66386

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕЖПОКОЛЕННОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Автореферат

Психология и эзотерика

Идет процесс переоценки ценностей меняются ценностные представления. В переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче ценностей от старших поколений к младшим сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе.

Русский

2014-08-17

347.5 KB

4 чел.

PAGE  26

образец

интерпретация

предписания

транслирует

транслирует

Культурные ориентации

Ценностные ориентации

Усвоение

Выработка

Трансформация

трансляция

Т

пример

нормы

принципы

идеал

выбор

На правах рукописи

Шнуренко Татьяна Ивановна

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ  МОЛОДЕЖИ

КАК  РЕЗУЛЬТАТ МЕЖПОКОЛЕННОЙ  ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

19.00.05 - социальная психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Курск – 2009

Работа выполнена в Автономной некоммерческой организации

«Многоуровневом образовательном комплексе

«Воронежский экономико - правовой институт»

Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент

Степанова Галина Семеновна

Официальные оппоненты

доктор философских наук, профессор Когай Евгения Анатольевна      

                                                                     кандидат психологических наук

                                                           Непочатых Елена Павловна

           

 

Ведущая организация:

ГОУ ВПО                                                               «Тамбовский государственный             

университет имени Г.Р. Державина»

Защита диссертации состоится «16» ноября 2009г. в  14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.104.03 в ГОУ ВПО «Курский государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Курского государственного университета.

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Курский государственный университет»: www. kursk-uni.ru  «     » октября  2009г.  

Автореферат разослан «      »   октября  2009 г.

 Ученый секретарь

диссертационного совета Сухих Н.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

            Актуальность исследования. Одной из  важнейших задач современного  российского общества начала XXI века является обеспечение его самоидентификации и духовно-культурного самоопределения в соответствии с реалиями мирового развития. Это представляется возможным при ориентации не только на цели настоящего и будущего, но и при воздействии опыта прошлого, традиций отечественной и мировой культуры.

В России в конце ХХ - начале ХХI века происходят изменения, сопровождающиеся ломкой прежних политических, экономических и социальных процессов. В связи с социально-экономическими трансформациями, изменениям подвергаются и различные социально-психологические феномены, в том числе социальные нормы и ценностные ориентации. Идет процесс переоценки ценностей, меняются ценностные представления. Наряду с прежде доминантными формами появляются, формируются и внедряются новые  ценностные ориентации, соответствующие  новой социальной действительности.

 Несмотря на глубокие системные трансформации, происходящие в России, в менталитете русского народа сохраняются устойчивые черты национального характера.  Молодое поколение не только вырабатывает новые ценности, соответствующие времени, но и сохраняет традиционные базовые ценности или в неизменном виде, или в варианте трансфера. Таким образом, осуществляется механизм культурно-исторической преемственности поколений.

Жизнестойкость культуры зависит от непрерывного процесса трансляции ее стержневых принципов из поколения в поколение. В случае нарушения процесса передачи ценностных ориентаций культуры и отсутствия преемственности,  в обществе наступает   системный кризис.

        Сегодня старшее поколение, фундаментальные ценности которого сложились в советское время, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения советских нравственных принципов и новой рыночной морали. В связи с этим механизм преемственности претерпевает существенные изменения, поэтому актуальным становится выявление психологического  механизма  социокультурного наследования  ценностных ориентаций, анализ ценностных аспектов  взаимоотношений поколений.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблему преемственности поколений можно отнести к вечным проблемам человечества, так как во все времена к ней обращались представители различных наук.

       В отечественной научной литературе философские аспекты поколений рассматривались   в  трудах  Л.П.  Буевой,   Г.Г.  Дилигенского,   В.К.   Кантора,  

Д.В. Лезгиной, Е.В. Плотниковой, Л.А. Шевырноговой.

       Исторические аспекты представлены в трудах В.П. Данилова, Б.В. Дубина, Д.И. Олейникова.

       Социологические проблемы  взаимоотношения   поколений     рассмотрены      В.Т. Лисовским, Ю. Левадой, В.В. Семеновой, Т. Шаниным  и др.

       Психологические и социально-психологические     аспекты    поколений    поднимали       в   своих     трудах    А.И.      Афанасьева,     Е.Ю. Боброва,    Ю.Л. Василевский, А.С. Запесоцкий, И.С. Кон, .Э. Кибизова, Е.В. Плотникова, Е.М. Рахковская, Г.Л. Смирнов,  А.В.Толстых. 

       В западной научной литературе проблема взаимоотношений поколений  представлена    в   философских   трудах   Д. Дидро,   И.  Гердера,     В. Дильтея,

М. Хайдеггера, Х. Ортеги -и-Гассета, в исторических трудах Дж. Вико, в трудах по социологии К. Маркса, в психологических работах З. Фрейда, К. Юнга.

       Сегодня  проблема «отцов и детей» по-прежнему стоит остро. Однако ее проявления в современном  российском обществе носят иной характер. Эта проблема проявляется не столько в традиционном, демографическом, а в большей степени в психологическом  и культурно-историческом планах.     Основной круг современных проблем взаимоотношений поколений в российском обществе задается российской историей и переходным состоянием самого общества. Социальные изменения, вызвавшие качественные сдвиги в структуре ценностных ориентаций россиян, и русских в частности, не обошли и молодежь, в том числе самую восприимчивую к социальным переменам, интеллектуально динамичную ее часть - студенчество.

Молодежь,  по мнению Н.М. Лебедевой, М.Ю. Мартыновой, Е.С. Данилко составляет специфический субъект социальной и  этнополитической  деятельности, не только в силу возрастных особенностей, повышенной эмоциональности и легковерности, которые  успешно  используют  различные национальные и  политические  лидеры, но и в силу постоянно изменяющихся условий социализации. 

Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи представляется весьма актуальным, так как это завтрашний авангард страны, и от того, какие ценностные ориентации будут  восприняты и сформированы, во многом зависит перспектива развития России.

В связи с изменением ценностных ориентаций меняются механизмы социального наследования. В переходном российском обществе следует говорить не столько о традиционной передаче ценностей от старших поколений к младшим, сколько о разнонаправленном их участии в этом процессе. На межпоколенном уровне наряду с усвоением  базовых ценностей молодым поколением, происходит  в свою очередь  трансформация ценностной системы старших поколений.

Сегодня наблюдается нетипичная для многовековой практики России  картина взаимоотношений поколений. Для нее характерны следующие противоречия.

С одной стороны, в нестабильном обществе перед старшим поколением стоит проблема трансляции ценностей младшему поколению, с другой - для людей старшего поколения характерна деструктуризация внутренней информационно-смысловой сферы и переосмысление уже  осмысленного в сознании и эмоциональной сфере. В результате у старшего поколения  разрушается устоявшаяся модель человека с определенными ценностями, расположенными в устойчивой иерархии и соответствующей социально-экономическим условиям.

Противоречие усматривается так же в том, что прошлое для младшего поколения  утрачивает свою значимость, поэтому у молодежи нет основ для упорядочивания настоящего, а это является признаком внутриличностного кризиса.

Эти противоречия позволяют выделить проблему: как сохранить традиционные ценности русской культуры и передать их молодому поколению, не подавляя объективные, естественные механизмы трансформации и новообразования ценностных ориентаций молодого поколения, что является важнейшим условием развития общества. Другими словами, как обеспечить преемственность ценностных ориентаций, в чем заключаются социально-психологические особенности и  механизм  этого процесса, в какой степени ценностное поле  студенчества подвижно  и  поддается воздействию?

