66341

Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться.

Русский

2014-08-17

76.5 KB

9 чел.

2.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Письмо

Аудирование.

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите слова, отражающие тему текста.

Как зарождался язык

Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если сами      взрослые не умели говорить?

Давайте заглянем в глубь истории... Без языка первобытный человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, ни вообще общаться. А потому не было никакого прогресса. Жизнь была скудной, голодной, трудной. Невозможно было столковаться об охоте, поведать друг другу, где растут орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хочется есть.

Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, может быть, кряхтели, ворчали, визжали, наверняка, вовсю в ход шел язык жестов.

Но ни эти звуки, ни жесты не могли передать качества предмета: какого он цвета, старый или новый, мокрый или сухой и т.п. Чтобы выразить подобные понятия, человеку пришлось обзавестись совсем новой привычкой. Пришлось звуками не изображать, а обозначать понятия, действия, предметы.

Люди, которые это придумали, открыли величайший секрет языка: звуки могут служить знаками предметов, чувств, действий. Некоторые ученые считают, что первыми были слова - подражания природным шумам и голосам зверей (типа "мяу", "ку-ка-ре-ку", "гав-гав" и др.). Постепенно в язык входили названия предметов, которые люди считали важными или которые им нравились.

Существует гипотеза, что род людской пошел от восточноафриканского местечка под названием Танганьика; там же зародился и язык. Не исключено, что речь началась с одного языка, а потом он разветвился, и языков стало много.

(В. В. Волина.)

Говорение

Задание 2. Объясните значение фразеологизмов о языке. Подберите сходные по смыслу фразеологизмы на родном языке.

Найти общий язык; говорить на разных языках; держать язык за зубами; тянуть за язык; язык без костей; проглотить язык; язык не поворачивается; язык отнялся; язык плохо подвешен; язык сломаешь; вертится на языке.

Письмо

Задание 3. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова. Укажите, какие из них называют языковые знаки, а какие - неязыковые? Определите типы сказуемых и сделайте их   синтаксический анализ.

Символ – символика, символический, символизировать

Знак – знаковый, обозначить, обозначать

1. ... - лишь символы и знаки того ручья с бездонным дном, который в нас течет во мраке и о совсем журчит ином. (И.Губерман.) 2. Чересчур блестящ… … делает незаметными как характеры, так и мысли. (Аристотель.) 3. Сила ... состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.) 4. Люб… - это медаль,  которую отчеканила история. (А.Ривароль.) 5. Из-за того, что знаков.. … имеет три измерения, его довольно трудно объяснять глухим. 6. Военно-морские ... имеют сложную систему, в которой ранее использовалось 126 флагов. 6. Эт… поглаживания подбородка означают, что человек пытается принять решение. 7. Пирамиды - ... Египта, Эйфелева башня - ... Парижа и Франции, башня Биг-Бен - Лондона.

Слова для справок: слово, язык, символ, речь, жест, слог, сигнал.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте с существительными   словосочетания.

Бере...ка, зу...ки, тра...ка, но..ти, ло…ка, гла...кий, тру...ка, ры...ка, шу...ка, бутербро...,  жемчу..., фура...ка.

Задание   5.   Перепишите,   вставляя   пропущенные   буквы. Подберите проверочные слова.

На лиловый сне... падал свет двух замер...ших окошек. 2. На краю коло...ца стояло ведро. 3. Мне купили новые варе...ки. 4. Все уехали на сва...ьбу. 5. Моло...ьба зерна была в полном разгаре. 6. Ко...ьба трав у нас производится специальными машинами.

Задание 6.. Прочитайте следующие пары слов, переведите их на родной язык.

Молод - молот, гриб - грипп, луг - лук, груд - трут, плод - плот, род - рот.

Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Рю...зак,   а...бест,   баске...бол, во...зал, фу...бол, бу...галтер, диспе...чер.

Задание 8. Заполните глоссарий.

                      

                                                                    ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Коалиция

Конфронтация

Ксенофобия

Шовинизм

экстремизм

 

Задание на СРСП: 1) Пересказ текста 1.    2) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС:  

1) Задания 3,4,5,6,7.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


2.2 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Основные функции языка. Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Аудирование 

Задание 1.

