66375

Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования

Автореферат

Педагогика и дидактика

В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к русской православной музыке как к источнику огромной силы педагогического воздействия содержащей нравственно-этические и эстетические идеалы испокон веков присущие русской национальной культуре.

Русский

2014-08-17

229 KB

1 чел.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 На правах рукописи

Шаклеина Ирина Петровна

Формирование ценностного отношения к русской

православной музыке у студентов в системе вузовского

музыкально-педагогического образования

13.00.08 — теория и методика профессионального образования

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук

Курск 2010

Работа выполнена на кафедре теории и истории педагогики

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования
«Липецкий государственный педагогический университет»

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор
Бугаков Павел Георгиевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
    
Петракова Татьяна Ивановна

 доктор педагогических наук, профессор

 Репринцев Александр Валентинович

Ведущая организация: государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный  университет»



Защита состоится 23 декабря 2010 г. в 14.00 на заседании диссертационного совета Д 212.104.01 в Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Курского  государственного университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.

Текст автореферата размещен на сайте Курского государственного университета www.kursksu.ru 

Автореферат разослан «20» ноября  2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета Н.А.Тарасюк


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Переосмысление системы ценностей во всех областях общественной жизни, происходящее на протяжении последних нескольких десятилетий в нашей стране, требует принципиально
н
овых подходов к решению проблем педагогического образования.

В условиях современного духовно-идеологического кризиса педагоги, психологи, писатели, деятели культуры – Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева,
Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, И.Я. Медведева, прот. Б. Ничипоров,
А.И. Осипов, Т.И. Петракова, Т.В. Склярова, В.А. Сластенин, В.Д. Шадр
иков, Т.Л. Шишова, Д.В. Чернилевский и другие – не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения проблем образования в русле отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и актуальность задачи раскрытия педагогической ценности традиционного для России Православия
в качестве составляющей общенациональной концепции воспит
ания.

Приоритетной задачей высшего музыкально-педагогического образования в настоящее время является профессиональная подготовка учителя
музыки, ориентированного на воплощение в своей профессиональной де
ятельности духовных ценностей. В решении этой проблемы особое значение приобретает формирование у студентов ценностного отношения к русской православной музыке как к источнику огромной силы педагогического воздействия, содержащей нравственно-этические и эстетические идеалы, испокон веков присущие русской национальной культуре.

Проблема исследования различных аспектов ценностных отношений является актуальной для современной науки. Философская аксиология разрабатывалась М.М. Бахтиным, В.С. Библером, Н. Гартманом,
А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, Н.О. Лосским, Н.С. Розовым,
Л.Н. Столовичем, В.П. Тугариновым, В. Франклом, М. Хайдеггером,
Н.З. Чавчавадзе, М. Шеллером, Г. Шпетом и др. В психологии проблемой ценностных отношений занимались Л.С. Выготский, Б.И. Додонов,
Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев и др. Педагогические основы формирования ценностных ориентаций разрабатывались А.И. Кирьяковой,
Л.П. Разбегаевой, А.И. Щербаковой. Проблемы формирования ценностного отношения личности к художественной культуре и к искусству раскрыты
в работах М.А. Верба, И.Ф. Гончарова, Г.А. Гуковского, В.А. Кан-Калика, Н.В. Киреевой, Н.И. Коростелевой, B.C. Кузина, И.Е. Кулагиной,
Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.Н. Неменского, Л.П. Печко,
Л.Г. Савенковой, Л.Н. Столовича, Н.А. Терентьевой, Е.И. Толокнеевой,
О.П. Хабибуллиной, Б.П. Юсова и др. Воспитательное значение произведений религиозного искусства в формировании ценностных отношений студентов раскрывается в работах Т.Ю. Артюгиной,
Л.А. Кузьмичева, Е.В. Самохваловой, П.А. Сергеевой, Л.Б. Симоновой,
Л.А. Чугуновой, С.М. Яковлюк и др. В трудах Э.Б. Абдуллина,
О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского,
В.В. Медушевского,
Е.В. Николаевой, Б.М. Целковникова и других рассматривается проблема развития духовных ценностей будущих учителей через призму музыкальной деятельности. Вопросам освоения русской духовной музыки в процессе профессиональной подготовки студентов посвящены исследования таких авторов, как В.В. Богатов, Е.П. Кулинкович, К.Н. Никитин, Е.Н. Святозарова, А.А. Столица, О.К. Щеткина, Д.В. Щирин и др.

Особое значение для теории и практики педагогики музыкального образования имеет разработка И.В. Кошминой учебных программ для общеобразовательных школ по изучению русской духовной музыки. Однако, как свидетельствует современная музыкально-педагогическая практика, возможность включения в содержание общего музыкального образования образцов русской православной музыки крайне затрудняет неподготовленность учителей к использованию образовательных и воспитательных возможностей русской православной музыки на культурологической основе. В значительной мере это обусловлено тем, что в профессиональной подготовке будущих учителей формирование ценностного отношения к русской православной музыке как педагогическому феномену не выступает в качестве специальной задачи.

Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью разрешения следующих противоречий между:

– высоким образовательным и воспитательным потенциалом русской православной музыки и его недостаточным раскрытием в педагогическом процессе современной общеобразовательной школы;

– социальным запросом на подготовку будущих учителей к преподаванию русской православной музыки в условиях светской государственной школы и теоретико-методической неразработанностью данной проблемы;

– потребностью в новых методических подходах к преподаванию музыкальных дисциплин в педагогическом вузе, способствующих формированию у будущих учителей ценностного отношения к русской православной музыке как к предмету изучения школьниками и отсутствием научно обоснованных программ, сориентированных на формирование такого отношения в контексте культурологического подхода.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы основные направления, содержание, способы и педагогические условия эффективного формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в системе вузовского музыкально-педагогического образования?

С учетом актуальности этой проблемы была избрана тема исследования: «Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования».