      Сущность проблемы нашла отражение в теме исследования: «Ценностные ориентации  студенческой молодежи как результат межпоколенной преемственности». 

  Анализ работ, посвященных изучению ценностных ориентаций, позволяет констатировать, что проблема является одной из центральных в психологии. Исследование ценностных ориентаций опирается на фундаментальную теоретическую и эмпирическую базу, созданную трудами отечественных  и зарубежных ученых. Она имеет междисциплинарный характер, формировалась представителями различных наук.

       Вместе с тем, обращение к названной проблематике требует современного рассмотрения в контексте российской модернизации. При этом следует отметить, что вне исследовательского поля до сих пор остается проблема анализа ценностных аспектов взаимоотношений поколений.

Целью исследования является сравнительный анализ структуры ценностей представителей младшего, среднего и старшего поколений для выявления социально-психологических особенностей и воссоздания механизма  преемственности ценностей  на поколенном уровне.

Объект исследования - ценности и ценностные ориентации представителей старшей, средней и младшей поколенных групп.

      Предмет исследования: межпоколенная преемственность  ценностных  ориентаций  студенчества, как представителя младшего поколения.

 Гипотеза: ценностные ориентации студенческой молодежи как  младшего поколения отражают ценностное поле старшего и среднего  поколений на основании  межпоколенной преемственности, заключающейся в ценностном взаимообмене, в избирательном отборе, сохранении, интерпретации и возможной трансформации ценностей старших поколений в соответствии с особенностями современной социокультурной ситуации в обществе. Ценностное поле молодого поколения подвижно и поддается целенаправленному  воздействию.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

1. Обобщить опыт исследования ценностей и ценностных ориентаций в философской, психологической, педагогической  литературе, а также уточнить понятие «поколение»;

 2. Проявить ценности различных поколенных групп и обозначить дифференцирующие и интегрирующие ценности;

        3. Выявить содержательные особенности ценностных ориентаций студенческой молодежи, степень их межпоколенной преемственности, а так же степень  подвижности/устойчивости;

  4.  Воссоздать механизм межпоколенной преемственности ценностных ориентаций и выявить его особенности в современных социокультурных условиях для оптимизации процессов межпоколенной преемственности в ценностном поле студенческой молодежи.

       Методологической основой исследования выступили: принцип культурного опосредования психики, поведения и сознания (Л.С. Выготский); историко-психологический   анализ   взаимодействия  личности с социальной средой (В.Г. Плеханов);   принцип   единства   сознания  и      деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев); концепция ценностей и личностных смыслов   (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев); авторские подходы в исследовании  ценностных  ориентаций (А.П. Вардомацкий, Р. Ингльхарт, Ч. Осгуд, М. Рокич, С. Шварц).    

       Теоретической основой исследования явились философские,  социологические, психологические положения, составившие общую теорию ценностей, отраженные в трудах отечественных и зарубежных философов, социальных и политических психологов, специалистов в области   этнопсихологии (И.Г. Дубов, В.Г. Крысько, С.В. Лурье, Т.Г. Стефаненко и др.), трудах    по  истории     и     этнографии     (Н.  Бердяев,     Б. Башилов, Б. Дубин,

А. Гудзенко,  В. Меженков,  И. Солоневич), трудах по проблеме преемственности поколений (С.Н Иконникова,   И.С.  Кон,    В.Т.  Лисовский,     К.  Мангейм,   М. Мид,    Х. Ортега-и-Гассет, А. Тойнби).  

Для достижения поставленных  целей и задач, в соответствии с особенностями исследуемого феномена, были использованы следующие   методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, опирающийся на принципы  анализа и синтеза, категоризации, классификации, схематизации, наблюдение, опрос, а также психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций: тест культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенда в адаптации Л.Г. Почебут, диагностика полимотивационных тенденций в «Я – концепции» личности С.М. Петровой, опросник структуры ценностей (PVQ) С. Шварца, «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина (ОТеЦ), тест О.И. Моткова «Ценностные ориентации», методика С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».

Для обработки полученных данных использовались статистические методы: корреляционный анализ, t-критерий Стьюдента для проверки значимости различий, подсчитывались средние арифметические значения, процентная выраженность, проводился качественный анализ полученных данных.

Опытно-экспериментальная база. Эмпирическое исследование и анализ полученных данных проводились на базе Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института. В исследовании приняли участие: молодое поколение - студенты, среднее поколение - рабочие и служащие предприятий города Старый Оскол, являющиеся родителями студентов,  а также  старшее поколение – пенсионеры, которые являются по отношению к студентам прародительским поколением.  Всего в исследовании приняли участие 210 человек. Преобладающее большинство испытуемых (94%) отнесли себя по самоопределению к русской национальности, поэтому можно говорить об особенностях ценностных ориентаций русских. 

Работа осуществлялась в три этапа.

I этап (2003-2004 гг.) - поисковый. В рамках этого этапа была определена проблема исследования и ее актуальность. Данный этап включал в себя теоретический анализ, обобщение  отечественных и зарубежных литературных источников и экспериментальных исследований по изучаемой проблеме.

II этап (2005-2006 гг.) - констатирующий. В его ходе разрабатывался  научный аппарат исследования: были определены цели, задачи исследования,  предварительно сформулирована гипотеза, определялись методы эмпирического исследования, их надежность и эффективность, была проведена диагностика   особенностей ценностных ориентаций поколенных  групп.  

III этап (2007-2008 гг.) - аналитический. На этом этапе была окончательно сформулирована гипотеза, анализировались и систематизировались полученные данные эмпирического исследования, оформлялись результаты проведенного исследования, статистически проверялась выдвинутая гипотеза.

 Научная новизна работы состоит в том, что:

-проявлены особенности ценностных ориентаций поколенных групп;

-выявлены социально-психологические особенности межпоколенной преемственности в зависимости от социокультурных условий;

-определена  степень  преемственности ценностных ориентаций студенческой молодежью;

-обозначены  возможные  условия воздействия на ценностное поле студентов. 

 Теоретическое значение работы заключается в том, что формирование ценностных ориентаций рассматривается не как отрицание ценностей предшествующих поколений, а как процесс преемственности, имеющий взаимовлияющий поколенный характер; воссоздан психологический механизм передачи ценностей на межпоколенном уровне; определены этапы  межпоколенной преемственности ценностных ориентаций; обозначены  возможные  пути оптимизации   межпоколенной преемственности  в ценностном поле студенческой молодежи.

Практическая значимость исследования состоит в  определении  характера межпоколенной преемственности, ее потенциальных возможностей  и ограничений. Знание тенденций в изменении ценностного сознания социально-демографических групп и студенческой молодежи, в свою очередь, делает реальным прогнозирование развития общественно-политических  процессов. Возможно использование результатов исследования при построении концепции воспитательной работы, лекционных курсов, семинарских занятий по социальной, возрастной, педагогической психологии, социологии,  культурологии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Несмотря на изменения, которые происходят в стране, в  ценностном поле  студенческой молодежи  как  младшей поколенной группы   сохраняются устойчивые и типичные черты национального характера, проявляющиеся в таких базовых ценностных ориентациях, как «доброжелательность», «помощь и милосердие», «самопожертвование», «любовь», «сострадательность», «терпеливость», «мужество», «искания правды», «совесть», «мечтательность», «выносливость»  и др.