Текст

(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы, - так же неповторимы. Как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданностью платить преданностью, за любовь – любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе бы в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один бок корабль, и давно бы опрокинулся  и затонул…          (Виктор Астафьев).

Задание 2. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

  1.  Настоящая дружба во многом определяет характер человека и является огромной духовной ценностью. 2) Миром правит добро. 3) Настоящая дружба крепче и вернее родственных связей. 4) Все живое неповторимо.

Задание 3. В каком значении употреблено слово балласт в предложении 8?

  1.  груз для улучшения мореходных качеств судна
  2.  то, что излишне отягощает, обременяет кого-нибудь или что-нибудь
  3.  сыпучий материал, которым покрывается полотно железнодорожного пути
  4.  мощная камнеметная машина, использовавшаяся при осаде крепостей

Задание 4.

  1.  Назовите часть речи, к которой принадлежит слово крепче (предложение 3).
  2.  Найдите в тексте простые предложения и укажите их номера.
  3.  В каком предложении автор использует метафору и сравнительный оборот?
  4.  Укажите способ образования слова нагруженный.
  5.  Укажите тип синтаксической связи в словосочетании настоящая дружба.
  6.  Найдите в тексте предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  7.  Найдите в тексте СПП с придаточным цели.

Задание 5.

А) Определяем основные смысловые «узлы» текста:

неповторимость всего живого;  характер человека;  дружба;  настоящие друзья;  глазами друзей – поступки;  добрых людей больше, чем злых;   мир – корабль

Б) Определяем тему, проблему, идею текста. В любом литературном произведении всегда преобладает главная тема, которой подчинены все остальные частные темы (тема Родины, природы и т.д.). Проблема – основной вопрос, поставленный и решаемый автором, та сторона жизни, характеров, героев, которая особенно интересует автора (вопрос о целях, смысле жизни и т.д.). Идея – ответ на поставленный автором вопрос.

Задание 6. Прочитайте текст и выполните тестовые задания 1-4.

А) Это, в сущности, не фантастика, а иносказание, и сатирик хочет, чтобы читатель непременно это понял. Б). Однако в сказках Щедрина фантастика, странная, необычная, постоянно чередуется с точным описанием реальных человеческих отношений определенной эпохи. В). Никто не удивляется, встречая в сказках то, чего в жизни не бывает и быть не может. Г). Всякому известно, что в сказках обычны чудесные приключения, волшебные превращения – словом, фантастика.

Задание 7. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1.  Г, Б, А, В.   2) В, Г, Б, А.    3) Г, А, Б, В.    4) А, Б, В, Г.

Задание 8. В каком (их) предложении (ях) есть вводное слово?

  1.  А       2) А, Б.      3) А, Б, Г.          4) А, Г.

Задание 9. Найдите верное утверждение о предложениях текста.

  1.  Предложение А сложное, с разными видами связи, состоит из четырех частей; 1 и 2 связаны с помощью сочинительного союза «а», 2 и 3 – с помощью сочинительного союза «и», 4 – придаточная, присоединяется подчинительным союзом «чтобы».
  2.  Предложение Б простое, двусоставное, грамматическая основа фантастика странная, необычная, осложнено вводным словом.
  3.  Предложение В сложноподчиненное, состоит из двух частей; 1 – главная, 2 – придаточная, присоединяется союзным словом «чего»; во второй части грамматическая основа не бывает и быть не может.
  4.  Предложение Г сложноподчиненное, состоит из двух частей; 1 – главная, 2 – придаточная, присоединяется союзным словом «что».

Задание 10. В каком случае морфологические характеристики слова определены ВЕРНО?

1) непременно (А) – наречие;  2) определенной (Б) – страдательное причастие прошедшего времени от глагола «определить»;  3) встречая (В) деепричастие  от глагола «встретить»;  4) обычны (Г) – прилагательное в краткой форме. Во множественном чиле. В именительном падеже.

