66584

Социология. Методические указания

Книга

Социология, социальная работа и статистика

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по прохождению педагогической практики студентами пятого курса, включают в себя содержание и порядок прохождения педагогической практики, организационные положения...

Русский

2014-08-25

227 KB

0 чел.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

“В печать”

Проректор по учебной работе

______________ _________ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

для студентов специальности “Социология”

Ответственный за

выпуск   ____________________   М.М. Акулич

Авторы (составители) ____________________   М.М. Акулич, И.Н. Шило,

Н.Р. Москвина, И.В. Ильина

Председатель УМК ____________________  М.В. Мазаева

Учебно-методическая секция ТюмГУ

“_____” ______________ ______ г.

приняла решение напечатать работу

Объем ____ стр., тираж _______ экз.

Необходимая документация прилагается

Рецензенты внутренние и внешние:

Зав. учебно-методическим отделом УМЦ

___________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт финансов, управления и бизнеса

Кафедра социологии и социального управления

ПЕДАГОГИЧЕКАЯ ПРАКТИКА

Методические указания

для студентов специальности “Социология”

ИЗДАТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2008

Работа утверждена на заседании учебно-методической комиссии МИФУБ

Печатается по решению учебно-методической секции Тюменского государственного университета

Составители: д.соц.н., профессор Акулич М.М., к. соц. н., доцент Шило И.Н., к. соц. н., доцент Москвина Н.Р., старший преподаватель Ильина И.В.

Ответственный за выпуск: д.соц.н., профессор Акулич М.М.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по прохождению педагогической практики студентами пятого курса, включают в себя содержание и порядок прохождения педагогической практики, организационные положения, структуру и порядок оформления отчета, список рекомендуемой литературы по прохождению педагогической практики, а также приложения с образцами необходимых документов для прохождения практики и примерами планов-конспектов лекционных и семинарских занятий и методических разработок. Методические указания позволяют обеспечить качественное прохождение педагогической практики студентами специальности “социология” Международного института финансов, управления и бизнеса.

@ Тюменский государственный университет, 2008

@ Акулич М.М., Шило И.Н., Москвина Н.Р., Ильина И.В.

СОДЕРЖАНИЕ

1. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ                                                               

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3. СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА  

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ  ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ 12

4.1. Общие требования 12

4.2. Вопросы нумерации 13

4.3. Изложение текста 15

4.4. Правила оформления цитат 16

4.5. Правила оформления ссылок 17

4.6. Формулы и единицы величин 18

4.7. Правила оформления иллюстраций 20

4.8. Правила оформления таблиц 20

4.9. Оформление даты 23

4.10. Оформление сносок 24

4.11. Оформление библиографического списка 24

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Педагогическая практика заключается в освоении профессиональных навыков в области преподавания социологии, в овладении основами педагогического мастерства, в формировании умений самостоятельного ведения учебно-воспитательной  работы. Она также состоит в применении на практике педагогических технологий в организациях, предоставивших место для практики. Практика предполагает самостоятельную разработку студентами учебных программ, отдельных лекций, сценариев семинарских занятий, тестов и других контрольно-измерительных материалов, подготовку материалов для написания контрольных и реферативных работ, а также проведение занятий со студентами. Названные задачи не исключают дополнительных заданий, связанных с интересами принимающей организации: выполнение исследования в рамках социологии образования, выполнение поискового исследования с целью уточнения научного направления, подготовку доклада к методическому семинару кафедры или конференции и др.

       Цель практики – овладение необходимыми методами, навыками и технологиями в преподавании социологии, знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности, развитие интереса студентов-социологов к методической деятельности.

Практика включает в себя ряд основных этапов:

  1.  Определение места проведения практики и оформление договора.
  2.  Изучение деятельности кафедры, предоставившей место для прохождения практики: анализ и усвоение методик преподавания профессорско-преподавательского состава данной кафедры; знакомство с учебной и методической литературой, разработанной или используемой кафедрой.
  3.  Посещение занятий студенческой группы, с которой практикант будет работать с целью изучения коллектива учащихся.
  4.  Разработка  планов-конспектов лекций и семинарских занятий по заданию руководителя практики.
  5.  Проведение не менее 2-х лекционных занятий и 2 семинарских занятий по разработанным и утвержденным руководителем  педагогической практики планам и под его контролем.
  6.  Подготовка одной из двух альтернативных форм учебно-методической разработки:

6.1 Разработка не менее трех различных форм проведения семинарского занятия на заданную тему (коллоквиума, дискуссии, «круглого стола», контрольной работы, групповой исследовательской работы, деловой игры и т.д.);

6.2 Разработка методов повышения мотивации студентов к изучению данной учебной дисциплины: к самостоятельной исследовательской деятельности, к выполнению творческих проектов,  к качественному выполнению домашних заданий и наиболее полному восприятию учебного материала по данной дисциплине.

7. Обработка и анализ данных, составление отчета и дневника о прохождении практики в соответствии с организационными положениями приведенными ниже.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

      Учебная практика проводится на 5 курсе в соответствии с действующим учебным планом.

Местом практики могут быть соответствующие кафедры высших учебных заведений и их филиалов, расположенных в г. Тюмени, среднеспециальные и средние учебные заведения, в которых преподается учебный курс по социологии или углубленный курс по обществознанию.

Обязательными документами для прохождения педагогической практики являются: договор на практику в двух экземплярах, удостоверение, направление от университета (по требованию принимающей организации). Перечисленные документы можно получить у лаборанта кафедры за неделю до начала практики.

Все выполненные в ходе прохождения педагогической практики работы в хронологическом порядке оформляются в виде дневниковых записей с точным указанием времени их исполнения и полученного результата (пример в приложении).  Дневниковые записи ведутся в произвольной форме, подписываются руководителем практики от принимающей организации и подшиваются в приложение к отчету. Дневник является средством контроля, оказывает дисциплинирующее воздействие, а в последующем существенную помощь в оформлении отчета.    

Результаты прохождения практики оформляются в виде отчета, в котором отражается вся проделанная работа. Отчет сдается на кафедру через неделю после прохождения практики.    

 На основе отчета о проделанной работе, качества представленной научно-методической разработки и отзыва руководителя от принимающей организации результаты практики оцениваются научным руководителем от кафедры по пятибалльной системе.

