66639

Концепция «физиологии активности»

Реферат

Психология и эзотерика

Бернштейн изучал естественные движения неповрежденного организма. Ученый утверждал что организм своими движениями активно воздействует на окружающую среду стремясь изменить ее в потребном ему направлении. Принцип сенсорных коррекций Ранее механизм движения описывался...

Русский

2014-08-25

142.5 KB

10 чел.

PAGE  19

Содержание

Введение .............................................................................................................3

1. Принцип сенсорных коррекций ...................................................................5

2. Функционирование рефлекторного кольца ................................................7

3. Теория уровней построения движений .......................................................9

4. Теория формирования двигательных навыков ..........................................11

5. Принцип активности .....................................................................................13

Заключение ........................................................................................................18

Список литературы ...........................................................................................19

Введение

В настоящем реферате предполагается рассмотреть основные идеи концепции «физиологии активности», предложенной выдающимся отечественным ученым Бернштейном Н.А. Для достижения этой цели планируется проанализировать учебную и иную литературу, содержащую информацию по теме.

Николай Александрович Бернштейн (годы жизни 1896 - 1966) занимался изучением движений животных и человека. Он работал в сферах физиологии, психофизиологии, биологии, кибернетики, чему способствовали его практический опыт врача-невропатолога, увлечения математикой, музыкой, лингвистикой, инженерным делом.

С помощью разработанных им методов регистрации движений  Н.А. Бернштейн изучал естественные движения неповрежденного организма. Он отказался от прежних методов исследования движений в лабораторных условиях, осуществлявшихся часто с нарушением целостности организма, обездвижением животного, что влияло на результаты работы исследователей. Ученый высказал несколько важных идей, в частности, предложил рассматривать в качестве основного механизма организации движений не рефлекторную дугу, а рефлекторное кольцо, что противоречило взглядам того времени, принятым в физиологии высшей нервной деятельности. Идеи Бернштейна Н.А., первоначально подвергнутые жестокой критике в Советском Союзе, теперь получили мировое признание и используются в различных отраслях мировой науки.  [3, 5]

Физиология активности — концепция, объясняющая поведение организма как его активное отношение к внешней среде, определяемое потребной организму моделью будущего (искомого результата). Активность — существенное свойство живого организма, определяющее его поведение. Н.А. Бернштейн разработал эту концепцию, изучая проблему механизмов организации движений человека. Ученый утверждал, что организм своими движениями активно воздействует на окружающую среду, стремясь изменить ее в потребном ему направлении. [6]

Это была новая идея в нейрофизиологии, психологии и биологии. Организм рассматривался Бернштейном не как пассивная реактивная система, отвечающая на внешние стимулы и приспосабливающаяся к условиям среды, а как созданная в процессе эволюции активная целеустремленная система, действия которой направлены на удовлетворение ее потребностей, достижение цели, которую Н.А. Бернштейн назвал «моделью потребного будущего». По Бернштейну, процесс жизни представляет собой активное преодоление внешней среды, определяемое моделью потребного будущего, направленное на движение в сторону родовой программы развития и самообеспечения. [2]

Принцип активности – это один из принципов, на которых основывается психологическая теория деятельности, он углубляет понимание операционально-технических аспектов теории деятельности. Концепция Бернштейна Н.А. также представляет убедительные доказательства в опровержение «принципа реактивности», объясняющего причины поведения, действий, движений организма исключительно воздействием на него внешних стимулов. В связи с этим идеи «физиологии активности» Бернштейна представляют интерес для психологии. [3, 5]

Основные положения концепции Бернштейна Н.А. взаимосвязаны, принцип активности является обобщением и развитием его представлений о механизмах организации движений.

1. Принцип сенсорных коррекций

Ранее механизм движения описывался в физиологии схемой рефлекторной дуги: стимул – процесс его центральной переработки (возбуждение программ) – реакция. Считалось, что на этапе обучения движению в двигательных центрах формируется и фиксируется его программа, затем в результате действия стимула она возбуждается, в мышцы идут моторные командные импульсы, и происходит движение. Бернштейн Н.А. установил, что, хотя простое движение (как коленный рефлекс) может произойти в результате прямого проведения моторных команд от центра к периферии, но сложные двигательные акты, решающие какую-то задачу, организуются иначе, поскольку результат сложного движения, кроме управляющих сигналов, зависит от дополнительных факторов.

