66643

Поведение как предмет психологии

Реферат

Психология и эзотерика

Наличием души пытались объяснить все не понятные явления в жизни человека. Основной метод наблюдение человека за самим собой. Начинается с 20-го века психология наблюдение за тем что можно непосредственно увидеть: поведение поступки реакции человека.

Русский

2014-08-25

64.5 KB

0 чел.

московский городской

психолого-педагогический университет

Факультет  дистанционного обучения

Реферат.

Поведение как предмет психологии.

Ф.И.О. студента: Хххх Ххх Хххх

Ф.И.О. Ничикова Елена Викторовна

Курс _1, семестр _1

Форма обучения: заочно-дистанционная

Москва, 2008


План

Введение.          2

Бихевиоризм – наука о поведении.     3

Развитие бихевиоризма.        5

Заключение.          9

Литература.          10


Введение.

Психология – это наука о психике и психических явлениях. Что же является предметом изучения психологии? В истории психологии можно условно выделить четыре этапа.

На первом этапе психология существовала как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все не понятные явления в жизни человека. Начало этапа – более двух тысяч лет тому назад.

На втором – как наука о сознании. Начинается с 17-го века, способность чувствовать и думать назвали сознанием. Основной метод – наблюдение человека за самим собой.

На третьем – как наука о поведении. Начинается с 20-го века психология – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакции человека.

На четвертом – как наука о психике. Начинается со второй половины 20-го века. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Рассмотрю третий этап более подробно.


Бихевиоризм – наука о поведении.

Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло очень важное событие, названное «революцией в психологии».

В научной печати выступил американский психолог Дж. Уотсон, который заявил, что нужно пересмотреть вопрос о предмете психологии.  Психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением.

По сложившейся в психологии традиции под поведением понимают внешние проявления психической деятельности человека.

Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается путем внешнего наблюдения.

Психология поведения сделала объектом своего изучения факты поведения, т.е. то, что имеет внешнее выражение, и, следовательно, в конечном счете, движениями мышц и деятельностью желез, рассматривая их в качестве антитезы явлениям сознания. Факты поведения – это все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием деятельностью, общением людей, - поза, мимика, интонации, взгляды, блеск глаз, покраснения, побледнения, дрожь, прерывистое дыхание или сдерживаемое дыхание, мышечное напряжение, внешние телесные реакции, движения и др.; отдельные движения и жесты такие как поклон, кивок, подталкивание, сжимание руки, стук кулаком и тому подобное. И наконец, поступки – еще более крупные акты поведения, которые имеют,  как правило, общественное, или социальное, звучание и связаны с нормами поведения, отношениями, самооценкой.

Направление получило название «бихевиоризм» (от англ. behavior – поведение). Психология с точки зрения бихевиористов  относится  к 1913 году, этим годом и датируется начало новой эпохи психологии.

Первым основанием было соображение здравого смысла, которое привело нас к выводу, что психолог должен заниматься поведением человека.

Второе основание – запросы практики. К этому времени психология сознания дискредитировала себя. Лабораторная психология занималась проблемами, никому ненужными и неинтересными, кроме самих психологов. В то же время жизнь заявляла о себе, особенно в США. Это была эпоха бурного развития экономики. Жизнь становилась все сложнее и сложнее. Если мы хотим когда-либо научиться жить совместно, то мы должны заняться изучением современной психологии.

Третье основание: Уотсон считал, что психология должна стать естественно научной дисциплиной и должна ввести научно объективный метод.

Дело все в том, что естественно научная материалистическая традиция, которую вводил бихевиоризм в психологию, требовало причинных объяснений.  Это значит найти внешнее воздействие, которое его вызвало. Нет ни одного действия человека, за которым не стояло бы причина в виде внешнего агента. Для обозначения последнего он использует понятия стимула и предлагает следующую знаменитую формулу: «S» – «R» (стимул – реакция).

Дж. Уотсон пишет: «… Бихевиорист ни на одну минуту не может допустить, чтобы какая-нибудь из человеческих реакций не могла быть описана в этих терминах».

Затем он делает следующий шаг: объявляет отношение SR единицей поведения и ставит перед психологией следующие ближайшие задачи: выявить и описать типы реакций; исследовать процесс их образования; изучить законы их комбинаций, т.е. образования сложного поведения.

В качестве общих окончательных задач психологии он намечает следующие две: прийти к тому, чтобы по стимулу предсказывать реакцию человека и наоборот.

