66246

Программы и программные продукты

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно разделить на два класса: утилитарные программы программы для себя предназначенные для удовлетворения нужд их разработчиков и программные продукты программы для хозяина предназначенные...

Русский

2014-08-15

46 KB

4 чел.

Программы и программные продукты

Программное обеспечение (ПО) – от англ. software – это

совокупность программ системы обработки информации и документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Программа – это

запись алгоритма задачи на формальном языке, исключающая неоднозначность интерпретации,

или

последовательность команд, упорядоченная в соответствии с некоторым алгоритмом для решения задачи пользователя.

Пользователь – лицо, заинтересованное в решении некоторой задачи средствами вычислительной техники.

Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно разделить на два класса:

  •  утилитарные программы ("программы для себя"), предназначенные для удовлетворения нужд их разработчиков, и
  •  программные продукты ("программы для хозяина"), предназначенные для удовлетворения потребностей широкого круга пользователей и для продажи.

Принято также делить программы на небольшие (простые), средней сложности и большие.

Программа считается небольшой, если она удовлетворяет следующим признакам:

  •  решает одну четко поставленную задачу в хорошо известных ограничениях, не очень существенную для масштабной практической или исследовательской деятельности;
  •  неважно, насколько быстро она работает;
  •  ущерб от неправильной работы программы – практически нулевой (за исключением возможности обрушения ею системы);
  •  не требуется дополнять программу новыми возможностями и разрабатывать ее новые версии;
  •  не обязательно прилагать к программе подробную и понятную документацию.

Большие программы отличаются от небольших не столько по размерам, сколько наличием дополнительных факторов, связанных с востребованностью и готовностью пользователей платить деньги, как за приобретение самой программы, так и за ее сопровождение и за обучение работе с ней.

Свойства сложной программы:

  •  программа решает одну или несколько связанных задач настолько важных для кого-то, что заинтересованные лица приобретают значимые выгоды от ее использования;
  •  зачастую задача программы сначала не имеет четкой постановки,
  •  существенно, чтобы программа была удобной в использовании, в частности, она должна включать достаточно полную и понятную документацию, возможно, также набор документов для обучения работе с программой;
  •  низкая производительность программы на реальных данных приводит к значимым потерям для пользователей;
  •  неправильная работа программы наносит ощутимый ущерб пользователям даже если сбои происходят не часто;
  •  для выполнения своих задач программа должна взаимодействовать с другими программами и программно-аппаратными системами и обеспечивать работу на разных платформах;
  •  пользователи приобретают дополнительные выгоды от того, что программа развивается, в нее вносятся новые функции и устраняются ошибки, следовательно, необходимо наличие проектной документации, позволяющей развивать её без больших затрат на обратную разработку (реинжиниринг);
  •  в разработку программы вовлечено значительное количество людей (более 5-ти человек). Большую программу практически невозможно написать с первой попытки, с небольшими усилиями и в одиночку;
  •  предполагается большое количество возможных пользователей и лиц, деятельность которых будет так или иначе затронута работой программы и результатами.

Большие программы называют также программными системами, программными комплексами, программными продуктами.

Программный продукт – это

комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции;

или

программа или программная система, записанная на носителе данных, снабжённая программной документацией.

Таким образом, программный продукт это не просто программа. Это еще и документация и руководство пользователя.

Различают коробочные и заказные ПП.

Теперь можно привести еще одно определение программного обеспечения: это программный продукт, рассматриваемый как составная часть автоматической информационной системы.

Доп. вопросы

  •  Приведите примеры больших и небольших программ.
  •  Как вы думаете, что такое коробочные и заказные ПП?
  •  О каких видах документации идет речь в приведенной ниже части лекции д. ф.-м.н., проф., академика Международной академии информатизации, зав. кафедрой системного программирования СПбГУ, директора НИИ информационных технологий СПбГУ Андрея Николаевича Терехова?