Дополнительные факторы, влияющие на ход движения:

1) реактивные силы:  если сильно взмахнуть рукой, то в других частях тела разовьются реактивные силы, которые изменят их положение и тонус;

2) инерционные силы: если резко поднять руку, то она взлетает не только за счет импульсов, посланных в мышцы, но и движется по инерции;

3) внешние силы: если движение направлено на объект, то оно встречается с его сопротивлением, которое не всегда предсказуемо;

4) исходное состояние мышцы: состояние мышцы меняется по ходу движения с изменением ее длины, в результате утомления и т.д., поэтому тот же импульс, придя к мышце, может дать разный моторный эффект.

Эти факторы не поддаются предварительному учету и вносят отклонения в запланированный ход движения, поэтому необходима информация о состоянии двигательного аппарата и о ходе движения, называемая «сигналами обратной связи». То есть, для достижения цели сложного движения вопреки действию на него отклоняющих дополнительных факторов требуется постоянное внесение в движение поправок (коррекций), для чего в центральную нервную систему должны непрерывно поступать сигналы обратной связи с информацией о реальном ходе движения, и перерабатываться там в сигналы коррекции.

Этот принцип управления движениями установил Бернштейн Н.А., назвав принципом сенсорных коррекций, то есть коррекций, вносимых в моторные команды на основе сенсорной информации о ходе движения.

Можно привести пример, подтверждающий, что без учета информации о движении (при наличии управляющих сигналов) последнее выполняться не может. Говорящий  человек  получает сигналы обратной  связи по двум каналам – воспринимает мышечные сигналы от своих речевых движений, и одновременно слышит звуки своей речи, и оба вида сигналов используются для организации речевых движений. При исследовании установлено: когда испытуемый произносит текст, и этот текст подают ему в наушники с задержкой, то, хотя человек не лишен сигналов обратной связи, и оба его чувствительных канала функционируют, но, поскольку по ним поступает противоречивая информация, субъект не способен  говорить. [3, 5]

2. Функционирование рефлекторного кольца

Развитием принципа сенсорных коррекций была схема рефлекторного кольца, предложенная Бернштейном Н.А.

Развернутая схема функционирования рефлекторного кольца: в программе записаны последовательные этапы сложного движения, в каждый момент отрабатывается его частный этап или элемент, и соответствующая частная программа поступает в задающий прибор. Из задающего прибора сигналы (SW — «то, что должно быть») поступают на прибор сличения, и туда же от рецептора приходят сигналы обратной связи (IW — «то, что есть»), сообщающие о реальном состоянии рабочей точки. В приборе сличения сигналы сравниваются. Если устанавливается отклонение, то возникают сигналы рассогласования между требуемым и фактическим состоянием (DW). Они поступают на блок перешифровки, откуда выходят сигналы коррекции, попадающие через промежуточные центральные инстанции (регулятор) на эффектор. Мышца получает команду изменить свое положение. Новое положение мышцы аналогичным образом сличается с требуемым, и совершаются новые циклы регулирования движения, пока заданная цель не будет достигнута.  [3, 5, 8]

Рис. Схема функционирования рефлекторного кольца. [ 5, с.141]

Но рецептор не всегда посылает сигналы на прибор сличения; иногда сигнал поступает сразу на задающий прибор, если экономичнее перестроить движение, чем корректировать, что важно в экстренных ситуациях.

Пример функционирования кольца: гимнаст выполняет комплекс упражнений, и в определенный момент ему нужно сделать стойку на руках. Вся комбинация содержится в его двигательной программе. Из программы спускается в задающий прибор соответствующий приказ, формируются сигналы SW, идущие на прибор сличения. Они будут сличаться с сигналами IW. Сигналы должны представлять собой образ движения, "картину" стойки: ее общего вида, ее двигательно-технического состава (положения частей тела, тонуса мышц и т.д.). В прибор сличения поступают и образ движения, и информация от рецепторов о движении. Если, выходя на стойку, спортсмен сделал ошибку и его начало клонить назад, то с прибора сличения поступают на блок перешифровки сигналы DW об излишней тяге назад, сообщающие, что нужно послать сигналы коррекции. Сигналы поступают, поправка происходит. В следующем цикле снова сличаются сигналы SW и IW. Когда DW=0, значит, элемент программы выполнен, и можно перейти к реализации ее следующего пункта. [3]

