66321

Сказка о попе и работнике его Балде

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.

Русский

2014-08-16

237.5 KB

2 чел.

13 сентября 2010 года  «Сказке о попе и работнике его Балде» - 180 лет

(к 180-летию создания сказки А.С.Пушкиным)

Сказки Пушкина мы  читаем в детстве и с уверенностью считаем, что до конца разобрались в этом вопросе, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит время,  и вчерашнее знание  кажется недостаточным, неполным.  

    Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино. В сентябре 1830 года Пушкин приехал в Болдино и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца Болдинской осени поэт написал более сорока произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", стихи,  сказки, среди которых «Сказка о попе и работнике его Балде». 

Как известно на автографе сказки Александр Сергеевич  пометил только месяц и день: „13 сент.“  А год? И в этом вопросе среди литературоведов до сих пор нет единого мнения. Исследователь  М.Азадовский утверждает, что «Сказку о Балде» обычно принято датировать 1831 годом; эту дату впервые установил пушкиновед П. В. Анненков, и она была принята всеми последующими редакторами. Литературовед  Б.Томашевский предлагает, однако, иную дату — 1830 год.

Аргументация Б. В. Томашевского сводится к следующему. Определение года (1831) сделано Анненковым по свидетельствам современников. „Однако, — пишет Б. В. Томашевский, — свидетельство современников основано лишь на том, что летом 1831 года Пушкин читал ее в Царском Селе. «Но из письма Гоголя, — считает Б. В. Томашевский, — можно полагать, что об этой сказке он узнал в Царском Селе, откуда он уехал в августе. По-видимому, сказку Пушкин привез из Болдина, и, следовательно, дата относится к 1830 году». Есть у Б.Томашевского и другие подтверждения своей правоты: «Бумага, на которой писана сказка о Балде, употреблялась Пушкиным именно в Болдине. Болдинская бумага Пушкина особенная и вообще не встречается у Пушкина в иные годы. Поехал в Болдино он, по-видимому, без запасов бумаги и закупил ее уже на месте. Вряд ли он вывез из Болдина большие запасы этой бумаги, да еще повез ее в Царское Село, когда у него была уже хорошая бумага в любом количестве.

 

Балда,  Бѣсенокъ,  Попъ талаконный лобъ, Старый бѣсъ.

  Рисунки эти находятся на листе 452 сшитой жандармами тетради № 2376 Б.

Они являются иллюстрациями Пушкина к его «Сказке о попе и работнике его Балде», находящейся в этой же рукописи.

Обращу внимание еще на одну особенность „Балды“. Рукопись иллюстрирована картинками, рисованными Пушкиным. Это — особенность болдинских рукописей. Вспомним „Домик в Коломне“, „Гробовщика“, „Каменного Гостя“. Иллюстрации Пушкина в виде законченных картинок крайне редки у Пушкина». Все эти доводы позволяют нам считать точной датой написания сказки 13 сентября 1830 года.

    «Сказка о попе и работнике его Балде» представляет собою во многом близкую к подлиннику обработку народной сказки, конспективная запись которой сохранилась в бумагах Пушкина. Сюжет сказки, записанной Александром Сергеевичем в Михайловском,  очень распространен в народных сказках: жадный поп, «гоняющийся за дешевизной», «надеющийся на русский авось», и перехитривший и наказавший его батрак. Пушкин развил образ батрака Балды, подчеркнув не только его хитрость и ум, но и трудолюбие ("работает за семерых"), уменье заслужить любовь всех окружающих (кроме попа). В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание — собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. В своей обработке народной сказки  Пушкин лишь усилил социальный смысл  и исключил из нее, не нужные, по его мнению, элементы. Он убрал, например, эпизод о том, как Балда вылечил одержимую бесом царскую дочь, сцену привода Балдой из леса к попу медведя, говорящую о необыкновенной физической силе Балды. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках, записанных Афанасьевым: «Батрак» и «Шабарша».

 Пушкин читал эту сказку в  Царском селе летом 1831 года  Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголь писал своему другу Данилевскому (в письме от 2 ноября 1831 года): «Все лето прожил в Павловске и Царском Селе. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из под пера этих мужей! У Пушкина повесть октавами написанная, «Кухарка», в которой вся Коломна и петербургская природа живая. Кроме того, сказки русские народные, — не то, что «Руслан и Людмила», но совершенно русские. Одна писана даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

     При жизни Пушкина сказка не издавалась. Впервые она была напечатана   Василием Андреевичем Жуковским в 1840 году. По вполне понятным причинам Жуковский заменил в тексте главного героя попа на купца:

Жил-был купчина Кузьма Остолоп

По прозванию Осиновый-Лоб»,

далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». И только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений под редакцией П. Е. Ефремова сказка была напечатана по рукописи и без изменений. Но чтобы не было каких-либо нареканий со стороны духовенства, в изданиях для простого народа до начала XX века пушкинская сказка печаталась с купцом Остолопом.   

