66387

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Автореферат

Педагогика и дидактика

Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды...

Русский

2014-08-17

342.5 KB

3 чел.

На правах рукописи

ЗУБАРЕВА ТАТЬЯНА ГАСПАРОВНА

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

СПЕЦИАЛИСТОВ  ПО СОЗДАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  СРЕДЫ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание  ученой степени

кандидата педагогических наук

Курск – 2009

Работа выполнена на кафедре непрерывного профессионального образования ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

Научный руководитель:  доктор педагогических наук, профессор

Подчалимова Галина Николаевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Воровщиков Сергей Георгиевич

кандидат педагогических наук

    Байбакова Ольга Юрьевна

Ведущая организация:         ГОУ ВПО «Новосибирский государственный              

педагогический университет»

Защита состоится 19 ноября 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.104.01 в Курском государственном университете по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д.33.

Текст автореферата размещен на официальном сайте Курского государственного университета www.kursk-uni.ru

Автореферат разослан «____» ______________  2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета       Тарасюк Н.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Стратегическая цель государственной образовательной политики – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, – связана с созданием такой образовательной среды, которая обеспечивала бы успешную социализацию всех обучающихся вне зависимости от их психофизического состояния и развития. По оценкам Минобрнауки России, в настоящее время детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) около 450 тыс. человек (более 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях). Из них получает образование 250 тыс. детей-инвалидов (140 тыс. обучаются в общеобразовательных школах, 40 тыс. – на дому и только 70 тыс. детей в системе специального образования). Около 45% детей-инвалидов школьного возраста не обучается вовсе. Детям с ограниченными возможностями  практически нереально получить образование в специальных (коррекционных) учреждениях по месту жительства, поскольку последние составляют менее 4% от общего числа общеобразовательных учреждений и имеются далеко не повсеместно.

Обращает на себя внимание и тот факт, что количество детей, непризнанных инвалидами в установленном порядке, но имеющих временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения и воспитания, гораздо больше. К их числу отнесены дети с незначительными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, поведения, которые наряду с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, составляют многочисленную группу детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

В последнее время предлагаются различные инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с ООП (Ю.Ю. Антропова, Л.Б. Буданова, Н.К. Долгих, Н.Н. Малофеев и др.), одним их которых является инклюзивное образование, основанное на идеях инклюзии (или включения) детей с ООП в массовые образовательные учреждения, предусматривающее доступное для всех качественное обучение, воспитание, развитие и удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Это связано с тем, что в налаженной системе специального (коррекционного) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с особенностями в развитии слабо развита социальная адаптация ребенка с ООП в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в массовых образовательных учреждениях лучше, чем в специальных. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

С учетом успешной школьной практики развитых стран решающим направлением образования и воспитания детей с ООП является создание инклюзивной образовательной среды (ИОС), которая служит удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей всех детей независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных условий и должна создаваться как для детей-инвалидов, так и одаренных, беспризорных, детей из отдаленных районов, относящихся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, а также для детей из других находящихся в неблагоприятном положении или маргинальных групп населения.

Согласно исследованиям Л.С. Алексеевой, Н.Н. Малофеева, В.И. Ширинского, успешному формированию ИОС в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи детям с ООП, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников.

Системообразующая роль в вопросе создания ИОС отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму (ПМПк) как одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся не только для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников, но и с целью создания особых условий реализации образовательных потребностей детей с ООП. Объекты, задачи, виды профессиональной деятельности специалистов консилиума, ее методология, содержание, методы и технология обусловлены спецификой задач по созданию инклюзивной образовательной среды и определяют следующий состав консилиума: заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (председатель консилиума), педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед, учителя (воспитатели ДОУ) с большим опытом работы, учителя (воспитатели) специальных (коррекционных) классов/групп, врач-педиатр (невропатолог, психиатр).

Создание инклюзивной образовательной среды требует от специалистов, включенных в состав консилиума, высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Однако, как показало исследование, к числу проблем, препятствующих ПМПк образовательных учреждений успешно осуществлять свою деятельность, принадлежат отсутствие теоретико-методологической базы по созданию ИОС в конкретном образовательном учреждении, недостаточный уровень профессиональной компетентности специалистов ПМПк, неготовность системы повышения квалификации к их компетентностно-ориентированному, корпоративному обучению в целях формирования ИОС. 

Осмысление теории и практики развития профессиональной компетентности специалистов (В.А. Болотов, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий), анализ научных работ по проблемам повышения их квалификации            (С.Г. Вершловский, А.А. Деркач, С.И. Змеев, Л.Н. Макарова, Е.П. Тонконогая), а также изучение вопросов создания благоприятной личностно-ориентированной образовательной среды для детей с ООП (А.Д. Гонеев, О.Е. Грибова, Н.М. Назарова, Н.П. Пивоварова, Н.А. Строгова, И.П. Ушакова, Е.Д. Худенко, А.С. Шафранова) позволяют сделать вывод о существующих противоречиях между:

- потребностью образовательной практики в компетентных специалистах ПМПк, способных к созданию инклюзивной образовательной среды, и существующими подходами к их подготовке в условиях дополнительного профессионального образования (узкопрофильными, знаниецентристскими), не учитывающими образовательные потребности обучающихся;

- необходимостью эффективного повышения квалификации специалистов ПМПк, обеспечивающего их готовность к коллективной деятельности по созданию инклюзивной образовательной среды, и неразработанностью корпоративного компетентностно-ориентированного способа повышения квалификации специалистов, включенных в состав консилиума.

Обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические предпосылки и педагогические условия эффективности компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды?

Цель исследования состоит в разработке и апробации педагогической модели компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды.

Объект исследования – процесс повышения квалификации специалистов ПМПк в системе дополнительного профессионального образования.

Предмет исследования – педагогические условия компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк, осуществляющих создание инклюзивной образовательной среды.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды может быть эффективным, если:

  •  имеет направленность на развитие комплекса их компетентностей, обусловленных профессиональными задачами, структурой и содержанием деятельности по формированию ИОС;
  •  разработана и реализована педагогическая модель компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк, осуществляющих создание инклюзивной образовательной среды, опирающаяся на системно-деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы, направленная на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в дифференцированных образовательных услугах, культивирующая идею преемственности и непрерывности образования и самообразования, а также обеспечивающая эффективность корпоративно-модульного обучения в целях развития профессиональной компетентности участников консилиума в области формирования ИОС;
  •  созданы педагогические условия повышения квалификации участников ПМПк в процессе корпоративно-модульного обучения, которые удовлетворяют критериям направленности процесса повышения квалификации на развитие профессиональной компетентности специалистов консилиумов в области создания ИОС, ресурсной обеспеченности их курсового обучения и результативности процесса повышения квалификации.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой  гипотезы были определены задачи исследования:

  1.  Выявить содержание и виды профессиональной деятельности специалистов ПМПк по формированию инклюзивной образовательной среды.
  2.  Определить сущность и структуру профессиональной компетентности специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды.
  3.  Разработать критерии и показатели эффективности компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды.
  4.  Обосновать педагогическую модель компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк, готовых к созданию инклюзивной образовательной среды, и провести опытно-экспериментальную проверку ее эффективности.
  5.  Определить педагогические условия эффективности компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов по формированию ИОС.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские положения проблемы взаимоотношений государства, личности и специального образования (Л.И. Аксенова, Х.С. Замский, В.В. Линьков, Н.Н. Малофеев,    М.И. Никитина и др.); общенаучный принцип системного подхода к изучению личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, В.И. Загвязинский, В.С. Ильин, Л.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Сластенин, П.Г. Щедровицкий и др.); концепция компетентностно-ориентированного образования      (А.В. Баранников, В.А. Болотов, В.Н. Введенский, С.Г. Воровщиков, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, П.И. Образцов,        В.В. Сериков, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, Т.И. Шамова, Г.П. Щедровицкий); современные концепции субъект-субъектного взаимодействия, индивидуализации, личностно-ориентированного подхода (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, Л.С. Подымова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.); акмеологическая концепция личности и повышения профессионального мастерства (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова,      Л.М. Митина и др.); культурологический подход (А.В. Репринцев, Л.И. Фишман, Н.Ю. Таирова, А.И. Пискунов, А.Н. Ходусов); теория развития личности          (К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.); психологические основы профессиональной деятельности педагога         (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); научные разработки проблемы профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов, в том числе дефектологического профиля (А.Д. Гонеев, О.Ю. Байбакова, О.Е. Грибова, Н.М. Назарова, Н.П. Пивоварова, Н.А. Строгова, И.П. Ушакова,   Е.Д. Худенко, А.С. Шафранова и др.); положения о профессиональной деятельности, подходы к становлению профессионализма, формированию профессиональной компетентности и профессиональной культуры (Н.Е. Астафьева, С.Г. Вершловский, Е.И. Григорьева, А.А. Деркач, С.И. Змеев, И.Ф. Исаев, Е.А. Климов, Н.Ф. Круглова, А.Н. Леонтьев, Л.Н. Макарова, А.К. Маркова, Л.М. Митина,      А.Г. Пашков, Л.Ф. Спирин, Н.К. Шабанов, А.И. Щербаков и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов: анализ методологической, педагогической, психологической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент, включающий качественный и количественный анализ результатов; наблюдение; тестирование, анкетирование, собеседование; метод моделирования; методы математической статистики.  В диагностической части были использованы методики Е.И. Рогова, Р.В. Овчаровой,      К. Замфир, В.А. Ядова, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Т.И. Шамовой, адаптированные для специалистов ПМПк. При проведении экспериментального обучения применялся рефлексивно-психологический тренинг, ролевые и деловые игры, групповая дискуссия.

Опытно-экспериментальная база исследования: кафедра коррекционной педагогики и социальной работы ОГОУ ДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования», на базе которой осуществлялось обучение специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов дошкольных и школьных образовательных учреждений Курской области, а также специалистов, которые должны быть включены в состав ПМПк при условии его создания. В эксперименте на различных его ступенях приняло участие 180 педагогов (администрация дошкольных и школьных образовательных учреждений, педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, педагоги городских школ и учреждений, расположенных в сельской местности,  воспитатели ДОУ), 520 детей с ООП и их родителей.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось в течение шести лет в 3 взаимосвязанных этапа:

Первый этап (2004-2005 гг.) – поисково-теоретический. Выбор проблемы исследования; изучение и анализ философской, педагогической, психологической, социальной, научно-методической литературы, теоретических и практических уровней разработанности проблемы. На данном этапе были определены объект, предмет, задачи и понятийный аппарат исследования, сформулирована рабочая гипотеза.

Второй этап (2005-2008 гг.) – опытно-экспериментальный. Продолжение теоретического анализа проблемы. Разработка педагогической модели развития профессиональной компетентности специалистов психолого-медико-педагогического консилиума, осуществляющих формирование ИОС. Проведение констатирующего и формирующего экспериментов по реализации педагогических условий развития профессиональной компетентности специалистов ПМПк в процессе их корпоративно-модульного обучения. Систематизация полученных данных и анализ их результатов.

Третий этап (2008-2009 гг.) – обобщающий. Завершение опытно-экспериментальной работы, формулирование теоретических выводов и рекомендаций, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

  •  обосновано содержание и виды профессиональной деятельности специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды на основе  определения ее структуры, выявления факторов, детерминирующих формирование ИОС;
  •  определена сущность и структура профессиональной компетентности специалистов ПМПк по формированию ИОС, включающая в себя проектную, диагностико-консультативную, образовательную, коррекционно-развивающую, научно-методическую и другие составляющие;
  •  разработана и апробирована педагогическая модель компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС, которая базируется  на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах, включает содержательно-целевой, организационно-технологический и рефлексивный компоненты и служит направленности процесса повышения квалификации на развитие профессиональных компетентностей обучающихся, определению ресурсного обеспечения процесса курсового обучения и достижению его результативности;
  •  обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективное повышение квалификации специалистов: субъектно-личностных (удовлетворение образовательных и профессионально-личностных потребностей обучающихся; развитие их субъектно-творческого опыта по созданию ИОС; проявление субъектной активности в выполнении поисково-исследовательской деятельности по моделированию ИОС и др.); организационно-педагогических (разработка и реализация индивидуальных программ развития профессиональной компетентности специалистов; развитие мотивационной, операциональной и рефлексивной составляющей профессиональной компетентности; построение образовательного процесса в логике проектной деятельности; использование корпоративно-модульной технологии обучения и др.) и ресурсных условий (моделирование программно-методического обеспечения в компетентностном формате; материально-техническое оснащение курсового обучения участников ПМПк; развитие кадрового потенциала системы повышения квалификации и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в определении понятий «инклюзивная образовательная среда», «профессиональная деятельность специалистов ПМПк по созданию ИОС», «профессиональная компетентность специалистов ПМПк по созданию ИОС»; в обогащении теории и методики профессионального образования новыми знаниями: о характеристиках и возможностях компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по формированию ИОС; о принципах компетентностно-ориентированного повышения квалификации (соответствия курсового обучения задачам и видам профессиональной деятельности, опережающего обучения, профессионально-личностного саморазвития, творческой профессионально-практической направленности, корпоративно-модульного обучения); о технологии проектирования и реализации модульных программ компетентностно-ориентированного  повышения квалификации в соответствии с выделенными критериями.

 Практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в нем материалов и выводов для проектирования ИОС, подготовки специалистов в системе повышения квалификации в целях формирования  инклюзивной образовательной среды в массовых образовательных учреждениях. Обоснование системы профессиональной деятельности специалистов ПМПк по созданию ИОС позволило выявить комплекс их профессиональных компетенций, определить конечные результаты и содержание повышения квалификации в компетентностном  формате, а также охарактеризовать корпоративно-модульный способ повышения квалификации специалистов консилиума, определить педагогические условия, критерии и показатели компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов в области создания инклюзивной образовательной среды.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ООП, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. ИОС служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения.