Коллективная форма прохождения педагогической практики не допускается.

СТРУКТУРА ОТЧЕТА

       Во введении к отчету дается четкая формулировка цели и задач практики, с указанием организации, на базе которой она проводилась. Кроме того, указываются календарные сроки, в течение которых проходила практика, авторы и название трудов, которые использовались при разработке методики педагогической практики, а также при написании отчета

      В первой главе дается теоретическое описание методических и дидактических основ обучения (на основе изучения педагогической литературы, раскрываются основные понятия, связанные с педагогическим процессом, анализируются формы и методы проведения лекционных и семинарских занятий), организации самостоятельной работы, контроля знаний.

 Во второй главе дается описание основных направлений деятельности организации или подразделения, предоставившего место для прохождения практики по следующей схеме:

адрес почтовый и в internet, телефоны, факс, e-mail;

дата основания кафедры (или подразделения);

руководитель кафедры (или подразделения):  Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, почетные звания и награды, краткая биография (при условии согласия руководителя);

число сотрудников и распределение поручений между ними;

место в структуре организации в целом;

специализация, организация учебной работы (учебный график, учебные поручения, формы аудиторной и внеаудиторной работы, формы аттестации и контроля остаточных знаний, методика преподавания);

основные направления научно-методической работы;

основные издания кафедры, используемые в учебном процессе;

направления и формы внеаудиторной работы;

анализируются педагогические приемы, формы организации лекций и семинарских занятий руководителями практики и других преподавателей;

перспективы дальнейшего развития кафедры (или подразделения) (в научном, учебно-методическом отношениях).

       Далее следует анализ имеющихся на кафедре (или в подразделении) учебных пособий и методических разработок по курсу «Социология» (программы, планы семинарских занятий, тематики рефератов, методические указания по написанию контрольных работ и т.п.), характеристика их структуры, оценка содержательной стороны материала.

В третьей главе приводится хронология основных мероприятий педагогической практики, анализируются учебные занятия, проведенные преподавателями кафедры, а также другими практикантами, которые посещал студент. Приводятся сценарии лекционных и семинарских занятий, проведенных практикантом. Здесь же дается характеристика студенческой группы, с которой работал практикант и объясняется, насколько результативно  были достигнуты поставленные задачи образовательного и воспитательного характера.

       В заключение отчета практикант анализирует полученные им в ходе прохождения практики навыки преподавательской деятельности,  выявляет основные успехи и проблемы, с которыми столкнулся в ходе прохождения практики, а также соотносит первоначальный замысел с полученными результатами. Кроме того, студент характеризует роль принимающей стороны в организации его практики и формулирует предложения по ее улучшению.

      В приложение в обязательном порядке включается учебно-методическая разработка и дневник практики.

Оценка проведенных практикантом занятий обязательно должна присутствовать в отзыве  принимающей организации, который прилагается к отчету.        

3.2. Порядок оформления отчета

      Отчет состоит из титульного листа (приложение №1),  отзыва научного руководителя от ведущей организации о результатах прохождения студентом педагогической практики, текста содержательной части отчета, списка источников и литературы, приложений.

      Текст отчета выполняется в компьютерном наборе (лист – формата А-4; размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см; между строк – 1,5 интервала; выравнивание по ширине; отступ – 1.25 см; шрифт Times New Roman; размер шрифта – 14 пунктов). Объем отчета без учебно-методической разработки, которая дается в приложении, не должен превышать 30 страниц.

      Страницы отчета необходимо пронумеровать в верхней части, начиная  с  третьей.  Каждая  глава  или  раздел  начинаются  с  новой страницы. Все цитаты и цифровые данные должны иметь ссылки на источник. Цитируемый материал в обязательном порядке выделяется кавычками. Ссылки на источники даются в конце предложения, где приводится цитата или указываются цифровые данные: [1, 5] – где 1 – номер источника в списке литературы, 5 – номер страницы. Список источников и литературы составляется без разделов. В нем фиксируются печатные, рукописные, электронные источники  и  литература,  использованная  при   написании   отчета.

           Таблицы нумеруются арабскими цифрами с указанием впереди номера главы, к которой они относятся, вторая цифра – порядковый номер таблицы в разделе. Каждая таблица должна иметь заголовок. Таблица размещается в тексте после первого упоминания о ней. Если таблица на одной странице не помещается, допускается ее продолжение на другом листе без повторения заголовка, но с указанием: «Продолжение таблицы 2.3». Такую таблицу лучше поместить в «Приложение». Иллюстрации (схемы, диаграммы, чертежи, графики, рисунки, фотографии) оформляются аналогично, только вместо слова «Таблица» используется слово «Рис.».

      Приложения оформляют как продолжение отчета на его последующих страницах. Приложения располагаются в порядке появления на них ссылок в тексте отчета.  В них могут включаться:    

материалы принимающей организации: методические разработки, рабочие программы, и др.

учебно-методическая разработка;

раздаточный и наглядный материал, используемый практикантом при проведении лекционных и семинарских занятий;

другие используемые в процессе прохождения практики материалы.

      Каждое приложение должно начинаться с новой страницы, иметь тематический заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над прописными буквами должно быть напечатано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений в отчете более одного, их следует пронумеровать арабскими цифрами без знака №. Например, ПРИЛОЖЕНИЕ 1, ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и т.д. Рисунки, таблицы и схемы, помещаемые в приложении, нумеруют арабскими цифрами в пределах каждого приложения, например: «Рис. 1.1» (первый рисунок первого приложения), «Таблица 1.2» (вторая таблица первого приложения).

      Титульный лист отчета заверяется подписью руководителя от кафедры, подписью руководителя от принимающей организации (заведующий кафедрой) и печатью этой организации. Подписью и печатью заверяется и отзыв руководителя принимающей организации.

      Листы отчета подшиваются в папку с твердой обложкой. Отчет сдается на кафедру не только в распечатанном, но и в электронном варианте на дискете.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИО
ННОЙ РАБОТЫ

4.1. Общие требования

Текст ВКР должен быть напечатан с использованием компьютера и принтера на одной стороне белой бумаги формата А4 (210×297 мм) через полтора интервала. Выравнивание по ширине, отступ слева – 1,25 мм. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее и нижнее – не менее 20 мм. Шрифт Times New Roman; кегль – 14, межстрочный интервал 1,5. Каждая новая глава начинается с новой страницы; это же правило относится к другим основным структурным элементам работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Заголовки структурных элементов печатаются прописными буквами и располагаются по центру страницы. Точки в конце заголовка не ставятся, заголовки не подчеркиваются.

