66486

Исследование влияния дыхательных упражнений по методу Бутейко на процесс оздоровления школьников

Дипломная

Педагогика и дидактика

Лечебная физкультура известна человечеству с давних времен. Широко применялась она в Египте, Риме, использовалась также некоторыми северными народами, в том числе и среди народов, населявших территорию нашей страны. Однако обоснованное применение физкультуры при инфаркте миокарда появилось сравнительно недавно.

Русский

2014-08-22

116 KB

7 чел.

PAGE  9

                                     Оглавление

Введение

Глава 1.  Теоретические аспекты процесса реабилитации

               при ишемической болезни сердца

5

1.1

Краткий исторический экскурс применения лечебной физической культуры

1.2

Характеристика заболевания сердечно-сосудистой системы

6

1.3

Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем

7

Глава 2. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца.

16

2.1

Лечебная физическая культура при ишемической болезни сердца.

16

2.2              

Методика физической реабилитации больных ИБС

17

Глава 3.  Исследование влияния дыхательных упражнений по методу             

               Бутейко на процесс оздоровления  школьников.

21

Заключение

28

                                        Введение

             Современное состояние физического, психического и нравственного здоровья населения вызывает серьезные опасения у специалистов. Происходит сокращение продолжительности жизни, наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь - сердечно-сосудистой системы. Причинами являются наследственная предрасположенность, неправильное питание, низкая двигательная активность и др. [7]

         По мнению ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.

Физическая культура стала органической частью общей культуры и воспитания, способствует сохранению здоровья, продлению творческого долголетия, улучшению психо - эмоционального состояния. Доказано, что расширение двигательной активности, применяя различные формы физических упражнений, в сочетании с дыхательными методиками и естественными факторами, положительно сказывается на физическом состоянии, повышает работоспособность и сопротивляемость организма к заболеваниям.(Н.А. Белякова )

      Первое и основное направление в оздоровлении  — восстановление здоровья больного посредством комплексного использования различных средств, направленных на максимальное восстановление нарушенных физиологических функций организма, а в случае невозможности достижения этого — развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций).[26 с.35.] Физическая культура, нетрадиционные методы лечения и естественные факторы природы, выступают как мощное   профилактическое средство, особенно при хронических и повторных заболеваниях. Это особенно актуально при увеличении роста числа сердечно – сосудистых заболеваний. Изучению данного вопроса посвятили свои труды В.А. Дубровский, С.П.Евсеев, А.А, Дмитриева и другие исследователи.

        Целью исследования данной работы является изучение  влияния дыхательной методики Бутейко в процессе оздоровления школьников.

Объект исследования – процесс оздоровления школьников отнесенных к подготовительной группе .

Предмет исследования – дыхательная методика Бутейко - как средство оздоровления.                      

          Гипотеза исследования: применение дыхательных упражнений по методике Бутейко улучшает  функциональное состояние организма школьников и способствует оздоровлению. 

      Задачи исследования:

1. Проанализировать медицинскую и психологическую литературу,

2. Изучить физкультурно-оздоровительные методики и системы оздоровления.

3.Определить изменения в состоянии здоровья школьников занимающихся оздоровительной физической культурой с применением дыхательной методики Бутейко.

       Методы исследования: анализ литературных источников, медицинский анамнез, функциональные пробы, тестирование, педагогическое наблюдение, метод математической обработки результатов.                                                        

       Практическая значимость: работа будет интересна учителям физической культуры, инструкторам  ЛФК, студентам при изучении курсов ЛФК,

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения,  глав, двух теоретических глав, практической части исследования, заключения, списка литературы  включающего 37 источников  и 2 приложений.

Выпускная квалификационная работа изложена на 34 страницах.

   

Глава 1.  Теоретические аспекты процесса реабилитации при ишемической болезни сердца.

1.1 Краткий исторический экскурс применения лечебной физической культуры

           Лечебная физкультура известна человечеству с давних времен. Широко применялась она в Египте, Риме, использовалась также некоторыми северными народами, в том числе и среди народов, населявших территорию нашей страны. Однако обоснованное применение физкультуры при инфаркте миокарда появилось сравнительно недавно.