2. Создание ИОС в массовых общеобразовательных учреждениях предусматривает определение и реализацию: философии инклюзивного образования, системы его базовых и профессиональных ценностей; миссии образовательного учреждения в области важнейших функций инклюзивной деятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретных приоритетов; информационной, кадровой, программно-методической и организационной политики – общих подходов и принципов жизнедеятельности детей с ООП в массовой школе, подходов к установлению и развитию внешних связей, к выбору конкретных приоритетов распределения ресурсов, этапов и сроков осуществления задач инклюзивного образования детей с ООП;  оптимальной структуры образовательного процесса, интеграции его функций (образовательных, воспитательных, коррекционных, психофизического развития, творческих, оздоровительных) и их ресурсного обеспечения в целях социализации детей с ООП.

3. Системообразующая роль в создании инклюзивной образовательной среды принадлежит психолого-медико-педагогическому консилиуму образовательного учреждения как одной их корпоративных форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников.

Структура профессиональной деятельности специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды включает в себя следующие компоненты: нормативно-творческий, проектный, диагностико-консультативный, педагогический, образовательный, коррекционно-развивающий, научно-методический, социально-педагогический, психологический, научно-исследовательский, культурно-просветительский.

4. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов ПМПк служит развитию их профессиональной компетентности, обусловленной профессиональными задачами, структурой и содержанием деятельности по формированию ИОС.  Профессиональная компетентность специалиста ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды представляет собой интегративное профессионально значимое  личностное образование, которое проявляется в способности культивировать систему ценностного отношения к обучению, воспитанию и развитию детей с ООП в массовом образовательном учреждении, координировать ресурсное обеспечение образовательного процесса, выполнять комплекс нормативно-творческих, проектных, диагностико-консультативных, педагогических, образовательных, коррекционно-развивающих, научно-методических, социально-педагогических, психологических, культурно-просветительских, научно-исследовательских задач профессиональной деятельности, направленных на реализацию индивидуальных образовательных траекторий детей с ООП.

5. Педагогическая модель компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по формированию инклюзивной образовательной среды основана на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах, принципах соответствия подготовки задачам и видам профессиональной деятельности, опережающего обучения, профессионально-личностного саморазвития, творческой профессионально-практической направленности, предусматривает освоение комплекса профессиональных компетенций (нормативно-творческих, проектных, диагностико-консультативных, педагогических, образовательных, коррекционно-развивающих, научно-методических, социально-педагогических, психологических, культурно-просветительских, научно-исследовательских) в процессе организации корпоративно-модульного обучения с применением интерактивных форм, методов и технологий повышения квалификации, за счет создания педагогических условий развития профессиональной компетентности специалистов консилиума в системе повышения квалификации, а также определения критериев и показателей, позволяющих выявить изменения в направленности повышения квалификации, в качестве ресурсного обеспечения процесса курсового обучения и его результативности.

6. Эффективность компетентностно-ориентированного повышения квалификации обеспечивается следующими педагогическими условиями: субъектно-личностными (удовлетворение образовательных и профессионально-личностных потребностей обучающихся; развитие их субъектно-творческого опыта по созданию ИОС; проявление субъектной активности в выполнении поисково-исследовательской деятельности по моделированию ИОС и др.); организационно-педагогическими (разработка и реализация индивидуальных программ развития профессиональной компетентности в курсовой и межкурсовой периоды; развитие мотивационной, операциональной и рефлексивной составляющей профессиональной компетентности; построение образовательного процесса в логике проектной деятельности; использование корпоративно-модульной технологии обучения и др.) и ресурсными условиями (моделирование программно-методического обеспечения в компетентностном формате; материально-техническое оснащение курсового обучения участников ПМПк; развитие кадрового потенциала системы повышения квалификации и др.).

7. Критериями эффективности компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС являются: направленность курсового обучения и самообразования в межкурсовой период на развитие профессиональной компетентности специалистов ПМПк по созданию ИОС (показатели: разработка образовательной программы повышения квалификации и самообразования на основе обоснования структуры и содержания комплекса ключевых профессиональных компетентностей как результативно-целевых ориентиров повышения квалификации; направленность программы повышения квалификации на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей слушателей; реализация ведущих идей модульного обучения; корпоративность в определении целей и задач курсовой подготовки, ее организации); ресурсное обеспечение процесса повышения квалификации специалистов (показатели: организация образовательной среды, способствующей развитию творческой активности, максимальной самоорганизации и самореализации специалистов ПМПк; программно-методическое обеспечение курсового обучения, выполненное на компетентностной основе; обеспеченность системы повышения квалификации преподавательским составом, компетентным в вопросах организации психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ООП; информационное обеспечение процесса курсового обучения; наличие базовых образовательных учреждений  для организации выездных занятий со специалистами ПМПк; материально-техническое оснащение курсового обучения); результативность повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС (показатели: позитивные изменения мотивационного, операционального и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности; переход от адаптивно-репродуктивной стадии профессионального развития к научно-методической и профессионально-творческой; удовлетворенность слушателей курсовым обучением; позитивные изменения в результатах профессиональной деятельности; удовлетворенность педагогического коллектива и родителей работой ПМПк; позитивная динамика в развитии ИОС).         

Достоверность результатов исследования обеспечивается: обоснованностью исходных позиций, применением системно-деятельностного, личностно-ориентированного и компетентностного подходов, опорой на практические данные, необходимые и достаточные для качественной характеристики изучаемого процесса, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных, длительностью и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов. Результаты исследования получили отражение в научных статьях, тезисах докладов, учебно-методических пособиях и научно-практических рекомендациях автора (20 публикаций, в том числе одна работа по списку изданий, рекомендованных ВАК).

Основные положения исследования обсуждались на международных (Прага, 2009), Всероссийских (Курчатов, 2009), региональных (Курск, 2006, 2007, 2008, 2009) научно-практических конференциях, совещаниях комитета образования и науки Курской области  (Курск, 2006, 2008, 2009), заседаниях педагогических советов учебных заведений Курской области и г. Курска (2008, 2009) и др.

Материалы исследования включены в содержание программ повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов дошкольных и школьных образовательных учреждений Курской области, реализуемых на ФПК и ППК Курского государственного университета и в Курском институте непрерывного профессионального образования.

Структура диссертации соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 33 приложений. Библиографический список включает 218 источников. Текст исследования иллюстрирован 32 таблицами, 5 рисунками, 4 диаграммами. Основной объем диссертации составляет 183 печатные страницы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется проблема исследования, определяются цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, обосновывается достоверность полученных результатов, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретико-методологические основы компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды» рассматривается организация инклюзивной образовательной среды для детей с ООП как социально-педагогическая проблема; анализируется структура и содержание профессиональной компетентности специалистов по созданию ИОС; обосновывается педагогическая модель компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды.

