664

Анализ функционирования фирмы в конкурентной среде

Контрольная

Маркетинг и реклама

Анализ конкуренции на рынке. Конкурентные условия на различных рынках никогда не бывают одинаковыми из-за различия процессов развития в социальной, технологической, политической сферах. Определение конкурентного положения фирм. Определение конкурентоспособности фирмы и товара.

Русский

2013-01-06

114 KB

11 чел.

Анализ функционирования фирмы в конкурентной среде

1. Анализ конкуренции на рынке.

Рыночная конкуренция (лат. concurrentia - столкновение) является объективно существующим явлением и определяется как соперничество между отдельными субъектами рынка с целью достижения наилучших результатов.

Конкурентные условия на различных рынках никогда не бывают одинаковыми из-за различия процессов развития в социальной, технологической, политической сферах. Для диагностирования конкурентной среды рынка и описания предпосылок долгосрочной прибыльности отрасли можно использовать модель М.Портера (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Силы, управляющие конкуренцией на рынке

Данная модель предлагает изучать пять конкурентных сил:

  1.  Текущих конкурентов, которые могут составлять фирме:
    •  предметную конкуренцию, возникающую, когда различные производители выпускают практически идентичные изделия. Значит, в первую очередь, нужно изучать конкурентов, производящих одну и ту же группу товаров (производитель йогуртов изучает фирмы, выпускающие конкурирующие марки йогуртов);
    •  видовую конкуренцию, появляющуюся, когда товары разных фирм предназначены для одной и той же цели, но отличаются важным потребительским параметром. Такими, например, являются конкурирующие группы внутри одного класса продукции (для производителя йогуртов видовыми конкурентами являются фирмы, выпускающие кисломолочные продукты);
    •  функциональную конкуренцию, возникающую потому что потребность можно удовлетворить несколькими различными способами. Так, конкурируют классы продуктов внутри общего товарного рынка (производителю йогуртов функциональную конкуренцию составляют все фирмы, выпускающие молочные продукты).
  2.  Опасность появления новых конкурентов. Изучение потенциальных конкурентов имеет особенное значение в условиях быстрого расширения рынка, высокой рентабельности и сравнительно легкого доступа на рынок. Барьерами для появления новых конкурентов считаются ограниченный доступ к ресурсам или к каналам распределения, значительные первоначальные финансовые барьеры, меры государственного регулирования, масштаб производства.
  3.  Опасность появления заменителей товара. Производители заменителей товара обычно работают на том же сегменте с родственным товаром. На современном потребительском рынке данная конкурентная сила является весьма значимой, поскольку намечается тенденция к стиранию границ между родственными товарами.
  4.  Рыночная власть потребителя. Данная конкурентная сила определяется соотношением спроса и предложения, а также размером потребителя. Власть потребителя высока на рынке, на котором предложение превышает спрос, то есть на рынке покупателя. Обратная ситуация наблюдается на рынке продавца.
  5.  Рыночная власть поставщиков. Мощь данной силы обусловлена тем, что поставщики могут при торге извлечь выгоду и снизить прибыль фирмы.

Перечисленные пять сил конкуренции определяют прибыльность отрасли, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать в этой отрасли. Иными словами, ожесточенная конкуренция приводит к тому, что для сохранения конкурентоспособности предприятию приходится нести расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), или же снижать цены. Наличие товаров-заменителей ограничивает цену, которую могут запросить фирмы, конкурирующие на рынке.

Рассматривая конкуренцию на рынке, необходимо изучить методы борьбы, используемые компаниями. Обычно выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Используя методы ценовой конкуренции фирмы стремятся добиться успеха на рынке за счет снижения цен. В этом случае не всегда в основе низких цен лежит уменьшение себестоимости продукции. Зачастую используют искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке.

Неценовая конкуренция – конкуренция, которая основана на продаже товаров повышенного качества, более надежных и эргономичных, с улучшенным дизайном по сопоставимым с конкурентами ценам. Данный метод борьбы осуществляется благодаря маркетингу и инновациям, вследствие чего товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. В последние годы немаловажными факторами неценовой конкуренции выступают более низкое энергопотребление и металлоемкость, меры по предотвращению загрязнения окружающей среды. Неценовая конкуренция на рынке способствует лучшему удовлетворению потребностей клиентов и не влечет за собой ценовых войн. Однако при всех ее преимуществах нужно понимать, что она является лишь скрытой формой ценовой конкуренции.

