66637

Ассоциативная психология: история, идеи факты

Реферат

Психология и эзотерика

Заметим, что понятие ассоциации возникло довольно давно и историю его возникновения мы можем проследить, начиная с работ Аристотеля и Платона. В ходе развития науки различные философские системы вкладывали в понятие ассоциации различный смысл.

Русский

2014-08-25

96 KB

13 чел.

московский городской

психолого-педагогический университет

ФАКУЛЬТЕТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РЕФЕРАТ

Тема работы:

Ассоциативная психология: история, идеи факты.

ФИО студента: Хххх Ххх Ххххх

ФИО и звание преподавателя:

Ничикова Елена Викторовна

Курс 1, семестр 1

Форма обучения: заочно-дистанционная

Москва

2010


Содержание.

[1] Введение.

[2] История развития ассоциативной психологии.

[3] Основные идеи и факты ассоциативной психологии.

[4] Заключение.

[5]
Список использованной литературы.

[6] Марцинковская Т.Д.История психологии.  4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.


Введение.

В мировой истории XIX век ознаменовался великим множеством открытий, бурное развитие науки повлекло изменения во всех областях научного познания. В том числе в психологии.

В данном реферате мы будем рассматривать одно из направлений психологической мысли, достигшее и расцвета, и кризиса именно в  XIX веке. Речь пойдет об ассоциативной психологии.

Заметим, что понятие ассоциации возникло довольно давно и историю его возникновения мы можем проследить, начиная с работ Аристотеля и Платона. В ходе развития науки различные философские системы вкладывали в понятие ассоциации различный смысл. Свой вклад в изучение ассоциаций внесли и Р. Декарт в ходе размышлений о процессах овладения своими страстями, и Б. Спиноза, объясняя некоторые особенности “движения мысли”, и Т. Гоббс. Так,  Т. Гоббсу принадлежит создание системы механистической психологии, в которой элементы сознания взаимодействуют на основе механистических связей, собственно, этим связям потом  дадут имя «ассоциаций». Основной вклад в историю ассоциативной психологии внесли Д.Гартли, Т.Браун, Дж.Милль, Дж. Локк.

Предметом изучения  в данном реферате будут история возникновения и развития такого направления как ассоциативная психология, основные идеи и факты этого течения.

Основными источниками литературы в работе выступают труды Марцинковской  Т.Д. «История психологии» и Шорохова Е.В. «Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах».

  1.  История развития ассоциативной психологии.

Ассоциативная психология (ассоцианизм) — общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов1.

В развитии ассоциации можно выделить следующие  этапы2:

I этап. Данный этап можно датировать IV в. до н. э. - нач. XVIII в.  Предпосылки возникновения ассоциативной психологии: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения. Возникновение понятия ассоциации в истории связывают с именами Аристотеля и Платона. В работах Платона имеются упоминания о случаях припоминания по сходству и смежности. В свою очередь по  Аристотелю образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктами ассоциации. В психологии Аристотеля считают также создателем первой классификации ассоциаций:

- по сходству;

- по временной последовательности;

- по контрасту.

Эта древняя  классификация является основой для последующих многочисленных классификаций и типологий. Аристотеля можно считать основоположником  двух мощных течений в западной научной традиции: изучения ассоциаций и изучения логического аспекта структуры языка.

Впоследствии принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза), возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). Так Т. Гоббс, кроме системы механистической психологии, приняв за основу общий тезис о том, что “мысль может переходить от одной вещи почти к любой другой”  разработал классификацию случаев сцепления образов сознания друг с другом, назвав их “типами мысли”. Он выделял пассивные ассоциации на базе случайных последовательностей опыта, активные перескоки мысли, например, при мечтаниях о будущем, упорядоченные воспоминания о протекших событиях, воспоминания о каузальной последовательности событий и связи между вещами.

У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. Сам термин ассоциация предложил Дж. Локк в XVII в. для обозначения довольно редких и необязательных, случайных связей между разными идеями, которые возникают по причине случайного совпадения во времени и пространстве друг с другом соответствующих им событий. Дж. Локк считал эти связи неразумными, в отличие от других, разумных, которые устанавливаются в результате специальных действий разума.