Вторая глава «Опытно-экспериментальная проверка педагогической модели компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды» посвящена анализу состояния сформированности профессиональной компетентности специалистов ПМПк образовательных учреждений в области инклюзивного образования детей с ООП и определению педагогических условий повышения их квалификации в процессе корпоративного обучения. Здесь же приводится интерпретация результатов исследования, сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего этапов эксперимента.

В заключении сформулированы основные выводы, приведены характеристики научно-практических результатов исследования и намечены направления дальнейшей работы над проблемой.

В приложении даны материалы по организации экспериментальной работы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В настоящее время рынок образовательных услуг для детей с ООП чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах такие дети нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ООП по-прежнему являются специальные (коррекционные) образовательные учреждения интернатного типа.

В связи с этим особую актуальность приобретает создание инклюзивной образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении, где обучаются дети с ООП, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (Д. Агнес,      Т. Бут, М. Кинг-Сирс, Т. Миттлер, Д. Роза и др.). Инклюзивная образовательная среда базируется на методологии, направленной на развитие личности ребенка и признающей его уникальность, неповторимость и право на реализацию различных потребностей в организации совместной, ведущей для определенного возраста деятельности (игровой, учебной), совместного мира жизни детей.

Цель инклюзии – не только интеграция детей с ООП в массовые образовательные учреждения. Ведущим принципом ИОС является ее готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счет структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы учреждения. 

Опираясь на исследования Н.Н. Малофеева, Н.Д. Шматко, Е.Л. Гончаровой, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной, нами были выявлены ведущие характеристики инклюзивной образовательной среды в массовых образовательных учреждениях:

1. Культивирование системы ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с ООП, наличие ресурсного обеспечения их жизнедеятельности (учреждение должно располагать нормативно-правовыми, программно-методическими, информационными, материально-техническими, кадровыми и организационными ресурсами), направленность на реализацию индивидуальных образовательных стратегий обучающихся.

2. Создание ИОС в массовых общеобразовательных учреждениях предусматривает определение и реализацию: философии инклюзивного образования, системы его базовых и профессиональных ценностей; миссии образовательного учреждения в области важнейших функций инклюзивной деятельности, масштабов и уровней их реализации, конкретных приоритетов; информационной, кадровой, программно-методической и организационной политики – общих подходов и принципов жизнедеятельности детей с ООП в массовой школе, подходов к установлению и развитию внешних связей, к выбору конкретных приоритетов распределения ресурсов, этапов и сроков осуществления задач инклюзивного образования детей с ООП;  оптимальной структуры образовательного процесса, интеграции его функций (образовательных, воспитательных, коррекционных, психофизического развития, творческих, оздоровительных) и их ресурсного обеспечения в целях социализации детей с ООП.

3. Организация образовательного процесса направлена на удовлетворение образовательных потребностей детей с ООП и учитывает интересы их нормально развивающихся сверстников. Каждый ребенок должен быть обеспечен сопровождением и психологической поддержкой специалистов ПМПк, вниманием, необходимыми условиями, которые помогут ему достичь лучших результатов в учебе.

4. Учет особых образовательных потребностей ребенка с ООП предполагает создание условий для организации образовательного процесса: наличие безбарьерного физического пространства, адаптированных учебных планов, индивидуально-ориентированных общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ, организацию занятий со специалистами коррекционно-педагогического профиля.

5. Индивидуально-ориентированная общеобразовательная программа должна учитывать возможности каждого ребенка к усвоению цензового уровня образования и при необходимости предполагать внесение изменений и создание условий, необходимых для успешного ее освоения детьми с особыми потребностями. Каждая содержательная область образования детей с ООП должна включать два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. Например, язык – речевая практика; математика – практика применения математических знаний; естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром и т.д. Индивидуальные образовательные программы для детей с ООП разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей с ООП в целях  достижения их успеха в образовательном процессе.

6. ИОС формируется корпоративно, коллективом единомышленников. В ее создании участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы (педагоги сопровождения), а также медицинский персонал учреждения.

7. Системообразующая роль в этом процессе принадлежит ПМПк, который создается на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов.

На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ООП, точное определение комплекса абилитационных воздействий. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ООП, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Таким образом, в создании ИОС значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ООП, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ООП в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении.

Опора на системный и деятельностный подходы, моделирование профессиональной деятельности специалистов ПМПк по созданию ИОС позволили выявить структуру и содержание их профессиональных компетентностей как результативно-целевую основу повышения квалификации. В диссертации представлен перечень компетентностей участников ПМПк в соответствии с объектами, задачами, видами их профессиональной деятельности. Условно они объединены в следующие группы: нормативно-творческая, проектная, диагностико-консультативная, педагогическая, образовательная, коррекционно-развивающая, научно-методическая, социально-педагогическая, психологическая, культурно-просветительская, научно-исследовательская компетентности.

Согласно нашему исследованию, профессиональная компетентность специалиста ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды –  интегративное профессионально значимое  личностное образование, которое проявляется в способности культивировать систему ценностного отношения к обучению, воспитанию и развитию детей с ООП в массовом образовательном учреждении, координировать ресурсное обеспечение образовательного процесса, выполнять комплекс нормативно-творческих, проектных, диагностико-консультативных, педагогических, образовательных, коррекционно-развивающих, научно-методических, социально-педагогических, психологических, культурно-просветительских, научно-исследовательских задач профессиональной деятельности, направленных на реализацию индивидуальных образовательных траекторий детей с ООП.

Профессиональная компетентность по созданию ИОС рассматривается: как ценность (государственная, общественная, социальная, личностная), представляющая собой объективное  качественное явление, определяющее возможности развития ИОС в учреждении; как система организации знаний, умений, проявляющихся в способности оперировать разного рода  педагогической деятельностью; как результат собственных внутренних сил личности, в частности, направленных на осмысление своей роли и на самооценку своей  деятельности по созданию ИОС; как процесс, по окончании которого специалист достигает более высокого уровня сформированности исследуемой компетентности.

Проанализировав понятие «профессиональная компетентность», охарактеризовав ее содержание, структуру, виды и основные модели профессионального развития, мы разработали педагогическую модель компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС (Схема 1.).

Педагогическая модель компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по формированию инклюзивной образовательной среды основана на системно-деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах, принципах соответствия подготовки задачам и видам профессиональной деятельности, опережающего обучения, профессионально-личностного саморазвития, творческой профессионально-практической направленности, предусматривает освоение комплекса профессиональных компетенций (нормативно-творческих, проектных, диагностико-консультативных, педагогических, образовательных, коррекционно-развивающих, научно-методических, социально-педагогических, психологических, культурно-просветительских, научно-исследовательских) в процессе организации корпоративно-модульного обучения с применением интерактивных форм, методов и технологий повышения квалификации, за счет создания комплекса педагогических условий развития профессиональной компетентности специалистов консилиума в системе повышения квалификации, а также определения критериев и показателей, позволяющих выявить изменения в направленности повышения квалификации, в качестве ресурсного обеспечения процесса курсового обучения и его результативности.

