66249

Рынок труда в системе рыночного хозяйства

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

При характеристике внутренней структуры территориального рынка труда выделяют такие его подвиды, как первичный рынок труда, субъектами которого являются лица, впервые вступающие в трудовую жизнь, имея соответствующую специальную (профессиональную) подготовку, и вторичный.

Русский

2014-08-15

109.5 KB

8 чел.

2.Рынок труда в системе рыночного хозяйства

1. Трудовые ресурсы и проблемы занятости в современной России.

1.1. Структура трудовых ресурсов. Формы занятости и безработица.

1.2. Основы регулирования рынка труда.

2. Особенности регионального рынка труда.

1.Трудовые ресурсы и проблемы занятости в современной России

  1.  Структура трудовых ресурсов. Формы занятости и безработица

Население страны – совокупность людей, живущих на определённой территории.

Трудовые ресурсы – это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, способная производить материальные блага и оказывать услуги.

Трудовые ресурсы – это трудоспособное население страны в трудоспособном возрасте, а также граждане моложе и старше трудоспособного возраста, занятые в экономике.

 Количественная характеристика трудовых ресурсов – это демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, показатели естественного прироста). Качественная характеристика – социально-экономический потенциал населения (уровень образования, квалификации, состояние здоровья).

Рынок труда – особая экономическая категория, охватывающая оплачиваемую занятость, к которой относятся претендующие на рабочее место и все занятые, кроме учащихся и самостоятельных (домашних) работников, ведущих натуральное хозяйство. Занятость последних реализуется вне рынка труда. Рынок труда, в узком понимании, рассматривается как один из механизмов согласования спроса на рабочие руки со стороны работодателей и предложения рабочей силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Другой возможный механизм согласования – плановое регулирование. Спрос на рынке труда – это общая потребность в наёмной рабочей силе, обусловленная как наличием, так и движением (вводом, выбытием) рабочих мест. Предложение на рынке труда – это экономически активное население.

В территориальном разрезе рынок труда выступает как многоуровневое понятие. Так, различают федеральный (на уровне страны) рынок труда, региональные (на уровне автономной республики, области, района области, города), а также рынок труда на уровне предприятия, фирмы (корпоративный или, иначе, внутризаводской, внутрифирменный).

При характеристике внутренней структуры территориального рынка труда выделяют такие его подвиды, как первичный рынок труда, субъектами которого являются лица, впервые вступающие в трудовую жизнь, имея соответствующую специальную (профессиональную) подготовку, и вторичный. Между первичным и вторичным рынками труда стоит переподготовка кадров (в соответствии с рекомендациями службы занятости, а также по собственной инициативе работника), уже имеющих профессиональную подготовку, но испытывающих трудности с трудоустройством по первоначально избранной  профессии.
Отраслевой рынок труда характеризуется соотношением спроса и предложения рабочей силы по совокупности профессий, характерной для данной отрасли, а профессиональный – ситуацией, складывающейся по конкретной  профессии. Такие специализированные рынки труда представляют большой интерес.

Численность трудовых ресурсов – это численность трудоспособных лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59, женщины 16-54 лет) за исключением вышедших на пенсию на льготных условиях, а также численность фактически работающих пенсионеров и подростков.

Численность трудовых ресурсов (Т) определяется следующим образом:

Т= Ртр. – Ринв.+ Рпен.+ Рмол.

  •  Ртр. – численность населения в трудоспособном возрасте;
  •  Ринв. – численность неработающего населения того же возраста, считающегося согласно установленным государством правовым нормам, нетрудоспособными (инвалиды I – II групп и лица льготных пенсионных возрастов);
  •  Рпен. – работающие лица пенсионного возраста;
  •  Рмол. – работающие подростки до 16 лет.

Формы занятости и безработица

Экономически активное население означает часть населения, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Это понятие объединяет в себе и занятых, и безработных.

К экономически активному населению относятся пенсионеры и подростки, не только работающие, но и ищущие работу, а среди лиц в трудоспособном возрасте учитываются лишь те, кто желает работать (фактически занятые и ищущие работу безработные).

Занятость – это общественно-полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая трудовой доход (заработок).

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  •  выполняли работу по найму за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также иную приносящую доход работу самостоятельно или у отдельных граждан независимо от сроков получения непосредственной оплаты или доходов за свою деятельность;
  •  временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска и т.п.;
  •   выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

По роду деятельности занятых можно подразделить на три группы:

  •  занятые в экономике с оплачиваемой деятельностью;
  •  военнослужащие (контрактная форма оплаты);
  •  учащиеся с отрывом от производства.

