66246

Программы и программные продукты

Доклад

Информатика, кибернетика и программирование

Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно разделить на два класса: утилитарные программы программы для себя предназначенные для удовлетворения нужд их разработчиков и программные продукты программы для хозяина предназначенные...

Русский

2014-08-15

46 KB

4 чел.

Программы и программные продукты

Программное обеспечение (ПО) – от англ. software – это

совокупность программ системы обработки информации и документов, необходимых для эксплуатации этих программ.

Программа – это

запись алгоритма задачи на формальном языке, исключающая неоднозначность интерпретации,

или

последовательность команд, упорядоченная в соответствии с некоторым алгоритмом для решения задачи пользователя.

Пользователь – лицо, заинтересованное в решении некоторой задачи средствами вычислительной техники.

Все программы по характеру использования и категориям пользователей можно разделить на два класса:

  •  утилитарные программы ("программы для себя"), предназначенные для удовлетворения нужд их разработчиков, и
  •  программные продукты ("программы для хозяина"), предназначенные для удовлетворения потребностей широкого круга пользователей и для продажи.

Принято также делить программы на небольшие (простые), средней сложности и большие.

Программа считается небольшой, если она удовлетворяет следующим признакам:

  •  решает одну четко поставленную задачу в хорошо известных ограничениях, не очень существенную для масштабной практической или исследовательской деятельности;
  •  неважно, насколько быстро она работает;
  •  ущерб от неправильной работы программы – практически нулевой (за исключением возможности обрушения ею системы);
  •  не требуется дополнять программу новыми возможностями и разрабатывать ее новые версии;
  •  не обязательно прилагать к программе подробную и понятную документацию.

Большие программы отличаются от небольших не столько по размерам, сколько наличием дополнительных факторов, связанных с востребованностью и готовностью пользователей платить деньги, как за приобретение самой программы, так и за ее сопровождение и за обучение работе с ней.

Свойства сложной программы:

  •  программа решает одну или несколько связанных задач настолько важных для кого-то, что заинтересованные лица приобретают значимые выгоды от ее использования;
  •  зачастую задача программы сначала не имеет четкой постановки,
  •  существенно, чтобы программа была удобной в использовании, в частности, она должна включать достаточно полную и понятную документацию, возможно, также набор документов для обучения работе с программой;
  •  низкая производительность программы на реальных данных приводит к значимым потерям для пользователей;
  •  неправильная работа программы наносит ощутимый ущерб пользователям даже если сбои происходят не часто;
  •  для выполнения своих задач программа должна взаимодействовать с другими программами и программно-аппаратными системами и обеспечивать работу на разных платформах;
  •  пользователи приобретают дополнительные выгоды от того, что программа развивается, в нее вносятся новые функции и устраняются ошибки, следовательно, необходимо наличие проектной документации, позволяющей развивать её без больших затрат на обратную разработку (реинжиниринг);
  •  в разработку программы вовлечено значительное количество людей (более 5-ти человек). Большую программу практически невозможно написать с первой попытки, с небольшими усилиями и в одиночку;
  •  предполагается большое количество возможных пользователей и лиц, деятельность которых будет так или иначе затронута работой программы и результатами.

Большие программы называют также программными системами, программными комплексами, программными продуктами.

Программный продукт – это

комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции;

или

программа или программная система, записанная на носителе данных, снабжённая программной документацией.

Таким образом, программный продукт это не просто программа. Это еще и документация и руководство пользователя.

Различают коробочные и заказные ПП.

Теперь можно привести еще одно определение программного обеспечения: это программный продукт, рассматриваемый как составная часть автоматической информационной системы.

Доп. вопросы

  •  Приведите примеры больших и небольших программ.
  •  Как вы думаете, что такое коробочные и заказные ПП?
  •  О каких видах документации идет речь в приведенной ниже части лекции д. ф.-м.н., проф., академика Международной академии информатизации, зав. кафедрой системного программирования СПбГУ, директора НИИ информационных технологий СПбГУ Андрея Николаевича Терехова?

