66207

Изучение колоний. Пигменты бактерий

Практическая работа

Биология и генетика

На плотных питательных средах бактерии образовывают разные по форме и величине колонии - видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бывают плоскими, выпуклыми, куполовидными, вдавленными, их поверхность - гладкой...

Русский

2014-08-15

73.5 KB

22 чел.

Методическое указание для студентов к практическому занятию 11

Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий

Цель: Освоение практических навыков работы при выделении чистых культур бактерий: ІІ -й день исследования.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов. Инфекция. Иммуни-тет.

Содержательный модуль 3. Физиология бактерий.

Тема 11: Изучение колоний. Пигменты бактерий.

Актуальность темы. На плотных питательных средах бактерии образовывают разные по форме и величине колонии - видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бывают плоскими, выпуклыми, куполовидными, вдавленными, их поверхность - гладкой (S-форма), шероховатой (R-форма), исчерченной, края - равными, зазубренными, волокнистыми, бахромчатыми. Форма колоний также разнообразная: круглая, розеткоподобная, звездчатая. По величине колонии делятся на большие (4-5мм), средние (2-4 мм), мелкие (1-2мм). Колонии различаются за консистенцией, плотностью, цветом. Они могут быть прозрачными и непрозрачными, окрашенными и бесцветными, влажными, сухими, слизистыми.

Цвет колоний определяется образованием пигментов, которые делятся на растворимые в воде и спирте (синегнойная бактерия, бактерии сине-зеленого молока) и нерастворимые (азотобактер, черные и бурые пигменты плесени). Цвет колоний помогает дифференцировать бактерии. Колонии актиномицетов (A. вovis), микрококков окрашены в розовый цвет, стафилококка - в золотистый (S. aureus), лимонно-желтый (S. citreus) и белый цвета (S. albus), синегнойная палочка (P. aeroginosa) - в сине-зеленый, микобактерии туберкулеза (M. tuberculosis) - в желтый. Некоторые пигменты образуются только при свете (каротиноиды в M. tuberculosis), а некоторые обнаруживают антибиотические свойства (P. aeroginosa). Пигменты защищают бактерии от действия видимых и УФ-лучей.

Конкретные цели:

Выучить методы выделения чистых культур бактерий.

Описывать колонии, особенности их формирования у разных видов бактерий.

Выучить особенности пигментообразования у бактерий.

Описывать наиболее весомые пигменты, которые используются для дифференциации бактерий.

Освоить метод пересева колоний для получения чистых культур бактерий.

Трактовать результаты роста смеси бактерий на плотных питательных средах.

Уметь:

Проводить макроскопическое изучение колоний.

Проводить пересев колоний бактерий для выделения чистых культур.

Проводить проверку выделенных культур бактерий на чистоту.

Готовить микропрепараты из колоний бактерий.

Окрашивать микропрепараты по Граму.

Проводить микроскопию микропрепаратов с помощью иммерсионного микроскопа.

Анализировать полученные данные относительно разнообразия колоний.

Теоретические вопросы:

Схема выделения чистых культур.

Особенности формирования колоний у разных видов бактерий.

Пигментообразование у бактерий и его значение в дифференциации бактерий.

 Практические задачи, которые выполняются на занятии:

Продолжение выделения чистых культур бактерий: макроскопическое изучение колоний.

Приготовление микропрепаратов из полученных колоний.

Окраска микропрепаратов по Граму.

Микроскопия микропрепаратов, их анализ и зарисовывание в протокол.

Пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

Оформление протокола.

Литература:

  1.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  2.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.
  3.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія.- К.: "Вища школа", 1992.– 431с.
  4.  Конспект лекций.

Дополнительная литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.О. Медицинская микробиология, иммунология и вірусологія /Учебник для медицинских ВУЗов.- С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983,- 512с.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из макроскопического изучения колоний на МПА. Потом студенты готовят микропрепараты из разнообразных колоний (кишечной палочки, стафилококка и антракоида), окрашивают их по Граму и проводят микроскопию. После анализа микропрепаратов, их зарисовывают в протокол.