По Дж. Локку ассоциативная психология опирается на следующие тезисы:

-идеи ощущений в ходе развития предшествуют идеям рефлексии;

-простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;

-знание основывается на опыте, источниками опыта выступают ощущения и рефлексия;

-из этих источников разум получает идеи, а врожденные идеи не существуют.

Эти идеи впоследствии стали использоваться в педагогической практике, а позже стали соотноситься с проблемами психологии личности и психологии педагогической.

II Этап. Данный этап можно датировать серединой XVIII - началом XIX в, этот период еще называют периодом «Классического Ассоцианизма». В это время возникают законченные системы ассоциации, в которых ассоциация выступает объяснительным принципом психики вообще. Основные заслуги в этот период принадлежат Д. Гартли, Дж. Миллю, Т. Брауну. Так, Милль, назвал свою ассоциативную концепцию «ментальной механикой», и тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей, т.е. ассоциаций далее неделимых элементов: ощущений или представлений.

III Этап. Данный этап можно датировать серединой XIX – началом XX в. Этот период называют расцветом и в то же время началом кризиса ассоцианизма в экспериментальных и практических исследованиях.

Своего наивысшего расцвета ассоцианизм достигает у Т. Брауна и Дж. Ст. Милля. В их трудах он приобретает законченную классическую форму. В последующем у Дж. Ст. Милля ассоцианизм вступает в новый этап своего развития, который характеризуется пересмотром основных положений о предмете и методе ассоциативной психологии и началом кризиса этой системы. У А. Бэна в его аналитическом описании душевных явлений продолжается начавшееся еще у Дж. Ст. Милля отступление от классического ассоцианизма по ряду проблем. В конце XIX в. в ассоциативную теорию входит эксперимент. Экспериментальное исследование ассоциаций начал ученик Вундта М. Траутшольдт. Крупнейшими представителями ассоцианизма этого периода являются Г. Эббингауз, Г. Э. Мюллер, Т. Циген.

 IV Этап. Данный этап можно датировать 1900-1920-е гг. Этот этап характеризуется окончательным исчезновением ассоцианизма как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Основной мыслю этого периода является признание  ассоциации не столько механизмом, а, скорее, явлением, требующим изучения и объяснения. Ассоцианизм подвергался критике практически во всех основных психологических направлениях XX в.


  1.  Основные идеи и факты ассоциативной психологии.

В начале XIX в. появились концепции, отделившие ассоциативную психологию от ее телесного субстрата и представившие ее  в виде имманентного принципа сознания. Утвердились основные принципы ассоциативной психологии3:

1) душа понимается как сознание - в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат  простые элементы; психика, отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов – ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы – образы ощущений – имеют чувственный характер, они первичны,  а сложные психические образования – представления, мысли, чувства, вторичны.

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций - смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторений ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе – самонаблюдение. Наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

В начале XIX в. предмет ассоциативной психологии – сознание  - признается всеми учеными этого поколения. В классических теориях ассоцианизма, которые появились в начале XIX в., сознание рассматривается как комплекс ощущений и представлений, соединяющихся по законам ассоциаций. В это же время ассоциативная психология приобретает законченный, научный характер, развиваясь на основе результатов, достигнутых предыдущими  поколениями  психологов.

