66529

Интерполирование с помощью многочленов

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

В соответствии с вариантом исходное уравнение имеет вид: По узлам и соответствующим значениям функции построить интерполяционный многочлен, представив его в виде линейной комбинации значений.

Русский

2014-08-22

369.88 KB

3 чел.

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Тульский Государственный Университет»

кафедра Автоматизированных станочных систем

Интерполирование с помощью многочленов

Отчет по практической работе №3

по курсу «Вычислительная математика»

Выполнил студент гр.220911

Проверил преподаватель

проф. каф. АСС Ямникова О.А.

Тула 2013 г.

Задание

1. Рассчитать значение функции, заданной таблично.

2. Построить график функции на участке интерполирования.

В соответствии с вариантом исходное уравнение имеет вид:

По узлам и соответствующим значениям функции построить интерполяционный многочлен, представив его в виде линейной комбинации значений .

Согласно формуле (5) имеем

Разложив определитель по элементам 1-го столбца, получим

Учитывая, что

,

окончательно находим

Построить график функции на участке .

Теоретическая часть

Рассмотрим задачу интерполирования функции f с помощью алгебраических многочленов. В этом случае аппроксимирующая функция имеет вид

. (1)

Выбор конкретного значения n во многом определяется свойствами аппроксимируемой функции, требуемой точностью, а также узлами интерполирования. На выбор величины n существенное влияние оказывает и вычислительный процесс, привносящий в результат дополнительную погрешность.

В качестве критерия согласия принимается условие совпадения и f в узловых точках. Для однозначного определения n+1 коэффициентов многочлена необходимо потребовать совпадения f и необходимо потребовать совпадения f и в (n+1)-й узловой точке:

  (i = 0,1,…,n) (2)

Многочлен , удовлетворяющий условиям (2), называется интерполяционным многочленом.

Итак, рассмотрим следующую задачу интерполирования. На сетке в узлах заданы значения (i = 0,1,…,n) функции f. Требуется построить интерполяционный многочлен , совпадающий с f в узлах заданны значения (i=0,1,….,n) функции f  и оценить погрешность .

 Из условий для определения неизвестных коэффициентов многочлена получаем систему алгебраических уравнений

 (i=0,1,…,n) (3)

Определитель этой системы

(4)

есть определитель Вандермонда, который отличен от нуля при условии при .

Коэффициенты  интерполяционного многочлена (1) можно определить, положив в системе (3) и решив ее.

Подставив полученные значения коэффициентов в равенство (1), приходим к новой форме представления интерполяционного многочлена :

(5)

На практике обычно используются интерполяционные многочлены первой и второй степеней. При этом говорят о линейной и квадратичной интерполяции.

Описание входной и выходной информации

Входные данные:

А – начало интервала, переменная типа real

В – конец интервала, переменная типа real

n – степень многочлена, переменная типа integer

x* - произвольное значение из [a;b],переменная типа real

Выходные данные:

y – значение интерполяционного многочлена y* в точке x*, переменная типа real;

ix – вектор значений x на отрезке [a;b], одномерный массив типа real;

iy – вектор значений функции y(x), одномерный массив типа real

Схема алгоритма

Рисунок 1 – Схема основной программы

Рисунок 2 – Продолжение схемы основной программы

Рисунок 3 – Продолжение схемы основной программы

Рисунок 4 – Продолжение схемы основной программы

Рисунок 5 - Продолжение  схемы основной программы


Рисунок 6 – Схема полинома

Текст программы

unit Unit1;

interface

uses

 Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

 Dialogs, StdCtrls, ExtCtrls, TeeProcs, TeEngine, Chart, Series, TeeFunci;

type

 TForm1 = class(TForm)

   lbl1: TLabel;

   lbl2: TLabel;

   lbl3: TLabel;

   lbl4: TLabel;

   edt1: TEdit;

   edt2: TEdit;

   edt3: TEdit;

   lst1: TListBox;

   Button1: TButton;

   Button2: TButton;

   lst2: TListBox;

   cht1: TChart;

   lbl5: TLabel;

   lbl6: TLabel;

   lbl7: TLabel;

   edt4: TEdit;

   Series1: TLineSeries;

   Series2: TLineSeries;

   lnsrsSeries3: TLineSeries;

   adtfnctnTeeFunction1: TAddTeeFunction;

   procedure Button1Click(Sender: TObject);

   procedure Button2Click(Sender: TObject);

 private

   { Private declarations }

 public

   { Public declarations }

 end;

var

 Form1: TForm1;

implementation

{$R *.dfm}

uses math;

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

type mas=array [1..100,1..100] of Real;

var masA ,h :mas;

ix,iy ,Ar: array [1..100] of Real;

a,b,ih,d,hag,x1,s1,xz:Real;

n,i,kt,j,k,l:Integer;

function pol(x:real):Real;

var

 z,s:Real;

 i:integer;

begin

 s:=ar[kt];

 z:=x;

 for i:=n downto 1 do

 begin

 s:=s+ar[i]*z;

 z:=z*x;

 end;

 pol:=s;

end;

 // расчет определителя

function det(a1:mas; n:integer):real;

var y:real;

m:mas;

i,j,k,z:integer;

begin

y:=0; z:=1;

if n>2 then

for j:=1 to n do

begin

for i:=2 to n do

for k:=1 to n do

begin

if k<j then

m[i-1,k]:=a1[i,k];

if k>j then

m[i-1,k-1]:=a1[i,k];

end;

y:=y+z*a1[1,j]*det(m,n-1);

z:=-z;

end

else y:=a1[1,1]*a1[2,2]-a1[2,1]*a1[1,2];

det:=y;

end;

begin

Lst1.Items.Clear;

