66340

Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Языков на свете очень много – свыше двух тысяч. Точно установить их количество пока не удалось. Язык – явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода. Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей.

Русский

2014-08-17

84.5 KB

8 чел.

1.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Безударные гласные в корне слова (проверяемые, непроверяемые).

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту «Язык и общество».

Аудирование.

Чтение

Задание 1. Прочитайте текст.

              Языков на свете очень много – свыше двух тысяч. Точно установить их количество пока не удалось. Язык – явление общественное, он создается на протяжении длительного исторического периода. Язык возник в глубокой древности в процессе совместной трудовой деятельности людей. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться накопленным опытом и знаниями. В нем откладывается опыт всех сфер деятельности народа и благодаря ему сохраняется и передается из поколения в поколение. Язык обеспечивает связь времен. Как без языка не могло существовать общества, так и язык не существует вне его.

В том, что между человеческим обществом и языком существует связь, были убеждены еще древние ученые. «Из всех живых существ только человек одарен речью», -  писал Аристотель.

Являясь средством общения, язык связан с жизнью общества, с народом - носителем данного языка.

Вместе с развитием общества развивается и изменяется язык. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке, прежде всего в его словарном составе.

Язык тесно связан с мышлением, сознанием. Знания об окружающей действительности, которые люди приобретают в процессе труда, закрепляются в языке. У языка две основные функции: он является орудием человеческого мышления и средством общения людей друг с другом. И сам язык может существовать и развиваться только потому, что он одновременно выполняет обе эти функции.

Язык – совершенное средство общения между людьми благодаря языку можно обмениваться информацией в разных сферах жизни: политике, науке, искусстве, спорте.

Язык – это не что-то застывшее и неизменное. Он находится в вечном движении, потому что на говорящих людей постоянно: действует множество самых различных факторов – и внешних, как говорят, экстралингвистических, и внутренних, собственно языковых. Русский языковед И.А. Бодуэн де Куртенэ в одной из своих статей удивляется тому, что язык изменяется не очень сильно и cохраняет свое единство. Но ничего особенно удивительного в том нет. Ведь язык – это важнейшее средство взаимопонимания людей. И если бы язык не сохранял свое единство, то он не мог бы выполнять эту важную функцию.

Говорение

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Какова основная функция языка?

2. Какие еще функции выполняет язык в обществе?

3. Какие факторы способствуют развитию языка?

      

  Письмо

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, устно укажите падежи существительных

  Истинная любовь к своей стран… немыслима без любв… к своему язык… . Человек, равнодушный к своему язык… , –  дикарь. Его безразличие к язык…  объясняется полнейшим безразличием к прошл… , настоящ… и будущ… своего народ….

  Каждое слово язык…, каждая его форм… есть результат мысл… и чувст… человек…, через которое отразилась в слов… природа стран… и история народ… .

Задание 2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова к приведённым ниже.

М...лодежь, в...сёлый, зв...нок, х...лодный, т...шина, в...сна, л...сник, пров...дник, в...йна, распл…титься, пок...зание, журн..лист, терл...ливый, препод...ватель, м...стерская, н...вичок, п...сатель, вып..лнение, бл...жайший, присп..собление, л...нивый.

Задание 3. Перепишите, подчеркивая проверяемые безударные гласные в корне. Объясните значения данных слов и составьте с ними словосочетания.

Посветить - посвятить, умалять - умолять, прожевать - проживать, увядать - увидать, старожил - сторожил.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

1. Флаги разв...вались но ветру. - События в фильме разв...вались очень быстро. 2. Моему старшему брату уже под сорок, он начал с...деть. - В хорошую погоду с.. .деть дома не хотелось. 3. Кто-то стучит. Пойди отв...ри дверь. - Ты хочешь есть? Отв...ри себе картошку. 4. Лектор спокойно. об...жал глазами присутствующих. - Старший брат никогда не об...жал нас. 5. Прежде чем начнешь гладить бельё, хорошо нак...ли утюг. - Осторожно нак...ли на булавку бабочку, расправив ей крылья. 6. Она любила прим...рять наряды перед зеркалом. - Ему с трудом удалось прим..рить друзей.