Дж. Уотсон выделяет единицы поведения и намеривается собирать из этих единиц всю картину поведения человека, а не его внутреннего мира.

В качестве примеров он сначала приводит действительно элементарные реакции: поднесите быстро руку к глазам – и вы получите мигательную реакцию, рассыпьте в воздухе толченый перец – и последует чихание. Но затем он делает смелый шаг и предлагает представить себе в качестве стимула новый закон, который выводится правительством и  который, предположим, что-то запрещает. И вот бихевиорист, по мнению Уотсона, должен уметь ответить, какая последует общественная реакция на этот закон.

Он признается, что бихевиористам придется работать долгие и долгие годы, чтобы уметь отвечать на подобные вопросы.

Дж. Уотсон начинает с описания типов реакций. Он выделяет, прежде всего, реакции врожденные и приобретенные. Обращаясь к изучению новорожденных детей, Уотсон составляет список врожденных реакций. Среди них такие как чихание, икание, сосание, улыбка, плач, движение туловища, конечностей, головы и разные другие.

Уотсон обращается к работам И.П. Павлова и Б.М. Бехтерева, как раз незадолго до того опубликованным. В них содержалось описание механизмов возникновения условных, или, как они назывались в то время, «сочетательных», рефлексов. Дж. Уотсон принимает концепцию условных рефлексов в качестве естественно научной базы психологической теории. Он говорит, что все новые реакции приобретаются путем  обусловливания.

Вспомним схему образования условного рефлекса. Безусловный стимул вызывает безусловную реакцию. Если безусловному стимулу предшествует действие нейтрального условного стимула, то через некоторое количество сочетаний нейтрального и безусловного стимулов действие безусловного стимула оказывается ненужным: безусловную реакцию начинает вызывать условный стимул.

Например, мать глади ребенка, и у него на лице появляется улыбка. Прикосновение к коже  - безусловный стимул, улыбка на прикосновение – безусловная реакция. Каждый раз перед прикосновением появляется лицо матери, теперь достаточно одного вида матери, чтобы последовала улыбка ребенка.

По Уотсону сложные реакции образуются путем образования комплексов безусловных реакций.

Предположим, имеется такая ситуация: первый безусловный стимул вызвал первую безусловную реакцию, второй – вторую, третий – третью. А потом все безусловные стимулы заменили на один условный стимул. В результате условный стимул вызывает сложный комплекс реакций.

Все человеческие действия и есть, по мнению Дж. Уотсона, сложные цепи, или комплексы, реакций.

В действительности из приведенной схемы невозможно понять, как появляются новые действия человека: ведь организм по концепции Дж. Уотсона располагает только арсеналом безусловных реакций.

Один современный математик – кибернетик М.М. Бонгардт, на этот счет замечает, что никакие раздражители и никакие их сочетания никогда бы не привели по схеме образования условных реакций, например, к тому, чтобы собака научилась ходить на задних лапах.

И в самом деле, безусловной реакцией на свет может быть мигание, на звук – вздрагивание, на пищевой раздражитель – выделение слюны. Но никакое сочетание подобных безусловных реакций не даст хождения на задних лапах. Эта схема не выдерживает никакой критики.

Теперь об экспериментальной программе Дж. Уотсона. Он считал, что психолог должен уметь проследить жизнь человека от колыбели до смерти.  Он обосновал свою лабораторию в доме ребенка и исследовал  новорожденных детей и младенцев.

Одним из вопросов, который его интересовал, был следующий:  какие эмоциональные реакции врожденны в человека, а какие нет. Например, на что появляется страх у новорожденного ребенка? Этот вопрос особенно интересовал Уотсона, поскольку, согласно его замечанию, жизнь взрослых полна страхов. Например, женщина, которая впадает в истерику, когда в комнату влетает летучая мышь.

Надо сказать, что бихевиористы экспериментировали в основном на животных. Они это делали потому, что животные, с их точки зрения, обладают большим преимуществом: они «чистые» объекты, т.к. к их поведению не примешивается сознание.  Получаемые же результаты они смело переносили на человека. Например: обсуждая проблемы полового воспитания ребенка, Дж. Уотсон обращается к экспериментам на крысах.

Развитие бихевиоризма.