"Только после двух-трех лет работы в промышленности мы осознали, что нельзя все сводить к программному инструментарию. Поначалу мы с гневом отказывались от требований начальства детально документировать, кто, что и за какой период написал, но оказалось, что в большом коллективе всегда находятся милые в общении, всеми любимые организаторы всевозможных мероприятий, которые вообще ничего не делают по работе. Первую сдачу проекта для Управления правительственной связи КГБ я завалил, так как буквально перед самой сдачей кто-то стащил одну (!) перфокарту, а эти товарищи всегда начинали с чистой машины и полной перетрансляции. Вредителя так и не нашли, зато я получил хороший урок. Мы быстро реализовали контрольно-учетные программы, архивы с контролируемым доступом, многоуровневые системы сбора версий ПО и тому подобные "шпионские штучки". Так я впервые осознал разницу между "программированием для себя" и "программированием для хозяина". В более поздних публикациях эту разницу стали выражать более канцелярским стилем – просто программа и программный продукт."


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27968. Психофизическая зависимость и психофизическая функция 40.9 KB
  Типы и способы межличностоной и межгрупповой коммуникации. Типы и способы межличностоной и межгрупповой коммуникации. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова то прежде всего имеют в виду тот факт что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями идеями интересами настроениями чувствами установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
27969. Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины 30.95 KB
  Восприятие пространства и удаленности; монокулярные и бинокулярные признаки глубины Чувственное отражение субъективный познавательный процесс и результат этого процесса где объективное познание выступает в виде чувственной формы а именно в виде ощущений восприятий и представлений компоненты чувственного отражения. Восприятие – 1 субъективный образ предмета явления или процесса непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов перцептивный образ или образ восприятия 2 процесс формирования образа предмета или...
27970. Восприятие как процесс категоризации в трудах Дж. Брунера 36.92 KB
  Личность и психика развитие личности и развитие психики: соотношение понятий. Личность и психика развитие личности и развитие психики: соотношение понятий. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Петровский Ярошевский Развитие личности процесс качественных психологических личностных изменений в личности а также результат этих изменений.
27971. Память как высшая психическая функция 23.01 KB
  Психология этнической социализации и этнической идентичности. Психология этнической социализации и этнической идентичности. Этническая социализация выполняет функцию формирования множественной и многоуровневой идентичности личности способствующей конструктивному функционированию этничности в жизни индивида и общества: позитивной этнической идентичности и толерантного этнического взаимодействия. Одним из основных институтов этнической социализации является семья.
27972. Эффект Зейгарник. Этническая идентичность: общее описание, структура, становление и формирование, изменения этнической идентичности 18.62 KB
  Механизмы и эффекты межличностного восприятия Этническая идентичность: общее описание структура становление и формирование изменения этнической идентичности. Эффект Зейгарник. Эффект незавершенного действия эффект Зейгарник явление характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.
27973. Долговременная, кратковременная, оперативная и иконическая память 27.68 KB
  Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия Особенности межкультурной коммуникации развитие культурной сензитивности. Непосредственный отпечаток полезен в тех случаях когда сигнал действует очень недолго как при просмотре к ф; он обеспечивает также непрерывность восприятия при моргании или движении глаз. Социальнопсихологический тренинг как средство повышения точности межличностного восприятия В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса....
27974. Активное и пассивное, продуктивное и репродуктивное воображение 35.57 KB
  Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Феномен аттракции в межличностных отношениях различные уровни аттракции. Область исследований связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку получила название исследования аттракции. Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов.
27975. Основные свойства внимания и методы их оценки 43.91 KB
  Основные свойства внимания и методы их оценки. В зависимости от объекта выделяют формы внимания: сенсорное перцептивное: зрительное и слуховое интеллектуальное моторное двигательное исполнительское. Внешнее внимание сенсорноперцептивное – обращено на объекты внешнего мира необходимое условие познания и преобразования окружающего мира Внимание внутреннее интеллектуальное – обращено на объекты субъективного мира человека необходимое условие самопознания и самовоспитания Виды внимания Джеймс По объекту: а чувственное...
27976. Когнитивные теории внимания и их критика. Этноцентризм и этнические стереотипы 28.85 KB
  Допускается существование группы механизмов селекции в канале ограниченной емкости в результате возникают отсеивание информации еще до момента ее полной идентификации в блоке Р. – это процесс в котором два или более индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. когда группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Всем известный пример внутригрушювого фаворитизма –...