66647

Культурно-историческая концепция происхождения высших психических функций

Реферат

Психология и эзотерика

Главным отличием человека от животных является сознание и его составляющие. Каковы же главные качественные особенности психики человека отличающие его от животных Очевидно что эти особенности возникли и развились в результате антропогенеза.

Русский

2014-08-25

101.5 KB

4 чел.

московский городской

психолого-педагогический университет

ФАКУЛЬТЕТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

 УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Общая психология

Вид работы

РЕФЕРАТ

Тема работы:

Культурно-историческая концепция

происхождения

высших психических функций

Л.С.  Выготского

ФИО студента: Хххх Хххх Хххх

ФИО и звание преподавателя: Ничикова Елена Викторовна. Доцент кафедры общей психологии МГППУ.

Курс 1, семестр 1

Форма обучения: заочно-дистанционная

Москва

2009

 

Оглавление:

1. ВВЕДЕНИЕ – стр. 3


2. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ

   ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ – стр. 3

 3. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА – стр. 6

4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ          ФУНКЦИЙ  Л.С. ВЫГОТСКОГО – стр. 16

5. ВЫВОДЫ– стр. 17

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – стр. 17

7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА – стр. 18

                                                        1. ВВЕДЕНИЕ

 Главным отличием человека от животных является сознание и его составляющие. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Каковы же главные качественные особенности психики человека, отличающие его от животных? Очевидно, что эти особенности возникли и развились в результате антропогенеза. Но каковы же они в действительности?

Классики  марксизма указывали (и это составляет ценность и по сей день), что ведущими факторами появления сознания явились труд и язык. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых  мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг»1.

Л.С.Выготский подчёркивал, что «сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие»2 

2. ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПСИХИКИ

ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ


В то время,  как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им свой социальный опыт.

Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Животное - раб непосредственно воспринимаемой ситуации.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости  сознательно.

Это первое существенное отличие психики человека от психики животного.
           Второе отличие человека от животного заключается в его способности создавать и сохранять орудия. Животное создает орудие в конкретной наглядно-действенной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль в данной ситуации, оно тут же перестает существовать, как орудие.

Таким образом, конкретное, практическое мышление животных подчиняет их непосредственному впечатлению от данной ситуации, способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать не только непосредственные воздействия среды, но и те, которые его ожидают. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости - сознательно. Это главное существенное отличие психики человека от психики животного.

Третья отличительная черта психической деятельности человека - передача общественного опыта. И животное и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на определенного вида раздражитель. И тот и другой приобретают личный опыт во всевозможных ситуациях, которые предлагает им жизнь. Но только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развиваем передаваемый ему общественный опыт.

В развитии чувств, как и в развитии абстрактного мышления, заключен способ наиболее адекватного отражения действительности.

Поэтому четвертым, весьма существенным различием между животными и человеком,  является различие в чувствах. Конечно, и человек и высшее животное не остаются безразличными к происходящему вокруг. Предметы и явления действительности могут вызвать у животных и у человека определенные виды отношения к тому, что воздействует, положительные или отрицательные эмоции. Однако только в человеке может быть заключена развитая способность со-переживать горе и радость другого человека, только человек может наслаждаться картинами природы или испытывать интеллектуальные чувства при осознании какого-либо жизненного факта.

Однако нельзя вывести сознание непосредственно из эволюции животных: человек выводится не через эволюцию, а через общественные отношения. Биологической предпосылкой общественных отношений было стадо. Предки человека жили стадами, что позволяло всем особям наилучшим образом защищаться от врагов, оказывать взаимопомощь друг другу.

Фактором, влияющим на превращение обезьяны в человека, стада — в общество, была трудовая деятельность.

В труде развивалось и сознание человека - наивысшая в эволюционном ряду  форма отражения, для которой характерно выделение объективных устойчивых свойств  предметной деятельности и осуществляемое на этой

основе преобразование окружающей реальности.
       Изготовление, употребление и сохранение орудий впрок - все эти действия приводят к большей независимости человека от непосредственного влияния среды. От поколения к поколению орудия древних людей приобретают все более сложный характер - начиная от удачно подобранных осколков камней с острыми краями и кончая специализированными, сделанными коллективно орудиями.

Воздействуя на природу, изменяя ее, человек вместе с тем изменяет и свою собственную природу. Например, под влиянием труда закреплялись новые функции руки: рука приобретала наибольшую ловкость движений, в связи с постепенно совершенствовавшимся анатомическим строением менялось соотношение плеча и предплечья, увеличивалась подвижность во всех суставах, особенно кисти руки. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания объективной действительности.