Крупнейшим  представителем ассоциативного направления в тот период был Томас Браун. Заслугой Брауна является постановка вопроса о психологических закономерностях приобретения индивидом опыта, необъяснимых только  физическими или физиологическим причинами. Он полагал, что ассоциации не следует  трактовать ограничиваясь только ведущим, по мнению Гартли, принципом смежности, который  выражается в том, что одна идея вызывает другую исходя из того, что в предыдущем опыте субъекта эти идеи либо шли одна за другой, либо сочетались одновременно. Обращения к ассоциации по смежности недостаточно для того, чтобы однозначно предсказать, какая именно идея сменит существующую. Не следует ограничиваться и двумя другими типами ассоциации - по сходству и контрасту, о которых писали Беркли и Юм. Поэтические метафоры, научные сравнения, творческие находки, которым человечество обязано прогрессом, нуждаются в ином объяснительном принципе. Он пришел к выводу о том, что существуют законы ассоциаций двух степеней сложности, из которых первые объясняют лишь простые суждения. Ассоциации по смежности Браун относил, наряду с ассоциациями по сходству и по контрасту, к разряду первичных законов работы человеческого ума. В своем сочинении «Лекции о философии человеческого ума» он доказывал, что они изначально присущи сознанию, элементы которого, независимо от опыта и обучения, связываются между собой. Эти первичные законы необходимы, но недостаточны для объяснения тех обстоятельств, в силу которых за данным психическим феноменом (образом, мыслью, желанием) в сознании появляется именно такой, а не другой образ или идея. Чтобы решить эту, центральную для ассоциативной психологии, задачу, нужно к первичным законам присоединить вторичные. Браун разработал девять вторичных законов - частоты, новизны, конституциональных различий между индивидами, длительности первоначального ощущения и др. Он доказывал, что чем чаще осознаются какие-либо образы, чем более сильные эмоции они вызывают, чем свежее впечатление о них, чем они необычнее и т. п., тем больше шансов на установление связи между ними. Поэтому в дальнейшем появление одного из них влечет за собой закономерно связанную вереницу других. К важнейшим нововведениям в ассоциативную психологию следует отнести и идею Брауна о включении в комплексы, образующие ассоциации, особых ощущений, порождаемых работой мышц. С его точки зрения, мышечная чувствительность порождает уверенность в реальном существовании внешнего мира. Важными моментами в его концепции было выделение в качестве особой категории ассоциативного процесса ощущение отношений между отдельными состояниями сознания, а также положение, согласно которому отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, где образующие эти комплексы компоненты уже неразличимы. С этим было связано и положение о наличии спонтанной ассоциации, при которой порядок идей может несколько отклоняться от порядка ощущений. В дальнейшем эти мысли Брауна были развернуты в законы творческой ассоциации, при которой у человека рождаются принципиально новые понятия.

Более совершенный, классический вид ассоцианизм приобретает в работе Дж. Милля «Анализ явлений человеческого духа». Милль считал, что законы ассоциаций так же бесспорны, как и законы физики, и являются ключом ко всем человеческим проблемам, в какой бы сфере они не возникали, будь то политика, экономика, право или педагогика. Законы психики он разрабатывал по аналогии с физическими законами, и  свою теорию назвал ментальной физикой. Единицей психики при этом являлось ощущение, лежащее в основе всех понятий. Так, отказавшись от идеи Брауна о спонтанной ассоциации, Милль предложил закон, в котором отразил подход классического ассоцианизма к содержанию сознания: «Порядок и связь идей таковы, каковы порядок и связь ощущений».

Таким образом, он пришел к заключению, что существуют первичные состояния сознания и копии, которые из них возникают. Из этих составных частей получаются сложные и простые комплексы, а также «цепи» идей, когда в определенном порядке, из-за частоты повторений, одни состояния сознания вызывают другие. Смена одних идей другими, их объединение в комплексы - это и есть своего рода «психическая физика», работа ума. Сложные идеи от простых отличались, по его мнению, символизаций, которая вносилась словом. Само слово при этом рассматривалось как элемент комплекса, соединенного с другими по закону ассоциации.

Немецкий психолог и педагог И. Ф. Гербарт одним из первых предпринял попытку перестроить ассоциативную психологию. В его теории соединяются основные идеи ассоцианизма и традиционные подходы немецкой психологии, такие как идея апперцепции, активность души, роль бессознательного.

Гербарт считал, что наш внутренний мир весьма относительно связан с миром внешним, и потому говорить об отражении, в особенности отражении адекватном, которое передает основные свойства окружающих вещей, невозможно. Для того чтобы уйти от обсуждения вопроса о степени адекватности и точности отражения вопроса, который служил своего рода водоразделом между разными направлениями в теории познания, Гербарт заменил термин «ощущение» термином «представление», подчеркнув тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего, отсутствие связи между представлением как частью внутреннего, психического мира и предметом, который является непсихическим, внешним по отношению к человеку.

Научные труды Гербарта «Учебник психологии» и «Психология по-новому, основанная на метафизике, опыте и математике» явились новым этапом в развитии ассоцианизма. Для Гербарта сохранение психологии как науки о душе было важным постулатом его концепции психического, так как душа в его понимании есть центр, в котором хранятся и перерабатываются знания, который служит источником активности человеческой личности, а не просто соединяет в себе различные психические процессы. Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт писал, что в душе можно выделить три слоя - апперцепцию, перцепцию и бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией - область смутного сознания. Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и для него большое значение, как и для Лейбница, имело бессознательное.

