66341

Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться.

Русский

2014-08-17

76.5 KB

8 чел.

2.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Язык как система. Язык и речь. Разделение понятий язык и речь. Правописание звонких и глухих согласных».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Письмо

Аудирование.

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите слова, отражающие тему текста.

Как зарождался язык

Первые люди не имели языка. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «изъясняться» на своем языке. У человека все по-другому. Только что родившийся не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться. Но кто же обучал звуковой речи самых первых детей, если сами      взрослые не умели говорить?

Давайте заглянем в глубь истории... Без языка первобытный человек не мог размышлять, обмениваться мыслями, ни вообще общаться. А потому не было никакого прогресса. Жизнь была скудной, голодной, трудной. Невозможно было столковаться об охоте, поведать друг другу, где растут орехи, где хорошие ягодные места, да и просто сказать, что очень хочется есть.

Без сомнения, первобытные люди как-то выражали свои чувства, может быть, кряхтели, ворчали, визжали, наверняка, вовсю в ход шел язык жестов.

Но ни эти звуки, ни жесты не могли передать качества предмета: какого он цвета, старый или новый, мокрый или сухой и т.п. Чтобы выразить подобные понятия, человеку пришлось обзавестись совсем новой привычкой. Пришлось звуками не изображать, а обозначать понятия, действия, предметы.

Люди, которые это придумали, открыли величайший секрет языка: звуки могут служить знаками предметов, чувств, действий. Некоторые ученые считают, что первыми были слова - подражания природным шумам и голосам зверей (типа "мяу", "ку-ка-ре-ку", "гав-гав" и др.). Постепенно в язык входили названия предметов, которые люди считали важными или которые им нравились.

Существует гипотеза, что род людской пошел от восточноафриканского местечка под названием Танганьика; там же зародился и язык. Не исключено, что речь началась с одного языка, а потом он разветвился, и языков стало много.

(В. В. Волина.)

Говорение

Задание 2. Объясните значение фразеологизмов о языке. Подберите сходные по смыслу фразеологизмы на родном языке.

Найти общий язык; говорить на разных языках; держать язык за зубами; тянуть за язык; язык без костей; проглотить язык; язык не поворачивается; язык отнялся; язык плохо подвешен; язык сломаешь; вертится на языке.

Письмо

Задание 3. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова. Укажите, какие из них называют языковые знаки, а какие - неязыковые? Определите типы сказуемых и сделайте их   синтаксический анализ.

Символ – символика, символический, символизировать

Знак – знаковый, обозначить, обозначать

1. ... - лишь символы и знаки того ручья с бездонным дном, который в нас течет во мраке и о совсем журчит ином. (И.Губерман.) 2. Чересчур блестящ… … делает незаметными как характеры, так и мысли. (Аристотель.) 3. Сила ... состоит в умении выразить многое в немногих словах. (Плутарх.) 4. Люб… - это медаль,  которую отчеканила история. (А.Ривароль.) 5. Из-за того, что знаков.. … имеет три измерения, его довольно трудно объяснять глухим. 6. Военно-морские ... имеют сложную систему, в которой ранее использовалось 126 флагов. 6. Эт… поглаживания подбородка означают, что человек пытается принять решение. 7. Пирамиды - ... Египта, Эйфелева башня - ... Парижа и Франции, башня Биг-Бен - Лондона.

Слова для справок: слово, язык, символ, речь, жест, слог, сигнал.

Задание 4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте с существительными   словосочетания.

Бере...ка, зу...ки, тра...ка, но..ти, ло…ка, гла...кий, тру...ка, ры...ка, шу...ка, бутербро...,  жемчу..., фура...ка.

Задание   5.   Перепишите,   вставляя   пропущенные   буквы. Подберите проверочные слова.

На лиловый сне... падал свет двух замер...ших окошек. 2. На краю коло...ца стояло ведро. 3. Мне купили новые варе...ки. 4. Все уехали на сва...ьбу. 5. Моло...ьба зерна была в полном разгаре. 6. Ко...ьба трав у нас производится специальными машинами.

Задание 6.. Прочитайте следующие пары слов, переведите их на родной язык.

Молод - молот, гриб - грипп, луг - лук, груд - трут, плод - плот, род - рот.

Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Рю...зак,   а...бест,   баске...бол, во...зал, фу...бол, бу...галтер, диспе...чер.

Задание 8. Заполните глоссарий.

