66321

Сказка о попе и работнике его Балде

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Пушкиным Сказки Пушкина мы читаем в детстве и с уверенностью считаем что до конца разобрались в этом вопросе что никаких загадок в нем больше нет. Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино.

Русский

2014-08-16

237.5 KB

2 чел.

13 сентября 2010 года  «Сказке о попе и работнике его Балде» - 180 лет

(к 180-летию создания сказки А.С.Пушкиным)

Сказки Пушкина мы  читаем в детстве и с уверенностью считаем, что до конца разобрались в этом вопросе, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит время,  и вчерашнее знание  кажется недостаточным, неполным.  

    Практически все сказки в разное время были написаны Пушкиным в имении Болдино. В сентябре 1830 года Пушкин приехал в Болдино и предполагал пробыть там не более месяца, но был задержан холерным карантином и прожил почти всю осень. За эти три месяца Болдинской осени поэт написал более сорока произведений. Среди них: "Повести Белкина", "Маленькие трагедии", последние главы романа "Евгений Онегин", стихи,  сказки, среди которых «Сказка о попе и работнике его Балде». 

Как известно на автографе сказки Александр Сергеевич  пометил только месяц и день: „13 сент.“  А год? И в этом вопросе среди литературоведов до сих пор нет единого мнения. Исследователь  М.Азадовский утверждает, что «Сказку о Балде» обычно принято датировать 1831 годом; эту дату впервые установил пушкиновед П. В. Анненков, и она была принята всеми последующими редакторами. Литературовед  Б.Томашевский предлагает, однако, иную дату — 1830 год.

Аргументация Б. В. Томашевского сводится к следующему. Определение года (1831) сделано Анненковым по свидетельствам современников. „Однако, — пишет Б. В. Томашевский, — свидетельство современников основано лишь на том, что летом 1831 года Пушкин читал ее в Царском Селе. «Но из письма Гоголя, — считает Б. В. Томашевский, — можно полагать, что об этой сказке он узнал в Царском Селе, откуда он уехал в августе. По-видимому, сказку Пушкин привез из Болдина, и, следовательно, дата относится к 1830 году». Есть у Б.Томашевского и другие подтверждения своей правоты: «Бумага, на которой писана сказка о Балде, употреблялась Пушкиным именно в Болдине. Болдинская бумага Пушкина особенная и вообще не встречается у Пушкина в иные годы. Поехал в Болдино он, по-видимому, без запасов бумаги и закупил ее уже на месте. Вряд ли он вывез из Болдина большие запасы этой бумаги, да еще повез ее в Царское Село, когда у него была уже хорошая бумага в любом количестве.

 

Балда,  Бѣсенокъ,  Попъ талаконный лобъ, Старый бѣсъ.

  Рисунки эти находятся на листе 452 сшитой жандармами тетради № 2376 Б.

Они являются иллюстрациями Пушкина к его «Сказке о попе и работнике его Балде», находящейся в этой же рукописи.

Обращу внимание еще на одну особенность „Балды“. Рукопись иллюстрирована картинками, рисованными Пушкиным. Это — особенность болдинских рукописей. Вспомним „Домик в Коломне“, „Гробовщика“, „Каменного Гостя“. Иллюстрации Пушкина в виде законченных картинок крайне редки у Пушкина». Все эти доводы позволяют нам считать точной датой написания сказки 13 сентября 1830 года.

    «Сказка о попе и работнике его Балде» представляет собою во многом близкую к подлиннику обработку народной сказки, конспективная запись которой сохранилась в бумагах Пушкина. Сюжет сказки, записанной Александром Сергеевичем в Михайловском,  очень распространен в народных сказках: жадный поп, «гоняющийся за дешевизной», «надеющийся на русский авось», и перехитривший и наказавший его батрак. Пушкин развил образ батрака Балды, подчеркнув не только его хитрость и ум, но и трудолюбие ("работает за семерых"), уменье заслужить любовь всех окружающих (кроме попа). В сказке Пушкина поп дает Балде только одно задание — собрать с чертей оброк. Между тем в народной сказке значительно больше событий. В своей обработке народной сказки  Пушкин лишь усилил социальный смысл  и исключил из нее, не нужные, по его мнению, элементы. Он убрал, например, эпизод о том, как Балда вылечил одержимую бесом царскую дочь, сцену привода Балдой из леса к попу медведя, говорящую о необыкновенной физической силе Балды. Схожие сюжеты встречаются в двух сказках, записанных Афанасьевым: «Батрак» и «Шабарша».