Довольно скоро стало обнаруживаться чрезвычайная ограниченность схемы SR для объяснения поведения: как правило «S» и «R» находятся в таких сложных и многообразных отношениях, что непосредственную связь между ними проследить не удается. Один из представителей позднего бихевиоризма Э. Толмен вводит в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между «S» и «R» среднее звено, или «промежуточные переменные» («V»),  в результате чего схема приобрела вид: SVR.  Под «промежуточными переменными» Э. Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредствуют действия стимула, т.е. влияют на внешнее поведение. К ним отнес  такие образования, как «цели», «намерения», «гипотезы», «познавательные карты» (образы ситуаций) и т.п. Хотя промежуточные переменные были функциональными эквивалентами сознания, вводились они как «конструкты», о которых следует судить исключительно по свойствам поведения. Например, о наличии цели у животного, согласно Э. Толмену, можно говорить в том случае, если животное во-первых обнаруживает поисковую активность, пока не получит определенный объект; во-вторых, при получении объекта прекращает активность; в-третьих, при повторных пробах находит к объекту путь быстрее. Итак, по перечисленным признакам можно сказать, что получение данного объекта составляло намерение, или цель, животного. Признаки же эти есть ни что иное, как свойства поведения, а к сознанию обращаться нет никакой необходимости.

Один из бихеовиористов Б. Скиннер предположил, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т.е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб» Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры (р.1925). Испытуемым (три группы 4-летних детей) показывали фильм, герой которого избивал куклу; начало фильма было одинаковым для всех групп, завершение же было различным: в одном случае «героя» хвалили, в другом – порицали, в третьем – реагировали нейтрально. После этого детей вводили в комнату, где среди прочих была такая же кукла, как в фильме, и наблюдали за их поведением. В группе, которой демонстрировался вариант с порицанием, проявлений агрессии в отношении этой куклы было значимо меньше, чем у представителей других групп, хотя они помнили, как вел себя «герой». Равным образом наблюдение может не только формировать новые формы поведения, но и активизировать усвоенные, но до того не проявлявшиеся.

В связи с этим Бандура своеобразно трактует проблему наказаний и запретов в воспитании. Наказывая ребенка, взрослый по существу демонстрирует ему агрессивную форму поведения, находящую положительное подкрепление – в виде успеха в принуждении, самоутверждения; это означает, что ребенок, даже послушавшись, усваивает возможную форму агрессии. Негативно Бандура относится и к средствам массовой информации, пропагандирующим насилие, в частности, к фильмам, полагая, что в развитии ребенка они играют роль «обучения агрессии».

Уже философы-просветители рьяно отстаивали эту идею в самой радикальной ее форме. Они утверждали, что человек рождается добрым и разумным. И если в нем развиваются дурные наклонности, то причиной том – дурные обстоятельства, дурное воспитание и дурные примеры. Многие считали, что не существует психических различий между полами и что реально существующие различия между людьми объясняются исключительно социальными обстоятельствами и воспитанием. Следует отметить, что в противоположность бихевиористам эти философы имели в виду вовсе не манипулирование сознанием, не методы социальной инженерии, а социальные и политические изменения самого общества. Они верили, что «хорошее общество» обеспечит формирование хорошего человека или, по крайней мере, сделает возможным проявление его лучших природных качеств.

Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа условных реакций, которые получили название инструментальных или оперантных. Явление инструментального, или оперантного, обусловливания состоит в том, что если подкрепляется какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и затем воспроизводится с большим легкостью и постоянством.  Например, если лай собаки регулярно подкреплять кусочком колбасы, то очень скоро она начинает лаять «выпрашивая» колбасу.

Прием этот давно знаком дрессировщикам, а так же практически освоен воспитателями. В необихевиоризме же он впервые стал предметом экспериментально-теоретических исследований. Согласно теории бихевиоризма, классическое и оперантное  обусловливание являются универсальными механизмами научения,  общими для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как происходящей вполне автоматически: подкрепление приводит буквально к «закреплению» в нервной системе связей и успешных реакций независимо от воли, желания или какой-либо другой активности субъекта. Отсюда бихевиористы делали далеко идущие выводы о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение человека, «манипулировать» им, что поведение человека жестко детерминировано, что он в какой-то мере раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта.

Все эти выводы, в конечном счете, были следствиями игнорирования сознания. «Неприкасаемость» к сознанию оставалась основным требованьем бихевиоризма на всех этапах его развития.