Так, упражнения в постинфарктный период назначались русскими врачами уже в 18-19 веке, однако целенаправленных программ работы с больными еще не было, т.к. не было полноценной диагностики состояния больного. В основном же показывался полный покой на возможно длительный срок, что зачастую не соблюдалось больными, не имевшими возможности длительное время ограничивать себя в движении.

Особенно быстрое развитие ЛФК началось в начале XX века, когда появились инструментальные методы исследования, была накоплена экспериментальная база для дальнейших исследований. Сегодня лечебная физкультура применяется повсеместно, наряду с медикаментозной терапией. Лечебная физическая культура - одна из древнейших медицинских дисциплин, в основе которой лежит основная, естественно-биологическая функций человека - движение.[36]

ЛФК изучает рациональное применение средств физической культуры к больному человеку и те изменения, которые наступают у больных под влиянием регулярного применения физических упражнений. [38]

Одной из характерных особенностей данного метода является применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе самого пациента. Это сознательное, волевое участие пациента в сложном процессе упражнения позволяет усиливать у него восстановление функций, нарушенных болезнью.

ЛФК с многочисленными методами и средствами воздействия на организм человека способна изменить его реактивность и влиять на характер и течение не только основного заболевания, но и сопутствующей патологии.

Применение лечебной физкультуры, особенно у больных кардиохирургического профиля, является неотъемлемой частью комплексного восстановительного лечения.

Показания для лечебной физкультуры: [37]

1. Заболевание сердечно-сосудистой системы (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, атеросклероз).

2. Заболевание органов дыхания (бронхит, пневмония, эмфизема, бронхиальная астма).

3. Заболевание органов пищеварения.

4. Заболевание обмена веществ (ожирение, подагра, сахарный диабет).

5. Травмы опорно-двигательного аппарата (переломы, контрактуры).

6. Акушерство и гинекология (все периоды беременности, спаечный процесс, опущение внутренних органов).

7. Состояние после оперативных вмешательств (ранний и поздний послеоперационные периоды).

8. Детские болезни (от периода новорожденности до 18 лет, в том числе нарушение осанки, дисплазия тазобедренных суставов, косолапость, задержка психомоторного развития).

9. Заболевание органов зрения (миопия).

1.2.  Характеристика заболевания сердечно-сосудистой системы

Заболевания сердечно-сосудистой системы являются в настоящее время основной причиной смертности и инвалидности наделения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно нарастают, все чаше заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном возрасте.

К болезням сердечно-сосудистой системы относятся: дистрофия миокарда, миокардит, эндокардит, пороки сердца, перикардит, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца (стенокардия, инфаркт миокарда), гипертоническая и гипотоническая болезни, облитерирующий эндартериит, тромбофлебит, варикозное расширение вен и др. Особого внимания заслуживает ишемическая болезнь сердца — болезнь, связанная с острой или хронической дисфункцией сердечной мышцы вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Разновидностями ишемической болезни являются стенокардия и инфаркт миокарда. Ишемическая болезнь протекает коварно, часто (в 35—40% случаев) без клинических симптомов, дает миллионы случаев потери трудоспособности.

Распространению болезни способствует ряд факторов внешней и внутренней среды («факторы риска»). Из группы социально-культурных факторов наибольшее значение имеют: потребление высококалорийной пищи, богатой насыщенными жирами и холестерином (избыточный вес, ожирение);  курение; «сидячий» (малоактивный) образ жизни; стрессовые условия современной жизни в крупных городах. Из нарушений биохимических и физиологических регуляторных механизмов важное значение имеют: гиперхолестеринемия, гипертриглицеродемия, ряд форм гиперлипопротейнемии, нарушенная толерантность к углеводам, артериальная гипертония и др.

1.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем.

Гидроаэробика — это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.

Использование гидроаэробики способствует решению следующих задач (Т. А. Кохан, 1999): улучшение деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем; развитие физических качеств (выносливости, гибкости, силы и координации); коррекция телосложения; повышение уровня работоспособности; положительное влияние на психику человека.[42]

Создаваемое водной средой физическое, механическое, температурное воздействие является причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем. При регулярных занятиях происходит укрепление и развитие дыхательной мускулатуры, увеличение грудной клетки и жизненной емкости легких.

Человек в воде почти полностью теряет свой вес, поэтому при выполнении упражнений снижается нагрузка на мышцы и суставы, что практически исключает возможность получения травм и растяжений. Кроме того, необходимо отметить положительное воздействие воды как своеобразного массажера. Кроме оздоровительной направленности гидроаэробика служит средством реабилитации.

     Дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры . Существует много систем дыхательной гимнастики : дыхательные упражнения йогов ; парадоксальная гимнастика , разработанная А . Н . Стрельниковой ; система дыхания К . П . Бутейко ( главный вывод : чем меньше глубина дыхания , тем человек здоровее , моложе ) и др .        Общие положения :
1. Дышать желательно
 через нос , хотя при беге или других физических нагрузках большой интенсивности можно дышать одновременно через нос и полуоткрытый рот .
2. Дыхание должно быть ритмичным , глубоким .
3. Ритм дыхания должен соответствовать ритму выполняемых физических упражнений .
4. Темп дыхания зависит от степени подготовленности занимающегося и от темпа , в котором выполняются физические упражнения ( бег , ходьба и др .). 5. При выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за своей осанкой ; голову держать прямо , плечи развернуть , живот подтянуть .          6. Чем больше возраст занимающегося , тем больше необходимость избегать длительных задержек дыхания и натуживания .
Обычное дыхание человека весьма поверхностно , оно захватывает только треть объема легких . При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется , но главным образом за счет учащения . Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких , увеличивая тем самым количество поступающего в кровь кислорода .
        Назначение дыхательных упражнений ( по Е . П . Журавлеву , 1977):

1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений : провентилировать легкие , ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе .
2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность .

3. Выработать умение дышать правильно , чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы ( пищеварительный тракт , печень и др .).

Основа дыхательных движений – правильная последовательность наполнения легких воздухом при вдохе и освобождения их от воздуха , обедненного кислородом , при выдохе . Йоги считают : чем чаще человек дышит , тем меньше он живет . Дышать следует реже , но вдыхать глубже . Нормальная частота дыхания – около 10 вздохов в минуту в спокойном состоянии и не больше 40 при напряженной физической работе .
Успокаивающее дыхание. Нормальный вдох , продолжительный выдох ; пауза в два раза короче , чем вдох . Мобилизующее дыхание . Продолжительный вдох , пауза в два раза короче , чем вдох ; выдох нормальный , произвольный . Вариант : вдох через левую ноздрю при закрытой правой , выдох через правую ; вдох через правую при закрытой левой и т . д .
Ритмическое дыхание. Предложено В . К . Дурымановым для быстрой регулировки эмоционального состояния . Варианты : 1) спокойный , легкий вдох – пауза – такой же выдох – пауза – чуть довыдохнуть – пауза – цикл повторяется ; продолжительность вдоха и выдоха – по самочувствию ; 2) вдох четырьмя порциями – пауза – выдох четырьмя порциями ; такое дыхание способствует нормализации возбудительных и тормозных процессов при расстройствах нервной и сердечно -сосудистой систем .
Метод дыхания, предложенный вьетнамскими специалистами. Глубокий вдох – пауза – активный полный выдох – пауза . При вдохе максимально надуть живот , при выдохе максимально втянуть живот .
Проведенные исследования показали , что при задержке дыхания на вдохе создаются благоприятные условия для интенсивного усвоения кислорода . При этом давление в грудной полости становится положительным , а в брюшной – отрицательным . При задержке дыхания на выдохе идет более интенсивный процесс выведения из крови углекислого газа и других продуктов обмена веществ , давление в груди – отрицательное , а в брюшной полости – положительное . Таким образом , грудная клетка и брюшная полость работают как насос , что способствует лучшему оттоку венозной крови от брюшных органов и нижних конечностей к сердцу и ее лучшему насыщению кислородом в легких .

         Дыхательная гимнастика А . Н. Стрельниковой ( парадоксальная гимнастика). Суть методики – в активном , направленном коротком вдохе , который тренирует все мышцы дыхательной системы . Выдох после активного , « эмоционального » вдоха происходит как бы сам собой . Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела . В упражнениях , предложенных А . Н . Стрельниковой , рекомендуется вдох выполнять при наклоне вперед , а выдох при выпрямлении . ( Обычно : вдох – при расширении грудной клетки , выдох – при сжатии .) Отсюда и название – парадоксальная гимнастика . Начинающие выполняют упражнения для вдоха по 8 -32 раза сериями , не менее 96 раз каждое . Пауза между сериями – 5-6 с , между упражнениями – до 12 с . Ниже приведены возможные упражнения . Выполнять их лучше утром и вечером . Гимнастика А . Н . Стрельниковой укрепляет дыхательные мышцы , оказывает эффект при лечении бронхиальной астмы .