2. Стабильность  базовых  ценностей обеспечивается  механизмом межпоколенной преемственности в формировании ценностных ориентаций, который заключается в избирательном отборе, сохранении, интерпретации и возможной трансформации ценностей старших поколений в соответствии с особенностями современной социокультурной ситуации в обществе и регионе.

3. Своеобразие  механизма преемственности  ценностных ориентаций в современной России проявляется в  противоречии между задачей трансляции ценностей младшему поколению и деструктуризацией ценностного поля старшего поколения;  ценностное поле старшего  поколения в большей степени отражает  ценности  традиционной  культуры;

4. Ценностное поле студенческой молодежи  подвижно, изменчиво, что позволяет организовывать психологическое воздействие на него путем оптимизации процесса межпоколенной преемственности.

Апробация работы. Основные идеи исследования сообщались на заседании кафедры психологии Воронежского экономико-правового института, на межрегиональном  семинаре аспирантов  (Тамбов, 2007), на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов» (Воронеж, 2007), на международной научно-практической конференции аспирантов и докторантов «Актуальные проблемы современной психологии» (Воронеж, 2008), на международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание: светский и православный подход» (Белгород, 2008), на всероссийской научно-практической конференции «Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы» (Губкин, 2008).

Внедрение результатов. Результаты исследования используются в учебном процессе Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института при чтении курсов «История России», «Социология», «Культурология», «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации», в воспитательной работе, в консультировании педагогов школ по вопросам современного состояния ценностных ориентаций молодежи. 

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов, заключения, списка источников и литературы,  приложений.  

Содержит 17 таблиц и 10 рисунков.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель, гипотеза и задачи работы, методологические основы, положения, выносимые на защиту,  названы методы

и этапы исследования, раскрываются новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов диссертационного исследования.

В первой главе диссертации «Теоретико-методологический анализ ценностей и ценностных ориентаций» рассматриваются ценности и ценностные ориентации как психологический феномен, преемственность культурно-исторических ценностей как механизм формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи, дается анализ экспериментальных исследований ценностей в России и за рубежом.

Проблемой      дефиниции    «ценность»    занимались    Б.Г.   Ананьев, С.С.  Бубнова,   Г.П.   Выжлецов,    Н.А.  Журавлева,     А.Г.  Здравомыслов, Д.А. Леонтьев,     В.П. Тугаринов,    В.А. Ядов,   М.С. Яницкий и др. В литературе насчитывается около четырехсот определений понятия «ценность», в которых осуществляются разнообразные подходы и стороны данной проблемы. В этой связи в исследовании уточнено понятие «ценность», которое трактуется как значимые для личности (необходимые для удовлетворения потребности) предметы и явления окружающей действительности. Ценности часто понимаются как цели, к которым стремится человек, идеалы и нормы его жизнедеятельности.

       Теоретические концепции второй половины ХХ века  раскрывают психологическую природу ценностей через введение понятия «ценностные ориентации личности», которые представляют собой системное образование,  обладающее субъективностью, структурностью, иерархичностью, избирательностью, динамичностью и устойчивостью. Несмотря на обилие подходов в   исследованиях ценностных ориентаций, в контексте темы диссертационного исследования предпринят поколенный подход. В связи с этим осуществлен анализ понятия «поколение» и феномена преемственности поколений.

Поколение определяется как возрастная группа людей, формирование характера которой, происходит под влиянием определенных исторических событий, экономических и культурных условий, что определяет общность и сходство некоторых личностных характеристик в результате сходного для представителей данного поколения социального опыта.

Преемственность поколений следует понимать как объективно-исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурно-исторических ценностей, определяемых общностью социальных условий и  исторических задач.

В исследовании воссоздан механизм межпоколенной преемственности, выявлена последовательность этапов  преемственности культурно-исторических ценностей. Схема  механизма  межпоколенной преемственности представлена в рисунке 1.

Рис. 1. Механизм межпоколенной преемственности ценностных ориентаций

 Преемственность ценностных ориентаций от поколения к поколению начинается:

  •  от передачи старшими поколениями культурных ориентиров через пример – с помощью образца деятельности, к передаче посредством имени (слова), которое означает переход к вербальным способам трансляции культуры;
  •  далее - к усвоению младшим поколением норм и предписаний старших поколений;
  •  затем через трансформацию усвоенных ценностей старших поколений, посредством выбора и интерпретации этих ценностей, к выработке новых идеалов и принципов, соответствующих новым историческим и социально-экономическим условиям;
  •  и, наконец, к трансляции новых выработанных ценностных ориентаций, основанных на ценностях предшествующих поколений, но при этом максимально адаптированных молодым поколением к  новым историческим условиям.

Механизм преемственности  имеет циклическую логику. Процессы  преемственности ценностных ориентаций последовательны, они возникают в указанном порядке и повторяются в каждом поколении заново. 

Следует обратить внимание на то, что данные этапы механизма преемственности характерны для стабильного общества. В обществах, где отмечаются кризисные состояния или фиксируется слом общественной системы, происходит трансформация ценностных ориентаций населения, изменение отношений между поколениями и, как результат, нарушается или трансформируется механизм преемственности.

В результате анализа литературы по теме исследования  были выявлены особенности механизма преемственности:

-ценностная система личности формируется в процессе социализации путем интериоризации – присвоения  культурных идеалов, которые являются  продуктами  культуры, характерными для данного общества;

-важным механизмом передачи устойчивых элементов опыта от поколения к поколению выступает традиция;

-механизм культурно-исторической преемственности осуществляется через базовые ценности, которые преемник узнает, усваивает и развивает в своей жизни;

-преемственность поколений  носит  как осознанный, так и неосознанный характер и имеет сложную структуру, которая характеризуется непрерывностью, последовательностью, поступательностью,  относительным постоянством, отклонением от однозначной ретрансляции, творчеством и инновациями;

-индивид избирательно впитывает из общественного сознания знания, нормы, ценностные представления, часть из них принимает, а часть отвергает и на основании творчески осмысленного, молодое поколение создает новые ценности;

-социально–экономические условия формируют социальные потребности личности, интересы, установки, ценностные ориентации. Они, в свою очередь, проявляются в объективной деятельности индивидов как оценка общественных явлений и реальное поведение, которое можно рассматривать как выражение ценностных ориентаций личности в конкретных условиях, от которых зависит возможность их реализации;

-механизм преемственности ценностных ориентаций предполагает противостояние и конфликт.

Все исследования по изучению ценностных ориентаций можно разделить на два основных направления: традиционное и модернистское.

В рамках традиционного направления осуществлены эмпирические исследования ценностных ориентаций представителями культурной антропологии (М. Мид, Ч. Осгуд), разработавшими метод семантического дифференциала; Э. Шпранглером, который ввел шесть шкал ценностей: красоты, правды, необходимости, власти, любви    и     религии; Ч. Моррисом, создавшим шкалы ценностей, которые определялись как «способы жизни», как некоторые комплексы желаний и устремлений, сопряженные с этическими и религиозными нормами. Кроме того, М. Рокичем и Р. Вильямсом были предложены методы ранжирования ценностей и типология ценностных изменений. Одним из наиболее фундаментальных подходов к исследованию особенностей ценностной сферы личности в современной психологии является теория универсального содержания и структуры ценностей, предложенная С.Шварцем и У. Билски. В рамках этого подхода ценности рассматриваются как убеждения или понятия, связанные с внеситуативным желаемым конечным состоянием или поведением человека и выполняющие функцию управления выбором или оценкой линии поведения.                        

