66222

Управление деловой карьерой персонала организации

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Технология формирования резерва руководителей Кадровый резерв это группа руководителей и специалистов обладающих способностью к управленческой деятельности отвечающих требованиям предъявляемым должностью того или иного ранга подвергшихся отбору...

Русский

2014-08-15

97 KB

6 чел.

8. Управление деловой карьерой персонала организации

1. Виды деловой карьеры. Основные этапы карьеры.

2. Технология формирования резерва руководителей.

3. Основные виды профессионально-квалификационного продвижения рабочих.

  1.  Виды деловой карьеры. Основные этапы карьеры

Планирование деловой карьеры – составная часть кадровой политики, представляет собой целевую функцию управления персоналом, поскольку преследует цель обеспечить наиболее рациональное использование трудового потенциала сотрудников, создать условия для самореализации их как личностей.

Деловая карьера – продвижение (перемещение) человека по квалификационным или служебным уровням по определённой модели (схеме), а также восприятие человеком этих перемещений.

Это может быть:

  •  продвижение по ступенькам служебной иерархии (вертикальная карьера);
  •  последовательная смена занятий как в рамках отдельной организации, так и на протяжении жизни (горизонтальная карьера);
  •  приближение к «ядру организации», допуск в узкий круг общения, включение в элиту (центростремительная карьера).

С точки зрения организации продвижения можно выделить следующие виды карьеры:

  •  « ступени» – горизонтальная и вертикальная попеременно;
  •  « трамплин» – сначала постепенно продвижение до высокой должности, а затем пребывание на ней длительный срок до пенсии;
  •  «стремянка» сначала постепенное продвижение наверх, а затем такой же спуск вниз;
  •  «перепутье» – неизвестность после повышения квалификации: вверх, вниз или по горизонтали;
  •  «змея» горизонтальная карьера на одном уровне, а затем переход на высший.

К оценке карьеры того или иного человека можно подходить по-разному: во-первых, с позиций окружения сотрудника – людей, которые судят о его карьере исходя из собственных представлений; во-вторых, с позиций самого работника, т.е. как субъективно осознанное отношение сотрудника к своему положению в профессиональном плане, к своему статусу, достигнутому положению на иерархической служебной лестнице. Причем выбор приоритетов осуществляется работником исходя из своих жизненных целей, ценностных ориентаций. Однако свою карьеру сотрудник сравнивает не только со служебным продвижением, но и с жизненными целями.

Цели  деловой карьеры:

- профессия (вид деятельности) или занимаемая должность должна соответствовать самооценке и поэтому доставлять моральное удовлетворение;

- условия работы должны усиливать возможности человека и развивать их;

- работа должна носить творческий характер и позволять достичь определенной степени  независимости;

- возможность высокой заработной платы, льгот, социальных гарантий или иных форм вознаграждения;

- сохранение и упрочение своего положения в организации;

- достижение высокой компетентности, ориентация на профессиональный рост, признание коллег и администрации;

- интеграция интересов личности и семьи, возможность распоряжаться своим временем, заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством.

Основные этапы деловой карьеры

  1.  Подготовительный (18-22 года). Выбор профессии и подготовка к ней, карьеры ещё нет, есть лишь предпосылки к ней.
  2.  Адаптационный (23-30 лет). Овладение молодым специалистом своей профессией, поиск своего места в коллективе.
  3.  Стабилизационный (30-40 лет). Сотрудники разделяются на перспективных и неперспективных в отношении руководства, но все становятся профессионалами к концу этого периода.
  4.  Консолидационный(40-50 лет). Перспективные  руководители продолжают свою карьеру, остальные осваивают новые сферы деятельности, переходят к горизонтальной карьере.
  5.  Этап зрелости (50-60 лет). Передача знаний, опыта, мастерства молодёжи.
  6.  Этап подготовки к уходу на пенсию. 

Трудовой путь индивидов включает периоды как подъемов, так и спадов. По скорости переходов (например, число переходов за 3, 5 и 10 лет трудовой жизни) карьера может быть охарактеризована как нормальная или стремительная. Имеется и другой подход, согласно которому различают карьеру профессиональную и внутриорганизационную.