"Только после двух-трех лет работы в промышленности мы осознали, что нельзя все сводить к программному инструментарию. Поначалу мы с гневом отказывались от требований начальства детально документировать, кто, что и за какой период написал, но оказалось, что в большом коллективе всегда находятся милые в общении, всеми любимые организаторы всевозможных мероприятий, которые вообще ничего не делают по работе. Первую сдачу проекта для Управления правительственной связи КГБ я завалил, так как буквально перед самой сдачей кто-то стащил одну (!) перфокарту, а эти товарищи всегда начинали с чистой машины и полной перетрансляции. Вредителя так и не нашли, зато я получил хороший урок. Мы быстро реализовали контрольно-учетные программы, архивы с контролируемым доступом, многоуровневые системы сбора версий ПО и тому подобные "шпионские штучки". Так я впервые осознал разницу между "программированием для себя" и "программированием для хозяина". В более поздних публикациях эту разницу стали выражать более канцелярским стилем – просто программа и программный продукт."


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33553. Сущность и содержание теории управления. Базовые понятия теории управления. Субъект, объект и цель управления, система, подсистема, социальная организация 64 KB
  Сущность и содержание теории управления. Базовые понятия теории управления. Субъект объект и цель управления система подсистема социальная организация. Управление воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в новое желательное состояние.
33554. Эволюция управленческой мысли. Важнейшие подходы, внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления 70.5 KB
  Важнейшие подходы внесшие существенный вклад в развитие теории и практики управления. Школа научного управления. Создатели школы научного управления Ф. Основой методологии научного управления стал анализ содержания работы выявление ее основных компонентов и рационализация ее выполнения.
33555. Цели и функции управления 50.5 KB
  Характеристики эффективности целей. Критерии эффективности управления Характеристики эффективности целей. Постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели и порядок их важности. Характеристики эффективности целей: Конкретность и измеримость целей фиксация сроков достижения цели: подразумевает возможность их выражения в количественном виде.
33556. Планирование как функция управления 50.5 KB
  Планирование как функция управления Планированием называется процесс определения целей организации и способов их достижения. Цель это конкретное состояние отдельных характеристик организации достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Основная цель деятельности организации раскрывающая смысл её существования называется миссией организации. Формулировка миссии должна отражать 2 основных аспекта: Какие группы населения являются клиентами организации Какие потребности клиентов...
33557. Управленческие коммуникации 44.5 KB
  Коммуникации обмен информации на основе которого руководитель получает сведения необходимые для принятия эффективных управленческих решений и доводит принятые решения до работников организации. Основная часть формальной информации в организации передается в рамках вертикальных коммуникаций которые могут осуществляться по нисходящей линии т. В процессе нисходящих коммуникаций обычно сообщается о: ► целях и стратегии организации ►текущих задачах ►изменении приоритетов в конкретных заданиях ►рекомендуемых в процедурах и правилах....
33558. Лидерство, власть и влияние в организации 45 KB
  Лидерство власть и влияние в организации. Руководство лидерство власть влияние. Власть основанная на принуждении. Власть основанная на вознаграждении.
33559. Основы управления человеческими ресурсами 25.5 KB
  Основные направления управления: Кадровое планирование Набор и отбор персонала внешний: СМИ Службы занятости частные агенства по найму связи со школами и т. привитие новой организациоонй культуры Достижение квалификации Профессиональное обучение персонала новый. Цель кадрового планирования: Оценка имеющихся трудовых ресурсов текучесть кадров производительность труда соответствие количествен и кач состава персонала штатному расписанию простоев потерях рабочего времени нетрудоспособности персонала перевод на другие места...
33560. Требования, предъявляемые к руководителям. Оценка труда руководителя 33.5 KB
  Навыки и умения которыми должны обладать руководители могу быть объединены в 3 категории: Концептуальные; Человеческие; Технические. Руководители высшего звена Концептуальные навыки Человеческие навыки Технические навыки Руководители среднего звена Руководители низового звена Неуправленческие работники персонал Концептуальные навыки когнитивные познавательные способности человека воспринимать организацию как единое целое и в тоже время четко выделять взаимосвязи ее частей. Концептуальные навыки необходимы всем руководителям но особое...
33561. Стиль руководства. Выбор стиля руководства 48.5 KB
  Стиль руководства. Выбор стиля руководства Негативное и позитивное принуждение к труду. Влияние внешней среды на стиль руководства. Понятие стиля руководства.