66511

Проектирование баз данных Access

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Перед созданием реляционной базы данных Access пользователь должен определить, из каких таблиц должна состоять база данных, какие данные автоматизируемой предметной области нужно поместить в каждую таблицу, как связать таблицы.

Русский

2014-11-30

1.36 MB

1 чел.

Занятие 1

Выделение информационных объектов предметной области

Перед созданием реляционной базы данных Access пользователь должен определить, из каких таблиц должна состоять база данных, какие данные автоматизируемой предметной области нужно поместить в каждую таблицу, как связать таблицы. Такие вопросы решаются на этапе проектирования базы данных, когда должна быть определена логическая структура базы данных, т. е. состав реляционных таблиц, их структура и межтабличные связи.

Содержание проектирования базы данных

Перед созданием базы данных необходимо располагать описанием выбранной предметной области, которое должно включать описание реальных объектов и процессов, определение всех необходимых источников информации для удовлетворения предполагаемых запросов пользователя и определить потребности в обработке данных.

На основе такого описания на этапе проектирования базы данных осуществляется определение состава и структуры данных предметной области, которые должны находиться в базе данных, обеспечивать выполнение необходимых запросов и решение задач пользователя. Структура данных предметной области может отображаться информационно-логической моделью. На основе этой модели легко определяется структура реляционной базы данных.

При разработке модели данных можно применять два подхода. В первом подходе  сначала  определяются   основные  задачи,  для  решения   которых строится база, выявляются потребности задач в данных и, соответственно, определяются  состав   и  структура  информационных объектов.   При   втором подходе сразу устанавливаются все типовые объекты предметной области. Наиболее рационально сочетание обоих подходов. Это связано с тем, что на начальном этапе, как правило, нет исчерпывающих сведений обо всех задачах. Использование такой технологии тем более оправдано, что гибкие средства создания реляционной базы данных в Access позволяют на любом этапе разработки внести изменения в базу данных и модифицировать ее структуру без ущерба для введенных  ранее данных.

В процессе разработки модели данных на первом этапе необходимо выделить информационные объекты, соответствующие требованиям нормализации данных, а на втором этапе - выявить одно-многозначные отношения между информационными объектами. На завершающем этапе определяется логическая структура реляционной базы данных. При этом на основе модели каждый информационный объект адекватно отображается реляционной таблицей. Связи между таблицами устанавливаются в соответствии со связями между информационными объектами.

Полученная в результате проектирования реляционная база данных не будет иметь дублирования описательных данных. В ней обеспечивается однократный ввод данных при первоначальной загрузке и корректировках. В такой базе данных Access может обеспечить целостность данных при внесении изменений.

Информационно-логическая модель (ИЛМ) отображает данные предметной области в виде совокупности информационных объектов и связей между ними. Эта модель представляет структуру данных, подлежащих хранению в базе данных.

Информационный объект — это информационное описание некоторой сущности предметной области — реального объекта, процесса, явления или события. Информационный объект образуется совокупностью логически связанных реквизитов, представляющих качественные и количественные характеристики сущности.

Информационный объект имеет   множество реализаций — экземпляров. Например, каждый экземпляр объекта СТУДЕНТ представляет конкретного студента. Экземпляр объекта образуется совокупностью   конкретных  значений реквизитов  и должен однозначно определяться,  т. е.  идентифицироваться  значением  ключа информационного  объекта,  который  состоит  из одного или нескольких ключевых реквизитов. Таким образом, реквизиты подразделяются  на ключевые и  описательные, которые  являются  функционально зависимыми от ключа.

Информационные объекты могут быть выделены на основе описания предметной области путем определения функциональных зависимостей между реквизитами. Функциональная полная зависимость описательного реквизита от ключа имеет место в том случае, когда одному значению ключа соответствует только одно значение описательного (зависимого) реквизита.

Совокупность реквизитов выделенного информационного объекта должна отвечать требованиям нормализации.

  •  информационный объект должен содержать уникальный идентификатор (ключ);
    •  ключ является простым, если он состоит из одного ключевого реквизита, или составным, если — из нескольких;
    •  все описательные реквизиты должны быть взаимонезависимы, т. е. между ними не должно быть функциональных связей;
    •  все реквизиты, входящие в составной ключ, должны быть также взаимонезависимы;
    •  каждый описательный реквизит функционально должен полностью зависеть от ключа, т. е. каждому значению ключа должно соответствовать только одно значение описательного реквизита;
    •  при составном ключе описательный реквизит должен зависеть целиком от всей совокупности реквизитов, образующих ключ;
    •  каждый описательный реквизит не должен зависеть от ключа транзитивно, т. е. через другой промежуточный реквизит.