Цель исследования – научное обоснование и опытно-экспериментальное исследование процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей.

Объект исследования – музыкально-педагогическая подготовка будущих учителей музыки.

Предмет исследования – содержание и организация процесса формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в условиях музыкально-педагогической подготовки.

В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой процесс формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в условиях музыкально-педагогической подготовки будет эффективным, если:

- ценностное отношение к русской православной музыке будет рассматриваться как целостное интегративное образование в структуре личности будущего учителя, сущность которого состоит в осознании им личностной значимости русской православной музыки как феномена отечественной культуры, наличии интереса и осознанной потребности в общении с ним, а также профессиональной готовности к реализации его освоения школьниками на уроках музыки;

- ценностное отношение будущих учителей к русской православной музыке будет включать познавательный, эмоциональный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий компоненты, содержание которых обусловлено спецификой православной музыки и педагогической интерпретацией ее как предмета освоения школьниками на культурологической основе;

- процесс формирования ценностного отношения к русской православной музыке будет включать в себя этапы, основанные на логике движения от познания будущими учителями сущности русской православной музыки и накопление ими слухового опыта, через ценностное осмысление знаний о данном культурном феномене, к педагогической интерпретации исследуемого ценностного отношения в музыкально-педагогической практике;

- будут созданы необходимые педагогические условия, способствующие эффективности формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

Проследить эволюцию русской православной музыки в историко-педагогическом контексте.

Обосновать сущность и структуру ценностного отношения будущих педагогов к русской православной музыке.

Определить критерии, показатели, уровни сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке.

Разработать структурно-динамическую модель формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке.

Определить педагогические условия, необходимые для успешного формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей.

Теоретико-методологической базой данного исследования послужили: труды, посвященные проблемам ценности и ценностного отношения (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Н. Гартман, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, Н.О. Лосский, Н.С. Розов, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринов, В. Франкл,
М. Хайдеггер, Н.З. Чавчавадзе, М. Шеллер); исследования, раскрывающие ценностные основания гуманитарного образования (Е.В. Бондаревская,
А.В. Кирьякова); исследования, посвященные совершенствованию учебного процесса и профессиональной подготовки педагога
(Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, Н.В. Мудрик, В.А. Сластенин); труды по организации учебного процесса в вузе с использованием методов активного обучения (С.И. Архангельский, М.В. Буланова-Топоркова, А.А. Вербицкий, Г.Е. Ковалева); исследования, раскрывающие роль педагогической рефлексии в профессиональной деятельности (С.А. Рубинштейн, Д.Р. Узнадзе); исследования, посвященные изучению динамики и структуры профессиональной мотивации (В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, В.И Ковалев, Е.В. Маркова); целостный концептуальный подход к изучению истории музыкального образования (Е.В. Николаева); культурологический подход к образованию
(В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова); исследование Б.М. Целковникова, посвященное становлению мировоззренческих убеждений будущих учителей музыки; аксиологический подход к музыкально-педагогическому образованию (А.И. Щербакова); исследования, посвященные теории диалога (Г.С. Абулкасова, М.М. Бахтин, В.С. Библер,
С.В. Белова), музыкально-педагогическому диалогу (О.В. Зимина); труды, посвящённые изучению древнерусского богослужебного пения, партесного многоголосия, русской духовной музыки XIX, XX и XXI столетий
(М.В. Бражников, Т.Ф. Владышевская, Н.А. Герасимова-Персидская,
И.А. Гарднер, Н.С. Гуляницкая, Н.В. Гурьева, Ю.В. Келдыш, Е.М. Левашов, В.И. Мартынов, В.В. Медушевский, В. Металлов, Г.В. Никишов, Б. Николаев, Ю.И. Паисов, Н.П. Парфентьев, В.В. Протопопов, С.С. Скребков,         Н.Д. Успенский, Д.С. Шабалин).

В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретических (анализ и синтез философской, психолого-педагогической, музыковедческой и музыкально-педагогической литературы в аспекте проблемы настоящего исследования, моделирование, обобщение и анализ музыкально-педагогического опыта в области изучения русской православной музыки); эмпирических (беседы, индивидуальный и групповой опрос, анализ творческой деятельности студентов, педагогический эксперимент).

Опытно-экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет». В опытно-экспериментальной работе участвовало 122 студента.

Организация и база исследования:

первый этап (2006-2007 г.г.) – ориентировочно-поисковый: определение проблемы исследования; изучение и теоретический анализ литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение опыта изучения русской православной музыки в общеобразовательных школах и вузах; определение базовых исходных положений для разработки структурно-динамической модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке;

второй этап (2008-2009 г.г.) – основной: теоретическая разработка структурно-динамической модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке и экспериментальная проверка целесообразности и эффективности ее внедрения в практику профессиональной вузовской подготовки учителей музыки;

третий этап (2010 г.) – завершающий: обобщение результатов проведенного исследования; уточнение выводов и рекомендаций по педагогическому руководству процессом формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в ходе их вузовской профессиональной подготовки.

Личный вклад автора заключается в изучении и анализе состояния исследуемой проблемы; в конструировании и опытно-экспериментальной проверке структурно-динамической модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в процессе их профессиональной подготовки; в разработке курса «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки», направленного на реализацию разработанной педагогической модели; в разработке критериально-оценочного аппарата исследования; в проведении и описании опытно-экспериментальной работы, анализе ее результатов.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

- определены сущность и структура ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке, включающая в себя познавательный, эмоциональный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий компоненты;

- определены критерии, показатели и уровни сформированности такого отношения;

- обоснованы педагогические возможности, основные направления, содержание, способы эффективного формирования ценностного отношения студентов к русской православной музыке;

- разработана и апробирована структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке;

- установлены педагогические условия, способствующие эффективному формированию ценностного отношения студентов к православной музыке. 

