66636

Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.К. Г. Юнга

Реферат

Логика и философия

Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

Русский

2014-08-25

142.5 KB

6 чел.

московский городской

психолого-педагогический университет

Факультет  дистанционного обучения

Общая психология

РЕФЕРАТ

Тема: Развитие психоанализа в работах А.Адлера и К.К. Г. Юнга

Ф.И.О. студента: Ххххх Хххх Ххх

Ф.И.О. и звание преподавателя: Доцент Ничикова Елена Викторовна

Курс 1, семестр 1

Форма обучения: заочно-дистанционная

Москва, 2008

Содержание


Введение

В Европе в 1911—1913 годах было две волны отхода от психоанализа, возглавлявшихся людьми, которые до тех пор играли важную роль в молодой науке, это Адлер и К. Г. Юнг. Оба выглядели довольно опасными и быстро снискали себе многих приверженцев.            

З.Фрейд

Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года . В противоположность господствовавшему  тогда в психологии взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, он выдвинул теорию, что люди находятся в состоянии бессознательного конфликта, истоки которого лежат в другой, более обширной сфере психической жизни – в неосознаваемых побуждениях. Вместо того чтобы ставить в центр психической жизни сознание, З.Фрейд сравнивал психику «с айзбергом, ничтожно малая часть которого выступает над поверхностью воды» [1], подчеркивал значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека и полагал, что значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию. «З. Фрейд был первым психологом, который в противоположность распространенной прежде традиции исследовал все богатство человеческих страстей – любовь, ненависть, тщеславие, жадность, ревность и зависть». [4] Он  также предложил первую развернутую теорию личности и метод наблюдения не только здорового подготовленного человека, но и лечения невротических расстройств, «предложил трудный, но притягательный путь к пониманию таких аспектов психической жизни, которые считались темными, скрытыми.» [1]

Названный психоанализом подход З. Фрейда был принят противоречиво: вызвал необычный интерес широкой общественности, но и шквал разоблачений, упреков, обвинений в безнравственности и шарлатанстве. Тем не менее, новые методы привлекали и воодушевляли многих ученых: некоторые из них становились последователями, другие со временем отделялись и погружались в создание собственной, дополняющей или антагонистичной теории.

Два наиболее выдающихся ученых, разошедшихся с З. Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы З.Фрейда, внесли свой вклад в дополнение и усовершенствование как ученики и последователи. Однако со временем принципиально разошлись с З.Фрейдом и, пересмотрев психоанализ в совершенно разных направлениях, создали самостоятельные теории, которые могли бы соперничать с фрейдовской по масштабу охвата главных аспектов человеческого поведения. Это «индивидуальная психология» А. Адлера и «аналитическая психология» К. Г. Юнга. Целью данной работы является беспристрастное обозрение теорий А. Адлера и К. Г. Юнга, их  отличительных особенностей в сравнении с психоанализом Фрейда. Обозрение уникальной сути каждой теории, с акцентом на нововведениях относительно классического психоанализа З. Фрейда и психологии того времени в целом.

В данном  реферате теории К. Г. Юнга и А. Адлера будут рассмотрены как развитие психоаналитического подхода в психологии, и как предпосылки для рождения будущей глубокой психологии.


1. Психоанализ

  1.  . Классический психоанализ З. Фрейда 

Прежде чем перейти к рассмотрению путей развития психоанализа в работах А. Адлера и К. Г. Юнга, необходимо раскрыть основные понятия классического «фрейдовского» психоанализа.

Учение З. Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, первоначально разработан З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. В процессе естественного развития метод был переработан в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений), под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству «Я», включенного в окружающий его мир. Сам человек, полагал З. Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». За действие вытесненных «комплексов» принимаются забывания, оговорки, грезы, ложные поступки, неврозы (истерии), и лечение их проводится таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать. Исследуя свои собственны сновидения, З. Фрейд пришел к выводу, что "сценарий" сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах - символах этой формы ночной жизни.

Следуя биологическому стилю мышления, З. Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением:

  •  инстинкт самосохранения,
  •  сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида.