1. Повороты головы направо и налево . На каждый поворот ( в конечной точке ) – шумный быстрый вдох . Вдох носом настолько резкий , что слегка втягиваются , сжимаются крылья носа . Темп – один вдох в секунду .
2. Наклоны головы вправо и влево . Резкий вдох в конце каждого движения .
3. Наклоны головы вперед и назад . Короткий вдох в конце каждого движения .
4. Сведение рук перед грудью ; правая рука то сверху , то снизу . При таком встречном движении рук сжимается верхняя часть легких , происходит быстрый шумный вдох .

5. Пружинистые наклоны вперед . Мгновенный вдох в нижней точке . Очень низко наклоняться не обязательно , выпрямляться до конца тоже не нужно . 6. Пружинистые наклоны назад со сведением поднятых рук . Вдох в нижней точке .
7. Пружинистые приседания в полувыпаде то правой , то левой ногой . Вдох в крайней точке приседания в момент сведения опущенных рук .
8. Наклоны вперед и назад ( « маятник » ). Вперед – вдох в крайней точке , а потом назад – естественный выдох .

Дыхательная гимнастика К. П. Бутейко. По утверждению автора , причина многих болезней – нехватка в организме углекислого газа . Им был предложен метод волевой ликвидации глубокого дыхания ( особенно рекомендован для лечения бронхиальной астмы ). Суть – в освоении неглубокого дыхания . По мере задержки дыхания и при неглубоком дыхании в организме нормализуется кислотно - щелочное равновесие , улучшаются обменные процессы. Тест на задерживание дыхания (для проверки здоровья ): после небольшого вдоха в покое следует как можно дольше задержать дыхание ; если трудно не дышать после 3 -5 с , то это – признак серьезной болезни ; пауза в 30 с свидетельствует , что человек здоров , но он « глубоко дышащий » ; абсолютно здоровый человек без усилий способен не дышать 1 мин , а при тренировке – и более .

Дыхательная гимнастика О . Т . Лобановой и Е. Я. Поповой. Суть – развитие дыхательной мускулатуры за счет сопротивления выдыхаемому воздуху со стороны артикуляционных ( речевых ) органов , для чего на выдохе произносятся разные звуковые сочетания . Важна фиксация внимания на паузе после выдоха ; пауза используется для того , чтобы последующий вдох происходил быстро и естественно .

Схема трехфазного дыхания : выдох ( через слегка сомкнутые к центру и поджатые с легким усилием губы ) – пауза (до естественного желания вдохнуть ) – вдох носом . При освоении трехфазного дыхания применяются упражнения для тренировки равномерного выдоха и глубокого резонирования на согласных звуках ( например , выдох с произнесением пффф или ссс, ззз, жжж ) и на гласных звуках ( например , мы-и-мо, момэмаму и т . п .). Используются упражнения в дикции , а также тренировка дыхания в движении . К упражнениям в движении рекомендуется приступать после полугода тренировки в статике . Заниматься трехфазным дыханием рекомендуется по 10 - 15 мин утром , днем и вечером .

Методика дыхания И. П. Неумывакина . Неглубоко вдохнуть за 1 -2 с и медленно , за 3 -4 с , выдохнуть ( выдох должен быть всегда длиннее вдоха ), затем пауза 1 -2 с . Необходимо добиться , чтобы было не больше 6 -8 вздохов в минуту . Чем меньше , тем лучше . Не увеличивая глубины вздоха , постепенно удлинить упражнение , укорачивая вдвое паузы . При дыхании задействовать живот .

