66207

Изучение колоний. Пигменты бактерий

Практическая работа

Биология и генетика

На плотных питательных средах бактерии образовывают разные по форме и величине колонии - видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бывают плоскими, выпуклыми, куполовидными, вдавленными, их поверхность - гладкой...

Русский

2014-08-15

73.5 KB

22 чел.

Методическое указание для студентов к практическому занятию 11

Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий

Цель: Освоение практических навыков работы при выделении чистых культур бактерий: ІІ -й день исследования.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов. Инфекция. Иммуни-тет.

Содержательный модуль 3. Физиология бактерий.

Тема 11: Изучение колоний. Пигменты бактерий.

Актуальность темы. На плотных питательных средах бактерии образовывают разные по форме и величине колонии - видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бывают плоскими, выпуклыми, куполовидными, вдавленными, их поверхность - гладкой (S-форма), шероховатой (R-форма), исчерченной, края - равными, зазубренными, волокнистыми, бахромчатыми. Форма колоний также разнообразная: круглая, розеткоподобная, звездчатая. По величине колонии делятся на большие (4-5мм), средние (2-4 мм), мелкие (1-2мм). Колонии различаются за консистенцией, плотностью, цветом. Они могут быть прозрачными и непрозрачными, окрашенными и бесцветными, влажными, сухими, слизистыми.

Цвет колоний определяется образованием пигментов, которые делятся на растворимые в воде и спирте (синегнойная бактерия, бактерии сине-зеленого молока) и нерастворимые (азотобактер, черные и бурые пигменты плесени). Цвет колоний помогает дифференцировать бактерии. Колонии актиномицетов (A. вovis), микрококков окрашены в розовый цвет, стафилококка - в золотистый (S. aureus), лимонно-желтый (S. citreus) и белый цвета (S. albus), синегнойная палочка (P. aeroginosa) - в сине-зеленый, микобактерии туберкулеза (M. tuberculosis) - в желтый. Некоторые пигменты образуются только при свете (каротиноиды в M. tuberculosis), а некоторые обнаруживают антибиотические свойства (P. aeroginosa). Пигменты защищают бактерии от действия видимых и УФ-лучей.

Конкретные цели:

Выучить методы выделения чистых культур бактерий.

Описывать колонии, особенности их формирования у разных видов бактерий.

Выучить особенности пигментообразования у бактерий.

Описывать наиболее весомые пигменты, которые используются для дифференциации бактерий.

Освоить метод пересева колоний для получения чистых культур бактерий.

Трактовать результаты роста смеси бактерий на плотных питательных средах.

Уметь:

Проводить макроскопическое изучение колоний.

Проводить пересев колоний бактерий для выделения чистых культур.

Проводить проверку выделенных культур бактерий на чистоту.

Готовить микропрепараты из колоний бактерий.

Окрашивать микропрепараты по Граму.

Проводить микроскопию микропрепаратов с помощью иммерсионного микроскопа.

Анализировать полученные данные относительно разнообразия колоний.

Теоретические вопросы:

Схема выделения чистых культур.

Особенности формирования колоний у разных видов бактерий.

Пигментообразование у бактерий и его значение в дифференциации бактерий.

 Практические задачи, которые выполняются на занятии:

Продолжение выделения чистых культур бактерий: макроскопическое изучение колоний.

Приготовление микропрепаратов из полученных колоний.

Окраска микропрепаратов по Граму.

Микроскопия микропрепаратов, их анализ и зарисовывание в протокол.

Пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

Оформление протокола.

Литература:

  1.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  2.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.
  3.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія.- К.: "Вища школа", 1992.– 431с.
  4.  Конспект лекций.

Дополнительная литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.О. Медицинская микробиология, иммунология и вірусологія /Учебник для медицинских ВУЗов.- С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983,- 512с.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из макроскопического изучения колоний на МПА. Потом студенты готовят микропрепараты из разнообразных колоний (кишечной палочки, стафилококка и антракоида), окрашивают их по Граму и проводят микроскопию. После анализа микропрепаратов, их зарисовывают в протокол.

На втором этапе студенты проводят пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

В конце занятие проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащение

Место проведения

1

Проверка и кор-рекция исходно-го уровня подго-товки к занятию

20'

Тестовые задания исходного уровня

Таблицы, коллек-ция питательных сред, чистых и за-сеянных пигмен-тообразующими бактериями (S.aureus,

P. aeroginosa).

У

Ч

Е

Б

Н

А

Я

К

О

М

Н

А

Т

А

2

Самостоятель-ная работа

35'

Графы логической структуры.

Иммерсионный микроскоп, крас-ки, предметное стекло, бактерио-логические петли, собственные по-севы смеси куль-тур бактерий на чашках Петри, скошенный МПА в пробирке.

3

Самоконтроль и коррекция усво-ения материала

15'

Целевые учебные задания

4

Тестовый контроль

15'

Тесты

5

Анализ резуль-татов работы

5'


Целевые учебные задачи к теме

«ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ»:

1. Как известно, некоторые пигменты у бактерий образуются только при свете. Какие из пересчитанных бактерий имеют такое свойство?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

2. У пациента Р. с пищевым отравлением, из испражнений высеяли бактерии, образующие золотистые колонии на МПА. Какой вид бактерий наиболее вероятно дает колонии такого типа?

