6626

Гидросфера. Распространение воды в природе

Контрольная

География, геология и геодезия

Гидросфера. Гидросфера, является важным элементом биосферы, играет решающую роль в многих процессах, протекающих в природе и обеспечении жизни человека. Вода широко используется человечеством для его практической деятельности в промышленности, сельс...

Русский

2013-01-06

44.5 KB

5 чел.

Гидросфера.

Гидросфера, является важным элементом биосферы, играет решающую роль в многих процессах, протекающих в природе и обеспечении жизни человека. Вода широко используется человечеством для его практической деятельности в промышленности, сельском и городском хозяйстве. Она применяется как сырье и хладоагент, как источник энергии, для орошения полей, садов, для создания комфорта в городах, а водные магистрали служат для транспорта грузов и людей.

Распространение воды в природе.

Объем гидросферы 1389 мл.м3 километров. Она занимает примерно ¾ поверхности земного шара- 449,53 мл. км3. (суша- 165,34 мл.км3). Из общего количества воды 1350 мл.км3 или свыше 97,2%- океанская вода. Приведем баланс других источников (в км3) воды.

Полярные воды и ледники: 29*106.

Грунтовые воды до глубины в 750м.: 4,2*106.

Грунтовые воды до глубины 750- 4000м.: 5,3*106.

Вода в озерах: 120*103.

Вода в реках: 12*103.

Влага в почве: 24*103.

Влага в атмосфере: 13*103.

Всего: 39*106.

Значительное количество воды, порядка (10-11)*103 км3 является составной частью живых организмов, обитающих на земле. Организм человека примерно на 70% состоит из воды. Ежедневно человек поглощает 2л. воды.

Вода в природе находится в круговороте. Под действием тепла, излучаемого солнцем, она испаряется с поверхности мирового океана, морей, рек, озер, а затем осаждается на поверхность водных бассейнов и суши. Объем воды испаряемой с поверхности океанов, превышает объем осадков примерно на 35- 45 тыс.км3. в год.

В настоящее время человек использует для своих нужд примерно 3000 км3 стоков в год, в том числе для промышленных целей 6000 км3. Предполагается, что к 2000 году общее мировое потребление воды из стоков достигает 15-18 км3.

По данным водного кадастра в нашей стране имеется 775 тыс. рек длиной более 10 км., их общий годовой сток определяется 4,7 тыс.км3. Речной сток в Европейской части России составляет 23% (проживает 80% населения), в Азиатской части 77% (проживает 20% населения). Речной сток складывается из подземных (устойчивых) и поверхностных (паводковых) стоков. Три четверти стоков относятся к поверхностным стокам. В соответствии с основами водного законодательства разрабатываются генеральные бассейновые и территориальные схемы комплексного использования и охраны вод.

На базе этих разработок осуществляются меры по регулированию стоков с помощью специальных гидросистем- регулируемых водохранилищ. Создание таких водохранилищ позволяет обеспечить белее организованную подачу воды на гидростанции и оросительные системы. Общая, протяженность каналов в бывшем СССР 4000 км. Например, создание  Каракумского канала позволило обводнить часть пустыни и превратить ее в зону интенсивного земледелия. Комплексные планы организации водного хозяйства позволяют осуществлять меры направленные к экономному расходованию воды и прекращению сброса неочищенных сточных вод. Этому способствует совершенствование технологии производственных процессов и схем водоснабжения (применение безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, оборотного водоснабжения и т.д.).

Рассмотрим среднегодовой баланс воды в бывшем СССР (в км3):

Атмосферные осадки – 8480.

Полный речной сток- 4220.

Полный подземный (устойчивый) сток- 880.

Полный поверхностный (паводковый) сток – 3340.

Влажность почвы – 5140.

Испарение влаги- 4260.

В связи с ростом населения количество воды приходящейся на одного жителя земли постепенно уменьшается. В настоящее время на человека в сутки приходится в среднем 33 м3 воды из природных источников. В отдельных странах этот показатель различается значительно: например, в Норвегии- 250, в Бразилии- 100, в СССР- 50 (в Европейской части- 16), в США- 34 (без Аляски- 20), Румынии, Венгрии- 11, Китае, Индии- 9, Польше, Германии- 4,5, Египте- 3,5.

