66230
Нормативные основы служб управления персоналом
Реферат
Менеджмент, консалтинг и предпринимательство
Вместе с тем есть вопросы труда которые могут решаться при помощи локальных правовых норм принятых в каждой организации. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам по приему увольнению переводам положения о подразделениях должностные инструкции...
Русский
2014-08-15
59 KB
10 чел.
Эффективность процесса подготовки, принятия и реализации решений по вопросам управления персоналом невозможно без нормативно-методического обеспечения. Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом это комплекс документов организационно-методического, организационно-распорядительного, нормативно-технического, технико-экономического характера, устанавливающих нормы, правила, требования, используемые для решения конкретных задач по вопросам управления персоналом.
Одно из специфических условий работы кадровых служб заключается в том, что их повседневная деятельность связана непосредственно с людьми. Организовать работу по приему работников, своевременно обеспечить переводы на другую работу, произвести увольнение, не допустить возникновения конфликтных ситуаций, связанных с нарушениями по приему на работу, увольнению, и др. - все подобные меры возможны только на основе четкого урегулирования прав и обязанностей всех участников трудовых отношений. Это достигается путем установления правовых норм централизованного или локального характера.
В трудовом законодательстве преобладающее место занимают акты централизованного регулирования - Трудовой кодекс РФ, постановления Правительства РФ, акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Вместе с тем есть вопросы труда, которые могут решаться при помощи локальных правовых норм, принятых в каждой организации. К таким актам относятся: приказы руководителя организации по кадровым вопросам (по приему, увольнению, переводам), положения о подразделениях, должностные инструкции, стандарты организации и др. Все локальные нормативные акты, регламентирующие работу с персоналом, утверждаются приказами (распоряжениями) руководителя организации или директора по персоналу. В перечень документов по управлению персоналом входят те, которые регламентируют работу самой службы по управлению персоналом как структурного подразделения, и те, которые касаются организационного обеспечения работы с персоналом всей фирмы.
Основой основ деятельности службы персонала являются общие организационно-распорядительные внутренние нормативные документы организации. Данная группа документов определяет основные принципы работы организации, ее структуру, порядок приема и увольнения, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации. Большинство документов, входящих в эту группу, является обязательными для всех организаций. К числу такого рода документов в первую очередь относятся:
Штатное расписание − перечень численного состава работников по структурным подразделениям с указанием должностей, окладов и надбавок.
Правила внутреннего трудового распорядка − регламентируют порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Положение о порядке обработки персональных данных работника и гарантии их защиты − устанавливает правила обработки персональных данных работника, гарантии их защиты, хранение и использование персональных данных, ответственность работодателя за нарушение данных норм.
Положение о сохранности коммерческой тайны − определяет состав и объем сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, а также порядок их защиты.
Правила и инструкции по охране труда − регулируют деятельность службы и специалистов по охране труда и т.д.
Другую группу составляют внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность по управлению персоналом в организации. Эта группа документов включает в себя различные положения, инструкции, типовые формы по основным функциональным направлениям работы службы управления персоналом. Данной группой внутренних нормативных документов устанавливаются единые стандарты по работе с персоналом, критерии подбора и оценки сотрудников, принципы и система мотивации, включая систему оплаты труда и премирования, система обучения и развития персонала. Поскольку построение системы управления персоналом − часть стратегии организации, основой для создания этих документов являются стратегические цели организации.
Примерами внутренней документации, регламентирующей управление персоналом, могут служить:
Положение о подборе персонала регламентирует построение системы подбора персонала;
Положение об адаптации персонала − определяет процедуру введения в должность новых сотрудников, предназначено для создания единой процедуры адаптации во всех структурных подразделениях организации.
Положение об аттестации персонала определяет общий порядок подготовки проведения аттестации, ее документарное сопровождение, единые аттестационные стандарты.
Положение о повышении квалификации, подготовке и переподготовке кадров − регламентирует порядок обучения персонала в организации.
Положение об оплате труда и премировании − регламентирует принципы формирования системы оплаты труда, критерии оценки труда, порядок расчета суммы оплаты и так далее.
Особую группу документов, обеспечивающих работу по управлению персоналом, составляют документы по ведению кадрового делопроизводства и документированию трудовых отношений. Это различные документы, традиционно ведущиеся в отделах кадров организаций. Отличительная черта всех документов этой группы не только обязательность их ведения для всех юридических лиц, но и унифицированность форм большинства из них. В данную группу входят документы:
− по учету кадров;
− по учету рабочего времени и расчетов с персоналом, по оплате труда;
− по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе государственного пенсионного страхования;
− документы, необходимые для ведения воинского учета (ВУС).
