66207

Изучение колоний. Пигменты бактерий

Практическая работа

Биология и генетика

На плотных питательных средах бактерии образовывают разные по форме и величине колонии - видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бывают плоскими, выпуклыми, куполовидными, вдавленными, их поверхность - гладкой...

Русский

2014-08-15

73.5 KB

18 чел.

Методическое указание для студентов к практическому занятию 11

Тема: Изучение колоний. Пигменты бактерий

Цель: Освоение практических навыков работы при выделении чистых культур бактерий: ІІ -й день исследования.

Модуль 1. Морфология и физиология микроорганизмов. Инфекция. Иммуни-тет.

Содержательный модуль 3. Физиология бактерий.

Тема 11: Изучение колоний. Пигменты бактерий.

Актуальность темы. На плотных питательных средах бактерии образовывают разные по форме и величине колонии - видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бывают плоскими, выпуклыми, куполовидными, вдавленными, их поверхность - гладкой (S-форма), шероховатой (R-форма), исчерченной, края - равными, зазубренными, волокнистыми, бахромчатыми. Форма колоний также разнообразная: круглая, розеткоподобная, звездчатая. По величине колонии делятся на большие (4-5мм), средние (2-4 мм), мелкие (1-2мм). Колонии различаются за консистенцией, плотностью, цветом. Они могут быть прозрачными и непрозрачными, окрашенными и бесцветными, влажными, сухими, слизистыми.

Цвет колоний определяется образованием пигментов, которые делятся на растворимые в воде и спирте (синегнойная бактерия, бактерии сине-зеленого молока) и нерастворимые (азотобактер, черные и бурые пигменты плесени). Цвет колоний помогает дифференцировать бактерии. Колонии актиномицетов (A. вovis), микрококков окрашены в розовый цвет, стафилококка - в золотистый (S. aureus), лимонно-желтый (S. citreus) и белый цвета (S. albus), синегнойная палочка (P. aeroginosa) - в сине-зеленый, микобактерии туберкулеза (M. tuberculosis) - в желтый. Некоторые пигменты образуются только при свете (каротиноиды в M. tuberculosis), а некоторые обнаруживают антибиотические свойства (P. aeroginosa). Пигменты защищают бактерии от действия видимых и УФ-лучей.

Конкретные цели:

Выучить методы выделения чистых культур бактерий.

Описывать колонии, особенности их формирования у разных видов бактерий.

Выучить особенности пигментообразования у бактерий.

Описывать наиболее весомые пигменты, которые используются для дифференциации бактерий.

Освоить метод пересева колоний для получения чистых культур бактерий.

Трактовать результаты роста смеси бактерий на плотных питательных средах.

Уметь:

Проводить макроскопическое изучение колоний.

Проводить пересев колоний бактерий для выделения чистых культур.

Проводить проверку выделенных культур бактерий на чистоту.

Готовить микропрепараты из колоний бактерий.

Окрашивать микропрепараты по Граму.

Проводить микроскопию микропрепаратов с помощью иммерсионного микроскопа.

Анализировать полученные данные относительно разнообразия колоний.

Теоретические вопросы:

Схема выделения чистых культур.

Особенности формирования колоний у разных видов бактерий.

Пигментообразование у бактерий и его значение в дифференциации бактерий.

 Практические задачи, которые выполняются на занятии:

Продолжение выделения чистых культур бактерий: макроскопическое изучение колоний.

Приготовление микропрепаратов из полученных колоний.

Окраска микропрепаратов по Граму.

Микроскопия микропрепаратов, их анализ и зарисовывание в протокол.

Пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

Оформление протокола.

Литература:

  1.  Воробьев А.В., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбаков А.М. Микробиология.- М.: Медицина, 1998.- 336с.
  2.  Медицинская микробиология /Под редакцией В.И. Покровского.- М.: ГЕОТАФ-МЕД, 2001.- 768с.
  3.  Пяткін К.Д., Кривошеїн Ю.С. Мікробіологія.- К.: "Вища школа", 1992.– 431с.
  4.  Конспект лекций.

Дополнительная литература:

1. Коротяев А.И., Бабичев С.О. Медицинская микробиология, иммунология и вірусологія /Учебник для медицинских ВУЗов.- С-Пб.: «Специальная литература», 1998.- 592с.