 Профессиональная карьера – это становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своем деле (в своей отрасли деятельности), которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника. Она может - реализовываться на различных предприятиях (в организациях).
Внутриорганизационная карьера - последовательная смена стадий развития карьеры, продвижение в профессиональном и должностном плане в пределах одного предприятия. Горизонтальный и вертикальный, центростремительный типы карьеры как раз и относятся к внутриорганизационному ее виду.

Данная классификация видов карьеры имеет смысл, так как планирование продвижения работника, способствующее становлению его карьеры, происходит именно внутри предприятия (организации).

Трудовой путь сотрудника может быть стабильным, если длительное время его деятельность протекает в рамках одной должности (рабочего места одного социального ранга), и динамичным, связанным с частой сменой рабочих мест, должностей, видов деятельности. В первом случае речь идёт о статичной модели деловой карьеры сотрудника в организации, а во втором случае – о динамичной модели  карьеры.
Динамичный трудовой путь в зависимости от направленности переходов можно подразделить на горизонтальный – без переходов индивида между рабочими местами различных социальных рангов и вертикальный – с переходом на рабочие места более высоких социальных рангов. Часто в литературе понятие карьеры связано именно с вертикальными перемещениями работника вверх по служебной лестнице, изменением его статуса. Однако понятие "карьера" имеет право на существование и применительно к горизонтальному типу продвижения сотрудника. Практически каждый человек хочет иметь интересную работу, уважение со стороны окружающих, необходимый достаток, т.е. удовлетворение от своей трудовой деятельности.

 Горизонтальная карьера осуществляется в форме ротации, смены профессии и внедрения методов «обогащения труда».

Ротация имеет следующие разновидности:

  •  перемещение – выполнение работником прежних обязанностей на новом месте в данном подразделении. Используется при необходимости укрепления отстающего участка, преодоления конфликта и пр;
  •  перестановка – получение новых обязанностей на том же уровне управления, но в другом подразделении, что является формой повышения квалификации;
  •  «карусель» временный переход работника в пределах организации на другую должность или в другое подразделение, где ему приходится выполнять функции, значительно отличающиеся от прежних.

Обогащение труда существует в следующих формах:

  •  расширение полномочий;
  •  участие в работе различных комитетов и специальных творческих групп;
  •  повышение информированности;
  •  временное назначение на более высокую должность;
  •  чередование видов работ, выполняемых на одном месте.

Управление карьерой – это замена стихийных перемещений сотрудника плановыми в целях рационального использования его трудового потенциала.

Управление карьерой сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами, позволяющих выявить лиц с высоким потенциалом продвижения, помочь им раскрыть свои способности, применить их наиболее выгодным для себя и организации способом в соответствии с разработанными схемами перемещения.

План карьеры (карьерограмма) – это согласованная с руководителем программа индивидуальной работы сотрудника. Этот документ составляется на 5-10 лет и содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению сотрудника (перечень должностей, на которые он может реально претендовать), а с другой стороны – обязательства работника по повышению своего уровня образования и профессионального мастерства.

Наличие таких планов позволяет:

  •  увязать цели и потребности организации и сотрудника;
  •  повысить трудовую мотивацию сотрудника;
  •  ознакомить людей с реальными возможными перспективами их роста в организации;
  •  обеспечить индивидуальное развитие, профессиональный рост сотрудников, большую их удовлетворённость работой и организацией.

Пределы и скорость продвижения индивидов зависят от социальных возможностей развития способностей сотрудника, его ценностных ориентаций на трудовую карьеру. Существенное влияние оказывает и возраст, хотя это влияние противоречиво: с одной стороны, биолого-психологические особенности организма, а с другой – опыт, образование, квалификация. Однако карьера работников, учет их потенциальных возможностей во многом определяются структурой управления в организации, социальными иерархиями, организационными формами использования сотрудников, а также морально-этическими нормами и другими факторами.

  1.  Технология формирования резерва руководителей

Кадровый резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших систематическую целевую квалификационную подготовку. Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной.

