно-го уровня

Таблицы, атлас

Учеб-ная комна-та

2.

Самостоятельная работа

35

Графы логичес-кой структу-ры

Иммерсионный, фа-зово-контрастный микроскопы, краси-тели, предметные стекла, бактериоло-гические петли, по-севы чистых куль-тур бактерий.

3.

Самопроверка и коррекция усвое-ния материала

15

Целевые учебные задания

4.

Тестовый контроль.

15

Тесты

5.

Анализ результа-тов работы.

5

Целевые учебные задания:

1. Смыв со слизистой оболочки ротовой полости больного хроничес-ким стоматитом направили в баклабораторию. В микропрепарате были обна-ружены диплококки, окруженные капсулой. Какой из перечисленных мето-дов окраски использован для выявления капсулы при бактериоскопическом исследование мазков?

А. По Бурри-Гинсу

B. По Леффлеру

C. По Бурри

D. По Ожежко

Е. По Романовскому-Гимзе

2. Во время микробиологического исследования выявили неподвижные стрептобациллы, которые способны образовывать капсулу. Как называются такие микроорганизмы?

А. Bacillus subtilis

В. Staphylococcus aureus

С. Bacillus antracoides

D. Bacillus anthracis

Е. Bacillus megaterium

3. Территорию старого скотомогильника, который не использовался бо-лее 50 лет, планируется отвести под жилищное строительство. Однако, ис-следование почвы показало наличие жизнеспособных спор возбудителя осо-боопасного заболевания. Какой из названных микроорганизмов наиболее вероятно мог сохраняться в почве на протяжении такого продолжительного времени?

A. Yersinsa pestis

B. Francisella tularensis

C. Brucella abortus

D. Bacillus anthracis

E. Micobacterium bovis

4. Больной, 34 лет, обратился по поводу карбункула на лице. Во время осмотра выявлен неплотный, безболезненный отек подкожной жировой клет-чатки, в центре карбункула - черный струп, по периферии - везикулярные высыпания. Во время микробиологического исследования выявили непо-движные стрептобациллы, способные образовывать капсулы. Какие микроор-ганизмы являются возбудителями этого заболевания?

A. Bacillus anthracis

B. Staptylococcus aureus

C. Bacillus anthracoides

D. Bacillus subtilis

E. Bacillus megaterium

5. При постановке биологической пробы в мазках-отпечатках из орга-нов животных выявили стрептобактерии, окруженные капсулой. Это дает ос-нование установить диагноз:

A. Туляремии

B. Сибирской язвы

C. Чумы

 D. Бруцеллеза

E. Крупозной пневмонии

6. Во время микроскопии мокроты больного, с предварительным диаг-нозом «острая пневмония», выявлено хаотически расположенные микроорга-низмы, овоидной формы, интенсивно окрашенные на полюсах, окруженные капсулой. Какой наиболее вероятный возбудитель вызвал эту болезнь?

A. E. coli

B. Cor. diphteriae

C. Streptococcus

D. Staptylococcus

E. Yersinia pestis

Алгоритм лабораторной работы:

  1.  Приготовление мазков из культуры Kl. pneumoniae.
  2.  Фиксация мазков пламенем.
  3.  Окрашивание микропрепаратов по Бурри-Гинса.
  4.  Микроскопия мазков с помощью иммерсионного микроскопа.
  5.  Микроскопия и анализ демонстрационных препаратов, окрашенных по Бурри-Гинса, метиленовой синькою.
  6.  Зарисовка препаратов в протокол.
  7.  Оформление протокола.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80731. Прилагательное. Категории прилагательного 36.35 KB
  Прилагательное это часть речи называющая признак предмета обладающий условной устойчивостью без указания на развитие признака вор времени. Прилагательное выделяется на основе трех критериев: значения формы и функции. Прилагательное обладает обобщающим грамматическим значением и это – значение признака свойства или состояния.
80732. The Old English Noun 27.92 KB
  The inflection of the Old English noun indicates distinctions of number (singular and plural) and case. The case system is somewhat simpler than that of Latin and some of the other Indo-European languages. There is no ablative, and generally no locative or instrumental case, these having been merged with the dative...
80733. Actual division of the sentence 26.83 KB
  The purpose of the actual division of the sentence is to reveal the correlative significance of the sentence parts from the point of view of their actual informative role in an utterance. The main components of the actual division of the sentence are the theme and the rheme.
80734. Sentence in traditional syntax 27.07 KB
  From the traditional point of view the nuclear of syntax is formed by the gram. Subject and gram. Predicate. Periphery is formed by other parts of a sentence: complements, objects, two types of adjuncts (attributes and adverbial modifiers). These parts of a syntax are called secondary and are normally optional.
80735. Parts of speech classification, gram-l classes of words 27.62 KB
  There are three main criteria according to which we classify the words into a different gram. classes. They are meaning, form function. not the individual lexical meaning of each word but the meaning common to all the words of a given class which constitutes its essence; form, it’s the morphological characteristics of a type of word...
80736. Text linguistic 28.24 KB
  One-direction sequences can be used in dialogue, when a utterance is not a rejoinder, but a continuation the stimulating utterance addressed the same third party or to both speakers themselves, e. g. St. Erth, all money goes fellows who don’t know a horse from a haystack.- Canynge. And care less want men racing to whom a horse in something.
80738. Morphology: General Principles. Structure of English words 27.02 KB
  Lexicology- is a brunch of linguistics which study the meaning and use of words. In English as in many other languages the word is the smallest unit able to form a sentence by itself. Most words consist of meaningful parts called morphemes, accordingly all Eng. Words fall into two large classes...
80739. The Etimology of English words 26.49 KB
  Etimology study the origin of words and word equivalents. Acc. to the origin all present-day Eng. Words can be divided into two groups: native words, which have been part of the Eng. Vocabulary since the old Eng. period; borrowed words (loan words) which were taken from another lang-ge at a certain stage of Eng. history.