Функционирование кольца необходимо для большинства движений. Классическая рефлекторная дуга может рассматриваться как частный случай кольца, когда совершаются элементарные кратковременные движения, не нуждающиеся в коррекции (движения рефлекторной природы), или, с точки зрения Бернштейна Н.А., как «разорванное кольцо», абстракция от целостного акта кольцевой регуляции. [3, 5, 8]

3. Теория уровней построения движений

Бернштейн Н.А. обнаружил, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи (о степени напряжения мышц, положении частей тела и т.д.), они приходят в разные чувствительные центры мозга, и на разных уровнях переключаются на моторные пути. Он предположил, что для построения движений различной сложности «команды» отдаются на разных уровнях нервной системы. При автоматизации движений эта функция передается на более низкий уровень.

Бернштейн выделил следующие уровни:

1) А — самый низкий уровень. У человека он участвует в организации движений с другими уровнями, отвечает за тонус мышц, получает сигналы о степени напряжения мышц, информацию от органов равновесия. Он самостоятельно регулирует движения, связанные с вибрацией (дрожь), удержание позы в полетной фазе прыжка.

2) В — уровень синергий, отвечает за слаженные движения всего тела, ритмические и циклические движения, за автоматизацию двигательных навыков, выполняет внутреннюю координацию сложных движений, получает информацию о взаимном положении и движении частей тела. Движения этого уровня - потягивания, мимика.

3) C – уровень пространственного поля, обеспечивает ориентацию в пространстве, отвечает за движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов (форме, положению, длине). Сюда поступает информация о внешнем пространстве. Движения: переместительные, баллистические.

4) D уровень предметных действий. Это уровень коры головного мозга, отвечает за организацию действий с предметами в соответствии с их предметными назначениями. К нему относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Здесь не фиксирован двигательный состав, движения могут быть разные, а конечный результат действия - одинаковый.

5) Е — уровень интеллектуальных двигательных актов. К нему относятся речевые движения, движения письма, символической, кодированной речи. Они определяются отвлеченным, вербальным смыслом, здесь речь идет о передаче знаний или замысла, что предполагает произвольный уровень регуляции действий. Бернштейн говорил, что этот уровень наименее изучен, и возможно, что здесь несколько уровней.

Чем сложнее, осмысленнее двигательная задача, тем более высок уровень построения движения, и тем более высокие уровни нервной системы участвуют в решении этой задачи и реализации движения.

Бернштейн Н.А. сделал важные выводы:

1) В организации сложных движений участвуют одновременно ведущий уровень, на котором строится движение, и все нижележащие (фоновые) уровни, но в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне, а работа фоновых уровней обычно не осознается.

2) Одно и то же движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения. Можно изменить характер протекания движения, изменив его смысл для исполнителя. Какие именно структуры участвуют в обеспечении построения движений человека, зависит от смысла движения. В подтверждение Бернштейн ссылался на исследование, проведенное во время войны: амплитуда движений раненой руки больного при решении двигательных задач менялась в зависимости от их смысла для испытуемого.  [3, 5, 8]

Данное положение показывает решающее значение такой психологической категории, как задача или цель движения, для организации и протекания физиологических процессов. Полагаю, это также свидетельствует о приоритете принципа активности над принципом реактивности.

4. Теория формирования двигательных навыков

Ранее предполагалось, что формирование навыков происходит через неоднократное механическое повторение одних и тех же движений, в результате проб и ошибок, как бы автоматически. Но Бернштейн утверждал, что так называемое «живое движение» является совершенствующейся системой, «повторением без повторения», и поэтому его нельзя описывать как «стимул-реакция». При повторных ударах по предмету молотком, последний все время попадает по цели, но путь руки при каждом таком ударе различен. Кажущиеся одинаковыми движения имеют отличия: в частности, постоянно изменяются условия, при которых они совершаются (например, их меняет приобретенный опыт выполнения этого движения). Бернштейн сделал вывод, что при каждом новом движении нервная система не повторяет одни и те же команды мышцам, и что тренировка движения состоит не в стандартизации «команд», не в научении «командам», а в научении быстро отыскивать «команду», которая может в условиях этого конкретного движения привести к нужному результату.  [ 2]

Живые существа характеризуются упражняемостью: каждое следующее движение оказывается лучше предыдущего, не копирует предшествующее, а развивает его. Выработка навыка в действительности состоит в открытии принципа решения двигательной задачи, и проходит в несколько этапов.