Джон Стюарт Милль открывает новый этап в развитии ассоциативной психологии. Он предложил заменить «ментальную физику» «ментальной химией». Следует иметь в виду, что в этот период развитие химии ознаменовалось крупными успехами. Такая замена означала, что, благодаря соединению первичных психических элементов в новый продукт, последний способен приобрести качества, которые отсутствовали у его исходных элементов, подобно тому, как синтез кислорода и водорода порождает обладающую совершенно новыми качествами воду. Милль считал, что такие же «химические» преобразования происходят в области психики, многие явления которой невозможно объяснить теми первичными элементами, из которых они произошли. Учение Милля о «ментальной (психической) химии» сыграло важную роль в преодолении слабых сторон ассоциативного направления в психологии, особенно в разработке проблем творческого мышления. Эти идеи были впоследствии положены Вундтом в основу одного из трех ведущих законов психической жизни, который получил название закона творческого синтеза.

Милль также пересмотрел законы ассоциаций, выделив из них три главных:

1)сходства (сходным идеям присуще возбуждать друг друга);

2) смежности (если два впечатления часто переживаются одновременно или в условиях непосредственной смены одного другим, то в тех случаях, когда одно из них возвращается в сознание, оно создает тенденцию к появлению и другого впечатления);

3) интенсивности (сила впечатления делает более вероятной частоту его слияния с другими).

Однако наибольшее значение имела деятельность Милля, направленная на разработку принципов построения научного знания. Его учение о методах исследовательской деятельности было изложено в работе «Логика». Рассматривая ассоциации в качестве производных от законов логики, ученый доказывал, что логические операции (суждение, умозаключение и т.д.) подчиняют себе связи впечатлений внутри индивидуального ума. Поэтому логика и является критерием правильности человеческих рассуждений. Однако, что более важно, считал Милль, логика может стать и тем объективным и надындивидуальным методом, который поможет психологии изучить содержание сознания, особенности протекания познавательных процессов. Именно такой подход соединит психологию с объективной наукой и откроет перед ней путь к дальнейшему развитию в качестве естественной и точной дисциплины.

Эволюционный подход в психологии отразился прежде всего на концепциях А. Бэна и Г. Спенсера, которые утверждали, что психика является закономерным этапом эволюции и ее функция заключается в обеспечении адекватного приспособления к окружающей среде. А.Бэн  в работах «Ощущения и интеллект», «Эмоции и воля» доказывал, что ассоциативная психология должна рассматривать не только ассоциации, существующие в сознании индивида, но и те, которые лежат в основе его поведения. именно в теории Бэна в предмет ассоциативной психологии было включено реальное поведение живого существа, хотя этот факт и не получил теоретического обоснования.

Если Бэн способствовал фактическому расширению области психологического исследования, то теоретическое обоснование подобного изменения предмета психологии было сделано Г. Спенсером. Г. Спенсер был одним из основателей позитивизма, в русле которого он и стремился трансформировать методологию ассоциативной психологии. Основой позитивной психологии Спенсер, как и Бэн, делает теорию эволюции. Таким образом, в его теории переплетаются влияния позитивизма, эволюционного подхода и ассоцианизма. Впервые со времен Декарта Спенсер обратился к анализу предмета психологии, так как считал его отождествление с сознанием неудовлетворительным. Он пересмотрел предмет психологии, определив его как соотношение внешних форм с внутренними, ассоциации между ними. Таким образом, он расширил область психического, включив в нее не только ассоциации между внутренними факторами, т. е. ассоциации в поле сознания, но и связь сознания с внешним миром.. Он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству, таким образом, «сознание не чистый лист, оно полно предуготованных ассоциаций». Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европейца и туземца, разницу между сознанием разных народов.

Спенсер внес в ассоциативную психологию проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки. Г.Спенсер справедливо подчеркивает, что вся предшествующая ассоциативная психология замыкалась внутри организма, считала единственным путем его изучения установление связи между нервными процессами и психическими. В отличие от этого в психологии Г.Спенсера психика берется в ее отношении к внешней среде и получает реальную функцию в осуществлении связи организма со средой. Эти положения Г.Спенсера развивали в американской психологии психологи-функционалисты, бихевиористы. Теория Спенсера получила признание среди психологов, оказала огромное влияние на дальнейшее развитие психологии, прежде всего на усиление ее связи с естествознанием и поиски объективного метода, и способствовала созданию экспериментальной психологии.

