66457

Причин высокого уровня инфляции в России на протяжении многих лет

Дипломная

Экономическая теория и математическое моделирование

Целью дипломной работы является поиск возможных причин высокого уровня инфляции в России на протяжении многих лет. Причиной дипломной является интерес к тому факту что уровень инфляции в Европе и США является в последние годы низким...

Русский

2014-08-21

154.5 KB

0 чел.

…………….

1.1 Причины и цели дипломной работы

Актуальность исследования обусловлена тем, что инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства - от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами. Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

Целью дипломной работы является поиск возможных причин высокого уровня инфляции в России на протяжении многих лет.

Причиной дипломной является интерес к тому факту, что уровень инфляции в Европе и США является в последние годы низким, в то время как в России можно наблюдать противоположную ситуацию. Основной задачей Центральных банков Европейского союза и США является сдерживание инфляции, и они с этой задачей справляются, в то время как Центральному банку России это пока не удаётся.

Задачи дипломной работы:

  •  определить причины и цели дипломной работы;
  •  раскрыть структуру дипломной работы;
  •  рассмотреть сущность и виды инфляции;
  •  исследовать причины возникновения инфляции;
  •  провести анализ экономических теорий инфляции;
  •  охарактеризовать методы измерения инфляции;
  •  рассмотреть процесс перехода России с плановой на рыночную экономику;
  •  провести анализ инфляционных процессов в России в период 1991-2008 гг.;
  •  определить особенности и причины инфляции в России;
  •  сделать основные выводы дипломной работы;
  •  разработать рекомендации для дальнейших исследований.

Объектом исследования дипломной работы является  инфляция в России. Предметом исследования выступает антиинфляционная политика России.

Теоретическую и информационную базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по экономической теории и макроэкономике, касающиеся проблемы инфляции, официальные данные Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства финансов, Центрального банка РФ и др. источники.

В работе использованы методы экономического, финансового, статистического анализа, методы экспертной оценки и прогнозирования.

Глава 2: Инфляция

2.1 Сущность и виды инфляции

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно с возникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственно термин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865гг.  и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.

Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однако широкое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишь после 1-ой мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-х гг.

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся в дефиците ухудшении качества товаров.

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем движения современной экономики. В большей или меньшей мере она проявляется почти во всех странах. В 50-60 годы она протекала умеренными темпами, а в 70-е стала выходить из-под контроля, дезорганизуя нормальный ход воспроизводства и превратилась во «врага общества номер один».

Сущность этого явления выражается в переполнении каналов обращения денежной массой сверх нужного их количества для обслуживания рынка. А это вызывает обесценение денег, падение их покупательной способности, рост цен на товары и услуги. А так же много сопутствующих проблем.

Инфляция - повышение общего (среднего) уровня цен в экономике. Это не означает, что обязательно повышаются все цены. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться стабильными, а другие - падать. Речь идет о повышательной тенденции уровня цен в среднем. С этой точки зрения различают сбалансированную инфляцию (цены различных товаров не изменяются относительно друг друга) и несбалансированную инфляцию (цены различных товаров постоянно изменяются относительно друг друга).

Существуют разные критерии для выделения видов инфляции.

В зависимости от величины индекса цен различают следующие виды инфляции:

  •  ползучую (5 - 10 % в год). Обычно ползучая инфляция не оказывает отрицательного воздействия на национальное производство. Рост цен является обычным явлением (и даже фактором) при умеренном росте экономике.
  •  галопирующую (двузначные цифры в год). Такая инфляция – свидетельство серьезных диспропорций в экономике;
  •  гиперинфляцию (двузначная в месяц, трех-четырехзначная в год). Гиперинфляция агрессивно разрушает экономику. Резкое обесценение денег «съедает» сбережения населения, обесценивается вложенный предпринимателями капитал. Инфляционные ожидания препятствуют инвестициям и развитию производства.

В условиях административно устанавливаемых цен может иметь место подавленная (скрытая) инфляция, которая проявляется в форме товарного дефицита. При свободном формировании цен на основе спроса и предложения инфляция приобретает открытый характер и проявляется в повышении уровня цен.

В соответствии с различиями в последствиях инфляции выделяют:

  •  ожидаемую инфляцию;
  •  непредвиденную (неожиданную) инфляцию.

Общими последствиями и ожидаемой, и непредвиденной инфляции является снижение покупательной способности денег.

Покупательная способность (ценность) денег – это то количество товаров и услуг, которое можно купить на одну денежную единицу. Если цены на товары повышаются, то на ту же сумму денег можно купить меньше товаров, чем раньше, а это означает, что покупательная способность денег падает. Если Р – уровень цен, т.е. ценность товаров и услуг, выраженная в деньгах, то покупательная способность одной денежной единицы будет равна 1/Р, т.е. это ценность денег, выраженная в товарах и услугах, на которые могут быть обменены деньги. Например, если корзина товаров и услуг стоит $5 (Р = $5), то цена одного доллара составит 1/Р или 1/5 корзины товаров. Это означает, что один доллар обменивается на 1/5 корзины товаров. Если цена корзины товаров удваивается, и она теперь стоит $10 (Р = $10), ценность денежной единицы сокращается вдвое и составляет теперь 1/10 корзины товаров.