На первом этапе происходит разделение на смысловую структуру и двигательный состав действия. Так, смысловой структурой может быть желание плыть, а двигательным составом – способ исполнения действия (стиль плавания), которому субъект собирается обучаться. Здесь человек наблюдает, как выглядят движения, из которых складывается навык.

На втором этапе происходит выявление и роспись сенсорных коррекций. Человек пытается ощутить изнутри, что представляют собою движения. Навык не может быть стереотипной последовательностью выученных действий, так как на всем его протяжении требуется сверка движения с реальными условиями, в которых оно происходит, и потому сенсорный аппарат по ходу выработки навыка должен постоянно получать координирующую информацию (сенсорные коррекции). Необходимо максимальное количество повторений, являющихся не механическим возобновлением движения, а его модификацией. Работа с навыком идет на уровне сознания, человек разбирается в движении, подбирает готовые автоматизмы из своего опыта движений или создает новые.

На третьем этапе происходит «развертка фонов» – автоматизация навыка; сформированные сенсорные коррекции покидают сознание и начинают выполняться автоматически. Задачей четвертого этапа является срабатывание фоновых коррекций, когда все компоненты навыка интегрируются в единое целое. На пятом этапе – стандартизация навыка; каждое новое исполнение движения становится все более похожим на предшествующее, хотя на самом деле каждый раз существуют вариации. Шестой этап – это этап стабилизации. Навык становится устойчивым к помехам, осуществляется как бы сам собой.  [7] 

«Повторения осваиваемого вида движения или действия нужны для того, чтобы раз за разом (и каждый раз все удачнее) решать поставленную перед собою двигательную задачу  и этим путем доискиваться до наилучших способов этого решения. Повторные решения этой задачи нужны еще потому, что в естественных условиях никогда ни внешние обстоятельства не бывают два раза подряд в точности одинаковыми, ни сам ход решения двигательной задачи не может повториться два раза подряд абсолютно одинаковым образом. Поэтому необходимо набраться опыта по всему разнообразию  видоизменений самой задачи и ее внешней обстановки, и прежде всего по всему разнообразию тех впечатлений, с помощью которых совершаются сенсорные коррекции данного движения. Это необходимо для того, чтобы не растеряться в дальнейшем ни от какого … изменения самой задачи или обстановки и суметь сразу приспособиться к ним.» [2, с.155]

Таким образом, мы видим, что формирование двигательных навыков происходит в результате активной деятельности субъекта.

5. Принцип активности

«…суть принципа активности состоит в постулировании определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Принцип активности противопоставляется принципу реактивности, согласно которому тот или иной акт … определяется внешним стимулом.» [3, с.171]

Активность проявляется, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды, и строится она с учетом прогноза развития событий во внешней среде и положения в ней организма. Модель потребного будущего формируется на основе информации о текущей ситуации и о прежнем опыте, эта модель гибкая, постоянно учитывающая изменения среды для выбора более эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм выполняет ее, преодолевая сопротивление среды, особенности которой учитывает, внося в программу сенсорные коррекции, что позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи. Такое поведение носит характер рефлекторного кольца. Взаимодействие организма со средой происходит на разных уровнях построения движения. [6]

О программе Бернштейн писал следующее: «… говоря макроскопически о программе двигательного акта в целом, мы не находим для нее другого определяющего фактора, нежели образ или представление того результата действия (концевого или поэтапного), на который это действие нацеливается осмыслением возникшей двигательной задачи. … Но какой бы вид двигательной активности высших организмов, от элементарнейших действий до цепных рабочих процессов, письма, артикуляции и т.п., ни проанализировать, нигде, кроме смысла двигательной задачи и предвосхищения искомого результата ее решения, мы не найдем другой ведущей инварианты, которая определяла бы от шага к шагу то фиксированную, то перестраиваемую на ходу программу осуществления сенсорных коррекций.» [1, с. 503-504].