В классическом психоанализе сексуальному («либидо») отводится центральную роль, а человеческую душевную жизнь рассматривается в целом как сфера господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Одна из предпосылок психоаналитической теории состоит в том, что  человек рождается с определенным количеством либидо, которая затем проходит в  своем развитии несколько стадий, именуемых как психосексуальные стадии развития. З. Фрейдом была предложена гипотеза о четырех стадиях, связанных с разными возрастными этапами:  

  •  оральной,  
  •  анальной,
  •  фаллической,
  •  генитальной.

В зависимости от протекания каждой стадии, могут сформироваться разнообразные «фиксации», вызывающие психологические нарушения.

С  современной  точки  зрения, «психосексуальное развитие человека продолжается всю жизнь, в  ходе  решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей... В конечном итоге, последней стадией психосексуального развития человека является продуктивная и здоровая старость». [1, c. 143]

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, состоящей из различных психических инстанций, обозначенных терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

1) Оно 

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

2) Я (Эго)

Я (Эго) следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

3) Сверх-Я (Супер-Эго)

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид предопределен генетически, а Я - продукт индивидуального опыта, то супер-эго - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно З. Фрейду, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью, и такая неосознанная привязанность к отцу, желание оправдать его ожидания – явление, названное З. Фрейдом «Эдиповым комплексом».

Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. [13] 

1.2. История развития психоанализа 

История становления и развития психоаналитического движения характеризуется периодами активного распространения психоаналитических идей по всему миру, периодами запрета и непринятия, реформаторскими тенденциями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.

Первая фундаментальная, знаменовавшая собой открытие психоанализа, работа З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) была напечатана небольшим тиражом — 600 экземпляров, для распродажи которых потребовалось восемь лет.

С осени 1902 начались регулярные  дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название «Психологическое общество по средам». На протяжении последующих пяти лет в этот кружок вошли люди, ставшие позднее известными психоаналитиками. Среди них были Пауль Федерн, Эдуард Хичман, Отто Ранк, ИсидорЗадгер. Первыми зарубежными гостями кружка стали Макс Эйтингон, Людвиг Бинсвангер, Карл Густав Юнг, Карл Абрахам, Эрнест Джонс, Абрахам Брилл, Шандор Ференци.

Весной 1908 года «Психологическое общество по средам» превратилось в «Венское психоаналитическое объединение», члены которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З. Фрейд опубликовал целый ряд крупных работ и статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам. Например, в эти годы были написаны такие работы, как: «Психопатология обыденной жизни» (1901),«Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907).

В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», в последствии получившая название «I Международного психоаналитического конгресса». На «II Международном психоаналитическом конгрессе» в марте 1910 года в Нюрнберге было принято решение о создании международного объединения психоаналитиков с соответствующими отделениями в разных странах. Целью ассоциации было признано «сохранение и развитие основанной З.Фрейдом психоаналитической науки» и «обоюдная поддержка в усилиях по приобретению и распространению психоаналитических знаний». По рекомендации З. Фрейда президентом Международной психоаналитической ассоциации был избран К. Г. Юнг. Президентами отделений ассоциации стали: в Берлине – К. Абрахам, в Вене – А. Адлер, в Цюрихе – Л. Бинсвангер.

Психоанализ получил распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы. Вместе с тем в истории развития психоанализа произошли первые идейные столкновения, которые сопровождались концептуальными разногласиями и личными обидами, в конечном счете, приведшими к тому, что некоторые приверженцы психоаналитических идей разошлись с З. Фрейдом. В результате идейного раскола произошло как бы образование различных школ психоанализа, одни из которых остались в рамках психоаналитического движения, в то время как другие переросли в новые направления в психологии и психотерапии.

 

     


2. Индивидуальная психология А. Адлера

 2.1. Биографический очерк 

Альфред Адлер родился в 1870 году на окраине Вены. Он был вторым ребенком в семье небогатого еврейского торговца зерном, имевшего шесть детей. В детстве мальчик часто болел. Ранние воспоминания, которые впоследствии станут играть важную роль при построении А. Адлером его теории личности, были связаны с болезнью и смертью близких, картинами похорон. 