  1.  ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о природе, строении и развитии  сознания – один из центральных для всех наук о человеке, исследующих высшие психические функции и сложные культурные формы поведения человека, со всеми присущими им специфическими особенностями функционирования и структуры.

Под высшими психическими функциями человека, принципиально отли- чающими его от животного, Л.С. Выготский подразумевал, прежде всего, сознание и логическое мышление, речь и письмо, а также развитие  произвольного внимания, памяти и других человеческих особенностей.

Высшие психические функции — теоретическое понятие, введенное Л.С. Выготским, обозначает сложные психические процессы, которые, прежде всего, социальны по своему формированию и опосредствованы, тем самым они произвольны. По его представлениям, психические явления могут быть «натуральнымыми», прежде всего,  определяться  генетически и  «куль-

турными“ надстроенными над первыми, собственно высшими психическими функциями, которые формируется под влиянием социальных воздействий.

Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок. Они складываются прижизненно во взаимодействии ребенка с взрослыми и  окружающим миром в целом, а потому они, по опрелению, социально обусловлены и несут в себе отпечаток той культурно-исторической среды, в которой развивается ребенок. Кроме того, такие функции по своей природе инструментальны и осуществляются они, прежде всего, с использованием различных средств и способов.

По мысли Л.С. Выготского личность есть понятие социальное, в ней представлено то, что является надприродным, историческим в человеке. Она не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием.

Личность "возникает в результате культур, развития" и "в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций". Развиваясь, человек осваивает собственное поведение.

Л.С.Выготский подчёркивает, что необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо "развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им".

Л.С. Выготский рассматривает понятие развития высших психических функций как предмет исследования, включающий две группы явлений, на первый взгляд разнородных, две основные ветви развития высших форм поведения, неразрывно связанные, но тем не менее различные. Л.С. Выготский выделяет процессы овладения внешними средствами—культурного развития и мышления—языком, письмом, счетом, а также процессы развития специальных высших психических функций детей - произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий

и т. д.

Поведение современного культурного взрослого человека является результатом двух различных процессов психического развития. С одной стороны, процесс биологической эволюции животных видов, приведший к возникновению человека; с другой—процесс исторического развития, путем которого первобытный примитивный человек превратился в культурного. Оба процесса — биологического и культурного развития поведения—представлены в филогенезе раздельно как самостоятельные и независимые линии развития, составляющие объект отдельных дисциплин.

В основных чертах биологическое развитие человека в филогенезе уяснено. Сложнее дело обстоит с другой линией в развитии поведения человека, начинающейся там, где линия биологической эволюции прекращается, — линией исторического или культурного развития поведения. Основным и определяющим отличием этого процесса от эволюционного надо считать то обстоятельство, что развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменение биологического типа является основой эволюционного типа развития. При совершенно изменившемся типе приспособления у человека на первый план выступает развитие его искусственных органов—орудий, а не изменение органов и строения тела.

Положение о развитии без изменения биологического типа приобрело особое значение в психологии, так как недостаточно был выяснен вопрос о том, какова непосредственная зависимость высших форм поведения, высших психических процессов от структуры и функций нервной системы, в каком объеме и, главное, в каком смысле возможно вообще изменение и развитие высших психических функций без соответствующего изменения или развития нервной системы и мозга.

В последние десятилетия прочное фактическое обоснование получила мысль о том, что высшие психические функции не могут быть поняты без социологического изучения, т.е. что они являются продуктом не биологического, а социального развития поведения.

Это подтверждает мысль Л.С. Выготского о том, что развитие высших психических функций составляет одну из важнейших сторон культурного развития поведения. Вторая ветвь развития поведения - овладение внешними средствами культурного поведения и мышления или развитие языка, счета, письма, рисования, также находит полное подтверждение в данных этнической психологии. Из вышесказанного раскрывается понятие «культурное развитие поведения» и можно сделать вывод, что культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.

При возвращении к онтогенезу автор показывает, что в развитии  которые мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. Это поставлено Л.С Выготским как основной и центральный факт исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения.

Центральное значение имеет то обстоятельство, что если культурное развитие человечества совершалось при относительно неизменяющемся биологическом типе человека, то культурное развитие ребенка характеризуется в первую очередь тем, что оно совершается при условии динамического изменения органического типа. Оно налагается на процессы роста, созревания и органического развития ребенка и образует с ними единое целое. «Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания». 3 В качестве примера и иллюстрации сказанного служит развитие речи ребенка – как слияние двух планов развития культурного и натурального.