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что разработанная структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке вносит вклад в концепцию профессиональной подготовки педагогов-музыкантов в системе вузовского музыкально-педагогического образования. Выявленные в исследовании теоретические аспекты формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке могут служить для дальнейшей разработки научных основ реализации ценностного потенциала русской православной музыки в системе профессионального и общего музыкального образования.

Практическая значимость исследования. Разработаны и апробированы: диагностический инструментарий по определению уровней сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке; дидактические и методические материалы, ориентированные на формирование данного личностного образования в практике профессионального образования учителей музыки; программа и содержание курса по выбору «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки». Материалы исследования могут быть использованы в высших музыкально-педагогических учебных заведениях для совершенствования процесса профессиональной подготовки будущих учителей, а также для дальнейшей разработки проблемы применения аксиологического подхода к вопросам музыкально-педагогического образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Рассмотрение русской православной музыки в историко-педагогическом контексте дает основание выделить четыре этапа развития, отличающиеся ценностными установками на характер соотношения в ней религиозно-духовного и музыкального начала, влияющего на изменение содержания и методов православного музыкального образования на данных этапах: 1) становление и развитие исключительно религиозно-духовных воззрений в недрах знаменной системы пения в Древней Руси; 2) появление новых религиозно-духовных воззрений на сущность богослужебного пения с середины XVII столетия в свете развития партесного пения и возрастания роли музыкального начала при доминировании духовного; 3) сосуществование в XIX столетии различных воззрений на соотношение религиозно-духовного и музыкального начала при сохранении приоритета религиозно-духовного в связи с усилением внимания к национальным истокам русской православной музыки; 4) сосуществование различных позиций на соотношение религиозно-духовного и музыкального начала в православной музыке в зависимости от ориентации на знаменное или партесное пение.

2. Ценностное отношение студентов к русской православной музыке представляет собой целостное интегративное образование в структуре личности будущего учителя, сущность которого состоит в осознании им личностной значимости русской православной музыки как феномена отечественной культуры, наличии интереса и осознанной потребности в общении с ним, а также профессиональной готовности к реализации его освоения школьниками на уроках музыки.

3. Структура ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке обусловлена особенностями данного личностного образования и включает следующие компоненты: познавательный (совокупность музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-педагогических знаний студентов о русской православной музыке); эмоциональный (эмоционально-оценочное отношение будущих учителей к русской православной музыке); мотивационно-потребностный компонент (профессионально-ценностное отношение будущих учителей к русской православной музыке как к категории педагогики музыкального образования); деятельностно-творческий (умения применять музыкально-теоретические, музыкально-исторические и музыкально-педагогические знания о русской православной музыке в профессионально-педагогической деятельности).

4. Сформированность ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке оценивается с помощью следующих критериев и раскрывающих их показателей: полнота знаний о русской православной музыке как о феномене музыкальной культуры и категории педагогики музыкального образования (музыкально-теоретические и музыкально-исторические знания студентов о русской православной музыке; музыкально-педагогические знания студентов, необходимые для решения педагогических задач, связанных с осуществлением процесса изучения русской православной музыки школьниками); оценочно-эмоциональный (эмоционально-ценностное отношение студентов к православной музыке); потребность познания русской православной музыки как категории педагогики музыкального образования и трансляции ее культурологической ценности (профессионально-ценностное отношение студентов к русской православной музыке); опыт творческой деятельности студентов по внедрению изучения русской православной музыки в содержание общего музыкального образования (степень сформированности творческих музыкально-педагогических умений и навыков, необходимых для организации процесса изучения русской православной музыки учащимся в общеобразовательной школе).

5. Музыкальный и музыкально-педагогический уровни сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке характеризуются положительным или отрицательным отношением будущих учителей к одному или ко всем стилевым направлениям русской православной музыки как к музыкальной и педагогической ценности, умением аргументировать свои музыкальные и музыкально-педагогические ценностные предпочтения с собственных мировоззренческих позиций.

6. Структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей представляет собой схематическое описание двух последовательных этапов: первый этап – создание предпосылок для формирования ценностного отношения студентов к русской православной музыке путем актуализации полученных ранее и освоения новых музыкально-теоретических, музыкально-исторических, музыкально-педагогических знаний, накопления слушательского опыта и формирования эмоционального отношения; ценностное осмысление знаний, слушательского опыта и эмоционального отношения к русской православной музыке; второй этап – экстериоризация ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в музыкально-педагогической деятельности через освоение навыков педагогической интерпретации ценностного отношения к русской православной музыке, постижение принципов культурологического подхода к изучению русской православной музыки и концепции диалогического общения.

