66253

Жизненный цикл программного продукта

Реферат

Информатика, кибернетика и программирование

Модель определяется конкретным сочетанием стадий и процессов разработки ориентированных на разные классы ПО и особенности коллектива разработчиков. Здесь рассматриваются только некоторые устоявшиеся модели процесса разработки программного обеспечения.

Русский

2014-08-15

53.5 KB

90 чел.

Жизненный цикл программного продукта

Жизненный цикл программного продукта – от англ. Software life cycle) – это

период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Он состоит из следующих этапов:

a) маркетинг рынка программных средств, спецификация требований к программному продукту;

b) проектирование структуры программного продукта;

c) программирование (создание программного кода), тестирование, автономная и комплексная отладка программ;

d) документирование программного продукта;

e) выход на рынок программных средств, распространение программного продукта;

f) эксплуатация программного продукта пользователями;

g) сопровождение программного продукта; 

h) снятие с продажи, отказ от сопровождения.

В литературе, целевой аудиторией которой являются программисты и проектировщики, жизненным циклом ПП называют совокупность только тех стадий, которые касаются разработчиков, т.е исключаются этапы a), e), f) и g). Такое понятие жизненного цикла совпадает с понятием процесса создания ПП.

"Программный продукт является результатом производственного процесса. Этот процесс нужно спланировать, оценить ресурсы, для чего, в свою очередь, требуются более или менее точные спецификации, что же необходимо заказчику. Затем продукт надо спроектировать в виде системы, состоящей из многих компонентов, описать функции этих компонентов и их связи между собой, после чего компоненты нужно запрограммировать, автономно отладить, собрать вместе, провести комплексную отладку, подготовить документацию на систему, обучить пользователей, провести опытную эксплуатацию и организовать сопровождение системы на весь период ее эксплуатации. Разумеется, это лишь приблизительная схема, которая может варьироваться в широких пределах, но дает представление о том, что такое жизненный цикл программы" (А.Н. Терехов).

Процесс создания программного продукта – это

совокупность мероприятий, целью которых является его создание или модернизация.

Выделяют стадии этого процесса:

анализ

проектирование

программирование

тестирование

сопровождение

или

спецификация1

разработка

аттестация2

модернизация3

или4 ...

Очень важный вывод: собственно программирование – далеко не единственное занятие коллектива. Более того, оно не является даже главным, наиболее трудоемким делом. Многие исследования отдают на фазу программирования не более 15-20% времени, затраченного на разработку (сопровождение вообще бесконечно). Эти цифры, между прочим, свидетельствуют о важности различных аспектов образования – от умения найти и обосновать эффективный алгоритм до искусства владения родным языком.

Модели процесса создания ПП

Модель процесса создания ПП (в некоторых источниках ее называют технологическим подходом) – некое абстрактное представление процесса на верхнем уровне, она рассматривает не детальное содержимое каждой стадии, а их взаимосвязи и способы претворения в жизнь.

Модель определяется конкретным сочетанием стадий и процессов разработки, ориентированных на разные классы ПО и особенности коллектива разработчиков.

В настоящее время описанных в различных источниках моделей великое множество, а использованных при создании ПП – еще больше. Здесь рассматриваются только некоторые устоявшиеся модели процесса разработки программного обеспечения.

1. Каскадная модель

Одну из первых моделей ЖЦП назвали каскадной или "водопадной" – от англ. Pure Waterfall, подчеркивая тот факт, что к предыдущей фазе проектирования вернуться невозможно.

Классический каскадный подход подразумевает, что переход к следующей стадии разработки возможен только после завершения работ на текущей стадии. Модель требует определить опорные точки, в которых будет оцениваться сделанное и решаться вопрос о том, можно ли двигаться дальше. Она вынуждает готовить огромную массу документации, требуя единообразной процедуры оценки результатов на каждом этапе5.

Применение такого подхода возможно в тех случаях, когда начальные требования не меняются, а реализация достаточно проста (область математики).

Каскадно-возвратный технологический подход допускает возможность возврата на предыдущие стадии и пересмотр решений.

Каскадный подход с перекрывающимися процессами допускает параллельное выполнение стадий, каждая из которых поручается отдельной команде разработчиков.

2. Эволюционная модель

Это одна из первых практически полезных моделей ЖЦП. Суть её состоит в том, что многие стадии повторяются неоднократно. Так, после анализа требований разрабатывается некий прототип, демонстрируется пользователям. "Часто бывает, что заказчик в ужасе кричит, что его неправильно поняли, он хотел совсем другого, зато теперь он хоть может внятно сформулировать свои требования, глядя на работу прототипа. Цикл разработки и показа прототипа повторяется несколько раз, пока заказчик не скажет: "Да, это, кажется, то, что мне нужно". Только после этого дорабатываются куски, выброшенные в начале разработки, подготавливается документация, короче, делаются многие вещи, на которые время было бы потрачено зря, если бы их делали для самого первого, неудачного прототипа." (А.Н. Терехов). В результате нескольких повторений на выходе получается продукт, удовлетворяющий пожеланиям пользователей.