Экспериментальное исследование проводилось в течение 6 лет в условиях ОГОУ ДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) специалистов отрасли образования», на базе которого осуществлялось обучение специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов дошкольных и школьных образовательных учреждений Курской области, а также специалистов, которые должны быть включены в состав ПМПк в образовательном учреждении при условии его создания.

Констатирующим и формирующим экспериментом было охвачено 180 человек (педагогов-психологов – 30, учителей-логопедов – 22, социальных педагогов – 24, педагогов городских школ – 19, педагогов учреждений, расположенных в сельской местности – 41,  воспитателей ДОУ – 30, директоров и заместителей директоров образовательных учреждений – 14), 520 детей с ООП и их родителей.

Накопление и анализ данных в ходе эксперимента осуществлялись в четыре этапа.

На первом этапе анализировалась образовательная среда в учреждениях с точки зрения ее инклюзивной направленности. Было установлено, что только в 3-5% образовательных учреждений от их общего числа в Курской области отмечаются позитивные тенденции по созданию и развитию ИОС.

Схема 1. Педагогическая модель повышения квалификации  специалистов ПМПк по созданию ИОС

Теоретико-методологические основы модели

общенаучный системно- деятельностный поход

компетентностный подход в дополнительном

профессиональном образовании

акмеологическая концепция личности и повышения квалификации

личностно-ориентированный подход к подготовке и повышению квалификации

Принципы компетентностно-ориентированного повышения квалификации

соответствия содержания подготовки социальным требованиям и нормам профессиональной деятельности специалистов ПМПк

опережающего профессионального образования

профессионально-личностного саморазвития специалистов ПМПк

творческой профессионально-практической направленности

Цель повышения квалификации: обеспечение готовности специалистов ПМПк к созданию инклюзивной образовательной среды с целью максимальной реализации потенциала детей с ООП

Задачи

развитие мотивационного компонента профессиональной компетентности

развитие операционального (когнитивно-деятельностного) компонента профессиональной компетентности

развитие рефлексивного (контрольно-оценочного) компонента профессиональной компетентности

Содержание  процесса компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк направлено на обеспечение их готовности к выполнению следующих видов деятельности:

нормативно-творческой

проектной

диагностико-консультативной

педагогической

образовательной

коррекционно-развивающей

научно-методической

социально-педагогической

психологической

культурно-просветительской

научно-исследовательской

Структура содержания программы курсовой подготовки (модули)

Мотивационный

Операциональный (когнитивно-деятельностный)

Рефлексивный (контрольно-оценочный)

Интерактивные формы и методы обучения

Теоретические

Практические

лекции-диалоги, лекции-беседы, проблемные лекции, лекции с разбором конкретных ситуаций, лекции-визуализации, лекции вдвоем, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции с применением техники обратной связи, электронные лекции и др.

тренинги, практикумы, дискуссии, педагогические  мастерские,  междисциплинарные консилиумные разборы, обучение на рабочих местах, игровое моделирование проблемных  ситуаций; деловые игры, мастер-классы; мультимедийные технологии и др.

Технологические этапы

диагностика профессиональной компетентности специалистов ПМПк

проектирование и реализация  компетентностно-ориентированной образовательной программы

рефлексия и оценка результативности программы

Педагогические условия повышения квалификации

субъектно-личностные

(мотивационно-ценностные)

организационно-педагогические (содержательно-целевые, операционно-деятельностные,

контрольно-оценочные)

ресурсные

(кадровые, наукообразующие,

материально-технические, программно-методические и др.)

Критерии эффективности повышения квалификации

направленность процесса повышения квалификации на развитие профессиональной компетентности специалистов ПМПк по созданию ИОС

ресурсное обеспечение процесса развития профессиональной компетентности специалистов ПМПк по созданию ИОС

результативность процесса повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС

К числу таких учреждений принадлежат: МОУ «Свободинская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области, МОУ СОШ №1, 5, 57 г. Курска. В данных школах отмечается сплоченная работа специалистов ПМП-консилиума в вопросах создания специальных условий для обучения детей с ООП, взаимодействия с педагогическим коллективом школы и родителями детей с особыми потребностями.

Исследование позволило выявить ряд объективных причин, препятствующих созданию инклюзивной образовательной среды в большинстве учреждений, среди которых значимое место занимают недостаточный уровень компетентности педагогов для работы с детьми с ООП в условиях общеобразовательного учреждения, отсутствие необходимой законодательной базы для инклюзивного обучения и специальных условий в школе и ДОУ.

Было установлено, что ПМПк созданы и действуют в большинстве учреждений Курской области (79,4%). В результате нашей опытно-экспериментальной работы количество ПМПк в период с 2005 г. по настоящее время увеличилось с 34 до 252. Однако 23,8% опрошенных указали, что помощь, оказываемая ПМПк, недостаточно эффективна: нет обратной связи между работой специалистов ПМПк и педагогическим коллективом, не проводятся междисциплинарные консилиумные разборы, тренинги, семинары, обсуждения; участники ПМПк не оказывают методическую помощь в достаточном объеме, не помогают педагогам дифференцировать учебные планы и разрабатывать индивидуально-ориентированные программы; не осуществляется совместная работа с родителями и т.д. 

Основной проблемой, препятствующей ПМПк образовательных учреждений успешно осуществлять свою деятельность, специалисты считают «отсутствие нужной профессиональной информации» и «недостаточный уровень профессиональной компетентности участников ПМПк» (27,3%). Абсолютное большинство опрошенных уверены, что необходимы навыки психологической поддержки, умение организовать безконфликтное взаимодействие детей (67%) и знания особенностей развития и обучения детей с ООП (60%).

Почти треть опрошенных (26%) подчеркивают, что для повышения эффективности работы ПМПк «необходимо наличие компетентных специалистов в образовательном учреждении», что можно осуществить «путем введения новых кадров»; 26,8% указывают, что «возможна и необходима профессиональная переподготовка специалистов», уже включенных в состав консилиума при соответствующем ресурсном обеспечении (также 23%).

Анкетирование показало, что лишь только 7 человек (3,87%) прошли курсовое обучение как специалисты ПМПк. Ни один из опрошенных не осваивал курсы повышения квалификации, связанные напрямую с вопросами создания инклюзивной образовательной среды. Абсолютное большинство респондентов систематически обучаются на курсах повышения квалификации по узкопрофильным программам.

Анализ программно-методического, кадрового, информационного, материально-технического обеспечения курсового обучения, наблюдение учебных занятий показали, что предпочтение отдается знаниецентристской парадигме дополнительного профессионального образования, не учтены ведущие андрагогические принципы: совместной деятельности, опоры на опыт обучающихся, индивидуализация обучения, актуализации результатов (предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных знаний), элективности (свобода выбора целей, форм, методов) и развития образовательных потребностей.