Модернистское направление в исследованиях ценностных ориентаций связано с именем американского политолога Р. Ингльхарта, предложившего методику изучения глобальных сдвигов ценностной системы человечества от материальных к постматериальным ценностям. Под материальной ориентацией понимается ориентация на экономическое благополучие и защищенность, а под постматериальными ценностями - ориентация на социальные, эстетические и экологические аспекты жизни. Предпочтение постматериальных ценностей коррелирует с уровнем достигнутого жизненного стандарта.                                                                                                             

Анализ научной литературы показывает, что есть многочисленные данные о сохранении базового ядра ценностей в условиях модернизации обществ и изменении их иерархии в ценностной системе личности. Перспективным видится комплексное исследование ценностных ориентаций с учетом культурно-исторических особенностей и социально-экономических условий их формирования. Это дает основание для исследования специфической логики и психологических механизмов ценностной регуляции.

Во второй главе «Межпоколенная преемственность ценностных ориентаций» дано описание условий и этапов исследования, обоснование применявшихся методов исследования, отражены результаты констатирующего исследования, заключающегося в диагностике и сравнении особенностей  ценностных ориентаций старшего, среднего и младшего поколений, выделены дифференцирующие и интегрирующие поколенное взаимодействие ценности,  опровергнуто утверждение о «разрыве» поколений на ценностном уровне, составлены психологические портреты поколений, выявлен дефицит традиционных ценностей в ценностном поле младшей поколенной группы.         

Проанализированные социально-психологические характеристики молодого поколения позволили  сделать предположение о возможности  воздействия  на ценностную  систему студенческой молодежи.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования и отражающих основные характеристики ценностных ориентаций:

- для выявления  субъективных  представлений о принадлежности исследуемых нами поколений к определенному типу культуры использовался тест   культурно - ценностных     ориентаций      Дж. Таусенда   в      адаптации Л. Г. Почебут ;

-для изучения мотивационной сферы исследуемых поколений использовалась диагностика полимотивационных тенденций в «Я – концепции» личности С. М. Петровой;

-ценностно-мотивационная структура исследуемых поколенных групп изучалась с помощью опросника структуры ценностей (PVQ) С. Шварца, позволившего выявить ценности на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов;

-для получения дополнительной характеристики ценностных предпочтений исследуемых нами поколений и для изучения особенностей терминальных ценностей, а также  для соотнесения их с особенностями  ценностной системы исследуемых нами поколений использовался «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина (ОТеЦ);

-для выявления значимости и осуществления системы ценностных ориентаций личности применялся тест О.И. Моткова «Ценностные ориентации»;

-для определения структуры ценностных ориентаций исследуемых поколений в  реальных условиях жизнедеятельности применялась методика С.С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности».

Надежность результатов достигалась путем статистической обработки данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена и t-критерия Стьюдента.

На констатирующем этапе в исследовании приняли участие 210 человек. Из них 78 студентов социально-экономического факультета Старооскольского филиала Воронежского экономико-правового института,  родители студентов – 64 человека (рабочие и служащие предприятий г. Старый Оскол) и прародительское поколение по отношению к студентам 68 человек (пенсионеры, жители г. Старый Оскол).  Преобладающее число  испытуемых (94%) отнесло себя по самоопределению к русской национальности, поэтому можно говорить о выборке русских испытуемых.

Предметом диагностики стало выявление особенностей ценностных представлений исследуемых поколенных групп. На основании обобщения результатов диагностики по вышеперечисленным  методикам составлены психологические портреты поколений.

Студенческая молодежь, как младшее поколение - является выразителем ценностей современного типа культуры, проявляет нежелание прогнозировать будущее, ориентировано на достижения, трудовую активность, материальный достаток. Образование определяет как средство достижения материального и жизненного благополучия,  проявляет мотивацию на индивидуализацию и самостоятельность. Для студенческой молодежи важны семейные ценности, проявление позитивного отношения к людям, потребность в общении и дружбе, проявление добра, милосердия, ответственности. При этом молодежь выражает гедонистические устремления, недоверие к правосудию, дистанцированность от власти и проявляет «двойной стандарт» поведения, при котором расходятся представления о нормах поведения и само поведение. Для ценностного поля молодого поколения характерна слабо выраженная ценность традиций. Поведенческие  установки студенчества связаны со стремлением к новому, к переменам в жизни.

Среднее поколение - носитель современной культуры. Значимой жизненной сферой является профессиональная жизнь. Среднее поколение оптимистично, готово преодолевать трудности, проявляет стремление к  переменам в жизни, нацелено на счастливую семейную жизнь, склонно оказывать помощь и проявлять  милосердие, понимание, терпимость, иметь теплые и заботливые отношения с людьми. Любовь играет значимую роль в  жизни, также, как и следование нравственным принципам. Представители среднего поколения не склонны проявлять гедонистические мотивации. В ценностном поле присутствует «двойной стандарт», низкая социальная активность, противоречивое отношение к правосудию и дистанцированность от власти.

Старшее поколение – также является носителем  ценностной структуры современной культуры, направленной на настоящее. Приоритетное положение занимают семейные ценности. Проявляя альтруистическую мотивацию, пожилые люди готовы помогать людям, делать добро. Значимость имеет духовное удовлетворение, стремление к глубокому взаимопониманию с членами семьи, теплые заботливые отношения. Важен  авторитет и уважение других людей. Любовь считается главным условием семейного благополучия. Предпочитается размеренный образ жизни. Проявляется мотивация на стереотип в поведении, тем самым, выражается коллективистская направленность, трудолюбие. Старшее поколение в полной мере не является носителем традиций. Материальное благосостояние важно как условие жизненного благополучия семьи. Люди старшего поколения являются носителями «двойного ценностного стандарта», не проявляют гедонистические мотивы, дистанцируются от власти, не стремятся к высокому социальному статусу и мало интересуются прекрасным.

В результате диагностики ценностей старшего поколения не подтверждено положение о том, что ценностное поле старшего  поколения в большей степени отражает  ценности  традиционной  культуры. Старшее поколение, проживающее в центральной области России отражает общую тенденцию его положения в российском обществе. Таким образом,  некорректно характеризовать старшее поколение исключительно как носителя традиционного, ориентированного на коллективное, общинного  сознания.

 В ходе диагностики особенностей ценностных предпочтений поколенных  групп выявлены интегрирующие ценности, объединяющие молодое поколение и старшие поколенные  группы, которые лежат в основе межпоколенного диалога. Это ценности, направленные на других людей: «альтруизм», «доброта», «помощь и милосердие к другим людям»; ценности, характеризующие жизненную позицию: «жизненная активность», «авторитет»; ценности, отражающие отношение к благосостоянию: пренебрежение к богатству на уровне традиции, значимость высокого материального благосостояния на уровне индивидуальных приоритетов.