Примерами внутренней документации, обеспечивающей ведение кадрового делопроизводства в организации и документирование трудовых отношений, могут служить: трудовой договор как соглашение между работодателем и работником об условиях и характере трудовых отношений; договор о полной индивидуальной материальной ответственности; табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, расчетно-платежная ведомость и др
Должностная инструкция это организационно-правовой документ, в котором определяются основные функции, права и ответственность сотрудника организации при осуществлении им деятельности в определённой должности. Она составляется для каждой штатной единицы организации, носит обезличенный характер и объявляется сотруднику под расписку при заключении трудового контракта.
Должностная инструкция может быть индивидуальной (ориентирована на определённую должность или конкретное лицо) или типовой (относится к группе должностей одного уровня). Она разрабатывается для специалистов и руководителей, кроме первых лиц и руководителей подразделений. Деятельность первых лиц организации регламентируется Уставом организации, а деятельность руководителей подразделений Положением о подразделении.
Цели разработки должностной инструкции:
1) обеспечивает рациональное разделение труда между сотрудниками, разграничение их функций, полномочий и ответственности на основе чёткой регламентации трудовой деятельности;
2) помогает правильному подбору кадров;
3) укрепляет служебную дисциплину.
Основным нормативно-правовым документом является Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утверждённый Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года №37 и периодически пересматриваемый с учётом произошедших преобразований и практики применения характеристик. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчинённости.
Структура должностной инструкции
Трудовой договор (контракт) это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечивать условия труда согласно законодательству, коллективному договору и соглашению сторон, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определённую этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего распорядка, действующие у данного работодателя (Трудовой кодекс РФ, новая редакция. Статья 56).1
При заключении трудового договора рекомендуется указывать обязательные условия:
На основании трудового договора составляется приказ по форме № Т-1 и заполняется личная карточка работника по форме № Т-2, делается запись в трудовой книжке, открывается лицевой счёт в бухгалтерии.
В соответствии с трудовым законодательством РФ трудовые договоры (контракты) могут заключаться:
1) на неопределённый срок;
2) на определённый срок не более пяти лет (срочный трудовой договор).
Для выполнения конкретной разовой работы могут быть привлечены временные работники (особенности трудового договора с совместителями статьи 282-288 Трудового кодекса РФ).2
1 Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. Екатеринбург: Изд дом «Ажур», 2008. С.32.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. Екатеринбург: Изд дом «Ажур», 2008. С.137-139.
PAGE 6
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
69166. | Механизмы инвестирования и реинвестирования. Оценка бизнеса | 97 KB | |
По формам собственности инвестиции подразделяются: частные средства граждан предприятий негосударственной формы собственности неправительственных организаций; государственные финансируемые за счет бюджетных средств различных уровней государственными предприятиями... | |||
69167. | Системы налогообложения | 114.5 KB | |
Налоги оплата услуг государства за обеспечение гражданских прав и свобод граждан страны. Объект налогообложения событие вещь явление существование которых предполагает уплату соответствующего налога например наличие квартиры или наличие прав на земельный... | |||
69168. | Прогнозирование в проектах | 181 KB | |
Прогноз вполне понятно это продукт прогнозирования. объективная необходимость прогнозирования в условиях рыночной экономики обусловлена: Общественным характером производства; Усложнением межотраслевых и региональных связей... | |||
69169. | Механизмы управления рисками | 145.5 KB | |
Понятием риска характеризуется неопределенность связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий. Таким образом четко заметна тесная связь риска вероятности и неопределенности. | |||
69170. | Механизмы ценообразования | 118.5 KB | |
Цены мощный рычаг управления экономикой хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд возлагаемых на цены на ценовой механизм людьми. Это с одной стороны сами цены их виды структура величина динамика изменения... | |||
69171. | Проектное финансирование | 128 KB | |
На практике вклад акционеров в проект чаще осуществляется в виде внутренних займов, чем в виде вклада в уставный капитал. Распространено также реинвестирование прибыли, причем в последнее время в основном с помощью паевых инвестиционных фондов,... | |||
69172. | ІНФОРМАЦІЙНІ ТЕХНОЛОГІЇ ТА ТЕХНОЛОГІЧНІ ПРОЦЕСИ ОБРОБЛЕННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ ІНФОРМАЦІЇ | 36.5 KB | |
Інформаційна технологія ІТ це сукупність методів і процедур які реалізують функції збирання передавання оброблення зберігання та доведення до користувачів інформації в організаційноуправлінських системах з використанням обраного комплексу технічних засобів. | |||
69173. | ОРГАНІЗАЦІЯ ІНФОРМАЦІЙНОЇ БАЗИ СИСТЕМ ОБРОБЛЕННЯ ЕКОНОМІЧНОЇ ІНФОРМАЦІЇ | 119 KB | |
Ефективність будь-якої інформаційної системи обробки даних багато в чому залежить від способу організації її інформаційної бази ІБ. Склад і зміст ІБ визначаються з одного боку вимогами теми і самою суттю управління а з іншого вимогами автоматизованої обробки даних на ЕОМ. | |||