Человек также обладает своей системой активности, которая держит в границах его способы поведения. Но человек тем и превосходит всех животных, что он безгранично расширяет посредством орудий радиус своей активности.

Все своеобразие перехода от одной системы активности (животной) к другой (человеческой), совершаемого ребенком, заключается в том, что одна система не просто сменяет другую, но обе системы развиваются одновременно и совместно: факт, не имеющий себе подобных ни в истории развития животных, ни в истории развития человечества. Ребенок не переходит к новой системе после того, как старая, органически обусловленная система активности развилась до конца. Ребенок не приходит к употреблению орудий, как примитивный человек, закончивший свое органическое развитие.

Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.

Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие. Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие - то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и о наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью.

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует о себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в одной действительности, ни у субъекта на данный момент времени существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет и уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.

Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, «способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или деятельности.»4

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека — не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия. Возможность восприятия предполагает у субъекта способность не только реагировать на чувственный раздражитель, но и осознавать соответственно чувственное качество как свойство определенного предмета. Для этого предмет должен выделиться как относительно устойчивый источник исходящих от него на субъект воздействий и как возможный объект направленных на него действий субъекта. Восприятие предмета предполагает поэтому со стороны субъекта не только наличие образа, но и определенной действенной установки, возникающей лишь в результате довольно высоко развитой тонической деятельности (мозжечка и коры), регулирующей двигательный тонус и обеспечивающей состояние активного покоя, необходимого для наблюдения. Восприятие поэтому, как уже указывалось, предполагает довольно высокое развитие не только сенсорного, но и двигательного аппарата. Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, человек воспринимает окружающее. Восприятие предметов и людей, с которыми ему приходится иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляют необходимую предпосылку осмысленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую «теоретическую» деятельность. Теоретическая деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Таким образом, связанное первично в качестве компонента или условия с какой-либо конкретной практической деятельностью, восприятие, в конце концов, в форме наблюдения переходит в более или менее сложную деятельность мышления, в системе которого оно приобретает новые специфические черты. Развиваясь в другом направлении, восприятие действительности переходит в связанное с творческой деятельностью создание художественного образа и эстетическое созерцание мира.

Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается, он часто активно выбирает установку, которая обеспечит адекватное восприятие предмета; воспринимая, он таким образом, производит определенную деятельность, направленную на то, чтобы привести образ восприятия в соответствие с предметом, необходимое в конечном счете в силу того, что предмет является объектом не только осознания, но и практического действия, контролирующего это осознание.

4. Концепция развития высших психических функций

Л.С. Выготского

Культурно-историческая концепция развития высших писхических функций Л.С. Выготского определила научные пути решения проблемы происхождения психики человека.

В ней можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сф рмулировать в виде двух положений. Первое — положение о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя  адаптироваться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второе пожение объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.

Ю.Б. Гиппенрейтер пишет, что Л.С. Выготский «подчёркивает изменённое взаимоотношение человека и природы, во-первых, и механизм этого изменения через использование орудий, во-вторых»5

Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности.

Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.

Знаками Л.С. Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью»6. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно ли в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой освязанными с различными видами трудовых операций. Подобные знаки выступапераций. Однако, для того, чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.

Третью часть концепции Л.С. Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Л.С. Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т. д. Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.

Таким образом, в концепции Л.С. Выготского можно выделить два основных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Основной вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику — он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.

Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы и  социальны.

                                     5. ВЫВОДЫ

1. Показаны четыре основных отличия психики человека от психики животных.

2. Проанализированы высшие психические функции человека и что к ним относится.

3. Рассмотрена концепция развития высших психических функций Л. С. Выготского.

4. Доказано, что развитие высших психических функций человека по Л. С. Выготскому социально обусловлено и принципиально отличает человека от животных.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы отметить, что концепция Выготского сыграла огромную роль в становлении научной психологической мысли.

Ее основные положения, хотя и были написаны в 20-30 гг.прошлоо века, совесм не устарели и были использованы при разработке такой практической проблемы, как дефектология. Концепция Л.С. Выготского также оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека, ее положения нашли свое дальнешее развитие в работах таких ведущих психологов, как А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. 