                      

                                                                    ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Коалиция

Конфронтация

Ксенофобия

Шовинизм

экстремизм

 

Задание на СРСП: 1) Пересказ текста 1.    2) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС:  

1) Задания 3,4,5,6,7.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


2.2 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Основные функции языка. Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Аудирование 

Задание 1.

Текст

(1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы, - так же неповторимы. Как и все растущее, живущее вокруг нас.

(2) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданностью платить преданностью, за любовь – любовью. (7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность. (8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе бы в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один бок корабль, и давно бы опрокинулся  и затонул…          (Виктор Астафьев).

Задание 2. Какая из следующих формулировок наиболее полно выражает основную мысль текста?

  1.  Настоящая дружба во многом определяет характер человека и является огромной духовной ценностью. 2) Миром правит добро. 3) Настоящая дружба крепче и вернее родственных связей. 4) Все живое неповторимо.

Задание 3. В каком значении употреблено слово балласт в предложении 8?

  1.  груз для улучшения мореходных качеств судна
  2.  то, что излишне отягощает, обременяет кого-нибудь или что-нибудь
  3.  сыпучий материал, которым покрывается полотно железнодорожного пути
  4.  мощная камнеметная машина, использовавшаяся при осаде крепостей

Задание 4.

  1.  Назовите часть речи, к которой принадлежит слово крепче (предложение 3).
  2.  Найдите в тексте простые предложения и укажите их номера.
  3.  В каком предложении автор использует метафору и сравнительный оборот?
  4.  Укажите способ образования слова нагруженный.
  5.  Укажите тип синтаксической связи в словосочетании настоящая дружба.
  6.  Найдите в тексте предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
  7.  Найдите в тексте СПП с придаточным цели.

Задание 5.

А) Определяем основные смысловые «узлы» текста:

неповторимость всего живого;  характер человека;  дружба;  настоящие друзья;  глазами друзей – поступки;  добрых людей больше, чем злых;   мир – корабль

Б) Определяем тему, проблему, идею текста. В любом литературном произведении всегда преобладает главная тема, которой подчинены все остальные частные темы (тема Родины, природы и т.д.). Проблема – основной вопрос, поставленный и решаемый автором, та сторона жизни, характеров, героев, которая особенно интересует автора (вопрос о целях, смысле жизни и т.д.). Идея – ответ на поставленный автором вопрос.

Задание 6. Прочитайте текст и выполните тестовые задания 1-4.

А) Это, в сущности, не фантастика, а иносказание, и сатирик хочет, чтобы читатель непременно это понял. Б). Однако в сказках Щедрина фантастика, странная, необычная, постоянно чередуется с точным описанием реальных человеческих отношений определенной эпохи. В). Никто не удивляется, встречая в сказках то, чего в жизни не бывает и быть не может. Г). Всякому известно, что в сказках обычны чудесные приключения, волшебные превращения – словом, фантастика.

Задание 7. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

  1.  Г, Б, А, В.   2) В, Г, Б, А.    3) Г, А, Б, В.    4) А, Б, В, Г.

Задание 8. В каком (их) предложении (ях) есть вводное слово?

  1.  А       2) А, Б.      3) А, Б, Г.          4) А, Г.

Задание 9. Найдите верное утверждение о предложениях текста.

  1.  Предложение А сложное, с разными видами связи, состоит из четырех частей; 1 и 2 связаны с помощью сочинительного союза «а», 2 и 3 – с помощью сочинительного союза «и», 4 – придаточная, присоединяется подчинительным союзом «чтобы».
  2.  Предложение Б простое, двусоставное, грамматическая основа фантастика странная, необычная, осложнено вводным словом.
  3.  Предложение В сложноподчиненное, состоит из двух частей; 1 – главная, 2 – придаточная, присоединяется союзным словом «чего»; во второй части грамматическая основа не бывает и быть не может.
  4.  Предложение Г сложноподчиненное, состоит из двух частей; 1 – главная, 2 – придаточная, присоединяется союзным словом «что».

Задание 10. В каком случае морфологические характеристики слова определены ВЕРНО?

1) непременно (А) – наречие;  2) определенной (Б) – страдательное причастие прошедшего времени от глагола «определить»;  3) встречая (В) деепричастие  от глагола «встретить»;  4) обычны (Г) – прилагательное в краткой форме. Во множественном чиле. В именительном падеже.

Задание 11. Подберите к данным словам проверочные, чтобы непроизносимые согласные произносились отчетливо.  Образец: вестник - вести.