Чем выше уровень цен (темп инфляции), тем меньше покупательная способность денег. А чем меньше покупательная способность денег, тем меньшее количество наличных денег хотят держать люди на руках. Это связано с тем, что люди, которые хранят наличные деньги, в период инфляции платят инфляционный налог – налог на покупательную способность денег, представляющий собой разницу между величинами покупательной способности денег в начале и в конце периода, в течение которого происходила инфляция. Ставкой инфляционного налога выступает темп инфляции. Чем больше наличных денег имеет человек и чем выше темп инфляция, тем больше инфляционный налог, поскольку тем на большую величину снижается покупательная способность (ценность) денег. Поэтому в периоды высокой инфляции и особенно гиперинфляции происходит процесс, называемый «бегством от денег». Все большее значение приобретают реальные ценности, а не деньги.  В своей книге «Монетарная история США» Милтон Фридман, анализируя гиперинфляцию в Германии октября 1923 г., остроумно описал отличие инфляции от гиперинфляции следующим образом: если человек, который везет тележку, груженную мешками денег, оставляет ее у входа в магазин, и, выйдя из магазина, обнаруживает, что тележка на месте, а мешки с деньгами исчезли, то это инфляция; а если он видит, что исчезла тележка, а мешки с деньгами целы – то это гиперинфляция.    

Рост уровня цен означает не только падение покупательной способности денег, но и снижение реальных доходов. Различают доходы номинальные и реальные.

Номинальный доход – это денежная сумма, которую получает человек за продажу экономического ресурса, собственником которого он является.

Реальный доход – это то количество товаров и услуг, которое человек может купить на свой номинальный доход (на полученную сумму денег).

                      

где   темп инфляции. Чем выше уровень цен на товары и услуги, т.е. чем выше темп инфляции, тем меньшее количество товаров и услуг могут купить люди на свои номинальные доходы, поэтому тем меньше реальные доходы. Особенно неприятные последствия имеет в этом отношении гиперинфляция, которая ведет не просто к падению реальных доходов, а к разрушению благосостояния.

В условиях ожидаемой инфляции экономические агенты могут таким образом построить свое поведение, чтобы минимизировать величину падения реальных доходов. Так, рабочие могут заранее потребовать повышения номинальной заработной платы, а фирмы предусмотреть повышение цен на свою продукцию, пропорционально ожидаемому темпу инфляции. Кредиторы будут предоставлять кредиты по номинальной ставке процента  i,  равной сумме реальной ставки процента (реальной доходности по кредиту) – r  и ожидаемого темпа инфляции - e:      

i = r + e                                                                                                      

Так как кредит предоставляется в начале периода, а выплачивается заемщиком в конце периода, то имеет значение именно ожидаемый  темп инфляции. Так, если человек предоставляет кредит и хочет получить реальный доход, равный 5% годовых (r = 5%), то, ожидая инфляцию на конец периода на уровне 3%  (e = 3%, что означает 3%-ное снижение к моменту возврата долга покупательной способности как взятой взаймы суммы, так и выплачиваемого по ней процентного дохода), он  должен в момент выдачи кредита назначить ставку процента, равную 8% (5% + 3%).  Из этой величины 5% составит его реальный доход по кредиту и 3% скомпенсируют падение в результате инфляции покупательной способности выплачиваемой должником суммы.

Зависимость номинальной ставки процента от ожидаемого темпа инфляции при неизменной реальной ставке процента называется «эффекта Фишера» (в честь известного американского экономиста Ирвинга Фишера, который первым обосновал эту зависимость). «Эффект Фишера» формулируется следующим образом: если ожидаемый темп инфляции повышается на 1 процентный пункт, то номинальная ставка процента повысится также на 1 процентный пункт. (Так, если кредитор ожидает темп инфляции к концу периода на уровне не 3%, а 4%, то, желая получить реальный доход в 5% годовых, он назначит номинальную ставку процента не 8%, а 9% (5% + 4%)).

Из формулы  эффекта Фишера можно получить формулу для расчета реальной ставки процента:  

r = i - e                                                                                                    

Однако следует иметь в виду, что эта формула справедлива лишь для низких темпов инфляции (до 10%), а для высоких темпов инфляции необходимо использовать другую формулу:

                                                                                       

Это объясняется тем, что необходимо не просто рассчитать величину дохода (реальной ставки процента), но и оценить ее покупательную способность. А поскольку уровень цен изменится на величину, равную pe, то  величину дохода, равную разнице между номинальной ставкой процента и ожидаемым темпом инфляции, следует разделить на новый уровень цен, равный с учетом инфляции (1 + pe). При низких темпах инфляции эта сумма близка к 1, но при высоких темпах инфляции она становится значимой величиной, которой нельзя пренебрегать.

