66632

Биография М.В.Ломоносова. Вклад Ломоносова в почвоведение

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Внутренние противоречия в социально-экономическом развитии России неизбежно отражались на состоянии русской науки и культуры XVIII столетия. Ломоносов отдавший всю свою жизнь развитию науки и культуры России. Ломоносов показавший своей многогранной деятельностью какие творческие возможности народа скованы крепостничеством.

Русский

2014-08-25

48.3 KB

6 чел.

Доклад Белосорочко Зои

Велико есть дело достигать во глубину земную разумом, куда рукам и оку достигнуть возбраняет натура, странствовать размышлениями в преисподней, проникать рассуждением сквозь тесные расселины и вечною ночью помраченные вещи и деяния выводить на солнечную ясность.

Таковою важностью побуждаясь, не мог я преминуть, чтобы при издании моего давнего труда любителям натуральной науки и металлургии не сообщить возможного знания сей части физической географии купно с моими собственными мнениями, кои служат в утверждении основательным учениям, в опровержение мечтательным догадкам, происходящим по большей части от пустых забабон и предуверений.

М.В. Ломоносов

Введение

Внутренние противоречия в социально-экономическом развитии России неизбежно отражались на состоянии русской науки и культуры XVIII столетия. В этот период началась борьба за развитие отечественной науки и культуры против реакционного дворянства, боявшегося распространения просвещения среди широких масс русского народа и ориентировавшегося на иностранную науку и культуру, доступную только привилегированному классу. Эту борьбу возглавил М. В. Ломоносов, отдавший всю свою жизнь развитию науки и культуры России.

Общественно-исторические условия

XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского. Реформы Петра Великого, «просвещенный абсолютизм» Екатерины II и многое другое обуславливают пристальное внимание историков на этот период. В это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России. Какие же проблемы поднимают российские общественные деятели? Самый главный вопрос получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостничества, крепостного права не было. М.М. Щербатов, дворянин, помещик-практик, экономист и публицист немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербаков критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Обличал он и нравы императрицы, называя ее «славолюбивой» и «любострастной». Однако, Щербатов резко выступает против отмены крепостничества, считая безумством освобождение крестьян. Другой видный деятель И.И. Панин в своей деятельности выступал против крайнего ущемления крестьянства и помещичьего произвола, однако и он остается сторонником крепостничества. Д.А. Голицын предлагал нереальную идею «самовыкупа» крестьян из рабства. И.П. Елагин работал над проектом освобождения крестьян, но был убежден в невозможности его реализации в то время. Другая часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов – это Сумароков, А.Д. Поленов, Новиков, А.Н.Радищев и многие другие. Если большинство деятелей главное внимание в критике крепостничества уделяли вопросам юридического и экономического характера, то деятельность такого выдающегося писателя, публициста и издателя, каким был Н.И. Новиков, наносила основной дар по моральным устоям крепостничества. Несомненно, атикрепостническая мысль была не единственной актуальной темой общественных деятелей. Поднимались многие другие вопросы, очень важным из которых являлась и смена политического строя.

Представителем передовой русской общественной мысли, выходившей за рамки официальной дворянской идеологии, был М. В. Ломоносов, показавший своей многогранной деятельностью, какие творческие возможности народа скованы крепостничеством. Он выступал за ускорение экономического развития России, желая, чтобы она встала вровень с передовыми странами Европы. Пути для этого он видел в более полном использовании природных ресурсов, в развитии крупной промышленности, основанной на применении достижений науки и техники, в росте населения, в облегчении повинностей и рекрутчины. Ломоносов настойчиво требовал, чтобы положение человека определялось не титулом, не заслугами предков, а его собственными делами. Нужна была поморская «упрямка славная» и большое презрение к «персонам высокородным», чтобы в письмах к всесильному фавориту Елизаветы заявлять, что не намерен быть шутом не только у вельмож, но и у самого бога. На взгляды Ломоносова оказали влияние теория «просвещенного абсолютизма» и мужицкая вера «в хорошего царя». Не понимая, что самодержавие превратилось в реакционную силу, он возлагал надежды на реформы сверху. Буржуазная направленность взглядов Ломоносова отчетливо выступила в вопросах просвещения, которому он, как и все просветители, придавал решающее значение. В области образования Ломоносов выдвигал буржуазный принцип бессословной школы и требование обучения крестьян. «В университете тот студент почтеннее, кто больше знает. А чей он сын, в том нет нужды»,— смело утверждал он и добился того, что первый в России университет стал бессословным учебным заведением, рассчитанным на «генеральное обучение» разночинцев. Преподавание в университете на русском языке вместо латинского также было продиктовано стремлением разрушить сословную школу и сделать образование более доступным народу. Ломоносов требовал запрещения всякого вмешательства церкви в дела науки и просвещения. Московский университет, в отличие от всех университетов мира, по его настоянию, не имел богословского факультета. Взгляды Ломоносова складывались на рубеже двух этапов в истории русской общественно-политической мысли. Отсюда их внутренняя противоречивость. Непонимание органической связи между самодержавием, крепостничеством и отсталостью страны, объясняющее отсутствие прямых высказываний против феодальных порядков, идеализация Петра I и его преобразований сближали Ломоносова с Татищевым, Кантемиром, Прокоповичем, Посошковым. В то же время буржуазная, антидворянская направленность деятельности Ломоносова пробивала дорогу рождавшемуся русскому просветительству и способствовала формированию антикрепостнического направления общественно-политической мысли.