Процесс анализа конкурентов состоит из нескольких этапов:

  1.  Выявление конкурентов компании
  2.  Определение целей конкурентов. Каждое предприятие имеет комплекс целей, которые не ограничиваются получением прибыли и отличаются по степени важности. Поэтому необходимо определить, какое относительное значение придают конкуренты росту доли рынка, ведущим позициям в области технологий, текущей доходности и др.
  3.  Установление стратегий конкурентов. Конкуренция между фирмами, использующими одинаковые стратегии, обычно, более интенсивная. Для определения стратегии конкурентов нужно знать качество, характеристики и комплектность каждого товара, сервисную, ценовую, сбытовую, коммуникационную политики конкурента.
  4.  Оценка сильных и слабых сторон конкурентов. Изучение сильных и слабых сторон конкурентов обычно строится на основе вторичной информации. Имея данные о каждом виде предпринимательской деятельности конкурентов за последние несколько лет, можно провести базисный анализ.

Базисный анализ (бенчмаркинг) – это процесс сравнения товаров и бизнес-процессов компании с товарами и бизнес-процессами конкурентов или ведущих компаний других отраслей, проводимый для выявления конкурентных преимуществ, а также для поиска путей повышения качества товаров и эффективности работы компании. Бенчмаркинг позволяет быстро и с меньшими затратами совершенствовать бизнес-процессы. Различают несколько типов базисного анализа:

  •  внутренний бенчмаркинг основан на сравнении аналогичных процессов внутри организации;
  •  конкурентный бенчмаркинг связан с сопоставлением продукции, деятельности предприятия с сильнейшими конкурентами;
  •  функциональный бенчмаркинг сравнивает функции организаций, которые не являются прямыми конкурентами, но выпускают родственную продукцию;
  •  общий бенчмаркинг ориентирован на сравнительный анализ компаний, находящихся в разных отраслях, но имеющих схожие процессы.

Сопоставление показателей эффективности предприятий дает возможность понять уязвимые и рациональные стороны деятельности компании в сравнении с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области. Это позволяет найти незаполненные рыночные ниши и ориентиры для дифференциации продуктов.

Полезным средством определения сильных и слабых сторон конкурентов является анализ потребительской ценности, цель которого выяснить у потребителей, какое значение они придают тем или иным выгодам, связанным с приобретением товара, и какое место занимает компания по ряду важных показателей среди конкурентов.

После выявления сильных и слабых сторон конкурентов определяют спектр возможных реакций конкурентов на действия компании, а также классифицируют конкурентов в зависимости от возможности потеснить их позиции.

2. Определение конкурентного положения фирм

Процесс выявления и оценки главных конкурентов связан с позиционированием предприятий, или с определением занимаемых конкурентами позиций.

Конкурентная позиция – это сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы и ее товара относительно конкурентов. В зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут занимать одну из четырех конкурентных позиций: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

Рыночный лидер – организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнообразных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг.

Рыночный претендент – организация, которая борется за увеличение своей рыночной доли, за вхождение в число лидеров. Для того чтобы преуспевать эта организация должна обладать определенными преимуществами над рыночным лидером (предлагать лучший продукт, продавать продукт по более низкой цене и т.д.).

Рыночный последователь – организация, которая проводит политику следования за отраслевыми лидерами, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рискованных решений.

Организации, действующие в рыночной нише («нишевики»), обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые конкуренты или не заметили, или не приняли в расчет.

Объективным показателем конкурентной позиции, позволяющим выявить распределение сил в конкурентной борьбе, является доля рынка. Доля рынка рассчитывается как соотношение объема продаж конкретной фирмы к совокупному объему продаж товара на рынке (формулы 5.1,5.2).

Значение доли рынка рассчитывается по следующим формулам:

,   (5.1)

,   (5.2)

где ДiК  - рыночная доля i-ой организации по количеству реализованной продукции;

 ДiВ - рыночная доля i-ой организации по общей стоимости реализованной продукции;

 Кi – количество  продукции, реализованной i-м предприятием (в натуральном выражении);

 Вi – выручка i-ой организации;

 n – количество организаций, работающих на рынке, i=1,…,n.

