66645

Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований

Реферат

Психология и эзотерика

Именно этот интерес к человеку и его возможностям лежит в основе развития психологии. Он, очевидно, появился одновременно с формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно субъективными наблюдениями отдельных мыслителей...

Русский

2014-08-25

60 KB

16 чел.

московский городской

психолого-педагогический университет

Факультет  дистанционного обучения

Общая психология

РЕФЕРАТ

                                                         Тема работы: «Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований»

Ф.И.О. студента: Хххх Хххх Ххх

                                                        Ф.И.О преподавателя: Ничикова Елена Викторовна                                 

                                                            (Доцент кафедры общей психологии МГППУ)

                                                             Курс 1, семестр 1

Форма обучения: заочно-дистанционная

Москва, 2008

Содержание:

  1.  Введение.
  2.  Понятие когнитивной психологии и её развитие.
  3.  Сфера когнитивной психологии.
  4.  Заключение.
  5.  Список используемой литературы.

Введение

Древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он, пожалуй, прав, за тем лишь исключением, что интересен не другой, а вообще человек, как таковой, в том числе и он сам.

Именно этот интерес к человеку и его возможностям лежит в основе развития психологии. Он, очевидно, появился одновременно с формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно субъективными наблюдениями отдельных мыслителей, наблюдавших за поведением людей и строивших теории об их причинах и следствиях.

В дальнейшем эти теории проверялись, обобщались в более мощные и универсальные. Так, например, XIX век принес такие теории, как бихевиоризм, гештальтпсихология и, наиболее хорошо известный, психоанализ. Однако, несмотря на придание набору субъективных знаний определенной научной базы, основной фундамент психологии продолжает базироваться на нечетких индивидуальных наблюдениях и на разборе разрозненных конкретных случаев.

Любой нормальный человек способен думать, это является основой человеческой деятельности. Как правило, каждый из нас испытывает неудовольствие достигнутыми результатами, ведь нам хочется стать лучше, не останавливаться на достигнутом. Те люди, которые полностью удовлетворены своими мыслительными способностями, скорее всего, лишь тешат свое самолюбие. Так и в науке, если мы склонны считать, что возможности психологии только и ограничиваются психоанализом, то мы просто тешим себя иллюзиями о своем превосходстве в этой области. Мы просто заблуждаемся.

Психология, как и любая из наук, продолжает развиваться, причем одна из ветвей ее развития выбирает естественнонаучный путь, даже можно сказать биотехнический. Появились новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теории, исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования. Когнитивная психология и является одним из направлений исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования.

Так что же это такое? Откуда она появилась, каковы ее цели и достоинства?

Понятие когнитивной психологии и её развитие.

В переводе на русский язык термин "когнитивный" (cognitio (лат.) – знание, познание) означает "познавательный".

Когнитивная психология – психология познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления). Тем не менее, мы сохранили англоязычное звучание не только потому, что оно уже устоялось, но и по двум другим причинам. Во-первых, выделение познавательных процессов в особую группу психологических явлений признается многими неудовлетворительным, поскольку из дидактического приема оно превратилось в теоретическую догму, мешающую увидеть познавательно содержание и в других психических актах (например, в предметных исполнительных действиях, в эстетических переживаниях). Во-вторых, в контексте истории американской психологии термин "когнитивный" имеет дополнительный смысл, отсутствующий в европейском значении этого слова. Дело в том, что когнитивная психология в США появилась и развивалась как альтернатива бихевиоризму, господствовавшему в течение десятилетий в американской психологии и базировавшемся при своем зарождении в основном на эмпирических наблюдениях и экспериментах над низшими животными. Ортодоксальный бихевиоризм исключил из своего лексикона категорию психического, ограничившись анализом внешних стимулов и ответных двигательных реакций. Прилагательное "когнитивная" – это вакцина против исключительно поведенческих и рефлексологических трактовок психической жизни. Обо всем этом рассказывает Р. Солсо, анализируя истоки "когнитивной революции". Заметим, что никакой революции в нашем понимании этого слова (с ниспровергающей критикой, этичными и неэтичными обвинениями, шумной компанией, постановлениями ученых советов и прочими административными мерами) у американцев не было. Тихо и мирно работали ученые, не согласные с бихевиоризмом, а в 1967 г. появилась книга У. Найссера "Когнитивная психология", давшая название новому направлению психологической мысли. Так что бихевиоризм – с прибавкой нео- или без нее – не умер и периодически, но уже наравне с другими течениями, дает о себе знать.

Считается, что определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылились в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У канта разум – это структура, опыт – факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы.

Конечно, было бы неправильным считать, что столпами когнитивной психологии являются только философы. Да и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.