Выпускная квалификационная работа должна быть переплетена.

Написание текста должно быть чётким, качественным. Не должно быть помарок, перечеркивания. В тексте ВКР не допустимы ксерокопии документов.

4.2. Вопросы нумерации

4.2.1. Страницы ВКР следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

4.2.2. Титульный лист и оглавление включают в общую нумерацию страниц квалификационной работы или дипломного проекта, номера страниц на них не проставляются. Таким образом, впервые нумерация проставляется на листе введения, как 4 страница работы

4.2.3. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц.

4.2.4. Основную часть дипломной работы следует делить на главы, параграфы, пункты и подпункты. Главы, параграфы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами. Например, глава 1, параграф 2.1., пункт 2.1.1., подпункт 3.2.1.1.

4.2.5. Главы должны иметь порядковые номера в пределах ВКР, обозначенные арабскими цифрами с точкой. Заголовок главы печатается прописными буквами без точки в конце, без подчеркивания. Не допускается перенос слова на следующую строку, применение римских цифр, математических знаков и греческих букв.

Каждая глава печатается с нового листа. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком и главы и параграфа. Если глава делится на параграфы, то не должно быть текста между ними.

4.2.6. Параграфы нумеруются в пределах главы. Номер параграфа состоит из номера главы и параграфа, разделённых точкой, например, 1.1., в конце номера параграфа ставится точка.

Заголовки параграфов следует начинать печатать с абзацного отступа с прописной буквы, не подчеркивая, без точки в конце. Расстояние между названием параграфа и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Если параграф делится на пункты, то не должно быть текста между ними.

4.2.7. Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого параграфа. Номер пункта включает номер главы и порядковый номер параграфа и пункта, разделённых точкой, в конце номера пункта точка не ставится, например, 1.1.1., 1.1.2., и печатается с абзацного отступа. Пункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком пункта и последующим текстом не оставляется. Если пункт делится на подпункты, то не должно быть текста между ними.

4.2.8. Номер подпункта включает номер главы, параграфа, пункта и порядковый номер подпункта, разделенных точкой, в конце номера подпункта ставится точка, например, 1.1.1.1., 1.1.1.2 и т.д. Подпункт может иметь заголовок, который записывают с прописной буквы, с абзацного отступа. Свободная строка между заголовком подпункта и последующего текста не оставляется.

4.2.9. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок параграфа, пункта и подпункта не должен быть последней строкой на странице.

4.2.10. Если глава или параграф имеет только один пункт, или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

4.3. Изложение текста

4.3.1. Текст ВКР должен быть кратким, чётким и не допускать различных толкований. При изложении обязательных требований должны применяться слова «должно», «следует», «необходимо», «требуется», «не допускается», «запрещается», «не следует». Изложение текста приводится в безличной форме. Например: «…измеряется…», «принимается…» или «…..относят…».

4.3.2. В тексте не допускается:

– применять обороты разговорной речи, техницизмы, профессионализмы;

– применять для одного и того же понятия различные научно-экономические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова при наличии равнозначных слов и терминов на русском языке;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, например, м, с, следует писать «1 м, 1 с или метр, секунда», за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

– применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

– применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше), < (меньше), = (равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

– сокращение слов и словосочетаний.

4.3.3. Сокращения в тексте допускаются только общепринятые:

– в середине предложений – «см.», «т. е.»;

– в конце предложений – «и т. д.», «и др.», «и т. п.»;

– при фамилии или названии учреждения – сокращения ученых степеней и званий, например, д-р техн. наук Иванов К.М.; канд. физ.-мат. наук Петров Ю.С.

– при наличии цифрового обозначения – «с.» (страница), «г.» (год), «гг.» (годы), например, с. 5, 2006 г.

Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например».

4.3.4. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество (или – фамилия, инициалы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку).

4.4. Правила оформления цитат

Использование цитат требует соблюдения правил, включающих как общие требования к цитатному материалу, так и указания на те или иные особенности его оформления. К общим требованиям нужно отнести следующие:

– цитируемый текст должен приводиться в кавычках без малейших изменений. Недопустим пропуск слов, предложений или абзацев без указания на то, что такой пропуск делается (такие пропуски обычно обозначаются отточием). Недопустима замена слов, так как замена всего одного слова даже очень близким ему синонимом может существенно изменить смысл высказывания. Должны сохраняться все особенности авторских написаний, так как изменение таких написаний приводит к искажению смысла высказывания, стиля авторского изложения (исправляются слова, написанные по старой орфографии, а также опечатки);

– цитирование должно быть полным;

– нельзя объединять в одной цитате несколько выдержек, взятых из разных мест цитируемого источника (хотя эти выдержки могут быть и логически связанными, и однородными по материалу). Каждая такая выдержка должна оформляться как отдельная цитата;

– все цитаты должны сопровождаться указаниями на источник. Это позволяет при необходимости проверить правильность цитирования, повышает ответственность автора за точность цитирования.

4.5. Правила оформления ссылок

При цитировании текста цитата приводится в кавычках, а после нее в квадратных скобках указывается ссылка на литературный источник по списку использованной литературы и номер страницы, на которой в этом источнике помещен цитируемый текст. Например: [15, c. 237].

Если делается ссылка на источник, но цитата из него не приводится, то достаточно после упоминания о нем проставить в квадратных скобках номер, под которым он значится в библиографическом списке. Например: [15].

4.6. Формулы и единицы величин

4.6.1. Формулы пишутся отдельной строкой, выравниваются по центру. Выше и ниже каждой формулы должна быть оставлена одна свободная строка.

4.6.2. После формулы помещают перечень всех принятых в формуле символов с расшифровкой их значений и указанием размерности (если в этом есть необходимость). Буквенные обозначения дают в той же последовательности, в которой они приведены в формуле.

4.6.3. Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей ВКР арабскими цифрами. При этом номер формулы указывают в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Одну формулу обозначают – (1).