Биография М.В.Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 (8) ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, что расположена на одном из островов Северной Двины, неподалеку от города Холмогоры. Будущий великий ученый впервые увидел свет в семье черносошного крестьянина (так в отличие от крепостных называли государственных крестьян) Василия Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич, как и большинство жителей тех мест, не мог прокормиться за счет земледелия (слишком коротко северное лето) и занимался морским промыслом. Для этого он заимел небольшое парусное судно, на котором выходил в Белое и Баренцево моря, перевозил грузы, промышлял морского зверя и рыбу. Когда Михаилу исполнилось десять лет, его, как и многих других поморских ребят, отец стал брать с собой в качестве юнги. Впечатления от плавании, охоты на тюленей, новых мест и людей были столь сильными, что оставили след на всю жизнь. Скорее всего, именно в это время пробудилась у мальчика неистребимая любознательность, превратившаяся в жажду знаний.
М.В. Ломоносов рано научился читать и писать, а главное думать. Он жадно потянулся к знаниям, на «добычу» которых отправился в конце 1730 г. в Москву, где поступил в Славяно-греко-латинскую академию.
Годы учебы были нелегкими, но Ломоносов все выдержал и немногим более чем через четыре года перешел в седьмой, предпоследний, класс академии, а когда в 1735 г. потребовалось отобрать наиболее успевающих студентов для отправки в Петербург в университет при Академии наук, Ломоносов оказался в их числе.
Петербургская Академия наук была основана Петром I и открыта после его смерти в 1725 г. Она должна была стать не только научным центром страны, но и центром по подготовке русских научных кадров. С этой целью при Академии были созданы гимназия и университет, которые привлекали лучших учеников из других школ, в том числе из Славяно-греко-латинской академии.
Для быстрого роста различных отраслей производства стране были необходимы подготовленные специалисты. Нужда в них особенно остро ощущалась в горнодобывающей промышленности, поэтому было решено послать за границу трех русских юношей для обучения горному делу. И через полгода после прибытия в Петербург Ломоносов вместе с Д.Виноградовым и Г. Райзером отправился в Германию. Осенью 1736 г. все трое стали студентами университета в городе Марбурге. Окончив через три года курс обучения, освоив несколько языков и современные естественные науки, русские студенты отправились затем в город Фрейберг к известному в то время преподавателю И. Генкелю обучаться горному делу.
Ломоносов начал заниматься очень прилежно, но ссоры с не понимавшим его устремлений Генкелем привели к разрыву, и в мае 1740 г. Ломоносов возвратился в Марбург. После нескольких попыток (и скитаний по Германии) Ломоносову удается вернуться в Россию.19(8) июня 1741 г. он прибыл в Петербург.
К этому времени обстановка в стране, и Петербургской Академии в частности, была неспокойной. Высказывалось недовольство засильем иноземцев. Поэтому всесильный в то время управитель Академии советник академической канцелярии И.Д.Шумахер решил приблизить к себе молодого русского ученого. Ссора с Генкелем и самовольный от него уход были забыты. Ломоносову поручили составление каталога камней и окаменелостей Петербургской Кунсткамеры - первого в России естественнонаучного музея. Одновременно он пишет научную работу «Элементы математической химии» и создает проект катоптрикодиоптрического зажигательного инструмента - своеобразной солнечной печи. 19 (8) января 1742 г. Ломоносова назначают адъюнктом физического класса Академии наук и он получает право присутствовать на собраниях академиков.

