6621

Литературные нормы в области фразеологии

Контрольная

Иностранные языки, филология и лингвистика

Литературные нормы в области фразеологии План: Основные свойства фразеологизма и виды фразеологических единиц Вариативность фразеологических единиц Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов. Не менее важным являет...

Русский

2013-01-06

92.5 KB

5 чел.

Литературные нормы в области фразеологии

План:

  1.  Основные свойства фразеологизма и виды фразеологических единиц;
  2.  Вариативность фразеологических единиц;
  3.  Речевые ошибки, связанные с использованием фразеологизмов.

Не менее важным является умение широко использовать в речи фразеологические обороты.

Фразеологизм – это такое устойчивое сочетание слов, в котором смысл целого не равен смыслу отдельных, входящих в него слов. Смысл целого не складывается из отдельных, образующих его элементов.

Это устойчивое по своему употреблению объединение слов, которое говорящим извлекается из памяти в готовом виде. Устойчивость – это мера, степень семантической слитности и неразложимости элементов, образующих фразеологизм как целое.

Фразеологизм обладает особым, фразеологическим, значением. Специфика фразеологического значения заключается в том, что это:

  •  целостное значение, воспринимаемое нерасчлененно
  •  обобщенное
  •  образное
  •  иносказательное
  •  эмоционально-экспрессивное

Фразеологическое значение обладает в высшей степени абстрактным содержанием, направлено на образное и обобщенное восприятие мира в отвлеченных представлениях:

  •  выворачивать душу (сильно тревожить, волновать)
  •  чтоб ни дна ни покрышки (пожелание неудачи несчастья)
  •  довести до белого каления (привести в состояние исступления, полной потери самообладания)
  •  тёртый калач (об очень опытном человеке, которого трудно провести).

Фразеологизм отличается от слова и от обычного словосочетания. От слова отличается тем, что это такое сочетание слов, которое извлекается из памяти в готовом виде и не является, как слово, одноударным.

От словосочетания отличается тем, что его общее, целостное значение не равняется простой сумме входящих в него компонентов.

Основными признаками фразеологизма, таким образом, становятся следующие:

  •  неразложимость
  •  воспроизводимость
  •  устойчивость
  •  экспрессивность

Фразеологизмы по своей семантике весьма разнообразны. Принято выделять основные типы фразеологизмов по семантической спаянности компонентов: фразеологические сращения, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

  •  фразеологические сращения – значение одного или нескольких из его элементов полностью затемнено, непонятно; часто в их составе есть архаизмы; здесь есть «мёртвые» с точки зрения современного языкового сознания слова или не поддающиеся объяснению смыслы. Значение фразеологического сращения ни в какой степени не выводится из значений образующих его компонентов и даже не находит в них никакой мотивированности притча во языцех

вот так клюква!

волынку тянуть

  •  фразеологические единства – фразеологическим единством называется такое устойчивое словосочетание, которое тоже обладает семантически неделимым значением, но в котором в отличие от фразеологического сращения это целостное значение является мотивированным. Связь между отдельным и общим, цельным значением ещё просматривается; её легко обнаружить, если перевести сочетание из иносказательного в план буквального:

лодыря гонять

мелко плавает

пушкой не прошибёшь

ждать у моря погоды

ложка дёгтя в бочке мёда

  •  фразеологические сочетания содержат в своей структуре, помимо слов с фразеологически связанным значением и ограниченным употреблением, и слова со свободными значениями.

битый час

обложной дождь

отказаться наотрез

беспросыпное пьянство

Два или несколько фразеологизмов могут выступать в речи как синонимы, т. е. близкие по значению выражения. о тяжёлой изнурительной работе: гнуть спину (разг.) / ломать спину (прост.) / мозолить руки (прост.) / набивать мозоли (прост.) / пот проливать (разг.) / тянуть лямку (разг.);

  •  о чрезмерно болтливом, неделовом, пустом человеке: длинный язык (разг., неодобр.) / бесструнная балалайка (разг., неодобр.) / слаб на язык (разг., неодобр.) / язык без костей (разг., ирон.);
  •  стараться изо всех сил: лезть из кожи (разг.) / разбиваться в лепёшку (прост.) / вытягиваться в нитку (разг.) / тянуться из последнего (разг.) / разрываться на части (разг.) / разрываться пополам (разг.).

