66645

Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований

Реферат

Психология и эзотерика

Именно этот интерес к человеку и его возможностям лежит в основе развития психологии. Он, очевидно, появился одновременно с формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно субъективными наблюдениями отдельных мыслителей...

Русский

2014-08-25

60 KB

36 чел.

московский городской

психолого-педагогический университет

Факультет  дистанционного обучения

Общая психология

РЕФЕРАТ

                                                         Тема работы: «Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований»

Ф.И.О. студента: Хххх Хххх Ххх

                                                        Ф.И.О преподавателя: Ничикова Елена Викторовна                                 

                                                            (Доцент кафедры общей психологии МГППУ)

                                                             Курс 1, семестр 1

Форма обучения: заочно-дистанционная

Москва, 2008

Содержание:

  1.  Введение.
  2.  Понятие когнитивной психологии и её развитие.
  3.  Сфера когнитивной психологии.
  4.  Заключение.
  5.  Список используемой литературы.

Введение

Древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он, пожалуй, прав, за тем лишь исключением, что интересен не другой, а вообще человек, как таковой, в том числе и он сам.

Именно этот интерес к человеку и его возможностям лежит в основе развития психологии. Он, очевидно, появился одновременно с формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно субъективными наблюдениями отдельных мыслителей, наблюдавших за поведением людей и строивших теории об их причинах и следствиях.

В дальнейшем эти теории проверялись, обобщались в более мощные и универсальные. Так, например, XIX век принес такие теории, как бихевиоризм, гештальтпсихология и, наиболее хорошо известный, психоанализ. Однако, несмотря на придание набору субъективных знаний определенной научной базы, основной фундамент психологии продолжает базироваться на нечетких индивидуальных наблюдениях и на разборе разрозненных конкретных случаев.

Любой нормальный человек способен думать, это является основой человеческой деятельности. Как правило, каждый из нас испытывает неудовольствие достигнутыми результатами, ведь нам хочется стать лучше, не останавливаться на достигнутом. Те люди, которые полностью удовлетворены своими мыслительными способностями, скорее всего, лишь тешат свое самолюбие. Так и в науке, если мы склонны считать, что возможности психологии только и ограничиваются психоанализом, то мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы просто заблуждаемся.

Психология, как и любая из наук, продолжает развиваться, причем одна из ветвей ее развития выбирает естественнонаучный путь, даже можно сказать биотехнический. Появились новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теории, исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Когнитивная психология и является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования.

Так что же это такое? Откуда она появилась, каковы ее цели и достоинства?

Понятие когнитивной психологии и её развитие.

В переводе на русский язык термин "когнитивный" (cognitio (лат.) – знание, познание) означает "познавательный".

Когнитивная психология – психология познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления). Тем не менее, мы сохранили англоязычное звучание не только потому, что оно уже устоялось, но и по двум другим причинам. Во-первых, выделение познавательных процессов в особую группу психологических явлений признается многими неудовлетворительным, поскольку из дидактического приема оно превратилось в теоретическую догму, мешающую увидеть познавательно содержание и в других психических актах (например, в предметных исполнительных действиях, в эстетических переживаниях). Во-вторых, в контексте истории американской психологии термин "когнитивный" имеет дополнительный смысл, отсутствующий в европейском значении этого слова. Дело в том, что когнитивная психология в США появилась и развивалась как альтернатива бихевиоризму, господствовавшему в течение десятилетий в американской психологии и базировавшемся при своем зарождении в основном на эмпирических наблюдениях и экспериментах над низшими животными. Ортодоксальный бихевиоризм исключил из своего лексикона категорию психического, ограничившись анализом внешних стимулов и ответных двигательных реакций. Прилагательное "когнитивная" – это вакцина против исключительно поведенческих и рефлексологических трактовок психической жизни. Обо всем этом рассказывает Р. Солсо, анализируя истоки "когнитивной революции". Заметим, что никакой революции в нашем понимании этого слова (с ниспровергающей критикой, этичными и неэтичными обвинениями, шумной компанией, постановлениями ученых советов и прочими административными мерами) у американцев не было. Тихо и мирно работали ученые, не согласные с бихевиоризмом, а в 1967 г. появилась книга У. Найссера "Когнитивная психология", давшая название новому направлению психологической мысли. Так что бихевиоризм – с прибавкой нео- или без нее – не умер и периодически, но уже наравне с другими течениями, дает о себе знать.