С точки зрения вовлечения занятых в экономику их можно разделить на три категории:

  •  наёмные работники, то есть те, кто продаёт рабочую силу на рынке труда;
  •  работодатели, то есть предприниматели, организующие своё дело  и создающие рабочие места как для себя, так и для других;
  •   самозанятые, то есть лица, работающие за свой счёт, индивидуальные предприниматели, члены производственных кооперативов, не использующие наёмную рабочую силу.

По охвату трудоспособного населения занятость может быть полной и неполной. При полной занятости  процент безработных составляет от 1 % до 3 % (фрикционная и структурная безработица).

Неполная (частичная) занятость может принимать следующие формы:

  •  занятость неполное рабочее время (сокращённая рабочая неделя, сокращённый рабочий день);
  •  сжатая неполная рабочая неделя (нормативная продолжительность рабочей недели распределена на меньшее число рабочих дней);
  •  деление рабочих мест;
  •  альтернативный режим рабочего времени (режим использования двух работников на условиях неполной занятости).

Неизбежным следствием существования неполной занятости является вторичная занятость, как дополнительная форма использования рабочей силы вовлечённого в трудовой процесс работника.

По легитимности трудоустройства занятость может подразделяться на формальную и неформальную.

Неформальная занятость – занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, своеобразная скрытая форма занятости. Такая занятость может быть:

  •  легальной, то есть деятельность сама по себе законна, но осуществляется незаконным путём (работа нелегальных эмигрантов, работа без лицензии и пр.);
  •  нелегальной, то есть криминальная деятельность, запрещаемая законами РФ;
  •  зарегистрированной (оформленной письменным договором с работодателем);
  •  незарегистрированной (устная договорённость).

Неформальная занятость на предприятиях формального сектора охватывает тех, кто работает на основе устной договоренности, по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера. Последние ограничивают права работников на социальную защищенность (оплата больничных, отпусков, компенсаций в случае увечий и пр.). Занятость на условиях такого рода договоров используется работодателями для снижения величины выплачиваемых налогов и своих обязательств перед работниками. Сфера неформальной занятости – это и система домашнего производства, «самообеспечение».

 К безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

  •  не имели работы (доходного занятия);
  •  занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятий (работодателям), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
  •  были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным (по методологии МОТ) должны быть соблюдены все три перечисленных критерия. К безработным относятся также лица, обучающиеся по направлению службы занятости.

 Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к численности экономически активного населения.

Фактический уровень безработицы (в %) выражается следующим образом:

УБф.= Бф. / Эа. * 100 %

где: Бф.  численность безработных, определённая по методологии МОТ на основе выборочных исследований населения;

Эа численность экономически активного населения;

Уровень официально зарегистрированной безработицы (в %) выражается следующим образом:

Убр. = Бр. / Эа * 100%

где Бр численность незанятых, официально зарегистрированных в органах службы занятости в качестве ищущих работу, а также признанных безработными.

Рассчитываются два показателя – регистрируемый и фактический уровень безработицы. Разница между ними объясняется тем, что многие не желают регистрироваться как безработные, надеясь самостоятельно найти работу.

Численность экономически активного населения  может рассчитываться  следующим образом:

Эа = З + Б

где: З – списочная численность занятых в регионе, области;

Б – численность безработных, определённая по методологии МОТ (Бф), или численность незанятых, зарегистрированных в органах службы занятости качестве ищущих работу (Бр).

Экономически неактивное население – это та часть населения, которая не входит в состав рабочей силы.

К ней относятся:

1) среди населения в трудоспособном возрасте:

  •  учащиеся и студенты, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях и не занятые никакой деятельностью, кроме учёбы;
  •  лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками;
  •  лица, прекратившие поиск работы в связи с исчерпанием всех возможностей её получения, однако они могут и готовы работать;
  •  лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода;

2) среди населения, не входящего в состав трудовых ресурсов:

  •   лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по случаю потери кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
  •   инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью.

Для анализа занятости населения выделяют следующие категории лиц:

  •  вступивших в состав рабочей силы (вошедших в трудоспособный возраст);
  •   выбывших из состава рабочей силы (вышедших из трудоспособного возраста, досрочно вышедших на пенсию);
  •  получивших работу, в том числе получивших работу впервые;
  •   потерпевших неудачу в поисках работы (как официально зарегистрированные безработные, так и не имеющие данного статуса, но продолжающие поиск работы);
  •   отказавшихся от поиска работы (в том числе отчаявшиеся найти работу); лиц, у которых отпала необходимость в работе.