7. Успешному формированию ценностного отношения студентов к русской православной музыке в процессе их профессиональной подготовки способствует соблюдение следующих педагогических условий: учет и актуализация индивидуальных особенностей студентов (музыкальных способностей, жизненного опыта, мировоззренческой позиции по отношению к религиозному (православному) музыкальному искусству); стимулирование эмоционального постижения будущими учителями русской православной музыки в учебном процессе и во внеаудиторное время; применение методов активизации познавательной и творческой деятельности студентов: методы проблемного обучения, игровой метод (музыкально-педагогическая ролевая игра), дискуссионные методы (музыкально-педагогический диалог); организация проектировочной деятельности студентов, целью которой является создание будущими учителями творческого проекта – модели музыкально-педагогической деятельности будущих учителей по изучению русской православной музыки учащимися в общеобразовательной школе; формирование у будущих учителей толерантности и диалогичности, как основополагающих качеств, необходимых для трансляции ценности русской православной музыки в процессе общего музыкального образования школьников.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются определенностью и непротиворечивостью исходных методологических позиций исследования; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам и логике исследования; репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом; преемственностью результатов, полученных на различных этапах исследования, их практическим подтверждением.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и выводы исследования нашли отражение в авторских публикациях и выступлениях, были представлены на международных, всероссийской, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях: III Международная научно-практическая конференция «Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство» (г. Тамбов, 2007 г.); VIII Международная научно-практическая конференция «Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование» (г. Липецк, 2010 г.); Всероссийская научная конференция «Наука и образование» (г. Белово, 2003 г.);     II Межрегиональная научно-практическая конференция «Становление музыкальной культуры специалиста в условиях педагогического образования»    (г. Липецк, 2005г.); Региональная научно-практическая конференция «Воспитание культуры личности современного школьника и студента в системе музыкально-эстетического образования» (г. Липецк, 2006 г.); I региональная научно-практическая конференция «Формирование профессиональной культуры специалиста в условиях непрерывного музыкального образования» (г. Липецк, 2008 г). Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на методологическом семинаре кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета. Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе педагогической деятельности диссертанта в ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» в процессе преподавания курса по выбору     «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки», при руководстве курсовыми и выпускными квалификационными работами студентов института культуры и искусства ЛГПУ по проблеме диссертационного исследования.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы и формулируется проблема исследования, определяются его цель, объект, предмет, гипотеза, задачи; раскрываются методологическая основа, методы и основные этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава«Теоретико-методологические основы формирования ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в системе вузовского музыкально-педагогического образования» – состоит из трех параграфов, в которых получают раскрытие основные этапы развития русской православной музыки в историко-педагогическом контексте; на основе анализа и обобщения философских, педагогических, психологических исследований раскрывается сущность и структура ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке; выделяются этапы процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке у студентов; формулируются критерии, показатели и уровни его сформированности; описывается структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения будущих учителей к православной музыке.

Вторая глава – «Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке в системе музыкально-педагогической подготовки будущих учителей» посвящена описанию хода, содержания и результатов констатирующего обследования будущих учителей по выявлению уровня сформированности их ценностного отношения к русской православной музыке; раскрытию особенностей реализации в вузовской подготовке будущих учителей процесса формирования ценностного отношения к русской православной музыке в ходе освоения ими курса по выбору «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки»; анализу результатов опытно-экспериментального исследования, а также характеристике условий, способствующие эффективному формированию ценностного отношения будущих учителей к русской православному музыке.

В заключении изложены основные выводы по диссертации.

Список литературы содержит 202 наименования источников.

В приложении помещен учебно-методический комплекс дисциплины «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки»; памятка для студентов.

оСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ работы

В настоящее время одним из приоритетов современной образовательной политики в России является использование нравственного и эстетического потенциала искусства для развития личности. Искусство не только раскрывает всю гамму общечеловеческих ценностей, но и помогает человеку выстраивать свою собственную систему ценностей, о чем свидетельствуют исследовательские работы Г.А. Брандт, Г.А. Быстрова, Е.В. Волковой, Н.И. Киященко, Л.М. Кунчевой, В.Ш. Маслениковой, О.И. Олексюк, И.И. Пушковской, В.А. Разумного, Г.Б. Рубцовой, О.П. Рудницкой. Процесс формирования ценностного отношения к музыке и, в частности к музыкальному произведению, является одним из важнейших аспектов развития общей нравственно-эстетической культуры выпускников вуза (Т.Л. Берклан, Б.А. Петрова,
Т.С. Ригина).

Обращение к культурному наследию православного искусства, в частности к музыкальному искусству русской православной церкви, предоставляет широкие возможности для решения задач полноценного развития личности учащихся.

Музыка русской православной церкви – это не только часть религиозного действия, хотя она наполнена особым смыслом, но и важнейший пласт отечественной и мировой музыкальной культуры. В русской православной музыке скрыты глубокие национальные корни, она является неисчерпаемым источником духовных общечеловеческих ценностей, эстетических и художественных идеалов, нравственности, а значит, имеет богатый педагогический потенциал. Поэтому музыкальное искусство русской православной церкви почти во все исторические периоды развития отечественной педагогики рассматривалось как действенное средство воспитания подрастающих поколений.

До 90-х годов XX века сведения об истории православной музыкальной педагогики можно было почерпнуть в исследованиях, посвященных изучению музыкального наследия русской православной церкви и истории русского хорового искусства, которые выполнены М.В. Бражниковым, Т.Ф. Владышевской, Н.А. Герасимовой-Персидской, И.А. Гарднером, Н.В. Гурьевой, Ю.В. Келдышем, Е.М. Левашовым, Д.Л. Локшиным, В.И. Мартыновым,       В. Металловым, Г.В. Никишовым, Б. Николаевым, Ю.И. Паисовым,          Н.П. Парфентьевым, В.В. Протопоповым, М. Г. Рыцаревой, Н.Д. Успенским,    Д.С. Шабалиным. С появлением в 90-х годах работ М.В. Медведевой,       В.В. Медушевского, Е.В. Николаевой, Л.В. Шаминой, Л.В. Шишкиной предметная зона истории музыкального образования православной ориентации расширилась и качественно преобразовалась.

В настоящем исследовании в основу характеристики эволюции русской православной музыки в историко-педагогическом контексте был положен целостный концептуальный подход к изучению истории музыкального образования, разработанный Е.В. Николаевой. Согласно данному подходу музыкальное образование в России представляет собой органическое единство трех основных составляющих его направлений: народной, религиозной и светской ориентации. Исходя из этого, в настоящем исследовании история русской православной музыки как педагогического феномена рассматривается в контексте развития музыкального образования религиозного (православного) направления.

Основополагающее значение для становления русской православной музыки как педагогического феномена стало принятие в 988 году древнерусским государством православия в качестве официальной религии. Согласно сложившимся восточно-христианским традициям к богослужебному пению в православной церкви допускались только профессиональные певчие. Поэтому возникла необходимость создания специально организованной системы подготовки профессиональных певческих кадров. Становление русской православной музыки как педагогического феномена может быть разделено на несколько этапов: I этап – конец X века до середины XVII столетия; II этап – вторая половина XVII – первая треть XIX века; III этап – со второй трети до конца XIX столетия; IV этап – последние десятилетия XX столетия и до настоящего времени.