Задание 5. Перепишите данные группы слов, подчеркните вставленные буквы.

Т...ория - т...оретик;  проп...ганда - проп...гандистский, проп...гандировать,; агитация - аг...тировать,; тр...диция - тр...диционный; п...сс...мизм - п...сс..мист, п...ее...мистический; опт.. .мизм - опт.. .мист, опт..мистический,.

Задание 6. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

В...нтиляция, в...стибюль, в...н...грет, д...легация, инт...лл...генция, к...чан, лот...рея, м...тель, п...л...садник, п...риферия, пласт...лин, пр...в...легия, т...бун, ур..ган, ф... нарь, экзам... натор, ярм... рка.

Задание 7. Перепишите, подчёркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними словосочетания.

Образец: гипербола - преувеличение.

Аромат, гипотеза, интеллект, интеллигент, патриот, шедевр, юбилей, эпизод, аналогия, контраст.

Задание 8. Переведите на русский язык высказывание Абая о русском языке.

 Орысша оқу керек. Мал да, өнер де, ғылым да - бәрі орыста тұр. Зарарынан қашық болуға, пайдасына ортақ болуға тілін, оқуын, ғылымын білмек керек. Оның ұшын олар дұниенің тілін білді. Сен оның тілін білсең, көкірек көзің ашылады.

Орыстың ғылымы, өнері - дүниенің кілті, оны білгенге дүние арзанырақ түседі. (Абай. Жиырма бесінші сөз.)

Задание 9. Подберите пословицы о языке как средстве общения. Запишите, объясните смысл одной из них.

Задание 10. Аргументируйте тезис "Язык – исторически развивающееся явление", используя  материал текста.

Задание 11. Заполните глоссарий.

                      

                                                                  

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Глобализация

Гуманизм

Менталитет

Суверенитет

Толерантность

 

Задание на СРСП: 1. Пересказ текста. 2. Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС:  

1) Задания 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


1.2 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Чередование гласных а – о в корне слова.

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

Чтение

Задание 1. Прочитайте текст. Что нового вы узнали  о русском языке?

РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

За свою многовековую историю русский язык никогда не испытывал таких значительных преобразований как  в XX-XXI веках. Это связано с коренными политическими, экономическими, культурными изменениями, которые происходили в государстве. Россия пережила два крупных потрясения: революционный переворот в 1917 г. и революционную перестройку 90-х гг.

Известный писатель Фазиль Искандер пишет: «Русский язык исторически объединял всех нас, через него мы друг друга понимали». В настоящее время из всей издающейся на земном шаре литературы 28 % печатается на русском языке.

«У нас все казахи, – говорит президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, – прекрасно знают русский язык, и это преимущество мы не должны потерять». У нас в стране насчитывается 130 языков. Развитие нашего многонационального государства поставило вопрос о языке межнационального общения. Таким языком в нашей стране стал русский язык.

Русский язык, сохраняя свою уникальность и идентичность на протяжении громадного пространства и длительного времени, вобрал в себя богатства языков Запада и Востока.   

Говорение

Задание 2. Ответьте на вопросы

  1.  Чем вы можете объяснить большое распространение русского языка в мире?
  2.  В какую группу языков входит русский язык?
  3.  Какие еще языки, кроме русского, входят в группу восточнославянских языков?
  4.  Чем обусловлена близость словарного состава этих языков?
  5.  Почему некоторые русские слова звучат в других странах без перевода? Приведите примеры таких слов.

Письмо       

Задание 3. Запишите статьи 7 и 19 Конституции РК о языках в Республике Казахстан. Какова современная языковая ситуация в РК?

Статья 7

  1.  В РК государственным является казахский язык.
  2.  В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
  3.  Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.

Статья 19

  1.  Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания и творчества.