Типы резерва

Можно выделить несколько типологий кадрового резерва (по виду деятельности, скорости замещения должностей, уровню подготовленности и т.д.). В зависимости от целей кадровой работы можно использовать либо одну, либо другую типологию.

По виду деятельности:

1) резерв развития — группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Они могут выбрать одно из двух направлений карьеры — профессиональную либо руководящую карьеру;

2) резерв функционирования — группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Эти сотрудники ориентированы на руководящую карьеру.

По времени назначения:

1) группа А — кандидаты, которые могут быть выдвинуты на вышестоящие должности в настоящее время;

2) группа В — кандидаты, выдвижение которых планируется в ближайшие один-три года.

Принципы формирования и источники кадрового резерва

  •  Принцип актуальности резерва — потребность в замещении должностей должна быть реальной.
  •  Принцип соответствия кандидата должности и типу резерва — требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности.
  •  Принцип перспективности кандидата — ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом состояние здоровья.

Источниками резерва кадров на руководящие должности могут стать:

  •  руководящие работники аппарата, дочерних акционерных обществ;
  •  главные и ведущие специалисты;
  •  специалисты, имеющие соответствующее образование и положительно зарекомендовавшие себя в производственной деятельности;
  •  молодые специалисты, успешно прошедшие стажировку.

Этапы работы с резервом

Этап 1. Анализ потребности в резерве. Прежде чем начать процедуру формирования резерва, следует:

  •  спрогнозировать изменение структуры аппарата;
  •  усовершенствовать продвижение работников по службе;
  •  определить степень обеспеченности резервом номенклатурных должностей;
  •  определить степень насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу).

В результате становится возможным определить текущую и перспективную потребность в резерве. Для определения оптимальной численности резерва кадров необходимо установить:

  •  потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до пяти лет);
  •  фактическую численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку работник, зачисленный в резерв;
  •  примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки,  в связи с выездом в другой район и др.;
  •  число высвобождающихся в результате изменения структуры управления руководящих работников, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках.

Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним.

Этап 2. Формирование и составление списка резерва. Включает: формирование списка кандидатов в резерв и  создание резерва на конкретные должности. В процессе формирования резерва следует определить:

  •  кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
  •  кто из включенных в списки кандидатов в резерв должен пройти обучение;
  •  какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей, перспективы его использования на руководящей должности.

Для формирования списка резерва используются следующие методы:

  •  анализ документальных данных — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов;
  •  интервью (беседа) по специально составленному плану или вопроснику либо без определенного плана для выявления интересующих сведений (стремлений, потребностей, мотивов поведения и т. п.);
  •  наблюдение за поведением работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.);
  •  оценка результатов трудовой деятельности — производительности труда, качества выполняемой работы и т. п., показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки деятельности руководителя;
  •  метод заданной группировки работников — сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга: под заданные требования к должности подбирается кандидат или под заданную структуру рабочей группы подбираются конкретные люди.

. При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:

  •  требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда;
  •  профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности;
  •  перечень должностей, занимая которые работник может стать кандидатом на резервируемую должность;
  •  предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности;
  •  результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность;
  •  выводы и рекомендации последней аттестации;
  •  мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива;
  •  результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками).

Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:

  •  мотивация труда — интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориентация на перспективу, успех и достижения, готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, к обоснованному риску;
  •  профессионализм и компетентность — образовательный и возрастной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовленности, самостоятельность в принятии решений и умение их реализовать, умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать ее и др.;
  •  личностные качества и потенциальные возможности — высокая степень интеллигентности, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности, нервно-психическая и эмоциональная устойчивость, моторные характеристики и т.д.

Этап 3. Подготовка кандидатов. Для профессиональной подготовки могут быть использованы следующие методы:

  •  индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя;
  •  стажировка в должности на своем и другом предприятии;
  •  учеба в институте и на курсах в зависимости от планируемой должности.