Методика частого дыхания без пауз ( ребёфинг). Эту методику дыхания предложил Леонард Орр ( США ), основываясь на постулатах тибетской медицины . Позже С . Гроф ( США ) назвал эту методику « голотропным дыханием » . Суть ее в том , что в течение 1 -2 мин необходимо делать резкие частые глубокие вдохи при минимальных пассивных паузах . Дыхание выполняется в положении лежа под наблюдением инструктора . Более щадящим является частое дыхание без пауз . Во время такого дыхания происходит разблокировка « конфликтных » процессов , сброс нервного напряжения .
       Полное дыхание йогов . Стоя или сидя прямо , развернув плечи , сделать выдох до конца , а затем усилием
 диафрагмы , направленным вниз , выдвинуть живот вперед ( насколько получится ) и , вдыхая воздух , раздвинуть средние ребра . Затем расширить верхние ребра вплоть до ключичных ( поднимая ключицы кверху ). Теперь легкие наполнены воздухом хорошо . Но чтобы он попал в окраинные части легких , надо , задержав ( на конце вдоха ) дыхание , втягивать живот ( насколько возможно ). Несколько секунд – и , не опуская диафрагмы , сделать медленный выдох .

Нужно концентрировать внимание на каждом акте дыхания . На вдохе представить , как воздух устремляется в легкие ; на паузе после вдоха жизненные силы распространяются по всему организму , и каждый его орган , каждая клеточка получают заряд энергии . На выдохе представить , как из организма с потоком воздуха выходят все недуги . Дыхание спокойное . На начальном этапе рекомендуется дышать так : вдох – 8 с , задержка дыхания – 4 с , выдох – 8 с , задержка – 4 с . Позже можно согласовывать дыхание с шагами или биением пульса .

Для здорового человека достаточно 10 - 15 мин полного дыхания в день . Полное дыхание способствует оздоровлению дыхательной системы , улучшению деятельности сердечно -сосудистой системы , нормализации кровяного давления . Положительно влияет оно и на нервную систему : улучшает настроение , снимает чувство тревоги , придает уверенности в себе . Очищающее дыхание. Сделав медленно глубокий вдох , ненадолго задержать воздух и потом короткими и сильными толчками выдыхать его через сложенные трубочкой губы , не надувая щек . Кончик языка прижать к нижним зубам , но не напрягать его . Силу толчков постепенно уменьшать . Каждая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей . Вначале можно выполнять не более трех актов очищающего дыхания . При этом способе дыхания из организма выходит « остаточный » углекислый газ , проходит чувство усталости .

Энергетизирующее дыхание « задувание свечей » . Сделать глубокий вдох и , задержав дыхание , не делать выдох , пока приятно . Сложить губы трубочкой и выпустить весь воздух за три резких выдоха , как бы стараясь задуть горящую свечу . С первым выдохом воздух выходит из живота , со вторым – из груди , с третьим – из верхушек легких . Голову и туловище держать прямо .

Стимулирующее шипящее дыхание . Глубокий вдох , задержка и выдох через рот как можно медленнее и полнее , издавая свистящий звук , как при произнесении сссс ( сопротивление выходящему воздуху создает язык ).  
Правильно выполняемые дыхательные упражнения оздоровляют весь организм , повышают умственную активность , способствуют эмоциональному равновесию . Выполнять дыхательные упражнения надо в хорошо проветренном помещении , а еще лучше при открытом окне или на свежем воздухе ( рано утром или поздно вечером ).

Дыхательные упражнения включают в подготовительную и заключительную части занятий оздоровительной физической культурой . Наиболее выраженный эффект вызывают те программы дыхательной гимнастики , в которых предполагается оптимальное сочетание частоты , продолжительности и интенсивности занятий . Желаемые результаты можно получить только после многих недель тренировок , программы продолжительностью 8- 10 недель вызывают лишь незначительные изменения в организме .
 
Выводы по первой главе:

ЛФК изучает рациональное применение средств физической культуры к больному человеку и те изменения, которые наступают у больных под влиянием регулярного применения физических упражнений. Одной из характерных особенностей данного метода является применение к больным физических упражнений в условиях активного и сознательного участия в лечебном процессе самого пациента. ЛФК с многочисленными методами и средствами воздействия на организм человека способна изменить его реактивность и влиять на характер и течение не только основного заболевания, но и сопутствующей патологии.

Применение лечебной физкультуры, особенно у больных кардиохирургического профиля, является неотъемлемой частью комплексного восстановительного лечения.