Письмо

Задание 4. Прочитайте предложения и выпишите слова, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание.

1. В дороге мы пром...кли и устали. Засушенные расгения были аккуратно переложены листами пром...кательной бумаги. Он обм...кнул кисть в краску. Обм... книге перо в чернила.

  1.  Брёвна спл...вляли по реке. Белые пятна пл...вучих льдов ослепительно сверкали на солнце. Живущий в прудах жук-пл...вунец относится к хищникам. Наши пл...вцы установили мировой рекорд.
  2.  Начало светать, из темноты выр....стали дома. Не беречь пор...ели - не видать и дерева. Озеро зар...сло камышами. Ребята всех возр.. .стов любят заниматься спортом.
  3.  Над широкой водной р..вниной встают и торжественно сияют высокие горы. Пор...внявшись с низенькой дверью, он остановился в раздумье. Мы решили
    это уравнение с трудом. Студентам поручили подр...внять кусты сирени.

Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения.

Излагать, изл…жение, прил...гательное, прил...жить, предпол…жение, предпол…гать, разл…жение, разл...гать, прик...саться, прик...снуться, прик...сновение, соприк…саться, кас.. .тельная.

Задание 6. Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

1. З..ря - з..рница, красная девица. 2. Сладко спит ребенок на утренней з..рьке. 3. Разгоралась вечерняя з...ря на побледневшем небе. 4. В печурке прог..рели дрова. 5. Заг...р  её румяного лица. 6. Ребята за лето хорошо заг..рели. 7. Сг...рел домик лесника.

Задание 7. Прочитайте данные пословицы, объясните их значения. Подберите сходные по смыслу пословицы на родном языке.

I .Язык на замок не запрешь.

2.Язык мой - враг мой.

З.Язык голову кормит.

4.Не спеши языком - торопись делом.

5.Острый язык - дарование, длинный язык - наказание.

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Гастарбайтер

Депортация

Дискриминация

Экстрадиция

Цивилизация

 

Задание на СРСП: 1. Пересказ текста. 2. Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС:  

1) Конспект статей 7 (пункт 1.2.3); статья 19 (пункт 7) Конституции РК.

2) Задания  4, 5, 6.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.

1.3 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Функционирование русского языка в Республике Казахстан. Чередование гласных е – и в корне слова.

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

Аудирование

Чтение

Задание 1. Прочитайте текст. Скажите, о каком двуязычии идет речь в этом тексте.

Двуязычие

Двуязычие – широко распространенное явление в обществе, известное с древнейших времен. Оно возникает в силу совместного проживания двух народов, их территориального соприкосновения.

Знание любых двух языков и использование их в повседневном общении есть двуязычие. Однако в условиях многонационального государства для казахстанцев всех национальностей важно не всякое двуязычие, а такое, при котором человек владел своим родным языком и знал, умел общаться на государственном и межнациональном  русском языках.

Рост двуязычия в Казахстане – объективно-исторический прогрессивный процесс и основная форма проявления сотрудничества равноправных языков Республики Казахстан.

В распространении двуязычия все возрастающую роль  наряду с производством играют школа и вся система обучения и образования. В высших учебных заведениях хорошее знание казахского и русского языков выступает как настоятельное требование самого процесса обучения и важнейшее условие полноценности получаемого образования.

Говорение

Задание 2. Ответьте на вопросы.

  1.  Какие функции выполняет русский язык в казахстанском обществе?
  2.  Что значит быть « официальным» языком?
  3.  Какие документы правительства РК регламентируют сосуществование языков в нашей стране?
  4.  Как вы понимаете термины « язык межнационального общения, « мировой язык», « двуязычие»?
  5.   Влияют ли русский и казахский языки друг на друга в условиях сосуществования в РК? Каким образом?

Задание 3. Докажите примерами следующие положения (работа в группах):

1) С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

2) Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отраженная в слове необъятно-сложная вселенная. Через слово он впервые узнает о том, чего еще не видели (а, возможно, и никогда не увидят!) его глаза...