Для подготовки резерва разрабатываются и утверждаются администрацией три вида программ:

  •  общая программа включает теоретическую подготовку — обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления производством; повышение образования кандидатов, зачисленных в резерв, связанные с их прежней (базовой) подготовкой; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления производством. Форма контроля — сдача экзамена (зачетов);
  •  специальная программа предусматривает разделение всего резерва по специальностям. Подготовка, сочетающая теорию и практику, осуществляется по следующим направлениям: деловые игры по общетехническим и специальным проблемам; решение конкретных производственных задач по специальностям. Форма контроля — разработка конкретных рекомендаций по улучшению производства и их защита;
  •  индивидуальная программа включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого специалиста, зачисленного в резерв, по следующим направлениям: производственная практика на передовых отечественных и зарубежных предприятиях, стажировка на резервной должности.

Индивидуальные планы кандидатов разрабатываются непосредственными начальниками подразделений и утверждаются руководителями предприятия. Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работниками службы управления персоналом, ответственными за подготовку резерва.

Социально-психологическая подготовка. Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для “молодого” начальника, и для его “новых” подчиненных.

Более сложным является вхождение в коллектив сотрудника, принятого в организацию «со стороны» — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей и корпоративной культуры и людям. Для облегчения этих процессов наиболее серьезные компании вводят специальные программы, ориентированные на подготовку резерва — самых перспективных в карьерном отношении специалистов. Далеко не все из них имели в прошлом опыт руководящей работы или специальную управленческую подготовку. Новички проходят ориентационные программы, помогающие разобраться в структуре, традициях компании, специализированные управленческие тренинги. Весьма эффективны в таких ситуациях и тренинги на командообразование — они помогают более быстрому взаимному приспособлению нового начальника и имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива подразделения и повышения эффективности его работы.

Для количественной характеристики состояния работы с резервом могут быть использованы следующие  показатели:

  •  эффективность подготовки руководителей внутри организации как отношение числа ключевых должностей за период, занятых представителями резерва, к числу освободившихся должностей за этот период;
  •   текучесть резерва как отношение числа резервистов, покинувших организацию в течение периода, к среднему числу резервистов за этот же период;
  •  средний срок пребывания в резерве как отношение суммы лет пребывания в резерве до занятия должности к числу лиц состава резерва, занявших должность;
  •  готовность резерва – отношение числа ключевых должностей, имеющих преемников, к общему числу ключевых должностей.

3. Основные виды профессионально-квалификационного продвижения рабочих

Подсистема профессионально-квалификационного продвижения рабочих представляет собой совокупность форм, методов и средств организации планомерного, последовательного, заранее спроектированного обучения и перемещения рабочих от простого к сложному, содержательному труду, от низких к высшим ступеням профессионального мастерства с учетом интересов работника и потребностей производства.

Данная подсистема призвана решить следующие  задачи:

  •  закрепление на предприятиях стабильного контингента рабочих;
  •  повышение эффективности использования кадров;
  •   своевременное обеспечение производства высококвалифицированными кадрами;
  •   обеспечение кадрами рабочих мест малопривлекательного и неквалифицированного труда, с неблагоприятными условиями труда.

Основные принципы организации продвижения  рабочих кадров:

  •   последовательное, планомерное, непрерывное движение рабочих от низших к высшим ступеням профессиональной квалификации;
  •   построение трудовой карьеры таким образом, чтобы на каждой последующей работе в наибольшей степени использовались знания и опыт, полученные на предыдущей;
  •   непрерывное развитие и обогащение образовательного, культурного уровня и профессионального опыта рабочих, сохранение их здоровья; первоочередное продвижение рабочих, занятых на непривлекательных и с неблагоприятными условиями труда рабочих местах;
  •   преимущественное предоставление работы на местах с благоприятными условиями труда и по профессиям сложного труда работникам данного предприятия;
  •   информированность рабочих предприятия о перспективах продвижения и о реальном продвижении;
  •  моральная и материальная заинтересованность рабочих в профессионально-квалификационном росте.

