66343

Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Общая характеристика форм и видов речи внешняя и внутренняя речь. Речь монологическая речь диалогическая письменная речь устная речь монолог диалог полилог. Основные функции языка: Коммуникативная функция сообщения; Кумулятивная аккумулятивная накопительная...

Русский

2014-08-17

70.5 KB

6 чел.

3.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог.

Логико-коммуникативные задачи: запись микролекции. Аудирование и говорение: понимание связной речи; чтение; выделение главной информации в тексте и ее воспроизведение, выполнение заданий к тексту.

Основные функции языка:

  1.  Коммуникативная (функция сообщения);
  2.  Кумулятивная (аккумулятивная) – (накопительная);
  3.  Когнитивная (познавательная);
  4.  Номинативная (назывательная)

Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказывания между двумя или несколькими лицами. Условия, при которых протекает диалогическая речь определяет ряд ее особенностей, к которым относятся краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи.

Задание в аудитории: разыграйте диалог. Смоделируйте ситуации, в которых можно использовать следующие словосочетания и конструкции:

Очень приятно (мне приятно) с вами познакомиться; я рад (а) с вами познакомиться;

Я о вас слышал; я вас где-то видел (встречал); мы уже встречались; вы меня узнаете;

Давай (те) познакомимся; будем знакомы; я хотел (а) бы с вами познакомиться; мне хотелось бы с вами познакомиться;

Разрешите представиться; разрешите представить вам моего товарища и мн. др.

Монологическая речь – форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Задание в аудитории: прочитайте текст. Подчеркните 5 глагольных сочетаний с зависимыми существительными

Интервью, взятое у самого себя

 Брать интервью у самой себя мне никогда не приходилось.

С чего начать разговор о себе? Наверное, с вопроса, который задают почти все: “У вас странное имя. Откуда оно?” У меня действительно нерусское имя. Я считала, что отец просто его придумал. Оказалось не так. Он изучал персидский язык и увлекался персидской поэзией. Недавно один иранский журналист сказал мне, что мое имя довольно широко распространено в Иране. Должна признаться, что мое имя привлекает внимание. Его быстро запоминают.

    Я русская,  мои родители выросли в небольшой деревне в 100 км от Оренбурга. Мои прадеды и деды – уральские крестьяне.

    Я ловлю себя на мысли, что у меня удивительно гладкая биография. Помню, как по утрам я торопила маму, чтобы не опоздать в детский сад. Мама надевала на меня берет, завязывала шарф и вела в дом, полный игрушек. Пришло время, и я пошла в школу. Училась я легко, занималась почти во всех школьных кружках самодеятельности, редактировала газету, играла в школьном театре, пела в хоре, танцевала. Я помню грозу в день выпускного бала. Помню наш разговор о будущем. Куда после школы? Конечно, в институт. Меня раздирали противоречия. Медицинский институт был вытеснен архитектурным, архитектурный –  педагогическим. А пошла на юридический. Из-за пустяка. Кто-то из  мальчишек доказывал, что юриспруденция не женского ума дело. Я стала специалистом в области международного права.

Увлеклась журналистикой, стала журналистом. Вот и вся моя биография. Школа. Институт. Работа.

Что еще спросить у себя? Сколько мне лет? Я никогда не скрывала своего возраста. Однажды даже статью начала с того, что сообщила, сколько мне лет. Прибежала секретарь главного редактора. “Я понимаю, – говорила она, – пока тебе нечего скрывать. Но зачем об этом заявлять на весь мир? Потом пожалеешь. Запомни, женщине столько лет  на сколько она выглядит!” Я достала зеркало и успокоилась. К возрасту я вообще отношусь оптимистически. Как известно, женщина в своей жизни проходит семь возрастов: девочка, девушка, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина...

     Замужем ли я? – Нет. – Почему? – Потому что из нескольких зол не могу выбрать меньшее. Кстати, даже самой себе не стоит задавать бестактных вопросов.

     – Что мне больше всего нравится в мужчинах? – Целеустремленность. – А в женщинах? – Вкус.

     У меня сносный характер. Если назревает ссора, я ухожу. Погуляю по улице, и тучи рассеиваются. Если мне грустно, я подхожу к зеркалу и заставляю себя улыбнуться. Свои неприятности стараюсь оценить с точки зрения вечности. Тогда они кажутся мне сущими пустяками. Мне вообще нравятся жизнерадостные люди. (И.Казакова)

 Задание на СРС: проведите интервью с самим собой. Ответьте на вопросы (письменно). В ответах используйте данные слова и словосочетания.

  1.  Что я могу сказать о своем имени? (распространенное имя, редко встречающееся, назвать в честь (кого?), в переводе на русский язык означает...)
  2.  Как я отношусь к своему возрасту? (считать себя, чувствовать себя молодым, вся жизнь впереди)
  3.  Какой у меня характер? (общительный, легко схожусь с людьми, стеснительный, теряться в обществе, чувствовать себя не в своей тарелке, как рыба в воде, замкнутый)
  4.  Как я отношусь к жизненным неприятностям? (относиться к чему-либо философски, относиться легко, оптимист по натуре,  тяжело переживать, огорчаться из-за мелочей)
  5.  Какие люди мне нравятся? (жизнерадостный, веселый, общительный, скромный, сдержанный, энергичный, мягкий, душа общества)
  6.  Как я выбрал свою профессию? Нравится ли мне она?  (мечтать с детства, призвание, способности, склонности (к чему?), интерес к профессии, интересная профессия, по совету родителей)

 Задание в аудитории: составьте с данными глаголами словосочетания, а затем 3 предложения (по выбору):

 Быть, казаться, являться, интересоваться, работать.

 

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться сре5дствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотации и др.).