Особенно плодотворными для научной деятельности Ломоносова в области физики и химии были 1743-1747 г. Именно тогда он разработал первую в нашей стране научную программу исследований в области физики и химии, которая позднее получила название «276 заметок по физике и корпускулярной философии». (Корпускула, по терминологии того времени, частица вещества, близкая по своим свойствам тому, что в конце XIX в. называли молекулой, а философией тогда называли науку или учение.)
В этот же период им были написаны диссертации «О нечувствительных частицах», «О действии химических растворителей вообще», «О металлическом блеске», «Размышления о причине теплоты и холода» и т.д.

С 1744 г. М.В.Ломоносов читал лекции по физике студентам академического университета. Эти занятия показали, что для успешного обучения нужен хороший учебник. И Ломоносов переводит с латинского на русский язык «Экспериментальную физику» одного из своих марбургских учителей - X. Вольфа. По нему долгое время учились физике в различных учебных заведениях страны.
Примерно в этот же период Михаил Васильевич начал систематическое изучение грозовых и атмосферных явлений, предложил свою теорию тепловых явлений, основывающуюся на его атомно-молекулярной теории, и разработал теорию растворов. Тогда же он серьезно занялся русской историей и литературой, подготовил учебник красноречия.

В 1745 г. Ломоносов был избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук и стал активно добиваться создания химической лаборатории. Его усилия увенчались успехом. В 1748 г. на второй линии Васильевского острова во дворе того дома, где жил ученый, была построена первая в России научная и учебная лаборатория.
1748 г. стал знаменательным в жизни ученого не только открытием химической лаборатории. В этом же году увидели свет его научные работы по физике и химии, где среди прочих был опубликован «Опыт теории упругости воздуха» с изложением созданной Ломоносовым кинетической теории газов. В этом же году он написал большое письмо к выдающемуся математику Л. Эйлеру (1707—1783), в котором изложил свою теорию всемирного тяготения, для подтверждения которой он привлек закон сохранения количества движения (обоснованный французским ученым Р. Декартом) и известный еще древним атомистам закон сохранения количества материи, объединив их впервые в научной практике в одной формулировке. Эта формулировка была опубликована лишь в 1760 г.
С 1749 г. Ломоносов начинает интенсивную работу в химической лаборатории, где проводит анализы присылаемых из различных мест России образцов руд, создает новые красители, ведет опыты по исследованию растворов и обжигу металлов, а в «учебной каморе» впервые в мире читает студентам курс «Истинной физической химии», в котором вслед за Р.Бойлем пытается дать физическое объяснение химическим явлениям.
В 1753 г. Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от Ораниенбаума (современный город Ломоносов), фабрику цветного стекла. На этой фабрике он организовал производство различных изделий из стекла и стал изготовлять специальные цветные непрозрачные стекла, из которых создавал мозаичные картины. Параллельно со строительством фабрики Ломоносов вместе с академиком Г.В. Рихманом (1711 - 1753) занимался изучением природы электричества, наблюдая грозовые явления. В конце июля 1753 г. Рихман был убит у себя дома молнией, когда он проводил опыты, и все противники просвещения стали требовать их прекращения. Несмотря на это, Ломоносов выступил в публичном собрании Академии наук и прочитал «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих», одним из первых отметив идентичность атмосферного и «искусственного» электричества, получаемого от электростатических машин.

Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе одной из своих главных задач. Ученого давно беспокоило плачевное состояние академических гимназии и университета. По его предложению и проекту был открыт в январе 1755 г. Московский университет. В этом же году Ломоносов сдал в печать «Российскую грамматику» - первый в России учебник грамматики - и закончил работу над «Древней российской историей», а в 1756 г. прочел перед академиками «Слово о происхождении света...», в котором изложил свою теорию световых и цветовых явлений.
В 1758 г. М.В.Ломоносов назначен заведовать Географическим департаментом Академии наук. Он начинает работу по составлению нового «Российского атласа». Параллельно проводит совместно с академиком Брауном опыты при низких температурах. Им впервые удалось «заморозить» ртуть и доказать, что она тоже является металлом, но с низкой температурой плавления .
В июне 1761 г. научный мир Европы наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. Многие видели это явление, но только один Ломоносов понял, что планета окружена атмосферой. Такой вывод им был сделан на основании знаний, полученных при изучении рассеяния света и преломления его в различных средах.
Летом 1761 г. Ломоносов закончил работу над учебником но горному делу - «Первые основания металлургии или рудных дел», где поместил два «Прибавления», одно из них - «О слоях земных» - стало блестящим очерком геологической науки XVIII века.