Выполнение требований нормализации обеспечивает построение реляционной базы без дублирования данных и возможность поддержания их связной целостности.

Правила выделения информационных объектов. Рассмотрим формальные правила, которые могут быть использованы для выделения информационных объектов, отвечающих требованиям нормализации. Требуется:

  •  на основе описания предметной области выявить документы и их реквизиты, подлежащие хранению в базе данных;
  •  определить функциональные зависимости   между  реквизитами; 
  •  выбрать все зависимые реквизиты   и указать для каждого все его ключевые реквизиты, т. е. те, от которых он зависит (один или несколько);
  •  сгруппировать реквизиты, зависимые от одинаковых ключевых реквизитов (полученные группы зависимых реквизитов вместе с их ключевыми реквизитами образуют информационные объекты).

             После выделения информационных объектов надо дать окончательное их писание. Затем целесообразно осуществить проверку выполнения требований нормализации. Как правило, при использовании приведенных правил сразу оказываются выделенными объекты, выполняющие роль связки между объектами, находящимися в отношении многие-ко-многим (M:N) и, соответственно, в модели могут рассматриваться только одно-многозначные связи. Совокупность выделенных информационных объектов позволяет получить информационно-логическую модель, не требующую дальнейших преобразований для создания реляционной базы данных, отвечающей требованиям нормализации.

Упражнение 1.1. Определение документов-источников данных предметной области

Пусть необходимо построить базу данных, содержащую информацию    об учебном процессе текущего семестра:

  •  списки студентов групп;
  •  перечень изучаемых предметов;
  •  преподавательский состав кафедр, обеспечивающих учебный процесс;
  •  сведения о лекционных и практических занятиях в каждой из групп;
  •  результаты сдачи экзаменов (зачетов) по каждому из проведенных занятий.

1. В результате анализа предметной области выявим документы-источники справочных данных для создания базы данных: "Список студентов группы" (рис. 2.1), "Список преподавателей кафедры" (рис. 2.2), "Список изучаемых предметов".

Список студентов группы

Номер

студента 

Фамилия И.О. 

Год

рождения 

Адрес 

Балл при поступлении 

      

Количество студентов

Средний балл в группе при поступлении

Рис. 2.1.  Форма документа со списком студентов

Рис. 2.2. Форма документа со списком преподавателей

2. Выявим документы-источники учетных данных по учебному процессу, которые должны загружаться в базу данных "План проведения занятий в группах на текущий семестр", содержащих перечень изучаемых предметов с часами лекционных и практических занятий, а также экзаменационные ведомости (рис. 2.3, 2.4).

План проведения занятий в группе

группа №  семестр /текущий/

Название

предмета 

Код

предмета 

ФИО преподавателя 

Таб. Номер преподавателя 

Вид

занятия 

Часы 

Рис. 2.3. Форма документа с перечнем предметов по видам занятий в группе

Экзаменационная ведомость

Название предмета Группа

Преподаватель

Вид сдачи      Дата  

№п/п 

Фамилия И.О. студента 

Оценка 

Подпись

преподавателя 

Рис. 2.4. Форма документа — бланка экзаменационной ведомости

Упражнение 1.2. Выделение информационных объектов справочной информации

1. Определим функциональные зависимости между реквизитами документа "Список    преподавателей кафедры", предварительно включив их перечень в таблицу (см. табл. 2.1).

Из анализа документа очевидно, что такие реквизиты, как НКАФ (Название кафедры), ТЕЛ (Телефон), ЗАВ (Заведующий), являются описательными и каждый из них зависит только от ключевого реквизита ККАФ (Код кафедры), который в то же время выполняет роль общего идентификатора списка преподавателей кафедры.

Реквизиты ФИО (Фамилия И. О.), СТ (Уч. степень), 3В (Уч. звание) однозначно определяются ключевым реквизитом ТАБН (Таб. номер) преподавателя.

Обратим внимание на связь реквизитов ККАФ и ТАБН. В этой функциональной зависимости выполняется необходимое условие, т. е. одному значению ключа ТАБН соответствует одно значение зависимого реквизита ККАФ, поскольку преподаватель числится на конкретной кафедре. Таким образом, реквизит ККАФ играет роль описательного реквизита для преподавателя с идентификатором ТАБН. Все установленные функциональные зависимости реквизитов документа "Список преподавателей кафедры" отражены в табл. 2.1.