Полагаю, что этот вывод Бернштейна об определении программы движения смыслом задачи подтверждает ценность данной концепции для психологии.

Выделяют несколько аспектов принципа активности Бернштейна Н.А.: конкретно-физиологический, общебиологический, философский.

1. Конкретно-физиологический аспект:

Принцип активности связан с открытием Бернштейном принципа кольцевого управления движениями. Для функционирования рефлекторного кольца необходимо наличие центральной программы, так как сигналы обратной связи сличаются с сигналами из программы. Без программы и задающего устройства движение будет осуществляться по рефлекторной дуге, но целесообразное и целенаправленное движение так совершаться не может. Центральная программа представлена в организме в виде механизма реализации активности, а принцип активности в конкретно-физиологическом выражении и механизм кольцевого управления движением — прочно связанные теоретические постулаты. Таким образом, движение человека есть результат проявления его активности.

При теоретическом обсуждении приоритетности принципа активности перед принципом реактивности рассмотрены некоторые спорные моменты.

Так, отстаивая принцип активности, Бернштейн не отрицал существование двигательных актов реактивной природы (мигание, чихание), когда движение вызвано определенным стимулом. Ученый предложил разместить все движения животного и человека вдоль воображаемой оси активности в зависимости от степени определяемости их внешним стимулом. На одном конце оси он поместил безусловные рефлексы и сформированные при жизни условные рефлексы, которые запускаются стимулом и определяются его содержанием. Посередине расположил движения, включаемые внешним стимулом, но не так жестко, как рефлексы, связанные с ним по содержанию. Эти ответные на стимул движения имеют различные варианты проявления, например, на удар можно ответить ударом или «подставить другую щеку». В этих актах стимул приводит к принятию решения о движении, инициирует его, включая одну из возможных программ как пусковой механизм. На другом конце оси – «произвольные акты», для которых инициатива запуска и содержание (программа) задаются изнутри организма. Тогда безусловно-рефлекторные реакции могут рассматриваться как акты с нулевой активностью, а произвольные двигательные акты – как активное движение. Основная часть движений человека находятся в середине и на «активном конце» этой оси. [3, 5]

Даются объяснения и другим сложным вопросам. Так, блок сличения в рефлекторном кольце принимает сигналы и от внешней среды, и от внутренней программы, поэтому возникает вопрос: почему считается, что движение определяют именно сигналы программы, а не сигналы внешней среды, действующие по реактивному принципу. Но было установлено, что командные сигналы программы опережают сигналы обратной связи. Так, при проведении эксперимента, в ходе которого испытуемый читал текст с одновременной записью его голоса и положения глаз, обнаружено, что испытуемый смотрит на место в тексте, расположенное дальше произносимых им слов. Описки, оговорки также могут возникать не только вследствие скрытых мотивов и намерений, но и из-за преждевременного вторжения сигналов программы, чему способствуют утомление, волнение или спешка. Вывод: сигналы, исходящие из программы (активные), поступают раньше сигналов из внешней среды (реактивных).  

Кроме того, Бернштейн пояснял, что активные сигналы обеспечивают существенные параметры движения, а реактивные — несущественные, технические детали движения. Это можно понять на примере движений уровня D, которые легко приспосабливаются к внешним обстоятельствам. Так, при необходимости вывернуть шуруп в отсутствие отвертки можно воспользоваться ножом, но действие будет в целом такое, как если бы применялась отвертка, с учетом особенностей ножа. Здесь двигательное оформление действия, технические подробности — несущественные параметры, а принципиальная структура действия — существенная. Соответствие движений логике предмета определяется программой, задающей общий план действия, и только поэтому действие оказывается выполнимым в осложненных условиях. [3]