Потребление воды.

Потребление воды промышленностью (и энергетикой) определяется примерно равной 25-35%, населением городов и поселков 5-6% от общего расхода. Основная масса воды расходуется в сельском хозяйстве, в растениеводстве. Растение используют влагу для формирования новых растительных элементов в процессе транспирации- испарения влаги, поступающей в растения через корневую систему. Например, при выращивании 1т. зерна пшеницы требуется 500т. воды.

Многообразие применения воды для различных практических целей объясняются ее химическими, физическими и биологическими свойствами.

Свойства воды.

Формула воды Н2О- была предложена Гей-Люресаком в 1805г. В связи с тем, что водород имеет 3 изотопа а кислород 5- может существовать 36 видов изотопной воды. Так как в молекуле воды имеется ассиметричное распределение электронных зарядов она является диполем с высоким диполем 1,87 дебол. Вода обладает высокой диэликтрической постоянной (80,1 при t- 200С). Благодаря этому она является универсальным растворителем.

Твердая вода (лед)- кристаллическое вещество. Жидкая вода по мнению ряда ученых имеет квази- кристаллическую структуру, она состоит из ассоциированных молекул, образуемых за счет водородной связи. Свойства воды  могут меняться, например, в результате ее намачивания.

Следует отметить еще две качественные особенности воды: ее большую стабильность как химического вещества. Вода одно из наиболее распространенных и стабильных веществ на земле. Её можно испарять, конденсировать, замораживать, смешивать с другими веществами без изменения её состава. Количество воды на земле и атмосфере сегодня практически такое же что и миллионы лет назад.

Второе свойство воды- её растворяющая способность. Вода особенно пресная растворяет почти все неорганические вещества, но в разной степени. Поэтому поддержание высокой степени частоты воды представляют большие трудности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2462. Присвійні, вказівні займенники, їх відмінювання 74 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття присвійних та вказівних займенників, уміння їх відмінювати.
2463. Відокремлені додатки 59.5 KB
  Мета організації уроку. Сформувати поняття про відокремлений додаток, навчити оформляти відокремлені додатки на письмі та використовувати набуті уміння на практиці.
2464. Степан Васильченко. Свекор 54 KB
  Ознайомити учнів з фактами життя письменника, які вплинули на формування світогляду, специфікою його майстерності та із змістом оповідання Свекор, розвивати навички виразного читання, переказу прозових творів; виховувати почуття любові, злагоди, взаємодопомоги та турботи у сім’ї.
2465. Письмовий твір-роздум на морально-етичну чи суспільну теми публіцистичного стилю 39 KB
  Мета організації уроку. Удосконалювати вміння учнів продукувати письмовий твір-роздум на морально-етичну тему, розвивати усне і писемне мовлення, сформувати в учнів вміння виділяти в тексті всі компоненти роздуму, розуміти їх призначення в організації висловлювання, а потім свідомо відтворювати їх у власному мовленні.
2466. Усний твір, що містить опис тварини. 33.38 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про опис зовнішності тварини; навчити правильно будувати текст-опис зовнішності тварини, через зовнішність описати її характер, знаходити основне, неповторне в образі конкретної тварини і описувати свої спостереження.
2467. Загальновживані (нейтральні) та стилістично забарвлені слова. 33.86 KB
  Мета організації уроку. Сформувати в учнів поняття про загальновживані та стилістично забарвлені слова, навчити розпізнавати і використовувати їх у власному мовленні, виховувати любов до слова.
2468. Розряди займенників за значенням 30.37 KB
  Мета організації уроку. Сформувати загальне поняття про розряди займенників, їх диференційні ознаки, повторити співвідносні з ними частини мови, закріпити поняття про текст і використання займенників як засобів зв’язку в ньому.
2469. Омоніми та їх використання 25.79 KB
  Мета організації уроку: розширити уявлення учнів про омоніми; поглибити отримані на попередньому уроці знань, навчити учнів розрізняти омоніми, свідомо підходити до розуміння значення і використання омонімів у мовленні.
2470. Групи сполучників за будовою. Конспект уроку 23.85 KB
  Мета організації уроку: згадати про службові частини мови, а саме про сполучник, сформувати в учнів поняття про класифікації сполучників, зокрема за будовою.