Таким образом, в условиях ожидаемой инфляции, можно предпринять усилия, чтобы не допустить или хотя бы минимизировать падение реальных доходов.

Однако в условиях непредвиденной инфляции избежать падения реальных доходов у всех экономических агентов невозможно, поэтому специфическим последствием непредвиденной инфляции является перераспределение доходов и богатства. Непредвиденная инфляция обогащает одних экономических агентов за счет других.

Доходы и богатство перемещаются:

  •  от кредиторов к должникам. Кредитор предоставляет кредит по номинальной ставке процента i, исходя из величины реального дохода, который он хочет получить (реальной ставки процента r) и ожидаемого темпа инфляции pe (i = r + pe). Например, желая получить реальный доход 5% и предполагая, что темп инфляции составит 3%, кредитор назначает номинальную ставку процента 8% (5% + 3%). Если фактический темп инфляции (pфакт) составит 8% вместо ожидаемых 3%, кредитор не получит никакого реального дохода (r = 8 – 8 = 0), а если темп инфляции будет 10%, то доход, равный 2% (r = 8 – 10 = -2) переместится от кредитора к должнику. Поэтому в периоды непредвиденной инфляции выгодно брать кредиты и невыгодно их давать. Непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты. Если оказывается, что инфляция выше, чем ожидалось в момент предоставления кредита (pфакт > pe), получателю будущих платежей  (кредитору) хуже, потому что он получит деньги с более низкой покупательной способностью, чем те, которые он выдал в кредит. Человеку, который занял деньги (заемщику) лучше, потому что он имел возможность использовать деньги, когда они имели более высокую стоимость, а вернул долг деньгами с более низкой стоимостью. Когда инфляция выше, чем ожидалось (pфакт > pe), богатство перераспределяется от кредиторов к заемщикам. Когда инфляция ниже (pфакт < pe), чем ожидалось, выигравшие и проигравшие меняются местами;
  •  от рабочих к фирмам. Утверждение о том, что непредвиденная инфляция работает как налог на будущие поступления и как субсидия на будущие выплаты, применимо к любому контракту, который продолжается во времени, в том числе контракту найма на работу. Когда инфляция выше, чем ожидалось (pфакт > pe), те, кто получает деньги в будущем (рабочие) несут ущерб, а те, кто платит (фирмы), выигрывают. Фирмы выигрывают за счет рабочих, когда инфляция больше, чем ожидается. Когда инфляция меньше, чем ожидалось, выигрывают рабочие, а фирмы проигрывают.
  •  от людей с фиксированными доходами к людям с нефиксированными доходами. Люди с фиксированными доходами, прежде всего государственные служащие и люди, живущие на трансфертные выплаты, не могут принять меры по увеличению своих номинальных доходов, и в периоды непредвиденной инфляции, если не проводится полная индексация доходов, их реальные доходы быстро падают. Люди с нефиксированными доходами имеют возможность увеличивать свои номинальные доходы в соответствии с темпом инфляции, поэтому их реальные доходы могут не только не уменьшиться, но и даже увеличиться;
  •  от людей, имеющих накопления в денежной форме, к людям, не имеющим накоплений. Реальная ценность накоплений по мере роста темпов инфляции падает, поэтому реальное богатство людей, имеющих денежные накопления, уменьшается;
  •  от пожилых к молодым. Пожилые страдают от непредвиденной инфляции в наибольшей степени, поскольку, с одной стороны, они получают фиксированные доходы (пенсию), а, с другой, как правило, они имеют накопления в денежной форме. Молодежь, имея возможность увеличивать свои номинальные доходы и не имея денежных накоплений, страдает в наименьшей степени;
  •  от всех экономических агентов, имеющих наличные деньги,  к государству. От непредвиденной инфляции в определенной  степени страдает все население. Может выиграть только один экономический агент – государство. Выпуская в обращение дополнительные деньги (производя эмиссию денег), государство тем самым устанавливает налог на наличные деньги – инфляционный налог. Доход государства от эмиссии денег называется сеньоражем. Государство покупает товары и услуги (реальные ценности), а расплачивается обесценивающимися деньгами, т.е. деньгами, покупательная способность которых тем ниже, чем больше дополнительных денег выпущено в обращение. Однако издержки инфляции существуют и для государства. Они заключаются в том, что в условиях инфляции  население старается затянуть выплату налогов, чтобы производить ее деньгами с максимально снизившейся покупательной способностью, в результате реальная ценность налоговых поступлений (доходов государства) уменьшается. Это явление получило в экономической  литературе название «эффекта Оливера - Танзи» и впервые было отмечено в середине 1980-х гг. в странах Латинской Америки (Боливии, Аргентине), переживавших высокую инфляцию и гиперинфляцию.           

Наиболее серьезные и разрушительные последствия имеет гиперинфляция, причиной которой служит огромное увеличение денежной массы для финансирования расходов государственного бюджета за счет сеньоража, что связано либо с войнами, либо с невозможностью профинансировать большой дефицит бюджета иными – неинфляционными, т.е. неэмиссионными способами.

