66341

Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться.

Русский

2014-08-17

76.5 KB

7 чел.

2.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Письмо

Аудирование.

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите слова, отражающие тему текста.

Как зарождался язык

Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если сами      взрослые не умели говорить?

Давайте заглянем в глубь истории... Без языка первобытный человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, ни вообще общаться. А потому не было никакого прогресса. Жизнь была скудной, голодной, трудной. Невозможно было столковаться об охоте, поведать друг другу, где растут орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хочется есть.

Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, может быть, кряхтели, ворчали, визжали, наверняка, вовсю в ход шел язык жестов.

Но ни эти звуки, ни жесты не могли передать качества предмета: какого он цвета, старый или новый, мокрый или сухой и т.п. Чтобы выразить подобные понятия, человеку пришлось обзавестись совсем новой привычкой. Пришлось звуками не изображать, а обозначать понятия, действия, предметы.

Люди, которые это придумали, открыли величайший секрет языка: звуки могут служить знаками предметов, чувств, действий. Некоторые ученые считают, что первыми были слова - подражания природным шумам и голосам зверей (типа "мяу", "ку-ка-ре-ку", "гав-гав" и др.). Постепенно в язык входили названия предметов, которые люди считали важными или которые им нравились.

Существует гипотеза, что род людской пошел от восточноафриканского местечка под названием Танганьика; там же зародился и язык. Не исключено, что речь началась с одного языка, а потом он разветвился, и языков стало много.

(В. В. Волина.)

Говорение

Задание 2. Объясните значение фразеологизмов о языке. Подберите сходные по смыслу фразеологизмы на родном языке.

Найти общий язык; говорить на разных языках; держать язык за зубами; тянуть за язык; язык без костей; проглотить язык; язык не поворачивается; язык отнялся; язык плохо подвешен; язык сломаешь; вертится на языке.

Письмо

Задание 3. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова. Укажите, какие из них называют языковые знаки, а какие - неязыковые? Определите типы сказуемых и сделайте их   синтаксический анализ.

Символ – символика, символический, символизировать

Знак – знаковый, обозначить, обозначать

1. ... - лишь символы и знаки того ручья с бездонным дном, который в нас течет во мраке и о совсем журчит ином. (И.Губерман.) 2. Чересчур блестящ… … делает незаметными как характеры, так и мысли. (Аристотель.) 3. Сила ... состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.) 4. Люб… - это медаль,  которую отчеканила история. (А.Ривароль.) 5. Из-за того, что знаков.. … имеет три измерения, его довольно трудно объяснять глухим. 6. Военно-морские ... имеют сложную систему, в которой ранее использовалось 126 флагов. 6. Эт… поглаживания подбородка означают, что человек пытается принять решение. 7. Пирамиды - ... Египта, Эйфелева башня - ... Парижа и Франции, башня Биг-Бен - Лондона.

Слова для справок: слово, язык, символ, речь, жест, слог, сигнал.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте с существительными   словосочетания.

Бере...ка, зу...ки, тра...ка, но..ти, ло…ка, гла...кий, тру...ка, ры...ка, шу...ка, бутербро...,  жемчу..., фура...ка.

Задание   5.   Перепишите,   вставляя   пропущенные   буквы. Подберите проверочные слова.

На лиловый сне... падал свет двух замер...ших окошек. 2. На краю коло...ца стояло ведро. 3. Мне купили новые варе...ки. 4. Все уехали на сва...ьбу. 5. Моло...ьба зерна была в полном разгаре. 6. Ко...ьба трав у нас производится специальными машинами.

Задание 6.. Прочитайте следующие пары слов, переведите их на родной язык.

Молод - молот, гриб - грипп, луг - лук, груд - трут, плод - плот, род - рот.

Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Рю...зак,   а...бест,   баске...бол, во...зал, фу...бол, бу...галтер, диспе...чер.

Задание 8. Заполните глоссарий.

                      

                                                                    ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Коалиция

Конфронтация

Ксенофобия

Шовинизм

экстремизм

 

Задание на СРСП: 1) Пересказ текста 1.    2) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС:  

1) Задания 3,4,5,6,7.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


2.2 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Основные функции языка. Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Аудирование 

Задание 1.

Текст

(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы, - так же неповторимы. Как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданностью платить преданностью, за любовь – любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе бы в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один бок корабль, и давно бы опрокинулся  и затонул…          (Виктор Астафьев).

Задание 2. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

  1.  Настоящая дружба во многом определяет характер человека и является огромной духовной ценностью. 2) Миром правит добро. 3) Настоящая дружба крепче и вернее родственных связей. 4) Все живое неповторимо.

Задание 3. В каком значении употреблено слово балласт в предложении 8?

  1.  груз для улучшения мореходных качеств судна
  2.  то, что излишне отягощает, обременяет кого-нибудь или что-нибудь
  3.  сыпучий материал, которым покрывается полотно железнодорожного пути
  4.  мощная камнеметная машина, использовавшаяся при осаде крепостей

Задание 4.