Выявлены дифференцирующие ценности, затрудняющие межпоколенный диалог: «достижения», «стимуляция», «конформность», «роскошная жизнь», «известность и популярность». Дифференцирующие ценности, на наш взгляд, обусловлены как особенностями современной социокультурной ситуации в России, так и возрастными особенностями студенчества. Несмотря на наличие дифференцирующих ценностей можно утверждать, что принципиального «разрыва» поколений в сфере ценностных ориентаций не наблюдается.  Имеет место общая тенденция в сфере базовых ценностей - норм и большее различие в сфере индивидуальных приоритетов.

Для выявления особенностей протекания процесса преемственности был проведен корреляционный анализ показателей взаимоотношений поколений на ценностном уровне. Успешность процесса преемственности младшим поколением ценностей старших поколений  определялась структурированностью и действенностью их системы ценностей.

 Под структурированностью ценностного поля понимается  взаимосвязь между  ценностью как нормой и  реализацией ее в поведении на уровне индивидуальных  приоритетов. Для выявления степени структурированности ценностной системы студенчества, средней и старшей поколенных групп был применен метод ранговой корреляции Спирмена между ценностями, представленными на уровне нормативных идеалов и ценностными предпочтениями на уровне индивидуальных приоритетов. Значение корреляций между рангами значимости нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов  поколенных групп  представлено в таблице 1.     

 Таблица 1

Значение корреляций между рангами значимости нормативных идеалов и

индивидуальных приоритетов по тесту (PVQ) С. Шварца.

Младшее поколение

Среднее поколение

Старшее поколение

r=0,2

P>0,05

r=0, 61

p>0, 05

r=0, 35

p>0, 05

Слабая

теснота связи

Достаточная

 теснота связи

Умеренная 

теснота связи

Студенческая молодежь  показывает выраженную противоречивость ценностного поля, которое находится в стадии формирования.  

Старшая и средняя поколенные группы имеют статистически значимую положительную связь между ценностями на уровне нормативных идеалов и ценностями индивидуальных приоритетов. При этом, большую структурированность ценностного поля демонстрирует средняя поколенная группа по отношению к старшему поколению. Такие данные могут быть проинтерпретированы как отражение современной социокультурной ситуации. В современных социально-экономических реалиях ценности на уровне нормативных идеалов старшего поколения мало востребованы и на уровне поведения это поколение не имеет достаточной возможности ими руководствоваться.

Существенное значение в процессе преемственности ценностей имеет этап овладения традициями и ценностными нормами общества. В рамках исследования действия механизма преемственности установлена статистически значимая связь ценностных представлений исследуемых поколений на уровне нормативных идеалов.

Анализ ранговой корреляции нормативных идеалов в парах поколений, участвующих в процессе преемственности ценностных ориентаций представлен в таблице  2.

                                                                                                           Таблица 2

Значения корреляции между рангами значимости нормативных идеалов поколенных групп по тесту (PVQ) С. Шварца

Поколенные группы

r

p

Нормативные идеалы старшего поколения и среднего поколения

r=0,55

p<0,05

Нормативные идеалы среднего поколения и младшего поколения

r=0,42

p>0,05

Нормативные идеалы старшего поколения и младшего поколения

r=0,48

p<0,05

 

         Отметим ценностную связь студенческой молодежи со средним  и  старшим поколениями, а также связь среднего и старшего поколений. Наблюдается непрерывная, от старшего к среднему и младшему   поколениям    ценностная преемственность на уровне нормативных идеалов общества.              

         Обращаясь к механизму преемственности можно утверждать, что таким образом осуществляется этап передачи старшими  поколениями культурных ориентиров и усвоение младшим поколением норм и предписаний старших поколений.

В ходе исследования  процессов  преемственности определялась взаимосвязь индивидуальных приоритетов студенчества и ценностных норм старших поколений. Корреляционный анализ ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов  свидетельствует о наличии слабой связи между индивидуальными     приоритетами   студенческой молодежи и нормативными идеалами среднего поколения  (r=0,07; р>0,05)  и отрицательной связи индивидуальных приоритетов младшего поколения  и ценностей старшего поколения на уровне нормативных идеалов (r=-0,55; р>0,05).

Этот факт свидетельствует о том, что процесс преемственности  включает в себя процессы противостояния ценностных представлений отдельных поколенных групп, которые могут интерпретироваться как незавершенный процесс преемственности младшим  поколением ценностных ориентаций старших поколений, как динамично протекающий процесс интериоризации.

В соответствии с выявленным  механизмом преемственности, на уровне индивидуальных ценностных  приоритетов мы наблюдаем этап выбора и интерпретации ценностных нормативов с точки зрения их индивидуальной значимости у студенческой молодежи.

В ходе исследования выявлена статистически значимая связь между нормативными идеалами старшего поколения и индивидуальными приоритетами среднего поколения (r=0,82; р>0,01). Это свидетельствует о том, что ценности старшего поколения на уровне нормативов взаимосвязаны с ценностями  средней поколенной группы на уровне индивидуальных приоритетов, т.е они интериоризированы средним поколением, что еще раз подтверждает существование непрерывной, от старшего к среднему   поколению  ценностной преемственности.

Важное значение в процессе преемственности имеет факт отбора, в процессе которого осуществляется пересмотр ценностей старших поколений.  В данном случае старшие поколения демонстрируют младшему поколению свои ценности, которые являются для младшего поколения ценностями среды. При этом, транслируемые ценностные нормы, как правило, интерпретируются при их усвоении молодым поколением, и  лишь затем становятся  ценностными убеждениями этого поколения.  

В ходе исследования изучалась возможная взаимосвязь терминальных ценностей поколенных групп. В результате корреляционного анализа в паре студенческой молодежи и старшего поколения выявлена меньшая  ценностная связь(r=0,48; p>0,05), а в паре среднего и младшего поколений более тесная связь терминальных ценностей (r=0,69; p>0,05). При этом, наиболее тесная связь отмечается в паре среднего и старшего поколения (r=0,79; p>0,05). Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь в выборе  целей жизни, ближе к среднему, или родительскому поколению, чем к прародительскому, старшему поколению.

В рамках  диагностики реальной структуры ценностных ориентаций личности был проведен анализ соотношения реальной структуры ценностей исследуемых поколенных групп. В результате выявлена статистически значимая связь реальной структуры ценностей студенческой молодежи и среднего поколения (r=0,75;  р<0,01), высокая статистически значимая связь реальной структуры ценностей среднего и старшего поколений (r=0,9;  р<0,001) и несколько  менее тесная корреляционная  связь в паре студенческой молодежи и старшего поколения (r=0,73;  р<0,05).

Таким  образом,  выявлен  преемственный характер ценностных  ориентаций  студенческой молодежи на уровне нормативных, терминальных ценностей, а так же на уровне реальной структуры ценностей. При этом  студенчество по уровню преемственности ближе к  среднему поколению, чем к старшему. Противоречия наблюдаются на уровне межпоколенной преемственности ценностей как  индивидуальных приоритетов.

В результате проведенной диагностики можно говорить о высоких корреляционных связях в ценностных ориентациях старшего и среднего поколения, что может свидетельствовать о завершении процессов преемственности ценностных ориентаций в этих группах, и меньших связях между старшей и младшей, средней и младшей группами, что говорит о динамичности процессов преемственности ценностных ориентаций.