В конце 1762 г. Ломоносов был награжден чином статского советника. В это время Ломоносов начинает новое и последнее крупное предприятие. Он высказывает давно занимавшую его мысль о необходимости найти путь по Северному Ледовитому океану на восток. По представлению Ломоносова была снаряжена экспедиция под командованием И.Я. Чичагова, которая уже после смерти ученого дважды (в 1765 г. и 1766 г.) пыталась пройти на восток, но каждый раз наталкивалась на сплошные льды.

К концу 50-х г. научная слава Ломоносова достигает зенита. В мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской академии наук, а в апреле 1764 г. - почетным членом Болонской академии наук. Его кандидатуру готовили представить в Парижскую академию, но было уже поздно. 15 (4) апреля 1765 г. Ломоносов скончался от простуды у себя дома на Мойке. 19 (8) апреля его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни М.В.Ломоносова

К моменту, как Ломоносов начал свои исследования в области естественных наук почвоведение находилось на этапе зарождения взглядов на плодородие учеными из Западной Европы и Ломоносовым впоследствии, в работе находились теории питания растений Тэера и минеральными соединениями Либиха.

XVIII столетие ознаменовалось интенсивным развитием российского почвоведения. Важное значение для формирования научных взглядов на почву имели работы М.В. Ломоносова (1711–1765) – о питании растений, о происхождении черноземов и др. М.В. Ломоносов полагал, что растения питаются не только водой, но и тонкими частицами земли. Большое внимание Ломоносов уделял вопросу о происхождении перегноя, который он рассматривал как продукт биологических процессов. Преподавание элементов почвоведения в России началось вскоре после смерти Ломоносова, с 1770 г., в Московском университете в составе курса «Сельскохозяйственное домоводство». К концу XVIII в. стала очевидна несостоятельность теории водного питания растений. Ее сменила гумусовая теория Альбрехта Тэера. Согласно этой теории, растения могут питаться только органическим веществом почвы и водой. А. Тэер был одним из основоположников агрономии и организатором первого высшего агрономического учебного заведения. В XVIII–XIX столетии в разработке вопросов питания растений и химии почв следует отметить работы шведа Берцелиуса, немца Ю. Либиха, француза Ж.Б. Буссенго и др. В первой половине XIX в. знаменитый немецкий химик Юстус Либих (1803–1873) разработал минеральную теорию питания растений. По этой теории растения усваивают из почвы минераль¬ные вещества, из перегноя же – только углерод в виде углекислоты. Так как растения извлекают из почвы минеральные элементы, то каждый урожай, увозимый с поля, истощает почву. С целью ликвидации дефицита элементов в почву необходимо вносить минеральные удобрения, приготовленные заводским путем. Крупная заслуга Либиха – введение в практику сельского хозяйства применения минеральных удобрений. Большим минусом в его взглядах был недоучет роли азота в питании растений. Значение азота для почвы и растений было изучено французским ученым Ж. Ю. Буссенго.


Учителя и предшественники М.В.Ломоносова

Для истории просвещения в России особенно важны и интересны сношения Петра I с Лейбницем и Вольфом. Эти два философа и ученых-энциклопедиста стояли тогда во главе всей европейской науки.  Первый из них, заслуживший себе бессмертную славу своей теорией о бесконечно малых величинах, обладал склонным к широким обобщениям умом и, между прочим, стремился отыскать универсальный язык для всех народов. Лейбницу принадлежит "грандиозная идея об ученом обществе, или , во всем мире, которое, на основании научных стремлений,  должно было привлечь к себе не только науку, но и все дела государства и даже целого человечества. С этой идеей были связаны его старания возбуждать к основанию академий в Берлине, Дрездене, Вене и Петербурге. Он смотрел на академию как на общую мастерскую, где несколько рук вместе работают над наукой, потому что для дальнейшего ее возрастания общества служат лучше, чем отдельные люди", - говорит Порфирьев. Эта идея породила другую - о возможности отыскать универсальный язык, используя который, все народы алгебраически могли бы понимать друг друга.