Всем известно, что дерево, да и вообще любое растение без почвы не растут, так и в науке, какие-то предшествующие знания приводят к появлению новых более углубленных знаний, развиваясь дальше на этой "возделанной почве". Почвой для развития когнитивной психологии стали работы в области гештальтпсихологии (Gestalt – образ, конфигурация), в них подчеркивалась роль восприятия в обучении, а также работы К. Левина и Э. Толмена, о зависимости поведения человека от его субъективного представления окружающей действительности – так называемых когнитивных карт.

Также стоит отметить таких ученых, как Р. Аткинсон, Д.Брунер, Д. Норман, Ф. Хадер, Г. Саймон много сделавших для развития когнитивной психологии.

В данное время когнитивная психология тверже стоит на своей методологической платформе, что обусловлено быстрым развитием компьютерных технологий и появлением новых теоретических исследований в области психологии.

Стоит отметить, что в настоящее время когнитивная психология перестала быть чисто американским явлением. Ее идеи и методы распространяются по всему миру и, взаимодействуя с другими национальными традициями, дают новые всходы. Так, микроструктурный и микродинамический анализ действия, разрабатываемый в нашей стране, явился результатом симбиоза физиологии активности, деятельностной  и когнитивной парадигм при изучении двигательных навыков. Благодаря этому микро- и макроструктура действия стали рассматриваться не как отдельные сущности, исследование которых требует принципиально разных и несовместимых подходов, но как атрибуты единого целого, образующего суть интрапсихического. Когнитивная психология видоизменяется и развивается под влиянием европейских идей.

Сфера когнитивной психологии.

Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

1. Восприятие.

Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологическое восприятие. Из экспериментов по восприятию мы хорошо знаем о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и – что более важно для когнитивной психологии – о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы.

Однако исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

2. Распознавание образов.

Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Так, к примеру, один человек описывает тот или иной знак, какую-либо надпись, или информацию на дороге другому, который в момент общения управляет транспортным средством.

А теперь задумаемся над проблемой чтения. Чтение – это сложное волевое усилие, при котором от читающего требуется построить осмысленный образ из набора линий и кривых, которые сами по себе не имеют смысла. Организуя эти стимулы так, чтобы получились буквы и слова, читающий может затем извлечь из своей памяти значение. Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических когнитивных систем.

3. Внимание.

Люди – это существа, собирающие информацию. Очевидно, что при нормальных условиях мы очень тщательно отбираем количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет. Наша способность к переработке информации, очевидно, ограничена на двух уровнях – сенсорном и когнитивном. Если нам одновременно навязывают слишком много сенсорных признаков, у нас может возникнуть "перегрузка"; и если мы пытаемся обработать слишком много событий в памяти, тоже возникает перегрузка. Последствием этого может оказаться сбой в работе.

4. Память.

Память и восприятие работают вместе. Этот процесс является результатом работы двух типов памяти. Первый тип памяти удерживает информацию ограниченное время – достаточно долго, к примеру, чтобы поддержать разговор. Эта система памяти хранит информацию в течение короткого периода – пока ее не заменит новая. Этот первый этап памяти называется кратковременной памятью, а в примере разговора двух человек – особый ее вид, называемый рабочей памятью.

С другой стороны, значительная часть содержания разговора получена из долговременной памяти.

Выделение того или иного типа памяти в привилегированную массу будет неправильно, так как, например, в процессе общения собеседники владеют и используют информацию, полученную ими из восприятия, кратковременной памяти и долговременной памяти в совокупности.

5.Воображение.

В процессе общения собеседники осуществляют взаимообмен вопросами и ответами. Так вот, для того, чтобы ответить на тот или иной вопрос отвечающий строит мысленный образ, который имеет форму какой-либо когнитивной карты, из которой он извлекает значимые признаки, располагает их в осмысленной последовательности и преобразует эти образы в языковую информацию.

6. Языковые функции.

Чтобы правильно ответить на вопрос, нужны обширные знания языка. Это подразумевает знание синтаксиса языка – то есть правил расположения слов и связей между ними. При этом кроме построения грамматически правильных предложений и подбора соответствующих слов из своего лексикона нужно уметь координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения сообщения.

7. Психология развития.

Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили наше понимание того, как развиваются когнитивные структуры. То есть в случает с теми же участниками беседы можно сделать вывод, что их объединяет такой опыт развития, который позволяет им (более или менее) понимать друг друга.

8. Мышление и решение задач.

Данную область когнитивной психологии можно охарактеризовать как понимание каждым участником роли другого. В процессе общения участники проявляют способность  к мышлению и формированию понятий.

9. Человеческий интеллект.

Интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека. В процессе общения используется способность понимания языка, преобразования вербальных описаний в действия, вести себя соответственно законам своей культуры и т.д. Зависят все эти критерии от интеллектуальной развитости человека.

