66321

Сказка о попе и работнике его Балде

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.

Русский

2014-08-16

237.5 KB

2 чел.

13 сентября 2010 года  «Сказке о попе и работнике его Балде» - 180 лет

(к 180-летию создания сказки А.С.Пушкиным)

Сказки Пушкина мы  читаем в детстве и с уверенностью считаем, что до конца разобрались в этом вопросе, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит время,  и вчерашнее знание  кажется недостаточным, неполным.  

    Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино. В сентябре 1830 года Пушкин приехал в Болдино и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца Болдинской осени поэт написал более сорока произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", стихи,  сказки, среди которых «Сказка о попе и работнике его Балде». 

Как известно на автографе сказки Александр Сергеевич  пометил только месяц и день: „13 сент.“  А год? И в этом вопросе среди литературоведов до сих пор нет единого мнения. Исследователь  М.Азадовский утверждает, что «Сказку о Балде» обычно принято датировать 1831 годом; эту дату впервые установил пушкиновед П. В. Анненков, и она была принята всеми последующими редакторами. Литературовед  Б.Томашевский предлагает, однако, иную дату — 1830 год.

Аргументация Б. В. Томашевского сводится к следующему. Определение года (1831) сделано Анненковым по свидетельствам современников. „Однако, — пишет Б. В. Томашевский, — свидетельство современников основано лишь на том, что летом 1831 года Пушкин читал ее в Царском Селе. «Но из письма Гоголя, — считает Б. В. Томашевский, — можно полагать, что об этой сказке он узнал в Царском Селе, откуда он уехал в августе. По-видимому, сказку Пушкин привез из Болдина, и, следовательно, дата относится к 1830 году». Есть у Б.Томашевского и другие подтверждения своей правоты: «Бумага, на которой писана сказка о Балде, употреблялась Пушкиным именно в Болдине. Болдинская бумага Пушкина особенная и вообще не встречается у Пушкина в иные годы. Поехал в Болдино он, по-видимому, без запасов бумаги и закупил ее уже на месте. Вряд ли он вывез из Болдина большие запасы этой бумаги, да еще повез ее в Царское Село, когда у него была уже хорошая бумага в любом количестве.

 

Балда,  Бѣсенокъ,  Попъ талаконный лобъ, Старый бѣсъ.

  Рисунки эти находятся на листе 452 сшитой жандармами тетради № 2376 Б.

Они являются иллюстрациями Пушкина к его «Сказке о попе и работнике его Балде», находящейся в этой же рукописи.

Обращу внимание еще на одну особенность „Балды“. Рукопись иллюстрирована картинками, рисованными Пушкиным. Это — особенность болдинских рукописей. Вспомним „Домик в Коломне“, „Гробовщика“, „Каменного Гостя“. Иллюстрации Пушкина в виде законченных картинок крайне редки у Пушкина». Все эти доводы позволяют нам считать точной датой написания сказки 13 сентября 1830 года.

    «Сказка о попе и работнике его Балде» представляет собою во многом близкую к подлиннику обработку народной сказки, конспективная запись которой сохранилась в бумагах Пушкина. Сюжет сказки, записанной Александром Сергеевичем в Михайловском,  очень распространен в народных сказках: жадный поп, «гоняющийся за дешевизной», «надеющийся на русский авось», и перехитривший и наказавший его батрак. Пушкин развил образ батрака Балды, подчеркнув не только его хитрость и ум, но и трудолюбие ("работает за семерых"), уменье заслужить любовь всех окружающих (кроме попа). В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание — собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. В своей обработке народной сказки  Пушкин лишь усилил социальный смысл  и исключил из нее, не нужные, по его мнению, элементы. Он убрал, например, эпизод о том, как Балда вылечил одержимую бесом царскую дочь, сцену привода Балдой из леса к попу медведя, говорящую о необыкновенной физической силе Балды. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках, записанных Афанасьевым: «Батрак» и «Шабарша».