Еще более сделал для нашей Академии другой глава тогдашней европейской науки, Христиан Вольф, ученик Лейбница. Он состоял сначала профессором в Лейпциге, затем в Галле и наконец в Марбурге. Его философия хотя и не могла претендовать на самостоятельность и оригинальность, но отличалась строго логической  и ясностью. Благодаря этим качествам она приобрела обширную школу последователей и господствовала в Германии вплоть до Канта. Кроме философии Вольф, как и большинство ученых-энциклопедистов того времени, занимался математикой, физикой, химией и другими науками.

Вклад Ломоносова в почвоведение

Ломоносов был великим ученым-энциклопедистом. Он заложил основы новой науки — физической химии и в то же время произвел обстоятельные исследования в различных областях физики, химии, астрономии, метеорологии, географии, минералогии, геологии, горного дела и химической технологии, включая металлургию. Одновременно он был поэтом, художником, историком и филологом, т. е. обнял все отрасли просвещения. «Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец — он все испытал и все проник», — сказал о Ломоносове А. С. Пушкин.
Свои воззрения в области почвоведения Ломоносов изложил в трактате «О слоях земных», представлявшем второе приложение к труду «Первые основания металлургии или рудных дел». Этот трактат был написан в 1757-1759 гг. и опубликован в 1763 г.
В противоположность Линнею, считавшему песок и глину первозданными землями, из которых произошли все минералы, Ломоносов писал, что «песок есть не первообразная или первозданная материя» (§ 131). Он произошел от разложения каменных гор. «И глина не всякая есть первородная» (§ 142). Глина образуется путем осаждения, «когда из воды отделяющиеся земляные иловатые частицы на дно садятся и слой на слой нарастают в разное время» (§ 135). В дальнейшем, затвердевая, глины могут превращаться в Шифер или сланец и другие гарные породы.

Таким образом, Ломоносов отверг господствовавшие в то время в науке представления и признал рыхлые поверхностные горные породы, на которых образуются почвы, продуктом выветривания массивных пород.
Ломоносов отверг также господствовавшие в тот период представления о питании растений водой. Описывая опыт Роберта Бойля, который, установил при выращивании тыквы из семени на высушенной и взвешенной земле в условиях достаточного полива водой, ничтожную, по сравнению с весом сухого урожая, убыль земли, пришел к выводу, что вода превращается в землю, Ломоносов делает замечание: «Но кто рассудит сколько употребленная вода на поливание во все время ращения дала оной тыкве от себя имеющейся всегда земли, и сколько воздух почерпаемой местами растущего плода вместил в него носящейся тонкой земляной пыли; то никогда не поставит при сем за нужное дело претворение воды в землю» (§ 142).
Вместе с тем Ломоносов придавал большое значение воздушному питанию растений, представляя его в соответствии с взглядами того времени. Он указывал, что сосны, растущие на бесплодном песке, своими иглами «почерпают в себя с воздуха жирную влагу, которая тончайшими жилками по всему растению расходится и разделяется, обращаясь в его пищу и тело». Поэтому у сосны корень «...служит больше для укрепления, нежели ради питания, хотя также к растению способствует» (§ 127).
После отмирания растений остатки их чернеют и превращаются в землю, которая служит к произведению растений.
«И каменные голые горы часто показывают на себе зелень мху молодого, которая после чернеет и становит ся землею; земля накалясь долготою времени служит после к произведению крупного мху и других растений» (§ 124).

В этих словах Ломоносова впервые в науке был высказан правильный взгляд на почвообразование, как на биологический процесс. Почва образуется при поселении на поверхности горных пород («каменные голые горы») растительности. После отмирания растений остатки их чернеют и превращаются в почву («землю»). Ранее поселяются менее требовательные растения («мох молодой»). С течением времени («долготой времени») количество органических веществ, перегноя, в почве накапливается, и она становится пригодной для произрастания более крупных и высокоорганизованных растений («крупного мху и других растений»).
Особенно большое внимание Ломоносов уделял вопросу о происхождении почвенного перегноя, наиболее существенной составной части почвы, определяющей ее плодородие. Для обозначения его он пользовался народными названиями — черная земля и чернозем. Вместе с тем последнее название Ломоносов применял и по отношению к черноземным почвам, указывая, что «существуют степи, где трава растет на черноземе» (§ 24).
Это двоякое употребление Ломоносовым термина «чернозем» было причиной полемики в литературе по истории почвоведения.
Ряд авторов (В. И. Вернадский, А. П. Павлов, П. В. Отоцкий, И. С. Щусев) считали, что Ломоносов черноземом называл черноземную почву, другие же (А. А. Ярилов), что под черноземом он понимал почвенный перегной.
В действительности, как это впоследствии признал и сам Ярилов (1940 г.), Ломоносов применял название «чернозем» и для обозначения черноземной почвы и для обозначения перегноя, т. е. так, как оно применяется в народном языке, откуда и взято.

