66449

Современные тенденции налогообложения физических лиц в ООО «Структура»

Дипломная

Налоговое регулирование и страхование

Налогообложения физических лиц представляет собой плату конкретного физического лица за определенные услуги, которые предоставляются ему каким-то территориальным обществом, на территории которого данное лицо имеет свой налоговый адрес или же расположено физическое лицо, удерживаемое налог на доходы физических лиц согласно с Законом о налоге на доходы.

Украинкский

2014-08-21

57.57 KB

6 чел.

23

Диплом

Современные тенденции налогообложения физических лиц

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Правовые основы налогообложения физических лиц…………….5

1.1 Историческая справка о развитии налогообложения физических лиц с 90-х годов ХХ века ...5

1.2 Формирование современных тенденций налогообложения физических лиц …13

1.3 Сравнение  современного налогообложения физических лиц с налогообложением конца  ХХ века …………………................................28 

 Раздел 2. Система налогообложения физических лиц в ООО «Структура» 35

2.1 Развитие системы налогообложения физических лиц в ООО «Структура» .35

2.2 Особенности системы налогообложения физических лиц в ООО  «Структура»……………………………………………………..……..........40

2.3 Современные тенденции развития системы налогообложения физических лиц в ООО  «Структура» 48

Раздел 3 Возможности совершенствования системы налогообложения физических лиц в ООО  «Структура» …..56

3.1 Разработка направлений совершенствования системы налогообложения физических лиц в ООО  «Структура» .62

3.2 Возможность минимизации налога на доходы физических лиц…….74

3.3 Перспективы и  эффективность  предложенных мероприятий по усовершенствованию системы налогообложения физических лиц в ООО  «Структура» .86

Заключение ..92

Список использованных источников…………………………………………..94


Введение

Актуальность данной работы. Налогообложения физических лиц представляет собой плату конкретного физического лица за определенные услуги, которые предоставляются ему каким-то территориальным обществом, на территории которого данное лицо имеет свой налоговый адрес или же расположено физическое лицо, удерживаемое налог на доходы физических лиц согласно с Законом о налоге на доходы.

Плательщиками такого налога может быть резидентом, который берет доходы украинским происхождения, а также иностранного происхождения, и нерезидентом, который берет доходы украинского происхождения.

Налог на доходы физических лиц является единственным налогом с общего фонда, в котором происходит оплата труда, который руководитель может удержать из заработной платы его работника. Для того, чтобы удержать налоги на доходы физических лиц выступают определенные российские компании, отдельные предприниматели, а также постоянные представительства зарубежных организаций в России, от которых налогоплательщик получил определенные доходы.

Стоимость этого налога, который удерживается с физлица в каком-то одном расчетном периоде, напрямую зависит от размера взятой им в этом периоде прибыли, которые подлежат налогообложению (согласно законодательству).

Высчитывание налога на прибыль физических лиц происходит с применением ставок, которые закреплены законодательством и утверждены правительством. Даже, невзирая на то, что налог вычитается согласно доходов сотрудников, все налоговые агенты просто обязаны начислять сумму этого налога соответственно с процедурами, которые установлены Налоговым кодексом, потом задерживать ее непосредственно у налогоплательщика и в конечном итоге — перечислять в госбюджет через специальные уполномоченные органы.

Согласно с кодексом Российской Федерации все нерезиденты и резиденты характеризуются различными ставками налогов, но при этом процессе к последним применяется наиболее сложная схема налогообложения. Чтобы осуществить результаты налогообложения принимаются все физические лица, фактически находящиеся на определенной территории нашей станы хотя бы 183 дня календарного года.

Цель данной работы: рассмотреть современные тенденции налогообложения физических лиц.

Предмет данной дипломной работы: тенденции налогообложения физических лиц.

Объект данной работы: система налогообложения физических лиц в ООО «Структура».

Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:

1. рассмотреть историческую справку о развитии налогообложения физических лиц с 90-х годов ХХ века;

2. изучить формирование современных тенденций налогообложения физических лиц;

3. сравнить  современное налогообложение физических лиц с налогообложением конца  ХХ века;

4. раскрыть развитие системы налогообложения физических лиц в ООО «Структура»;

5. выявить особенности системы налогообложения физических лиц в ООО «Структура»;

6. изучить современные тенденции развития системы налогообложения физических лиц в ООО  «Структура»;

7. разработать направление совершенствования системы налогообложения физических лиц в ООО  «Структура».


Раздел 1. Правовые основы налогообложения физических лиц

1.1 Историческая справка о развитии налогообложения физических лиц с 90-х годов ХХ века

Налог не является начальной формой аккумуляции денежных средств бюджетом. Существовало много видов поступлений в казну: дань с побежденных; контрибуции; домены — государственные имущества, приносящие доход (земля, леса, вещные права, капиталы); регалии — промысловые источники дохода монопольного характера (казенные фабрики; железная дорога; таможенная, судебная, монетная и другие регалии); пошлины с вывоза и ввоза. Введение же налогов предполагает более высокий уровень развития правосознания и экономики.

Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.

Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам, льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.

Налоговая система — взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:

• принципы налоговой политики и налогообложения;

• система и принципы налогового законодательства;

• порядок установления и ввода в действие налогов;

• порядок распределения налогов по бюджетам;

• системы налогов, т. е. виды налогов и общие элементы налогов;20

• права и ответственность участников налоговых отношений;

• порядок и условия налогового производства;

• формы и методы налогового контроля;

• система налоговых органов.

Кратко охарактеризуем налоговую политику государства как одно из существенных условий налогообложения.

Налоговая политика — это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

• фискальная — формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов;

• экономическая — регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;

• социальная — снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;

• экологическая — рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;

• контрольная — проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике;

• международная — заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.

В 1990 году правительство попыталось приспособить налоговую систему к изменившимся макроэкономическим и социально-политическим условиям. Были приняты Закон СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990 года, Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14 июня 1990 года и законы о порядке их применения на территории РСФСР. От распределения прибыли индивидуально по предприятиям перешли к налогу на прибыль, преобразовали налог с оборота и механизм изъятия доходов от внешней торговли, изменили систему налогообложения физических лиц и систему социального страхования.