Окончив Венский университет, Адлер становится врачом-офтальмологом. Он практикует как терапевт, увлекается социалистическими идеями и публикует несколько статей по санитарной гигиене, в которых анализируются условия труда и экономические отношения с точки зрения их воздействия на здоровье человека. Идея о том, что медицинское просвещение и профилактика более эффективны в борьбе с болезнями, чем само врачевание, не оставляла его до конца жизни.

Интерес к психиатрии, возникший на фоне личных переживаний и занятий медициной, расположил А. Адлера к возникшему психоаналитическому движению, вокруг которого велись бурные дебаты. Психолог защищал З. Фрейда в печати и был приглашен в психоаналитический кружок. С самого начала А. Адлер пользовался особым расположением З. Фрейда, стал Президентом психоаналитической ассоциации, соредактором психоаналитического журнала.

Но в начале 1911 года в Венском психоаналитическом обществе А. Адлер выступил с изложением своих идей, содержащих критику отдельных положений учения З. Фрейда о психической деятельности человека. Почувствовав, что концепция А. Адлера, привлекающая своей простотой и жизненной правдой, начинает конкурировать с его сексуальной концепцией неврозов и развития личности, З. Фрейд начинает резко критиковать его. Откровенные дискуссии завершились выходом А. Адлера вместе с девятью другими членами кружка, в котором было тогда 23 человека, из Венского психоаналитического общества и образованием «Общества свободного психоанализа». Позднее отошедшее от З. Фрейда и возглавленное А. Адлером направление получило название индивидуальной психологии.

Развитие психоанализа, во многом благодаря Адлеру, сменило ориентацию с естественно-научной, биологической на гуманитарную, социокультурную. В 20-30-е годы XX века Альфред Адлер был едва ли не самым популярным после З. Фрейда человеком в психоаналитическом движении. Австрийский психолог, врач, он создал свою версию психоанализа – индивидуальную психологию. Теория Адлера привлекла многочисленных поклонников, но уже в 40 – 50 гг. утратила свою популярность. Трудно возразить Дж. Брауну, который пишет: «Прекрасная интуиция А. Адлера иссякла в посредственности его последователей, потому что он распространил свою проповедь слишком широко и упростил проблемы, которые приобрели вид, непригодный для научного обсуждения». [12] Тем не менее, психоаналитики приняли ряд идей А. Адлера и, в частности, его общую трактовку соотношения неполноценности и превосходства.

2.2. Основные понятия Индивидуальной психологии А. Адлера 

Индивидуальная психология А. Адлера описывает человека как единую, самосогласующуюся и целостную личность, находящуюся в постоянном развитии. По А. Адлеру,  личность –  это динамическая система, в которой все связано со всем, личность не есть простая сумма черт характера, обусловленных обстоятельствами рождения, детства и специального окружения. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство.

1) Комплекс неполноценности и компенсация

В медицинской практике А. Адлер обратил внимание на факты физиологической неполноценности отдельных органов: ни у одного человека все органы не бывают хорошо сформированы и развиты. У одного – выносливое сердце, но больной желудок, у другого – хорошее зрение, но неважный слух, у третьего – сильный интеллект, но вялые чувства и т. д. Известно, что органы и функции способны в какой-то мере заменять, компенсировать друг друга: сердце с больным клапаном работает так, что развивает сильную сердечную мышцу; слабовидящий человек склонен чаще прислушиваться. Существует и другой вид компенсации, больше всего интересующий А. Адлера – компенсация в рамках одной функции: ребенок со слабым зрением тренирует себя в искусстве рассматривания предметов, человек со слабым слухом напрягает слуховой орган и постепенно учится различать самые тонкие различия звуков. Применив свои наблюдения к психической деятельности человека, А. Адлер заметил, что, стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свой творческий потенции. Психолог назвал этот процесс компенсацией или сверхкомпенсацией. «Сверхкомпенсация – это особая социальная форма реакции на чувство неполноценности.» [7] Именно в «комплексе неполноценности» А. Адлер видел источник неврозов.

2) Социальность и социальный интерес

Условиями реальной компенсации, согласно А. Адлеру, служат:

  •  стремление к превосходству, власти, дающее «запас упорства»,
  •  социальное чувство, которое, подобно инстинкту, вызывает интерес к другим людям, общественным событиям, заставляет включиться в мир культуры.

