66321

Сказка о попе и работнике его Балде

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.

Русский

2014-08-16

237.5 KB

2 чел.

13 сентября 2010 года  «Сказке о попе и работнике его Балде» - 180 лет

(к 180-летию создания сказки А.С.Пушкиным)

Сказки Пушкина мы  читаем в детстве и с уверенностью считаем, что до конца разобрались в этом вопросе, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит время,  и вчерашнее знание  кажется недостаточным, неполным.  

    Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино. В сентябре 1830 года Пушкин приехал в Болдино и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца Болдинской осени поэт написал более сорока произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", стихи,  сказки, среди которых «Сказка о попе и работнике его Балде». 

Как известно на автографе сказки Александр Сергеевич  пометил только месяц и день: „13 сент.“  А год? И в этом вопросе среди литературоведов до сих пор нет единого мнения. Исследователь  М.Азадовский утверждает, что «Сказку о Балде» обычно принято датировать 1831 годом; эту дату впервые установил пушкиновед П. В. Анненков, и она была принята всеми последующими редакторами. Литературовед  Б.Томашевский предлагает, однако, иную дату — 1830 год.

Аргументация Б. В. Томашевского сводится к следующему. Определение года (1831) сделано Анненковым по свидетельствам современников. „Однако, — пишет Б. В. Томашевский, — свидетельство современников основано лишь на том, что летом 1831 года Пушкин читал ее в Царском Селе. «Но из письма Гоголя, — считает Б. В. Томашевский, — можно полагать, что об этой сказке он узнал в Царском Селе, откуда он уехал в августе. По-видимому, сказку Пушкин привез из Болдина, и, следовательно, дата относится к 1830 году». Есть у Б.Томашевского и другие подтверждения своей правоты: «Бумага, на которой писана сказка о Балде, употреблялась Пушкиным именно в Болдине. Болдинская бумага Пушкина особенная и вообще не встречается у Пушкина в иные годы. Поехал в Болдино он, по-видимому, без запасов бумаги и закупил ее уже на месте. Вряд ли он вывез из Болдина большие запасы этой бумаги, да еще повез ее в Царское Село, когда у него была уже хорошая бумага в любом количестве.

 

Балда,  Бѣсенокъ,  Попъ талаконный лобъ, Старый бѣсъ.

  Рисунки эти находятся на листе 452 сшитой жандармами тетради № 2376 Б.

Они являются иллюстрациями Пушкина к его «Сказке о попе и работнике его Балде», находящейся в этой же рукописи.

Обращу внимание еще на одну особенность „Балды“. Рукопись иллюстрирована картинками, рисованными Пушкиным. Это — особенность болдинских рукописей. Вспомним „Домик в Коломне“, „Гробовщика“, „Каменного Гостя“. Иллюстрации Пушкина в виде законченных картинок крайне редки у Пушкина». Все эти доводы позволяют нам считать точной датой написания сказки 13 сентября 1830 года.

    «Сказка о попе и работнике его Балде» представляет собою во многом близкую к подлиннику обработку народной сказки, конспективная запись которой сохранилась в бумагах Пушкина. Сюжет сказки, записанной Александром Сергеевичем в Михайловском,  очень распространен в народных сказках: жадный поп, «гоняющийся за дешевизной», «надеющийся на русский авось», и перехитривший и наказавший его батрак. Пушкин развил образ батрака Балды, подчеркнув не только его хитрость и ум, но и трудолюбие ("работает за семерых"), уменье заслужить любовь всех окружающих (кроме попа). В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание — собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. В своей обработке народной сказки  Пушкин лишь усилил социальный смысл  и исключил из нее, не нужные, по его мнению, элементы. Он убрал, например, эпизод о том, как Балда вылечил одержимую бесом царскую дочь, сцену привода Балдой из леса к попу медведя, говорящую о необыкновенной физической силе Балды. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках, записанных Афанасьевым: «Батрак» и «Шабарша».