До вступления в действие (с 1 января 1991 года) только что принятого Закона «О налогах с предприятий…» были изменены условия налогообложения на 1991 год. Союзное правительство полностью осознало угрожающее положение в сфере государственных финансов. Ситуацию усугубили взлет расходов на ценовые субсидии после повышения осенью 1990 года закупочных цен на сельхозпродукцию и решения о росте оптовых цен в промышленности с 1 января 1991 года. Розничные цены при этом остались неизменными.

Чтобы предотвратить скачок цен на продукцию производственно-технического назначения из-за широкого распространения договорных цен, ввели предельный уровень рентабельности отдельных товаров. В большинстве отраслей он составлял 30%, в машиностроении и металлургии – 25, на транспорте – 35, в связи и издательской деятельности – 40%. Вся прибыль, полученная сверх этого уровня, должна была направляться в союзный и республиканские бюджеты в равных долях. Такая мера оказалась крайне неэффективной. Предприятия быстро адаптировались к нововведению и простыми бухгалтерскими методами избавились от резкой дифференциации рентабельности отдельных видов продукции.

В соответствии с Законом «О налогах с предприятий…» предприятия всех отраслей при рентабельности, не превышавшей установленный предельный уровень, уплачивали в союзный бюджет налог на прибыль в 22%, а в бюджеты союзных и автономных республик и в местные бюджеты – не выше 23% (включая плату за трудовые и природные ресурсы). При этом налоги, зачисляемые в бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты, распределялись на основе соглашения между республиками. Эффективному использованию единых ставок налогообложения для всего народного хозяйства или хотя бы для отдельных отраслей в 1991 году мешала сильная дифференциация предприятий по рентабельности. На нее влияли жестко фиксированные цены на многие товары и обязательные поставки продукции для государства, предусмотренные Государственным планом СССР на 1991 год.

В той ситуации предотвратить дифференциацию финансового положения предприятий, связанную с административным контролем над ценами и решениями вышестоящих органов власти, можно было двумя способами: первый – продолжать сокращать сферу административных заданий и ускорить либерализацию цен, второй – предоставить адресные льготы по налогообложению.

Однако ни союзное, ни российское правительство не обладало в 1991 году достаточной политической волей, чтобы либерализовать цены и хозяйственную деятельность предприятий. Не получала массового распространения и политика адресных дотаций, субсидий и налоговых льгот. Ведь распад СССР в 1991 году ускорил крах командно-административного управления, в частности контроля над ценами и выполнением государственных заданий. К середине 1991 года союзные госструктуры уже не работали, а российские еще не взяли на себя необходимые функции. В результате деятельность предприятий гораздо меньше зависела от утвержденного плана на 1991 год, чем можно было ожидать в конце 1990 года.

Закон «О налогах с предприятий…» предусматривал резко прогрессивную шкалу налоговых ставок: 80% – если прибыль превышала рентабельность предприятия над установленным предельным уровнем до 10 пунктов, 90% – свыше 10 пунктов. В 1991 году предельный уровень рентабельности принимался равным удвоенному размеру фактического среднеотраслевого уровня.

Для отдельных налогоплательщиков этот закон устанавливал специальные ставки налога на прибыль. Совместные предприятия с иностранным капиталом облагались налогом по пониженным ставкам (при доле иностранного участника более 30%). Ставка в 35% была установлена для предприятий потребительской кооперации, общественных и религиозных организаций. Для производственных кооперативов ставки налога устанавливали Верховные Советы союзных республик (не выше 45%).

Половина налога, взимаемого с финансовых организаций и предприятий с участием иностранного капитала, шла в союзный бюджет, остальное – в бюджеты союзных и автономных республик и местные бюджеты. Потребительская кооперация, общественные организации, местное хозяйство и колхозы уплачивали налоги в местные бюджеты.

Поскольку не существовало четких критериев для дифференциации налоговых ставок, возникала благоприятная почва для массовых злоупотреблений чиновников. Дифференциация налогов на кооперативы, исходя из числа его членов, диктовалась рудиментами социалистической идеологии. Отнесение налоговой ставки на основной вид деятельности вело к фиктивному раздуванию выручки от реализации продукции, работ и услуг, которые облагались по льготной ставке.

Налог с оборота платили все предприятия, которые производили или реализовали товары, облагаемые этим налогом. В 1990–1991 годах более 90% его взималось через разницу между централизованно устанавливаемыми розничными и оптовыми ценами. С ослаблением ценового контроля этот механизм разрушился, поэтому весь 1991 год снижались поступления налога с оборота.

В 1990–1991 годах налогами на экспорт и импорт облагались все организации, которые вели внешнеторговые операции. Налоги исчислялись в советских рублях по ставкам в процентах к контрактной стоимости товаров либо в виде разницы между внешнеторговыми ценами (пересчитанными в советские рубли) и внутренними ценами на отдельные экспортируемые или импортируемые товары общегосударственного назначения за вычетом накладных расходов.

Налог на импорт товаров (кроме импорта, предусмотренного Государственным планом на 1990 год) был введен в августе 1990 года задним числом (с 1 июня). С января 1991 года были снижены ставки налога на импорт и введен налог на экспорт товаров.

С 1 января 1991 года все предприятия, кроме совместных предприятий с иностранным капиталом, были обязаны продавать Внешэкономбанку СССР 40% своей валютной выручки по коммерческому курсу Госбанка СССР, составлявшему тогда 1,8 рубля за доллар. Оставшаяся часть подлежала распределению по нормативам между валютными фондами предприятия, союзно-республиканским валютным фондом и местными бюджетами.

Были созданы внебюджетные фонды стабилизации экономики, которые формировались за счет отчислений предприятий: 11% фонда заработной платы, 20% амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов предприятий, прибыли предприятий, полученной от повышения договорных цен сверх установленных предельных уровней рентабельности. Эти отчисления фактически играли роль дополнительного налогообложения.

В конце 1980-х годов налоговая система постепенно перестала соответствовать новой экономической ситуации. Реформы того времени привели к существенному снижению основных бюджетных доходов – налога с оборота и платежей из прибыли предприятий. Ситуацию усугубили снижение мировых цен на энергоносители и перегибы в антиалкогольной кампании.