Перегной, писал Ломоносов, продукт биологических процессов. «Его происхождение не минеральное, а из двух протчих Царств натуры, из животного и растительного всяк признает... От животных и растений умножение черной садовой и огородной земли известно; жилые места и навозом удобренные пашни о том везде уверяют» (§ 122).
При этом Ломоносов впервые обратил внимание на существенное отличие, наблюдающееся в накоплении перегноя между хвойными и лиственными лесами и лугами. «В лесах, кои стоят всегда зелены, и по зиму листа не роняют, обыкновенно бывает земля песчаная; каковы в наших краях сосняки и ельники. Напротив того в березниках и в других лесах, кои лист в осень теряют больше преимуществует чернозем... Тоже должно рассудить и о лугах на черноземе, где трава не бывает скошена или стравлена от скота; и в навоз перегнивает, тук земной умножая» (§ 123).
Таким образом, тучность земли, ее плодородие Ломоносов связывал с содержанием в ней перегноя.
«Обще примечено, что таковую землю чем больше утучняют, тем толще черной слой становится» (§ 24).
Ломоносову были известны многие почвы. «К сему причесть должно великие чистые болота и тундры, простирающиеся иногда на несколько сот верст, так же и некоторые степи, где трава растет на черноземе. Едва ли меньшую часть, лишь бы еще не большую, земной поверхности занимает песок... Многие места в Аравии покрыты селитряным иньем с солью смешанным, так что от излишества их земля стоит бесплодна» (§ 24, 25, 32). Следовательно, Ломоносов, различал почвы тундр, болотные, хвойных и лиственных лесов, черноземы, пески пустынь, солончаки.

Ломоносов впервые высказал совершенно правильный взгляд на образование торфяных болот. «А как известно, что мох не токмо летом, но и зимою растет под снегом; и для того не дивно, что мелкое в прочем сие прозябение весьма высоко подымается, так что в некоторых местах и дна не досягают. Присем весьма вероятно, что он с низу и подгнивает, обращаясь в чорную землю» (§ 124).
О черноземе Ломоносов писал: «И так нет сомнения, что чернозем не первообразная и не первозданная материя, но произошел от согнития животных и растущих тел со временем» (§ 125).
Ломоносов был знаком и с эрозией почв: «Где на низких и покатных местах вымывает легкие черноземные частицы дождями и в даль сносит, а песок садясь скорее на дно, остается удобнее на старом месте» (§ 123).
Таким образом, в области почвоведения Ломоносов опередил на полтора века современную ему науку, правильно осветив ряд положений, которые были окончательно установлены лишь в конце XIX и начале XX столетий.
«Ломоносов, — писал В. В. Докучаев, — давно уже изложил в своих сочинениях ту теорию, за защиту которой я получил докторскую степень, и изложил, надо признать, шире и более обобщающим образом»1.
Почвоведение Ломоносов связывал с сельским хозяйством. Будучи назначен в 1758 г. руководителем Географического департамента Академии наук, он приступил к «поправлению российского атласа» и составлению «верной и обстоятельной российской географии». С этой целью в 1759 г. был разработан для рассылки на места вопросник, включавший в числе тридцати разных вопросов также вопрос о том, «каких родов хлеб сеют больше и плодовито ли выходит, рассуждая общую перед посевом прибыль».

В дальнейшем Ломоносов составил проект «Мнение о учреждении государственной коллегии земского (сельского) домостройства», в котором писал, «что коллегия сельского домостройства всех нужнее».
С именем Ломоносова связано возникновение в России университетского почвоведения.
В 1754 г. Ломоносов закончил составление проекта организации Московского университета. Согласно проекту, университет должен был иметь три факультета: философский, юридический и медицинский, причем в состав философского факультета входили философия, физико-математические и историко-филологические науки. В отличие от западноевропейских университетов, в состав Московского университета не был включен богословский факультет. Кафедры университета, которых было намечено 12, должны были иметь лаборатории и кабинеты для проведения учебной и научно-исследовательской работы.
По проекту, в университет могли поступать не только дворяне, но и лица податных состояний, а также, с разрешения помещиков, крепостные, которые после успешного окончания университета должны были освобождаться от крепостной зависимости. С этой целью предусматривалось казенное содержание для 30 студентов и 100 гимназистов университета. Московскому университету предоставлялось право присуждать ученую степень доктора наук. Для публикации работ ученых университет должен был иметь свою типографию.
И. И. Шувалов, назначенный куратором университета, внес в проект Ломоносова ряд существенных изменений, имевших целью укрепление в нем сословных привилегий дворянства и ограничение университетской автономии. В таком виде проект был утвержден Сенатом, и 26 апреля (7 мая) 1755 г. состоялось официальное открытие Московского университета.