Социальность, согласно Адлеру – естественная форма жизни человека. Все люди чувствуют себя неадекватными в каких-то ситуациях, каждый бывает придавлен трудностями жизни и не в состоянии справиться с ними «один на один». Поэтому самым сильным стремлением человека всегда было стремление объединяться в группы, быть членом общества. Даже на примере животных мы видим, что слабые особи, сбиваясь в стадо, способны защититься от сильных. Человек биологически слаб, и в этом первопричина социальной жизни. Вторая причина социальности – неравенство людей – тот факт, что многие не способны выжить в изоляции. Недостатки индивида вызывают потребность в других людях, а благодаря этой нужде появляются социальные изобретения. [7] 

Социальный интерес определяется А. Адлером как внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества, степень выраженности социального интереса является показателем психологического здоровья. Социальная включенность позволяет осознать важнейшие жизненные проблемы, по сути дела, социальные, но осознаваемые как глубоко личностные. По А. Адлеру, личность развивается нормально только благодаря постоянной коррекции со стороны общества, а всякая «депривация», то есть лишение человека возможности пользоваться общественными благами, ведет к усилению чувства неполноценности и невротизму.

3) Жизненный стиль

Согласно А. Адлеру, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство и совершенство, в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей: например, выбор профессии, выработка стиля взаимоотношений с другими людьми, формирование способности к устойчивым любовно-дружеским отношениям, создание семьи. Психолог полагал, что стиль жизни создается благодаря творческой силе индивидуума, применяемой для компенсации чувства неполноценности. Определенное влияние на формирование жизненного стиля, по мнению А. Адлера, оказывает порядковая позиция в семье. Психолог различал четыре порядковые позиции, каждая из которых откладывает свой отпечаток на психику:

  •  первенец,
  •  единственный ребенок,
  •  средний ребенок,
  •  последний ребенок в семье.

«Нормальные люди идут своим путем, трудным или простым, находят приятную и, вместе с тем, осуществимую цель в жизни. Энергия их «воли к власти» тратится с пользой. Их чувство превосходства заслуженно, адекватно ситуации». [8] Как врача-психиатра и педагога А. Адлера больше всего интересуют случаи «псевдокомпенсации» – такие, в которых стремление к превосходству не находит социально оправданного применения, вызывает конфликты с окружением и может привести к «бегству в болезнь». [12]

Основатель психоанализа – З. Фрейд, возражая австрийскому психологу, отмечал, что многие дети не только не чувствуют своей неполноценности, но, напротив, развивают нарциссизм, видят себя в «центре мира», в фокусе внимания окружающих, и что легче встретить человека излишне самоуверенного, чем страдающего комплексом неполноценности. Что же касается «природы человека», то, будучи уязвимой, ранимой она, по мнению З. Фрейда, обладает и огромным «запасом прочности», ресурсами, которые отсутствуют у других животных: например, человек обладает разумом, а при желании и тренировке может ходить по раскаленным углям, останавливать дыхание на продолжительный срок и т.п. В ответ на критику А. Адлер заявлял, что «комплекс неполноценности» - лишь идея, объяснительный принцип, элемент общей схемы поведения, который должен рассматриваться в совокупности с другими элементами: «жизненным стилем», «компенсацией» и «социальным чувством». [6] Психолог полагал, что необходимо знать конечную цель устремлений человека, его бессознательный жизненный план, при помощи которого он старается преодолеть напряжение жизни и свою неуверенность.


3. Карл Густав Юнг и аналитическая психология.

В конечном итоге, большинство наших трудностей происходит от потери контакта с нашими инстинктами, со старой незабытой мудростью, накопленной в нас.

К. Г. Юнг

  1.  Биографический  очерк.  

