66343

Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Общая характеристика форм и видов речи внешняя и внутренняя речь. Речь монологическая речь диалогическая письменная речь устная речь монолог диалог полилог. Основные функции языка: Коммуникативная функция сообщения; Кумулятивная аккумулятивная накопительная...

Русский

2014-08-17

70.5 KB

6 чел.

3.1 План-конспект занятия по русскому языку на тему: Основные функции языка. Общая характеристика форм и видов речи (внешняя и внутренняя речь). Речь монологическая, речь диалогическая, письменная речь, устная речь монолог, диалог, полилог.

Логико-коммуникативные задачи: запись микролекции. Аудирование и говорение: понимание связной речи; чтение; выделение главной информации в тексте и ее воспроизведение, выполнение заданий к тексту.

Основные функции языка:

  1.  Коммуникативная (функция сообщения);
  2.  Кумулятивная (аккумулятивная) – (накопительная);
  3.  Когнитивная (познавательная);
  4.  Номинативная (назывательная)

Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказывания между двумя или несколькими лицами. Условия, при которых протекает диалогическая речь определяет ряд ее особенностей, к которым относятся краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи.

Задание в аудитории: разыграйте диалог. Смоделируйте ситуации, в которых можно использовать следующие словосочетания и конструкции:

Очень приятно (мне приятно) с вами познакомиться; я рад (а) с вами познакомиться;

Я о вас слышал; я вас где-то видел (встречал); мы уже встречались; вы меня узнаете;

Давай (те) познакомимся; будем знакомы; я хотел (а) бы с вами познакомиться; мне хотелось бы с вами познакомиться;

Разрешите представиться; разрешите представить вам моего товарища и мн. др.

Монологическая речь – форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Задание в аудитории: прочитайте текст. Подчеркните 5 глагольных сочетаний с зависимыми существительными

Интервью, взятое у самого себя

 Брать интервью у самой себя мне никогда не приходилось.

С чего начать разговор о себе? Наверное, с вопроса, который задают почти все: “У вас странное имя. Откуда оно?” У меня действительно нерусское имя. Я считала, что отец просто его придумал. Оказалось не так. Он изучал персидский язык и увлекался персидской поэзией. Недавно один иранский журналист сказал мне, что мое имя довольно широко распространено в Иране. Должна признаться, что мое имя привлекает внимание. Его быстро запоминают.

    Я русская,  мои родители выросли в небольшой деревне в 100 км от Оренбурга. Мои прадеды и деды – уральские крестьяне.

    Я ловлю себя на мысли, что у меня удивительно гладкая биография. Помню, как по утрам я торопила маму, чтобы не опоздать в детский сад. Мама надевала на меня берет, завязывала шарф и вела в дом, полный игрушек. Пришло время, и я пошла в школу. Училась я легко, занималась почти во всех школьных кружках самодеятельности, редактировала газету, играла в школьном театре, пела в хоре, танцевала. Я помню грозу в день выпускного бала. Помню наш разговор о будущем. Куда после школы? Конечно, в институт. Меня раздирали противоречия. Медицинский институт был вытеснен архитектурным, архитектурный –  педагогическим. А пошла на юридический. Из-за пустяка. Кто-то из  мальчишек доказывал, что юриспруденция не женского ума дело. Я стала специалистом в области международного права.

Увлеклась журналистикой, стала журналистом. Вот и вся моя биография. Школа. Институт. Работа.

Что еще спросить у себя? Сколько мне лет? Я никогда не скрывала своего возраста. Однажды даже статью начала с того, что сообщила, сколько мне лет. Прибежала секретарь главного редактора. “Я понимаю, – говорила она, – пока тебе нечего скрывать. Но зачем об этом заявлять на весь мир? Потом пожалеешь. Запомни, женщине столько лет  на сколько она выглядит!” Я достала зеркало и успокоилась. К возрасту я вообще отношусь оптимистически. Как известно, женщина в своей жизни проходит семь возрастов: девочка, девушка, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина...

     Замужем ли я? – Нет. – Почему? – Потому что из нескольких зол не могу выбрать меньшее. Кстати, даже самой себе не стоит задавать бестактных вопросов.

     – Что мне больше всего нравится в мужчинах? – Целеустремленность. – А в женщинах? – Вкус.

     У меня сносный характер. Если назревает ссора, я ухожу. Погуляю по улице, и тучи рассеиваются. Если мне грустно, я подхожу к зеркалу и заставляю себя улыбнуться. Свои неприятности стараюсь оценить с точки зрения вечности. Тогда они кажутся мне сущими пустяками. Мне вообще нравятся жизнерадостные люди. (И.Казакова)

 Задание на СРС: проведите интервью с самим собой. Ответьте на вопросы (письменно). В ответах используйте данные слова и словосочетания.