Преподавание почвоведения в Московском университете в составе курса «Сельскохозяйственное домоводство» началось в 1770 г. Читал этот курс Матвей Иванович Афонин (1739-1810) в течение семи лет (1770-1777) Афонин окончил Московский университет, после чего готовился к профессуре в Упсальском университете, где слушал лекции по ботанике Линнея и по химии Валерия. Его докторская диссертация, выполненная в Упсальском университете под руководством Линнея и представленная в 1766г., была посвящена вопросам сельского и лесного хозяйства.
В 1770 г. Афонин после соответствующего экзамена был представлен «профессорской конференцией». — ученым советом Московского университета к занятию кафедры зоологии и ботаники с чтением курса «Сельскохо зяйственное домоводство» (агрономия). Лекции он, в отличие от других профессоров, читавших на латинском языке, читал по-русски. Афонин уделил особое внимание черноземным почвам.
В 1771 г. он выступил на публичном собрании университета с торжественным «Словом о пользе, знании, собирании и расположении чернозему, особливо в хлебопашестве». В определении чернозема Афонин следовал Ломоносову, указывая, что чернозем «состоит по большей части из согнивших трав и растений, которые частью в самом воздухе, как говорят, под непокрытым небом, а часто в живущих телах перемену сию претерпели». В определении же причин высокого плодородия чернозема Афонин придерживался господствовавших в тот период воззрений, что чернозем «получает себе в рассуждении выгодного своего положения на поверхности земной свое плодородие сверху, из разных упадающих на него жидкостей, как то росы, дождя и снегу».

Афонин дал классификацию чернозема, разделив его на восемь типов 1) «глинистый, чернозем», 2) «каменистой или песчаной или с хрящем смешанный», 3) «лесной на смолу похожей чернозем, который также легкою землею слывет и кой всегда масляным кажется» а при том рыхл почему и растения на нем скоро всходят», 4) «болотной чернозем, который также называется и мерзлою землей или тиною. Он кисловат и при том много холоден», 5) «березовой чернозем, кой всегда сух и холоден», 6) «можжевеловой и сосновой чернозем, который натурою не только тепл, но и горяч», 7) «еловой чернозем, который так же жирен, но несколько холоднее нежели сосновой», 8) «ореховый чернозем, который также и лесным черноземом называется. Он по большей части состоит из хорошей и плодородной земли, потому что он в себе имеет как жирность, так и теплоту, с помощью который растения скоро восходят и имеют хорошие соки к своему питанию...».
Из этой классификации видно, что Афонин, подобно Ломоносову, черноземом называл и черноземные почвы и почвенный перегной. Но его высказывания по вопросам обработки относятся преимущественно к черноземным почвам.
«Нужно, чтобы чернозем редко был делан холостым или лежал пуст, а был чаще пахан, что ему служит в удержание способности плодородия. Осенним временем, когда хлеб сжат и убран, должно его несколько раз подымать и освобождать от вредных и негодных трав, которые отнимают от него влажность и питательный сок».
В этом высказывании заслуживает внимания мысль, что частая обработка чернозема не истощает его, а служит к «удержанию способности плодородия».

Библиография ЛомоносоваМ.В.

Ломоносов М. Краткое руководство к красноречию. — Кн. 1: В коей содержится Риторика… — СПб.: Имп. Акад. наук, 1748. — 327 с.

Ломоносов М. Риторика. — СПб.: 1748.

Ломоносов М. Российская грамматика. — СПб.: Имп. Акад. наук, 1755. — 214 с.

Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — СПб.: Имп. Акад. наук, 1751.

Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — 2-е изд. с прибавл. — М.: Имп. Моск. ун-т, 1757—1759.