Формулу (5.2) лучше использовать, когда рассматриваемая продукция имеет высокую степень дифференциации, а, следовательно, высокий диапазон цен предложения. По мнению Ф.Котлера лидеру, как правило, принадлежит доля в 40% и выше, претенденту – 20-40%, последователю – 10-20%, а аутсайдеру – менее 10%.

С целью определения ценового сегмента, в котором работает фирма, нужно найти соотношение: ДiК / ДiВ. Если оно больше 1, то фирма работает в низком ценовом сегменте, если равно 1, то организация работает в среднем ценовом сегменте, если меньше 1, то – в высоком ценовом сегменте. Для выявления динамики конкуренции анализируют изменение доли рынка во времени, сопоставляя это изменение с изменением темпов роста рынка.

Силу конкурентной позиции характеризуют не только рыночная доля, но и динамика продаж, уровня рентабельности бизнеса, лояльности покупателей, состояние каналов сбыта, число патентов и пр. Оценку позиции следует давать в увязке с анализом интенсивности конкуренции, которая зависит от количества конкурирующих фирм, роста спроса (темпов и направленности), уровня стандартизации товаров на рынке, издержек перехода (затрат покупателя при переходе на потребление другой марки), удовлетворенности фирм своей долей рынка.

Для измерения интенсивности конкуренции на исследуемом рынке используют следующие показатели:

  1.  Четырехдольный показатель концентрации (К):

,  (5.3)

где ОР1, ОР2, ОР3, ОР4 – объем реализации четырех наиболее крупных организаций на рынке;

ОР – общий объем реализации продукции заданного ассортимента.

  1.  Индекс Герфиндаля (G):

,  (5.4)

где  Дi – доля рынка i-ой компании, %;

 n – число компаний, действующих на рынке.

Значение G позволяет судить о конкурентной структуре рынка. Так, если значение G меньше 400, то на рынке имеет место свободная конкуренция. Если значение G находится в интервале от 400 до 1000, то на рынке – монополистическая конкуренция. Если значение G находится в интервале от 1000 до 3000, то на рынке господствует олигополия, а когда значение G превышает 3000, то на рынке есть фирмы, занимающие монополистическое положение в своих сегментах. Для существования каждой из четырех конкурентных структур рынка необходимы определенные предпосылки.

Чистая (свободная) конкуренция существует, когда большое количество фирм (сотни) продает однородные товары множеству покупателей. Причем потребителям безразлично, у кого из продавцов приобрести товар. На таком рынке цены одинаковы, отсутствуют товарные марки, качество товаров соответствует общему стандарту, а факторы производства мобильны. В этих условиях фирмы должны стремиться к созданию надежной репутации и политике продаж по минимально возможным ценам, привлекая к себе больше посредников и торговцев. Продавцам на таких рынках (например, на сырьевых) нет смысла разрабатывать стратегии маркетинга, ибо усилия по их реализации не дают ощущаемого результата.

Признаком монополистической конкуренции является существование достаточно большого числа (10-25) фирм, производящих и продающих дифференцированную продукцию в широком диапазоне цен. Продавцы предлагают различные варианты товаров для разных потребительских сегментов, используя практику присвоения марочных названий, рекламу, разнообразие упаковок. Новые фирмы могут достаточно легко внедриться на рынок ввиду сравнительно низких стартовых затрат. Вместе с тем, чтобы иметь продолжительный коммерческий успех, фирмы должны постоянно пересматривать свои маркетинговые стратегии и сохранять отличительные преимущества своих товаров.

Олигополия – это господство небольшого числа (3-7) достаточно больших фирм, на долю которых приходится основная часть продаж какой-либо отрасли (автомобильная промышленность, рынок информационных технологий, бытовой техники). Входные барьеры на олигополистический рынок высоки. Производители могут использовать стратегию диверсификации, а также расширять граница рынка. Олигополисты весьма чувствительны к маркетинговым стратегиям друг друга и политике ценообразования.

Монополия подразумевает ситуацию, когда одна фирма контролирует большую часть рынка. Это может быть фирма, имеющая патент на товар, либо коммунальное предприятие, энергетическая компания. Государственная (естественная) монополия преследует цели, не обязательно связанные с получением прибыли. Частные регулируемые монополии вынуждены согласовывать свою ценовую политику с государством (разрешаются такие наценки, которые позволяют поддерживать или расширять производство). Частная нерегулируемая монополия позволяет устанавливать любую цену, которую готов воспринять рынок.