  1.  Назовите часть речи, к которой принадлежит слово крепче (предложение 3).
  2.  Найдите в тексте простые предложения и укажите их номера.
  3.  В каком предложении автор использует метафору и сравнительный оборот?
  4.  Укажите способ образования слова нагруженный.
  5.  Укажите тип синтаксической связи в словосочетании настоящая дружба.
  6.  Найдите в тексте предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  7.  Найдите в тексте СПП с придаточным цели.

Задание 5.

А) Определяем основные смысловые «узлы» текста:

неповторимость всего живого;  характер человека;  дружба;  настоящие друзья;  глазами друзей – поступки;  добрых людей больше, чем злых;   мир – корабль

Б) Определяем тему, проблему, идею текста. В любом литературном произведении всегда преобладает главная тема, которой подчинены все остальные частные темы (тема Родины, природы и т.д.). Проблема – основной вопрос, поставленный и решаемый автором, та сторона жизни, характеров, героев, которая особенно интересует автора (вопрос о целях, смысле жизни и т.д.). Идея – ответ на поставленный автором вопрос.

Задание 6. Прочитайте текст и выполните тестовые задания 1-4.

А) Это, в сущности, не фантастика, а иносказание, и сатирик хочет, чтобы читатель непременно это понял. Б). Однако в сказках Щедрина фантастика, странная, необычная, постоянно чередуется с точным описанием реальных человеческих отношений определенной эпохи. В). Никто не удивляется, встречая в сказках то, чего в жизни не бывает и быть не может. Г). Всякому известно, что в сказках обычны чудесные приключения, волшебные превращения – словом, фантастика.

Задание 7. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1.  Г, Б, А, В.   2) В, Г, Б, А.    3) Г, А, Б, В.    4) А, Б, В, Г.

Задание 8. В каком (их) предложении (ях) есть вводное слово?

  1.  А       2) А, Б.      3) А, Б, Г.          4) А, Г.

Задание 9. Найдите верное утверждение о предложениях текста.

  1.  Предложение А сложное, с разными видами связи, состоит из четырех частей; 1 и 2 связаны с помощью сочинительного союза «а», 2 и 3 – с помощью сочинительного союза «и», 4 – придаточная, присоединяется подчинительным союзом «чтобы».
  2.  Предложение Б простое, двусоставное, грамматическая основа фантастика странная, необычная, осложнено вводным словом.
  3.  Предложение В сложноподчиненное, состоит из двух частей; 1 – главная, 2 – придаточная, присоединяется союзным словом «чего»; во второй части грамматическая основа не бывает и быть не может.
  4.  Предложение Г сложноподчиненное, состоит из двух частей; 1 – главная, 2 – придаточная, присоединяется союзным словом «что».

Задание 10. В каком случае морфологические характеристики слова определены ВЕРНО?

1) непременно (А) – наречие;  2) определенной (Б) – страдательное причастие прошедшего времени от глагола «определить»;  3) встречая (В) деепричастие  от глагола «встретить»;  4) обычны (Г) – прилагательное в краткой форме. Во множественном чиле. В именительном падеже.

Задание 11. Подберите к данным словам проверочные, чтобы непроизносимые согласные произносились отчетливо.  Образец: вестник - вести.

Завистливый, совестно, ненастный, гигантский, радостный, прелестный, счастливый, участливый, поздний.

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Креативный

Имидж

Репутация

Слоган

Компетенция

Задание на СРСП: 1. Пересказ текста 1. 2. Выписать дефиниции глоссария.

Задание на СРС: 1) Задание 11.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


2.3 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Основные функции языка. Непроизносимые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Аудирование 

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прочитайте и перескажите текст. Дополните рассказ описанием тех знаков, которые вы знаете. Найдите сказуемые и укажите их типы. Определите видовые формы глаголов, употребленных в функции сказуемых.

& В КАЧЕСТВЕ АМПЕРСАНДА

Впервые символ & стали использовать вместо слова «и» средневековые писцы. Со временем он получил название амперсанд и место в алфавите, где он был 27-й буквой. Происхождение знака известно довольно хорошо: раньше он назывался «тиронским знаком», по имени его изобретателя Марка Туллия Тиро, и по форме происходит от латинского et «и». Но откуда взялось название амперсанд?

Когда римляне стали давать названия буквам, то оказалось, что некоторые буквы используются как слова. К примеру, «а» в значении «стол»  называлась per se а, где per se обозначает «само» (по) латыни. Когда в 18 и 19 веках дети хором разучивали алфавит, они произносили: «… х, у, z and per se and» («и само по себе»). Постепенно and per se and превратилось в ampassy-and, ampussy, но чаще всего этот знак называют словом  «амперсанд».

(Дж. Фоли.)

Говорение

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Почему знак & можно назвать буквой?

2. В какой алфавит он входит?

3. Как называется этот знак?

4. Какое значение он имеет?

5. Какие названия имели другие буквы?

6. Совпадают ли названия и значения букв русского алфавита?

7. В каких известных вам названиях фирм употребляется символ &?

8. Какие из латинских знаков, приведенных в тексте, могут употребляться как математические?