Заболевания сердечно-сосудистой системы являются в настоящее время основной причиной смертности и инвалидности наделения экономически развитых стран. С каждым годом частота и тяжесть этих болезней неуклонно нарастают, все чаше заболевания сердца и сосудов встречаются и в молодом, творчески активном возрасте. К болезням сердечно-сосудистой системы относятся: дистрофия миокарда, миокардит, эндокардит, пороки сердца, перикардит, атеросклероз и др.    Особого внимания заслуживает ишемическая болезнь сердца. ИБС может быть  связана с острой или хронической дисфункцией сердечной мышцы вследствие уменьшения снабжения миокарда артериальной кровью. Ишемическая болезнь протекает коварно, часто (в 35—40% случаев) без клинических симптомов, дает миллионы случаев потери трудоспособности, и поэтому возникает необходимость в применении различных форм ЛФК, которые существенно повышают качество жизни и способствуют увеличению продолжительности жизни.

Глава 2. Физическая реабилитация при ишемической болезни сердца.

2.1 Лечебная физическая культура при ишемической болезни сердца.

                      Ишемическая (коронарная) болезнь сердца (ИБС) – хроническое заболевание, обусловленное недостаточностью кровоснабжения сердечной мышцы или, иначе говоря, её ишемий. В подавляющем большинстве (97-98%) случаев, ИБС является следствием атеросклероза артерий сердца, то есть сужения их просвета за счёт, так называемых, атеросклеротических бляшек, образующихся при атеросклерозе на внутренних стенках артерий.        Ишемическая болезнь сердца — распространенное заболевание, которое проявляется стенокардией — болями в области сердца, за грудиной, в левой руке, под левой лопаткой. Боли возникают в результате спазма сосудов и ишемии миокарда. Провоцируют приступы болей отрицательные эмоции, курение, злоупотребление алкоголем, физическое и психическое перенапряжение. [45. с. 15]

Ишемическая болезнь сердца - проявление несоответствия между потребностью и обеспеченностью сердца кислородом. Это зависит от нарушения притока крови к миокарду (атеросклероз коронарных артерий), либо от изменения обмена веществ в миокарде (большие физические или психо-эмоциональные нагрузки, заболевания желез внутренней секреции и т.д.) В норме потребность миокарда в кислороде и обеспечение его кровью является саморегулирующим процессом. При ишемической болезни сердца этот процесс нарушается, возникает дефицит кислорода в мышце сердца - состояние, называемое ишемией миокарда. [37. с. 15]

Основным проявлением ишемической болезни сердца являются приступы стенокардии (в просторечии грудной жабы)- приступы сжимающих болей за грудиной и в области сердца при выполнении физической нагрузки. В ряде случаев болевые ощущения распространяются в левое плечо, руку, нижнюю челюсть, иногда сочетаются с удушьем и ощущением нехватки воздуха.

Задачи ЛФК:

- способствовать регулированию координированной деятельности всех звеньев кровообращения и развитию резервных возможностей сердечнососудистой системы;                                                                                                            - улучшить коронарное и периферическое кровообращение;

- улучшить эмоциональное состояние;

-повысить и поддержать физическую работоспособность;

-активизировать компенсаторные механизмы дыхательной системы;                                                                                                             - вторичная профилактика ИБС.

Противопоказания:

• частые приступы стенокардии,

• острые нарушения коронарного кровообращения,

• сердечная недостаточность выше I стадии,

• аневризма сердца,

• устойчивые нарушения ритма сердца.

Формы ЛФК: лечебная гимнастика, дозированная ходьба, дыхательная гимнастика, физические упражнения в воде и плавание, массаж; использование естественных факторов природы.

ЛФК показана в период между приступами стенокардии:

• при легких приступах (на 2—3-й день),

• при тяжелых приступах (на 6-8-й день),

• у пожилых людей через 3-4 дня после приступа.

2.2. Определение функционального класса и методика физической реабилитации больных ИБС.

          В  определении функционального класса имеют значение клинические данные , данные электрокардиографических обследований, а так же могут применяться функциональные пробы со ступенчатой нагрузкой, приседаниями, восхождением на ступеньку по результатам выполнения и реакции на пробу определяется функционального состояния сердечнососудистой системы.   
         К I функциональному классу относят больных с редкими приступами стенокардии , возникающими при чрезмерных физических нагрузках с хорошо компенсированным состоянием кровообращения и выше указанной ТФН  ко II функциональному — с редкими приступами стенокардии напряжения ( например , при подъеме в гору , по лестнице ), с одышкой при быстрой ходьбе; к III — с частыми приступами стенокардии напряжения , возникающими при обычных нагрузках - ( ходьбе по ровному месту ), недостаточностью кровообращения, нарушениями сердечного ритма ; к IV — с частыми приступами стенокардии покоя или напряжения , с недостаточностью кровообращения. Больные IV функционального класса не подлежат реабилитации в санатории или поликлинике , им показано лечение и реабилитация в больнице, а так же в центрах реабилитации .