 Полная занятость – это ситуация на рынке труда, при которой спрос на рабочую силу равен предложению. Это равновесный рынок труда. Рынок труда может быть трудодефицитным и трудоизбыточным. В международной статистике для анализа занятости используется показатель уровня экономической активности, то есть доля численности экономически активного населения в общей численности населения. Естественный уровень безработицы зависит от фазы экономического цикла, в котором находится страна.

Безработица имеет ряд причин, в соответствии с которыми можно выделить несколько типов безработицы.

  1.  Вынужденная или добровольная безработица

Вынужденная:

технологическая – сокращение физических рабочих мест из-за их ликвидации;

экономическая (это разновидность скрытой безработицы). Это ситуация, при которой  рабочее место физически существует, но оно либо не заполнено, либо работает совместитель, так как оно не обеспечивает работнику прожиточный минимум;

структурная – вызвана несоответствием качества рабочей силы (квалификации, образования) новым требованиям производства. Изменяется структура спроса на труд, а предложение труда как более инертный элемент рынка труда в силу устойчивости стереотипов людей не соответствует изменившемуся спросу на труд: быстрая переподготовка затруднена;

циклическая – вызвана спадом производства, снижением инвестиций в экономику. Это наиболее негативный тип безработицы, возникающий в период общего экономического спада;

маржинальная – безработица слабо защищенных слоёв населения (женщины, молодёжь).

 Добровольная:

фрикционная  незанятость в период добровольного изменения места работы, вызвана нормальным перемещением рабочей силы на рынке труда между предприятиями и работниками;

 институциональнаябезработица, являющаяся следствием действующих правовых норм, активности профсоюзов. Её рост связан с увеличением размера пособия по безработице.

2. По временному интервалу:

продолжительная – от 4 до 8 месяцев;

длительная – от 8 до 18 месяцев;

застойная – более полутора лет, что сопровождается дисквалификацией работника, потерей им трудовых навыков.

3. По форме проявления: открытая и скрытая.

Скрытая безработица – ситуация, при которой работники формально считаются занятыми, но их потенциал не используется в полном объёме (работают неполное рабочее время, находятся в отпуске по инициативе администрации). Это официальная скрытая безработица. Неофициальная скрытая безработица – это те лица, что ищут работу самостоятельно, не обращаясь в службу трудоустройства (прямые контакты с работодателем, рекрутмент).

Экономические и социальные последствия безработицы

  1.  Увеличивается предложение на рынке труда, снижается количество налогоплательщиков, растёт нагрузка на бюджет, растут расходы государственного фонда занятости.

Потеря квалифицированных кадров, профессиональный потенциал кадров не используется в полной мере.

В условиях дефицита рабочих мест растёт произвол работодателей: снижение заработной платы, увеличение продолжительности рабочего дня.

Усиливается социальная напряжённость в обществе, угроза социальной стабильности. Величина безработицы считается критической, если она достигает или превосходит отметку 10 % от численности экономически активного населения.

1.2. Основы регулирования рынка труда

Формирование рынка труда связано с организацией занятости населения страны. В условиях командно-административной системы с начала 30-х годов доминировала система поголовной занятости, основанная на внеэкономическом принуждении к труду (трудовая повинность, "кто не работает – тот не ест"), причем признавалась работа в двух сферах: государственной и семейной (в домашнем и личном подсобном хозяйстве). В соответствии с таким подходом и трудовые ресурсы делились на занятые в общественном производстве и незанятые, причем в числе незанятых были и те, кто не хотел работать, и те, кто хотел, но не мог найти работу. Тем самым за термином "незанятое население" скрывалась значительная часть тех, кто по международной классификации считался безработным. Систематический учет незанятого населения в таком разрезе не проводился, и лишь во время переписи населения (раз в десять лет) проходил выборочный опрос в целях  выяснения причин незанятости.

В соответствии с действующим в настоящее время Законом "О занятости населения в РФ" граждане имеют право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, общественная деятельность и т.п.). Функция реализации права граждан на труд закреплена за государством, обеспечивающим политику содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Особенность государственной политики занятости

Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Исследователи выделяют три основных модели политики занятости,  используемые в странах с развитой рыночной экономикой.