Недостатки эволюционного подхода – это плохая структурированность системы, отсутствие внятного подробного проекта на начальных этапах, необходимость в средствах быстрой разработки. Модель рекомендуется для небольших систем, особенно для тех, в которых велик процент интерактивных (взаимодействующих с пользователем) компонентов.

3. Спиральная модель 

В этой модели разработка приложения выглядит как серия последовательных приближений (к идеалу), а разработка приобретает спиралевидный характер. На каждом витке спирали могут применяться разные модели процесса разработки ПО. Итерация – завершенный цикл разработки, заканчивающийся выпуском внутренней или внешней версии ПП, который дорабатывается на последующих итерациях. На первых этапах уточняются спецификации продукта, на последующих – добавляются новые возможности и функции.

Важное достоинство такого подхода – возможность по окончании каждой итерации осуществить заново оценку рисков продолжения работ. В силу своей итеративной природы спиральная модель допускает корректировки по ходу работы, что способствует улучшению продукта.

4. Экстремальное программирование

Экстремальное программирование (Extreme Programming, XP) возникло как эволюционный метод разработки ПО «снизу-вверх». Этот подход является примером так называемого метода «живой» разработки – протеста против чрезмерной бюрократизации.

Основные принципы «живой» разработки ПО зафиксированы в манифесте «живой» разработки, появившемся в 2000 году.

  •  люди, участвующие в проекте более важны, чем процессы и инструменты;
  •  работающая программа более важна, чем исчерпывающая документация;
  •  сотрудничество с заказчиком более важно, чем обсуждение деталей контракта;
  •  отработка изменений более важна, чем следование планам.

Тем не менее, XP имеет свою схему процесса разработки или, как утверждают ее авторы, набор применяемых техник.

Доп. вопросы

  •  Предложите какой-нибудь свой вариант разделения процесса создания ПП на стадии.
  •  В чем заключается отличие приведенных выше моделей друг от друга?
  •  Попытайтесь изобразить алгоритмы некоторых моделей процесса создания ПП, используя какие-то графические символы и термины названия стадий.

1 Формулирование спецификаций определяет основные требования к ПО (что должна делать система).

2 проверка ПО на соответствие потребностям заказчика.

3 развитие ПО в соответствии с изменяющимися потребностями заказчика.

4В литературе предлагаются различные варианты разделения жизненного цикла ПП на стадии; кроме мнения авторов, это разделение зависит от используемой модели процесса создания ПП.

5 Эти две особенности часто приводят к синдрому "аналитического паралича", напряженным отношениям между разработчиками, заказчиками и пользователями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56552. Сценарій туристичного свята «Посвята в туристята» 235.5 KB
  Мета та завдання: сприяти залученню школярів до систематичних занять туризмом; згуртувати дітей в єдину команду, об’єднавши усіх її учасників єдиною творчою діяльністю; залучати учнів до творчої діяльності, впливати на особистість дитини; закріпити набуті туристичні знання, уміння і навички;
56553. Учнівський проект «Україна туристична» 45 KB
  Цілі проекту: навчальна: навчання учнів технологіям проектної діяльності; спонукаючи формуванню в учнів практичних знань і навиків; розвиваюча: розвивати вміння та навички самостійно відбирати систематизувати аналізувати інформацію...
56554. Інформаційна система 50.5 KB
  А поруч з капітаном в компютерному крузі Помічники чудові його надійні друзі Хоч інформатику вони не так довго вивчають Про файли та курсори все необхідне знають Команда друга теж до змагань готова Там хлопці працьовиті їм невідома втома...
56555. Ігровий турнір «Через гру до безпеки життя» 202 KB
  Та команда котра першою правильно виконає завдання отримує 3б. Що ускладнює виконання кладки взимку низька температура снігопади ожеледь використання додаткового обладнання та інструментів Гра Піраміда...
56556. Сценарій позакласного заходу «Лицарський турнір» 122.5 KB
  Король Хлодвіг А зараз ми проведемо спортивний конкурс аби ви хоч трішки розімялись та показали хто спритніший в гонці на конях. Конкурс Найкращий гонец Учасники загону повинні за командою Герольда по одному пробігти на конях дистанцію на швидкість.
56557. Турнір знавців Франції 31.5 KB
  Мета заходу: практична: навчити учнів використовувати знання, отримані при вивченні теми; розвивати мовлєневі навички; освітня: узагальнити та систематизувати знання учнів з теми «Франція»; розвивальна: розвивати пам’ять, логічне мислення, увагу...
56558. Турнір допитливих та кмітливих 50 KB
  Мета: закріпити знання з вивчених предметів; розвивати у дітей мовлення, пам'ять, кмітливість і старанність, уміння розгадувати ребуси, загадки; виховувати почуття відповідальності за команду.
56559. Государственная служба какмеханизм государственного управления 131.5 KB
  Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, самоуправления, политические партии и общественные организации, что в своей совокупности составляет политическую систему. Особое место в этой системе занимает государство
56560. Турнир знатоков информатики 120 KB
  Цели: Воспитательная: воспитание умения работать в команде, уважения к сопернику, воспитание чувства ответственности; Учебная: теоретическое повторение ранее изученного материала в увлекательной форме...