Устойчивость позиций предприятия на рынке определяет конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество – это преимущество над конкурентами, достигаемое за счет предложения потребителям более высокой ценности. Достичь конкурентных преимуществ и укрепить свои позиции предприятие может за счет:

  •  обеспечения более низких издержек на производство и сбыт товара. Низкие издержки означают способность предприятия разрабатывать, производить и продавать товар со сравнимыми характеристиками, но с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая свой товар на рынке по сложившейся (или даже меньшей) цене, предприятие получает дополнительную прибыль;
  •  обеспечения незаменимости продукта с помощью дифференциации. Дифференциация означает способность предприятия обеспечить покупателя товаром, обладающим большей ценностью, то есть большей потребительной стоимостью. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что дает большую прибыль.

Конкурентное преимущество любого типа дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов, и напрямую связано с формированием национального дохода. Наиболее типичными источниками конкурентного преимущества выступают новые технологии, изменившиеся запросы покупателей, появление нового сегмента отрасли, изменение стоимости компонентов производства, изменение правительственного регулирования.

3. Виды конкурентных стратегий

После изучения конкурентной ситуации на рынке, предприятию необходимо выработать стратегию поведения, которая, как было отмечено выше, зависит от рыночной позиции.

Под конкурентной стратегией понимается концепция и подчиняемая ей система действий фирмы, направленная на достижение конечных целей.

Рыночный лидер для сохранения своих позиций действует в трех направлениях:

  •  расширяет рынок путем привлечения новых покупателей, или путем нахождения новых сфер применения выпускаемым продуктам, или путем увеличения частоты применения выпускаемых продуктов;
  •  увеличивает свою рыночную долю, хотя это не приводит к увеличению величины прибыли, так как цена такого расширения может быть чрезмерно высокой;
  •  предохраняет свой бизнес от посягательств конкурентов, для чего использует оборонительные стратегии.

Выделяют следующие виды оборонительной стратегии:

  1.  Позиционная оборона направлена на создание трудно преодолимых барьеров вокруг своей текущей позиции; в чистом виде редко приводит к успеху, так как должна сопровождаться изменением производственно-сбытовой политики и приспособлением к динамике внешней среды. Лучшим методом обороны является непрерывное обновление выпускаемых продуктов.
  2.  Фланговая оборона направлена на защиту наиболее уязвимых мест в позиции организации на рынке, куда в первую очередь могут направить свои атаки конкуренты.
  3.  Упреждающая оборона основана на предвосхищающих действиях, делающих потенциальную атаку конкурентов невозможной или существенно ослабляющих ее, например, предвидя появление на рынке нового конкурента, можно снизить цену на свою продукцию.
  4.  Оборона с контрнаступлением используется рыночным лидером, если не дали эффекта упреждающая и фланговая оборонительные стратегии. Лидер может сделать паузу, чтобы проанализировать слабые места атакующего конкурента, после чего ударить наверняка (например, противопоставив в рекламе надежность своих изделий недоработкам в новинках конкурента).
  5.  Мобильная оборона направлена на распространение своей деятельности на новые рынки с целью создания плацдарма для будущих оборонительных и наступательных действий. Путем расширения рынка организация перемещает фокус своих действий с текущего продукта к более полному пониманию глубинных запросов потребителей, затрагивающих весь спектр технологических и иных возможностей организации. В силу значительности потенциала лидера это делает малоперспективным атаки со стороны конкурентов.
  6.  Сжимающаяся оборона основана на «сдаче» ослабленных рыночных территорий конкурентам при одновременной концентрации ресурсов на более значительных и сильных; позволяет экономить ресурсы, рационально использовать средства, отпущенные на маркетинговые действия.

Рыночный претендент в зависимости от прочности позиции рыночного лидера и своих возможностей может достигать свои цели, используя различные наступательные стратегии. Выделяют несколько типов наступательных (атаковых) стратегий.