Слабая корреляционная связь между старшей и младшей группами  является следствием процессов трансформации в ценностных ориентациях молодого поколения и показателем такого этапа преемственности, как  выработка новых ценностных ориентаций, основанных на ценностных нормативах предшествующих поколений, но при этом отражающих особенности современной социокультурной  ситуации в обществе и регионе.

В ходе исследования особенностей механизма преемственности  исследовалось отношение студенческой молодежи к взглядам родителей. Результаты анализа представлены в таблице 3.

Таблица 3

Отношение молодежи к взглядам родителей

(в % отношении)

Разделяют ли студенты взгляды родителей

по следующим вопросам

Да

Нет

Отношение к работе

80,4

19,6

Отношение к религии

64,4

35,6

Моральные правила

60,9

39,1

Отношение к социальным проблемам

67,9

32,1

Политические взгляды

60,5

39,5

Отношениет к сексу

41,5

58,5

В целом  студенческая молодежь разделяет взгляды родителей, ориентируется на их мнение, так как ценностное поле младшего поколения включает в себя в большей степени ценности среднего поколения, т.е. ценности, которые они воспринимают от своих родителей в процессе  воспитания в семье, которая  остается важнейшим социальным институтом, обеспечивающим межпоколенную  преемственность.

В ходе исследования выявлена слабая межпоколенная интеграция  ценностей в паре старшего и младшего поколений. Для дополнительного анализа ценностных систем этих поколений, студенческой молодежи и старшему поколению предлагалось ответить на вопрос: «Как вы представляете счастье в старости?» Результаты  опроса  представлены в рисунке 2.

Рис. 2.  Составляющие счастья в представлении старшего  и      младшего поколений

Из полученных  данных  видно несоответствие ожиданий студенческой  молодежи  и  реального отношения старшего поколения к молодому. Молодое поколение предполагает, что счастье пожилых людей состоит в наличии внуков, в осознании, что внуки счастливы, а также в полезности для близких людей. Эти представления  молодого поколения о счастье в старости существенно отличаются от мнения самих пожилых людей, о том, что такое счастье.

Для людей старшего поколения составляющими счастья оказались собственное здоровье, материальная обеспеченность и покой. При этом, счастье  и здоровье внуков менее значимы, чем, например, материальная обеспеченность.

Такие данные показывают, на наш взгляд, одну из причин  недостаточной эффективности  процессов межпоколенной  преемственности ценностных ориентаций от старшего поколения к  младшему. Категоричность,  ориентация  только на свои интересы, несоответствие взаимных ожиданий разрушают возможность понимания и диалога между поколениями, что ведет к усилению напряженности.  

В соответствии с выявленными этапами межпоколенной преемственности нами проверялось положение об обратном влиянии ценностей студенческой молодежи как младшего поколения на старшее поколение.

На вопрос, который был предложен представителям старшей поколенной группы: «Чему старшее поколение может научиться у младшего поколения?», 79% испытуемых ответили - освоению различного рода компьютерных  технологий и  других  технических инноваций. Считают, что им у молодого поколения учиться не чему 21% испытуемых. Ответы  показывают, что старшее поколение в большей своей части не отрицает  обратного влияния молодого поколения, но это влияние имеет достаточно узкий и однонаправленный характер.

Слабая ценностная связь межпоколенных отношений младшего и старшего  поколений связана, на наш  взгляд, с социокультурными особенностями  России, а именно с положением  прародительского  поколения  в системе межпоколенных отношений, имеющего исторические корни. Умаление ценностного наследия старших  поколений наблюдалось в России на протяжении длительного периода, что непосредственно повлияло  на  статус  старшего поколения как транслятора ценностей. 

 В результате анализа полученных данных, установлены как объективные, социально-психологические, так и субъективные факторы, влияющие на преемственность молодым  поколением ценностных ориентаций старшего и среднего поколений.

К факторам, влияющим на межпоколенную преемственность  относятся:          - степень  структурированности ценностного поля прародительского и            родительского поколений;       

-   интегрирующие ценности, способствующие диалогу поколений;  

-   дифференцирующие ценности, разъединяющие поколения;

-   субъективные  взаимные ожидания и представления  поколений друг о друге; - социокультурная     ситуация, определяющая положение старшего             поколения в процессе преемственности ценностных ориентаций.   

     Анализ межпоколенных взаимоотношений выявил противоречивую картину: с одной стороны наблюдается непрерывная преемственность нормативных ценностей от старшего к среднему и младшему поколениям, с другой,  расхождения в области ценностей - индивидуальных приоритетов между поколениями.

       Значительное расхождение наблюдается между младшим и старшим поколениями. Это говорит о динамичности ценностного поля студенческой молодежи как младшей поколенной группы, идущих процессах интериоризации и выработке новой  иерархии ценностей, а так же о возможности целенаправленного воздействия на ценностное поле  младшего  поколения с целью оптимизации процессов межпоколенной преемственности в ценностном поле студенческой молодежи.

        Достижение  оптимизации преемственности  ценностных  ориентаций возможно, на наш взгляд, в рамках  учебной  деятельности, которая  является преобладающей  деятельностью студентов,  и в условиях которой возможно реализовать  достаточно  широкий  диапазон  воздействий. В частности, обращение к содержанию  и культурно-историческим  истокам ценностей старших поколенных групп в рамках конкретных  учебных  курсов, выстроенных содержательно и структурно в соответствии  с  механизмом  межпоколенной  преемственности,  может компенсировать недостаточность трансляции традиционных ценностей со стороны старшего поколения, способствовать изменению статуса старшей поколенной группы в сознании молодого поколения.

 Учитывая данные, полученные в ходе констатирующего этапа, выявившего дефицит трансляции традиционных духовных ценностей  студенческой молодежи, в качестве  средства  воздействия на ценностную сферу, был разработан  междисциплинарный учебный курс «Историко – культурные и духовные основы  российской  цивилизации».

Реализация механизма преемственности базовых ценностей русского народа осуществлялась с помощью отражения в содержательной стороне  названного модульного учебного курса традиций, ценностных норм и особенностей национального характера русского народа, выработанного в ходе его исторического прошлого. Содержание курса позволило привлечь внимание студентов к таким нравственным категориям и понятиям, как долг, честь, совесть, благородство, толерантность, милосердие, добро, служение Отечеству, которые рассматриваются как базовые ценности  русского народа, а так же к их  культурно-историческим  истокам.

        Структура   учебной  программы   позволила   реализовать такие этапы преемственности ценностных ориентаций, как предъявление примера и культурного  образца  деятельности, усвоение культурных  норм, предписаний и традиций,  избирательность и  интерпретация  ценностных норм и принципов.  У  студентов в ходе учебной деятельности была возможность свободного выбора, уточнения, усвоения, трансформации, выработки ценностных ориентаций. В  частности, для демонстрации примера и образца использовался метод опосредованного общения и влияния на ценностные ориентации студенческой молодежи через рекомендуемые для анализа  произведения искусства и литературы, философскую мысль и историю. В рамках  лекционных  занятий осуществлялась  вербальная  трансляция  ценностей культуры. В рамках  семинарско-практических   занятий  реализовывался  этап усвоения культурных норм и предписаний.  При реализации  программы использовались активные формы проведения  семинаров, проводимые в  форме саморефлексии, диалогов и дискуссий, коллегиального обсуждения проблем духовной жизни российского общества в его историческом прошлом, настоящем и будущем.  Это, в свою очередь, создавало возможности для реализации такого элемента механизма межпоколенной преемственности  как избирательность и интерпретация ценностных ориентаций. В целом, в основу программы  был положен проблемный принцип, курс «Историко-культурные и духовные основы российской цивилизации»  был   направлен на создание условий для свободного выбора высших ценностей через усложнение системы личностных  ценностных конструктов. 