4.6.4. Формулы, помещённые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

4.6.5. В формулах в качестве символов физических величин следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами (ГОСТ 8.417). Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой и должны соответствовать типу и размеру шрифта, принятому при написании самой формулы. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле.

4.6.5. Первая строка пояснения должна начинаться с абзацного отступа со слова «где» без двоеточия после него. Знаки «–» (тире) располагаются на одной вертикальной линии. Например,

R = ∑ pi (Yi + Z i + Wi)  (5)

Где R – величина экологического риска;

∑ – знак суммы;

pi – вероятность возникновения i-ого опасного фактора, воздействующего на окружающую среду, население;

Yi ущерб от воздействия i-ого опасного фактора;

Z i – утрата или повреждение имущества лица;

W i – расходы, которые лицо произвело для восстановления права.

Источник [14, с. 32].

4.6.6. Знаки препинания перед формулой и после нее ставятся по смыслу. Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.

4.6.7. Если формула не помещается в строку, то часть ее переносят на другую строку только на математическом знаке основной строки, обязательно повторяя знак во второй строке. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «×». При написании формул не допускаются разрывные линии. В многострочной формуле номер формулы ставится против последней строки.

4.6.8. Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в государственных стандартах (ГОСТ 8.417).

4.6.9. При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.

4.6.10. В тексте следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.

4.6.11. Единица физической величины от числа указывается через пробел, включая проценты, например, 5 м, 99,4 %.

4.7. Правила оформления иллюстраций

Иллюстрации обозначаются словом "Рис." и нумеруются последовательно арабскими цифрами в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например: Рис. 1.2. Второй рисунок первого раздела (главы).

Номер иллюстрации помещают ниже поясняющей подписи. Если в работе приведена одна иллюстрация, то ее не нумеруют и слово "Рис." не пишут.

4.8. Правила оформления таблиц

4.8.1. Цифровой материал, сопоставление и выявление определённых закономерностей оформляют в виде таблиц. Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, ограниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

4.8.2. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. После таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: "таблица позволяет сделать вывод о том, что...", "из таблицы видно, что...", "таблица позволяет заключить, что..." и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определённые закономерности. В неаналитических таблицах помещают, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации. Эти таблицы рекомендуется включать в приложения.

4.8.3. Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, боковины, заголовков вертикальных граф (шапка таблицы), горизонтальных и вертикальных граф.

4.8.4. Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера, в пределах главы. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица...", например, Таблица 1.1.2., Таблица 2.1.9. Номер таблицы обозначает: первая цифра – номер главы, вторая цифра – номер параграфа, третья – порядковый номер таблицы в главе. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по центру страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

4.8.5. Таблица выполняется на одной странице. Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другие, при этом заголовок таблицы помещается на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы и под ней поместить надпись: «Продолжение таблицы 1.1.2». Если шапка таблицы громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующих страницах. Заголовок таблицы не повторяют.

4.8.6. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире.

4.8.7. Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте. Допускается размещать таблицу вдоль длинной стороны листа (лёжа), так чтобы её можно было читать с поворотом по часовой стрелке, при этом номер страницы ставится в нижней середине короткой части листа.

4.8.8. Графа № п/п в таблицы не включается.

8.9. В заголовках таблиц не допустимы нестандартные сокращения. В названиях граф надписи пишут в именительном падеже, единственном числе.

4.8.10. Допускается применять в таблице размер шрифта меньший, чем в тексте (кегль 12). Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

4.8.11. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Заголовок каждой графы должен располагаться непосредственно над ней.

4.8.12. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один над другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

4.8.13. Все приводимые в таблице данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки. Внизу под таблицей (а не внизу страницы!) необходимо указать источник (см. табл. 1.1.2.).

Таким образом, имеющиеся в тексте статистические таблицы и рисунки должны быть правильно оформлены. Общее требование таково: если таблицу, диаграмму или график изъять из текста, то их смысл и источник данных должны быть совершенно понятны. Следовательно, необходимо дать точное название таблицы, правильно изложить подлежащее и сказуемое, размерность единиц, период времени, к которому относятся данные таблицы. Например:

Таблица 1.1.2

Прогноз динамики основных экономических показателей России

Показатели

2001
год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

ВВП (%)

8,8

5,0

4,0

4,2

4,3

4,2

Инфляция (%)

20,2

18,6

15,0

13,0

11,0

10,0

Внутренний спрос (%)

8,8

7,6

5,3

5,0

5,4

5,0

Реальные доходы
нас
еления (%)

18,0

20,0

9,9

7,0

5,5

5,5

Розничные продажи (%)

10,0

10,2

8,0

7,3

7,0

6,4

 Продолжение таблицы 1.1.2

Показатели

2001
год

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

Курс рубля к USD, в рублях на конец года

28,2

30,5

33,8

35,3

37,3

39,0

Источник: [26, с.24]

4.9. Оформление даты

При написании дат не допускается отделение от цифр переносом на другую строку обозначений «г.», «вв.» и т. д.

Учебный, хозяйственный, бюджетный, операционный год пишут через косую линейку: в учебном 1983/84 г., в зиму 1983/84 г. В остальных случаях между годами ставится тире: в 1984 – 1985 гг.

Века следует писать римскими цифрами, используя принятые при этом условные сокращения (VI – IX вв.). Тысячелетия принято записывать арабскими цифрами, например, во 2-м тысячелетии н.э., 70 – 80-е гг. XX в.

4.10. Оформление сносок

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в тексте, то эти данные следует обозначать надстрочными знаками сноски.

Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, – над линией, обозначающей окончание таблицы.

Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой и помещают на уровне верхнего обреза шрифта. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

Допускается вместо цифр выполнять сноски звездочками без круглых скобок. Применение более четырех звездочек не допускается.

Пример – «...печатающее устройство1)...» или «...печатающее устройство*».

4.11. Оформление библиографического списка

Список использованных источников должен охватывать не менее 50 различных материалов по изученной теме. Все источники, приведенные в списке, располагаются в едином алфавитном порядке. Пример оформления списка использованной литературы приводится в Приложении 11.