Понятие высших психических функций стало одним из основных в современной психологии. Теория высших психических функций разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки. Детская и педагогическая психология использует представление о высших психических функциях при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, самих механизмов их управления и становления.

Историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности высших психических функций анализирует различия в культурных процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредованном и системном характере строения высших психических функций.

В современной нейропсихологии это понятие является центральным при анализе центральных механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления нарушенных структур и их функций.

Таким образом, различные области практического применения теории высших психических функций подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд,,. Т. 23. с. 188-189

2. К. Маркс и  Ф.Энгельс, Соч., 2-е изд., Т. 20, с. 490.

3.  Л.С Выготский Собрание сочинений/ Под ред. А. М. Матюшкина. - М.:   1983, Т.3

4.  Л.С Выготский, Собрание сочинений/ Под ред. А. М. Матюшкина. - М.:   1983, Т.3 Развитие высших психических функций  с.63  

 

5.  Ф.Н. Гоноболин  Психология М., 2003. с. 69.

6.  Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию., М., 2008г., с. 221

7.  Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию., М., 2008г., с. 223

1 К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2-е изд., т.20, с.490.

2Выготский Л.С. Собрание сочинений. Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: 1983, Т.3

3 Л.С Выготский Развитие высших психических функций  С.63

4 Гоноболин Ф.Н. Психология М., 2003. С. 69.

5 Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию., М., 2008г., с. 221

6Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию., М., 2008г., с. 221


PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59460. Великий гуманіст епохи Відродження В. Шекспір 30 KB
  Перекладачі творів Шекспіра Роль Шекспіра у розвитку англійської поезії жанр €œсонет Вклад великого гуманіста епохи відродження Англії в розвиток театру. розвивався талант Шекспіра сина ремісника який в 20 років залишає рідну домівку дружину з трьома дітьми...
59461. Інтелектуальний конкурс “Відкрий для себе Україну” 54 KB
  Франка Нам пора для України жить девізом нашого конкурсу. Сім днів України. Упродовж 20 років він не покладав ратної зброї проявляючи надзвичайний військовий хист завзято відстоюючи козацьку волю давні запорізькі звичаї і цілковите самоврядування України.
59462. Cценарій: Усний журнал “Народні символи України” 66 KB
  Частину журналу який висвітлює яке-небудь одне питання умовно прийнято називати сторінкою журналу. Щоб викликати інтерес до журналу можна зробити його своєрідний макет із твердого паперу відповідно оформивши його обкладинку і кожну сторінку.
59463. Cценарій: Андріївські вечорниці 30.5 KB
  Група дівчат середнього та хлопців старшого віку святково прибраний зал на сцені інтер’єр укр. Катерина. Ой так хочеться все швидше їх розпочати і вареників наших покуштувати Катерина.
59464. Cценарій: Спортивне свято 451 KB
  Як називається місце гри в теніс ринг трек корт батут 28. Як називається прикраса що її носять на голові кольє діадема браслет кулон 33. Як називається сума сторін прямокутника Скільки дециметрів в 1 метрі Українська мова Скільки букв в українському алфавіті.
59465. Географічне положення та населення Європи 133 KB
  Фізико-географічне положення Європи Фізико-географічне положення іноді порівнюють з поштовою адресою: щоб Ваше послання знайшло адресата необхідно зазначити країну місто вулицю будинок квартиру. Не менш вдалим можна вважати порівняння фізико-географічного положення з долею...
59466. Європейські держави: минуле і сучасне 45.5 KB
  А точніше модель європейської цивілізації. Згадайте: Які риси і цінності притаманні цьому типу цивілізації Але Європа зовсім не зразу виробила цю модель. Вони вважали що це були темні страшні віки після загибелі античної цивілізації. Епоха зародження індустріальної цивілізації ХVІ кінець ХVІІІ ст.
59467. Захист прав людини у Європі та світі 70.5 KB
  Всі люди створені рівними і наділені Творцем певними невід’ємними правами до яких належать життя свобода і прагнення до щастя€. Документ 2 З Декларації прав людини і громадянина. забуття прав людини і неповага до них є єдиними причинами суспільних негараздів і вад уряду.
59468. Європейський союз 149.5 KB
  Будівництво Європи без кордонів почалося тоді коли у 1951 році шість держав підписали в Парижі угоду про заснування Європейського обєднання вугілля і сталі Бельгія Італія Люксембург Нідерланди Німеччина та Франція продовжується сьогодні і триватиме ще не одне десятиліття.