Еще одно подтверждение роли активности в формировании движения состоит в опровержении представления о стимуле как воздействии, всегда вызывающем реакцию. В случае внезапного появления стимул действительно действует автоматически, как толчок. Но обычно на человека одновременно воздействует много стимулов, а двигательная реакция проявляется только в отношении некоторых из них. Нередко процесс идет от задающего прибора на рецептор, в результате из внешней среды выбирается стимул, который используется для организации нужного движения. Таким образом, программой определяются не только эффекторные команды, но и действующие стимулы. В наиболее типичных случаях жизнедеятельности программа решает не только то, что делать, но и то, на что «реагировать».[3, 5]

Полагаю, что приведенный ранее пример работы гимнаста на кольцах, как один вариант из множества действий, наполняющих жизнь человека, может иллюстрировать идеи Бернштейна не только как пример рефлекторного кольца, но и роли внутренней программы как определяющей в актах жизнедеятельности организма. «Внутренняя программа» здесь служит причиной выполнения движений. Спортивные упражнения, как и многие другие движения человека, с точки зрения приспособления к внешней среде не целесообразны, не вызваны объективными воздействиями этой среды, а выполняются и даже придумываются человеком для реализации его внутренних, личных целей.

2. Общебиологический аспект:

Бернштейн Н.А. подтверждает существование принципа активности на общебиологическом уровне. Так, процессы развития организма из зародышевой клетки, регенерация утраченных органов, тканей могут быть поняты как процессы реализации генетической программы. Внешние факторы оказывают влияние на эти процессы, но в отношении несущественных признаков. Например, береза, выросшая на севере или на болоте, будет иметь внешние отличия в размере ствола, форме листьев от берез из средней полосы или выросших на благоприятной почве, но в соответствии с генетической программой она будет именно березой. Таким образом, влияния внешней среды (реактивные процессы) существуют, но определяют вариацию несущественных признаков.

Инстинктивные формы поведения животных также представляют собой реализацию поведенческих программ, заложенных в организме, не изменяющихся в своих существенных чертах под влиянием внешней среды.

Можно выстроить ряд внутренних программ, качественно отличающихся друг от друга и в то же время имеющих общие черты, начинающийся с генетического кода и кончающийся сознательными целями. Общим в программах будет то, что каждая является моделью потребного будущего и определяет существенные черты соответствующего процесса жизни.

Точка зрения Бернштейна Н.А. на действие принципа активности на общебиологическом уровне такова: процесс жизнедеятельности организма представляет собою не приспособление к окружающей среде, уравновешивание с нею, а ее преодолевание для реализации родовой программы развития и самообеспечения. Приспособление происходит, но оно менее значимо. [3, 5]

3. Философский аспект:

Бернштейн полагал, что проявление активности имеет материальную природу, развитие организма обусловлено материальным кодом, то есть любая внутренняя программа имеет в основе материальный код. Даже сознательная цель представлена в виде закодированных особым образом мозговых структур и процессов в них, которые имеют материальную сущность. Поэтому материальные события определяются не идеальным началом и не тем, что появится в будущем, а материальным началом, существующим сейчас. Материальные коды многих программ еще неизвестны, но Бернштейн полагал, что со временем и сознательные цели человека могут получить материальную расшифровку. Такая позиция соответствует представлениям материалистической философии на природу активности как особого свойства живой природы. [3, 5, 8]

Заключение

Н.А. Бернштейн внес большой вклад в несколько разделов психологии: обогатил представления о функциях рецепции, выделив контрольно-коррекционную (функция чувствительных сигналов обратной связи); по-новому рассмотрел проблему формирования навыка; провел чрезвычайно важную работу в области психофизиологии движений. Теория уровней Бернштейна представляется универсальной, актуальной не только для  проблемы организации движений, поэтому существуют попытки применить положения этой теории к процессам восприятия, внимания, мышления. Особенно значима для психологии его идея о решающей роли задачи в организации движений. Благодаря его концепции психология получила материальное, со стороны физиологии, подтверждение справедливости принципа активности, подкрепляющее психологическую теорию деятельности. [3]

Значимость открытий Бернштейна признана: «В 1996 году в мире отмечали 100-летие со дня рождения Н.А. Бернштейна, создателя современной биомеханики - учения о двигательной деятельности человека и животных. К этой дате были приурочены научные конференции в США и Германии. В работе международной конференции в университете штата Пенсильвания (США) приняли участие 200 специалистов из США, Германии, Японии.» [4]

На основании результатов исследований Бернштейна можно полагать, что именно психика является одним из источников активности человеческой деятельности, что активность — это свойство, присущее каждому человеку и проявляющееся как на физиологическом, так и на психическом уровнях.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. Назревшие проблемы регуляции двигательных актов //Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М., 1999.