Основное требование к составлению списка использованных источников – единообразное оформление и соблюдение ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание: общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок: общие требования и правила составления», ГОСТ и ГОСТ 7.12-93 «Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке: Общие требования и правила». По стандарту в списке использованных источников должны быть максимально сокращены все слова, кроме основного заглавия (названия документа).

Образцы оформления различных источников приведены ниже.

Книга под фамилией автора (один автор)

Лукина, В.И. Статистика финансов: учеб. пособие / В.И. Лукина. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 208 с.

Если у книги два или три автора, описание начинается с фамилии первого автора, а за косой чертой перечисляются все авторы:

Вылкова, Е.С. Налоговое планирование / Е.С. Вылкова, М.В. Романовский. – СПб.: Питер, 2004. – 633 с.

Семенов, В.М. Финансы предприятий: учеб. пособие / В.М. Семенов, Р.А. Набиев, Р.С. Асейнов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 240 с.

Книги, описанные под заглавием (названием документа)

Описание книги начинается с заглавия, если она написана четырьмя и более авторами, а за косой чертой указывают первого автора с добавлением в квадратных скобках [и др.].

Финансы, деньги, кредит: учеб. пособие / Е. Г. Чернова [и др.]. – М.: Проспект, 2005. – 208 с.

Экономика региона: взаимодействие реального и финансового секторов: моногр. / И.А. Лиман, Е М. Черкашов, Н.С. Воронова [и др.]; ред. П.М. Килин, И.А. Лиман. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. – 324 с.

Сведения, взятые не с титульного листа, заключаются в квадратные скобки:

Эконометрика: учеб. пособие для студентов вузов / [под ред. А.И. Марковой]. – 3-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАТА, 2000. – 315 с.

Многотомные издания

Банковская система России. Настольная книга банкира: в 3 кн. – М.: ДеКа. - Кн. 1. – 1995. – 688 с.

Энциклопедии и словари

Румянцева, Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2006. – 810 с.

Экономический словарь / ред. А.И. Архипов. – М.: Проспект, 2006. – 624 с.

Статья из книги

Баренбаум, И.Е. Закладная как инструмент кредита // Банковское дело в России во второй половине XIX – начале XX века : сб. науч. тр. – СПб., 2000. – Вып. 10. – С. 208 – 219.

Леонтьева, А. Г. Роль государства в системе социального партнерства / А.Г. Леонтьева // Социально-экономические проблемы развития современной России: сб. ст. – Тюмень, 2005. – Вып. 5. – С. 27 - 35.

Статьи из журналов и газет

Болдырева, Н.Б. Метод согласования потоков платежей / Н.Б. Болдырева, Р. Ахунов // Рынок ценных бумаг. – 2006. – № 1. – С. 61 - 64.

Автореферат диссертации

Жоголева, О.Р. Влияние внеучебной воспитательной деятельности вуза на процесс социализации студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук: спец. 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы» / О.Р. Жоголева; Тюм. гос. ун-т. – Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. – 25 с.

Нормативные документы

Конституция Российской Федерации: официальный текст. – М.: ОМЕГА-Л, 2002. – 40 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая: по сост. на 15 фев. 2007 г. – М.: Проспект, 2007. – 656 с.

Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об ипотеке (залоге недвижимости)» // Российская газета. – 1998. – № 137. – 22 июля

Электронные ресурсы

Смирнов, С.Н. Экономика социальной сферы [Электронный ресурс] / С.Н. Смирнов, Т.Ю. Сидорина ; Социальная политика : учеб. пособие / С.В. Шишкин. – Электрон. дан. – М.: Равновесие, 2005. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM)

Труд и занятость в Тюменской области (2000-2004): стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы госстатистики по Тюменской области. – Электрон. текстовые дан. – Тюмень: [б. и.], 2005. – 203 с. – Режим доступа: /ilcserver0056115.html

Бюллетень состояния рынка государственного внутреннего долга № 48 (141) от 10.12.2007 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/domdbt/byulleten__n_48_(141)_ot_10.12.2007.pdf

Концепция участия Российской Федерации в содействии международному развитию. Утверждена Президентом Российской Федерации 14 июня 2007 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www1.minfin.ru/off_inf/concept_rus.pdf

Банковская система. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admtyumen.ru/Ekonomika/Finansi/Bank/bs

Величина прожиточного минимума для различных социально-демографических групп населения (за III квартал 2007 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oblstat.tmn.ru/ statinfo/act/pr_minim. htm


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Учебно-методическая разработка может быть выполнена в следующих вариантах:

1. В виде форм проведения семинарского занятия на заданную тему (коллоквиума, дискуссии, «круглого стола», контрольной работы, групповой исследовательской работы, деловой игры и т.д.) – не менее трех;

2. В виде методических указаний по повышению мотивации студентов к изучению данной учебной дисциплины: к самостоятельной исследовательской деятельности, к выполнению творческих проектов,  к качественному выполнению домашних заданий и наиболее полному восприятию учебного материала по данной дисциплине.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.
  2.  Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 240 с. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  3.  Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
  4.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.
  5.  Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л. Изд-во ЛГУ, 1990. – 247 с.
  6.  Куписевич Ч. Основы общей дидактики. М., 1986. – 117 с.
  7.  Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288 с.
  8.  Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544 с.
  9.  Педагогика / Под ред. Подласого И.П. – М.: Владос, 1999. – 212 с.
  10.  Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс,2000. – 512 с.
  11.  Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А.Князьков. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 312 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                              ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Образец титульного листа отчета

министерство образования и науки российской федерации

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт финансов управления и бизнеса

кафедра социологии и социального управления

                                                   ОТЧЕТ

по педагогической практике

Место прохождения практики_________________________________

                   наименование организации – полностью

                                                                                                          Выполнил студент__________гр.                                                                                                                                    

                                                            ___________________________

                                                                                                                                                      Ф.И.О.

                                                           Руководитель от ТюмГУ

                                                           ____________________________

                                                                                                                                        уч. звание, должность

                             ____________ ______________________________

                                                                     подпись                                                                    Ф.И.О.

                                                           Руководитель от организации

                                                          ____________________________

                                                                                                         должность

(Место печати)    ______________ _____________________________

                                                                     подпись                                                                    Ф.И.О.