Карл Густав Юнг родился в Кессвиле, в Швейцарии, в 1875 году. Единственный сын пастора швейцарской реформаторской церкви, он был глубоко интровертированным (употребляя понятие, введенное К.Г. Юнгом) ребенком, но прекрасно учился. К.Г. Юнг жадно читал, особенно философскую и религиозную литературу, и наслаждался уединенными прогулками, во время которых восхищался тайнами природы. В школьные годы, вспоминал К.Г. Юнг, он был всецело поглощен мечтами, сверхъестественными видениями и фантазиями. [1, с. 96]

К.Г. Юнг изучал медицину в Базельском университете и получил медицинскую степень по специальности психиатрия в 1900 году. После знакомства с «Толкованием сновидений» З. Фрейда К.Г. Юнг начал регулярно переписываться с ним, а со временем стал одним из доверенных лиц З. Фрейда и был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации в 1910 году. Но в период 1911–1912 годов между двумя выдающимися психологами обнаружились идейные разногласия. В 1912 г. публикуется работа К. Г. Юнга «Либидо, его метаморфозы и символы», во второй части которой были изложены несовпадающие с концепциями основателя психоанализа представления о либидо и инцестуозных желаниях. С этого момента идейные разногласия настолько обострились, что, усиленные кризисом в личных отношениях, переросли в окончательный разрыв, который произошел в начале 1913 года.

В апреле 1914 года К. Г. Юнг отказался от должности президента Международной психоаналитической ассоциации, объявил о своем выходе из этого объединения и в дальнейшем стал разрабатывать направление, получившее название аналитической психологии. На протяжении следующих четырех лет К. Г. Юнг переживал тяжелый душевный кризис, и это настолько ослабило его, что психолог отказался читать курс лекций в Цюрихском университете. Он был буквально одержим изучением собственных снов и фантазий, что, по мнению некоторых ученых, едва не привело его к помешательству. Только к концу первой мировой войны К. Г. Юнг смог прервать свое путешествие по лабиринтам внутреннего мира, чтобы создать новый подход к изучению личности, где в качестве основных идей выступали человеческие устремления и духовные потребности. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается с утверждения: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного». [11]

Трагический эпизод в жизни К. Г. Юнга связан с обвинениями его в симпатиях к нацистам. Психолог со всей страстью отвергал эти нападки и был, в конце концов, реабилитирован. Свою дальнейшую жизнь К. Г. Юнг посвятил путешествиям по всему миру и чтению лекций. Изучение разных культур в Америке, Африке и Азии дало ему возможность расширить свое понимание природы человека.

К. Г. Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

  1.  Основные понятия аналитической психологии К. Г. Юнга

Одним из главных расхождений с З. Фрейдом было отрицание К. Г. Юнгом теории сексуальности, как единственное выражение психической целостности личности. В своей работе «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912) психолог приводит многочисленные примеры неврозов, в которых на передний план выходили проблема социальной адаптации, давление трагических обстоятельств жизни, соображения престижа и т.д. В теории К. Г. Юнга расширяется подход и к «либидо». В отличие от З. Фрейда, который трактовал либидо, в основном, как сексуальную энергию, К. Г. Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти. То есть в понимании К. Г. Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают.

.

Крупным нововведением К. Г. Юнга является понятие о «коллективном бессознательном». Психолог провел четкое разделение между индивидуальным и коллективным бессознательным.

1) Индивидуальное бессознательное отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда-то были сознательными, но утратили свой сознательный характер в силу забвения или подавления.

2) Коллективное бессознательное – это общечеловеческий опыт, характерный для всех рас и народов, оно представляет собой скрытые следы памяти человеческого прошлого. Оно зафиксировано в мифологии, народном эпосе, религиозных верованиях и проявляется, то есть выходит на поверхность, у современных людей через сновидения. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов, называемых архетипами. В архетипах заключен опыт всего человечества, начиная от наших древнейших предков, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Наиболее значительными архетипами в юнговской теории являются персона, тень, анима, анимус и самость. [4]

  •  Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании К. Г. Юнга, персона служит цели производить впечатление на других.
  •  В противоположность той роли, которую выполняет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти.
  •  В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание К. Г. Юнгом врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона
  •  Самость — наиболее важный архетип в теории К. Г. Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность.

Наиболее известным вкладом К. Г. Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия. Согласно теории К. Г. Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной.

1) Экстраверсия.

В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой.

2) Интроверсия.

Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом.