Фразеологические синонимы отличаются друг от друга оттенками своих значений или сферой употребления, т. е. теми же свойствами, что и обычные синонимы, поэтому употреблять их в речи нужно разборчиво и осторожно. Этому способствуют специальные словари, в том числе и «Словарь фразеологических синонимов русского языка» под ред. В. П. Жукова, в котором содержится около 730 синонимических рядов.

Многим фразеологизмам свойственна вариантность. При вариативности несколько меняется форма выражения устойчивого оборота, а смысл остаётся общим для обоих из них:

  •  оставаться безнаказанным: выходить сухим из воды – вылезать сухим из воды;
  •  держаться высокомерно, важничать: задирать нос – подымать нос – драть нос;
  •  очень близко к чему-л.: на волоске – на волосок – на волос;
  •  заниматься чем-л. бесполезным: носить воду решетом – таскать воду решетом – черпать воду решетом;
  •  совершенно не касается кого-л.: моя хата с краю – моя изба с краю – твоя хата (изба) с краю – его хата (изба) с краю…

В речи фразеологические обороты используются очень часто. Особенно они свойственны разговорной речи. Фразеологизмы делают речь богатой и выразительной, яркой и эмоциональной. Это излюбленное языковое средство выразительности, используемое в публицистическом и художественном стиле. Не избегает его и научный стиль, но в таких жанрах, которые больше относятся к научно-популярным подстилям: научно-популярные статьи, публичные выступления типа лекции и т. п. Официально-деловой стиль фразеологизмов не использует.

В связи с тем что фразеологизмы обеспечивают такие качества культуры речи, как богатство речи, выразительность речи, и в связи с тем что они весьма многообразны и вступают друг с другом в сложные системные отношения (синонимы, антонимы, варианты), они должны использоваться в речи безошибочно. Неграмотное их использование приводит к речевым ошибкам.

Так, фразеологизму свойственно постоянство состава его компонентов, поэтому произвольно менять один компонент на другой нельзя. Никому в голову не придёт сказать вместо козёл отпущения – *осёл отпущения / *коза отпущения…; вместо куда Макар телят не гонял – *куда Антон / Пётр / Иван… телят не гонял.

Большинство фразеологизмов не допускает включения новых слов или изменения входящей в них словоформы, т. е. «взлома» их формы:

правильное

неправильное

подводные камни

(скрытые опасности, препятствия)

*огромные подводные камни

лакомый кусок

(о чем-л. заманчивом, привлекательном)

*лакомый кусок пирога

нечист на руку

(о склонности к воровству, мошенничеству)

*нечист на правую руку

без задних ног

(не в состоянии двигаться от усталости…)

* без задней ноги

У фразеологизмов строго закреплённый порядок расположения компонентов, поэтому их нельзя менять местами:

правильное

неправильное

как с гуся вода

(нипочём, безразлично)

* как вода с гуся

тишь да гладь да божья благодать

(безмятежность, полное спокойствие)

* божья благодать да тишь да гладь

хоть кол на голове теши

(о чьём-л. упрямстве, непонимании)

* теши хоть на голове кол

Чаще всего в речи сталкиваются с таким явлением, как смешение двух фразеологизмов, которое называется контаминацией. Контаминация в области фразеологии – это ошибочное объединение в речи двух фразеологизмов, известных языку, и как результат порождение совершенно нового (третьего) фразеологизма, которого в языке нет:

  •  имеет место (быть, происходить, совершаться) и имеет быть (произойдет тогда-то: торжество имеет быть 2 октября) → *имеет место быть
  •  надоел хуже горькой редьки и пристал как банный листнадоел как банный лист;
  •  списать в архив и сбрасывать со счетовсписывать со счетов;
  •  играть роль и иметь значениеиметь роль.

Итак, строгая закреплённость компонентов, постоянство состава, образное устойчивое значение фразеологизмов, казалось бы, не даёт простора для творчества. Но это не так.