10. Искусственный интеллект.

Специальная сфера компьютерных наук, именуемая "Искусственный интеллект" и нацеленная на моделирование познавательных процессов человека, оказала огромное влияние на развитие когнитивной науки – особенно с тех пор, когда для компьютерных программ искусственного интеллекта потребовались знания о том, как мы обрабатываем информацию.

Заключение.

Подводя итог, можно сказать, что когнитивная психология характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Список используемой литературы.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.effecton.ru, а также из книги Р. Л. Солсо. Когнитивная психология.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29457. Цикличность экономики: причины, фазы и их специфика, типы циклов 14.19 KB
  Сторонники второй позиции утверждают что цикличность явление внутреннее присущее самой экономической системе и порождается: недостаточным потреблением по сравнению с производством; превышением производства средств производства над производством предметов потребления; нарушениями в области денежного обращения. Помимо уже упомянутых можно назвать еще ряд факторов и противоречий в экономику порождающих кризисы и циклы в частности: противоречие между четкой организацией современного производства и стихийным характером рынка; противоречие...
29458. Эффект храповика 25.09 KB
  Эффект храповика Начальное макроэкономическое равновесие наблюдается в точке Е1 при уровне цен P1 и реальном объеме производства Y1. Предположим что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей например осуществляя необходимые государственные расходы и тем самым стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие возникает при более высоком уровне цен Р2 но и при более высоком уровне реального объема производства Y2. Однако возможно что...
29459. Эффект бережливости в рыночной экономике 22.67 KB
  Эффект бережливости в рыночной экономике Парадокс бережливости это парадоксальное явление суть которого состоит в сокращении сбережений вследствие усиления стремления к сбережениям то есть роста бережливости. Парадокс бережливости Сдвиг вверх графика функции сбережений от S до S1 при неизменном уровне автономных инвестиций I приведет к тому что изза эффекта мультипликатора экономика будет функционировать на уровне более низкого выпуска. Таким образом парадокс бережливости означает что увеличение сбережений приводит к уменьшению дохода.
29460. Равновесие в модели IS-LM.Факторы,воздействующие на равновесие на денежном и товарном рынках 35.57 KB
  Кривая IS отражает соотношение процентной ставки и уровня национального дохода при котором обеспечивается равновесие на товарных рынках. Кривая IS отражает множество равновесных ситуаций на товарном рынке. Кривая LM отражает зависимость между процентной ставкой и уровнем дохода возникающую на рынке денежных средств. Кривая LM соответствует таким парам точек Y i для которых спрос на деньги L определяющий уровень их ликвидности равен предложению денежной массы М.
29461. Абсолютная сходимость. Абсолютная сходимость числовых рядов 16.52 KB
  Смотрите также: условная неабсолютная сходимость числовых рядов СвойстваПравить из сходимости ряда вытекает сходимость ряда . При исследовании абсолютной сходимости ряда используют признаки сходимости рядов с положительными членами. Если ряд расходится то для выявления условной сходимости числового ряда используют более тонкие признаки: Признак Лейбница признак Абеля признак Дирихле. Абсолютная сходимость в математике вид сходимости рядов и интегралов.
29462. Условно сходящиеся числовые ряды и теорема Римана 78.92 KB
  Если числовой ряд сходится а ряд составленный из абсолютных величин его членов расходится то исходный ряд называется условно неабсолютно сходящимся. Теорема Римана об условно сходящихся рядах помогает при вычислении суммы бесконечного ряда. Пусть ряд сходится условно тогда для любого числа S можно так поменять порядок суммирования что сумма нового ряда будет равна S.
29463. Признак Абеля, пример 33.9 KB
  Признак Абеля сходимости несобственных интегралов[править] Признак Абеля дает достаточные условия сходимости несобственного интеграла. Признак Абеля для несобственного интеграла Iрода для бесконечного промежутка. Признак Абеля для несобственного интеграла IIрода для функций с конечным числом разрывов.
29464. Признак Дирихл 50.3 KB
  Признак Дирихле теорема указывающая достаточные условия сходимости несобственных интегралов и суммируемостибесконечных рядов. Названа в честь немецкого математика ЛежёнаДирихле. Признак Дирихле сходимости несобственных интегралов первого рода Пусть выполнены условия: и имеет на ограниченную первообразную то есть ; функция ; .
29465. Метод среднего арифметического в числовых рядах 44.37 KB
  Утверждение: Сумма расходящегося ряда равна по методу средних арифметических. Итого и ряд имеет сумму по методу средних арифметических. [править]Необходимый признак Из предыдущего пункта вытекает необходимый признак: Утверждение: Если ряд суммируется методом средних арифметических то .