К основным жанрам письменной речи (аннотация, выписка, заметка, изложение, комментарий, конспект, обобщение, описание, письмо, план, резюме, реферат, рецензия, статья, тезис) мы обратимся несколько позднее.

Биография

Евгений Валентинович Каспе́рский (4 октября 1965г., Новороссийск) — российский программист, специалист по антивирусной защите, один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО «Лаборатория Касперского». Лауреат Государственной премии в области науки и технологий (2008).

Евгений Валентинович Касперский в 1982 году окончил физико-математическую школу-интернат № 18 имени А. Н. Колмогорова при МГУ, в 1987 году закончил военное учебное заведение «Высшая краснознаменная школа КГБ» [1] (сейчас известное как «Институт криптографии, связи и информатики» Академии ФСБ России). До 1991 года работал в многопрофильном научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР. Начал изучение феномена компьютерных вирусов в октябре 1989 года, когда на его компьютере был обнаружен вирус «Cascade» (англ.). С 1991 по 1997 год работал в НТЦ «КАМИ», где вместе с группой единомышленников развивал антивирусный проект «AVP» (сейчас — «Антивирус Касперского»). В 1997 году Евгений Касперский стал одним из основателей «Лаборатории Касперского».

На сегодняшний день Евгений Касперский — один из ведущих мировых специалистов в области защиты от вирусов. Он является автором большого числа статей и обзоров по проблеме компьютерной вирусологии, регулярно выступает на специализированных семинарах и конференциях в России и за рубежом. Евгений Валентинович Касперский — член Организации исследователей компьютерных вирусов (CARO), которая объединяет наиболее выдающихся экспертов в этой области.

В числе наиболее значительных и интересных достижений Евгения Валентиновича и возглавляемой им «Лаборатории» в 2001 году можно назвать открытие ежегодной конференции Virus Bulletin — центрального события в антивирусной индустрии, а также успешное противостояние всем глобальным вирусным эпидемиям, произошедшим в 2001 году.

Семья. Есть два сына: один учится на географическом факультете МГУ, другой на ВМК МГУ.

Задание на дом: найти биографии известных IT-специалистов.

Задание на СРС: составить краткую автобиографию.

Образец

Я, Асанов Серик Болатович, родился 21 августа 1980 г., в г. Алматы.

Мой отец, Асанов Болат Асанович, работает инженером на металлургическом комбинате.

Моя мать, Асанова айгуль Идрисовна, преподаватель казахского языка в СШ № 51.

С 1987-1997 г. учился в СШ № 51. Неоднократно участвовал в олимпиадах по физике. Занимал 2-е место.

В 1997 г. поступил в КазГНУ им. аль-Фараби. В настоящее время – студент 2-го курса.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме.

Устная речь: Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит одновременно, у него почти нет возможности для тщательного выбора слов, да и форма выражения мысли его не особенно беспокоит – он уверен, что, если его не поймут, переспросят.

Устная речь – это живая речь, которая не только произносится, звучит, но – главное создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это – творимая, говоримая речь. Устная речь: произносимая, звучащая, говоримая.

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Образец:

Преподаватель: Студент Касымов. Ответьте на вопрос: Дайте дефиницию термина «Интеграция».

Студент: Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; например, «речь про себя».

                                                                    ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Интерфейс

Сервер

Гаджет

Скрипт

Спам

Задание на СРСП: 1. Прочитать статью из книги А. Мирошниченко «Функции языка». 2. Глоссарий.

Задание на СРС: Составить формы приветствия, благодарности, извинения, поздравления и др. на русском языке.

Литература

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5746. Рынок ценных бумаг в Казахстане 83 KB
  В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Рынок ценных бумаг - это составная часть рынка любой страны. Классификация видо...
5747. Бюджетный дефицит и его значение 160 KB
  Введение Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть...
5748. Внутренняя среда предприятия. Внутренние переменные 161.5 KB
  Любая организация находится и функционирует в среде. В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их уп...
5749. Организация связи городского узла Интернет. Расчет количества линий коммутируемого доступа 52.5 KB
  Введение По данным исследовательских и консалтинговых компаний совсем недавно количество пользователей сети Интернет превышало 100 млн. Интернет предлагает своим пользователям самые разнообразные услуги, производители оборудования и ПО регулярно соз...
5750. Физиологические особенности лошади 134.5 KB
  На протяжении тысячелетий лошадь остаётся верным спутником и помощником человека. Трудно назвать другое животное, чьё значение для нас было бы столь велико. Уже более четырех десятилетий общая численность лошадей в мире остаётся стабильной...
5751. История фирмы Сименс 81.5 KB
  Биография основателя компании Сименс. 13 декабря 1816 г. в городе Ленте близ Ганновера родился Вернер Сименс - будущий инженер, изобретатель, ученый, промышленник, общественный деятель. Окончив с отличием гимназию в Любеке, затем артиллерийское инже...
5752. Цинкодефициты и значение цинка в жизни человека 71.5 KB
  О цинкодефицитах и не только. Все больше людей сейчас приходят к осознанию что прежде чем требовать от своего организма стабильно - эффективных результатов работы - необходимо обеспечить ему для этого максимально благоприятные условий...
5753. Монолитное перекрытие выполняемое по балочной схеме 74 KB
  На сегодняшний день из существующих технологий возведения зданий и сооружений наиболее перспективным является монолитное строительство. Это - возведение конструктивных элементов из бетоносодержащей смеси с использованием специальных...
5754. Конвейер ленточный крутонаклонлонный (угол наклона 600) 5.64 MB
  Высокопроизводительная работа современного предприятия невозможна без правильно организованных и надежно работающих средств промышленного транспорта. Например, на машиностроительном заводе получают и распределяют по цехам сотни тонн металла...