Завистливый, совестно, ненастный, гигантский, радостный, прелестный, счастливый, участливый, поздний.

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Креативный

Имидж

Репутация

Слоган

Компетенция

Задание на СРСП: 1. Пересказ текста 1. 2. Выписать дефиниции глоссария.

Задание на СРС: 1) Задание 11.

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


2.3 План-конспект занятия по русскому языку на тему: «Основные функции языка. Непроизносимые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели:

1. Формирование навыков связной речи по теме, развитие умений говорения, чтения и письма; развитие навыков словоупотребления.

2. Лексическая работа по тексту.

Аудирование 

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Прочитайте и перескажите текст. Дополните рассказ описанием тех знаков, которые вы знаете. Найдите сказуемые и укажите их типы. Определите видовые формы глаголов, употребленных в функции сказуемых.

& В КАЧЕСТВЕ АМПЕРСАНДА

Впервые символ & стали использовать вместо слова «и» средневековые писцы. Со временем он получил название амперсанд и место в алфавите, где он был 27-й буквой. Происхождение знака известно довольно хорошо: раньше он назывался «тиронским знаком», по имени его изобретателя Марка Туллия Тиро, и по форме происходит от латинского et «и». Но откуда взялось название амперсанд?

Когда римляне стали давать названия буквам, то оказалось, что некоторые буквы используются как слова. К примеру, «а» в значении «стол»  называлась per se а, где per se обозначает «само» (по) латыни. Когда в 18 и 19 веках дети хором разучивали алфавит, они произносили: «… х, у, z and per se and» («и само по себе»). Постепенно and per se and превратилось в ampassy-and, ampussy, но чаще всего этот знак называют словом  «амперсанд».

(Дж. Фоли.)

Говорение

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Почему знак & можно назвать буквой?

2. В какой алфавит он входит?

3. Как называется этот знак?

4. Какое значение он имеет?

5. Какие названия имели другие буквы?

6. Совпадают ли названия и значения букв русского алфавита?

7. В каких известных вам названиях фирм употребляется символ &?

8. Какие из латинских знаков, приведенных в тексте, могут употребляться как математические?

Письмо

Задание 3. Спишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы.

Безопас…ный путь, бесхитрос…ный ребенок, бескорыс…ный друг, безучас...ный взгляд, безрадос…ный день, вкус…ный обед, учас…вовать в спектакле, редкос...ная коллекция, чес…вовать юбиляра, чудес…ный день.

Задание 4. От данных слов образуйте имена прилагательные. Подчеркните в них сочетания согласных. Составьте с прилагательными словосочетания.

Место, честь, ужас, власть, вкус,  ярость, часть, ненависть, чудеса, известие, страсть.

Чтение

Задание 5. Прочитайте выразительно стихотворение М. Шаханова.

«Четыре Матери»

Судьбу от болезни беспамятства ты защити –

Ведь у человека на долгом и трудном пути,

Помимо Матери - той, что его родила,

Четыре есть матери - словно четыре крыла.

Родная Земля - наша суть и основа основ,

И Слово Родное, пришедшее к нам от отцов,

Родные Обычаи - добрый и благостный свет,

Горящий для нас через тьму поколений и лет,

Родная История - как бы она ни была

Горька и печальна, мучительна и тяжела..

 

Беспамятным ветром развеет беспамятный прах,

Того, кто забыл о своих четырёх Матерях.

Народ, что четыре Святыни не смог защитить,

Не сможет и счастья судьбы никогда ощутить.

Четыре Матери - словно судьба дорогих:

Коль жить - лишь для них,

А погибнуть - так только за них! 

ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Веб-портал

Контент

Копирайтер

Онлайн

Трафик

Задание на СРСП: 1) Пересказ текста 1. 2) Выписать толкование слов глоссария.

Задание на СРС: 1) Задание 3,4.   2) Расскажите наизусть стихотворение М. Шаханова

«Четыре Матери».

Литература

Основная

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Ахмедьяров К.К. Жаркынбекова Ш.К. Русский язык: Учебное пособие для студентов казахских отделений университета (бакалавриат). – Алматы, 2010. – 228 с.