  1.  Фронтальная атака характеризуется активными действиями на позиции конкурента, попытками превзойти его по сильным аспектам его деятельности (продукты, реклама, цены и т.п.). Для ее реализации организация должна иметь ресурсов больше, чем конкурент и быть в состоянии вести длительные «боевые действия».
  2.   Фланговая атака направлена на слабые места в деятельности конкурентов, концентрирует усилия на получение преимуществ в этих слабых местах; часто проводится неожиданно для конкурентов.
  3.  Атака с окружением предполагает атаку со всех направлений, что вынуждает конкурента держать оборону по всем направлениям; применяется, когда рыночный претендент надеется (и имеет возможность) за короткий срок сломить волю конкурента к сопротивлению. Один из вариантов – значительное (на порядок и более) расширение количества модификаций продукта с одновременным резким расширением диапазона цен.
  4.  Обходная атака – вид косвенной атаки, реализуемой, как правило, в одном из следующих видов: диверсификация производства, освоение новых географических рынков, осуществление нового скачка в технологии. Достигнув преимуществ на более «легких» рынках, осуществляется атака на основные области деятельности конкурента.
  5.  Партизанская атака заключается в небольших периодических атаках в целях деморализации конкурента, развития у него чувства неуверенности (выборочные снижение цен и интенсивное продвижение продукта, использование слабых с правовой точки зрения мест в деятельности конкурента). Такую стратегию обычно используют небольшие фирмы против более крупных конкурентов. Однако непрерывные партизанские действия – это дорогостоящее удовольствие, которые к тому же для победы должны подкрепляться более массированными атакующими действиями.

Рыночный последователь не должен проводить пассивную политику. Он может использовать стратегию расширения своей деятельности, но такую, которая не вызывает активного противодействия со стороны конкурентов. Преимущества рыночного последователя заключаются в том, что он может опираться на опыт рыночных лидеров, копировать или улучшать продукты и маркетинговые действия лидера, обычно при меньшем уровне инвестиций и риска. Стратегия копирования может обеспечить достаточно высокий уровень прибыльности.

«Нишевики» могут быть достаточно прибыльными за счет высокого уровня удовлетворения специфических потребностей ограниченного круга клиентов по повышенным ценам. Чтобы снизить риск от деятельности в одной нише, стараются найти несколько ниш. Желательно, чтобы рыночная ниша обладала потенциалом роста, не вызывала интереса у сильных конкурентов и чтобы у организации была сильная поддержка со стороны ее клиентов.

4. Определение конкурентоспособности фирмы и товара

Конкурентоспособность – свойство объекта, отражающее степень удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Это свойство определяет способность выдерживать конкуренцию и побеждать на рынке. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью в самом общем виде можно понимать обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Носителями этих свойств - конкурентных преимуществ - могут быть различные виды продукции, предприятия и организации

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть умение определить, а также быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают организацию от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:

  •  качество продукции и услуг;
  •  наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
  •  уровень квалификации персонала и менеджмента;
  •  технологический уровень производства;
  •  налоговая среда, в которой действует предприятие;
  •  доступность источников финансирования.

Конечная цель всякой фирмы – победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет – зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами – продукцией и услугами других фирм. Иными словами, конкуренция между фирмами вторична, так как проявляется через товар. Конкуренция между товарами же первична, поскольку определяется на рынке и обусловливает прибыльность и устойчивость положения фирмы на рынке.

Конкурентоспособность товара – это совокупность потребительских свойств данного товара, характеризующая их отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение и цен.

Следует отметить ряд специфических особенностей, раскрывающих сущность данного понятия:

  •  конкурентоспособность включает три основные составляющие. Одна из них жестко связана с изделием как таковым и в значительной мере сводится к качеству. Другая – связана как с экономикой создания сбыта и сервиса товара, так и с экономическими возможностями и ограничениями потребителя. Наконец, третья отражает все то, что может быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как человеку, как члену той или иной социальной группы и т. д.
  •  покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в рыночных условиях истине: все элементы конкурентоспособности товара должны быть настолько очевидны потенциальному покупателю, чтобы не могло возникнуть малейшего сомнения или иного толкования в отношении любого из них.
  •  каждый рынок характеризуется «своим» покупателем. Поэтому изначально неправомерна идея о некой абсолютной, не связанной с конкретным рынком, конкурентоспособности.

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Поэтому оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базовой (эталонной) продукции, так как конкурентоспособность товара или иного объекта – понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом.