Тюмень – 2007

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Примерная схема отзыва   руководителя от    принимающей организации

Отзыв

о прохождении педагогической практики на кафедре гуманитарных и социальных наук Тюменской государственной архитектурно-строительной академии

      В период с ____ по ____ студент группы № ___ МИФУБ специальности «Социология», Тюменского государственного   университета ______Ф.И.О. студента проходил педагогическую практику на кафедре гуманитарных и социальных наук Тюменской государственной  архитектурно-строительной академии. Студент ознакомился с направлениями деятельности кафедры.

      Далее указываются и/или оцениваются:

формы и объем выполненной учебной нагрузки;

работа по изучению деятельности кафедры;

качество открытых семинарских занятий;

уровень научно-методической разработки;

педагогические способности практиканта;

качество подготовки практиканта в области социологической и педагогической теории.

      Учитывая все выше перечисленное, считаем, что студент _____Ф.И.О. успешно справился с программой производственной практики и заслуживает оценку «отлично».

   

     Заведующий кафедрой

     гуманитарных и социальных

     наук ТГАСА                                 _______________В.А. Законов

                Печать


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

План- конспект лекционного занятия

1. Тема занятия и его методическое обеспечение

Определение места темы в государственном стандарте программе курса и обоснование ее актуальности.

 Цель лекции.

 Задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.

Литература должна подразделяться на научно-методическую, учебную и научную

 Литература для учащихся. Обоснование отбора рекомендуемой литературы.

Выводы, заключение (резюме, основные понятия)

2. Форма организации лекционного занятия.

Обоснование  формы проведения той или иной части лекции (в виде информации, размышления, беседы, спора с заочным оппонентом и др)

3. План и конспект хода занятия.

Общий план лекции.

В каждом разделе лекции должен присутствовать теоретический и эмпирический материал. В теории особое внимание обращается на определения, структуры и типологии. Современная литература предлагает их огромное количество. Здесь же можно отметить материал, который будет более подробно разбираться на семинарском занятии, и  сформулировать соответствующие проблемные вопросы.

Конспект лекции должен быть выверен по часам, а изложение текста должно быть выстроено в удобном для восприятия и конспектирования виде.

Эмпирическая часть лекции должна обязательно касаться новых и актуальных социальных событий в России и Тюменской области.

Текст лекции может сопровождаться комментариями наиболее трудных мест, или тех моментов, которые неизбежно вызовут особый интерес студентов в связи с местной проблематикой или актуальностью сюжета.

В заключение лекции должно быть краткое резюме изложенного, отмечены основные понятия, их связи и исследовательские задачи.

4. Методы, приемы, средства, используемые на занятии

Особое  внимание обратите  на  использование дидактических   приемов,   обеспечивающих   мотивационную   основу занятия и активизацию понимания и усвоения материала.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

План- конспект семинарского занятия

1. Тема занятия и его методическое обеспечение

Обоснование выбора темы

Определение места темы в программе курса.

Цель занятия.

Задачи: познавательные, воспитательные, развивающие. В перечень задач входят основные  (овладение частью социологической теории) и сопутствующие: развитие речевых навыков, умение аргументировать, анализировать первоисточники и выступления своих сокурсников, оперировать данными из различных источников, применять теоретические знания на практике и др.

Методическая литература.

Литература для учащихся. Обоснование отбора рекомендуемой литературы.

2. Форма организации семинара.

Обоснование выбора формы проведения семинара или его части в связи с характером подготовки

вопросно-ответная (опрос), вопросы семинарского занятия отражают основные задачи. На 2-х часовом семинаре студентам предлагается, как правило, не более четырех вопросов;

развернутая беседа на основе плана;

доклады с взаимным рецензированием;

обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии;

групповая дискуссия (направляемая, свободная);

коллоквиум;

«пресс-конференция» или «круглый стол»;

анализ конкретной ситуации;

контрольная работа с последующим обсуждением результатов;

учебно-ролевая игра и др.

3. Методы, приемы, средства, используемые на занятии

Особое  внимание обратите  на     проектирование  приемов,  активизирующих процессы саморазвития:    самопознание,  самореализацию, надситуативную активность,  совместное развитие, саморегуляцию.

4. План и конспект хода занятия.

 Содержание занятия:

основные разделы темы и ориентировочное время на изучение этого раздела,

основные задачи каждого раздела темы,

фиксация основных противоречий в ходе решения рассматриваемой проблемы

В конспекте обязательно должны быть выделены:

дидактические   приемы,   обеспечивающие   мотивационную   основу занятия и активизацию познавательной деятельности

положения и задачи, предполагающие групповые формы обсуждения.

приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия. Резюме обсуждаемой темы на семинарском занятии. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

Называются вопросы, способные создать проблемную ситуацию в начале дискуссии. Обозначаются предполагаемые результаты дискуссии.  И ее возможное научно-исследовательское продолжение.

Если семинар предполагается проводить в активной форме, то разрабатывается сценарий с определением роли малых групп и отдельных участников методы активизации их участия. В виде тезисов определяется круг знаний, которыми должны оперировать участники семинара, варианты гипотетических результатов. Указывается список источников и литературы. Сценарий предполагает наличие рекомендаций по самостоятельной подготовке студентов к семинарскому занятию. Это могут быть советы по работе со справочной литературой, конспектированию первоисточников, отбору аудио- и видеоматериалов и др.

Предварительно могут быть распределены роли участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, форме и характеру обсуждения темы.

Даже если полностью не удалось реализовать задуманное, подведите итоги в конце занятия, дайте оценку работы группы. Заготовьте варианты на тот случай, если группа окажется неподготовленной. Например, работа с текстами из хрестоматий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Учебно-методическая разработка

Логические задачи к олимпиаде по социологии

В теории П.Л. Лаврова обнаруживается детерминизм и эволюционизм в сочетании с телеологией.

? Исходя из этого высказывания, подумайте, в чем П.Л. Лавров пытался найти истоки общественности?

! Ответ: Для понимания специфики человеческого общества социолог прослеживал разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с эмбриональных, первобытных форм и заканчивая цивилизованными формами, но изначально им осуществлялась попытка найти истоки общественности в животном мире.

2. Назовите понятия, лежащие в основе понимания эволюции, по П.Л. Лаврову. Следует отметить, что социолог относил его к специфической черте человеческого общества, эволюция которой вела к смене цивилизаций. История этого понятия тождественна истории человеческой истории.