Направления профессионально-квалификационного продвижения рабочих:

  •   внутрипрофессиональное: повышение профессионального мастерства в пределах своей профессии и разряда за счет освоения смежных операций и функций, увеличения зон обслуживания и освоения передовых приемов и методов труда; повышение квалификационного разряда; освоение одной или нескольких смежных  профессий;
  •  межпрофессиональное: перемена профессии в целях освоения новой, более сложной; переход на работу по другой профессии примерно равной сложности в целях улучшения условий труда и сохранения здоровья работника; формирование работника широкого  профиля;
  •   линейно-функциональное: выборы и назначение бригадиром (звеньевым);
  •   социальное: переход на инженерно-техническую работу.

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31535. ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ К МИРУ ДЕТСТВА В XIX ВЕКЕ 373 KB
  «Мир детства» - понятие, включающее в себя осознанную педагогами и родителями специфику детской психологии и вещей, окружающих ребенка. Именно в XIX веке детей перестали считать просто маленькими взрослыми. Педагоги, родители и предприниматели активно стали создавать ориентированные на ребенка определенного возраста костюмы...
31536. Технология производства семян на семенных посевах 192 KB
  Рапс — единственная коммерчески значимая масличная культура в Беларуси, если оценивать его с точки зрения приспособленности к почвенно-климатическим условиям. При этом важно использовать только семена двунулевых сортов, поскольку только они обладают спросом на мировом рынке и служат сырьем для получения высококачественных продуктов
31537. Интерфейсы DTE-DCE 141 KB
  Глобальные сети обычно создаются крупными телекоммуникационными компаниями для оказания платных услуг абонентам. Такие сети называют публичными или общественными. Существуют также такие понятия, как оператор сети и поставщик услуг сети.
31538. Б. Рассел о материи и идеализме. Ф. Энгельс об основном вопросе философии и этапах развития материализма 184.5 KB
  Существует ли в мире знание столь достоверное, что никакой разумный человек не мог бы подвергнуть его сомнению? Поначалу этот вопрос может показаться весьма легким, но на самом деле это один из самых трудных вопросов, которые только можно вообразить. Когда мы осознаем трудности, которые встают на пути прямого и убедительного ответа на этот вопрос
31539. ПРЕДМЕТ, ПРОБЛЕМИ І ФУНКЦІЇ ФІЛОСОФІЇ. ОСНОВНІ ПИТАННЯ ФІЛОСОФІЇ 111 KB
  ОСНОВНІ ПИТАННЯ ФІЛОСОФІЇ Поняття і предмет філософії. Форми і методи філософії. Матеріалізм та ідеалізм в історії філософії.
31540. Разработка тематического мероприятия «Праздник белорусской кухни» 2.35 MB
  Многовековую, очень богатую и интересную историю имеет белорусская кухня. Она оказала влияние на кухни соседних народов – русских, украинцев, поляков, литовцев, латышей. В свою очередь кухни этих народов в значительной мере воздействовали на белорусскую,
31541. Виробництво кисломолочної продукції з молока незбираного з масовою часткою жиру 3,4% масою 27т 785 KB
  Кисломолочний продукт — молочний продукт, який виробляють ферментацією молока або маслянки, вершків, сироватки, знежиреного молока спеціальними мікроорганізмами. Готовий продукт в кінці терміну придатності повинен містити життєздатних клітини мікроорганізмів в кількості не менше колонієутворювальних одиниць в 1 г продукт...
31542. Технологический расчет для производства ряженки 6 тонн в смену 368.5 KB
  Ряженка — кисломолочный напиток, получаемый из коровьего топлёного молока молочнокислым брожением. Заквашивание производится термофильными молочнокислыми стрептококками и чистыми культурами болгарской палочки, сквашивается в течение 3—6 часов. Имеет желтовато-буроватый оттенок и традиционный кисломолочный вкус
31543. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ПРИНЦИПЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЕВРОСОЮЗА 82 KB
  Совет Министров, состоящий из пятнадцати глав государств и правительств стран-членов ЕС является основным органом принятия решений. Он выдвигает широкие политические инициативы и определяет основные направления политики. В зависимости от обсуждаемых вопросов, Совет состоит из тех министров стран-членов, которые отвечают за данную область.