На втором этапе осуществлялась диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности специалистов дошкольных и школьных образовательных учреждений, обучающих детей с ООП.

В ходе диагностики мотивационного блока профессиональной компетентности специалистов ПМПк нами были изучены педагогическая направленность и профессиональные потребности педагогов, обучающих детей с ООП, мотивация профессиональной деятельности, восприятие (эмоциональная оценка) собственной коррекционно-педагогической работы. На этапе диагностики компонентов операционального блока мы проанализировали умение ставить педагогические цели и решать профессиональные задачи, профессиональные способности, педагогическое мышление, а также индивидуальный стиль педагогической деятельности специалистов, осуществляющих создание ИОС. На этапе диагностики компонентов рефлексивного блока нами были изучены профессиональные качества специалистов консилиума, факторы, стимулирующие и препятствующие их обучению и саморазвитию, проанализировано самосознание специалистов ПМПк на основе результатов комплекса представленных методик.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента и корреляционный анализ полученных данных с использованием коэффициента корреляции по Спирмену (rs) позволили определить педагогические условия компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов по созданию ИОС: субъектно-личностные условия (удовлетворение образовательных и профессионально-личностных потребностей обучающихся; развитие их субъектно-творческого опыта по созданию ИОС; проявление субъектной активности в выполнении поисково-исследовательской деятельности по моделированию ИОС и др.); организационно-педагогические (разработка и реализация индивидуальных программ развития профессиональной компетентности специалистов; развитие мотивационной, операциональной и рефлексивной составляющей профессиональной компетентности; построение образовательного процесса в логике проектной деятельности; использование корпоративно-модульной технологии обучения и др.) и ресурсные условия (моделирование программно-методического обеспечения в компетентностном формате; профессиональная компетентность преподавателей системы повышения квалификации; материально-техническое оснащение курсового обучения участников ПМПк и др.).

На третьем этапе эксперимента акцент был сделан на корпоративном компетентностно-модульном обучении, которое предусматривало: участие «заказчиков» и слушателей курсов в выявлении ключевых компетенций специалистов; ориентацию курсовой подготовки на конечный результат, представленный в формате ключевых компетенций обучающихся; структурирование программы в модульной логике; обеспечение учебного процесса системой оценки и контроля сформированности профессиональной компетентности, позволяющей корректировать процесс обучения; адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Базовым понятием технологии компетентностно-модульного обучения являлся «компетентностный модуль» как относительно самостоятельная и завершенная единица образовательной программы, направленная на формирование и развитие комплекса профессиональных компетенций.

Компонентами названного модуля выступали: спецификация, пояснительная записка, оценочные и учебные материалы, подготовленные на компетентностной основе. Компетентностный модуль (как функционально целевой узел модульной программы) включал в себя: интегрированную дидактическую цель, учебные элементы (включающие целевой план действий, содержание заданий, методическое руководство по их самостоятельному выполнению), банк информационного материала и итогового контроля.

Достоинством корпоративного обучения явилось наличие единого образовательного пространства для всех специалистов ПМПк, обеспечивающего решение приоритетных направлений системы образования детей с ООП на уровне отдельного образовательного учреждения.

Реализация корпоративной компетентностно-модульной модели повышения квалификации участников ПМПк предусматривала краткосрочное и пролонгированное сопровождение слушателей курсов в рамках работы временных творческих коллективов, групп обучения и самообучения, индивидуальных и групповых консультаций.

При организации повышения квалификации специалистов ПМПк были учтены: опыт, приобретенный при осуществлении профессиональной деятельности (который может оказывать как позитивное, так и негативное влияние); специфические для взрослых трудности участия в процессе обучения (ограниченный бюджет свободного времени, негативное влияние прошлого опыта и т.п.); способность взрослого взять на себя ответственность за свое собственное обучение.

Разработанная нами модульная учебная программа «Проектирование деятельности специалистов психолого-медико-педагогического консилиума по созданию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении» (144 часа) ставит своей целью повышение профессиональной компетентности специалистов ПМПк, осуществляющих создание ИОС для детей с ООП, в процессе корпоративного обучения.

Особенности реализации программы:

- обучение участников консилиума осуществлялось корпоративно, т.е. в состав группы обучающихся специалистов были включены специалисты различных профилей (психологи, логопеды, социальные педагоги, дефектологи, учителя с большим опытом работы, воспитатели ДОУ), а также администрация образовательных учреждений;

- содержание программы имело практическую направленность на научной междисциплинарной основе;

- в процессе проектирования компетентно-модульной образовательной программы были выделены два относительно автономных проектировочных цикла: разработка структуры вышеназванной программы и разработка компетентностных модулей как основных единиц образовательной программы;

- программа включала инвариантный модуль по общей проблематике инклюзивного обучения детей с ООП, а также вариативные модули для специалистов ПМПк, состоящие из базовых и специальных компонентов, в которых учитывались уровень развития мотивационного, операционального и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности, а также стаж их педагогической деятельности. Основным принципиальным элементом каждого из образовательных модулей являлось курсовое обучение, максимально приближенное непосредственно к профессиональной деятельности специалистов по созданию ИОС;

- некоторые практические и семинарские занятия проводились на базе образовательных учреждений в режиме «живого времени», то есть прямо в процессе учебного года, четверти, где отдельные направления деятельности специалистов ПМПк по созданию ИОС организованы на высоком уровне;

- формирование профессиональной компетентности носило диагностический и прогностический характер, охватывало не только прошлый опыт профессиональной деятельности, но и перспективу профессионального развития;

- методики, используемые для входной и итоговой диагностики, служили своего рода инструментарием профессионального развития специалистов, т.к. включали в себя задания на развитие мотивационного, операционального и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности участников ПМПк;

- каждый образовательный модуль начинался входной и завершался промежуточной диагностикой (вопросами и заданиями для самопроверки и рефлексии); общая итоговая диагностика проводилась по результатам реализации программы, что позволило специалистам оценить не только уровень актуального развития основных компонентов собственной профессиональной компетентности, но и результаты обучения по каждому образовательному модулю и по курсу в целом.

Четвертый этап эксперимента, в рамках которого осуществлялась итоговая диагностика, показал следующие результаты:  повторная оценка мотивационного компонента профессиональной компетентности специалистов указала на положительные изменения в содержании профессиональной направленности и потребностях обучающихся, проявившиеся в том, что приобрели значимость мотивы, связанные с собственно  профессиональной корпоративной деятельностью, значительно возрос уровень эмоциональной оценки своей работы; произошли качественные изменения операционального  (когнитивно-деятельностного) блока профессиональной компетентности специалистов ПМПк; изменения рефлексивного компонента касались системы профессионального самосознания участников эксперимента: возросло понимание ответственности специалистов в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ООП. Повысился уровень развития профессиональных качеств специалистов ПМПк. Кроме того, мы отмечаем снижение значимости факторов, препятствующих профессиональному развитию специалистов инклюзивного образования, и повышение роли факторов, стимулирующих активное саморазвитие специалистов. Структура их личности приобретает гармоничность на основе «соразмерного» и «пропорционального» развития всех ее качеств.