Ломоносов М. Собрание разных сочинений в стихах и прозе. — СПб.: Имп. Акад наук, 1768.

Ломоносов М. Краткое начертание римских и российских прав. — М, 1777.

Ломоносов М. Краткий российский летописец с родословием. -СПб, 1760

Ломоносов Михаил Васильевич „Письмо И. И. Шувалову от 1.11.1761 года“ // Беседы в Обществе любителей Российской словесности. Вып. 3. — М. 1871. С. 72-86. (Формат pdf).

Ломоносов М. В. Сочинения: [В 8 т.]. — СПб.; М.; Л., 1891—1948.

Ломоносов М. В. Первые основания металлургии или рудных дел. — СПб, 1763.

Приложение «О слоях земных» 1763

Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений Михайла Васильевича Ломоносова, с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде ещё не напечатанных творений — СПб, 1803—1804.

Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений: В 10 т. — М., Л.: Изд-во АН СССР, 1950—1959. Т. 11. М., Л.: Наука, 1983.

Ломоносов М. В. Избранные философские произведения — М.: Госполитиздат, 1950

Ломоносов М. В. Избранная проза. М.: Советская Россия, 1986.

Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986.

Михайло Ломоносов, Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава I, М. В. Ломоносов, Полное Собрание Сочинений, т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952

Ломоносов М. В. Древняя российская история от начала российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года. — СПб, 1766.

Ломоносов М. В. О воспитании и образовании [Текст] : [Сборник] / М. В. Ломоносов; сост. Т. С. Буторина; АПН СССР. — М.: Педагогика, 1991. — 339, [4] с.

Ломоносов М. В. Российская грамматика Михаила Ломоносова [Текст] / М. В. Ломоносов. — 5-м тиснением. — СПб. : Акад. наук, 1788. — 214 с.

Ломоносов М. В. О сохранении русского народа / Сост., отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 848 с., ISBN 978-5-902725-88-6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77582. Последовательный интерфейс RS-232C 110 KB
  Стандарт RS-232C описывает несимметричные передатчики и приемники — сигнал передается относительно общего провода — схемной земли (симметричные дифференциальные сигналы используются в других интерфейсах — например, RS-422). Интерфейс не обеспечивает гальванической развязки устройств.
77583. Организационный этап формирования системы менеджмента качества 79.5 KB
  Реализация предварительного цикла работ по формированию СМК. Создание организационной структуры СМК. Реализация предварительного цикла работ по формированию СМК Непосредственно процессу разработки и внедрения СМК предшествует организационный этап основным назначением...
77584. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССНОЙ МОДЕЛИ СМК 172.5 KB
  Определить состав документации устанавливающий требования ограничения и рекомендации необходимые для результативного выполнения процесса. Определить показатели и спланировать качество и результативность процесса.
77585. Разработка документации СМК 122.5 KB
  Существует еще одна категория, неявно упоминаемая в стандарте. Это - специальные формы. Назначение этих форм - предоставить руководящие указания или инструктировать относительно регистрации данных по качеству, в частности, какую информацию следует заносить в них.
77586. Содержание обязательных документированных процедур 83.5 KB
  В каждой организации, независимо от того, намерена ли она внедрять СМК или нет, существует документооборот и соответствующие инструкции по делопроизводству, описывающие порядок управления внутренними и внешними документами.
77587. Внедрение и опытная апробация СМК 39 KB
  Внедрение СМК может начинаться с издания приказа о введении в действие документов СМК. Датой введения в действие СМК считается дата утверждения Политики, Руководства по качеству и процедуры по разработке и введению в действие внутренних документов.
77588. ТЕХНИКА И ПРОГРАММИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 719.5 KB
  Стремительный рост общей численности населения планеты совместно с усилением техногенных воздействий на окружающую среду существенно меняют ход глобальных природных процессов на Земле.
77589. Триггеры. Не тактируемые и тактируемые триггеры 231 KB
  Устройство имеющее два устойчивых состояния называют триггером. С приходом переключающих запускающих сигналов переход триггера из одного состояния в другое происходит лавинообразно и потенциалы на выходах меняются на противоположные.
77590. Андрей Тимофеевич Болотов 53.56 KB
  Так, например, обстоит дело с определением места в истории нашей страны Андрея Тимофеевича Болотова. Выдающийся деятель, внесший неоценимый вклад в развитие науки и культуры, основоположник русской сельскохозяйственной науки, к сожалению, до сих пор не получил должного признания своих заслуг.