Но если в начале 1980-х годов налоговая система не была основной причиной кризиса социализма, то к началу 1990-х годов неспособность властей обеспечить сбалансированность бюджета и несоответствие налоговой системы новым экономическим реалиям стали катализаторами революционных социально-политических процессов[3]. Реформа оказалась половинчатой и не могла создать оптимальную налоговую систему ни для плановой, ни для рыночной экономики.

В 1991 году после краха советской экономики надо было создать налоговую систему для страны, переходившей к рынку. Поскольку не было достаточной информации о поведении налогоплательщиков в государствах с переходной экономикой, пришлось взять за образец систему налогообложения в развитых странах, выработать на основе их опыта собственную модель и попытаться ее выстроить. Это и было сделано в 1991–1992 годах.

Налог на прибыль. Введенный в конце 1991 года, он взимался со всех предприятий, включая предприятия с иностранными инвестициями.

Из всех налоговых инструментов регулирования доходов в 1992 году осталось лишь нормирование заработной платы, подлежащей включению в себестоимость. Заработная плата, превышавшая 4 минимальных размера в расчете на одного работника, в 1992 году облагалась налогом на прибыль по ставке 32%. В 1993 году в дополнение к этому зарплата, превышавшая 8 минимальных размеров, стала облагаться по ставке 50%. Такое регулирование заработной платы не распространялось только на иностранных юридических лиц, работавших в России, и на предприятия, полностью принадлежавшие иностранным инвесторам.

В 1992 году ставка налога на прибыль составляла 32%, за исключением прибыли от посреднических операций (для них – 45%). Сельхозпроизводители были освобождены от этого налога.

Подоходный налог с физических лиц. Налогом облагался весь совокупный доход от службы по найму на основном месте работы, от работы по совместительству, от предпринимательской деятельности. Налог был прогрессивным. Так, для исчисления суммы налога к уплате в 1998 году применялась следующая шкала: при размере облагаемого совокупного годового дохода до 20 тыс. рублей ставка налога равнялась 12%, до 40 тыс. – 15%, до 60 тыс. – 20%, до 80 тыс. – 25%, до 100 тыс. – 30%, свыше 100 тыс. рублей – 35%. Не включались в облагаемый доход государственные пособия, пенсии, компенсационные выплаты (командировочные, пособия по безработице и др.).

Итак, были созданы внебюджетные фонды стабилизации экономики, которые формировались за счет отчислений предприятий: 11% фонда заработной платы, 20% амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов предприятий, прибыли предприятий, полученной от повышения договорных цен сверх установленных предельных уровней рентабельности. Эти отчисления фактически играли роль дополнительного налогообложения. В 1991 году после краха советской экономики надо было создать налоговую систему для страны, переходившей к рынку. Поскольку не было достаточной информации о поведении налогоплательщиков в государствах с переходной экономикой, пришлось взять за образец систему налогообложения в развитых странах, выработать на основе их опыта собственную модель и попытаться ее выстроить. Это и было сделано в 1991–1992 годах.

1.2 Формирование современных тенденций налогообложения физических лиц

Современные тенденции в области подоходного налогообложения таковы, что, во-первых, страны ориентируют свою налоговую политику на реализацию регулирующей функции, а не фискальной, снижая для этого уровень налоговой нагрузки по НДФЛ. Однако тот факт, что доходы бюджета от сбора от подоходного налога снижаются, а расходы, напротив, увеличиваются, приводит к тому, что растет дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому для его сокращения многие государства планируют сократить неэффективные и несправедливые льготы, а также увеличить верхнюю планку шкалы ставок подоходного налога.

Если говорить о Российской Федерации, то, начиная с 2001 года, законодательство в области подоходного налогообложения не подвергалось значительным изменениям.

Принципы налогообложения — базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство. В соответствии со ст. 3 Кодекса к фундаментальным принципам налогообложения относятся:

• всеобщность и равенство налогообложения — каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;

• принцип недискриминации налогоплательщиков — порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;

• экономический приоритет — только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;

• презумпция правоты собственника — все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;

• принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения — налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.

Наряду с фундаментальными принципами введены и действуют организационные начала.

Организационные принципы — положения, на которых базируется построение налоговой системы Российской Федерации и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.

Единство налоговой системы. — основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств ( ст. 3 Кодекса). Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Равенство правовых статусов субъектов РФ — основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т. е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги).

Подвижность (эластичность) — налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Стабильность — налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

Множественность налогов — налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов — означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления (ст. 4 Кодекса). Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.

Гармонизация налогообложения с другими странами — систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества.21

Система налогового законодательства — это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые нормы.

Самые общие подходы закреплены в Конституции РФ. Так, например, в ней сказано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 гл. 2).

В настоящее время правовое обеспечение в области налогообложения обеспечивается как законами общего действия, так и законами о конкретных налогах. Многие основные налоги уже вошли во вторую часть Налогового кодекса.

Налоговый кодекс РФ — единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России. Он состоит из двух частей.

Часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин «законодательство о налогах и сборах», которое охватывает:

1) Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы налогах и сборах;

2) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ;

3) нормативные правовые акты, принятые представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом.

Помимо правовых границ понятия «законодательство о налогах и сборах» и совокупности нормативно-правовых актов в первой части Кодекса установлены и закреплены:

• общие принципы налогообложения;

• система налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц;

• налоговые органы и участники налоговых отношений;

• основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

• порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

• ответственность за совершение налоговых правонарушений;

• порядок обжалования актов налоговых органов и защиты прав налогоплательщиков.

Часть вторая Налогового кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 2001 г., включает в себя нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов (см. рис. 4.3). В дальнейшем предусматривается введение новых налогов и сборов, дополнений и изменений в эту часть Кодекса.22

Указы Президента РФ устанавливают самостоятельные нормы права, а также носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановлениями Правительства РФ устанавливаются ставки акцизов и таможенных пошлин; определяется применяемый при налогообложении состав затрат; рассчитывается индекс инфляции и т. д. Федеральные и региональные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты по вопросам налогообложения, которые, однако, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Органы местного самоуправления также формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы.