2. Тимаков В.Д., Левашев В.С., Борисов Л.Б. Микробиология /Учебник.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983,- 512с.

Короткие методические указания к работе на практическом занятии:

В начале занятия проводится проверка уровня подготовки студентов к занятию. Самостоятельная работа состоит из макроскопического изучения колоний на МПА. Потом студенты готовят микропрепараты из разнообразных колоний (кишечной палочки, стафилококка и антракоида), окрашивают их по Граму и проводят микроскопию. После анализа микропрепаратов, их зарисовывают в протокол.

На втором этапе студенты проводят пересев выделенных колоний на МПА для получения чистых культур.

В конце занятие проводится оформление протокола, тестовый контроль и анализ результатов самостоятельной работы каждого студента.

Технологическая карта проведения практического занятия

п/п

Этапы

Время в мин.

Средства обучения

Оснащение

Место проведения

1

Проверка и кор-рекция исходно-го уровня подго-товки к занятию

20'

Тестовые задания исходного уровня

Таблицы, коллек-ция питательных сред, чистых и за-сеянных пигмен-тообразующими бактериями (S.aureus,

P. aeroginosa).

У

Ч

Е

Б

Н

А

Я

К

О

М

Н

А

Т

А

2

Самостоятель-ная работа

35'

Графы логической структуры.

Иммерсионный микроскоп, крас-ки, предметное стекло, бактерио-логические петли, собственные по-севы смеси куль-тур бактерий на чашках Петри, скошенный МПА в пробирке.

3

Самоконтроль и коррекция усво-ения материала

15'

Целевые учебные задания

4

Тестовый контроль

15'

Тесты

5

Анализ резуль-татов работы

5'


Целевые учебные задачи к теме

«ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ»:

1. Как известно, некоторые пигменты у бактерий образуются только при свете. Какие из пересчитанных бактерий имеют такое свойство?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

2. У пациента Р. с пищевым отравлением, из испражнений высеяли бактерии, образующие золотистые колонии на МПА. Какой вид бактерий наиболее вероятно дает колонии такого типа?

А. Стафилококки

В. Стрептококки

С. Кишечная

 палочка

D. Сальмонеллы

Е. Шигеллы

3. При плановом обследовании персонала одного из детских садов на бактерионосительство патогенных бактерий, у одной из воспитательниц выделена чистая культура бактерий, которая на кровяном агаре образовывала золотистые колонии с зоной гемолиза? Носительство какого вида бактерий можно заподозрить в этом случае?

А. P. aeroginosa

В. S. aureus

С. S. albus

D. S. citreus

Е. M. tuberculosis

4. В хирургическом отделении возникла вспышка госпитальной инфекции, вызванная Е.соli. Какие колонии образовывают эти бактерии на МПА?

А. Бесцветные колонии

В. Красные колонии

С. Желтые колонии

D. Белые колонии

Е. Не дают роста

5. Какой пигмент растворим в воде?

A. Зеленый пигмент P.aeruginose

B. Белый пигмент S.epidermidis

C. Желтый пигмент S.aureus

D. Серый пигмент B.anthracoides

E. Черный пигмент плісені

6. Какой метод используют для получения изолированной колонии?

A. Метод разобщающего штриха

B. Посев в полужидкий агар

C. Посев на скошенный агар

D. Посев пипеткой в МПБ

E. Посев бактериологической петлей в МПБ

7. Пигменты имеют для бактерий физиологическое значение, а именно:

A. Принимают участие в дыхании бактерий

B. Имеют антибиотическую активность

C. Защищают бактерии от естественной ультрафиолетовой радиации

D. Есть акцепторами водорода

E. Все выше указано

8. S-форма колонии бактерий характеризуется поверхностью:

A. Гладкой

B. Шероховатой

C. Радиальной

D. Волнистой

E. Все выше

 указанное

9. Как называется культура бактерий, в которой бактерии происходят из одной клетки?

A. Смешанная

B. Бульонная

C. Чистая

D. Агаровая

E. Ничего из

указанного

10. Что определяется как видимое скопление бактерий на поверхности агара, которые происходят из одной клетки?

A. Пленка

B. Смешанная культура

C. Бульонная культура

D. Колония

E. Все указанное

11. Пигментообразующими бактериями есть, кроме:

A. S.aureus

B. E.coli

C. P.aeruginosa

D. S.epidermidis

E. B.anthracoides

12. Как характеризуется типичная колония E.coli?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, непрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная

13. Как характеризуется типичная колония B.anthracoides?