На втором этапе студенты проводят пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

В конце занятие проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащение

Место проведения

1

Проверка и кор-рекция исходно-го уровня подго-товки к занятию

20'

Тестовые задания исходного уровня

Таблицы, коллек-ция питательных сред, чистых и за-сеянных пигмен-тообразующими бактериями (S.aureus,

P. aeroginosa).

У

Ч

Е

Б

Н

А

Я

К

О

М

Н

А

Т

А

2

Самостоятель-ная работа

35'

Графы логической структуры.

Иммерсионный микроскоп, крас-ки, предметное стекло, бактерио-логические петли, собственные по-севы смеси куль-тур бактерий на чашках Петри, скошенный МПА в пробирке.

3

Самоконтроль и коррекция усво-ения материала

15'

Целевые учебные задания

4

Тестовый контроль

15'

Тесты

5

Анализ резуль-татов работы

5'


Целевые учебные задачи к теме

«ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ»:

1. Как известно, некоторые пигменты у бактерий образуются только при свете. Какие из пересчитанных бактерий имеют такое свойство?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

2. У пациента Р. с пищевым отравлением, из испражнений высеяли бактерии, образующие золотистые колонии на МПА. Какой вид бактерий наиболее вероятно дает колонии такого типа?

А. Стафилококки

В. Стрептококки

С. Кишечная

 палочка

D. Сальмонеллы

Е. Шигеллы

3. При плановом обследовании персонала одного из детских садов на бактерионосительство патогенных бактерий, у одной из воспитательниц выделена чистая культура бактерий, которая на кровяном агаре образовывала золотистые колонии с зоной гемолиза? Носительство какого вида бактерий можно заподозрить в этом случае?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

4. В хирургическом отделении возникла вспышка госпитальной инфекции, вызванная Е.соli. Какие колонии образовывают эти бактерии на МПА?

А. Бесцветные колонии

В. Красные колонии

С. Желтые колонии

D. Белые колонии

Е. Не дают роста

5. Какой пигмент растворим в воде?

A. Зеленый пигмент P.aeruginose

B. Белый пигмент S.epidermidis

C. Желтый пигмент S.aureus

D. Серый пигмент B.anthracoides

E. Черный пигмент плісені

6. Какой метод используют для получения изолированной колонии?

A. Метод разобщающего штриха

B. Посев в полужидкий агар

C. Посев на скошенный агар

D. Посев пипеткой в МПБ

E. Посев бактериологической петлей в МПБ

7. Пигменты имеют для бактерий физиологическое значение, а именно:

A. Принимают участие в дыхании бактерий

B. Имеют антибиотическую активность

C. Защищают бактерии от естественной ультрафиолетовой радиации

D. Есть акцепторами водорода

E. Все выше указано

8. S-форма колонии бактерий характеризуется поверхностью:

A. Гладкой

B. Шероховатой

C. Радиальной

D. Волнистой

E. Все выше

 указанное

9. Как называется культура бактерий, в которой бактерии происходят из одной клетки?

A. Смешанная

B. Бульонная

C. Чистая

D. Агаровая

E. Ничего из

указанного

10. Что определяется как видимое скопление бактерий на поверхности агара, которые происходят из одной клетки?

A. Пленка

B. Смешанная культура

C. Бульонная культура

D. Колония

E. Все указанное

11. Пигментообразующими бактериями есть, кроме:

A. S.aureus

B. E.coli

C. P.aeruginosa

D. S.epidermidis

E. B.anthracoides

12. Как характеризуется типичная колония E.coli?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, непрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная

13. Как характеризуется типичная колония B.anthracoides?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, полупрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная

Алгоритм лабораторной работы:

Изучение посевов смеси бактерий (кишечной палочки, стафилококка и антракоида) на МПА в чашках Петри:

а) макроскопическое изучение колоний;

б) приготовление мазков из разных колоний, окраска по Граму, микроскопия и анализ.

Зарисовать изготовленные микропрепараты в протокол.

Пересеять изолированные колонии на МПА.

Оформление протокола.