Акты Федеральной налоговой службы (ранее МНС) в условиях становления и развития российской налоговой системы занимают важное место. В ряде случаев эти акты могут иметь нормативное значение, нарушение их влечет за собой юридическую ответственность. Но в целом задача при издании подобных актов сводится к разъяснению методики ввода в действие закона и т. п.

Письма, указания и разъяснения налоговых органов носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций. Инструкции не могут устанавливать или изменять налоговые обязательства; их назначение — регламентировать единообразные способы практической, связанной с правильным и своевременным взиманием налогов, деятельности органов управления.

Постановления Конституционного Суда значимы для регламентации отношений в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда открывают путь защиты интересов налогоплательщиков — обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются международно-правовыми договорами. В России большую юридическую силу имеет международное соглашение, нежели внутригосударственный закон.

Порядок принятия и введения в действие законов о налогах можно рассматривать по трем аспектам:

1. Действие закона во времени. Акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов (сборов), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования (ст. 5 Кодекса). Этот же порядок установлен для аналогичного рода законодательных актов регионального и местного уровней.

2. Действие налоговых актов в пространстве. Акты органов местного самоуправления распространяются на управляемую ими территорию. Акты субъектов Федерациидействуют лишь на территории данного субъекта. Акты федеральных органов власти исключительно и безраздельно действуют на всей территории страны.

3. Действие налоговых актов по кругу лиц. Обусловлено в первую очередь принципом территориальности, согласно которому все лица, имеющие объект налогообложения в нашей стране, подпадают под сферу действия налогового законодательства России. Согласно принципу резидентства обязанность по уплате налога распространяется также на лиц, являющихся резидентами РФ.

В Российской Федерации законы о налогах носят постоянный характер. Законы действуют независимо от того, утвержден бюджет на соответствующий год или нет.

Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающее положение налогоплательщиков, имеют обратную силу.

4. Бюджетный процесс и налогообложение

Налоги — определяющий источник процветания любой страны, пополнения бюджета. Государство не может существовать без взимания налоговых платежей. На их исключительное значение для государства указывал К. Маркс: «Налог — это материнская грудь, кормящая правительство. Налог — это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».

В России основную часть доходов различных бюджетов составляют именно налоги.

Так, по данным ФНС налоги и сборы в консолидированном бюджете России в 2012 г. составили 83,7% от общей суммы поступлений. В структуре поступлений в бюджеты разных уровней РФ определяющее место занимают: налог на прибыль организаций - 23,0%; налог на доходы физических лиц - 15,2%; НДС – 19,8%; акцизы – 6,4%; платежи за пользование природными ресурсами – 15,4%; единый социальный налог – 11,7%: прочие налоги и сборы – 8,4%.

В федеральном бюджете 2013 г. предусмотрено 67,1% налоговых поступлений и 32,9% неналоговых поступлений. По отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) общие доходы бюджета составляют 17,77%, в том числе налоговые доходы - 11,93%, неналоговые доходы - 5,84%. В составе платежей, отнесенных к неналоговым, на долю таможенных пошлин и таможенных сборов приходится 4,8%.

Необходимо отметить, что в России существует проблема бюджетно-налогового федерализма. Суть этой проблемы заключается в определении и понимании налогов как системного элемента экономики, определяющего финансовое благополучие государства в целом, территориальных образований, предприятий и гражданина. Поэтому существенным условием налоговой системы РФ является порядок распределения налогов по бюджетам, поскольку федеративный тип государственного устройства принципиально влияет на основы построения бюджетной системы страны. От решения проблемы оптимального соотношения федерального бюджета и бюджетов территорий во многом зависит стабильность и управляемость в экономике.

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

1. Экономические характеристики налоговой системы — это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.

Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.

В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) — это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле — уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.

Налоговый гнет (налоговое бремя) — отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

На государственном уровне сумма налогов обычно сопоставляется с валовым внутренним продуктом (ВВП); в последние годы это отношение находится в пределах 30–34%. Так, по данным Минфина объем налогов по отношению к ВВП составлял: 2010 г. — 33,5%; 2011 г. — 33,9%; 2012 г. — 32,9%;24 Уровень налогового бремени в 2013 г. оценивался в размере 31%, а после 2014 г. предполагается  30% и ниже.

На макроуровне применяется также понятие «полная ставка налогообложения», которая показывает, какая часть добавленной стоимости, полученной в процессе производства и реализации товаров и услуг, изымается в госбюджет. Эта величина в конце1990-х гг. составляла 53–60%. Эффективная ставка налогообложения с 2002 г. оценивается как 40–45%.

Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта — относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и т. д.). В настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).

Соотношение прямых и косвенных налогов. В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отличается от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов.

Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей — налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24–72% совокупных налоговых поступлений, а в России — на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии варьирует от 10 до 50%, в США –от 15 до 39,6%.

Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли — другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему.

Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).

Политико-правовые характеристики налоговой системы. Эти характеристики, во-первых, отражают пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условно именуемых:

• разные налоги — эта форма подразумевает полное и неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти в установлении налогов. Пример: центр устанавливает полный перечень налогов и вводит федеральные налоги, а органы на местах — местные налоги;

• разные ставки — означает, что основные условия взимания того или иного налога устанавливает центральный орган власти, а местные органы определяют ставки налога, по которым исчисляется налог, зачисляемый в конкретный местный бюджет;

• разные доходы — для этой формы характерна ограниченность действий местных органов власти, поскольку между бюджетами различных уровней делятся суммы собранного налога.

Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже — двух форм.

Реформирование налоговой системы — это ее преобразование, исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения является стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности. Одна из ключевых задач реформы – снятие всех налоговых преград для экономического роста.

В последние годы часто говорится о том, что данную систему необходимо менять. Большинство споров разворачиваются относительно перехода к прогрессивной шкале налогообложения. Одни считают, что данное изменение пошатнет и того слабый инвестиционный климат в стране, приведет к уходу в «тень» доходов граждан, другие считают, что это приведет к снижению дифференциации общества и пополнению казны государства. Опираясь на точки зрения различных авторов относительно данного вопроса, нами были предложены следующие меры, направленные на реформирование налога на доходы физических лиц в России.