Гиперинфляция приводит к:

  •  краху финансовой системы (деньги перестают иметь значение, поскольку их покупательная способность стремительно падает, перестают быть измерителем ценности товаров и поэтому происходит переход к бартерной экономике, в которой товары обмениваются не на деньги, а на другие товары);
  •  разрушению благосостояния (реальные доходы большинства населения катастрофически сокращаются);
  •  нарушению и разрушению инвестиционного механизма (инвестиции в производство имеют долгий срок окупаемости и в условиях стремительного обесценения денег неэффективны);
  •  росту социальной напряженности, что может иметь следствием политические потрясения - военные перевороты, гражданские войны, революции и т.п.

Поскольку причиной гиперинфляции в современных условиях является дефицит государственного бюджета и необходимость получения сеньоража, то, чтобы остановить гиперинфляцию, правительство наряду  прекращением эмиссии денег  должно провести реформу бюджетной сферы – сократить государственные расходы и повысить налоги. Таким образом, хотя гиперинфляция является всегда и повсеместно чисто денежным феноменом, окончание гиперинфляции, перефразируя М.Фридмана, является всегда и повсеместно, прежде всего, феноменом фискальным.

Инфляция, независимо от того ожидаемая она или непредвиденная, имеет серьезные издержки. Их величина определяется темпом инфляции: чем выше темп инфляции, тем издержки инфляции больше.

К издержкам инфляции относят следующие.

Издержки «стоптанных башмаков»  – это трансакционные издержки инфляции. Трансакционные издержки – это издержки по совершению сделки (трансакции). В данном случае это издержки по получению наличных денег. Поскольку инфляция влечет за собой налог на наличные деньги, то, стремясь избежать этого налога, люди стараются хранить меньше наличных денег на руках и  либо вкладывают их в банк на депозит под процент, либо покупают ценные бумаги, приносящие доход. При росте уровня цен, чтобы снять деньги со счета,  человек должен чаще ходить в банк, тратиться на проезд или стаптывать башмаки, идя туда пешком, терять время на стояние в очереди и т.п. Чтобы продать ценные бумаги – акции или облигации - и получить наличные деньги, человек также должен потратить время, чтобы найти брокера (посредника рынка ценных бумаг), и деньги, выплачивая брокеру комиссионные. И в том, и в другом случае человек сталкивается с трансакционными издержками – издержками по получению наличных денег. Чем выше темп инфляции, тем чаще человек должен проводить подобные трансакции и поэтому тем выше  издержки «стоптанных башмаков».

Издержки «меню» – это издержки, которые несут фирмы-продавцы. При изменении цен они должны, во-первых, часто менять ценники, прейскуранты, перепечатывать каталоги своей продукции, что требует немалых полиграфических затрат; во-вторых, нести почтовые издержки по их распространению и по рекламированию новых цен; и, в третьих, нести издержки принятия решений относительно самих новых цен. Рост темпа инфляции увеличивает эти издержки.

Издержки на микроэкономическом уровне – это издержки, связанные с изменением относительных цен и снижением эффективности в результате ухудшения распределения ресурсов. Поскольку, с одной стороны, изменение цен обходится фирмам дорого (высоки издержки меню), а с другой стороны, из-за боязни отпугнуть частыми изменениями цен своих постоянных клиентов, фирмы стараются менять цены как можно реже. В условиях инфляции относительные цены тех товаров, цены на которые в течение некоторого периода времени фирмы держат без изменения, падают как по отношению к ценам тех товаров, на которые фирмы быстро меняют цены, так и по отношению к общему уровню цен. В рыночной экономике экономические решения основываются на относительных ценах, однако в период инфляции изменение относительных цен не отражает действительного различия в эффективности производства разных видов товаров, а лишь  разницу в скорости изменения цен на товары разными фирмами. В результате ресурсы направляются не в более эффективные отрасли и виды производства, а в те отрасли, где фирмы быстро повышают цены на свои товары и в те виды производств, которые производят более дорогостоящие товары. Это означает, что размещение ресурсов ухудшается, и эффективность экономики снижается.

Издержки, связанные с искажениями в налогообложении, порожденные инфляцией. Инфляция увеличивает налоговое бремя на доходы, полученные по сбережениям, таким образом снижая стимулы к сбережениям, и, следовательно, ухудшают условия и возможности экономического роста.  Инфляция оказывает воздействие на два вида доходов по сбережениям:

  •  на доходы от продажи ценных бумаг, которые представляют собой разницу между более высокой ценой, по которой ценная бумага продана человеком, и более низкой ценой, по которой она была им ранее куплена. Эта разница является  объектом налогообложения. Например, человек покупает облигацию за $20, а продает ее за $50. Если за время, пока он владел облигацией, уровень цен удвоился, то его реальный доход составит не $30 ($50 – $20), а только $10, так как он должен был бы продать облигацию за $40 ($20 × 2), чтобы только возместить ее стоимость, уплаченную при покупке, с учетом падения вдвое покупательной способности денег.  Причем он должен  заплатить налог не с $10 ($50 – $40), а с $30 номинального дохода, потому что шкала налогообложения применяется к номинальным доходам и не учитывает  инфляцию. В результате человек после выплаты налога не получит даже $10 реального дохода;
  •  на номинальную ставку процента, которая облагается налогом даже, несмотря на то, что часть номинальной ставки процента в соответствии с эффектом Фишера (о котором речь пойдет позже) просто компенсирует инфляцию.  Так, если человек дает кредит, например $100 и хочет получить реально 5% годовых ($5), то, ожидая инфляцию на уровне 10%, он должен назначить номинальную ставку процента, равную 15%, чтобы получить в конце года $115, из которых его номинальный доход составит $15 (из них $10 скомпенсируют инфляцию, т.е. падение на 10% покупательной способности денег, и $5 должен был бы составить его реальный доход). Однако государство берет налог (фиксированный процент) с величины номинального дохода, т.е. с $15.  В результате после выплаты налога, реальный доход человека будет меньше $5. Причем, чем выше уровень инфляции, тем меньше величина реального дохода, остающегося после выплаты налога. Это происходит, потому что номинальная ставка процента увеличивается на ту же величину, что и темп инфляции, а с увеличением номинальной ставки процента налоговые выплаты растут. Поэтому на реальный доход до выплаты налога инфляция воздействия не оказывает, а реальный доход после выплаты налога уменьшается, что снижает стимул к сбережениям.

Издержки, связанные с тем, что деньги перестают выполнять свои функции, что порождает путаницу  и неудобство. Деньги служат единицей счета, с помощью которой измеряется стоимость всех товаров и услуг. Как расстояние измеряется в метрах, масса – в килограммах, а температура – в градусах, стоимость измеряется в денежных единицах (долларах, фунтах стерлингов, рублях и т.п.). Снижение покупательной способности денег в условиях инфляции означает, что размер «экономической измерительной палочки» уменьшается. Например, на 1 обесценившийся рубль можно купить столько товаров, сколько раньше на 50 копеек. Измеритель уменьшился вдвое. (Это эквивалентно тому, как если бы мы пытались измерить расстояние линейкой, на которой написано 1 метр, но в которой в действительности только 50 см).  С одной стороны, это делает сделки запутанными, а с другой стороны, затрудняет подсчет прибыли фирм и поэтому делает выбор в пользу инвестиций более проблематичным и сложным.

Издержки инфляции существуют даже, если инфляция стабильна и предсказуема.

Организуя регулирование рыночной экономики, государство, как мы знаем, полагается в основном на косвенные методы (налоги, субсидии, процент за кредит Центрального банка и другие). Объектами воздействия становятся денежные параметры экономической деятельности предприятия, потребителя, банка - доход, прибыль, сбережения и т. п. Понятно, что такое управление может принести желаемые результаты только в том случае, когда денежная система достаточно устойчива. Дестабилизируя ее, инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным само их применение, подталкивает государство к использованию других, административных способов воздействия. Иными словами, инфляция обесценивает не только деньги, но и всю систему регулирования рыночного хозяйства. Что же касается гиперинфляции, то она порой не оставляет государству никакой альтернативы, кроме ориентации на командное управление.

2.2 Причины возникновения инфляции

В экономической литературе выделяют следующие причины инфляции:

1) Увеличение производственных издержек. Речь идет о повышении роста цен на сырье, промежуточные товары, об опережающем росте заработной платы по сравнению с производительностью труда, об издержках финансового характера. При наличии любой из перечисленных причин предприниматель постарается заложить это повышение в себестоимость продукции с целью обеспечения прибылей. Однако это возможно, когда остальные предприниматели, отмечая аналогичное повышение издержек, следуют такой же линии поведения. В противном случае конкуренция является препятствием для повышения цен, которое намеревается осуществить одно предприятие. Такую же роль будет играть конкуренция продукции иностранного производства.

2) Избыток спроса. Между предложением и спросом может возникнуть расхождение. В тех случаях, когда спрос превышает объем производства (например, в результате проведения экспансионистской кредитно-денежной или бюджетно-налоговой политики), продавцы могут увеличивать цены без риска способствовать понижению спроса или обращению спроса к продукции других производителей. Единственным ограничением в повышении цен может оказаться существование конкуренции со стороны продукции иностранного производства. В тех областях, где такой конкуренции не наблюдается (жилищный фонд, услуги), повышение цен может быть существенным.

3) Монопольное ценообразование, ведущее к росту монопольных прибылей и инфляции прибылей.

4) Излишек в образовании денежной массы.

Открытая инфляция может порождаться различными макроэкономическими факторами. С этих позиций различают инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса. Причиной инфляции спроса служит увеличение совокупного спроса. Рост совокупного спроса может быть вызван увеличением любого из компонентов совокупных расходов (потребительских, инвестиционных, государственных и чистого экспорта) или увеличением предложения денег.