Развитие музыкального образования православной ориентации на протяжении всех этапов было обусловлено особенностями эволюции русской богослужебной музыки. На I этапе становление и развитие различных стилевых направлений древнерусского богослужебного пения: знаменного, кондакарного, путевого, демественного, а также появление многоголосного пения предполагало изменение содержания музыкального образования и методов передачи накопленного певческого опыта. Но, несмотря на некоторое различие содержания и методов обучения певчих богослужебному пению на протяжении I этапа неизменным оставался приоритет религиозно-духовной составляющей древнерусского музыкального образования. Освоение певчими различных стилей древнерусских распевов включало не только формирование музыкально-теоретических знаний и вокально-технических умений, но главным образом постижение духовного божественного смысла исполняемых знаменных песнопении, предполагающего духовную сонастроенность певчих.

II этап развития музыкального образования православной ориентации ознаменовался новым понимание «музыки», что привело со второй половины XVII к существенным изменениям в рамках этого направления образования. В нем выделились два принципиально различных направления: «традиционное» и «партесное». Сторонники «традиционного» направления сохраняли и развивали систему взглядов, отражающих древнерусскую певческую традицию. Приверженцы нового «партесного» – рассматривали богослужебное пение как особого рода музыку. Признавая главенствующую роль в музыкальном образовании религиозно-духовного начала, они вместе с тем придавали большое значение музыкальной стороне богослужения. Это привело к утверждению в рамках музыкального образования православной ориентации новой системы педагогических взглядов: ориентация на освоение отечественными музыкантами-педагогами западноевропейской музыкальной системы, изучение западноевропейских музыкально-педагогических концепций и технологий (в том числе принятой на Западе системы обучения певчих пению по нотам).

III этап развития музыкального образования православной ориентации характеризуется постепенной переориентацией педагогов-музыкантов на возрождение национальных истоков русской православной музыки при сохранении приоритета религиозно-духовного начала. Это потребовало теоретической разработки и внедрения в педагогическую практику музыкально-педагогических концепций и технологий, учитывающих новейшие достижения западноевропейской педагогики, и, в то же время, отвечающих специфике русской православной музыки.

Развитие музыкального образования православной ориентации на IV этапе определяется сосуществованием различных позиций на соотношение религиозно-духовного и музыкального начала в православной музыке, которое по-разному реализуется в системах профессионально-ориентированного и общего православного музыкального образования.

Стремительный рост числа приходов в России в конце 1980-х – первой половине 1990-х годов выявил острую нехватку людей, владеющих церковными музыкальными специальностями, что привело к необходимости возрождения системы профессионального православного музыкального образования. В основу развития данной ветви православного музыкального образования в настоящее время положены отечественные традиции регентско-певческого образования, которые опираются на сосуществование различных позиций на соотношение религиозно-духовного и музыкального начала в православной музыке в зависимости от ориентации на знаменное или партесное пение.

Процесс развития общего православного музыкального образования на рассматриваемом этапе имеет сложный противоречивый характер поиска путей включения русской православной музыки в содержание музыкального образования в условиях государственного светского общеобразовательного учреждения, каким является современная российская школа. Таким образом, необходимо отметить, что в настоящее время в системе профессиональной подготовки учителей музыки возникла необходимость в выработке принципиально новых подходов к формированию у них не только необходимых знаний, умений и навыков, которые позволили бы им использовать в собственной педагогической практике русскую православную музыку, но и принципиально нового отношения к ней как к ценности мирового и отечественного культурного наследия, а также педагогической ценности. Решению обозначенной проблемы поможет обращение в контексте музыкально-педагогического образования к философской теории ценности.

Теоретический анализ проблемы ценности в философской литературе показал, что подходы к пониманию природы ценностей различны. Аксиологические концепции М.М. Бахтина, В.С. Библера, Н. Гартмана, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, Н.С. Розова, Л.Н. Столовича,       В.П. Тугаринова, В. Франкла, М.Хайдегера, Н.З. Чавчавадзе, М. Шеллера исходят, прежде всего, из того или иного понимания соотношения ценностного объекта и ценностного сознания, ценности и оценки. Подчеркивается, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются не субъект-объектными, а межсубъектными отношениями и в них же, в свою очередь, реализуются (М.С. Каган). Ценности это социальный феномен, существующий в диалектическом отношении субъект-объект, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

Категория «отношение» активно используется философами, психологами и педагогами при изучении деятельности личности, ее мировоззрения, опыта. В современном научном знании прослеживаются три основные тенденции в понимании категории «отношение»: деятельностный подход – В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; системный подход – Б.Г. Ананьев,
Б.Ф. Ломов; идея о диалектической взаимосвязи между отношениями человека и его внутренним миром в целом – А.Ф. Лазуровский, В.Н. Мясищев. Представители всех названных подходов едины в том, что отношения – это сложное психическое образование, структурный компонент личности, исследуемый во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслами жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности.

Теоретический анализ основных подходов к определению сущности категорий «ценность» и «отношение» позволил выявить сущность понятия «ценностное отношение», которое является результатом и процессом присвоения ценностей, и определить ценностное отношение студентов к русской православной музыке как целостное интегративное образование в структуре личности будущего учителя, сущность которого состоит в осознании им личностной значимости русской православной музыки как феномена отечественной культуры, наличии интереса и осознанной потребности в общении с ним, а также профессиональной готовности к реализации его освоения школьниками на уроках музыки.

Структура ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке обусловлена:

- особенностями ценностного отношения к русской православной музыке как интегративного личностного образования, являющегося результатом интериоризации личностью ценностей русской православной музыки, выражающегося в оценочно-эмоциональном и деятельностном отношении будущего учителя к данному культурному феномену;

- особенностями процесса профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, характеризующегося интенсивным накоплением музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-педагогических знаний, развитием эмоциональной и перестройкой мотивационно-потребностной сферы личности будущего учителя, формированием творческого профессионально-педагогического потенциала студента.