По  окончании выполнения программы учебного курса была проведена повторная диагностика с помощью опросника терминальных  ценностей ОТеЦ И.Г. Сенина, диагностики    реальной    структуры   ценностных   ориентаций    личности С.С. Бубновой, опросника   структуры  ценностей  (PVQ) С. Шварца.

Результаты сравнения с данными, полученными в ходе констатирующего этапа, показали   значимую динамику как  в области терминальных ценностей и реальной структуры ценностей, так и  в соотношении нормативных ценностей и  ценностей как индивидуальных приоритетов.

В области терминальных ценностей понизилась значимость ценности «высокое материальное положение», повысилась значимость ценности «развитие себя» большую значимость для студентов приобрела ценность «духовное удовлетворение»

Анализ  реальной структуры ценностей показал статистически значимые различия  по ценностям, которые в процессе учебной деятельности снизили свои показатели: «приятное времяпрепровождение, отдых» (t=3,25; р<0,01), «высокое материальное благосостояние» (t=3,56; p<0,01); «высокий социальный статус и управление людьми» (t=3,99  p<0,001).

В ходе исследования обнаружена динамика в плане сближения реальной структуры ценностей студенческой молодежи и среднего поколения, а также студенческой молодежи и старшего поколения (Таблица 4).

                                                                                                            Таблица 4

Значения корреляции  значимости  реальной структуры ценностных ориентаций на межпоколенном уровне до и после выполнения

программы учебного курса 

Поколенные группы

До

После

Реальная структура ценностей младшей и средней поколенных групп

r=0,75

p<0,01

r=0,88

p<0,001

Реальная структура ценностей младшей и старшей поколенных групп

r=0,73

p<0,05

r=0,81

p<0,01

Отметим, что в наиболее тесной связи  продолжают находиться ценности студенческой молодежи и среднего  поколения, родительского по отношению к  младшей поколенной группе. 

Особенно выраженная динамика показателей была выявлена по ряду ценностных ориентаций на уровне нормативных идеалов  и  индивидуальных    приоритетов  (Таблица  5).

                                                                                                            Таблица 5

Динамика ранговых мест и статистическая значимость различий

ценностей студенческой молодежи на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов до и после прослушивания учебного курса по опроснику структуры ценностей (PVQ) С. Шварца

Ц е н н о с т ь

До

   

После

Значимость различий

Норматив.

  идеалы

Индив.

приоритеты

Норматив.              идеалы

Индив. приоритеты

Нормативные идеалы

Индивидуальные приоритеты

t

p

t

р

конформность

5

9

5

8

-

-

t=1,94

-

Традиции

7

10

6

9

t=1,2

-

t=2,74

р<0,05  

Доброта

3

5

3

3

-

-

t=3,16

р<0,01

Универсализм

8

6

9

7

t=1,63

-

t=1,68

-

самостоятельность

4

1

4

1

-

-

-

-

Стимуляция

9

3

8

6

t=12,14

р<0,01

t=3,25

р<0,01

Гедонизм

6

2

7

5

t=6,51

р<0,01

t=3,0

р<0,01

Достижения

1

4

1

2

-

-

t=3,35

р<0,01

Власть

10

8

10

10

-

-

t=4,74

р<0,01

Безопасность

2

7

2

4

-

-

t=6,53

р<0,01

Статистически значимые изменения на уровне, как нормативных идеалов, так и индивидуальных приоритетов зафиксированы среди ценностей «стимуляция» и «гедонизм», которые переместились на более низкие ранги.

         На уровне индивидуальных приоритетов иерархия ценностей младшей поколенной группы в ходе учебного курса претерпела более существенные изменения, чем на уровне нормативных ценностей. Статистически значимым изменениям подверглись ценности: «традиция»,  «доброта», «достижения», «власть», «безопасность».  

 Кроме того,  значительной динамике  подверглась взаимосвязанность ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных  приоритетов у студенческой молодежи, достигнув значения r = 0,55 (до  выполнения учебной программы  r=0,2; р>0,05).

В целом, выявлено, что вектор изменений в ценностном поле студенческой молодежи,  носит духовно-нравственную направленность, так как большим  изменениям  подверглись ценности, которые   исследователи относят к постматериальным ценностям: «духовное удовлетворение», «наслаждение прекрасным», «помощь и милосердие», «развитие себя», «любовь», «социальная активность».

         Такие данные позволяют утверждать, что  ценностное поле студенческой молодежи как младшей поколенной группы находится в стадии  активной динамики, оно открыто для внешнего воздействия и, на наш  взгляд,  демонстрирует дефицит и потребность в таком воздействии. При условии  недостаточности поколенного влияния, или отсутствия целенаправленного, организованного воздействия, этот дефицит будет  компенсироваться влиянием средств массовой информации, политических организаций и идеологических  теорий.

 В заключении подведены итоги теоретического и эмпирического исследования и сделаны следующие выводы.

Преемственность поколений это сложный объективно - исторический, целенаправленный процесс постоянного воспроизводства культурно-исторических ценностей, определяемых общностью социальных условий и исторических задач, который может быть представлен в виде  последовательных этапов преемственности, имеющих циклический характер трансляции ценностных ориентаций от старших  поколений к младшим поколениям.

        Для процесса межпоколенной  преемственности ценностных ориентаций студенческой молодежи характерны следующие  особенности:

     -формирование ценностной системы студенчества как младшего поколения не может осуществляться иначе, как исходя из системы ценностей старших поколений;

      -условием передачи устойчивых элементов опыта от старшего  поколения к  младшему поколению выступают базовые ценности как совокупность норм и предписаний,  которые преемник узнает и усваивает. В ходе проведенного исследования обнаружена непрерывная  межпоколенная  преемственность нормативных  ценностей от старшего поколения к младшему;  

       -студенчество трансформирует  ценности  старших поколений  и вырабатывает новую иерархию ценностей, соответствующую современным социокультурным условиям. На уровне  ценностей как индивидуальных приоритетов обнаружено расхождение  ценностного поля студенческой молодежи  и ценностного поля старшего и среднего  поколений, что является показателем  динамичности  процесса преемственности;

-своеобразие  процесса межпоколенной преемственности на современном этапе заключается во взаимном влиянии ценностей младшего и старших поколений. Младшее поколение, вырабатывая новую систему ценностей, оказывает  влияние на  ценностное поле старших поколений. Выявлено обратное влияние  младшего поколения на старшее, косвенным показателем которого является готовность  старшего поколения преемствовать  опыт молодежи, в частности, в сфере современных  информационных технологий.

        Преемственность ценностных ориентаций студенческой молодежи обнаруживается на уровне таких интегрирующих нормативных ценностей, как  «альтруизм», «доброта», «помощь и милосердие к другим людям», «жизненная активность», «авторитет», пренебрежение к богатству на уровне традиции и значимость высокого материального благосостояния на уровне поведения.