На рубеже XIX и XX вв. идеи ассоцианизма используются в экспериментальных исследованиях и практике для объяснения законов памяти (Г.Эббингауз), в исследованиях мотивации (З.Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент), в диагностических исследованиях патологических изменений психики и др. Надо отметить, однако, что у некоторых из названных авторов, например, у З.Фрейда,, ассоциация рассматривается уже не как механическая, а смысловая связь, с помощью которой можно проникнуть в скрытые «пружины» человеческого поведения. В первые два десятилетия XX в. ассоцианизм как особое направление в психологии исчезает и его идеи ассимилируются различными отраслями психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что «ассоциация — это вообще не столько "механизм", сколько явление, — конечно, фундаментальное, — которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов». Критический анализ различных идей ассоцианизма содержался практически во всех основных психологических концепциях XX в. Понятие ассоциации до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

Таким образом, к достоинствам ассоциативной психологии следует отнести защиту идеи опытного происхождения индивидуального сознания и безграничной воспитуемости человека. Такая позиция прогрессивна, она создала научную базу для педагогики, открыла широкие перспективы для разработки путей обучения и воспитания. К тому же в рамках материалистического направления ассоцианизма, начиная с Д.Гартли, возникла задача изучения материальных основ психики, решение которой стало одним из магистральных путей в психологии.

В ассоцианизме дано детальное описание как самого факта ассоциации, так и принципов (законов) образования ассоциаций, выявлены условия образования и сохранения ассоциаций. Эти данные повлияли на понимание научения, процесса приобретения знаний, особенно в период экспериментального развития ассоцианизма. Поэтому аccоциативная психология имеет и прикладное значение. Аccоциативный эксперимент в различных вариантах нашел широкое применение  в клинической практике (Р.Зоммер, Э. Крепелин, З. Фрейд, К. Юнг и др.). В педагогике используются данные о роли повторения, о способах заучивания и др.

Вместе с тем, несмотря на серьезные и неоспоримые достижения, ассоцианизм, развиваясь, все более обнаруживал свою теоретическую несостоятельность. Это направление было замкнуто в сознании и не открывало путей для его объективного исследования. “Чистая психология сознания” - так называл английскую психологию Эд.Гартман в своей книге “Современная психология”.

Ассоциативную психологию отличает описательность, она не имеет средств для объяснения душевной жизни, что признавал еще Д. Юм: ассоциация - это “некоторого рода притяжение, которое, как нам кажется, производит в духовном мире столь же необычайные действия, как и в мире еcтеcтвенном, и проявляется в столь же многих и разнообразных формах. Его действия всегда очевидны; но что каcаетcя его причин, то они по большей части неизвестны и должны сводиться на первичные свойства человеческой природы, на объяснение которых я не претендую”.

Заключение.

В данном реферате мы рассмотрели одно из течений психологии – ассоциативную психологию. Следуя тезисам ассоциативной психологии состояние психики и поведение человека определяют появление и распространение в его сознании связей, ощущений, представлений, идей. Но в рамках этого направления отсутствовала возможность объяснения творчества, проявления воли, человеческой активности, самосознания.

В развитии ассоциативной психологии можно выделить ряд этапов:

1) ассоциация как объяснительный принцип для некоторых психических явлений, в том числе для процесса припоминания;

2) этап классической ассоциативной психологии.

3) этап экспериментально-практического ассоцианизма.

Ассоциативная психология явилась важным этапом в развитии психологической мысли. На ее основе были выработаны важные представления в таких сферах науки, как психология памяти и мышления, были открыты закономерности запоминания, сенсомоторных реакций. Многие известные ученые использовали ассоциативную психологию в своих работах. Так, И.П. Павлов использовал ассоцианизм  при изучении условных рефлексов,  И.М. Сеченов  при изучении рефлексов головного мозга, Ч. Дарвин при объяснении эмоций, Гельмгольц при исследованиях органов чувств.

Современная психология и сейчас использует ассоциации для выявления особенностей различных психических процессов.


Список использованной литературы.