3) Новый человек роднится с древними мыслями, с теми, что сложились в головах людей за тысячелетия до его рождения.

4) Сам он приобретает возможность обращаться к правнукам, которые будут жить спустя века после его кончины.

Задание 4. Спишите и обозначьте часть речи над каждым словом и падеж.

В диван…,  о состязании…, на пол…, без булавк…, о композици…, на знамен…, о жизн…, нет вещ…,  к Марь….

Задание 5. Запишите данные ниже слова двумя столбиками: с буквой Е и с буквой И в окончании.

По алле.., на вол.., в сочинени.., в гардероб..., из посылк.., у Клавди.., к судь.., по тропинк.., о ткан.., с иголочк.., в ступ.., по краю пропаст.., об истори.. поэзи.., от охотничь..го, ошибка в изложени.., к деревн.., о деревн.., нет деревн.., о новом понимани.. жизн.., могуч..м, в арми.., на лавочк.., в груд.., к дочк.., был у дочк.., для закалк.. .

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы.

К паутин.., о постановк.., к линейк.., на тарелк.., о волнени.., в выражени.., в развитых стран.., о роман.., по дорог.., о работ., в училищ.., об арми.., о внимани.., на вокзал.., на станци.., в планетари.., о повест.., у беседк.., при составлени.. хрестомати.., о её очаровани.., на позици.., для замазк.., о поговорк.., об усилени.. бол.. .

Задание 7. Спишите, вставляя на месте пропусков букву Е или И.

В доклад.., о гостиниц.., в тетрад.., около библиотек.., был у Натали.., к Наталь.., у Мари.., о ладон.., из подушк.., о смелост.., о доблест.. и отваг.., на конференци.., в Росси.., о юност.., случилось в путешестви.., пил из чашк.., в молодост.., в песн.., о песн.., был в Кита.., об имен.., в пустын.., о своей молодост.., в голубом сиянь.., погружался в размышлень.., из клеточк.. птичк.., попал в ущель.., спрятался в ущель.., из печат.., мечтать о счасть.., быть в музе.., в беседк.., из беседк.., о революци.., жить в радост.., по широкой рек…, про болотн..ю ягоду.

Задание 8. Заполните пропуски.

Отдыхать в санатори..., думать о секци..., в алле..., на скатерт..., около рощ..., статья об алюмини..., о юбиле..., в гербари..., о заглави..., мечта о счасть..., отдыхать в Закавказь..., быть в забыть..., о гени..., думать о несчасть..., спрашивать о здоровь.., остановились на взморь..., отдыхать в Подмосковь..., справляться о здоровь...

Задание 9. Прочитайте выразительно стихотворение, определите тему, проблему, идею.

«Язык отцов, язык тысячелетий»

Язык отцов, язык тысячелетий,

Ты временем, как глина, обожжен,

В тебе удар меча и посвист плети,

Мужская гордость и горячность жен!

В тебе звучат забытые наречья:

Шумеров, гуннов, хрип монгольских слов.

Где ты рожден?

В пожарах Семиречья?

Тебя по жилам к нам перенесло…

И ты звучишь, переполняя тело,

Ударом сердца, колоколом дум.

И как меня судьбою не вертело,

Клянусь тобою –

Я к тебе вернусь!

Как из далеких и счастливых странствий

Приходит сын к забытому отцу,

Приходит в ярком, дорогом убранстве –

В началах жизни, или же к концу…

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Дифференциация

Интеграция

Миграция

Эмиграция

Иммиграция

 

Задание на СРСП: 1. Пересказ текста. 2. Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС:  

1) Выучите наизусть стихотворение О. Сулейменова.