Таким образом, структура ценностного отношения студентов к русской православной музыке включает следующие компоненты: познавательный, эмоциональный, мотивационно-потребностный и деятельностно-творческий. Компонентный состав рассматриваемого личностного образования определил выбор критериальных оснований определения уровня его сформированности, в соответствии с которыми были выделены показатели сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке. Критерии, показатели, а также средства оценивания приведены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии, показатели и средства оценивания сформированности
це
нностного отношения будущих учителей к русской православной музыке

Критерии

Показатели

Средства оценивания

Полнота знаний
о русской правосла
вной музыке как
о феномене музыкал
ьной культуры и

категории педагогики музыкального образования

1. Музыкально-теоретические знания студентов о русской православной музыке

2. Музыкально-исторические знания студентов о русской православной музыке

3. Музыкально-педагогические знания студентов, необходимые для решения педагогических задач, связанных с осуществлением процесса изучения русской православной музыки школьниками

Музыкальная викторина

Творческие задания:

1. Составить развернутый конспект урока, посвященного ознакомлению школьников с русской православной музыкой (констатирующий этап).

2. Разработать модель внедрения изучения русской православной музыки в общеобразовательной школе (контрольный этап).

Оценочно-эмоциональный

критерий

3. Эмоционально-ценностное
отношение студентов
к правосла
вной музыке

Мини-сочинение:

опишите собственные эмоциональные переживания от прослушанных произведений объясните, в чем для вас заключается эмоциональная ценность прозвучавших произведений.

Потребность познания русской православной музыки как категории педагогики музыкального образования и трансляции ее культурологической ценности

4. Профессионально-ценностное отношение студентов к русской православной музыке

Опросник:

1. В чем заключается ценность русской православной музыки как средства воспитания и развития школьников?

2. Какие стили русской православной музыки необходимо включать в содержание музыкального образования в общеобразовательной школе?

Опыт творческой деятельности студентов по внедрению изучения русской православной музыки в содержание общего музыкального образования

5.Степень сформированности творческих музыкально-педагогических умений и навыков, необходимых для организации процесса изучения русской православной музыки учащимся в общеобразовательной школе

Творческие задания:

1. Составить развернутый конспект урока, посвященного ознакомлению школьников с русской православной музыкой (констатирующий этап).

2. Разработать модель внедрения изучения русской православной музыки в общеобразовательной школе (контрольный этап).

Основываясь на теоретических положениях о сущности и структуре ценностного отношения студентов к русской православной музыке, а также учитывая специфику православной музыки как исторически развивающейся совокупности ее основных стилевых направлений, каковыми являются знаменное и партесное пение, и их разновидностей, нами были выделены музыкальный и музыкально-педагогический уровни его сформированности. Их характеристика представлена в таблице 2.


Таблица 2

Уровни сформированности ценностного отношения будущих учителей
к русской прав
ославной музыке

Уровни

Музыкальный

Музыкально-педагогический

Низкий

Нейтральный характеризуется отсутствием у студента какой-либо позиции по отношению к русской православной музыке.

Абстрактно-обобщенный характеризуется наличием у студента положительного или отрицательного отношения к русской православной музыке, но без стилевой дифференциации при оценке своего отношения к русской православной музыке и аргументации своей позиции.

Допрофессиональный характеризуется отсутствием у студента интереса к русской православной музыке как предмету освоения школьниками.

Абстрактно-обобщенный характеризуется положительным или отрицательным отношением студента к русской православной музыке как к предмету освоения школьниками в целом без стилевой дифференциации.

Средний

Одноаспектный характеризуется наличием стилевой дифференциации, которая выражается в принятии студентом одного из стилевых направлений русской православной музыки, но отрицанием остальных, без аргументации своей позиции.

Многоаспектный характеризуется наличием стилевой дифференциации, которая выражается в принятии студентом всех стилевых направлений русской православной музыки, но без аргументации студентом своей позиции.

Однонаправленный характеризуется предпочтением студента какого-либо стилевого направления русской православной музыки и отрицанием всех остальных стилей в своей музыкально-педагогической деятельности.

Разнонаправленный характеризуется положительным отношением студента ко всем стилевым направлениям русской православной музыки, но с доминированием своей мировоззренческой позиции (светской или религиозной) в его музыкально-педагогической деятельности.

Высокий

Одноаспектный характеризуется положительным отношением студента к одном у из стилей русской православной музыки с наличием аргументации своей позиции.

Многоаспектный характеризуется положительным отношением студента ко всем стилевым направлениям русской православной музыки и наличием аргументации студентом своей позиции.

Интегрированный характеризуется пониманием студентом культурологической и педагогической ценности русской православной музыки вне зависимости от своей мировоззренческой позиции; умением студента педагогически интерпретировать ценностное отношение к данной сфере отечественной музыкальной культуры в своей профессиональной деятельности.

Данная структура музыкального и музыкально-педагогического уровней служит основой для дифференциации и индивидуализации процесса формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке.

На основании теоретического анализа ценностного отношения студентов к русской православной музыке, а также выделенных Л.Н. Столовичем этапов формирования ценностного отношения и предложенных А.И. Щербаковой стадий процесса формирования системы ценностных ориентаций в музыкально-педагогическом образовании нами были сформулированы этапы процесса формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке путем познания ими сущности и истории русской православной музыки и ценностного осмысления полученных знаний; второй этап – экстериоризация ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в их музыкально-педагогической деятельности. Данные этапы легли в основу структурно-динамической модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке (схема 1).

Схема 1

Структурно-динамическая модель формирования ценностного отношения студентов к русской православной музыке

 

 

 

Содержанием первого этапа является актуализация полученных студентами ранее и освоение новых музыкально-теоретических, музыкально-исторических и музыкально-педагогических знаний, накопление слушательского опыта, формирование эмоционального отношения к русской православной музыке; ценностное осмысление студентами знаний, слушательского опыта и эмоционального отношения к данному культурному феномену с собственных мировоззренческих позиций.