    При определении толерантности к физической нагрузке используются критерии прекращения нагрузки . К клиническим критериям относятся : достижение субмаксимальной ( 75 — 80%) возрастной ЧСС , приступ стенокардии , снижение АД на 20 — 30% или его повышение до 230/130 мм рт . ст ., приступ удушья , выраженная одышка , резкая слабость , отказ больного от дальнейшего проведения пробы . К электрокардиографическим критериям относятся снижение или подъем сегмента ST электрокардиограмм на 1 мм и более , частые ( 4:40) экстрасистолы и другие нарушения возбудимости миокарда ( пароксизмальная тахикардия , мерцательная аритмия , нарушение атрио - вентрикулярной , или внутрижелудочковой , проводимости , резкое снижение величин зубца R). Пробу прекращают при появлении хотя бы одного из вышеперечисленных признаков . Прекращение пробы в самом ее начале ( 1 — 2 - я минута первой ступени нагрузки ) свидетельствует о крайне низком функциональном резерве коронарного кровообращения , оно свойственно больным IV функционального класса ( 150 кгм / мин или меньше ). Прекращение пробы в пределах 300 — 450 кгм / мин также говорит о невысоких резервах венечного кровообращения — III функциональный класс . Появление критерия прекращения пробы в пределах 600 кгм / мин . — II функциональный класс , 750 кгм/ мин и более — I функциональный класс .
       Больные I функционального класса занимаются по программе тренирующего режима . В занятиях лечебной гимнастикой , кроме упражнений умеренной интенсивности , допускаются 2 — 3 кратковременные нагрузки большой интенсивности . Тренировка в дозированной ходьбе начинается с прохождения 5 км , дистанция постепенно увеличивается и доводится до 8 — 10 км при скорости ходьбы 4 — 5 км / час . Во время ходьбы выполняются ускорения , участки маршрута могут иметь подъем 10 — 15 ° . После того , как больные хорошо осваивают дистанцию в 10 км , они могут приступить к тренировке бегом трусцой в чередовании с ходьбой . При наличии бассейна проводятся занятия в бассейне , длительность их постепенно увеличивается с 30 до 45 — 60 мин . Используются также подвижные и спортивные игры ( волейбол , настольный теннис и др .). ЧСС при занятиях может достигать 140 уд/ мин .

Больные II функционального класса занимаются по программе щадяще - тренирующего режима . В занятиях лечебной гимнастикой используются нагрузки умеренной интенсивности , хотя допускаются кратковременные физические нагрузки большой интенсивности . Дозированная ходьба начинается с дистанции в 3 км и постепенно доводится до 5 — 6. Скорость ходьбы вначале 3 км / час , затем 4, часть маршрута может иметь подъем 5 — 10 ° . При занятиях в бассейне постепенно увеличивается время нахождения в воде , а продолжительность всего занятия доводится до 30 — 45 мин . Прогулки на лыжах осуществляются в медленном темпе . Максимальные сдвиги ЧСС — до 130 уд/ мин .

Больные III функционального класса занимаются по программе щадящего режима санатория . Тренировка в дозированной ходьбе начинается с дистанции 500 м , ежедневно увеличивается на 200 — 500 м и постепенно доводится до 3 км со скоростью 2 — 3 км / час . При плавании используется брасс , производится обучение правильному дыханию с удлинением выдоха в воду . Продолжительность занятия 30 мин . При любых формах занятия используются только малоинтенсивные физические на грузки . Максимальные сдвиги ЧСС во время занятий до 100 уд/ мин .

Следует отметить , что средства и методика занятий физическими упражнениями в санаториях могут значительно отличаться из - за различий в условиях , оснащенности , подготовленности методистов . Многие санатории имеют в настоящее время различные тренажеры , прежде всего велоэргометры , третбаны , на которых очень легко дозировать нагрузки с электрокардиографическим контролем . Наличие водоема и лодок позволяет успешно использовать дозированную греблю . В зимнее время дозированная ходьба на лыжах — прекрасное средство реабилитации .