Lst2.Items.Clear;

lbl7.Caption:=('');

Form1.Series1.Clear;

Form1.Series2.Clear;

Form1.lnsrsSeries3.Clear;

a:=StrToFloat(edt1.Text);

b:=StrToFloat(edt2.Text);

n:=StrToInt(edt3.Text);

xz:=StrToFloat(edt4.Text);

    // определяем интервал

if ((a<-4) or (b>0)) then  MessageDlg('Ошибка! Введите другие значения', mtInformation, [mbOK], 0)

else

 begin

 if b>a then

 begin

 kt:=n+1;   //кол-во узлов в сетки

 ih:=(b-a)/n;//шаг сетки,где n кол-во интервалов

 ix[1]:=a;

 ix[kt]:=b;  // значение b равно кол-ву узлов сетки

 iy[1]:=(a*a+4*sin(a)); // просчитываем значения сетки(у)

 iy[kt]:=(b*b+4*sin(b));

 for i:=2 to n do

 begin

 ix[i]:=ix[i-1]+ih; //просчитываем х[i] с учетом шага

 iy[i]:=(ix[i]*ix[i]+4*Sin(ix[i]));

 end;

 end

 else MessageDlg('ошибка', mtInformation, [mbOK], 0);

  //вывод значения точек в листинг 1

for i:=1 to kt do

Lst1.Items.Add ('x'+FloatToStr(i-1)+' = ' + floatToStrF(ix[i],ffFixed,8,4) + '    y = ' + FloatToStrF(iy[i],ffFixed,8,4));

for i:=1 to kt do

begin

masA[i,kt]:=1;

for j:=n downto 1 do

begin

masA[i,j]:=masA[i,j+1]*ix[i];

end;

end;

for i:=1 to kt do

for j:=1 to kt do

h[i,j]:=masA[i,j];

  //считаем определитель,если =0 выходим,если нет a[i]=Ar[j]

d:=det(masA,kt);

if d=0 then Exit else

begin

 for j:=1 to kt do

 begin

   for i:=1 to kt do

   h[i,j]:=iy[i];

   Ar[j]:=det(h,kt)/d;

   for l:=1 to kt do

   for k:=1 to kt do

   h[k,l]:=masA[k,l];

 end;

 for j:=1 to kt do

 lst2.Items.Add('A'+floattostr(j)+' = '+floattostrF(Ar[j],ffFixed,8,4));

end;

hag:=(b-a)/99;

x1:=a;

for i:=1 to 100 do

begin

Series1.AddXY(x1,x1*x1+4*Sin(x1),'');

Series2.AddXY(x1,pol(x1),'');

x1:=x1+hag;

end;

for i:=1 to kt do

begin

lnsrsSeries3.AddXY(ix[i],iy[i],'');

end;

s1:=Pol(xz);

lbl7.Caption:=FloatToStrF(s1,ffGeneral,8,4);

end;

end;

procedure TForm1.Button2Click(Sender: TObject);

begin

Form1.close;

end;

end.

Результат работы программы


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61952. Нестандартні уроки української мови в початковій школі 25.18 KB
  З огляду на це будемо розглядати нестандартні уроки як новий тип або клас уроків які мають гнучку структуру характеризуються особливою довірчою атмосферою між учасниками навчального процесу що створює максимально сприятливі умови для перетворення учнів на активних субєктів цього процесу.
61953. Складання таблиць додавання і віднімання числа 7. Розв’язання задач на знаходження остачі 55.97 KB
  Мета. В ході уроку скласти та засвоїти таблицю додавання і віднімання числа 7 поглибити знання і вміння учнів розв’язувати задачі. Розвивати обчислювальні навички.
61956. Номенклатура алканов 152.97 KB
  Выбрать в структурной цепи наиболее длинную цепь атомов углерода. Пронумеровать атомы углерода в выбранной цепи с того конца к которому ближе находится разветвление. Если разветвлений два и они равноудалены от концов главной цепи то нумеровать углеродную...
61957. Новый год в разных странах 23.26 KB
  В какой стране сутулый дедушка с большим носом вместе с карликом гномом оставляют новогодние подарки прямо на подоконнике В Швеции. В какой стране раздает подарки не сам местный Дед Мороз Боббе Натале а фея Бефана с красным колпачком и в хрустальных башмачках В Италии.
61958. «Новый курс» Рузвельта 678.56 KB
  New Del название экономической политики проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельта начиная с 1933 г. Экономические программы Нового курса были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933-1936 гг.
61959. Планирование уроков по русскому языку 19.95 KB
  Для составления поурочного плана нужно Определить тему и необходимый объём материала; Ознакомиться с теоретическими сведениями по теме и дополнительной литературой по ней; Отобрать материал для практических упражнений Требования к отбору: Чистые примеры Тематический и стилистический отбор единство материала Источники материала: литературные произведения возможно дополнительно насытить текст орфограммами сложными словами конструкциями; научнопопулярная литература; публицистика. План организационный момент; проверка...
61960. Химические процессы 40.07 KB
  Укажите характеристику эмульсии. 1) твердые частицы распределены в жидкости 2) жидкость раздроблена в другой, не растворяющей ее 3) газообразные частицы распределены в газе 4) газообразные частицы распределены в жидкости