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего экспериментов показал, что произошли качественные изменения тех компонентов, на формирование которых была направлена разработанная нами программа повышения квалификации (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Сравнительный анализ данных уровня развития профессиональной компетентности специалистов ПМПк до (ДО) и после (ПО) обучения

        Мотивационный                         Операциональный                   Рефлексивный

%         компонент             компонент         компонент

Уровни развития

Диаграмма отражает критерий направленности  процесса повышения квалификации специалистов ПМПк на развитие профессиональной компетентности  по созданию ИОС, указывая на уменьшение количества специалистов со средним и низким уровнем развития профессиональной компетентности за счет увеличения высоких показателей.

Критерий ресурсного обеспечения процесса повышения квалификации указывает на важность привлечения к организации курсового обучения специалистов, имеющих успехи в практической деятельности по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении,  обучающем детей с ООП (специалисты ПМПк образовательных учреждений, педагоги Центра психолого-медико-социальной помощи, педагоги-психологи, учителя-логопеды, дефектологи, социальные педагоги, руководители образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания, специалисты органов управления образованием и др.). Данный критерий также показывает, что наличие современных УМК (хрестоматийных материалов, тестовых заданий), индивидуально-ориентированных модулей для специалистов, организация занятий с использованием интерактивных методов, отвечающих требованиям компетентностно-ориентированного обучения, взаимодетерминирует с критерием результативности процесса повышения квалификации и обеспечивает изменение уровня удовлетворенности специалистов ПМПк курсовым обучением (Диаграмма 2).

Диаграмма 2.

Анализ уровня удовлетворенности курсами повышения квалификации

   %

Изучение отсроченных (через год после обучения) результатов курсового обучения посредством анкетирования администрации и педагогов образовательных учреждений, в которых работают специалисты ПМПк, прошедшие курсы повышения квалификации, анализа протоколов заседаний ПМПк за 2007-2009 годы, а также изучение мнения родителей детей с ООП, обучающихся в данных учреждениях, свидетельствуют о повышении эффективности деятельности ПМП-консилиумов и улучшении качества их работы в области создания ИОС.

Критерием эффективности работы ПМПк образовательного учреждения в данном случае являются две составляющие:

  1.  Востребованность услуг ПМПк со стороны учителей, детей, родителей  и др. Показатель: количество и содержание обращений (Рис. 1).
  2.  Число удачно решенных проблем по сравнению с количеством проблем, решить которые не удалось (Рис. 2).

   Рис. 1. Кол-во обращений в ПМПк           Рис. 2. Кол-во решенных/нерешенных проблем

                  учреждения (в среднем)      (в среднем, %)

2009 год                 100-120                                     90%  10%

    2008 год                    30-40                                       60-70%       30-40%

     2007 год                    3-5               50%  50%  

Результаты исследования доказывают правомерность выдвинутой гипотезы, показывают эффективность разработанной программы и позволяют сделать следующие выводы:

1.В подготовке специалистов к созданию инклюзивной образовательной среды приобретает особую актуальность компетентностно-ориентированное корпоративно-модульное повышение квалификации.

2.Компетентностно-ориентированное корпоративно-модульное повышение квалификации специалистов ПМПк основывается на общенаучном системно-деятельностном, личностно-ориентированном и компетентностном походах, а также акмеологической концепции личности и повышения квалификации и опирается на следующие принципы: соответствия содержания подготовки социальным требованиям и нормам профессиональной деятельности специалистов ПМПк; опережающего профессионального образования; профессионально-личностного саморазвития специалистов; творческой профессионально-практической направленности повышения квалификации.

3.Содержание  процесса повышения квалификации специалистов ПМПк направлено на обеспечение их готовности к выполнению нормативно-творческой, проектной, диагностико-консультативной, педагогической, образовательной, коррекционно-развивающей, научно-методической, социально-педагогической, психологической, научно-исследовательской, культурно-просветительской видов профессиональной деятельности.

4.Ведущими педагогическими условиями компетентностно-ориен-тированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС являются субъектно-личностные; организационно-педагогические (содержательно-целевые, операционно-деятельностные, контрольно-оценочные) и ресурсные (наукообразующие, кадровые, программно-методические, материально-технические) условия.

5.Критериями эффективности компетентностно-ориентированного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС являются: направленность процесса повышения квалификации на развитие профессиональной компетентности специалистов ПМПк по созданию ИОС; ресурсное обеспечение компетентностно-ориентированного корпоративного повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию инклюзивной образовательной среды; результативность процесса повышения квалификации специалистов ПМПк по созданию ИОС.

Выполненная работа не претендует на полное исследование всех аспектов, связанных с повышением квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды. Перспективным является дальнейший поиск механизмов усиления взаимосвязи курсового обучения и самообразования, разработка технологий профессионально-личностного саморазвития обучающихся.

Основное содержание и результаты исследования отражены в ведущем рецензируемом научном журнале, включенном в перечень ВАК:

  1.  Зубарева, Т.Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования [Текст] / Т.Г. Зубарева // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №4. – С. 297-310. – 0,84 п.л.

а также в следующих публикациях автора:

  1.  Зубарева, Т.Г. Содержание работы учителя-логопеда Центра психолого-медико-социального сопровождения [Текст] / Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина // Инновационные методы в образовании, науке и медицине: Сб. науч. тр. / Под ред. В.А. Иванова – Курск: Изд-во КГУ, 2005 г. – 132 с. – С. 37-40. (0,25 п.л. / степень личного участия – 0,12).
  2.  Зубарева, Т.Г. О создании и перспективах развития центра психолого-медико-социального сопровождения в Курской области [Текст] / Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина // Состояние и перспективы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в регионе: Материалы конференции (Курск, 24-25 мая, 2005 г.): В. 2-х ч. – Часть I. Курск: Курск. гос.ун-т, 2005. – 112 с. – С. 56-58. (0,2 п.л. / степень личного участия – 0,1).
  3.  Зубарева, Т.Г. О деятельности центра психолого-медико-социального сопровождения в Курской области [Текст] / Т.Г. Зубарева // Перспективы развития системы психолого-медико-социального сопровождения в Курской области / Под ред.    Т.Г. Зубаревой. – Курск, 2006.  – С. 4-12. (0,6 п.л.).
  4.  Зубарева, Т.Г. Некоторые вопросы создания системы раннего выявления и специальной помощи, а также интегрированного обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях детей с ограниченными возможностями здоровья в Курской области [Текст] / Т.Г. Зубарева // Развитие системы специального (коррекционного) образования в регионе. Интегрированное обучение, воспитание и оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: Сборник статей по итогам областной научно-практической конференции. – Курск, изд-во КИНПО (ПКиПП) ССО, 2008. – С. 41-56. (1 п.л.).
  5.  Зубарева,Т.Г. Помочь ребенку – значит сделать счастливой семью [Текст] /        Т.Г. Зубарева // Взгляд. Информация. Партнерство. VIP. Курск. – 2008. – №5(51). –         С. 15-18. (0,24 п.л.).
  6.  Зубарева, Т.Г. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк)  –  эффективная форма   комплексного  решения проблем ребенка [Текст] / Т.Г. Зубарева // Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология  диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. / Под ред.     Т.Г.  Зубаревой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Курск, 2009.  – С. 6-18. (0,8 п.л.).
  7.  Зубарева, Т.Г. Организация деятельности ПМПк в учреждении [Текст] / Т.Г. Зубарева // Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология  диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. / Под ред. Т.Г.  Зубаревой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Курск, 2009.  – С. 19-27. ( 0,6 п.л.).
  8.  Зубарева, Т.Г. Подготовка и проведение  ПМПк [Текст] / Т.Г. Зубарева // Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология  диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. / Под ред. Т.Г. Зубаревой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Курск, 2009.  – С. 28-37. (0,6 п.л.).
  9.  Зубарева, Т.Г. Взаимодействие ПМПк с родителями [Текст] / Т.Г. Зубарева // Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология  диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. / Под ред.           Т.Г.  Зубаревой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Курск, 2009.  – С. 38-39. (0,12 п.л.).
  10.  Zubareva, T.G. Forming of professional competence among specialists of psychological, medical and pedagogical concilia implementing inclusive education [Text] T.G. Zubareva // Materiály V mezinárodni vědecko – praktická conference «Efektivni nastroje modernich ved – 2009» - Díl 10/ Pedagogika. Hudba a život: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o – 72 stran. – S. 17-20. (0,24 п.л.)
  11.  Зубарева, Т.Г. Модульное обучение специалистов, осуществляющих инклюзивное образование в Курской области [Текст] / Т.Г. Зубарева // Объединенный научный журнал. – 2009. - №8 (226). – С. 18-20. (0,2 п.л.).
  12.  Зубарева, Т.Г. Корпоративное обучение специалистов как способ формирования профессиональной компетентности в области инклюзивного обучения [Текст] / Т.Г. Зубарева,  Г.Н. Подчалимова // Современный научный вестник. Серия: Педагогика. Филология. – 2009. – №10 (66). – С. 31-35. (0,3 п.л. / степень личного участия – 0,15 п.л.).
  13.  Зубарева, Т.Г. Курский областной центр психолого-медико-социального сопровождения как одна из эффективных форм оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями [Текст] / Т.Г. Зубарева // Развитие субъективности педагога в условиях дополнительного профессионального образования. – Курск, 2009. – 203 с. – С. 130-138. (0,5 п.л.).
  14.  Зубарева, Т.Г. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии Курской области [Текст] / Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина. Методические рекомендации по представлению детей на ПМПК. – Курск, 2005. – 50 с. (3 п.л. / степень личного участия – 1,5 п.л.).
  15.  Зубарева, Т.Г. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии Курской области [Текст] / Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина. Методические рекомендации по представлению детей на ПМПК. Изд-е 2., испр. Курск, 2006. – 62 с. (4 п.л. / степень личного участия – 2 п.л.).  
  16.  Зубарева, Т.Г. Рекомендации по организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в образовательных учреждениях Курской области. [Текст] / Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина, Н.А. Полякова, Т.В. Пенькова, Л.А. Гаранина, Л.В. Михайлова. – Курск, 2006. – 52 с. (3 п.л. / степень личного участия –    0,5 п.л.).
  17.  Зубарева, Т.Г. Организационно-методические основы обучения и воспитания детей, требующих различных видов сопровождения, в вопросах и ответах [Текст] / Т.Г. Зубарева, Н.Г. Петелина, Л.А. Гаранина Л.А., З.И. Салахетдинова, Г.В. Анцупова, И.Е. Калитеевская, И.А. Макиенко, М.П. Сазанова – Курск, 2006. – 88 с.    (5,2 п.л. / степень личного участия – 0,6 п.л.).
  18.  Зубарева, Т.Г. Организация  индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.Г. Зубарева. – Курск, 2009. – 96 с. (5,6 п.л.).
  19.   Зубарева, Т.Г. Технология организации психолого-медико-педагогического консилиума в учреждении [Текст] / Т.Г. Зубарева.– Курск, изд-во ООО «Регион Пресс», 2009. – 38 с. (2,16 п.л.).

ЗУБАРЕВА ТАТЬЯНА ГАСПАРОВНА

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЗДАНИЮ ИНКЛЮЗИВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Автореферат

Подписано в печать  14.10.2009 г.

Формат 60х84/16

Компьютерный набор и верстка.

Печать офсетная. Бумага офсетная.

Заказ № _______

Тираж 150 экз.

Издательство ООО «Регион-Пресс»

305035, г. Курск, ул. Пирогова, 3

Лицензия ПД №8-0063


Концептуальный компонент

Содержательно-целевой компонент

Организационно-технологический компонент

Рефлексивный

компонент

EMBED MSGraph.Chart.8 \s

EMBED MSGraph.Chart.8 \s


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6949. Предмет философии и ее функции 28 KB
  Предмет философии и ее функции Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения ос...
6950. Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве 69 KB
  Философия Платона: сущность объективного идеализма, учение о государстве Платон - великое явление в истории мировой культуры. И хотя он жил в древнегреческом обществе, как деятель - философ, ученый, писатель - принадлежит всему челове...
6951. Учение Аристотеля 119.5 KB
  Аристотель понимал, что без изучения движения не может быть познания естественных процессов, не может быть понята природа в ее жизни и стремлении. Так как природа есть начало движения и изменения, - писал он, - а предметом нашего...
6952. Учение Блаженного Августина 51.5 KB
  Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Напротив, благ...
6953. Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского 40.5 KB
  Синтез богословия, философии и науки в трудах св. Августина и Фомы Аквинского Для древних народов, как известно, было характерно единство двух путей познания окружающего мира - пути сердца и пути разума, которое исключало  расчлененность богосл...
6954. Бэкон и его индуктивный метод 113 KB
  Бэкон и его индуктивный метод Введение Имя Фрэнсиса Бэкона - из числа тех имен в истории человечества, которые не принадлежат безраздельно какой-то одной отрасли знания, культуры или политики, как не принадлежат они одной эпохе или одной стране. Он ...
6955. Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции 96 KB
  Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции Декарт - основоположник рационализма, значение его философии. Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 – 1650) - видный французский философ и ученый математик....
6956. Спиноза: учение о субстанции 26 KB
  Б. Спиноза: учение о субстанции Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным бытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависим...
6957. Дільниця технічного обслуговування та поточного ремонту автомобілів КАВЗ-3270 ТА ПАЗ-32054 549 KB
  Важливі науково-технічні відкриття привели до корінних змін у структурі світової економіки, індустріалізації побуту включили у сферу виробництва і збуту нові моделі машин, устаткування, нові матеріали і технології змінили організацію вир...