3 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27437. Методика организации и проведения анализа и оценки детских работ. Критерии оценки. Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся 37 KB
  Специфика диагностики уровня общего и художественного развития учащихся. Программа Изобразительное искусство и художественный труд определяет главной задачей развитие у учащихся способности сопереживать понимать осознавать свои переживания в контексте истории культуры. На основании вышеизложенного учителям изобразительного искусства нужно определять систему оценивания художественнотворческих достижений учащихся в условиях современного обучения из сущности следующих составляющих: 1 что оценивать что именно подлежит оцениванию в...
27438. Психология изобразительной деятельности и восприятия искусства учащихся различных возрастных групп. Их учет в процессе обучения искусству 31.5 KB
  Когда от поверхности предмета отражаются главным образом например красные лучи солнечного спектра а другие цвета поглощаются или отражаются в меньшем количестве мы видим предмет красным. Белые серые и черные цвета называются ахроматическими а имеющие цветовой оттенок хроматическими. Хроматические цвета отличаются по трем признакам или свойствам: цветовым тоном оттенком светлотой и насыщенностью интенсивностью силой цвета. Цветовой тон обозначается названием цвета красный зеленый желтый синий и др.
27439. Методика обучения учащихся восприятию, анализу и эстетической оценке произведений/явлений искусства и окружающей действительности. Организация связи и взаимодействия восприятия/анализа произведений искусства с практической изобразительной деятельностью уч 27.5 KB
  Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели Б.Неменский выделил следующую ее особенность: Система эстетического воспитания должна быть прежде всего единой объединяющей все предметы все внеклассные занятия всю общественную жизнь школьника где каждый предмет каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника.
27440. Язык искусства. Понятие композиции. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. Методика обучения композиции на уроках ИЗО 30.5 KB
  Язык искусства. Композиция как общий способ создания художественного образа в различных видах и жанрах искусства. ЯЗЫК ИСКУССТВА одно из важнейших проблемных полей современной философии искусства конституированное в контексте характерного для постмодерна радикального поворота от центральной для классической традиции проблематики творчества к актуализирующейся в современной философии искусства проблематике восприятия художественного произведения. Основная ценность языка искусства состоит в его безмерной силе исключительной власти.
27441. Пространство картины и пространство в картине. Метдика обучения различным способам изображения пространства и объема на плоскости 43.5 KB
  Пространство картины и пространство в картине. Пространство одна из форм наряду со временем существования бесконечного и постоянно развивающегося мира. Пространство характеризуется его протяженностью объемом структурой которые понимаются по разному в зависимости от концепций складывающихся в точных науках физике математике философии религии искусстве. Пространство в картине это и место действия и существенный компонент самого действия.
27442. Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству.Философия и технология игры. Классы и виды игры.Методика проектирования, организации и проведении игры, игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе 33 KB
  Место и роль игры в художественном образовании и обучении искусству. Философия и технология игры. Классы и виды игры. Методика проектирования организации и проведении игры игровых ситуаций и театрализации на уроках искусства и во внеклассной работе.
27443. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе. Теория полихудожественного воспитания Б.П.Юсов 38.5 KB
  Теория полихудожественного воспитания Б. Обновление художественного и культурно эстетического наполнения школы начиная хотя бы с крупных центров не терпит отлагательства. В основной концепции должен быть поставлен акцент на детскую инициативу не только в практическом плане рисование танец сочинение но и в условоении художественного наследия путем преображения достижений культуры в стимул саморазвития через творческие усилия самих детей в прцессе усвоения культуры прошлого. Юсов Он обосновал и разработал новые творческие пути и идеи в...
27444. К какому виду юридических фактов отнести смерть гражданина в результате несчастного случая 25.5 KB
  Юридические факты это конкретные жизненные обстоятельства с которыми норма права связывает возникновение изменение и прекращение правоотношений. Виды ЮФ: 1 По последствиям: правообразующие влекут возникновение правоотношений; правоизменяющие влекут изменение правоотношений; правопрекращающие влекут прекращение правоотношений. 2 По форме проявления: положительные обстоятельства требующие их наличия для возникновения правоотношений; отрицательные обстоятельства требующие их отсутствия для возникновения правоотношений.
27445. Какая форма права отсутствует в российской правовой системе: правовой обычай, нормативный акт, административный прецедент, акт референдума, правосознание 28 KB
  Источник права в материальном смысле совокупность материальных производственных общественных отношений во многом обусловливающих сущность права и содержание правовых норм. Источник права в идеологическом смысле это совокупность взглядов идей теорий суждений отражающих представления людей о праве действующем и желаемом. Источник права в юридическом смысле формы способы выражения объективации правовых норм; собственно форма права.