В отличие от З. Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, К. Г. Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.. С точки зрения К. Г. Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Психолог придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Согласно К. Г. Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. «Говоря упрощенно, индивидуация — это динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций». [9, с. 127] В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл самореализацией. Психолог полагал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Аналитическая психология в конечном счете нашла очень широкую аудиторию в разных странах, а многие его книги не утратили своей актуальности и сегодня.


Заключение

В 1914 году была опубликована работа З. Фрейда «Об истории психоаналитического движения», в которой содержалась критика модификаций психоанализа, предпринятых А. Адлером и К. Г. Юнгом. Основатель психоанализа не разделял опасения тех, кто полагал, что «измена» со стороны людей, сыгравших значительную роль в развитии психоаналитического движения, может оказаться роковой для этого движения. «Психоанализ, — подчеркивал З.Фрейд, — переживет эту потерю и завоюет новых сторонников. Я могу лишь на прощание пожелать, чтобы судьба благосклонно вознесла на поверхность тех, кто стал тяготиться пребыванием в подземном мире психоанализа. Остальным же пусть будет позволено без помех завершить свои труды в глубинах». [5, с. 200]
Дальнейшее развитие психоаналитического движения показало, что число сторонников психоанализа действительно продолжало расти, а психоаналитическое видение человека, его бессознательных мотивов мышления и поведения, защитных механизмов и невротических расстройств заняло важное место  в культуре ХХ столетия. Вместе с тем обнаружившиеся в этом движении идейные разногласия породили волну новых модификаций психоанализа, в результате чего классические представления З. Фрейда о психическом аппарате оказались в центре дискуссий. В процессе психоаналитических дискуссий возникло множество различных школ и направлений, представители которых претендовали на единственно верное толкование идейного наследия З. Фрейда или же отстаивали необходимость синтеза классических психоаналитических идей с иными учениями с целью создания какой-либо новой разновидности психоанализа.

Психоанализ имеет огромное значение для наук о человеке, в том числе

и для исследования различных аспектов научного и художественного

творчества, психологии, медицины, морали, религии. Сегодня психоаналитические идеи оказывают серьезное влияние на различные сферы образования, культуры и науки. Психоаналитическая философия распространена во всем мире. Она существует во множестве вариантов – "психологическая философская антропология" (Л.Бинсвангер), "экзистенциальный психоанализ" (Ж.-П.Сартр, Э.Фромм), синтетические представления о человеке, основанные на сочетании идей психоанализа с феноменологическим учением Э.Гуссерля (Л.Раухала), психоаналитическая герменевтика (А.Лоренц, Ю.Хабермас), структурный психоанализ (К.Леви-Строс, Ж.Лакан). Нашли собственных последователей и индивидуальная и аналитическая психология. Например, существует юнгианство как отдельное направление в психологии.

Задолго до проделанной сейчас работы мне был изначально близок и интересен подход К. Г. Юнга. И, тем не менее, можно найти много созвучий и со взглядами З. Фрейда, и с некоторыми доводами А. Адлера. И потому хотелось бы подчеркнуть, что изначальный посыл и суть реферата была в рассмотрении уникальности и особенностей теорий А. Адлера и К. Г. Юнга. «По существу сравнения вообще применяются для более точного различения свойств; так зоолог, решив дать четкое и исчерпывающее описание жирафа, сказал, что «он выше слона, но не так массивен». [14, с. 137] Теории З. Фрейда, А. Адлера и К. Г. Юнга представляются мне взглядом на одну и ту же проблему с трех разных уровней восприятия: соответственно, физического, инстинктивного; ментального, социального; духовного, почти религиозного. Ни в коем случае не хотелось бы рассматривать их как антагонистичные, скорее, как просто уникальные, окрашенные индивидуальностью своих авторов.