Европейская модель политики занятости – сокращение числа занятых при повышении производительности труда, рост доходов, наличие дорогостоящей системы пособий для большого количества безработных.

Скандинавская модель занятость практически для всех наёмных работников за счёт создания рабочих мест со средними условиями оплаты труда в государственном секторе.

Американская модельсоздание рабочих мест, не требующих высокой производительности для значительной части экономически активного населения. Безработица при этом уменьшается, но увеличивается число людей с низкими доходами. 

Для реализации государственной политики  занятости используются два варианта средств: активные и пассивные.

Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы:

  •  обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;
  •   активный поиск и подбор рабочих мест;
  •  финансирование создания новых рабочих мест;

- организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

Пассивная политика занятости — это выплата пособий безработным и предоставление рабочих места через государственную службу занятости.

В законе РФ «О занятости населения в РФ» и других нормативных актах  сформулированы основные принципы занятости.

Первый принцип – обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде. Принуждение к труду возможно лишь в особых случаях, предусмотренных законом. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения  к административной или иной ответственности.

Второй принцип – создание государственных условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице.

Третий принцип – комплексный подход к проблемам занятости, то есть необходимость координации усилий органов власти всех уровней  в управлении процессами занятости (политика социального партнёрства). Согласно статье 7 Конституции РФ 1993 года Российская Федерация провозглашалась социальным государством.

Там же предусмотрены конкретные направления российской политики занятости:

  •  предусмотрены меры по предупреждению массовой и сокращению длительной (более одного года) безработицы;
  •  меры поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, особенно для граждан, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  •  предоставлена самостоятельность органам власти субъектов РФ в обеспечении занятости (областные, городские программы занятости). Например, на региональных рынках возможно использование нестандартных форм организации занятости, таких как частичная занятость, нетрадиционные способы организации труда (надомный труд, двойная занятость, гибкий график рабочего времени, самозанятость).

2. Особенности регионального рынка труда

Структура занятости регионального рынка имеет много общих черт с федеральным рынком труда. Эксперты отмечают ряд тенденций развития российского рынка труда в сравнении с дореформенным периодом.

1. Увеличивается доля экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте. В возрастной структуре экономически неактивного населения наблюдалась тенденция к увеличению доли молодежи (до 24 лет), в первую очередь студентов, чему можно найти несколько объяснений. К наиболее очевидным относятся увеличение периода получения образования и наметившийся в последние годы рост рождаемости.

2. Основные производственные отрасли – промышленность и сельское хозяйство, как и в предыдущее десятилетие, продолжали терять работников. Сокращение занятых наблюдалось в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные отрасли работников приобретали: торговля и общественное питание, сфера финансов, кредита и страхования.

3. При анализе занятости существует еще один важный срез - соотношение числа рабочих мест в двух сегментах рынка труда: крупные и средние предприятия, в которых сосредоточены ”хорошие” рабочие места, то есть те, на которые распространяются нормы трудового законодательства и где действуют все институты социальной защиты; малые предприятия и неформальный сектор, где превалируют ”плохие” рабочие места, не защищенные трудовыми гарантиями. Здесь обнаруживаются тенденции, не характерные для успешно развивающегося рынка труда, тем более в условиях экономического роста. Новый Трудовой кодекс расширил возможности и сферу распространения срочных трудовых договоров – более ”мягкой” формы трудовых отношений, которая в меньшей степени связывает обе стороны (работодателя и работника), снижая тем самым их заинтересованность в неформальных договоренностях. Одновременно стартовали налоговая и пенсионная реформы, также направленные на легализацию теневых доходов и неформальных экономических отношений. Тем не менее уровень неформальной занятости остаётся высоким. Неформальная занятость концентрируется главным образом в сфере услуг, особенно в торговле (оптовой и розничной) и общественном питании. При этом достаточно велика численность неформально занятых горожан в строительстве и на транспорте. Среди промышленных рабочих их несравнимо меньше. Это означает, что российская экономика, претендующая на экономический рост, не создает нужного количества рабочих мест, необходимых для его обеспечения. И это еще раз подтверждает отсутствие структурных изменений в экономике.