  1.   Горошко Е.И., Монография - Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента, - Москва, 2001.
  2.  Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-ва МГУ, 1990.
  3.  Марцинковская Т.Д.История психологии.  4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004.
  4.  Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003.
  5.  Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005.
  6.  Шорохов Е.В. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах  - Москва: Наука, 1966.

1 Общая психология. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., ПЕР СЭ, Москва, 2005

2 Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь, 3-е изд., Прайм-Еврознак, С.-Петербург, 2003

3 Ждан А.Н. История психологии: Учебник. – М.: Изд-ва МГУ, 1990.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15002. Абайдың әдеби ортасы және ақындық мектебі 320.5 KB
  Әр қаламгерді оның әдеби ортасынан жеке-дара алып қарау, тану біржақты болмақ. Ақын, немесе жазушы өз ортасында өсіп, содан сусындап, шыңдалып қана қоймай
15003. Абайша сүйіп, Абайша күйіп жүрміз бе 135 KB
  АБАЙША СҮЙІП АБАЙША КҮЙІП ЖҮРМІЗ БЕ Атады таң батады күн толады ай. Ауысады күнде саба толағай. Бірі барда бірі болмай жоқты аңсап Неге пенде болды сонша қомағай Нәпсі сол ғой ныспы адам болғасын Тәркі өмір талқы тартыс додадай. Ақын ақын болмас еді а
15004. Азаттық жырының ақтаңгері (Дулат Бабатайұлы шығармашылығы) 50.5 KB
  Серікзат Дүйсенғазин Л.Н.Гумилев атындағы Еуразия ұлттық университетінің доценті филология ғылымдарының кандидаты АЗАТТЫҚ ЖЫРЫНЫҢ АҚТАҢГЕРІ Дулат Бабатайұлы шығармашылығындағы дәстүр мен жаңашылдық хақында Қазақтың ұлттық Ренессансының басы Аб...
15005. Айқап журналындағы оқу-тәрбие мәселелері 43 KB
  Айқап журналындағы оқутәрбие туралы ойларды зерделеу. XX ғасырдың бас кезінде яғни 1911 жылдың қаңтарынан бастап 1915 жылдың қыркүйек айына дейін Тройцкі қаласындағы Энергия баспахансында қазақ тілінде үзбей шығып тұрған Айқап журналы халқымыздың әлеуметтік с...
15006. Айналайын, Атажұртым 450 KB
  Қазақстан – ежелгі ел бірақ әлемнің қазіргі картасынан ол таяуда ғана яғни 1991 жылы орын алды. Біздің Отанымыз – егеменді тәуелсіз Қазақ мемлекеті. Жүз жиырмадан аса ұлт өкілдері тұратын осынау қасиетті мекенде асқақтаған Алатаулы өлкеде кеңшілігі керемет дархан даста...
15007. Ақиқаттан адасудың азабы 49 KB
  Ақиқаттан адасудың азабы Әнес САРАЙ Қазақстан Республикасы Мемлекеттік сыйлығының лауреаты. Шыңғыс Айтматовтың: €œАдам тұлға ретінде трагедиялық қобалжулар арқылы ашылады€ деп айтқаны бар. Шындығында өмір тану мен адам тану дегеніміз – осы екеуінің траг...
15008. Ақыт қажының Жиһаншаһ дастанындағы Шаһзада бейнесі 53.5 KB
  Таңғажайып Рымхан Е.А. Бөкетов атындағы Қарағанды мемлекеттік университетінің аспиранты АҚЫТ ҚАЖЫНЫҢ ЖИҺАНШАҺ ДАСТАНЫНДАҒЫ ШАҺЗАДА БЕЙНЕСІ Халық ақындарының шығармашылығындағы фольклорлық дәстүр мәселесін сөз еткенде ел аузында сақталып келген аңы...
15010. Ахмет Байтұрсынұлының Аққу, шортан, һәм шаян мысалы 69.54 KB
  Ахмет Байтұрсынұлы Аққу шортан һәм шаян мысалы. Ашық сабақ жоспары. Сабақтың тақырыбы: Ахмеn Байтұрсынұлы Аққу шортан Һәм шаян мысалы. Сабақтың мақсаты: а білімділік: Қазақ халқының бір тума ұлы Ахмет Байтұрсынұлының қазақ әдебиетін