! Ответ: Цивилизация – совокупность форм и результатов человеческой мысли. Вся человеческая история есть «единая преемственная история человеческой мысли». Специфическая черта человеческого общества – мысль.

3. П.Л. Лавров утверждает, что культура, рассматриваемая им как совокупность преданий, обычаев, традиций, привычек является частью процесса цивилизации.

? Почему же тогда социолог нередко называет культуру «зоологическим элементом», а иногда «инстинктивной культуре животных». Откуда столь негативная оценка?

! Ответ: По П.Л. Лаврову культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, поэтому он называет культуру «зоологическим элементом» цивилизации. Кроме того, культура обладает склонностью к застою, штампованному воспроизводству предыдущих ценностей. То есть «застыванию» динамики и саморазвития, а, следовательно, «застыванию» процесса цивилизации.

4. Что было названо П.Л. Лавровым «Вечным двигателем истории», способным разрушить культурную рутину: старые, закостенелые обычаи, предания, привычки и учреждения, в которые они воплощены?

! Ответ: Действующая сила человеческой истории – «критическая мысль»

5. Что, согласно П.Л. Лаврову, являлось индикатором полезности любой социальной проблемы?

! Ответ: Личность и ее положение – ключ к пониманию системы социолога, поэтому, изучая социальную проблему, он всегда ставил вопрос: как данное явление отразится на положении личности, мешает или способствует ее творческому развитию.

Методические указания по

прохождению педагогической практики

Составители: д.соц.н., профессор Акулич М.М., к.соц.н., доцент Шило И.Н., к.соц.н., доцент Москвина Н.Р., старший преподаватель Ильина И.В.

Ответственный за выпуск: д.соц.н., профессор Акулич М.М..

Формат 6084/16

Подписано в печать ___________ Заказ№ _____________

Объем ___________ п.л. Тираж __________ экз.

Издательство Тюменского государственного университета

625003 г. Тюмень, ул. Семакова, 10

Методические указания к чтению лекции представляют собой конспект лекции, снабженный мотивировкой включения в лекцию того или иного сюжета. Он так же снабжается рекомендациями по форме изложения той или иной части лекции. Например,  в виде информации, размышления, беседы, спора с заочным оппонентом и др. Текст лекции может сопровождаться комментариями наиболее трудных мест, или тех моментов, которые неизбежно вызовут особый интерес студентов в связи с местной проблематикой или актуальностью сюжета. В методические указания отдельной рубрикой можно включить глоссарий и в обязательном порядке список литературы, использованный для подготовки лекции. Литература в списке должна подразделяться на научно-методическую, учебную и научную. Среди последней следует выделить рекомендованную для дополнительного чтения студентов.

В самом тексте лекции обозначается ее цель. Цель в свою очередь определяет план лекции. В каждом разделе лекции должен присутствовать теоретический и эмпирический материал. В теории особое внимание обращается на определения, структуры и типологии. Современная литература предлагает их огромное количество. Выбрать наиболее оптимальный вариант, соответствующий цели лекции – задача преподавателя. Здесь же можно отметить материал, который будет более подробно разбираться на семинарском занятии, и  сформулировать соответствующие проблемные вопросы. Эмпирическая часть лекции должна обязательно касаться новых и актуальных политических событий в России и Тюменской области. Умение подобрать эту информацию, органично вписать ее в текст лекции является важным показателем преподавательского мастерства. В заключение лекции преподаватель дает краткое резюме изложенного, возможно ставит исследовательские задачи, которые могут быть реализованы в виде рефератов, сообщений на студенческой научной конференции. Молодому преподавателю следует помнить, что большую роль играет при чтении лекции и голос, и дикция, и речь, и лексика, и жест (мимика), и многое другое, из чего складывается лекторское мастерство.

Сценарий семинарского занятия во многом напоминает методические указания к чтению лекций. Здесь также необходимо аргументировать тематику, определить цель и задачи, составить план семинара с учетом учебного времени отведенного на него по программе. В перечень задач входят основные  (овладение частью социологической теории) и сопутствующие: развитие речевых навыков, умение аргументировать, анализировать первоисточники и выступления своих сокурсников, оперировать данными из различных источников, применять теоретические знания на практике и др. Вопросы семинарского занятия отражают основные задачи. На 2-х часовом семинаре студентам предлагается, как правило, не более четырех вопросов.

Далее определяется форма семинарского занятия в виде коллоквиума, дискуссии, диспута, «круглого стола», ролевой игры, «пресс-конференции», анализа конкретной ситуации, контрольной работы с последующим обсуждением результатов и др. В тезисном виде представляется предполагаемое содержание студенческих докладов, сообщений, если семинар носит характер дискуссии или диспута. Перечисляется учебная литература с указанием конкретных глав, страниц, где содержится необходимый материал. Называются вопросы, способные создать проблемную ситуацию в начале дискуссии. Обозначаются предполагаемые результаты дискуссии.  И ее возможное научно-исследовательское продолжение.

Если семинар предполагается проводить в активной форме, то разрабатывается сценарий с определением роли малых групп и отдельных участников методы активизации их участия. В виде тезисов определяется круг знаний, которыми должны оперировать участники семинара, варианты гипотетических результатов. Указывается список источников и литературы. Сценарий предполагает наличие рекомендаций по самостоятельной подготовке студентов к семинарскому занятию. Это могут быть советы по работе со справочной литературой, конспектированию первоисточников, отбору аудио- и видеоматериалов и др.

Изучение деятельности кафедры лучше начинать с ее истории и традиций (исторические названия кафедры, заведующие, наиболее яркие ученые и вузовские руководители, воспитанные кафедрой и др.). При изучении деятельности кафедры, предоставившей место для проведения практики, обратите внимание на штатное расписание кафедры и распределение учебной нагрузки между преподавателями: кто распределяет, на основании каких документов, степень участия коллектива. Выясните распределение внеучебных поручений между штатными преподавателями кафедры, характер организационно-методической работы, степень участия преподавателей кафедры во внеаудиторной воспитательной работе среди студентов. Изучите организацию отчетности и контроля по видам работ.