  1.  Что я могу сказать о своем имени? (распространенное имя, редко встречающееся, назвать в честь (кого?), в переводе на русский язык означает...)
  2.  Как я отношусь к своему возрасту? (считать себя, чувствовать себя молодым, вся жизнь впереди)
  3.  Какой у меня характер? (общительный, легко схожусь с людьми, стеснительный, теряться в обществе, чувствовать себя не в своей тарелке, как рыба в воде, замкнутый)
  4.  Как я отношусь к жизненным неприятностям? (относиться к чему-либо философски, относиться легко, оптимист по натуре,  тяжело переживать, огорчаться из-за мелочей)
  5.  Какие люди мне нравятся? (жизнерадостный, веселый, общительный, скромный, сдержанный, энергичный, мягкий, душа общества)
  6.  Как я выбрал свою профессию? Нравится ли мне она?  (мечтать с детства, призвание, способности, склонности (к чему?), интерес к профессии, интересная профессия, по совету родителей)

 Задание в аудитории: составьте с данными глаголами словосочетания, а затем 3 предложения (по выбору):

 Быть, казаться, являться, интересоваться, работать.

 

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться сре5дствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотации и др.).

К основным жанрам письменной речи (аннотация, выписка, заметка, изложение, комментарий, конспект, обобщение, описание, письмо, план, резюме, реферат, рецензия, статья, тезис) мы обратимся несколько позднее.

Биография

Евгений Валентинович Каспе́рский (4 октября 1965г., Новороссийск) — российский программист, специалист по антивирусной защите, один из основателей, ведущий разработчик и крупнейший акционер ЗАО «Лаборатория Касперского». Лауреат Государственной премии в области науки и технологий (2008).

Евгений Валентинович Касперский в 1982 году окончил физико-математическую школу-интернат № 18 имени А. Н. Колмогорова при МГУ, в 1987 году закончил военное учебное заведение «Высшая краснознаменная школа КГБ» [1] (сейчас известное как «Институт криптографии, связи и информатики» Академии ФСБ России). До 1991 года работал в многопрофильном научно-исследовательском институте Министерства обороны СССР. Начал изучение феномена компьютерных вирусов в октябре 1989 года, когда на его компьютере был обнаружен вирус «Cascade» (англ.). С 1991 по 1997 год работал в НТЦ «КАМИ», где вместе с группой единомышленников развивал антивирусный проект «AVP» (сейчас — «Антивирус Касперского»). В 1997 году Евгений Касперский стал одним из основателей «Лаборатории Касперского».

На сегодняшний день Евгений Касперский — один из ведущих мировых специалистов в области защиты от вирусов. Он является автором большого числа статей и обзоров по проблеме компьютерной вирусологии, регулярно выступает на специализированных семинарах и конференциях в России и за рубежом. Евгений Валентинович Касперский — член Организации исследователей компьютерных вирусов (CARO), которая объединяет наиболее выдающихся экспертов в этой области.

В числе наиболее значительных и интересных достижений Евгения Валентиновича и возглавляемой им «Лаборатории» в 2001 году можно назвать открытие ежегодной конференции Virus Bulletin — центрального события в антивирусной индустрии, а также успешное противостояние всем глобальным вирусным эпидемиям, произошедшим в 2001 году.

Семья. Есть два сына: один учится на географическом факультете МГУ, другой на ВМК МГУ.

Задание на дом: найти биографии известных IT-специалистов.

Задание на СРС: составить краткую автобиографию.

Образец

Я, Асанов Серик Болатович, родился 21 августа 1980 г., в г. Алматы.

Мой отец, Асанов Болат Асанович, работает инженером на металлургическом комбинате.

Моя мать, Асанова айгуль Идрисовна, преподаватель казахского языка в СШ № 51.

С 1987-1997 г. учился в СШ № 51. Неоднократно участвовал в олимпиадах по физике. Занимал 2-е место.

В 1997 г. поступил в КазГНУ им. аль-Фараби. В настоящее время – студент 2-го курса.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме.

Устная речь: Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит одновременно, у него почти нет возможности для тщательного выбора слов, да и форма выражения мысли его не особенно беспокоит – он уверен, что, если его не поймут, переспросят.

Устная речь – это живая речь, которая не только произносится, звучит, но – главное создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех. Это – творимая, говоримая речь. Устная речь: произносимая, звучащая, говоримая.

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Образец:

Преподаватель: Студент Касымов. Ответьте на вопрос: Дайте дефиницию термина «Интеграция».

Студент: Интеграция – объединение в одно целое различных элементов или частей.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием; например, «речь про себя».