Считается, что определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылились в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У канта разум – это структура, опыт – факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы.

Конечно, было бы неправильным считать, что столпами когнитивной психологии являются только философы. Да и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.

Всем известно, что дерево, да и вообще любое растение без почвы не растут, так и в науке, какие-то предшествующие знания приводят к появлению новых более углубленных знаний, развиваясь дальше на этой "возделанной почве". Почвой для развития когнитивной психологии стали работы в области гештальтпсихологии (Gestalt – образ, конфигурация), в них подчеркивалась роль восприятия в обучении, а также работы К. Левина и Э. Толмена, о зависимости поведения человека от его субъективного представления окружающей действительности – так называемых когнитивных карт.

Также стоит отметить таких ученых, как Р. Аткинсон, Д.Брунер, Д. Норман, Ф. Хадер, Г. Саймон много сделавших для развития когнитивной психологии.

В данное время когнитивная психология тверже стоит на своей методологической платформе, что обусловлено быстрым развитием компьютерных технологий и появлением новых теоретических исследований в области психологии.

Стоит отметить, что в настоящее время когнитивная психология перестала быть чисто американским явлением. Ее идеи и методы распространяются по всему миру и, взаимодействуя с другими национальными традициями, дают новые всходы. Так, микроструктурный и микродинамический анализ действия, разрабатываемый в нашей стране, явился результатом симбиоза физиологии активности, деятельностной  и когнитивной парадигм при изучении двигательных навыков. Благодаря этому микро- и макроструктура действия стали рассматриваться не как отдельные сущности, исследование которых требует принципиально разных и несовместимых подходов, но как атрибуты единого целого, образующего суть интрапсихического. Когнитивная психология видоизменяется и развивается под влиянием европейских идей.

Сфера когнитивной психологии.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

1. Восприятие.

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологическое восприятие. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и – что более важно для когнитивной психологии – о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Однако исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

2. Распознавание образов.

Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Так, к примеру, один человек описывает тот или иной знак, какую-либо надпись, или информацию на дороге другому, который в момент общения управляет транспортным средством.

А теперь задумаемся над проблемой чтения. Чтение – это сложное волевое усилие, при котором от читающего требуется построить осмысленный образ из набора линий и кривых, которые сами по себе не имеют смысла. Организуя эти стимулы так, чтобы получились буквы и слова, читающий может затем извлечь из своей памяти значение. Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических когнитивных систем.

3. Внимание.

Люди – это существа, собирающие информацию. Очевидно, что при нормальных условиях мы очень тщательно отбираем количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет. Наша способность к переработке информации, очевидно, ограничена на двух уровнях – сенсорном и когнитивном. Если нам одновременно навязывают слишком много сенсорных признаков, у нас может возникнуть "перегрузка"; и если мы пытаемся обработать слишком много событий в памяти, тоже возникает перегрузка. Последствием этого может оказаться сбой в работе.

4. Память.

Память и восприятие работают вместе. Этот процесс является результатом работы двух типов памяти. Первый тип памяти удерживает информацию ограниченное время – достаточно долго, к примеру, чтобы поддержать разговор. Эта система памяти хранит информацию в течение короткого периода – пока ее не заменит новая. Этот первый этап памяти называется кратковременной памятью, а в примере разговора двух человек – особый ее вид, называемый рабочей памятью.

С другой стороны, значительная часть содержания разговора получена из долговременной памяти.

Выделение того или иного типа памяти в привилегированную массу будет неправильно, так как, например, в процессе общения собеседники владеют и используют информацию, полученную ими из восприятия, кратковременной памяти и долговременной памяти в совокупности.

5.Воображение.

В процессе общения собеседники осуществляют взаимообмен вопросами и ответами. Так вот, для того, чтобы ответить на тот или иной вопрос отвечающий строит мысленный образ, который имеет форму какой-либо когнитивной карты, из которой он извлекает значимые признаки, располагает их в осмысленной последовательности и преобразует эти образы в языковую информацию.

6. Языковые функции.