В частности причиной внезапного и резкого увеличения совокупного спроса могут быть:

  •  ………………

Основной причиной инфляции большинство экономистов, особенно представители школы монетаризма, концепция которых основана на количественной теории денег, считают увеличение денежной массы, подчеркивая, что только рост предложения денег делает повышение уровня цен устойчивым процессом. Как отмечал основоположник монетаризма, известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман: «Инфляция есть всегда и повсеместно чисто денежное явление». Именно высокие темпы роста денежной массы (эмиссия денег) с целью финансирования дефицита государственного бюджета, который возникает из-за того, что расходы государства существенно превышают его доходы, служит основной причиной высокой инфляции, наблюдаемой в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. В этих странах эмиссия денег является, по сути, единственным возможным способом финансирования бюджетного дефицита, поскольку иные источники финансирования, такие, как внутренний и внешний займы, ограничены, а иногда недоступны.

Увеличение совокупного спроса ведет к росту уровня цен и в краткосрочном периоде (поскольку в соответствии с современными представлениями кривая совокупного предложения имеет положительный наклон) (рис.1,а), и в долгосрочном периоде (которому соответствует вертикальная кривая совокупного предложения) (рис.1,б).

…………

Рисунок 1 - Инфляция спроса

При этом в краткосрочном периоде инфляция (рост уровня цен от Р1 до Р2) сочетается с ростом реального выпуска (от Y1 до Y2).  В долгосрочном периоде реальный выпуск не меняется и находится на своем естественном (потенциальном) уровне Y*. Если рост совокупного спроса происходит за счет увеличения предложения денег, то в долгосрочном периоде проявляется принцип «нейтральности денег». Этот принцип означает, что изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели (величину реального выпуска, реальных доходов и т.п.), а меняется только уровень цен, и поэтому изменяются номинальные показатели.

Инфляция предложения. Причиной инфляции издержек является сокращение совокупного предложения, вызванное ростом издержек. Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен, в результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивают цены, как это происходит при инфляции спроса.

Инфляцию предложения может вызвать:

  •  внезапное удорожание цен сырья (мировой энергетический кризис 70-х годов, повышение цен на энергоносители в России в 90-е годы);
  •  активное давление профсоюзов, требующих повышения оплаты труда;
  •  введение дополнительного налогообложения, главным образом, косвенных налогов, акцизов.

……………..

Рисунок 2 - Инфляция предложения (издержек)

Причиной инфляции издержек является сокращение совокупного предложения, вызванное ростом издержек. Инфляция издержек ведет к стагфляции (рис. 2) - одновременному спаду производства (от Y1 до Y2) и росту уровня цен от (Р1 до Р2).

2.3 Анализ экономических теорий инфляции

Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т. е. приспособлении к инфляции в коротком периоде хозяйственной деятельности, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами в долгосрочной хозяйственной перспективе.

Вся антиинфляционная политика может быть разделена на две части. Первая - меры, осуществляемые за короткий период, которые должны быстро сбить накал инфляционного давления и вдохнуть оптимизм в участников рыночного процесса. Поэтому меры адаптационной политики - это лишь начало четкой и выверенной на перспективу антиинфляционной политики. Вторая - меры, обеспечивающие непосредственную борьбу с инфляцией с упором на долговременное и систематическое их осуществление. Первая часть является как бы прелюдией второй части.

Адаптационная политика. Эта политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. В мировой практике существуют два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации является перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т. п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращения инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных, и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х годах XX в. в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп-вперед», т. е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Краткосрочные мероприятия, призванные обуздать всплеск инфляции должны опираться на возможность проявления быстрого эффекта от данного мероприятия. К такого рода мерам можно отнести проведение денежной реформы конфискационного типа. Жесткость данной меры очевидна. Введение в обращение новых денег взамен старых по принудительному курсу, прежде всего, бьет по интересам потребителей. Так было, например, в 1947 г. в нашей стране, когда денежные знаки старого образца обменивались на новые в пропорции 1:10. Однако такая радикальная мера весьма эффективна. Она утверждает новые ценовые соотношения, снимая инфляционные диспропорции.

Другой подобного рода мерой может быть импортная интервенция. Если налицо острая нехватка товаров, которая резко гонит цены вверх, то данная мера на короткий срок может способствовать соответствию предложения товаров растущему спросу.

Долгосрочные антиинфляционные меры. Цель антиинфляционной политики - удержать надежный контроль над инфляцией, обеспечивая невысокий темп роста уровня цен. В долгосрочном плане эти меры должны быть последовательными и выверенными. Острие антиинфляционных мер должно быть направлено на обеспечение равновесия на рынках. Меры антиинфляционных действий должны касаться действия только косвенных регуляторов. Попытки введения государственного контроля над ценами всегда приводят к отрицательным результатам. Поэтому минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил является важным и необходимым условием реализации эффективной антиинфляционной стратегии.

…………….