Этапы оценки конкурентоспособности товара:

  1.  Выбор образца для сравнения. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж, наилучшую перспективу сбыта, завоевавший наибольшее число покупательских предпочтений.
  2.  Определение набора сравниваемых параметров, по которым потребитель идентифицирует продукт. При этом исходят из того, что одна часть параметров характеризует потребительские свойства продукта (его потребительную стоимость), а другая часть – экономические свойства (его стоимость). Поэтому параметры составляют две группы:
    •  потребительские параметры, из которых складывается полезный эффект. Они отражают степень удовлетворения нужд покупателей и, в свою очередь, делятся на «жесткие» и «мягкие». «Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и его конструктивные характеристики (к ним относятся, например, морозостойкость, теплопроводность, прочность). «Мягкие» параметры, в отличие от «жестких» не могут быть регламентированы. Их оценка возможна лишь при использовании системы балльных оценок, поскольку они заключают в себе эстетические характеристики продукта, воспринимаемые потребителем на иррациональном уровне (например, комфорт, дизайн, привлекательность имиджа). Значимость «мягких» параметров возрастает, если «жесткие» параметры продуктов схожи.
    •  экономические параметры отражают все затраты потребителя, связанные с приобретением и использованием товара (например, цена, расходы по доставке, величина таможенных платежей).
  3.  Ранжирование и взвешивание параметров. Определив набор параметров, устанавливают их иерархию, выдвигая на первый план те, которые имеют наибольшую значимость (вес) для потребителя. Определение весов поручают группе экспертов, располагающих надежной рыночной информацией. Для уточнения сведений используют один из «полевых» методов исследования (чаще всего опрос). Обладающие наибольшим весом параметры являются приоритетными с точки зрения конкурентоспособности и в первую очередь становятся объектами тщательного исследования. Вес параметра обычно измеряют в долях единицы, причем исходят из правила: сумма весов потребительских (ai), как и сумма весов экономических параметров (aj), должна быть равна единице.
  4.  Расчет параметрических индексов. Он основан на сравнении параметров анализируемого изделия с соответствующими параметрами образца. Индексы для потребительских параметров (bПi)определяют по формуле:

 (5.5а)    (5.5б),

где  сОЦi – значение i-го потребительского параметра оцениваемого товара;

 cОБi – значение i-го потребительского параметра образца.

Выбор формулы основан на правиле: рост параметрического индекса способствует повышению конкурентоспособности. Поэтому формулу (5.5а) выбирают в случае сравнения тех потребительских параметров, рост которых ведет к повышению конкурентоспособности товара. Формулу (5.5б), напротив, в случаях сравнения потребительских параметров, рост которых ведет к снижению конкурентоспособности объектов. Следует отметить, что параметрический индекс любого регламентируемого параметра может иметь только два значения – 0 и 1, в зависимости от того, соответствует ли данный параметр всем требуемым нормам и стандартам.

Расчет индексов для экономических параметров (bЭj) осуществляется по формуле:

,   (5.6)

где eОЦj – значение j-го экономического параметра оцениваемой продукции;

 eОБj – значение j-го экономического параметра образца.

  1.  Определение сводных индексов для потребительских (IП) и экономических параметров (IЭ).

, ,  (5.7)

, ,  (5.8)

где n – число потребительских параметров;

 m – число экономических параметров.

Значение сводного индекса позволяет судить о ценности и экономичности оцениваемого продукта с точки зрения покупателя. Так, если IП больше единицы, то оцениваемый товар превосходит аналог по потребительским свойствам. Однако, если IЭ больше единицы, то оцениваемый товар менее экономичный с позиции потребителя, нежели изделие-аналог.

  1.  Расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности (К) основан на сопоставлении индексов, полученных на предыдущем этапе:

.   (5.9)

Оцениваемый товар признается конкурентоспособным, если значение К > 1. В результате описанного сравнения дается одно из следующих заключений:

  •  продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
  •  продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
  •  продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе изделий на данном рынке.

Таким образом, конкурентоспособность – это, прежде всего, философия работы в условиях рынка, ориентированная на понимание нужд потребителя и тенденций их развития, на знание поведения и возможностей конкурентов, на знание состояния и тенденций развития окружающей среды, на умение создать предпочитаемый покупателем товар.