Чтобы правильно ответить на вопрос, нужны обширные знания языка. Это подразумевает знание синтаксиса языка – то есть правил расположения слов и связей между ними. При этом кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующих слов из своего лексикона нужно уметь координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения сообщения.

7. Психология развития.

Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры. То есть в случает с теми же участниками беседы можно сделать вывод, что их объединяет такой опыт развития, который позволяет им (более или менее) понимать друг друга.

8. Мышление и решение задач.

Данную область когнитивной психологии можно охарактеризовать как понимание каждым участником роли другого. В процессе общения участники проявляют способность  к мышлению и формированию понятий.

9. Человеческий интеллект.

Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. В процессе общения используется способность понимания языка, преобразования вербальных описаний в действия, вести себя соответственно законам своей культуры и т.д. Зависят все эти критерии от интеллектуальной развитости человека.

10. Искусственный интеллект.

Специальная сфера компьютерных наук, именуемая "Искусственный интеллект" и нацеленная на моделирование познавательных процессов человека, оказала огромное влияние на развитие когнитивной науки – особенно с тех пор, когда для компьютерных программ искусственного интеллекта потребовались знания о том, как мы обрабатываем информацию.

Заключение.

Подводя итог, можно сказать, что когнитивная психология характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Список используемой литературы.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru, а также из книги Р. Л. Солсо. Когнитивная психология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32125. Les notions principales de la sience sont apparues dans l’Antiquité 11.67 KB
  Les notions principles de l sience sont pprues dns lntiquité. Plusieurs procédés de style décrit pr les nciens ont grdé leurs noms grecs : tropes métphore métonymie etc. les etudes des svnts du Moyen ge ont pprofondi les idees des nciens mis un grnd essort est du ux linguistes des 1617 siecles qui ont posé le problème de l norme cthegorie neuve pour les etudes linguistiques. l linguistique connu un nouvel essor vec les trvux dHumbolt et de Sussure lopposition entre l lngue et l prole fit ressurgir le problème du style.
32126. la problematique de cette science est riche ce qui s’explique par le parcours assez long qu’elle a suivi avant de retrouver son autonomie 11.47 KB
  On peut essyer de controler les definitions de lobjet detude de l stylistique proposes pr des uteurs de mnuels : on ur chque fois une definition prticuliere. Les stylisticiens estimeent que cette science étudie les styles de l lngue les procédés expressifs propres ux unités linguistiques les styles des oeuvres littérires publicistes scintifiques et utres ; les prticulrités expressifs des styles fonctionnels. Guirud lobjet detudes de l stylistique est exprime comme c L tâche de l stque est de reconnître de décrire de définir et de...
32128. Le concept de style est compliqué, polyvalent et controversé 11.22 KB
  Le concept de style est compliqué polyvlent et controversé. Le style est ussi ssocie ux genres litterires dont il represente des modes dexpression necessires ; Les nciens distinguient 3 styles : le simple le tempéré et le sublime. Puis les linguistes ont élrgi le nomenclture de styles en ttribunt non seuleument ux genres littérires style lyrique épistolire épique historique etc mis ussi ux groupes sociux styles précieux populire cmpgnrd etc. ux 16 et 17 siècles on conçoit le style comme lexpression de l nture de lhomme styles...
32131. La connatation c’est tout ce que le mot suggère en plus de la dénotation 11.59 KB
  Guirud : Ce sont des ssocitions extrnotionnelles qui sns ltérer le concept le colorent . Il existe dns chque science un ensemble de termes propres elle seule болезни астрономические термины dutres mots ne semploient guere en dehors des belleslettres perir bsoudre 2 Con. Locles et ntionles évoquent les dilectes frnçis ou des emprunts job mrijun 3 Temporelles qui ssocient les mots à une époque concrète pssé ou contmporine des néologismes et rchismes télérélité glmour ou fontgne zouve. 4 Sociles évoquent un groupe...
32133. Le classement stylistique du lexique 11.75 KB
  L discription stylistique du lexique represente un gros probleme qui sexplique vnt tout pr le fit que les mots sont polysemique et peuvent se rpporter plusieurs styles. Les vrints lexico semntiques dun meme mot peuvent se rpporter ux groupes differents. Tells que les neologismeнов слово les rchisme устар слово котор замен синонимами les emprunts le lexique : prlee fmilier livresque les mots poetique. Les mots entrent dns des differents clsses.