Задание 11. Подберите к данным словам проверочные, чтобы непроизносимые согласные произносились отчетливо.  Образец: вестник - вести.

Завистливый, совестно, ненастный, гигантский, радостный, прелестный, счастливый, участливый, поздний.

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Креативный

Имидж

Репутация

Слоган

Компетенция

Задание на СРСП: 1. Пересказ текста 1. 2. Выписать дефиниции глоссария.

Задание на СРС: 1) Задание 11.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


2.3 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Основные функции языка. Непроизносимые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Аудирование 

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прочитайте и перескажите текст. Дополните рассказ описанием тех знаков, которые вы знаете. Найдите сказуемые и укажите их типы. Определите видовые формы глаголов, употребленных в функции сказуемых.

& В КАЧЕСТВЕ АМПЕРСАНДА

Впервые символ & стали использовать вместо слова «и» средневековые писцы. Со временем он получил название амперсанд и место в алфавите, где он был 27-й буквой. Происхождение знака известно довольно хорошо: раньше он назывался «тиронским знаком», по имени его изобретателя Марка Туллия Тиро, и по форме происходит от латинского et «и». Но откуда взялось название амперсанд?

Когда римляне стали давать названия буквам, то оказалось, что некоторые буквы используются как слова. К примеру, «а» в значении «стол»  называлась per se а, где per se обозначает «само» (по) латыни. Когда в 18 и 19 веках дети хором разучивали алфавит, они произносили: «… х, у, z and per se and» («и само по себе»). Постепенно and per se and превратилось в ampassy-and, ampussy, но чаще всего этот знак называют словом  «амперсанд».

(Дж. Фоли.)

Говорение

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Почему знак & можно назвать буквой?

2. В какой алфавит он входит?

3. Как называется этот знак?

4. Какое значение он имеет?

5. Какие названия имели другие буквы?

6. Совпадают ли названия и значения букв русского алфавита?

7. В каких известных вам названиях фирм употребляется символ &?

8. Какие из латинских знаков, приведенных в тексте, могут употребляться как математические?

Письмо

Задание 3. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Безопас…ный путь, бесхитрос…ный ребенок, бескорыс…ный друг, безучас...ный взгляд, безрадос…ный день, вкус…ный обед, учас…вовать в спектакле, редкос...ная коллекция, чес…вовать юбиляра, чудес…ный день.

Задание 4. От данных слов образуйте имена прилагательные. Подчеркните в них сочетания согласных. Составьте с прилагательными словосочетания.

Место, честь, ужас, власть, вкус,  ярость, часть, ненависть, чудеса, известие, страсть.

Чтение

Задание 5. Прочитайте выразительно стихотворение М. Шаханова.

«Четыре Матери»

Судьбу от болезни беспамятства ты защити –

Ведь у человека на долгом и трудном пути,

Помимо Матери - той, что его родила,

Четыре есть матери - словно четыре крыла.

Родная Земля - наша суть и основа основ,

И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов,

Родные Обычаи - добрый и благостный свет,

Горящий для нас через тьму поколений и лет,

Родная История - как бы она ни была

Горька и печальна, мучительна и тяжела..

 

Беспамятным ветром развеет беспамятный прах,

Того, кто забыл о своих четырёх Матерях.

Народ, что четыре Святыни не смог защитить,

Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.

Четыре Матери - словно судьба дорогих:

Коль жить - лишь для них,

А погибнуть - так только за них! 

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Веб-портал

Контент

Копирайтер

Онлайн

Трафик

Задание на СРСП: 1) Пересказ текста 1. 2) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС: 1) Задание 3,4.   2) Расскажите наизусть стихотворение М. Шаханова

«Четыре Матери».