Содержание второго этапа формирования ценностного отношения к русской православной музыке представляет собой освоение студентами навыков педагогической интерпретации ценностного отношения к русской православной музыке, постижение принципов культурологического подхода к изучению музыки русской православной церкви и освоение методов диалогического общения как основы трансляции ценностей религиозной музыки в общеобразовательном процессе школьников.

Содержательной основой структурно-динамической модели формирования ценностного отношения студентов к русской православной музыке явился курс по выбору «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки».

Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение 2007-2008       и 2008-2009 учебных годов и состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Для диагностики исходного уровня сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке использовался комплекс заданий, которые были составлены в соответствии с выделенными показателями сформированности ценностного отношения студентов к русской православной музыке (таблица 1).

Анализ результатов выполнения заданий показал, что у большинства обследованных студентов были выявлены музыкальный и музыкально-педагогический низкий абстрактно-обобщенный уровень (52% и 68%), характеризующийся в целом положительным или отрицательным отношением студента к русской православной музыке без стилевой дифференциации, при этом студенты не смогли аргументировать свои музыкальные и музыкально-педагогические ценностные предпочтения. Показательно, что на высокий музыкальный одноаспектный и многоаспектный уровень указывали только    6% и 5% ответов обследованных студентов соответственно, а на высокий музыкально-педагогический интегрированный – ни одного ответа.

Исходя из полученных результатов констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования, был сделан вывод о том, что необходима специальная целенаправленная работа по формированию у студентов ценностного отношения к русской православной музыке в процессе их музыкально-педагогической подготовки.

Формирующий этап опытно-экспериментальной работы заключался в реализации модели формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке одновременно с освоением студентами курса по выбору «Аксиолого-педагогический подход к изучению русской православной музыки».

Первый раздел курса посвящен изучению студентами эволюции ценностного отношения к русской православной музыке в истории отечественной музыкальной культуры. В процессе изучения материала данного раздела происходило освоение студентами знаний о периодах становления ценностного отношения к русской православной музыке, а также о влиянии изменений ценностных ориентиров на содержание и методы музыкального образования православной ориентации в России в различные исторические эпохи. Немаловажным является накопление на рассматриваемом этапе интонационно-слухового опыта студентов в процессе слушания образцов православных песнопений различных стилей, влияющего на формирование их эмоционально-ценностного отношения к русской православной музыке. Для этого к теоретическому материалу лекционных занятий был подобран музыкальный материал. При его подборе мы руководствовались тем, что перечень образцов православных песнопений должен как можно более полно освещать процесс развития русской духовной музыки в рассматриваемые периоды.

В ходе освоения учебного материала первого раздела курса по выбору происходило ценностное осмысление студентами знаний и слухового опыта, заключающееся в естественном переходе чувства интереса, возникшего в процессе познания в «присвоение» будущими учителями музыкальной ценности русской православной музыки.

Второй раздел курса посвящен разработке студентами моделей музыкально-педагогической деятельности по внедрению в процесс общего музыкального образования изучения русской православной музыки. Разработке моделей музыкально-педагогической деятельности предшествовало освоение будущими учителями накопленного в теории и практике музыкального образования опыта приобщения школьников к музыке русской православной церкви; осмысление собственного отношения к русской православной музыке как к категории педагогики музыкального образования; освоение навыков педагогической интерпретации ценностного отношения к русской православной музыке, принципов культурологического подхода к изучению музыкального наследия русской православной церкви и навыков музыкально-педагогического диалога.

Помимо аудиторных занятий студентам предоставлялась возможность посещать уроки музыки в общеобразовательных школах, посвященные изучению русской православной музыки с целью ознакомления с педагогическим опытом по освоению школьниками данной части отечественной музыкальной культуры. Еще одной формой внеаудиторной работы в рамках освоения курса по выбору будущими учителями стало посещение хоровых концертов, в программу которых были включены песнопения русской православной церкви. Целью посещения концертов являлось ознакомление студентов с различными стилевыми направлениями русской православной музыки в исполнении различных по составу (взрослых и детских) и назначению (концертных и церковных) хоров. Будущим учителям также предлагалось посещать православные службы в храмах г. Липецка, Липецкой области и других регионов. Необходимо отметить, что если посещение уроков учителей общеобразовательных школ и концертов русской духовной музыки являлось обязательным для студентов, изучающих курс по выбору, то посещение церковных служб носило рекомендательный характер, так как обязательный характер данной формы внеаудиторной работы не допустим с этической точки зрения.

Сравнительный анализ результатов итогового контрольного обследования с результатами констатирующего обследования студентов позволил прийти к выводам о наличии общей положительной динамики: музыкальный уровень сформированности ценностного отношения студентов к русской православной музыке возрос от низкого абстрактно-обобщенного к среднему одноаспектному и многоаспектному уровню; показательно, что значительно возросло количество ответов, отнесенных к высокому одноаспектному и многоаспектному уровню; музыкально-педагогический уровень сформированности ценностного отношения студентов к русской православной музыке оказался наиболее представленным средним разнонаправленным уровнем; показателем положительной динамики также явилось значительное увеличение числа студентов, достигших высокого интегрированного уровня. Количественные данные результатов констатирующего и контрольного обследований приведены в таблице 3.

Таблица 3

Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения будущих учителей

к русской православной музыке

Музыкальный уровень

Музыкально-педагогический уровень

Констат. обслед.

Контр. обслед.

Конст. обслед.

Контр.

обслед.