При изучении научно-методической работы кафедры обратите внимание на ее основные направления, проведите типологию публикаций, их содержательный анализ и  в первую очередь учебных программ. Узнайте, какой  учебной и методической литературой предпочитают пользоваться преподаватели. Постарайтесь посетить как можно большее число занятий, проводимых не только опытными преподавателями, но и начинающими, выясните предпочтительные методики проведения семинаров, лекций, отметьте новаторство, типичные недостатки, попробуйте охарактеризовать стиль преподавания в целом. Проведите анализ как минимум одного учебного занятия по схеме определенной руководителем практики от ТГУ.

О характере научной работы кафедры вам больше всего скажут публикации. Просмотрите научные отчеты кафедры и желательно за несколько лет (динамика, характерная тематика публикаций, участие в конференциях:  количество и масштаб). Побеседуйте с активными и пассивными учеными.

         Предварительно изучите студенческий коллектив,  с которым предстоит работать в аудитории:   возраст, жизненный опыт, уровень общеобразовательной и предметной подготовки, конфессиональная и субкультурная принадлежность и т.п. Обратите внимание на неформальных лидеров, студентов склонных к девиантному поведению. Продумайте, как использовать их неординарные качества или изолировать от влияния на общую массу.

При подготовке к занятиям обязательно пишите тексты лекций и конспекты или сценарии семинарских занятий – это условие успеха начинающего преподавателя. Определите количество времени, которое уйдет на дидактическую единицу. В начале лекции или семинара обозначьте место темы в данном курсе, цель и план работы. Поставьте задачи воспитательного характера. Даже если полностью не удалось реализовать задуманное, подведите итоги в конце занятия, дайте оценку работы группы. Заготовьте варианты на тот случай, если группа окажется неподготовленной. Например, работа с текстами из хрестоматий. При подведении итогов ваших открытых занятий поблагодарите всех присутствующих преподавателей за внимание и замечания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84285. Гнилостные процессы. Понятие об аэробном и анаэробном гниении. Возбудители. Роль гнилостных процессов в природе, в пищевой промышленности 33.82 KB
  Белки – высокомолекулярные соединения поэтому вначале они подвергаются внеклеточному расщеплению протеолитическими ферментами микроорганизмов которые являются экзоферментами. Конечными продуктами аэробного гниения являются кроме аммиака диоксид углерода сероводород и меркаптаны обладающие запахом тухлых яиц. Конечными продуктами анаэробного гниения являются продукты декарбоксилирования аминокислот отнятие карбоксильной группы с образованием дурно пахнущих веществ: индола акатола фенола крезола диаминов их производные являются...
84286. Характеристика пищевых заболеваний. Отличия пищевых инфекций от пищевых отравлений 27.71 KB
  Отличия пищевых инфекций от пищевых отравлений Пищевые алиментарные заболевания – заболевания причиной которых служит пища инфицированная токсигенными микроорганизмами или токсинами микробов рис.1 Сравнительная характеристика пищевых заболеваний № Пищевые инфекции Пищевые отравления 1. Возбудители в пищевых продуктах не размножаются но могут длительное время сохраняться.
84287. Патогенные и условно-патогенные микроорганизмы. Их основные свойства. Химический состав и свойства микробных токсинов 34.57 KB
  Химический состав и свойства микробных токсинов Возбудителями пищевых инфекций являются патогенные микроорганизмы к основным свойствам которых относятся: Патогенность – потенциальная способность определенного вида микробов приживаться в макроорганизме размножаться и вызывать определенное заболевание. Все патогенные микроорганизмы относятся к хемоорганогетеротрофам которые в качестве источника углерода и азота используют органические соединения из живых клеток паразиты. Возбудителями пищевых отравлений являются условнопатогенные...
84288. Инфекции. Источники и пути передачи инфекции. Виды пищевых инфекций и характеристика возбудителей. Профилактика пищевых инфекций 39.59 KB
  Источники и пути передачи инфекции. Источники инфекции – больной человек или животное а также бактерио бацилло и вируносители – люди и животные невосприимчивые к данному заболеванию а также перенесшие это заболевание. Пути передачи инфекции: Прямой контакт от больного человека к здоровому. Пищевые инфекции – такие инфекционные заболевания при которых пищевые продукты являются только передатчиками токсигенных микроорганизмов.
84289. Понятие об иммунитете. Виды иммунитета. Вакцины и сыворотки 29.58 KB
  Виды иммунитета. Вакцины и сыворотки Иммунитет – невосприимчивость макроорганизма к инфекционным заболеваниям и чужеродным антигенам. Иммунитет может быть инфекционный и неинфекционный.
84290. Пищевые отравления: токсикоинфекции и интоксикации. Характеристика возбудителей пищевых отравлений 62.5 KB
  Пищевые токсикоинфекции – отравления, возникающие при приеме пищи, содержащей большое количество живых токсигенных бактерий. Возбудители токсикоинфекций образуют эндотоксины, прочно связанные с клеткой, которые при жизни микроорганизма в окружающую среду не выделяются
84291. Микробиологический контроль качества пищевых продуктов 36.74 KB
  Важнейшими характеристиками пищевых продуктов является их безопасность и микробиологическая стойкость. Для оценки качества пищевых продуктов пользуются количественными и качественными микробиологическими показателями. Поэтому при санитарной оценке продуктов пользуются косвенными методами позволяющими определить уровень загрязнения продукта выделениями человека уровень фекального загрязнения.
84292. Биосфера и распространение микроорганизмов в природе. Влияние на окружающую среду антропогенных факторов 33.94 KB
  Местообитание. В пределах экосистемы для каждого микроорганизма можно описать его местообитание. В рамках определенной экосистемы микрооганизм имеет как правило только одноединственное местообитание хотя некоторые микроорганизмы могут иметь несколько таких мест каждое в отдельной экосистеме. Иными словами местообитание – это адрес данного организма.
84293. Микрофлора почвы. Ее роль в инфицировании пищевых продуктов. Санитарная оценка почвы 33.3 KB
  Санитарная оценка почвы Почва – благоприятная среда для обитания и размножения различных микроорганизмов. В состав микробных биоценозов почвы входят бактерии грибы простейшие и бактериофаги. Микроорганизмы почвы участвуют в круговороте веществ в природе минерализации органических отбросов самоочищении почвы.