Тренировочное задание к теме «Анализ функционирования фирмы в конкурентной среде»

Задание 1.1

Условие. По данным исследований в 2004 г. в России продано 25 млн. мобильных телефонов, из них Siemens– 5,6 млн.шт., Motorola – 5,25 млн.шт., Nokia – 4,38 млн.шт., Samsung – 4,38 млн.шт., SonyEricson – 1,92 млн. шт. Определить интенсивность конкуренции и конкурентную структуру рынка.

Решение

п/п

Порядок решения

Действие

1.

Расчет рыночных долей производителей телефонов:

Siemens

Motorola

Nokia

Samsung

SonyEricson

Д1K = 5,6х100/25 = 22,4%

Д2K = 5,25х100/25 = 21%

Д3K = 4,38х100/25 = 17,5%

Д4K = 4,38х100/25 = 17,5%

Д5K = 1,92х100/25 = 7,7%

2.

Расчет индекса Герфендаля

G = 22,42 + 212 + 17,52 + 17,52 + 7,72 = 1614,5

3.

Вывод

На рынке мобильных телефонов имеет место олигополистическая конкуренция.

Следующие задания выполните самостоятельно.


Угроза вторжения новых участников

ыночная власть продавца

Рыночная власть потребителей

Угроза появления продуктов-заменителей

Текущие конкуренты на рынке


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77817. Методы продвижения туристического продукта в Интернете 1.71 MB
  Целью настоящего исследования является изучение методов продвижения туристического продукта в Интернете и анализ путей активизации их использования белорусскими туристическими предприятиями.
77818. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА РЕАЛЬНЫХ ОПЦИОНОВ 596.5 KB
  Исследования инновационного потенциала базируются во многом на анализе инновационных проектов. Научный центр наукоград кластер или высшее учебное заведение аккумулируют вокруг себя достаточно много инновационных проектов. Основную сложность составляет большое количество проектов.
77819. Перспективы развития средств преодоления водных преград в инженерных войсках Российской Армии 253 KB
  Во всех армиях мира имеются значительные арсеналы специальных унифицированных инженерных плавсредств. Обычно в их общую номенклатуру входят десантные лодки, десантно-транспортные амфибии, перевозные паромы (самоходные и несамоходные), паромно-мостовые машины...
77820. ПРОДУКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ КРОЛИКОВ ПРИ АДАПТАЦИИ К РАЗЛИЧНЫМ УСЛОВИЯМ СОДЕРЖАНИЯ В ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЕ 242.5 KB
  Кролиководство относится к отрасли животноводства которая имеет большие потенциальные возможности наращивания в короткие сроки темпов производства относительно дешевого и высокого качества мяса.
77821. Интернет – глобальная компьютерная сеть 116 KB
  Интернет образует как бы ядро обеспечивающее связь различных информационных сетей принадлежащих различным учреждениям во всем мире одна с другой. Интернет служивший когда-то исключительно исследовательским и учебным группам чьи интересы простирались вплоть...
77822. Релаксация на уроках английского языка 32.3 KB
  Использование песни на уроке английского языка. Содержание песни может стать основой для обучения общению на изучаемом языке для знакомства с культурой страны изучаемого языка. Песни подбираются таким образом чтобы обеспечить повторение изученной лексики чтобы предложения...
77823. Алгоритмы сжатия графических и видеоданных JPEG; MPEG и их семейства 42.16 KB
  Файлы больших размеров, особенно звуковые, графические и видео файлы, очень редко хранятся в компьютере или передаются в неупакованном виде. Для уменьшения их размеров используют методы сжатие информации (универсальные или специальные). Универсальные методы могут использоваться для сжатия любых данных и позволяют полностью восстанавливают исходную информацию.
77824. Эндокринная регуляция функций, ее значение 120.5 KB
  Следует указать также на различие между нейромедиатором нейрогормоном и паракринным гормоном рис. В таком случае оно ведет себя как гормон. Сходство генома соматических клеток предопределяет возможность секреции этого вещества или его изоформ и в качестве цитокина...
77825. Формат деловой игры на занятиях по философским дисциплинам: традиции и новации 76.28 KB
  Цель данной работы описание формата деловой игры на занятиях по философским дисциплинам, раскрытие традиций в проведении деловых игр на таких занятиях и описание новых тенденций. В соответствии с поставленной целью, в настоящем исследовании решаются следующие задачи...