а) Осуществить переход к прогрессивной ставке налогообложения.

Таблица 2.2.

Предлагаемая прогрессивная ставка НДФЛ

Размер совокупного дохода за год

Ставка, %

До 60 000 руб.

5

60 001–600 000 руб.

10

600 001–3 000 000 руб.

20

3 000 001–12 000 000 руб.

30

Свыше 12 000 001 руб.

40

Для расчета экономического эффекта от применения предлагаемых прогрессивных ставок налога на доходы физических лиц воспользуемся данными ФНС, форма налоговой отчетности 5-НДФЛ и 1-ДДК, и Росстата. Согласно данным ФНС всего в 2012 году по ставке 13 % облагались доходы почти 92 681 285 млн. чел.

Проведем расчет количества лиц с различными уровнями доходов в 2012 году, с учетом характера распределения доходов и доли налоговых вычетов. Результаты расчета представлены в Таблице 2.3.

Таблица 2.3

Расчет налогооблагаемых доходов населения в 2013 году

Доход

Количество лиц, млн. чел.

Средний доход, тыс. руб.

Суммарный доход, млрд. руб.

Облагаемый доход, млрд. руб.

До 60 000 руб.

12,14

47

570,58

285,29

60 001–600 000 руб.

75,20

180

13536

6768

600 001–3 000 000 руб.

4,99

1200

5988

2994

3 000 001–12 000 000 руб.

0,32

5500

1760

880

Свыше 12 000 001 руб.

0,03

210000

6300

3150

Итого

92,68

-

28154,58

14077,29

Далее были вычислены суммы взимаемого налога по плоской шкале — 13 % и по прогрессивной шкале, а также величина прироста налоговых сборов, данные расчетов представлены в Таблице 2.4.

Таблица 2.4

Прогноз налоговых сборов в 2014 году

Доход

Исчисленный налог по ставке 13 %, млрд. руб.

Исчисленный налог по прогрессивной ставке, млрд. руб.

Прирост сборов, млрд. руб.

До 60 000 руб.

36,7205

14,12327

-22,5972

60 001–600 000 руб.

871,1287

670,099

-201,03

600 001–3 000 000 руб.

385,3663

592,8713

207,505

3 000 001–12 000 000 руб.

113,2673

261,3861

148,1188

Свыше 12 000 001 руб.

405,4455

1247,525

842,0792

Итого

1811,928

2786,004

974,076

На основании данных статистической и налоговой отчетности был рассчитан экономический эффект от принятия данной меры. Расчетные данные показали, что переход к прогрессивной ставке налогообложения позволил бы государству получить в казну дополнительно 974,08 млрд. руб. При сохранении тенденции роста экономических показателей в России и доходов основной части населения, база обложения налогом доходов физических лиц также будет расти, и соответственно будет увеличиваться сумма сбора этого налога.

б) Введение необлагаемого минимума определяемого — минимальным размером оплаты труда, для категории налогоплательщиков, чья заработная плата не превосходит 50 тыс. руб. в месяц. Минимальный размер оплаты труда в 2012 году был равен 4611,0 руб. Таким образом, потери бюджета при этом составят порядка 589,964 млрд. руб., или 0,51 % дохода консолидированного бюджета, данная сумма могла бы быть компенсирована повышением налоговых сборов с самых богатых групп физических лиц — плательщиков подоходного налога. В тоже время она позволила бы усилить поддержку самых социально уязвимых слоев населения.

в) Дополнить существующее понятие индивидуального подоходного налогообложения, семейным налогообложением.

На наш взгляд данная мера позволила бы стимулировать долговременные семейные отношения. Для поощрения браков и укрепления семьи необходимо ввести градацию не только по доходу семьи, но и по наличию или отсутствию иждивенцев, маленьких детей, неработающих пенсионеров, находящихся на содержании своих детей.

Однако следует добавить, что в целом каждая из предложенных реформ требует скрупулезной разработки, внесение изменений в законодательство, переобучение сотрудников по новым стандартам, поэтому реформирование данной системы должно осуществляться поэтапно. Так же прежде чем осуществлять данные реформы необходимо существенно повысить уровень налогового администрирования, о чем уже не однократно упоминал Президент Владимир Путин в Бюджетном Послании.

Все мы слышали популярную фразу о том, что государство – это власть. Но мало кто задумывался над тем, какую же именно власть представляет из себя государство. Да, это власть, которая способна защитить своё население, создав крепкую армию, это власть, которая может способствовать бурному развитию экономики государства, которая сможет поднять народ на не виданное до этих пор строительство.

Сильная власть и сильное государство способны воодушевить свою страну и свой народ подняться на вершины небывалого расцвета, но для этого ему необходимы средства – для армии, для обеспечения рабочих, для стабилизации экономики, для исследования неиспользованных ресурсов, наконец. И основной источник этих средств – налоги. Нет, налоги – это не обираловка, как несправедливо думают многие. Налоги – это средство для существования государства в целом.

Перечисленные уже сферы деятельности государства – далеко не все те области, где нужны капиталовложения, взятые из налогов. Один из следующих примеров – бюджетная сфера. То есть оплата труда специалистов, которые, в принципе, ничего не производят, но без которых нормальное функционирование государства попросту невозможно. Учителя, врачи, служащие – именно из налогов получает эта часть населения свою заработную плату. И именно без труда этих специалистов общество и государство перестанет нормально развиваться. Поэтому, сетуя на то, что приходится платить налоги, стоит вовремя вспомнить о людях, которые облегчают нашу жизнь, а зарплату которым мы обеспечиваем посредством своих налогов.

Однако названные сферы вложения финансов из налогов – далеко не все. Здесь стоит вспомнить о тех уголках страны, которым просто необходимо вмешательство сильной руки государства. Чистота рек и морей, озеленение населённых пунктов, забота о диких животных, содержание природных ареалов в благополучном состоянии – вот далеко не все области, в которые должны вкладываться финансы, полученные государством из налогов. Нужно ли в стране произвести разведку полезных ископаемых, планируются ли в лабораториях новые научные изыскания, необходимы ли населению новые источники энергии, - повсюду нужны капиталовложения, обеспечить которые призваны те самые налоги, которые мы так не любим и которых часто пытаемся избежать.