A. Круглая, средняя, гладкая, бесцветная, прозрачная

B. Круглая, маленькая, гладкая, белая, непрозрачная

C. Большая, шероховатая, серая, полупрозрачная

D. Круглая, большая, шероховатая, бесцветная, прозрачная

E. Маленькая, гладкая, желтая, непрозрачная

Алгоритм лабораторной работы:

Изучение посевов смеси бактерий (кишечной палочки, стафилококка и антракоида) на МПА в чашках Петри:

а) макроскопическое изучение колоний;

б) приготовление мазков из разных колоний, окраска по Граму, микроскопия и анализ.

Зарисовать изготовленные микропрепараты в протокол.

Пересеять изолированные колонии на МПА.

Оформление протокола.


Граф логической структуры темы: “ИЗУЧЕНИЕ КОЛОНИЙ. ПИГМЕНТЫ БАКТЕРИЙ”


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17817. ВАЛЮТНІ ВІДНОСИНИ І ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ 151.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 7. ВАЛЮТНІ ВІДНОСИНИ І ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ПЛАН 7.1. Поняття валюти валютний курс та конвертованість валют. 7.2. Валютний ринок: суть та основи функціонування. 7.3. Суть та необхідність валютного регулювання. 7.4. Валютні системи...
17818. ФІНАНСОВІ ОПЕРАЦІЇ НА ФОНДОВОМУ РИНКУ (РИНКУ ЦІННИХ ПАПЕРІВ) 165.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 8. ФІНАНСОВІ ОПЕРАЦІЇ НА ФОНДОВОМУ РИНКУ РИНКУ ЦІННИХ ПАПЕРІВ ПЛАН 8.1. Загальна характеристика фондового ринку. 8.2. Регулювання фондового ринку. 8.3. Інструментарій фондового ринку. 8.1. Загальна характеристика...
17819. Введение в микроэкономику 297.5 KB
  Лекция 1 Вводная Тема: Введение в микроэкономику Учебная цель лекции: изложить основные особенности объекта являющегося предметом изучения микроэкономики получение ответа на вопросы: 1 Что изучает микроэкономика 2 Для чего нужны экономические знания 3 С помо
17820. Основы теории производства и предложения благ 941.5 KB
  Лекция 2 Тема: Основы теории производства и предложения благ Учебная цель лекции: изложить основы теории производства выявить основные мотивы функционирования и параметры хозяйственной деятельности предприятия оказать содействие ра...
17821. Теория потребительского спроса. Понятие потребности, виды потребностей. Экономические блага 775.5 KB
  Теория потребительского спроса Учебная цель лекции: изложить основные положения теории потребительского спроса дать понятия потребностей экономических благ равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов
17822. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции 1.6 MB
  15 Лекция 4 Тема: Ценообразование на рынке совершенной конкуренции Учебная цель лекции: изложить основные положения теории конкуренции дать характеристику рынка совершенной конкуренции как модели идеального рынка оказать содействие развитию ...
17823. Діяльність ЮНЕСКО 133 KB
  Міжнародна організація, спеціалізована установа рганізації Обєднаних Націй, яка при співпраці своїх членів-держав у галузі освіти, науки, культури сприяє ліквідації неписьменності, підготовці національних кадрів, розвиткові національної культури, охороні
17824. Ценообразование факторов производства 330 KB
  9 Лекция 6 Тема: Ценообразование факторов производства Учебная цель лекции: изложить основные положения теории факторов производства дать понятия прокатной и капитальной цены факторов производства оказать содействие развитию у студентов эк...
17825. ПРАВОНАСТУПНИЦТВО УКРАЇНИ У ЗВ’ЯЗКУ ІЗ РОЗПАДОМ СРСР 241.5 KB
  Дослідити історію виникнення і поняття правонаступництва держав і принципу uti possidetis juris у міжнародному праві; розглянути види правонаступництва держав у доктрині міжнародного права; розглянути теорію «континуїтету» в міжнародному праві; проаналізувати правонаступництво держав по відношенню до міжнародних договорів відповідно до положень Віденської конвенції про правонаступництво держав по відношенню до міжнародних договорів 1976 року...