2. Выберем по функциональным связям реквизиты, зависимые от каких-либо других  реквизитов и укажем для них ключевые реквизиты.

При   просмотре   списка   реквизитов  сверху   находим   первый зависимый (описательный) реквизит ККАФ и устанавливаем реквизит ТАБН (ключевой), от которого идет стрелка. Далее находим второй зависимый (описательный) реквизит НКАФ и устанавливаем его ключевой ККАФ. Аналогично находим описательный реквизит ТЕЛ и устанавливаем его ключевой ККАФ и т. д. Выявленное соответствие описательных и ключевых реквизитов представлено в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Соответствие описательных и ключевых реквизитов документа "Список преподавателей кафедры"

Описательные (зависимые) реквизиты   Ключевые реквизиты

ККАФ                                                                               ТАБН

НКАФ                                                                       ККАФ

ТЕЛ                                                                                                                ККАФ

ЗАВ                                                                                                                ККАФ

ФИО                                                                                                              ТАБН

СТ                                                                                                                                         ТАБН

                                                                                             ТАБН

3. Сгруппируем реквизиты, зависимые от одних и тех же ключевых реквизитов, и    объединим их с ключевыми реквизитами в один информационный объект.

             Результат группировки реквизитов документа "Список преподавателей кафедры" приведен в табл. 2.3.

Таблица. 2.3. Группировка реквизитов по информационным объектам документа "Список преподавателей кафедры"

Реквизиты объекта 

Признак ключа 

Имя информационного объекта 

Семантика объекта 

ТАБН 

П,У 

ККАФ 

ФИО 

СТ 

 

ККАФ 

П,У 

НКАФ 

ТЕЛ 

ЗАВ 

В таблице приняты обозначения для ключа: П — простой, У — уникальный.

4. Аналогично рассмотренному выше выполним анализ документа "Список студентов группы". В результате будут выделены другие объекты справочной информации — ГРУППА и СТУДЕНТ.

Объект ГРУППА характеризуется числом студентов в группе, средним проходным баллом. Для однозначной идентификации группы используется ее номер.

Объект СТУДЕНТ имеет описательные реквизиты (фамилию с инициалами, год рождения, адрес проживания). В качестве идентификатора студента в группе используем его порядковый номер в списке группы. Тогда для уникальной идентификации всех студентов вуза можно использовать составной ключ из номера группы и порядкового номера в группе. Такой идентификатор позволяет в то же время явно определить принадлежность студента к группе.

  1.  На основе интуитивного подхода легко выявляется информационный
    объект ПРЕДМЕТ, который также относится к объектам справочной
    информации. Объект ПРЕДМЕТ характеризуется  наименованием,  общим количеством часов, количеством часов лекций, практических занятий, числом семестров и т. п. В качестве идентификатора предмета вместо наименования целесообразно ввести уникальный код предмета. Это
    облегчит реализацию в базе данных связей этого объекта с другими, где
    необходима ссылка на предмет. Учитывая возможности
    Access, можно
    предусмотреть хранение в базе данных для предмета текста программы
    учебного курса.
  2.  Составим описание выявленных информационных объектов справочной
    информации.

             Вся совокупность объектов справочной информации представлена в табл. 2.3, 2.4.

Таблица 2.4. Объекты справочной информации о студентах,

группах и предметах

Информационный объект 

Название реквизита 

Обозначение реквизита 

Признак ключа 

ГРУППА 

Номер группы 

НГ 

Уникальный простой 

СТУДЕНТ 

Количество

студентов 

КОЛ 

Средний балл в группе 

ПБАЛЛ 

Номер группы 

НГ 

Уникальный составной 

Номер студента 

НС 

Фамилия И.О. 

ФИО 

Год рождения 

ГОДР 

Адрес 

АДРЕС 

Балл при поступлении 

ПБАЛЛ 

ПРЕДМЕТ 

Код предмета 

кп 

Уникальный простой 

Название предмета 

нп 

Всего часов 

ЧАСЫ 

Часов лекций 

ЛЕК 

Часов практики 

ПР 

Число семестров 

ЧС 

Программа курса (большой текст) 

ПРОГ 

Упражнение 1.3. Выделение информационных объектов учетной информации

1. Произведем информационный анализ документа План проведения занятий в группе (см. рис. 2.3).