Низкий
нейтральный

13%

0%

Низкий 

допрофессиональный

14%

0%

Низкий

абстрактно-обобщенный

52%

13%

Низкий

абстрактно- обобщенный

68%

10,5%

Средний
одноаспектный

11%

22%

Средний
одноаспектный

9%

14%

Средний
многоаспектный

13%

33%

Средний 

разнонаправленный

9%

62%

Высокий
одноаспектный

6%

15%

Высокий
интегрированный

0%

13,5%

Высокий
многоаспектный

5%

17%

Итак, можно констатировать, что в процессе освоения курса по выбору у всех студентов, принявших участие в формирующем этапе опытно-экспериментальной работы, сформировался тот или иной уровень ценностного отношения к русской православной музыке. Каждый студент, в ходе накопления знаний о русской православной музыке, об особенностях ценностного отношения к ней в различные исторические периоды, а также, обогащая свой слуховой опыт, выработал личностную оценку данной части отечественной музыкальной культуры. Также был выявлен достаточный уровень овладения будущими учителями навыками педагогической интерпретации ценностного отношения к русской православной музыке в их музыкально-педагогической деятельности; студенты показали понимание ими культурологической и педагогической ценности русской православной музыки, воспитательных, образовательных и развивающих целей ее изучения школьниками.

Таким образом, разработанная структурно-динамическая модель доказала свою эффективность в процессе формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке, что позволяет считать ее использование в системе вузовского музыкально-педагогического образования экспериментально обоснованным.

Осмысление хода и результатов проведенного теоретического и опытно-экспериментального исследования позволили нам сформулировать педагогические условия необходимые для эффективного формирования ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в процессе их профессиональной подготовки:

1. Учет и актуализация индивидуальных особенностей студентов (музыкальных способностей, жизненного опыта, мировоззренческой позиции по отношению к религиозному (православному) музыкальному искусству).

2. Стимулирование эмоционального постижения будущими учителями русской православной музыки в учебном процессе и во внеаудиторное время.

3. Применение методов активизации познавательной и творческой деятельности студентов: методы проблемного обучения, игровой метод (музыкально-педагогическая ролевая игра), дискуссионные методы (музыкально-педагогический диалог).

4. Организация проектировочной деятельности студентов, целью которой является создание будущими учителями творческого проекта – модели музыкально-педагогической деятельности будущих учителей по изучению русской православной музыки учащимися в общеобразовательной школе.

5. Формирование у будущих учителей толерантности и диалогичности, как основополагающих качеств, необходимых для трансляции ценности русской православной музыки в процессе общего музыкального образования школьников.

Проведенное исследование и положительные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют считать обоснованной разработанную структурно-динамическую модель, основу которой составила логика движения от познания будущими учителями сущности русской православной музыки и накопление ими слухового опыта, через ценностное осмысление знаний о данном культурном феномене, к педагогической интерпретации ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке в музыкально-педагогической практике.

Перспективы нашего исследования мы видим в продолжение системного изучения проблемы формирования ценностного отношения к русской православной музыке как к категории педагогики музыкального образования в условиях согласованности со светской педагогикой и системой российского образования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статья в журнале, входящем в список ВАК РФ:

1. Шаклеина И.П. Формирование ценностного отношения к русской православной музыке у студентов в процессе музыкально-педагогической подготовки / И.П. Шаклеина // Вестник Ярославского гос. ун-та им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. – 2010. – № 2 (12). – С. 68-71 (0,2 п.л.).

Статьи и тезисы докладов в сборниках научных трудов
и материалов научных конференций:

2. Шаклеина И.П. Древнерусская богослужебная музыка как часть национальной культуры / И.П. Шаклеина // Наука и образование: Материалы Всероссийской научной конференции. – Белово: Беловский полиграфист, 2003. – С. 382-386 (0,2 п.л.).

3. Прилепина (Шаклеина) И.П. Роль изучения истории древнерусского певческого образования в процессе профессиональной подготовки будущего учителя музыки / И.П. Прилепина // Становление музыкальной культуры специалиста в условиях педагогического образования: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛГПУ, 2005. – Ч. 2. – С. 50-54 (0,2 п.л.).

4. Прилепина (Шаклеина) И.П. Формирование духовной культуры личности будущего учителя музыки в условиях современной массовой культуры / И.П. Шаклеина // Воспитание культуры личности современного школьника и студента в системе музыкально-эстетического образования: Материалы региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛГПУ, 2006. –     С. 17-19 (0,15 п.л.).

5. Прилепина (Шаклеина) И.П. Культурологический подход к изучению русской духовной музыки в общеобразовательной школе / И.П. Прилепина // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы III Международной научно-практической конференции. – Тамбов, 2007. С. 123-125 (0,1 п.л.).

6. Прилепина (Шаклеина) И.П. К проблеме формирования ценностного отношения к русской православной музыке у будущих учителей / И.П. Прилепина // Формирование профессиональной культуры специалиста в условиях непрерывного музыкального образования: материалы I региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛГПУ, 2008. – С. 25-28 (0,1 п.л.).

7. Прилепина (Шаклеина) И.П. Уровни сформированности ценностного отношения будущих учителей к русской православной музыке / И.П. Прилепина // Формирование профессиональной культуры специалиста в условиях непрерывного музыкального образования: материалы I региональной научно-практической конференции. – Липецк: ЛГПУ, 2008. – С. 53-58 (0,4 п.л.).

8. Шаклеина И.П. Формирование ценностного отношения к русской православной музыке как условие становление личности будущего учителя / И.П. Шаклеина // Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. - Липецк: ЛГПУ, 2010. – С. 93-96 (0,2 п.л.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62028. Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья 26.63 KB
  Развитие координации гибкости силы Подготовленность учителя к уроку Конспект урока:учебный материал соответствует задачам урока последовательность и дозировка упражнений соответствуют полу возрасту уровню физической подготовленности занимающихся; продуманны организационно-методические моменты урока: методы обучения воспитания и организации занимающихся.
62033. Белки 31.29 KB
  К какой группе волокон относится капроновое волокно Где применяется полиамидное волокно капрон Изучение нового материала Строение: Белки это высокомолекулярные природные полимеры построенные из остатков α-аминокислот.