Надо сказать, что это требование рухнуло под влиянием жизни. Американский психолог Р. Хольт в 60-х гг. нашего века опубликовал статью под названием «Образы: возвращение из изгнания», в которой он, рассматривая возможность появления в условиях космического полета иллюзий восприятия, писал: «… на практичных людей едва ли произведут впечатление суждения о том, что образы не заслуживают изучения, поскольку это «менталистские феномены» и их нельзя экспериментально исследовать на животных… теперь наш национальный престиж может зависеть также от наших знаний о тех условиях, которые вызывают галлюцинации».

Таким образом, даже в американской психологии, т.е. на родине бихевиоризма, в последние десятилетия была понята необходимость возвращения к сознанию, и это возвращение состоялось.


Заключение.

Важными заслугами бихевиоризма явилось следующее. Во-первых, он внес в психологию сильный материалистический дух, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития. Во-вторых, он ввел объективный метод – метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов; стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и т. п. Наконец, в работах бихевиористкого направления были значительно продвинуты отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и др.

Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и т. п.

Основной бихевиористский тезис, согласно которому наблюдаемое поведение представляет собой надежную с научной точки зрения величину, совершенно ошибочен. На самом деле поведение различно в зависимости от различия мотивирующих его импульсов, а они-то часто скрыты от наблюдателя.


Литература.

1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М., 2002.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Изд-во Питер, 2000.

4. Петухов В.В. Видеокурс лекций по общей психологии. М. 1997.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19086. Применения наноструктур 2.59 MB
  Лекция 16. Применения наноструктур. Настоящая лекция посвящена рассмотрению конкретных примеров применении различных наноструктур. СВЕТОИЗЛУЧАЮЩИЕ НАНОТРУБКИ В ТЕЛИВИЗОРАХ И ДИСПЛЕЯХ. Углеродным нанотрубкам уже найдено немало применений в том числе в качестве эл...
19087. Общая постановка задачи дискретизации 155 KB
  Лекция № 1. Введение. Общая постановка задачи дискретизации. Цели и задачи курса: данный курс предназначен для освоения базовых понятий теории дискретных сигналов и основных принципов построения систем цифровой обработки сигналов. Курс знакомит с теоретическими о
19088. Выбор частоты дискретизации с помощью функций отсчетов 187.5 KB
  Лекция № 2. Выбор частоты дискретизации с помощью функций отсчетов. Теорема Котельникова: произвольный сигнал непрерывный спектр которого не содержит частот выше может быть полностью восстановлен если известны отсчетные значения этого сигнала взятые через равн
19089. Выбор шага дискретизации с использованием интерполирующих полиномов Лагранжа 181 KB
  Лекция № 3. Выбор шага дискретизации с использованием интерполирующих полиномов Лагранжа. При дискретизации реального сигнала описываемого непрерывной функцией имеющей ограниченную производную в качестве аппроксимирующей воспроизводящей функции может ис
19090. Выбор шага дискретизации с использованием экстраполирующих многочленов Тейлора 227 KB
  Лекция № 4. Выбор шага дискретизации с использованием экстраполирующих многочленов Тейлора. Экстраполирующий многочлен Тейлора описывающий исходную функцию определяется выражением: 4.1 где соответственно первая вторая и производные непрерывной ...
19091. Работа со cписками и Базы данных в Excel 336.71 KB
  Excel располагает набором функций, предназначенных для анализа списка. Одной из наиболее часто решаемых с помощью электронных таблиц является обработка списков. Вследствие этого Microsoft Excel имеет богатый набор средств, которые позволяют значительно у простить обработку таких данных. Ниже приведено несколько советов по работе со списками.
19092. Квантование сигналов по уровню 326.5 KB
  Лекция № 5. Квантование сигналов по уровню. Постановка задачи. Процесс преобразования сигнала с непрерывным множеством значений в сигнал с дискретными значениями называют квантованием по уровню. По существу операция квантования заключается в округлении значения...
19093. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша 222.5 KB
  Лекция № 6. Ортогональные преобразования сигналов в базисе функций Уолша. При обработке дискретных сигналов большое значение представляет ортонормированная система базисных функций Уолша. Непрерывные функции Уолша относятся к классу кусочнопостоянных знакопере
19094. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. 258.5 KB
  Лекция № 7. Принципы линейной обработки дискретных сигналов. Линейная обработка дискретных сигналов цифровая обработка цифровая фильтрация – произвольная линейная операция над входными дискретными данными. Дискретный фильтр цифровой фильтр – дискретная сис