Этот документ содержит сведения о занятиях, проводимых в каждой группе в текущем семестре. ЧАСЫ — основная количественная характеристика занятия, т. е. описательный реквизит. Соответственно он является реквизитом, зависимым от идентификаторов занятия (номера группы, кода изучаемого предмета, идентификатора преподавателя и вида занятий), так как учет ведется отдельно по лекциям и практическим занятиям.

Кроме того, к описательным реквизитам занятия можно отнести расчетный реквизит — среднюю оценку в группе по занятию, если его хранить в базе данных. В результате анализа взаимосвязей реквизитов этого документа можно выделить новый информационный объект ИЗУЧЕНИЕ.

2.Произведем информационный анализ документа "Экзаменационная ведомость" (см. рис. 2.4).

В результате определения функциональных зависимостей реквизитов этого документа выявляем новый объект учетной информации — УСПЕВАЕМОСТЬ.

Информационный объект УСПЕВАЕМОСТЬ обеспечивает хранение в базе данных информации об итоговых оценках студента за семестр по каждому виду занятий, отображенному в объекте ИЗУЧЕНИЕ. Такая оценка определяется  с одной стороны, идентификатором студента ("Номер группы" + "Номер студента"),  а с другой стороны   - идентификатором занятия ("Номер группы" + "Код предмета" + "Таб. номер преподавателя" + "Вид занятия"). Таким образом их объединение образует уникальный идентификатор объекта УСПЕВАЕМОСТЬ. Полный состав объектов учетной информации  представлен в табл. 2.5.

Таблица 2.5.Объекты учетной информации

Информационный объект 

Название реквизита 

Обозначение реквизита 

Признак ключа 

ИЗУЧЕНИЕ 

Номер группы 

НГ 

Уникальный составной ключ 

Код предмета 

КП 

Таб. Номер преподавателя 

ТАБН 

Вид занятия 

ВИДЗ 

Часы занятия 

ЧАСЫ 

Средний балл группы по предмету /расч../ 

СБАЛЛ-ГР 

УСПЕВАЕМОСТЬ 

Номер группы 

НГ 

Уникальный составной ключ 

Номер студента 

НС 

Код предмета 

КП 

Таб. номер преподавателя 

ТАБН 

Вид занятия 

ВИДЗ 

Оценка 

ОЦЕНКА 

Занятие 2

Определение структуры базы данных

Следующим шагом проектирования после выявления информационных объектов является определение связей между ними. Связь устанавливается между двумя информационными объектами. Наличие связи, как правило, определяется природой реальных объектов, процессов или явлений, отображаемых этими информационными объектами. Связь между объектами существует, если логически взаимосвязаны экземпляры этих информационных объектов. Например, связи имеются между такими парами объектов, как группа — студент, кафедра - преподаватель, склад — готовая продукция, поставщик — товар и т. п.

Тип отношений информационных объектов

Связи двух информационных объектов могут характеризоваться групповыми отношениями, которые относятся к одному из следующих видов:

  •  одно-однозначные (1:1);
  •  одно-многозначные (1:М);
  •  много-многозначные (M:N).

Одно-однозначные отношения (1:1) имеют место в том случае, когда каждому экземпляру первого объекта (А) соответствует только один экземпляр второго объекта (В) и, наоборот, каждому экземпляру второго объекта (В) соответствует только один экземпляр первого объекта (А). Следует заметить, что такие объекты легко можно объединить в один, структура которого образуйся объединением реквизитов обоих исходных объектов, а ключевым реквизитом может быть выбран любой из альтернативных ключей, т. е. ключей исходных объектов.

Графическое  изображение  связи,  характеризующейся  одно-однозначными отношениями,  приведено на рис. 2.5.

             

1:1

Рис. 2.5. Графические изображения одно-однозначных отношений объектов.

Одно-многозначные отношения (1:М) — это такие отношения, когда каждому экземпляру одного объекта (А) может соответствовать несколько экземпляров другого объекта (В), а каждому экземпляру второго объекта (В) — только один экземпляр первого объекта (А). Графическое изображение одно-многозначных отношений приведено на рис.2.6.

          

       

Рис. 2.6. Графическое изображение одно-многозначных отношений объектов

В такой связи объект А является главным, а объект В -- подчиненным, то есть имеет место иерархическая подчиненность объекта В объекту А. Примером одно-многозначных связей являются подразделения - сотрудники, специализированный склад - готовая продукция и т. п.

Много-многозначные отношения (M:N) — это такие отношения, когда каждому экземпляру одного объекта (А) могут соответствовать несколько экземпляров второго объекта (В), а каждому экземпляру второго объекта (В) может соответствовать тоже несколько экземпляров первого объекта (А). Графическое изображение отношений типа M:N показано на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Графическое изображение отношений типа M:N

На рис. 2.8 показано преобразование отношений типа M:N  через объект, выполняющий роль "связки".