                                                                    ГЛОССАРИЙ

Русский язык

Казахский язык

Английский язык

Интерфейс

Сервер

Гаджет

Скрипт

Спам

Задание на СРСП: 1. Прочитать статью из книги А. Мирошниченко «Функции языка». 2. Глоссарий.

Задание на СРС: Составить формы приветствия, благодарности, извинения, поздравления и др. на русском языке.

Литература

1 Жаналина Л.К., Мусатаева М.Ш. Практический курс русского языка: Учебник. – Алматы: Print-S, 2005. – 529 с.

2 Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. – Москва: Наука, 1991. - 255 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20500. Трикутні матриці (верхня та нижня) і їх розклад на добуток двох трикутних 37 KB
  Трику́тна ма́триця матриця в якій всі елементи нижче або вище за головну діагональ рівні нулю. Верхньотрикутна матриця квадратна матриця в якій всі елементи нижче за головну діагональ дорівнюють нулю. Нижньотрикутна матриця квадратна матриця в якій всі елементи вище за головну діагональ дорівнюють нулю. Унітрикутна матриця верхня або нижня трикутна матриця в якій всі елементи на головній діагоналі дорівнюють одиниці.
20501. Форми, типи форм, обчислення в формах 33 KB
  Робота з формами може відбуватися в трьох режимах: у режимі Форми в режимі Таблиці в режимі констриктор. типи форм В Access можна створити форми наступних видів: форма в стовпець або повноекранна форма; стрічкова форма; таблична форма; форма головна підпорядкована; зведена таблиця; формадіаграма. Форма в стовпець є сукупністю певним чином розташованих полів введення з відповідними їм мітками і елементами управління.
20502. Маніпулювання даними, операції над схемою бази даних за допомогою мови SQL 27.5 KB
  Маніпулювання даними операції над схемою бази даних за допомогою мови SQL Для маніпулювання данними виділяють такі групи команд SQL:Команди мови визначення даних DDL Data Definition Language. DDL Data Definition Language мова визначення даних це підмножина SQL що використовується для визначення та модифікації різних структур даних.До даної групи відносяться команди призначені для створення зміни та видалення різних об'єктів бази даних. Команди CREATE створення ALTER модифікація і DROP видалення мають...
20503. Матриця суміжності та матриця інцидентності 28 KB
  Матриця суміжності графа G зі скінченною кількістю вершин n пронумерованих числами від 1 до n це квадратна матриця A розміру n в якій значення елементу aij рівне числу ребер з iї вершини графа в jу вершину. Матриця суміжності простого графа що не містить петель і кратних ребер є бінарною матрицею і містить нулі на головній діагоналі. Матриця суміжності неорієнтованого графа симетрична а значить володіє дійсними власними значеннями і ортогональним базисом з власних векторів.
20504. Метод ітерації (метод послідовних наближень) 88 KB
   Суть методу полягає у заміні початкового рівняння 4.18 еквівалентним йому рівнянням 4.19 Постановка задачі Нехай задано рівняння де неперервна нелінійна функція. Потрібно визначити корінь цього рівняння який знаходиться на відрізку з заданою похибкою .
20505. Метод послідовних наближень (метод ітерацій) для розв’язку системи лінійних рівнянь 91 KB
  11 пошуку розвязку системи с заданою похибкою відповідно теоремі про збіжність.11 виконується то ітераційний процес пошуку розвязку системи с заданою похибкою збігається і метод послідовних наближень можна використовувати.13 що легко розвязується для знаходження вектора розвязку першого наближення тому що в правої частині містить всі визначені елементи.
20506. Мова запитів SQL. Огляд її можливостей 27 KB
  Він по суті містив тільки пропозиція SELECT яке дозволяло формулювати запити для вибірки даних з бази. Потім мова була доповнено двома іншими компонентами необхідними для роботи з базами даних. Перший з них компонент для визначення структури бази даних які в термінології теорії баз даних називаються мовою визначення даних МВД. Другий засоби що дозволяють заповнювати базу даних змінювати їх і видаляти.
20507. Моделі подання знань.Вимоги до моделей подання знань 26.5 KB
  Моделі подання знань.Вимоги до моделей подання знань Подання знань це множина синтаксичних і семантичних угод що роблять можливим формальне вираження знань про предметну галузь у компютерноінтерпретованій формі. Найрозповсюдженішими є такі моделі представлення знань: логічні моделі продукційні моделі фреймові моделі семантичні мережі. До основних вимог подання знань належать: Лаконічність зміст друкованих знаків.
20508. Неорієнтовані та орієнтовані графи 27 KB
  Граф це сукупність об'єктів із зв'язками між ними. Об'єкти розглядаються як вершини або вузли графу а зв'язки як дуги або ребра. Для різних областей використання види графів можуть відрізнятися орієнтовністю обмеженнями на кількість зв'язків і додатковими даними про вершини або ребра.