Подводя итог, можно констатировать, что система подоходного налогообложения далека от совершенства и требует серьезных изменений, что повлечет за собой большие траты времени и денег. Так как налог на доходы физических лиц охватывает практически все население страны, необходимость его совершенствования не вызывает сомнений. Однако в опубликованном Министерством Финансов докладе об основных направлениях налоговой политики на 2013–2015 годы, такой инициативы нет. Можно сделать вывод: маловероятно, что в ближайшем будущем законопроекты об изменении существующей системы подоходного налогообложения будут приняты.

1.3 Сравнение  современного налогообложения физических лиц с налогообложением конца  ХХ века

В 1970 – е годы налоговая система сформировалась такой, какой мы имели ее к 1991 году – к моменту развала СССР. В 80-е гг. действовали местные налоги: с владельцев строений, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств, которые сохранились и в нынешней налоговой системе. К началу реформ середины 80-х годов более чем 90% Государственного бюджета Советского Союза, как и его отдельных республик формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения (прямые) занимали незначительный удельный вес, примерно 7–8% всех поступлений бюджета.

Примечательным является попытка перестройки существующего строя, которая в том числе выражалась в появлении новых налогов, которые не всегда были эффективны. В 1986 г. в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» устанавливалась плата за патент на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Введение Закона СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР» потребовало и изменений законодательства в области налогообложения нового социального явления.

В целом, состояние экономики конца 80-х  годов  характеризуется  прежде  всего кризисом  директивно-административной  системы  управления,  основанной   на монополии государственной  формы  собственности  на  средства  производства. Эти процессы отражались и в системе налогообложения.

Уже в конце 80-х годов предпринимается серьезная попытка повысить налоговые ставки на прибыль кооперативов.

14 июля 1990 года был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» — первый унифицированный нормативный акт, урегулировавший многий налоговые правоотношения в стране. В некоторой своей части этот Закон действует до сих пор.

В этот же период налоги становятся инструментом политической борьбы. В результате конфликта между Президентом СССР М.Горбачевым и Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельциным на территории России вводится особый «суверенный» режим налогообложения — Верховный Совет РСФСР принимает Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот.

Данное положение стимулировало компанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет.

В XX веке был сделан важный вывод о том, что все слои населения должны платить налоги, но в целом не было сформировано стройной системы налогообложения, основанной на идеологии, достижениях промышленности и способствующей увеличению доходов населения. В целом система налогообложения имела деструктивный характер, поскольку подразумевала быструю смену форматов и систем налогообложения, моделей сбора налогов, не основанных на какой-то системности. По сути XX век показал абсурдность идеи социализма.

Реформа налога на доходы физических лиц (НДФЛ) 2000 года отменила прогрессивную шкалу налога, установила плоскую единую ставку, сократила льготы и упростила процедуры уплаты и сбора налога. До реформы роль подоходного налога в России была невелика по сравнению с развитыми странами и наиболее успешными переходными экономиками. В них доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений колебалась в пределах 25–35%.

В России к 2000 году она снизилась до 6,5%. Это было вызвано низкими доходами населения, сложностью законодательства и многочисленными льготами по подоходному налогу, слабым администрированием сбора налога и, как следствие, массовым уклонением от его уплаты.

В середине 2000 года была установлена плоская шкала налога на доходы физических лиц по единой ставке в 13%. Исходили из того, что это не должно привести к падению поступлений, наоборот, стимулы к легализации расширят налоговую базу за счет выхода из тени высоких доходов. Надежды оправдались. Была обеспечена большая справедливость подоходного налога, упростилась процедура уплаты налога, сократились расходы на его администрирование, так как уменьшилось число ситуаций, когда требовалось декларировать доходы.

Чтобы исключить возможность трансформации зарплаты в доходы, не облагаемые подоходным и единым социальным налогами, была установлена ставка в размере 35% в отношении любых выигрышей и призов в части, превышающей 2000 рублей; определенных сумм страховых выплат по договорам добровольного страхования, заключенных на срок менее 5 лет; некоторых процентных доходов по вкладам в банках; сумм материальной выгоды от использования заемных средств.

По ставке 30% облагались все доходы физических лиц – нерезидентов РФ. Такая же ставка была установлена и по дивидендам, при этом налог на прибыль, уплаченный с распределяемых доходов, зачитывался в счет обязательств по подоходному налогу. В 2001 году, когда была принята глава Налогового кодекса, посвященная налогу на прибыль, дивиденды, получаемые физическими лицами, стали облагаться по ставке 6% у источника, а уплаченный с распределяемых доходов акционерных обществ налог на прибыль перестал зачитываться в счет обязательств по подоходному налогу.

Были установлены стандартный налоговый вычет в 400 рублей за каждый месяц налогового периода до периода, в котором доход превысил 20 тыс. рублей, и налоговый вычет на ребенка – 300 рублей до месяца, в котором указанный доход превысил 20 тыс. рублей. А также ввели социальные налоговые вычеты: по расходам на благотворительность – с ограничением в виде 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде; по расходам на образование – в размере не более 25 тыс. рублей; по медицинским расходам – в размере не более 25 тыс. рублей.

Реформа налога на доходы физических лиц полностью себя оправдала. При снижении предельной налоговой ставки существенно выросли его поступления: за 2000–2007 годы консолидированный бюджет получал ежегодно дополнительно около 1% ВВП доходов. Одновременно повысились его фискальная роль и доля в общих налоговых доходах. Благодаря плоской шкале значительно сократились уклонения от уплаты налога.

В июле 2004 года с 6 до 9% была повышена налоговая ставка по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, что увеличило поступления НДФЛ примерно на 0,01% ВВП.

С 1 января 2005 года был увеличен стандартный вычет для налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети. На каждого ребенка до 18 лет и на каждого учащегося дневной формы обучения до 24 лет сумма вычета поднялась с 300 до 600 рублей в месяц. При этом поступления по НДФЛ снизились незначительно – менее чем на 0,05% ВВП.

С 1 января 2003 года максимальный размер социальных налоговых вычетов был поднят до 38 тыс. рублей, а с 1 января 2007 года – до 50 тыс. рублей.