А. Стафилококки

В. Стрептококки

С. Кишечная

 палочка

D. Сальмонеллы

Е. Шигеллы

3. При плановом обследовании персонала одного из детских садов на бактерионосительство патогенных бактерий, у одной из воспитательниц выделена чистая культура бактерий, которая на кровяном агаре образовывала золотистые колонии с зоной гемолиза? Носительство какого вида бактерий можно заподозрить в этом случае?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

4. В хирургическом отделении возникла вспышка госпитальной инфекции, вызванная Е.соli. Какие колонии образовывают эти бактерии на МПА?

А. Бесцветные колонии

В. Красные колонии

С. Желтые колонии

D. Белые колонии

Е. Не дают роста

5. Какой пигмент растворим в воде?

A. Зеленый пигмент P.aeruginose

B. Белый пигмент S.epidermidis

C. Желтый пигмент S.aureus

D. Серый пигмент B.anthracoides

E. Черный пигмент плісені

6. Какой метод используют для получения изолированной колонии?

A. Метод разобщающего штриха

B. Посев в полужидкий агар

C. Посев на скошенный агар

D. Посев пипеткой в МПБ

E. Посев бактериологической петлей в МПБ

7. Пигменты имеют для бактерий физиологическое значение, а именно:

A. Принимают участие в дыхании бактерий

B. Имеют антибиотическую активность

C. Защищают бактерии от естественной ультрафиолетовой радиации

D. Есть акцепторами водорода

E. Все выше указано

8. S-форма колонии бактерий характеризуется поверхностью:

A. Гладкой

B. Шероховатой

C. Радиальной

D. Волнистой

E. Все выше

 указанное

9. Как называется культура бактерий, в которой бактерии происходят из одной клетки?

A. Смешанная

B. Бульонная

C. Чистая

D. Агаровая

E. Ничего из

указанного

10. Что определяется как видимое скопление бактерий на поверхности агара, которые происходят из одной клетки?

A. Пленка

B. Смешанная культура

C. Бульонная культура

D. Колония

E. Все указанное

11. Пигментообразующими бактериями есть, кроме:

A. S.aureus

B. E.coli

C. P.aeruginosa

D. S.epidermidis

E. B.anthracoides

12. Как характеризуется типичная колония E.coli?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, непрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная

13. Как характеризуется типичная колония B.anthracoides?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, полупрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная

Алгоритм лабораторной работы:

Изучение посевов смеси бактерий (кишечной палочки, стафилококка и антракоида) на МПА в чашках Петри:

а) макроскопическое изучение колоний;

б) приготовление мазков из разных колоний, окраска по Граму, микроскопия и анализ.

Зарисовать изготовленные микропрепараты в протокол.

Пересеять изолированные колонии на МПА.

Оформление протокола.


Граф логической структуры темы: “ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ”


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80995. Проблема інтерпретації навчальних текстів на уроках історії. Інтерпретація (лат. interpretatio) — розяснення, тлумачення — відносно історичних текстів та ін.. (наукових та літературних текстів) 34.86 KB
  Щоб запобігти некритичному сприйняттю учнями історичної інформації, недостатньо тільки навчити їх досліджувати джерела. Важливим є також розвиток вмінь аналізувати та критично оцінювати інтерпретацію минулого, що міститься в будь-якому джерелі
80997. Закономерности и особенности развития детей с психофизическими нарушениями 31.05 KB
  Вторичные возникающие опосредованно в процессе аномального социального развития. Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Выготского является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.
80998. Категории детей с нарушениями интеллектуального развития, их развитие и обучение 30.24 KB
  имбецильность умеренная выраженность интеллектуального недоразвития дети не дееспособны не обучаемы но способны к овладению простыми навыками; 3. Дети с умственной отсталостью запаздывают в психическом развитии уже с первых дней жизни. По уровню речевого развития умственно отсталые дети представляют неоднородную группу: от общего недоразвития речи до достаточно развернутой обиходной речи но с нарушениями фонетики семантики. Дети с простой неосложненной дебильностью.
80999. Категории детей с задержкой психического развития, их развитие и обучение 29.64 KB
  Причины выраженной задержки психического развития: минимальные слабовыраженные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы возникшие в результате воздействия патогенетических факторов во внутриутробном природовом или в раннем периоде жизни ребенка; длительные хронические соматические заболевания перенесенные в раннем детстве; длительная социальнокультурная депривация; влияние стрессовых психотравмирующих факторов. психогенный генезис связывается с неблагоприятными условиями воспитания...
81000. Категории детей с нарушениями слуха, их развитие и обучение 29.05 KB
  Среди глухих детей различают: глухих без речи ранооглохших когда поражение слуха возникает у ребенка в доречевой период или в самом начале формирования речи; глухих сохранивших в той или иной мере речь позднооглохших это дети с потерей слуха но относительно сохранной речью ввиду сравнительно позднего возникновения глухоты. Врожденная или ранняя потеря слуха приводит к отсутствию речи немота либо ее грубому недоразвитию. У глухих детей изза речевых нарушений задерживается общение обеспечивающее совместную со взрослыми...
81001. Категории детей с нарушениями зрения, их развитие и обучение 28.26 KB
  Кроме того следует отметить что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих. Различают разные степени потери зрения: ♦ абсолютная слепота при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения светоощущение и цветоразличие; ♦ практическая слепота при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты или остаточное зрение...
81002. Категории детей с речевыми нарушениям, их развитие и обучение 30.41 KB
  Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
81003. Категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Развитие и обучение детей с церебральным параличом 27.91 KB
  Развитие и обучение детей с церебральным параличом Отмечают различные виды патологии опорнодвигательного аппарата. Эти расстройства обнаруживаются у детей уже в первые месяцы жизни ребенка. Нарушения интеллектуального развития часто незначительны и многие из таких детей могут обучаться в массовой школе.