 Пушкин читал эту сказку в  Царском селе летом 1831 года  Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголь писал своему другу Данилевскому (в письме от 2 ноября 1831 года): «Все лето прожил в Павловске и Царском Селе. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из под пера этих мужей! У Пушкина повесть октавами написанная, «Кухарка», в которой вся Коломна и петербургская природа живая. Кроме того, сказки русские народные, — не то, что «Руслан и Людмила», но совершенно русские. Одна писана даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

     При жизни Пушкина сказка не издавалась. Впервые она была напечатана   Василием Андреевичем Жуковским в 1840 году. По вполне понятным причинам Жуковский заменил в тексте главного героя попа на купца:

Жил-был купчина Кузьма Остолоп

По прозванию Осиновый-Лоб»,

далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». И только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений под редакцией П. Е. Ефремова сказка была напечатана по рукописи и без изменений. Но чтобы не было каких-либо нареканий со стороны духовенства, в изданиях для простого народа до начала XX века пушкинская сказка печаталась с купцом Остолопом.   

       Хотя все свои сказки Пушкин не писал для детей,  история детской литературы немыслима без его произведений, а общество — без их воспитательного воздействия.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58045. Квадратична функція і її графік 82 KB
  Мета: розглянути побудову графіка функції y=x2bxc та її властивості використовуючи графік функції y = x2 навчитись знаходити значення функції значення аргументу розвивати вміння увагу й систематизувати вивчений матеріал; розвивати графічну грамотність.
58046. Урок – игра «Бизнес». Квадратные уравнения 56 KB
  Цель: Повторить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме « Квадратные уравнения»; Развивать: самостоятельность, творчество, инициативу, работать в заданном темпе; Воспитать: аккуратность, настойчивость и прилежания в работе...
58047. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів 61.5 KB
  Мета: Повторити основні поняття з теми: «Десяткові дроби. Додавання, віднімання, порівняння та округлення десяткових дробів» при розв’язанні задач; Звернути увагу на практичний вміст математичних задач; Сприяти розвитку творчих здібностей учнів та їх естетичного сприйняття.
58048. Стихійні явища природи. Екологічні проблеми. Природоохоронні території Африки 63.5 KB
  Мета. Формувати в учнів знання про основні види стихійних явищ, екологічні проблеми та природоохоронні території Африки, сприяючи розвиткові комплексного світосприйняття шляхом екологічного виховання; розвивати навики роботи з картою, просторово-логічне мислення, память; виховувати культуру спілкування.
58049. Узагальнення і систематизація знань учнів по темі «Нерівності» 297.5 KB
  Розвивати логічне мислення. Розвивати почуття краси в математиці. Я думаю що на цьому уроці ми розкриємо красу математичних закономірностей покажемо творчість і досконалість математичної мови при повторенні питань даної теми: Розвязування нерівностей...
58050. Графічний метод розв’язування рівнянь, нерівностей та їх систем 1.09 MB
  Мета: удосконалення вмінь та навичок учнів при розв’язуванні рівнянь, нерівностей та їх систем графічним методом; розвиток творчих здібностей засобами розв’язування нестандартних завдань; виховання культури математичного мовлення, графічної культури; стимулювання творчої активності, формування комунікативної компетентності...
58051. Построение сечений многогранников 24.86 MB
  Образовательные: ввести понятие сечения многогранника; рассмотреть способы решения задач на построение сечений многогранников на основе аксиоматики. Развивающие: развивать пространственное воображение обучающихся; формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли; совершенствовать графическую культуру.
58052. У світі синусоїдів. Урок дослідження. (Методом проектів) 724 KB
  Доведено що будьяке періодичне коливання можна зобразити як суму синусоїдальних коливань. Частоти цих синусоїдальних коливань називають спектром складного коливання. Розкладання складного коливання на суму синусоїдальних коливань називають спектральним аналізом коливання. Спектральним аналізом коливань користуються для розрахунку різних конструкцій.
58053. Урок навчання грамоти. Читання 80 KB
  МЕТА: повторити вивчені букви, формувати навички читання слів і речень з вивченими буквами; вдосконалювати навички побудови звуко-складових моделей; розвивати мовлення учнів, мислення; виховувати інтерес до уроку читання.