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21717. Экономико-организационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме 113.5 KB
  Экономикоорганизационные проблемы разгрузки предприятий при дефиците мощности и прохождении максимумов нагрузки в энергосистеме До настоящего времени работы по созданию экономически обоснованных рекомендаций по управлению электропотреблением промышленных предприятий практически не имели ни методической базы ни руководящих указаний позволяющих обеспечивать минимум экономических потерь от изменения режимов функционирования. Выполнение отмеченных условий связано с трудностями изза неопределенности а в отдельных случаях элементарного незнания...
21718. Задачи надёжности электроснабжения 203.5 KB
  Чтобы качественно сравнивать между собой события по степени их возможности нужно с каждым событием связать определенное число которое тем больше чем более возможно событие его вероятность. Найти вероятность исправной работы РП. Если вероятность одного события не изменяется от того произошло или не произошло другое событие то такие события называются независимыми и наоборот. Вероятность суммы n несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий: где .
21719. Показатели надежности ЭМС 141 KB
  Вероятность безотказной работы ВБР это вероятность того что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени не произойдет ни одного отказа. Кривые вероятности безотказной работы и вероятности отказов Вероятность отказа Qt это вероятность того что при определенных условиях эксплуатации в заданном интервале времени произойдет хотя бы один отказ. Отказ и безотказная работа события противоположенные и несовместимые 2 Частота отказов at есть отношение отказавших изделий в единицу времени к первоначальному числу...
21720. Расчёт надежности при последовательном (основном) соединении элементов 225.5 KB
  С точки зрения надежности различают последовательные параллельные и системы со сложной структурой. Расчёт надежности при последовательном основном соединении элементов при таком соединении отказ технического изделия наступает при отказе одного из его узлов. Для повышения надежности систем и элементов применяют резервирование: Резервирование это применение дополнительных средств иили возможностей с целью сохранения работоспособного состояния объекта при отказе одного или нескольких его элементов. Резервирование основано на...
21721. Модели отказов электроустановок 177.5 KB
  Вероятность безотказной работы такой системы определяется как вероятность безотказной работы всех элементов в течение времени t: где n число элементов последовательно соединенной системы; событие безотказной работы; вероятность безотказной работы iго элемента. В случае невосстанавливаемых элементов вероятность отказа системы определяется как вероятность совпадения отказов или m элементов в течение расчётного времени. Если отказы одного элемента не зависят от отказов других элементов то формулы для оценки вероятности безотказной...
21722. МОДЕЛИ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ЭМС 117.5 KB
  Распределение экстремальных значений Пусть имеется случайная выборка объемом n взятая из бесконечной совокупности имеющей распределение Fx где х непрерывная случайная величина.1 Так как разрушение материала связано с существованием наиболее слабой точки в работах по теории надежности рассматривается распределение экстремальных значений. Здесь будет рассмотрено распределение наименьших значений однако этот подход может быть использован и при выводе распределений наибольших значений. Функция распределения наименьших значений функция...
21723. Модели надёжности установок с восстановлением 310 KB
  Модели надёжности установок с восстановлением При экспоненциальном законе распределения времени восстановления и времени между отказами для расчёта показателей надёжности установки с восстановлением пригоден математический аппарат марковских случайных процессов. Дискретный случайный процесс называется марковском если все вероятностные характеристики будущего протекания этого процесса при зависят лишь от того в каком состоянии этот процесс находился в настоящий момент времени и не зависят от того каким образом этот процесс протекал до...
21724. Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения 80 KB
  Общие принципы определения ущерба от нарушений электроснабжения Проблема оценки ущерба от нарушений электроснабжения вызываемых отказами электрооборудования возникает как при проектировании так и при эксплуатации энергетических объектов. При проектировании потребность в характеристике ущерба ощущается как правило когда определяется экономическая эффективность капитальных вложений при выборе вариантов технических и организационнохозяйственных решений влияющих на степень надежности электроснабжения потребителей. При эксплуатации...
21725. Технико-экономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 240 KB
  Техникоэкономическая оценка последствий от нарушений электроснабжения объектов производственных систем 8.1 Модель поведения участка производства при нарушениях его электроснабжения По характеру последствий все отказы участков производственной системы можно разделить на три группы: 1 не обесценивающие производственную продукцию; 2 частично обесценивающие; 3 полностью обесценивающие. В этом случае длительность простоя производственного участка соответствует длительности нарушения электроснабжения . Большинство нарушений электроснабжения...