 Пушкин читал эту сказку в  Царском селе летом 1831 года  Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголь писал своему другу Данилевскому (в письме от 2 ноября 1831 года): «Все лето прожил в Павловске и Царском Селе. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из под пера этих мужей! У Пушкина повесть октавами написанная, «Кухарка», в которой вся Коломна и петербургская природа живая. Кроме того, сказки русские народные, — не то, что «Руслан и Людмила», но совершенно русские. Одна писана даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

     При жизни Пушкина сказка не издавалась. Впервые она была напечатана   Василием Андреевичем Жуковским в 1840 году. По вполне понятным причинам Жуковский заменил в тексте главного героя попа на купца:

Жил-был купчина Кузьма Остолоп

По прозванию Осиновый-Лоб»,

далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». И только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений под редакцией П. Е. Ефремова сказка была напечатана по рукописи и без изменений. Но чтобы не было каких-либо нареканий со стороны духовенства, в изданиях для простого народа до начала XX века пушкинская сказка печаталась с купцом Остолопом.   

       Хотя все свои сказки Пушкин не писал для детей,  история детской литературы немыслима без его произведений, а общество — без их воспитательного воздействия.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47721. Учебно-методический комплекс дисциплины «Иностранный язык» 595.5 KB
  Курс иностранного языка является многоуровневым и разрабатывается в контексте непрерывного образования. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.
47722. Учебно-методический комплекс. Микроэкономика 1.14 MB
  Требования к входным знаниям: для успешного освоения дисциплины Микроэкономика студент должен владеть базовыми знаниями общеобразовательной программы из курсов История Математика Обществознание а также необходимы умения и компетенции полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.2; навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике В.ruНаучная Сеть информационная система нацеленная на облегчение доступа к научной научнопопулярной и образовательной...
47723. Учебно-методический комплекс. Культурология 345.5 KB
  Для изучения дисциплины необходимы компетенции сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе дисциплинОбществознание и Мировая художественная культура. 6 Культура в соврем.1 Культура и цивилизация . Что такое культура ...
47724. Учебно-методический комплекс. Общая социология 832 KB
  Данный курс занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований
47725. Учебно-методический комплекс. Психология 181 KB
  Всем этим занимается психология которая с момента возникновения одновременно является наукой искусством и верой. Содержание курса Психология имеет междисциплинарный характер объединяя философско теоретические гуманистические и практические подходы к психологии; раскрывается через систему понятий: психология психика психическое отражение поведение высшая нервная деятельность межличностные отношения креативность сознание самосознание самопознание самооценка самость. Главные задачи курса Психология: 1 Выделить и по...
47726. Учебно-методический комплекс. Стилистика (английский язык) 112 KB
  Кафедрой английского языка и методики обучения английскому языку Рецензент С.Савина кандидат филологических наук доцент заведующая кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ВятГГУ Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры английского языка и методики обучения английскому языку 6 марта 2007 г. Центральное место в учебной дисциплине Стилистика занимает изучение выразительных средств и стилистических возможностей...
47727. Учебно-методический комплекс. Социология 503 KB
  На основе полученных знаний студент должен уметь: Использовать разнообразные методы исследования для анализа проблем управления человеческими ресурсами организации; применять рекомендации полученные в ходе управленческих обследований для регуляции среды управления человеческими ресурсами; применять выводы полученные в результате управленческих обследований для обоснованного выбора технологии управления человеческими ресурсами; использовать основные теории мотивации для решения задач повышения мотивации персонала; выбирать и...
47728. Бухгалтерский управленческий учет. Учебно-методический комплекс 2.31 MB
  Основные модели учета затрат 13 2. Управленческий учет затрат по видам и назначению 14 2. Исчисление затрат по местам формирования центрам ответственности и бюджетирования 15 2. Учет и распределение затрат по объектам калькулирования 16 2.
47729. Step up. Иностранный язык (английский). Учебно-методическое пособие 902 KB
  Данное учебно-методическое пособие предназначено для обучения английскому языку студентов 1 курса естественнонаучных специальностей и направлений. Пособие ориентировано на студентов, не изучавших английский язык ранее. Основная цель пособия – формирование базовых грамматических и речевых навыков.