Граф логической структуры темы: “ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ”


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35454. Двигательный режим учащихся и вред гиподинамии 14.08 KB
  Суточная двигательная активность детей может быть выражена в объеме естественных локомоций. Например у мальчиков 1415 лет по сравнению со школьниками 89 лет суточная двигательная активность увеличивается более чем на 35 а объем выполненной при этом работы на 160. Естественная суточная активность девочек ниже чем мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.
35455. Художественное объединение «Мир искусства» 3.55 MB
  Бенуа и театральный деятель С. Бенуа объединение Мир искусства редактировал одноимённый журнал с 1898 по 1904 и сам писал искусствоведческие статьи. Историкохудожественную выставку русских портретов в Петербурге 1905; Выставку русского искусства в Осеннем салоне в Париже с участием произведений Бенуа Грабаря Кузнецова Малявина Репина Серова Явленского 1906 и др. Бенуа Александр Николаевич 1870 1960 Алекса́ндр Никола́евич Бенуа́ 21 апреля 3 мая 1870 9 февраля 1960 русский художник историк искусства художественный...
35456. Архитектура ЭВМ и систем 2.16 MB
  Выполнение типичной команды можно разделить на 5 ступеней: 1 выборка команды IF; 2 декодирование команды и чтение операндов РОН ID; 3 выполнение команды EX; 4 обращение к памяти MEM; 5 запоминание результата WB. Другая проблема: обращение к одному ресурсу памяти чтобы выбрать две команды. Для наращивания системы есть слоты расширения на шине ISA; КШ контроллер шины системный контроллер; КВУ контроллер внешних устройств; КОЗУ контроллер ОЗУ регенерация динамической памяти; К контроллер на базе специализированных 8...
35457. Глобальные сети, Структура глобальной сети. Интернет. Услуги Интернет 788.5 KB
  Синтаксис HTML. Структура HTMLдокументов HTML это язык гипертекстовой разметки. HTML можно использовать для представления: гипертекстовых новостей почты и сопутствующей гиперсреды картинки музыка; меню с опциями; результатов запросов к БД; структурированных документов со встроенной графикой аудио и видео и т. Ссылки на символы в HTML могут принимать две формы: Числовые десятичные или шестнадцатеричные D и xH; Комбинации символов escпоследовательности.
35458. Информационная безопасность и защита информации 1.64 MB
  По режиму работы аналоговые скремблеры делятся на класса: Статические схема кодирования остается неизменной во время всего сеанса передачи данных; Динамические в них постоянно генерируются кодовые подстановки во время передачи. Аналоговое скремблирование используется в основном там где применение цифровых систем закрытия речи затруднено изза наличия возможных ошибок при передаче данных например наземные линии связи с плохими характеристиками отечественные к. Используются где достаточно широкая полоса передачи данных. Избыточность...
35459. Информационная безопасность. Автоматизированная система обработки информации 2.98 MB
  Каналы проникновения в систему и утечки информации. Основные характеристики телефонной линии. Основные понятия и определения Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддержание инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям...
35460. Локальные сети 613 KB
  Локальные сети. сигналов в сети рабочая нагрузка сети. Для детальной характеристики ЛС используют следующие параметры: 1 размер; 2 используемые устройства; 3 скорость передачи; 4 топология сети; 5 физическая среда передачи; 6 используемые протоколы и методы доступа. Существует 2 типа сетей: одноранговые сети; сети на базе сервера.
35461. Информационные системы (ИС) и их проектирование 1.53 MB
  Особенности проектирования ИС: Наличие 4 основных компонентов системы: информация программы техника организационные средства. ЖЦ в общем случае включает: АНАЛИЗ: определяются требования и ограничения для предполагаемой системы ПРОЕКТИРОВАНИЕ: разработка проектной документации необходимой и достаточной для последующей реализации ИС удовлетворяющей поставленным требованиям и ограничения. РЕАЛИЗАЦИЯ: создание рабочей системы по проектным документам. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: работа конечных пользователей и поддержка рабочей системы группами...
35462. Вычислительные системы 2.05 MB
  Масштабируемость возможность наращивания числа и мощности процессоров объемов оперативной и внешней памяти и др. Выполнение типичной команды можно разделить на 5 ступеней: 1 выборка команды IF 2 декодирование команды и чтение операндов РОН ID 3 выполнение команды EX 4 обращение к памяти MEM 5 запоминание результата WB. Пример: Здесь происходит обращение к памяти разных команд: С1 обращается к памяти чтобы сохранить значение операнда запись результата в РОН. Другая проблема: обращение к одному ресурсу памяти чтобы...