Часто в речи фразеологические обороты подвергаются обыгрыванию. «Значение фразеологизма невыводимо из значения составляющих его единиц, однако первичное, несвязанное значение «слабо мерцает» в нём и может «реанимироваться» говорящими для создания комического эффекта» (Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры, с. 297):

  •  Жизнь бьёт ключом – и всё по голове
  •  Кто лучше зайца знает, что такое волчий аппетит?
  •  Стоит ли есть поедом подчинённого, если его не перевариваешь?
  •  Студент ради зачёта идёт на всё, даже на занятия

«Эффект от фразеологизма значительно возрастает, если автор обыгрывает буквальный смысл его компонентов, изменяет его лексический состав, включает его в новые, необычные для него сочетания» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи, с. 153). Но этого мастерства нужно достичь. Всякий говорящий должен в идеале стремиться к такому уровню общей культуры и культуры языковой, чтобы, зная значение того или иного слова, того или иного оборота, свободно и умело использовать его. В случае же самовыражения необходимо учитывать ту тонкую грань, которая пролегает между правильным и неправильным, истинно талантливым и вычурным или даже пошлым.

С помощью фразеологизма можно сказать о немногом многое. «Фразеология привлекает говорящих своей экспрессивностью, потенциальной способностью положительно или отрицательно оценивать явления, выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к нему» (Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи, с. 154).

Всё это позволяет сделать речь не только богатой и выразительной, но и ещё в определенном смысле экономной и достигающей прагматических целей  говорящего.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12076. Причины реформирования бюджетной системы и последние поправки к БК РФ 167.5 KB
  Введение. В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую определяющую роль играет государственное регулирование осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных ме...
12077. Параметры продуктов сгорания в камере ракетного двигателя 127.79 KB
  Отчет Лабораторная работа №1 Параметры продуктов сгорания в камере ракетного двигателя Цель работы: С помощью термодинамического метода определить параметры продуктов сгорания топлива в камере. Исходные данные для расчетов: Компоненты: Кислород...
12078. Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005 1.49 MB
  Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005 Інструкція до лабораторної роботи № 1 з курсу Бази даних та знань Розроблення проекту бази даних Microsoft SQL Server 2005: Інструкція до лабораторної роботи № 1 з курсу €œБази даних та знань€ для студентів базового напр
12079. Створення ER-діаграми для проектування БД 80.5 KB
  Створення ERдіаграми для проектування БД з курсу: Проектування банків даних для компютерних систем проектування 1. Мета роботи Ознайомитися та оволодіти інструментом уніфікованого представлення даних моделлю сутністьзв’язок€ 2. Короткі теоретичні відо...
12080. Візуальне програмування при обєктно-орієнтованому підході 1.31 MB
  Візуальне програмування при об’єктноорієнтованому підході МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до виконання лабораторних робіт з дисципліни Об’єктноорієнтоване програмування для студентів базового напрямку Програмна інженерія Візуальне програмування при об’
12081. Створення та використання класів 72.5 KB
  Тема. Створення та використання класів. Мета. Навчитися створювати класи використовувати конструктори для ініціалізації об’єктів опанувати принципи створення функційчленів. Навчитися використовувати різні типи доступу до полів та методів класів. Теоретичні
12082. Перевантаження функцій і операцій, дружні функції 74 KB
  Тема. Перевантаження функцій і операцій дружні функції. Мета. Навчитися використовувати механізм перевантаження функцій та операцій. Навчитися створювати та використовувати дружні функції. Ознайомитися з статичними полями та методами а також навчитися їх використо
12083. Робота з динамічною памяттю 78.5 KB
  Тема. Робота з динамічною пам’яттю Мета. Навчитися виділяти місце під об’єкти динамічно. Навчитися створювати та використовувати конструктор копіювання перевантажувати оператор присвоєння. Ознайомитися з принципами створення та функціонування деструкторів.
12084. Классы и объекты в С++ 21.75 KB
  Отчёт по лабораторной работе №1 По дисциплине Программирование Тема: Классы и объекты в С Вариант №8 Задачи. 1. Определить пользовательский класс в соответствии с вариантом задания смотри приложение. 2. Определить в классе следующие конструкторы: без пар