66326

Урок-путешествие в «Огненную страну»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Огонь одно из самых больших чудес природы с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло свет защищал от диких зверей. Люди сколько жили на свете Пуще глаза огонь берегли. Ведь огонь в холода в непогоду У костра их всегда согревал.

Русский

2014-08-16

62 KB

2 чел.

Правила пожарной безопасности. Урок-путешествие в ОГНЕННУЮ СТРАНУ.

Цель:

формирование основ пожарной безопасности младших школьников.

Задачи:

Обучающая:

  •  Знакомство с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною.
  •  Знакомство с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения.
  •  Знакомство с первичными средствами пожаротушения и противопожарными объектами в здании (пожарный щит, пожарный кран, запасные выходы).
  •  Знакомство с правилами пожарной безопасности.

Развивающая:

  •  Развитие умения анализировать различные ситуации и умения самостоятельно принимать решение.
  •  Развитие речи, мышления, памяти.
  •  Воспитательная:
  •  Воспитание осторожного обращения с огнём.
  •  Воспитание самостоятельности, внимательности, чувства ответственности, мужества, находчивости.
  •  Воспитание бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих.
  •  Воспитание уважения к опасной профессии пожарного.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.


Ну-ка проверь, дружок, 
Ты готов начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка? 
Все ли правильно сидят? 
Все ль внимательно глядят? 
Пусть пойдет ребятам впрок, 
Очень важный наш урок.

Актуализация знаний и практических умений.

Отгадайте загадку:


Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит. 
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь – 
Искусает всю ладонь. (Огонь)

Сегодня мы будем путешествовать по ОГНЕННОЙ СТРАНЕ

Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.

(Рассказ ученика). Легенда о Прометее.


Ученик 1.
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал.

Ученик 2.
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий, горячий огонь.

Ученик 3.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.

Ученик 4.
Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты.
Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.

Ученик 5.
Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.

Ученик 6.
И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили 
С той поры, как огонь приручили.

Ученик 7.
Но бывает огонь и другим – 
Не согреет ладошек он ваших
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.

Огонь – друг. 

Овладение этой величайшей стихийной силой природы дало возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Огонь помог ему расселиться по Земле, преодолеть неблагоприятные для жизни человека климатические условия, господствовавшие в отдельных областях земного шара.

Без огня невозможна жизнь на Земле. Он нужен всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, на фермах и в сельскохозяйственном производстве. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полеты реактивных лайнеров и космических кораблей стали возможными благодаря освоению и умелому применению могучей силы огня. (Дополнения детей).

Огонь – символ. 

С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину.

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира.

Огонь – враг. 

Огонь, оставивший свои следы в истории всех эпох и народов. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно.

III. Формулирование темы и целей урока.


Но, огонь бывает разный -
Бледно-жёлтый, ярко-красный, 
Синий или золотой. 
Очень добрый, очень злой

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? А догадаться вам поможет ребус. Разгадайте его.

Определение пожара.

Пожар — процесс горения, возникший непроизвольно или по злому умыслу, который будет распространяться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению, не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению.

Фото пожара.

Какова цель нашего урока? (Закрепить правила пожарной безопасности.)

IV. Изучение нового материала.

Причины возникновения пожара.

Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

-Чем может быть опасен пожар?

-Отчего может возникнуть пожар?

-Ребята, подумайте и назовите, по каким причинам может возникнуть пожар?

Причины пожаров.

Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем, несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования, самовозгорание веществ и материалов, разряды статического электричества, грозовые разряды, поджоги.

Твои действия в квартире, если дома нет взрослых.

1. Если выйти из помещения невозможно. 

  •  Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда она исходит.
  •  Вызови пожарную охрану по телефону 01.
  •  Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
  •  Немедленно покинь помещение, иди в сторону противоположную пожара.
  •  Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетки.

2. При выходе через задымлённый коридор. 

  •  Накройся мокрой плотной тканью, полотенцем, одеялом.
  •  Дыши через мокрые носовой платок, ткань, одежду.
  •  Двигайся к выходу пригнувшись или ползком - внизу дыма меньше.

3. При пожаре в доме.

  •  Вернись, плотно закрой входную дверь.
  •  Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
  •  Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
  •  При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Как надо вести себя при пожаре

Самое главное во время пожара – не паниковать, а вспомнить то, чему обучали ранее.


Ученик 8.
Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “01”!
Помните, что в целом мире
Вам поможет он один!

Ученик 9.
Четко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.

Ученик 10.
Ну, а если загорятся
Вдруг электропровода,
Обесточьте сеть! И знайте,
Не поможет тут вода!

Ученик 11.
Если слышен запах газа,
Все зависит лишь от вас.
Чтоб не вспыхнуло всё сразу,
Перекройте срочно газ!