2.  Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. http://lib.aldebaran.ru

3.  Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций. М., 2008.

4. Левин В.Человек, разгадавший тайну живого движения // Наука и жизнь. 2005. №10.

5.  Маклаков А. Г. Общая психология.  СПб., 2001.   

6.  Медицинская энциклопедия. http://www.sesos.su/select.php?idf=2764

7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник. М., 2004. /Электронный учебник.

8. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник. Т. 1 / Общая психология: В 7 т. Под ред. Б.С. Братуся. М., 2005.  


ОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

РЕФЕРАТ

Тема: Концепция «физиологии активности»

Ф.И.О. студента: Хххх Ххх ХХХХ

Ф.И.О. и звание преподавателя: Ничикова

Елена Викторовна, доцент кафедры

общей психологии МГППУ

Курс 1, семестр 1

Форма обучения: заочно-дистанционная

МОСКВА 2009 г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40550. Артикуляторный аспект фонетики. Строение и функции речевого аппарата. Артикуляционная база языка 11.1 KB
  Органы речи – те органы которые участвуют в образовании звуков речи. Органы речи делятся на: дыхательные органы – легкие бронхи трахея. Все органы речи делятся на: активные и пассивные.
40551. Звук и фонема. Учение о фонеме Ленинградской фонологической школы 25 KB
  Звук и фонема. Звук и фонема. Термин фонема ввели представители Казанской ФШ Бодуэн де Куртэне 8090 гг. Фонема – звукэталон – тип который служит для различия форм слов.
40553. Конфліктологія як наука і навчальна дисципліна 58.5 KB
  Предметом конфліктології є ідеальна модель конфліктної взаємодії, теорія, основою якої виступає понятійний апарат з його центральною ланкою - категорією конфлікту.
40554. Менингококк 17.01 KB
  Neisseri meningitidis грамотрицательный диплококк. Виды Neisseri отличаются друг от друга способностью использовать те или иные сахара в качестве источника энергии. Neisseri meningitidis как правило ферментирует глюкозу и мальтозу но не ферментирует сахарозу и лактозу.
40555. Вивчення мікрофлори природних еконіш 16.09 KB
  Нашою метою стало провести дослідження: мікрофлори водного середовища мікрофлори повітряного середовища мікрофлори людини мікрофлори кисломолочних продуктів. Для цього ми поставили наступні завдання: Визначити ЗМЧ індекс БГКП і зробити морфологокультуральний опис мікроорганізмів води озера Нивки; Визначити ЗМЧ повітря аудиторії 620 біологічного факультету; Зробити морфоцитологічний опис мікрофлори зубного нальоту; Зробити морфологокультуральний опис мікрофлори ротоглотки; Визначити чутливість мікроорганізмів ротоглотки...
40556. Бактерії у водних екосистемах 16.03 KB
  Навіть бактерії які населяють сухі грунти живуть у воді що міститься у капілярах грунту. Це гетеротрофні бактерії особливістю життєдіяльності яких є вивільнення C N P S та інших елементів з органічних речовин і переведення їх у неорганічну форму з виділенням СО2. Найважливішим у цьому процесі є те що бактерії переводять органогенні елементи у єдину доступну для рослинпродуцентів форму – неорганічну NH4 PO43 SO42 CO2 таким чином замикаючи колообіг речовин всередині екосистеми.
40557. Расчет и конструирование одноэтажного промышленного здания 1.1 MB
  Расчёт прочности двухветвевой колонны крайнего ряда. Крайние и средние колонны проектируются сквозными двухветвевыми так как высота здания более 12м. Колонны имеют длину от обреза фундамента до верха подкрановой консоли Н1=14401514=128 м; от верха подкрановой консоли до низа стропильной конструкции в соответствии с габаритом мостового крана согласно стандарту на мостовые краны высотой подкрановой балки рельса размером зазора Н2=1401501523 = 4 м. Высота колонны с высотой анкеровки Н3=Н09=16809=177 м.