       Хотя все свои сказки Пушкин не писал для детей,  история детской литературы немыслима без его произведений, а общество — без их воспитательного воздействия.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78959. Социальная оценка техники 29 KB
  Социальная оценка техники Введение Узкий смысл понятия техники: под техникой понимается техническое устройство артефакт созданное человеком из элементов природы для решения конкретных культурных задач. Широкий смысл понятия техники: искусственный или организованный прием усиливающий улучшающий или облегчающий действие техника письма техника плавания техника вопросов и т. При изучении вопроса о последствия техники и технологии следует иметь в виду двойственный характер техники. Общая часть Проблемы негативных социальных и других...
78960. Техника и этика. Этика и профессиональная ответственность инженера 41 KB
  Это относится не только к использованию техники для целенаправленного уничтожения людей но также к повседневной эксплуатации инженернотехнических устройств. Проблемы негативных социальных и других последствий техники проблемы этического самоопределения инженера возникли с самого момента появления инженерной профессии. Однако сегодня человечество находится в принципиально новой ситуации когда невнимание к проблемам последствий внедрения новой техники и технологии может привести к необратимым негативным результатам для всей цивилизации и...
78961. Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации 36.5 KB
  Сущность и перспективы современной техногенной цивилизации Мировая общечеловеческая цивилизация в нашем представлении не унифицированное о безличное сообщество людей сформировавшееся на базе западной экономической системы а многообразная общность сохраняющая самобытность и уникальность в составляющих ее рядах. Человечество обремененное духовным кризисом в конце второго тысячелетия оказалось перед лицом труднейшего выбора социокультурных ценностей которые должны составить ядро новой цивилизации. Чтобы ответить на эти вопросы...
78962. Особенности современного научно-технического прогресса 29.5 KB
  Возникновение машинного производства в конце 18 в. было подготовлено результатами предшествующего научно-технического творчества большой армии математиков, механиков, физиков, изобретателей, умельцев. Паровая машина Дж. Уатта явилась «плодом науки», а не только конструкторско-технической деятельности. Машинное производство, в свою очередь, открыло новые, практически неограниченные возможности для технологического применения науки
78963. Анализ форм правления и их роли в современном государстве 181 KB
  Узнать какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти; каким субъектом права осуществляется верховная власть; какова структура высших органов государственной власти; каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти...
78964. Естетичне виховання учнів у процесі вивчення іноземної мови 203.5 KB
  Актуалізації в змісті навчального предмета усвідомленого сприйняття і розуміння школярами естетичних цінностей (краса, мир, мистецтво, природа); впровадження у навчально-виховний процес активних форм і методів (театралізація, твір віршів, створення ілюстрованих словників, музичні імпровізації, та ін.) художньо-естетичної діяльності...
78965. Разработка базы данных отдела кадров строительно-монтажного предприятия 1.4 MB
  База данных – это совокупность сведений о реальных объектах, процессах, событиях или явлениях, относящихся к определённой теме или задаче, организованная таким образом, чтобы обеспечить удобное представление этой совокупности, как в целом, так и любой её части
78966. Проблема начала научного знания. Социально-политическая жизнь древнегреческого полиса и появление научных знаний 45.5 KB
  Проблема начала научного знания. Существуют следующие возможные даты начала научного знания: Возникла вместе человеком неверно Возникла в 65 веках до Новой Эры в Древней Греции и Риме Наука появилась в 1718 веках когда произошла научная революция верно В 19 веке в Германии 1 Введение. Процесс зарождения научного знания связан с серией концептуальных революций обусловивших последовательность переходов от мифа к логосу от логоса к преднауке и от преднауки к науке. Формируется мышление направленное на получение знания об...
78967. Управления активами ООО «Гранит-М» 320.46 KB
  Рассмотреть многообразие активов организации и осуществить их классификацию; провести оценку современного состояния активов организаций на примере ООО «Гранит-М»; исследовать особенности определения потребности предприятий в оборотных активах; анализ эффективности использования активов предприятия...