Ученик 12.
Окна, двери затворите,
Птиц, животных заберите.
Поспешите выйти вон.
В подъезд, не на балкон!

Средства тушения пожара. 

Чем можно потушить пожар? (К первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, кошмы, внутренние пожарные краны.)

Добавь словечко:


Выпал на пол уголек, 
Деревянный пол зажег. 
Не смотри, не жди, не стой, 
А залей его … (водой).

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!
Насыпь на очаг спасительный …(песок).

Если пламя вспыхнет вдруг.
Есть у нас надежный друг.
От пожара – всем спаситель
Пламени – душитель!
Дыма – укротитель!
Наш …(огнетушитель).

Физминутка

Игра «Потуши пожар»

А теперь, чтобы огонь победить,
Его надо быстро потушить!

Ребята делятся на 2 команды. Ставят 2 небольших ведерка. Первые участники каждой команды наливают воду в ложку и должны донести до ведра и налить в него, прибежать к команде и передать следующему игроку, которой повторяет действия первого игрока. Победит та команда, которая первая наберет воду в ведерко.


Сила, ловкость и сноровка,
И физическая подготовка
Для пожарного нужна,
Для пожарного важна.

Между стульями перетянута веревка, на которой висят колокольчики. Нужно пройти так, чтобы не задеть их. Выигрывает та команда, кто пройдет правильно и быстрее.

Игра «Вызов по телефону пожарной команды»

Задача каждой команды суметь грамотно сообщить о пожаре.

Из каждой команды выбирается по одному человеку.

Он «звонит» по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:

  •  называет адрес, где горит;
  •  свой номер телефона;
  •  свою фамилию;
  •  на каком этаже горит;
  •  как лучше подъехать к дому;
  •  сколько подъездов в доме.

Все это нужно сообщить быстро, без запинок.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Творческая работа по составлению правил в рисунках.

  Знаете ли вы, что правила можно составлять не только словесно, но и изобразить художественно?

  Что можно изобразить в рисунках в соответствии с правилами? (Ребята изображают правила пожарной безопасности в рисунках.)

2. Работа в группах по карточкам.

  А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать?

  Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре. Каждой группе дается начатое правило на карточке, которое необходимо закончить.

1 карточка. (Правило №1) Если огонь небольшой, … (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 карточка. (Правило №2) Если огонь сразу не погас, … (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или попроси об этом соседей.)

3 карточка. (Правило №3) Если не можешь убежать из горящей квартиры, … (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

4 карточка. (Правило №4) Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма,… (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

5 карточка. (Правило №5) При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт…. (Он может отключиться, и ты задохнешься.)

6 карточка (Правило № 6) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и … (не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.)

7 карточка (Правило № 7) Когда приедут пожарные,… ( во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.)

Проверка проведенной работы (выступления спикеров групп).

VI. Контроль и самопроверка знаний.

Тест по пожарной безопасности. (Приложение 1)


1. Назовите имя героя древнегреческих легенд, принёсшего огонь людям. 
• Зевс
• Геракл
• Гера
• Прометей

2. Назови героя сказки Киплинга, сумевшего с помощью огня справиться с опасным соперником. 
• Багира
• Шерхан
• Маугли
• Каа

3. Чего же испугался Шерхан, и что может грозить и тебе? 
• Высокая температура
• Большая палка
• Громкий голос
• Красный цвет 

4. Что не является причиной пожара? 
• Детские шалости с огнем
• Оставленный включенным утюг
• Перегрев велосипеда
• Неосторожное обращение с открытым огнем
• Сварочные работы
• Непотушенная спичка
• Поджог

5. С какой птицей на Руси ассоциировался поджог? 
• Красный петух
• Красный воробей
• Красная ласточка
• Красная сорока
• Красная утка

6. Что нельзя делать, если в твоем доме что-то загорелось? 
• Вызывать пожарную охрану по телефону 01
• Кричать «Пожар»
• Покидать горящее помещение
• Открывать все окна и двери
• Встречать пожарных
• Если огонь небольшой, пробовать затушить

7. Что надо делать при пожарах? 
• Распахивать окна и двери в горящем помещении
• Близко подходить к огню
• Поддаваться панике
• Тушить водой, включенный телевизор
• Вызывать пожарную охрану 

8. Что нельзя делать, если загорелся телевизор? 
• Быстро выключать его
• Засыпать песком, землёй, стиральным порошком
• Заливать водой
• Накрывать плотной тканью, покрывалом, ковриком

9. Что нельзя делать при эвакуации из горящего здания? 
• Перемещаться по задымленному помещению, пригнувшись или ползком
• Прикрывать рот и нос влажной тканью
• Залезать под кровать
• Накидывать на себя мокрое одеяло

10. Что не является средством тушения пожара? 
• Огнетушитель
• Вода
• Песок
• Веник
• Керосин
• Брезентовое покрывало 

11. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? 
• Водопроводчик
• Пожарный
• Пожарник
• Огнеборец
• Огнегасильщик

Проверка теста. 