До недавнего времени больные ИБС IV класса лечебная физкультура практически не назначалась , так как считалось , что она может вызвать осложнения    В настоящее время реабилитация больных  ИБС IV класса проводится по специальной методике в центрах реабилитации .

                 Таким образом, ишемическая болезнь сердца - проявление несоответствия между потребностью и обеспеченностью сердца кислородом протекает остро либо хронически. Происходит резкое снижение функциональных возможностей организма, возникают ноющие и давящие боли за грудиной  , возникает психо-эмоциональное напряжение . Основным симптомом является сердечная недостаточность и одышка. В целях улучшения состояния здоровья при ишемической болезни сердца находят применение средства ЛФК , дыхательные методики, естественные факторы природы. Однако применение указанных средств, требует учета функционального класса больного , соблюдения методики и правил проведения оздоровительной процедуры , показаний и противопоказаний.

   


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15240. Әңгімелеу мәтінінің тілдік-стилистикалық сипаты 283.5 KB
  Мәтін лингвистикасында зерттеуді аса қажет ететін маңызды мәселелердің бірі – әңгімелеу мәтінінің тілдік және стилистикалық ерекшелігін таныту. Әңгімелеу – тұтасым, байласым және мағыналық аяқталғандық, ақпарат беру категорияларына ие композициялық-сөйлеу формаларының бірі
15241. ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ СКОРОСТИ ПОТОКА НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ РЕАКТОРА ВВЭР-1000, В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ 1.23 MB
  Лабораторная работа №1 ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ СКОРОСТИ ПОТОКА НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ РЕАКТОРА ВВЭР1000 В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ Объект исследования: течение теплоносителя в кольцевом опускном тракте в части напорно...
15242. ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕМПЕРАТУРЫ (ИМИТАТОРА БОРА) НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ 454 KB
  Лабораторная работа №3 ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ИМИТАТОРА БОРА НА ВХОДЕ В АКТИВНУЮ ЗОНУ В УСЛОВИЯХ РАЗЛИЧНЫХ РАСХОДОВ ТЕПЛОНОСИТЕЛЯ В ОТДЕЛЬНЫХ ПЕТЛЯХ Объект исследования: изучение динамики распределения температуры при подогреве воды подав
15243. Моделирование линейных динамических систем 84.75 KB
  Лабораторная работа №1 Моделирование линейных динамических систем Вариант 1 I.Исследование модели входвыход Исходные данные: a0=9 a1=6 a2=3 b0=12 b1=2 b2=0.1 Начальные условия: y0=1 0=0.50=0 Дифференциальное уравнение описания системы: Рисунок 1 –
15244. Геодезия. Лабораторные работы 2.31 MB
  Лабораторная работа №1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЗЕМНОГО ЭЛЛИПСОИДА. Эллипсоидом вращения называется геометрическое тело образуемое вращением эллипса вокруг его малой оси. Земной эллипсоид эллипсоид который характеризует фигуру и...
15245. Канонические формы представления динамических систем 108.5 KB
  Лабораторная работа №2 Канонические формы представления динамических систем Вариант 1 Цель работы: Ознакомление с методами взаимного перехода между моделями входвыход и входсостояниевыход а также с каноническими формами представления моделей входсостояни
15246. Нелинейное звено системы или объекта управления 289.38 KB
  Нелинейное звено системы или объекта управления это звено выходной сигнал которого зависит от входного по нелинейному закону например закон описывается квадратичной или кубической зависимостью экспоненциальной синусоидальной и т.д. Какие Вы еще можете назвать
15247. Построение и исследование моделей внешних воздействий 299 KB
  Лабораторная работа №3 Построение и исследование моделей внешних воздействий. Исследование командного генератора гармонического сигнала. схема моделирования командного генератора результаты моделировани...
15248. Схемотехника диодно-транзисторной логики (ДТЛ), резистивно-транзисторной логики (РТЛ) и транзисторно- транзисторной логики. Мультивибраторы. Исследование работы ЦАП и АЦП 897.39 KB
  Лабораторный практикум № 3 по курсу Электротехника и электроника часть 2 на тему Схемотехника диоднотранзисторной логики ДТЛ резистивнотранзисторной логики РТЛ и транзисторно транзисторной логики. Мультивибраторы. Исследование работы ЦАП и АЦП. В...