2) Задания 4, 5, 6, 7, 8.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36238. Оценка обычных программ 116.5 KB
  Это множество можно разделить на два подмножества: множество объектов и множество субъектов. Доступ категория субъектнообъектной модели описывающая процесс выполнения операций субъектов над объектами. В защищенной КС всегда присутствует субъект выполняющий контроль операций субъектов над объектами. Для выполнения в защищенной КС операций над объектами необходима дополнительная информация и наличие содержащего ее объекта о разрешенных и запрещенных операциях субъектов с объектами.
36239. Структура моделей знаний: правила продукции. Примеры 41 KB
  Структура моделей знаний: правила продукции. Понятие продукционных правил. Для достижения цели используется некоторая совокупность фактов и способов их применения правил. На этих понятиях основан наиболее распространенный метод представления знаний правила продукции или продукционные правила.
36240. Структура моделей знаний: семантические сети. Примеры 43 KB
  Структура моделей знаний: семантические сети. Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том что память формируется через ассоциации между понятиями. Квиллиан предположил что наша способность понимать язык может быть охарактеризована некоторым множеством базовых понятий концептов Базовыми функциональными элементами семантической сети служит структура из двух компонентов узлов и связывающих их дуг. Узлы в семантической сети соответствуют объектам понятиям или событиям.
36241. Структура моделей знаний: фреймовые модели. Примеры 43 KB
  Структура моделей знаний: фреймовые модели. Термин фрейм был предложен Марвином Минским в 70е годы. В теории фреймов этот образ называют фреймом комнаты. В нем есть дырки незаполненные значения некоторых атрибутов например количество окон эти дырки называют слотами Таким образом можно дать определение фрейму как минимально возможному описанию сущности какого то явления события ситуации процесса или объекта.
36242. Формальная система в представлении знаний 36 KB
  Из множества формул выделяют подмножеств правильно построенных формул ППФ. определяется эффективная процедура позволяющая по данному выражению выяснять является ли оно ППФ в данной ФС. Выделено некоторое множество ППФ называемых аксиомами ФС. При этом должна иметься эффективная процедура позволяющая для произвольной ППФ решить является ли она аксиомой.
36243. Система нечетких рассуждений в представлении знаний 248 KB
  Они в свою очередь определены через некоторую базовую шкалу В и функцию принадлежности. Понятие принадлежности. Тогда х принадлежит А если существует функция: Основным отличием нечеткой логики от классической как явствует из названия является наличие не только двух классических состояний значений но и промежуточных: Функция принадлежности определяет субъективную степень уверенности эксперта в том что данное конкретное значение базовой шкалы соответствует определяемому нечеткому множеству. Методы получения функции принадлежности...
36244. Системы искусственного интеллекта. Понятия и определения. Архитектура, классификация моделей 38 KB
  В этой информационной модели окружающей среды реальные объекты их свойства и отношения между ними не только отображаются и запоминаются но и как это отмечено в данном определении интеллекта могут мысленно целенаправленно преобразовываться . При этом существенно то что формирование модели внешней среды происходит в процессе обучения на опыте и адаптации к разнообразным обстоятельствам . Под структурным подходом мы подразумеваем попытки построения ИИ путем моделирования структуры человеческого мозга. Основной моделируемой структурной...
36245. Распознавание образов: подходы 36 KB
  Ассоциативность памяти и задача распознавания образов Динамический процесс последовательной смены состояний нейронной сети Хопфилда завершается в некотором стационарном состоянии являющемся локальным минимумом энергетической функции ES. Невозрастание энергии в процессе динамики приводит к выбору такого локального минимума S в бассейн притяжения которого попадает начальное состояние исходный пред'являемый сети образ S0. Поскольку для двух двоичных векторов минимальное число изменений компонент переводящее один вектор в другой является...
36246. Персептрон Розенблатта: структура, алгоритм обучения 52 KB
  Персептрон Розенблатта: структура алгоритм обучения. С сегодняшних позиций однослойный персептрон представляет скорее исторический интерес однако на его примере могут быть изучены основные понятия и простые алгоритмы обучения нейронных сетей.Розенблаттом метод обучения состоит в итерационной подстройке матрицы весов последовательно уменьшающей ошибку в выходных векторах. Здесь темп обучения.