VII. Домашнее задание.

Составь кроссворд на противопожарную безопасность.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что узнали нового?

- Что понравилось? Какие сделали выводы?

Сегодня мы с вами выучили некоторые правила противопожарной безопасности. Сейчас я посмотрю, как вы их усвоили.

Игра

Ведущий читает четверостишия, участники после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: “Это – я, это – я, это все мои друзья!”, а если неправильно, молчат.


Кто задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт родную школу
От коварного огня… (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор? (молчат).

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто украдкой в уголке
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл! (молчат).

На привале кто в лесу
Жёг засохшую сосну?
А потом так поспешил,
Что костёр не затушил? (молчат).

Кто, видя сушняк в огне, 
Знает точно: быть беде?
Ветку кто не поджигает, 
От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят:
Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят.

И, конечно же, огонь станет вашим верным и послушным другом, а не врагом!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26085. Структура государственных органов управления финансами в РФ 47 KB
  Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. На Министерство финансов возложены следующие задачи: 1 разработка и реализация единой государственной финансовой политики; 2 составление проекта и исполнение федерального бюджета; 3 осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 4 обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка Основными...
26086. Порядок исчисления и уплаты ЕСХН 45.5 KB
  При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы: 1 расходы на приобретение сооружение и изготовление основных средств а также на достройку дооборудование реконструкцию модернизацию и техническое перевооружение основных средств; 2 расходы на приобретение нематериальных активов создание нематериальных активов самим налогоплательщиком; 3 расходы на ремонт основных средств в том числе арендованных; 4 арендные в том числе лизинговые платежи за арендуемое в том числе...
26087. Культура и общество, Социальная культура 69.96 KB
  Место и роль культуры в обществе велики. Личность несет печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того общество создает условия для массового использования ценностей культуры а следовательно порождает потребности в тиражировании и репродуцировании артефактов что в свою очередь превращается в процессы воспроизводства культуры. Понятно что вне общественных форм жизни эти особенности в развитии культуры были бы невозможны.
26088. Семиотическое измерение культуры 15.56 KB
  Явления культуры знаки и совокупность знаков тексты в которых зашифрована социальная информация т. В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций обмена информацией а явления культуры рассматриваются как система знаков. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем или языков культуры: естественного языка фольклора традиций предметов быта охоты или другого вида деятельности ритуалов обрядов церемоний этикета типа жилища посредством...
26089. Динамика культуры 16.85 KB
  Законом общественного развития в том числе и законом развития культуры принято называть объективно существующую повторяющуюся необходимую существенную связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса.Вебер до отказа от признания закономерностей развития культуры например О. Кроме того позиции ученых различаются в зависимости от того какой масштаб действия законов развития культуры ими признается: или законы действуют в масштабах всего человечества так считают большинство исследователей За десять тысяч лет своего...
26090. Практикоориентированное освоение потенциала культуры 13.28 KB
  Экспертиза культуры также назначается по делам об экстремистской деятельности когда необходимо установить наличие или отсутствие на объекте фашистской символики пропаганды жестокости насилия вражды по отношению к определенной социальной религиозной национальной группе. Экспертиза памятников культуры проводится для охраны сохранения памятников при необходимости включении данных объектов в реестр объектов культурного наследия или установлении законности его сноса. Экспертиза памятников также актуальна по уголовным делам связанных с...
26091. Тело как феномен 17.04 KB
  Тело всегда наполняет наше сознание или сознание наполняет тело. Исходя из этого положения тело непрерывно выявляет процесс становления сознания. Именно тело является тем что сообщает миру бытие и обладать телом означает для живущего сращиваться с определенной средой сливаться воедино с определенными проектами и непрерывно в них углубляться поэтому тело должно рассматриваться не как объект мира но как средство нашего с ним сообщения.
26092. Культурная коммуникация 18.05 KB
  Необходимыми условиями и структурными компонентами социокультурной коммуникации являются наличие общего языка у субъектов коммуникации каналов передачи информации а также правил осуществления связей семиотических этических. Различные интерпретации социокультурной коммуникации основанные на различных методологических парадигмах акцентируют ее суть либо как совокупности средств передачи социальной информации образующих базу для становления и развития информационного общества технократически рационалистический подход либо как способа...
26093. Социокультурный прогресс 17.3 KB
  Заслуга разработки теории культурного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII века Ж. Основой прогресса просветители считали совершенствование разума рост знаний.Дальнейшую разработку теория культурного прогресса получает в марксизме. Основу марксистской концепции культурного прогресса составляет учение об общественноэкономических формациях.