Рис. 2.8. Преобразование связи типа M:N через объект-связка

Объект-связка должен иметь идентификатор, образованный из идентификаторов исходных объектов Ка и Кб.

Упражнение 2.1. Определение связей между информационными объектами

Рассмотрим определение связей между информационными объектами и типами отношений, которыми они характеризуются, для предметной области Учебный процесс.

1. Установим связь между объектами ГРУППА → СТУДЕНТ.

Связь характеризуется одно-многозначными отношениями (1:М), поскольку в каждой группе есть много студентов, а один студент числится только в одной группе. Связь осуществляется по номеру группы, который является уникальным идентификатором главного объекта ГРУППА и входит в составной идентификатор подчиненного объекта СТУДЕНТ (см. табл. 2.4).

2. Установим связь между объектами КАФЕДРА → ПРЕПОДАВАТЕЛЬ.

Связь характеризуется одно-многозначными отношениями и осуществляется по уникальному ключу главного объекта КАФЕДРА — коду кафедры, который в подчиненном объекте ПРЕПОДАВАТЕЛЬ является описательным (см. табл. 2.3).

3. Установим связь между объектами ГРУППА → ИЗУЧЕНИЕ.

Поскольку в каждой группе в течение семестра проводятся разные занятия {объект ИЗУЧЕНИЕ), а каждый вид занятий определен для конкретной группы, эта связь также относится к типу один - ко - многим.

4. Установим связь между объектами ПРЕДМЕТ → ИЗУЧЕНИЕ.

По каждому предмету проводится множество занятий в различных группах разными преподавателями, а каждое занятие проводится по конкретному предмету, поэтому в данном случае между объектами имеют место отношения типа один-ко-многим.

5.Аналогично определяются отношения типа один-ко-многим  между объектами ПРЕПОДАВАТЕЛЬ→ИЗУЧЕНИЕ.

6. Установим связи объекта УСПЕВАЕМОСТЬ с объектом СТУДЕНТ и объектом ИЗУЧЕНИЕ, который содержит данные об успеваемости (оценку) конкретного студента по конкретному виду занятия.

Каждый студент сдает экзамены по нескольким предметам, и данные о его успеваемости всегда относятся к одному конкретному студенту. Это означает, что объект УСПЕВАЕМОСТЬ является подчиненным и находится в одно-многозначных отношениях с объектом СТУДЕНТ. Объект УСПЕВАЕМОСТЬ является также подчиненным и находится в одно-многозначных отношениях с объектом ИЗУЧЕНИЕ, так как по одному виду занятия имеется множество данных об успеваемости разных студентов, но каждое из них всегда определено по конкретному занятию.

7. В табл. 2.6 перечислены все одно-многозначные связи между объектами и указаны ключи, по которым должны устанавливаться связи, информационные объекты в этих связях отнесены к главным или подчиненным.

Таблица 2.6. Связи информационных объектов

Ключ связи 

Главный объект 

Подчиненный объект       Тип связи 

НГ 

ГРУППА 

СТУДЕНТ                              1:М 

ККАФ 

КАФЕДРА 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ              1:М 

НГ 

ГРУППА 

ИЗУЧЕНИЕ                             1:М 

кп 

ПРЕДМЕТ 

ИЗУЧЕНИЕ                           1:М 

ТАБН 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ 

ИЗУЧЕНИЕ                           1:М 

НГ+НС 

СТУДЕНТ 

УСПЕВАЕМОСТЬ                 1:М 

НГ+КП+ТАБН+ВИДЗ 

ИЗУЧЕНИЕ 

УСПЕВАЕМОСТЬ                 1:М 

Упражнение 2.2. Графическое представление информационно-логической модели предметной области

Изобразим графически информационно-логическую модель   рассматриваемой предметной области Учебный процесс, в соответствии с выявленными информационными объектами и связями между ними. Для отображения информационно-логической модели в каноническом виде, объекты разместим по следующим уровням иерархии (рис. 2.9):

на    нулевом    уровне    разместим    объекты    ГРУППА,    ПРЕДМЕТ,
КАФЕДРА, которые не подчинены никаким другим объектам;

остальные объекты разместим по уровням (уровень каждого объекта,
который определяем по числу связей в наиболее длинном пути к объекту от нулевого уровня).