Тенденции развития рынка труда Свердловской области в конце первого десятилетия XXI века отличаются от тех, которые отмечались на первых этапах рыночных реформ. Удалось преодолеть ряд серьёзных негативных явлений в динамике рынка труда России и региона. В частности, уровень оплаты труда постепенно приближается к реальной цене рабочей силы, обозначились границы «среднего класса», стал снижаться уровень безработицы, растёт число фирм, чётко формулирующих стратегию по отношению к человеческим ресурсам. В настоящее время рынок труда Свердловской области характеризуется достаточно большим разрывом между спросом и предложением – количество вакансий превышает число соискателей.

Основные тенденции развития рынка труда Свердловской области

1.Численность населения в трудоспособном возрасте сокращается: в 2020 году она снизится на 12,1 % по сравнению с 2007 годом и составит 56,5 % от численности постоянного населения.

1.1.Усилится  тенденция  старение населения, обусловленная ежегодным увеличением численности населения в возрасте старше трудоспособного и ростом продолжительности жизни населения. Численность населения возрастной категории старше трудоспособного увеличится, по оценке экспертов, в 2020 году в 1,3 раза по сравнению с 2007 годом.

1.2. Увеличивается доля экономически неактивного населения в трудоспособном возрасте.

2. Существуют значительные перекосы в распределении занятого населения по сферам занятости.   Промышленность и сельское хозяйство, как и в предыдущее десятилетие, продолжают терять работников. Сокращение занятых наблюдалось в системе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные отрасли работников приобретали: торговля и общественное питание, сфера финансов, кредита и страхования.

3. Ухудшаются качественные характеристики рабочей силы ,снижается  её профессионально-квалификационный  уровень.

4. Сохраняется структурное несоответствие спроса на труд и его предложения.   Более

70 % вакансий на рынке труда в настоящее время – это вакансии по рабочим профессиям. Тогда как количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования составляет 13,3 % от общего количества обучающихся в системе учреждений профессионального образования

5. Предприятия вынуждены увеличивать расходы на подготовку кадров. В 2007 году по сравнению с 2006 годом они выросли на 25 %, но составляют примерно 0,25 % к фонду оплаты труда, в то время как для простого воспроизводства рабочей силы необходимо около 2 %.  На каждый рубль, вложенный в развитие средств производства, приходится 15 копеек, вложенных в развитие рабочей силы, или в 5,6 раза меньше, чем в США.

6. Выросла численность привлекаемых иностранных работников,  за период с 2004 по 2007 годы более чем в 8 раз. Рост социальных рисков (криминогенная, санитарно-эпидемиологическая, межнациональная обстановка) .

7. Невысокий средний уровень оплаты труда тормозит полноценное воспроизводство рабочей силы. В то же время  высокая дифференциация в оплате труда увеличивает социальную напряженность на рынке труда.

PAGE  12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73452. Мокьюментари как особый вид киноискусства (на материале фильмов «Первые на луне», «Ноги – атавизм») 127 KB
  На современном этапе развития киноискусства особое внимание уделяется проблеме жанра в кино. Вследствие синтеза различных видов кинематографических произведений появляется большое количество смежных жанров использующих приемы сразу нескольких типов кино.
73454. Государственное управление защитой населения от катастроф природного и техногенного характера 124 KB
  Целью данной работы как раз и является исследование системы управления защитой населения в чрезвычайных ситуациях с её недостатками и достоинствами дача оценки работе МЧС в конкретных случаях.
73456. Современное состояние автоматизированных банковских систем в России 121.5 KB
  В соответствии с этим очевидна необходимость обладания современной автоматизированной банковской системой (АБС), позволяющей эффективно обрабатывать все возрастающие информационные потоки, а также непосредственно осуществлять операции на каждом этапе создания банковского продукта.
73457. Основные способы передачи звукоподражательной лексики на язык перевода 120 KB
  Звукоподражанием в морфологии принято считать неизменяемые слова воспроизводящие звуки издаваемые живыми существами механизмами или характерные для явлений окружающей среды хаха кваква и т. Систему звукоизобразительной лексики можно условно поделить на три группы...
73458. МЕТОДИКО–ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ИНДУСТРИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА 116 KB
  Наверно каждый город может похвастаться своими местными культурными мероприятиями которые проходят в рамках одного города или региона. Данный фестиваль проводится в разных городах России и в каждом городе проводится по своему.
73460. Основания для предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов и сборов 102.5 KB
  Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки рассрочки инвестиционного налогового кредита. Ни для кого не секрет что рассчитаться по налогам с бюджетом компания должна в установленные сроки. В таких случаях законодатель предусмотрел возможность изменения срока уплаты налога.