Письмо

Задание 3. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Безопас…ный путь, бесхитрос…ный ребенок, бескорыс…ный друг, безучас...ный взгляд, безрадос…ный день, вкус…ный обед, учас…вовать в спектакле, редкос...ная коллекция, чес…вовать юбиляра, чудес…ный день.

Задание 4. От данных слов образуйте имена прилагательные. Подчеркните в них сочетания согласных. Составьте с прилагательными словосочетания.

Место, честь, ужас, власть, вкус,  ярость, часть, ненависть, чудеса, известие, страсть.

Чтение

Задание 5. Прочитайте выразительно стихотворение М. Шаханова.

«Четыре Матери»

Судьбу от болезни беспамятства ты защити –

Ведь у человека на долгом и трудном пути,

Помимо Матери - той, что его родила,

Четыре есть матери - словно четыре крыла.

Родная Земля - наша суть и основа основ,

И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов,

Родные Обычаи - добрый и благостный свет,

Горящий для нас через тьму поколений и лет,

Родная История - как бы она ни была

Горька и печальна, мучительна и тяжела..

 

Беспамятным ветром развеет беспамятный прах,

Того, кто забыл о своих четырёх Матерях.

Народ, что четыре Святыни не смог защитить,

Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.

Четыре Матери - словно судьба дорогих:

Коль жить - лишь для них,

А погибнуть - так только за них! 

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Веб-портал

Контент

Копирайтер

Онлайн

Трафик

Задание на СРСП: 1) Пересказ текста 1. 2) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС: 1) Задание 3,4.   2) Расскажите наизусть стихотворение М. Шаханова

«Четыре Матери».

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20810. Слюсарний верстак. Організація робочого місця у слюсарній майстерні 41.5 KB
  Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Тип уроку: Засвоєння нових знань.Повідомлення теми мети уроку 1 хв. Підведення підсумків уроку23хв.
20811. Слюсарний верстат. Організація робочого місця. Правила безпечної праці під час виконання робіт 87 KB
  Правила безпечної праці під час виконання робіт. Мета уроку: Засвоєння знань про організацію робочого місця правила безпечної праці та внутрішнього розпорядку у шкільній майстерні. Виховувати працьовитість акуратність загальні основи культури праці. Об'скт навчальної праці: робоче місце учня Обладнання: верстаки інструмент для розмічання та різання металу рисувалки лінійки кутники лещата слюсарні ножиці тощо.
20812. Организация оплаты труда в организации (по материалам МБДОУ №368 Росинка) 364.5 KB
  Главный основополагающий законодательный документ нашей страны - Конституция Российской Федерации - имеет в своем составе статьи, полностью и вполне определенно посвященные труду в стране. Конституция определяет, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества
20813. Інструменти мерчандайзингу. Розташування товарних груп 69.5 KB
  Поняття про механізми. Мета: сформувати поняття про механізми перетворення руху їх види призначення та застосування в техніці; розвивати вміння визначати та пояснювати призначення ведучої та веденої деталі сутності процесу передачі руху від однієї деталі до визначеного руху іншої інших.25 хв Поняття про механізми перетворення руху. Свердлильний верстат та його механізми.
20814. Расчет осветительной сети молочного блока коровника 298.98 KB
  В качестве источников света осветительной установки молочного блока применяем люминесцентные лампы, так как они обладают высокой световой отдачей и имеют высокий срок службы.
20815. Социально-педагогическая работа с трудными подростками в школе 353.82 KB
  В связи с этим одним из сложных этапов формирования личности выступает подростковый возраст. Особенно частными становятся проявления трудновоспитуемости, меняется характер и поведение подростка. В силу неустойчивости личностной структуры подростки становятся подверженными социальному воздействию, в том числе негативному
20816. Анализ маркетинговой деятельности в ООО «Техносила» 252.19 KB
  В результате исследований была разработана маркетинговая стратегия ООО «Техносила», которая позволит расширить рынок сбыта продукции, проведена социально-экономическая оценка ее реализации.
20817. Видатні живописці Іспанії 89 KB
  Ознайомити учнів із життям та творчістю видатних іспанських художників ХVI - XХ століть Ель Греко, Дієго Веласкесом, Франсіско Гойя; розвивати зацікавленість мистецтвом, спостережливість, інтерес до світової культурної спадщини, естетичні смаки, естетичні критерії суджень про твори мистецтва, вміння висловлювати власну думку; виховувати любов до художньої творчості, дбайливе ставлення до пам’яток мистецтва.
20818. ЕКСПЕРИМЕНТАЛЬНА ПЕРЕВІРКА ЕФЕКТИВНОСТІ ПЕДАГОГІЧНИХ УМОВ ОРГАНІЗАЦІЇ ЕСТЕТИЧНОГО ВИХОВАННЯ ПЕРШОКЛАСНИКІВ У ХОДІ УРОКІВ НАВЧАННЯ ГРАМОТИ 305 KB
  Розробити систему критеріїв та показників дослідження складових естетичної свідомості (мотивації щодо участі в естетичній діяльності та рівня знань щодо естетичної краси слова першокласників на уроках навчання грамоти). Отримати дані про наявний рівень мотивації першокласників щодо участі в естетичній діяльності, знань учнів про естетичну красу слова.