Рис. 2.9. Информационно-логическая модель предметной области Учебный процесс

Упражнение 2.3. Определение логической структуры реляционной базы данных

Определим логическую структуру реляционной базы данных  предметной области Учебный процесс, которая является адекватным отображением информационно-логической модели, построенной ранее в соответствии с требованиями нормализации данных.

1. Каждый информационный объект модели данных отображаем структурой соответствующей реляционной таблицы, то есть перечнем полей, каждое из которых соответствует одному из реквизитов объекта. Ключевые реквизиты объекта образуют уникальный ключ реляционной таблицы. Для каждого столбца задается формат и размер данных.

Рис. 2.10. Логическая структура реляционной базы данных предметной области Учебный процесс

2. Устанавливаем связи между таблицами по одинаковым полям (ключам связи), отображая связи соответствующих информационных объектов.

3. Изобразим графически логическую структуру базы данных в виде     схемы данных Access, которая может быть создана при конструировании БД (рис. 2.10).

На этой схеме прямоугольники отображают структуры таблиц базы данных с полным списком их полей, а связи показывают, по каким полям осуществляется взаимосвязь таблиц. Имена ключевых полей для наглядности выделены и находятся в верхней части полного списка полей каждой таблицы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12799. Кодирующее устройство для кода Файра 272.13 KB
  Расчётнопояснительная записка к курсовой работе по дисциплине: Передача информации Тема: Кодирующее устройство для кода Файра. Аннотация. Курсовая работа по курсу Передача информации. Преподаватель: Каевченко Михаил Антонович. Авт
12800. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДВОИЧНЫХ ЧИСЕЛ 687 KB
  Лабораторная работа № 1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ ДВОИЧНЫХ ЧИСЕЛ Цель работы: Изучить правила перевода чисел из одной системы исчисления в другую. Изучить способы кодирования двоичных чисел. Изучить формы представления двоичных чисел а также способы перевода одно
12801. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМБИНАЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ 477.5 KB
  Лабораторная работа № 2 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЛОГИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ. ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМБИНАЦИОННЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ Цель работы: Изучить работу базовых логических элементов и основ построения различных комбинационных схем. Краткие теоретические сведения В ЭВМ
12802. ИЗУЧЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 409.5 KB
  Лабораторная работа № 3 ИЗУЧЕНИЕ СЛОЖНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ Цель работы: Изучить основы алгебры логики и составления сложных логических выражений. Краткие теоретические сведения Как и фундаментальные операции И ИЛИ и НЕ более сложные функции также мо...
12803. Реконструкция сиропного отделения при приготовлении помадных конфет производительностью 27 т/сут 1.78 MB
  Кондитерские изделия по своим вкусовым достоинствам, питательной ценности и усвояемости являются высококачественными продуктами питания, пользующиеся большим спросом у населения. Эта продукция широко представлена в торговле и общественном питании во всех населенных пунктах страны, но спрос на нее все не ослабевает
12804. ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ И СИНТЕЗ МНОГОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ 529.5 KB
  Лабораторная работа № 5 ИССЛЕДОВАНИЕ ОДНОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ И СИНТЕЗ МНОГОРАЗРЯДНЫХ СУММАТОРОВ Цель работы: Изучить принципы работы одноразрядного сумматора и принципы построения многоразрядных сумматоров. Краткие теоретические сведения Сумматором
12805. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ И НАКАПЛИВАЮЩИХ СУММАТОРОВ 603 KB
  Лабораторная работа № 6 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ И НАКАПЛИВАЮЩИХ СУММАТОРОВ Цель работы: Изучить принципы построения последовательных и накапливающих сумматоров. Краткие теоретические сведения Последовательное суммирование многоразрядных чисел ...
12806. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЦИФРОВОГО ДВОИЧНО-ДЕСЯТИЧНОГО КОМБИНАЦИОННОГО СУММАТОРА 924 KB
  Лабораторная работа № 7 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ЦИФРОВОГО ДВОИЧНОДЕСЯТИЧНОГО КОМБИНАЦИОННОГО СУММАТОРА Цель работы: Изучить принципы построения двоичнодесятичных комбинационных сумматоров. Краткие теоретические сведения Для построения двоичнодесятичного с
12807. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО РЕГИСТРА 160.5 KB
  Лабораторная работа № 8 ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ УНИВЕРСАЛЬНОГО РЕГИСТРА Цель работы: Изучить принцип работы 4разрядного универсального регистра и возможности его применения для записи и преобразования информации. Краткие теоретические сведения Вообще регистро