В 2006 году представленные социальные налоговые вычеты были крайне незначительными: вычеты на образование составили около 12 млрд рублей (это привело к потере 0,17% поступлений), на лечение – 1,5 млрд рублей (потеря – 0,02% поступлений). Всего около 530 тыс. налогоплательщиков обратились за получением вычета на образование и лишь 70 тыс. – на лечение. Из-за сложной и длительной процедуры возмещения многие налогоплательщики предпочли не тратить время и нервы на получение налогового вычета, размер которого будет несопоставим с понесенными расходами. Из доходов, освобождаемых от налогообложения, были исключены доходы, получаемые как дарение, если их сумма превышает 4 тыс. рублей. За счет этой меры поступления по НДФЛ увеличились в 2006 году на 175 млн рублей.

С 1 января 2007 года отменили налоговые вычеты, предоставляемые по доходам от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок.

Изменения налогового законодательства не только повлияли на поступления НДФЛ, но и способствовали росту деловой активности и легализации налоговых доходов в 2001–2007 годах (табл. 1.1).

Таблица 2.1.

Влияние налоговой реформы на поступления НДФЛ в 2001–2007 годах, % ВВП

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Поступления в бюджетную систему

2,86

3,31

3,34

3,37

3,27

3,47

3,84

Увеличение средней ставки подоходного налога

+0,102

+0,118

+0,122

+0,120

+0,116

+0,120

+0,137

Снижение средней предельной ставки подоходного налога в 2001 году, % ВВП

+0,70

+0,81

+0,84

+0,82

+0,80

+0,85

+0,92

Увеличение стандартного вычета на ребенка

-0,05

-0,04

-0,03

Увеличение налоговой ставки по доходам от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, с 6 до 9%

+0,01

+0,01

+0,01

Исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения, доходов, получаемых в порядке дарения, если их сумма превышает 4000 рублей

+0,0007

+0,0007

Отмена налоговых вычетов, предоставляемых к доходам от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок

+0,42

Увеличение социальных вычетов в 2007 году

-0,002

Итого «эффект реформы» в соответствующий год по сравнению с 2000 годом

+0,80

+0,92

+0,96

+0,94

+0,91

+0,97

+1,46

На протяжении 2000-х годов постоянно возникал вопрос о необходимости большей прогрессивности налогообложения индивидуальных доходов. Если в целом идея прогрессивного налогообложения доходов самых обеспеченных граждан может найти определенную поддержку в обществе, то по вопросу, насколько прогрессивным должен быть НДФЛ и с какого уровня доходов должна начинаться прогрессия, общественного консенсуса достичь крайне сложно. Ведь к богатым люди склонны относить тех, кто богаче их самих.

Итак, в результате по-настоящему широкую общественную поддержку может получить вариант, когда нынешняя плоская шкала НДФЛ сохранится для подавляющего большинства налогоплательщиков, а доходы самых богатых граждан будут облагаться по прогрессивной ставке. Но чем выше доход человека, тем больше у него возможностей по уклонению от уплаты налогов. Кроме того, плоская шкала снижает административные и судебные издержки. Да и по сравнению с прогрессивной плоская шкала подоходного налога стимулирует увеличение рабочего времени, более поздний выход на пенсию и интенсификацию труда.


Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 34. - С. 512-529.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 7 декабря 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 64. - С. 544-590.
  3. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О государственной пошлине»//Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 1. - Ст. 19.
  4. Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-1// Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. -  № 42. - С. 2319
  5. Виницкий Д.В. Субъекты налогового права.- М.: Юристъ, 2010. - 130 с.
  6. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Сост. и авт.  коммент. С. Д. Шаталов. С. 87—88.
  7. Налогообложение в системе международных экономических отношений: Учебное пособие / В.А. Дадалко, Е.Е. Румянцева, Н.Н. Демчук. - МН.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2008. – 215с.
  8. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.:2010. - 199 с.
  9. Староверова О.В. Основы налогооблажения и налогового права.- М.: Инфра-М, 2010. - 217 с.
  10. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 314 с.
  11. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. – М.: Экономист, 2012. – 560 с.
  12. Барулин С.В., Ермакова Е.А., Степаненко В.В. Налоговый менеджмент. Учебное пособие. – М: ОМЕГА-Л, 2011. – 274 с.
  13. Вылкова Е.С., Романовский М.В. Налоговое планирование. Учебник для вузов. – М: ЗАО Издательский дом «Питер», 2011. – 640 с.
  14. Гурьева Е.В. Налог на прибыль организаций в вопросах и ответах. – М.: Альфа-пресс, 2012. – 144 с.
  15. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. Учебник для вузов. – М: МЦФЭР, 2012. – 675 с.
  16. Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение; М.: Эксмо, 2009. - 480 c.
  17. Захаров, М.Л. и др. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации; M.: Проспект, 2011. - 720 c.
  18. Захаров, М.Л. и др. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации; M.: Проспект, 2013. - 720 c.
  19. Иванова, Н.Г.; Вайс, Е.А.; Кацюба, И.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы; СПб: Питер, 2009. - 304 c.
  20. Иванова, Н.Г.; Вайс, Е.А.; Кацюба, И.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы; СПб: Питер, 2013. - 304 c.
  21. Карпов В.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД для организаций и предпринимателей: практическое пособие. – М.: Экономика и финансы, 2011. – 304 с.
  22. Касьянова Г.Ю. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учет. Практикум ПБОЮЛ. – М: АБАК, 2011. –  240 с.
  23. Кириллова О.С., Муравлева Т.В. Налоги и налогообложение: курс лекций. – М.: Экзамен, 2012. – 288 с.
  24. Климова М.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: РИОР, 2012. – 160 с.
  25. Клокова, Н.В. Споры, выигранные у налоговой; Горячая линия бухгалтера, 2011. - 260 c.
  26. Клокова, Н.В. Споры, выигранные у налоговой; Горячая линия бухгалтера, 2012. - 260 c.
  27. Колесник М.А. Налог на добычу полезных ископаемых: Комментарии к гл. 26 НК РФ. – М.: Статус-Кво 97, 2011. – 116 с.
  28. Колчин, С.П. Налоги в Российской Федерации; М.: Юнити, 2011. - 254 c.
  29. Корнеева, Елена Офшорный мир. Взгляд изнутри; М.: Экономика, 2013. - 318 c.
  30. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 872 с.
  31. Курноскина, О.Г. Оффшорные компании. Новые схемы налогового планирования; М.: Горячая линия бухгалтера, 2009. - 160 c.
  32. Мальцман, Б.С. Все налоги; [не указано], 2009. - 308 c.
  33. Медведев, А.Н. Нюансы практического налогообложения. НДС. Налог на прибыль; М.: МЦФЭР, 2009. - 352 c.
  34. Молчанов, Сергей Сергеевич Налоги за 14 дней. Экспресс-курс; М.: Эксмо, 2012. - 464 c.
  35. Молчанов, Сергей Сергеевич Налоги за 14 дней. Экспресс-курс; М.: Эксмо, 2012. - 464 c.
  36. Никонов, А.А. НДС до и после принятия части второй НК РФ. Сложные ситуации. Арбитражная практика; М.: ИД ФБК-Пресс, 2013. - 224 c.
  37. Паркинсон, С.Н. Закон и доходы; М.: Интерконтакт, 2011. - 100 c.
  38. Пархачева, М.А. Упрощенная система налогообложения 2009. Просто ли быть "упрощенцем"; М.: Эксмо, 2009. - 720 c.
  39. Подпорин, Ю.В. Единый налог на вмененный доход; М.: Бератор, 2012. - 160 c.
  40. Ройбу, А.В. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле; М.: Эксмо, 2012. - 320 c.
  41. Ройбу, А.В. Налоговое планирование. Схемы минимизации налогов в современном российском правовом поле; М.: Эксмо, 2013. - 320 c.
  42. Свинухов, В.Г. и др. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности; Магистр, 2011. - 447 c.
  43. Толкушкин, А.В. История налогов в России; М.: Юристъ, 2011. - 432 c.
  44. Цыганков, Э.М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным гражданским и административным законодательством; Тверь: GM, 2012. - 192 c.
  45. Цыганков, Э.М. Вопросы налогообложения в соотношении с конституционным гражданским и административным законодательством; Тверь: GM, 2009. - 192 c.
  46. Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи; М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 528 c.
  47. Щур, Д.Л. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Арбитражная практика и комментарии. На 29.12.2001 г; М.: Дело и сервис, 2011. - 832 c.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31418. Дослiдження поведiнки транзистора у поширених схемах включення зi спiльним емiтером i cпiльним колектором 70.5 KB
  Для зменшення обсягу вимiрiв та прискорення виконання роботи струми Ib Ic Ic вимiрються не безпосередньо а обчислюються за вiдомими значеннями опорiв Rb Rc Re i вимiряними значеннями падiння напруг URb URc URe. Для дослiжуємого бiполярного транзистору КТ961А npnтипу з коефiцiентом пiдсилення у дiапазонi 10100 доцiльно використовувати такi значення опорiв: Rb =20KΩ; Rc =1KΩ; Re =0 перемичка. Занотувати значення опорiв для дослiджуємої схеми Rb = ; Rc =...
31419. Інтелектуальна власність як право на результати творчої діяльності людини 86.5 KB
  Інтелектуальна власність як результат творчої діяльності. Інтелектуальна власність як право. Еволюція промислової власності. Еволюція авторського права і суміжних прав. Еволюція інтелектуальної власності в Україні. Соціально-економічні стратегії в країнах світового товариства. Роль промислової власності у економічному розвитку. Авторське право і розвиток культури.
31420. Дослiдження бiполярного транзистора 56.5 KB
  Обладнання: Стенд з двома регульованими напругами вольтметрами та амперметрами опори NPNтранзiстор блок живлення постiйного струму. Для розрахунку параметрiв схем для рiзних включень транзiстору – спiльний емiтер спiльний колектором спiльна база використовуються сукупностi ВАХ вхiдних та вихiдних характеристик: cукупнсть залежностей струму бази Ib вiд напруги базаемiтер Ube для рiзних значень напруги колектор емiтер Uce сукупнсть залежностей струму колектора – Ic вiд напруги колектор емiтер Uce для рiзних значень струму бази ...
31421. Дослiдження поведiнки транзистора у поширених схемах включення 52.5 KB
  Для зменшення обсягу вимiрiв та прискорення виконання роботи струми Ib Ic Ic вимiрються не безпосередньо а обчислюються за вiдомими значеннями опорiв Rb Rc Re i вимiряними значеннями падiння напруг URb URc URe. Для дослiжуємого бiполярного транзистору КТ961А npnтипу з коефiцiентом пiдсилення у дiапазонi 10100 доцiльно використовувати такi значення опорiв: Доцiльно використовувати такi значення опорiв: Rb =20KΩ; Rc =0 перемичка; Re =1KΩ. Занотувати значення опорiв для дослiджуємої схеми Rb =...
31422. Система інтелектуальної власності 117.5 KB
  Суб’єкти права інтелектуальної власності. Творець (автор) як суб’єкт права. Громадяни, юридичні особи та держава як суб’єкти права інтелектуальної власності. Суб’єкти права промислової власності. Суб’єкти авторського права. Суб’єкти суміжних прав.
31424. Дослідження трифазного кола змінного струму. З’єднання зіркою 125 KB
  Мета: Вимiряти фазні та лінійні напруги виміряти фазні струми та струм нейтралі. Розрахувати струм нейтралі та порівняти його з виміряними значеннями. Штучно відтворити аварійний режим обриву нейтралі і виконати виміри і розрахунки для цього режиму. Виміряти струми фазих I Ib Ic та нульового нейтрального In дроту для кожної з фаз B C та нейтралі N.
31425. Дослiдження трифазного кола змiнного струму з реактивними елементами. З’єднання зіркою. Детектор послідовності фаз 112 KB
  Мета: Вимiряти фазні та лінійні напруги виміряти фазні струми та струм нейтралі. Розрахувати фазні струми за наданими значеннями опорів і фазних напруг. Побудувати векторнi дiаграми напруг i струмiв. На стендi розташовано ємність C і резистори навантаження Rb Rc під’єднані до джерела трифазного струму E з фазними напругами E Eb Ec.