Дифференцируют  ценностное  поле  молодого поколения и старших поколений ценности: «достижения», «стимуляция», «конформность», «роскошная жизнь», «известность и популярность».

Среднее поколение является более эффективным транслятором ценностных ориентаций молодому поколению в связи с большей структурированностью  ценностного поля по сравнению со старшим поколением. При этом недостаточно реализуется в процессе межпоколенной преемственности потенциал старшего поколения, в силу его социокультурного положения.

Особенности действия механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций в современной России заключается в том, что,                    несмотря на глубокие системные трансформации, которые происходят в России, ценностные  ориентации русских  тяготеют  к  сохранению  своего  базового ценностного компонента, который является механизмом передачи устойчивых элементов ценностной системы от поколения к поколению.

Культурной спецификой механизма преемственности является «двойной стандарт», проявляющийся в том, что младшее поколение, усваивая ценности старших поколений, наряду с содержанием ценностей, усваивает и   расхождение между декларируемыми ценностями и реальной структурой ценностей.

        Ценностное поле студенческой молодежи подвижно и поддается целенаправленному воздействию. В рамках организованной учебной деятельности достигнута значимая  положительная динамика  в области   терминальных ценностей, реальной структуры ценностей,  нормативных ценностей и ценностей как индивидуальных приоритетов.

 Полученные  данные показывают  возможные пути  оптимизации процесса межпоколенной преемственности в направлении сохранения ценностей культуры в ценностном поле  студенческой молодежи.

Основные положения и результаты исследования отражены в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ:         

 1. Шнуренко, Т.И.  Ценностные ориентации представителей младшей, средней и старшей, поколенных групп на современном этапе [Текст]/Т.И.  Шнуренко//Вестник Костромского Государственного Университета им. Н.А. Некрасова.- Кострома, 2008.- Т. 4. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика.- № 3.-С.175-180.(0,3п. л).

2. Шнуренко, Т.И. Кризисное состояние семьи в современных условиях[Текст]/Т.И. Шнуренко//Проблемы современной семьи: нравственно-психологические, правовые, социально-экономические аспекты: материалы третьей науч.- практ. конф. (Воронеж, 2006 г.).- С.75-78. ( 0,.25 п. л.).

                   3. Шнуренко, Т.И.  Проблемы изучения ценностных ориентаций в условиях транзитивного общества России[Текст]/Т.И. Шнуренко// Актуальные проблемы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых и аспирантов: материалы межвузовской науч.-практ. конф.  (Воронеж, 2007 г.).- С. 259-262.(0,3 п. л.).

                     4. Шнуренко, Т.И.  Православие как этническая константа русского народа[Текст]/Т.И. Шнуренко//Политическая социализация молодежи: теоретические и практические аспекты формирования электоральной культуры: материалы межрегиональной науч.-практ. конф., посвященной проблемам формирования политической и правовой  культуры молодежи, состоявшейся 17 апреля 2007 в городе Старый Оскол.- С. 152-155.(0,25 п. л.).

                     5. Шнуренко, Т.И. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии в рамках традиционного направления[Текст]/Т.И. Шнуренко//Актуальные проблемы современной психологии: материалы международной кон. аспирантов и докторантов, (Воронеж, 2008 г.).- С. 245- 249.(0,3 пл.).

                     6. Шнуренко, Т.И. Концепции и эмпирические подходы к понятию «поколение»[Текст]/Т.И. Шнуренко // Территория науки.- 2007.- № 6.- С. 194-199.( 0,3 п. л.).

        7. Шнуренко, Т.И. Ценности молодежи в свете поколенного подхода[Текст]/ Т.И. Шнуренко//Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы: материалы всероссийской науч.- практ. кон. (Губкин, 30-31 октября 2008 г.). С. 106-110.(0,25 п. л.).

       8. Шнуренко, Т.И. Возможность использования пословиц в эмпирических исследованиях базовых ценностей [Текст] / Т.И. Шнуренко //«Духовно-нравственное воспитание: светский и духовный подход»: материалы науч.-практ. конф., Белгород, 20 февраля 2008 г. Белгородский государственный университет.-Белгород, 2008.- С.33-35.(0,25 п. л.).  

       9. Шнуренко, Т.И. Этнические константы как механизм передачи ценностных ориентаций[Текст]/Т.И. Шнуренко//«Человек в изменяющемся мире: социально-психологические проблемы: материалы межрегионального семинара аспирантов/отв. ред. Н.А. Коваль, Тамбов, 2007.- С. 200-2003.(0,25 пл.).

Общий объем публикаций 2,45 п. л.

Шнуренко

Татьяна Ивановна

Ценностные ориентации студенческой молодежи

как результат межпоколенной преемственности

Автореферат


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13074. Наркотики. Внеклассное мероприятие 33 KB
  Планконспект проведения классного часа Тема: Наркотики Рассказ учителя. Тема нашего сегодняшнего разговора серьезная и тяжелая: мы будем говорить о наркотиках. Как повашему что такое наркотики Ответы 5 мин.. Да ребята наркотики это беда разрушение и сме
13075. Технология подготовки и проведения классного часа 104 KB
  Технология подготовки и проведения классного часа. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками В. П. Созонов Классный час можно назвать специально ориентированной деятельностью способствующей формированию у школьнико...
13076. Первое апреля – День смеха. План – конспект классного часа 46 KB
  План – конспект классного часа в 1а классе 1 апреля – День смеха. Цели: 1 способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей умение осознанно выражать свои эмоции и чувства навыки эмоционального самоконтроля; знакомство с историей праздника способство...
13077. Классный час «Правила поведения в столовой» 29 KB
  Классный час Правила поведения в столовой Цель: объяснить детям правила поведения в столовой. Учитель: Ребята мы сейчас отправимся в самое вкусное место в школе. Куда же это Ученики: В школьную столовую. Проводится игра. Давайте покажем как идем в столовую В
13078. Классный час «Радуга профессий» 55 KB
  Методическая разработка классного часа в 10м классе на тему Радуга профессий Тема: определение школьниками их склонностей к той или иной профессии. Цель: знакомство учащихся с различными профессиями развитие живого интереса к многообразному миру профессий с испо
13079. Классный час «Что такое настоящая дружба?» 35 KB
  Классный час на тему: Что такое настоящая дружба Форма проведения – деловая игра. Цель – воспитание добрых качеств детей умение дружить и бережно относиться друг к другу. В результате занятия участники смогут: сформулировать понятие дружба прак...
13080. Классный час «Бессмертный Сталинград» 70.53 KB
  Тема: Бессмертный Сталинград Цель: расширить представление учащихся о Сталинградской битве. Задачи: 1 Образовательная: пополнить знания об истории нашей Родины. 2 Развивающая: развивать чувство патриотизма любви к Родине чувство гордости за свою страну на прим
13081. Классный час «День народного единства» 72.5 KB
  День народного единства Цели: познакомить учащихся с историей праздника; воспитывать любовь к родине на примере подвига и самоотверженности великих граждан России – Минина и Пожарского. Оформление: эпиграф на доске: Добрый памятник поставлен
13082. Классный час «Английские стихотворения к 8 марта» 24.87 KB
  Цели: совершенствование навыков выразительного рассказывания стихотворений; тренировка монологической речи; стимулирование интереса к изучению иностранного языка; воспитание добрых качеств детей умение дружить бережное отношение и уважение друг к др...