 Пушкин читал эту сказку в  Царском селе летом 1831 года  Николаю Васильевичу Гоголю. Гоголь писал своему другу Данилевскому (в письме от 2 ноября 1831 года): «Все лето прожил в Павловске и Царском Селе. Почти каждый вечер собирались мы: Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из под пера этих мужей! У Пушкина повесть октавами написанная, «Кухарка», в которой вся Коломна и петербургская природа живая. Кроме того, сказки русские народные, — не то, что «Руслан и Людмила», но совершенно русские. Одна писана даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

     При жизни Пушкина сказка не издавалась. Впервые она была напечатана   Василием Андреевичем Жуковским в 1840 году. По вполне понятным причинам Жуковский заменил в тексте главного героя попа на купца:

Жил-был купчина Кузьма Остолоп

По прозванию Осиновый-Лоб»,

далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». И только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений под редакцией П. Е. Ефремова сказка была напечатана по рукописи и без изменений. Но чтобы не было каких-либо нареканий со стороны духовенства, в изданиях для простого народа до начала XX века пушкинская сказка печаталась с купцом Остолопом.   

       Хотя все свои сказки Пушкин не писал для детей,  история детской литературы немыслима без его произведений, а общество — без их воспитательного воздействия.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48357. Дошкольная педагогика 1.61 MB
  В своих научных труда Всеобщий совет Великая дидактика Материнская школа он отразил цели и задачи формы и методы воспитания и обучения детей. Предмет дошкольной педагогики – процесс воспитания его цель задачи содержание формы методы средства воспитания детей дошкольного возраста. способствовать воспитанию и обучению детей от рождения до школы теоретический и методический аспект в соответствии с требованиями современного общества; 2. разработать новые концепции и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
48358. Концепции современного естествознания 764 KB
  Специфические черты науки: Наука универсальна она сообщает знания истинные для всего универсума при тех условиях при которых они добыты человеком. сложилась следующая система наук: математические и естественные науки естествознание система наук о природе; социальные науки человекознание система наук о человеке и обществе; технические науки техникознание система наук наиболее тесно связанных с реализацией теоретического знания. Выделяются науки фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки...
48359. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.26 MB
  Структура психики человека. psyche психика logos учение наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В системе человек право в первую очередь реализуются личностные качества человека как общественного существа включенного в социальные отношения как носителя сознания и в частности правосознания. Правовое регулирование деятельности человека в обществе и государстве осуществляется в сложнейших условиях характеризуется разнообразием моральных и правовых отношений возникающих в сфере...
48360. Педагогика в условиях компетентностно-ориентированного подхода к обучению 1.41 MB
  Автор раскрывает основные вопросы возникновения и развития педагогики теорию и методику обучения воспитания взаимодействия ребенка с различными образовательными институтами организация и проведения уроков в школе.8 Раздел 2 Теория обучения. во втором разделе рассматриваются: теория образования и обучения движущие силы обучения государственный образовательный стандарт методы приемы средства принципы обучения формы организации учебной деятельности урок в школе структура урока анализ урока воспитательная...
48361. Экономическая оценка инвестиций, Курс лекций 2.32 MB
  Использование рычагов при выполнении инвестиционного проекта Понятие рычаг имеет отношение к условиям вызываемым наличием стабильного элемента затрат в сочетании с колебаниями в широких пределах уровня прибыли. Исходное условие инвестирования капитала – получение в будущем экономической отдачи в виде денежных поступлений достаточных для возмещения первоначально инвестированных затрат капитала в течение срока осуществления инвестиционного проекта...
48362. Философия и ее предмет, Общество как органическая целостность 777.5 KB
  Слово философия происходит от греческих филиа (любовь-дружба, возвышенная привязанность) и софия (мудрость) и означает соответственно в буквальном переводе любовь к мудрости. Как и для многих других терминов, происхождение слова раскрывает его современное содержание не полностью, но указывает направленность философского исследования (философия стремится к мудрости).
48363. Лексика художественного произведения 23.5 KB
  Архаизмы – слова ныне не употребляемые хотя бы явления и понятия ими обозначаемые существовали до нашего времени. Историзмы – слова обозначающие уже не существующие явления прошлого. Неологизмы – новые ранее не существовавшие в языке слова. Не следует смешивать двух разных явлений: употребления писателями неологизмов которые уже вошли в словарный состав языка и создания неологизмов самими писателями.
48364. Основы бухгалтерского учета в Российской Федерации 713.5 KB
  Организация бухгалтерского учета в организации. Корректировка может производиться ежемесячно или ежеквартально с отнесением полученных разниц на финансовые результаты организации. Учет собственного капитала организации Бухгалтерская отчетность организации.
48365. Три теорії теплоємності 152.5 KB
  Теплоємність Теплоємність в класичній теорії. теплоємність Ейнштейна Теплоємність в теорії Дебая.