Следует выделить стратегию гашения адаптивных инфляционных ожиданий. Сторонники монетаристского направления уделяют этому большое внимание. Смысл этих действий - изменение психологии потребителя, избавление его от страха постоянного и неуклонного роста цен, обесценения его сбережений. Американский экономист Э. Фелпс теоретически разработал меры по обеспечению так называемого «Эффекта объявления». Смысл этого эффекта очень прост: правительство должно регулярно и правдиво информировать граждан об уровне инфляции, о тех мерах, которые оно принимает для борьбы с инфляцией. Здесь важно достичь психологического эффекта веры потребителя в действия государства, вдохнуть оптимизм в ожидания потребителя.

Другой важной линией антиинфляционной стратегии являются действия по жесткому ограничению денежной массы.

В инфляционной экономике денежная политика должна играть основную роль. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам в экономике. Поэтому эти меры должны использовать с большой осторожностью.

……………….

2.4 Методы измерения инфляции

Главным показателем инфляции выступает темп (или уровень) инфляции, который рассчитывается как процентное отношение разницы общего уровня цен (дефлятора ВВП) текущего года (P t) и общего уровня цен (дефлятора ВВП) предыдущего года (P t – 1) к уровню цен предыдущего года:

                                                                                       

Таким образом, показатель темпа инфляции характеризует не темп роста общего уровня цен, а темп прироста общего уровня цен. В качестве показателя общего уровня цен используется дефлятор ВВП или индекс потребительских цен.

Индекс цен (I) - это отношение цены t-го года (Рt) к цене базисного года (Рb), т.е.

I = (Pt/Pb) x 100%                                                                                          

Различают следующие основные виды индекса цен [5, с.160]:

  •  индекс потребительских цен,
  •  индекс оптовых цен,
  •  индекс цен - неявный дефлятор ВНП,
  •  индекс экспортных и импортных цен.

Наиболее часто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен - это отношение цены потребительской корзины в 1-м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую «потребительскую корзину», приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюда входят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственных товаров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские, транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

Расчет ИПЦ осуществляется в целом по Российской Федерации, федеральным округам и субъектам Российской Федерации по единому набору товаров (услуг) - представителей.

ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используется в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых споров.

ИПЦ применяется при пересчете макроэкономических показателей из текущих цен в сопоставимые цены. Он исчисляется также с целью характеристики изменения потребительских расходов населения на товары и платные услуги в текущем периоде по сравнению с предыдущим (базисным) периодом под влиянием изменения цен на эти товары и услуги по отдельным регионам и Российской Федерации в целом.

ИПЦ рассчитывается по типу индекса Ласпейреса, или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году):

где и - цены i-го блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде;

- количество i-го блага в базисном периоде.

Индекс Ласпейреса может быть агрегированным индексом, взвешенным по физическим объемам продукции в базисный период или средним арифметическим индексом цен, взвешенных по стоимости продукции в базисный период.

Индекс данного типа не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Так, ИПЦ, где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменений в структуре потребления в текущем периоде, например, замену более дорогих благ более дешевыми в условиях роста цен. Это приводит к завышению роста стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ.

Индексу Ласпейреса на практике отдают предпочтение перед другими аналогичными индексами. Его преимущество в том, что применение базисной структуры весов, неизменной в течение ряда лет, позволяет существенно сокращать объем постоянно запрашиваемой информации и сроки расчетов индексов цен. Правда, по мере удаления от базисного периода изменяется структура производимой продукции из-за неравномерности развития отдельных видов производства. Поэтому необходим периодический пересмотр товарного набора для измерения индекса цен и изменения структуры весов в наборе.

Индекс цен - неявный дефлятор ВНП, или, как его кратко называют, дефлятор ВНП (ВВП) рассчитывается по типу индекса Пааше, т.е. индекса, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

где - количество i-го блага в текущем периоде.

В отличие от индекса Ласпейреса, индекс Пааше несколько занижает рост уровня цен в экономике, поскольку также не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует се уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года.

Индекс Пааше применяется для построения индексов цен реже, чем индекс Ласпейреса. В отличие от него, индекс Пааше строится на основании весов отчетного периода, т. е. соответствует определенному времени или месту. Индекс Пааше является индексом агрегированных цен, взвешенных по физическим объемам товаров текущего периода. Применение индекса Пааше  считается теоретически более обоснованным. Это связано с тем, что анализ динамики цен по отношению к совокупности произведенных в отчетном периоде товаров показывает реальную структуру производства, что, в свою очередь, больше отвечает текущим потребностям регулирования экономики. Индекс Пааше лишен того недостатка индекса Ласпейреса, который связан с несравнимостью новых и старых индексов при пересмотре наборов товаров, по которым рассчитываются индексы цен. Индекс Пааше систематически растет медленнее, чем индекс Ласпейреса. Кроме измерения розничных цен, индекс Пааше используется в системе национальных счетов, в области специальных экономических расчетов, а также играет существенную роль в юридическом аспекте. Так, его применяют при индексации некоторых контрактов, при государственном регулировании отношений между правительством, объединениями профсоюзов и предпринимателей.

Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение:

Если учитывать только стоимость потребительской корзины, то в целом по экономике правильнее использовать более полный показатель - дефлятор ВНП - отношение номинального ВНП к реальному ВНП. Дефлятор охватывает все виды товаров - потребительских, инвестиционных. Хотя он шире, чем индекс роста цен, рассчитываемый по формуле Ласпейреса, однако ежемесячно данные по нему собрать очень сложно, поэтому в ежемесячной статистике во многих странах предпочитают использовать последний. В долгосрочной перспективе эти показатели сближаются.

………….


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80200. Основные принципы передачи и приема информации 146.5 KB
  В качестве сигнала можно использовать любой физический процесс изменяющийся в соответствии с переносимым сообщением. целесообразно ввести параметры передаваемого сигнала которые являются основными с точки зрения его передачи. Такими параметрами являются длительность сигнала Тс его ширина спектра Fc и динамический диапазон Dc. Длительность сигнала Тс является естественным его параметром определяющим интервал времени в пределах которого данный сигнал существует.
80201. Радиотехнические сигналы. Теория сигналов. Классификация. Основные характеристики сигналов 70.73 KB
  Изменение во времени напряжения, тока, заряда или мощности в электрических цепях называют электрическим колебанием. Используемое для передачи информации электрическое колебание является сигналом.
80202. Спектральное представление сигналов 109 KB
  Представление сигнала в виде ряда может использоваться и как исходное при его описании и анализе. Фурье свел единую функцию трудно поддающуюся математическому описанию к более удобным в обращении рядам гармонических тригонометрических функций которые в сумме дают исходную функцию. Представим периодический сигнал наиболее распространенной в теории сигналов тригонометрической синуснокосинусной формой ряда Фурье...
80203. Случайные сигналы. Корреляционный анализ сигналов 82.5 KB
  Отличительной чертой случайного сигнала является то что его мгновенные значения заранее не предсказуемы. Важно и то что чаще всего наблюдают относительно небольшие отклонения амплитудных значений случайного сигнала от некоторого среднего уровня; чем больше отклонения по абсолютному значению тем реже их наблюдают. Располагая сведениями о вероятностях флуктуации различного уровня удается создать математическую модель случайного колебания приемлемую для детального анализа случайного процесса. называемых реализациями случайного процесса...
80204. Модулированные сигналы 192.5 KB
  Модулированные сигналы Под модуляцией понимают процесс медленный по сравнению с периодом несущего колебания при котором один или несколько параметров несущего колебания изменяют по закону передаваемого сообщения. Получаемые в процессе модуляции колебания называют радиосигналами. В современных цифровых системах передачи информации широкое распространение получила квадратурная амплитуднофазовая или фазоамплитуд ная ФАМ; mplitude phse modultion...
80205. Аналіз ринкових можливостей 123.5 KB
  Аналіз ринкових можливостей План Маркетингові можливості фірми. Маркетингові можливості фірми Будьякій організації слід самій вміти виявляти ринкові можливості. Маркетингова можливість фірми – це найбільш привабливий напрям зосередження маркетингових зусиль за допомогою яких конкретна фірма може досягти найбільших переваг. Ринкові можливості Маркетингові Мета можливості...
80206. Інформація в маркетинговій діяльності 97 KB
  Інформація в маркетинговій діяльності План Система маркетингової інформації Процес маркетингового дослідження Система маркетингової інформації Загальний маркетинговий цикл включає в себе: маркетингові дослідження; планування; організацію маркетингу і контроль маркетингової діяльності. Маркетингова інформаційна система Процес маркетингового дослідження Мета маркетингових досліджень полягає у зв’язку споживачів і виробників шляхом маркетингової інформації для досягнення мети підприємства і визначення шляхів оптимального використання його...
80207. Типи ринків і моделі поведінки споживачів 115 KB
  Процес прийняття рішення про купівлю Етапи сприймання товаруновинки Промисловий та споживчий ринки З погляду маркетингового управління розрізняють два основних типи ринків: споживчий і промисловий. Порівняльна характеристика споживчого і промислового ринків Характеристика Промисловий ринок Споживчий ринок Обсяг збуту Великий Невеликий Обсяг закупок Великий Невеликий Кількість споживачів Невелика Велика Прийняття рішення про закупку Багато людей Небагато Природа покупки Фахова Дилетантська Розміщення споживачів Географічно сконцентроване...
80208. Добір цільових ринків 69 KB
  Добір цільових ринків План Поняття сегментації Критерії ефективної сегментації Основні принципи сегментації ринків Стратегії охоплення ринку Позиціонування товарів Поняття сегментації Будьяка фірма усвідомлює що її товар не може подобатись одразу всім покупцям. В останньому випадку слід зосередитися на частині ринку або сегментах. При сегментації ринку розрізнення а точніше виділення споживачів має відбуватися на основі вияву суттєвих значущих з погляду фірми різниць між групами споживачів при чому таких різниць які справляють...