Список литературы

  1.  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. –  3-е изд. / Серия «Мастера психологии. Спб., 2006.
  2.  Маклаков А. Общая психология: Учебник для вузов. / Серия «Учебник нового века». Спб., 2003.
  3.  Фейдимен Д., Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология. Карл Юнг и Альфред Адлер. М., 2007.
  4.  Овчаренко В. И. Классический и современный психоанализ. Программы курсов и спецкурсов. / Электронная версия с изменениями и дополнениями. М., 2000.
  5.  Фрейд З. К истории психоаналитического движения // По ту сторону принципа удовольствия. — М., 1992.
  6.  Фейдимен Д., Фрейджер Р. Теории личности и личностный рост.
  7.  Сидоренко Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних воспоминаний А. Адлера. СПб., 1993
  8.  Адлер А. О нервическом характере. СПб., 1997.
  9.  Юнг К.Г. Аналитическая психология, прошлое и настоящее. Москва, 1995.
  10.   Юнг К.Г. Душа и миф, шесть архетипов Киев—Москва, 1997.
  11.   Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев, 1994.
  12.   Марцинковская, Т. Д. История психологии. М., 2003
  13.   Фрейд. З. "Введение в психоанализ: Лекции". М, 1989.
  14.   Честертон К.Г. По обе стороны зеркала – предисловие к Алисе в зазеркалье Льюиса Кэрролла / Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. http://www.lib.ru/CARROLL/ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32866. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ 46.5 KB
  Такое понимание цивилизации мы встречаем у Л. В этом смысле говорят об античной цивилизации цивилизации инков и т. Для того чтобы определиться с понятием цивилизации необходимо очевидно предварительно проанализировать ее наиболее существенные черты. Разумеется речь идет не об инфраструктуре свойственной современной волне цивилизации но к концу варварства прыжок от родоплеменной изолированности уже был совершен.
32867. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 58.5 KB
  Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Но есть и иной подход наиболее популярный в русской социальной философии согласно которому к интеллигенции причисляют тех кого можно считать нравственным эталоном общества. Предпосылкой появления Интеллигенции в её первичных формах было отделение умственного труда от физического когда рядом с огромным большинством занятым исключительно физической работой образовались социальные группы освобожденные от прямого производительного труда и руководящие общественными делами в том числе...
32868. ГОСУДАРСТВО. МОНАРХИЯ И РЕСПУБЛИКА. ПРАВО 42.5 KB
  Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией законами и другими правовыми документами государства которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями сформировавшимися внутри общества независимо от государства которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов. Определений государства множество. Основная функция государства обеспечение комфортного проживания своих граждан. Природа...
32869. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И ЕГО СТРУКТУРА. ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ИСКУССТВО 28.43 KB
  Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое правовое нравственное религиозное эстетическое научное и философское которые различаются между собой по предмету и форме отражения по социальной функции по характеру закономерности развития а также по степени своей зависимости от общественного бытия. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Элементами...
32870. РЕВОЛЮЦИЯ И РЕФОРМА 79.5 KB
  Современные ученые выделяют несколько видов революции: социальная экономическая политическая культурная идеологическая и т. По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно исторического процесса развития общества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественноэкономической формации другой более прогрессивной. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом бедствиями повальными болезнями проявлениями неповиновения и “агитацией разросшейся до...
32871. РУССКАЯ АКСИОЛОГИЯ 49.78 KB
  Проблемы ценностей в философии Человека интересует не просто истина а значение объекта для человека для удовлетворения его потребностей. Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций в которые он попал в результате рождения. Интерпритация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
32872. ИЛЬИН Иван Александрович 25.84 KB
  усматривал главный порок Человека началасередины 20 века во внутренней расколотости в противоречии между разумом умом рассудком и чувствами душой сердцем. Но в выборе направления движения и основных целях его он был прав поскольку без обретения свободы преодоление тоталитарного отчуждения человека его освобождение невозможно и немыслимо. искал пути к снятию противоречий к такой схеме их взаимодействий при которой отедельные части оппозиции становятся разными проявлениями одних и тех же проблем в существовании человека. Пол это...
32873. ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ 37.61 KB
  ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том что философия является теоретическим мировоззрением предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки философия обобщает интегрирует иные науки но не поглощает их не включает в себя все научное знание не стоит над ним.
32874. МИФОЛОГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ. ПЕРВОБЫТНАЯ МИФОЛОГИЯ. РЕЛИГИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ 57.06 KB
  Как правило мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь судьба смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести долга этики и нравственности. Религия форма мировоззрения основанная на вере в наличие фантастических сверхъестественных сил которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образноэмоциональная а не рациональная форма восприятия...