66652

Олигополия. Отличительные черты олигополии

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Такой тип олигополии в условиях которой действуют фирмы производящие однородный продукт называется чистой олигополией. Олигополия в условиях которой фирмы выпускают дифференцированную продукцию называется дифференцированной олигополией.

Русский

2014-08-25

129.5 KB

14 чел.

PAGE  15


Цена (Р)

редние переменные издержки (AVC)

Прибыль в %-тах (К*AVC) от уровня средних издержек (=процентная надбавка). Нормальный % надбавки зависит от эластичности спроса на товар: чем выше эластичность, тем ниже %  надбавкинадбавки

Средние постоянные издержки

Нормальная прибыль

 +

Тема: Олигополия.

Наиболее распространенной структурой рынка несовершенной конкуренции является олигополия.

Дословный перевод с греческого языка этой категории обозначает:  «олигос»- несколько, немного, «полео» - продаю, торгую.

Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Т.е. в олигополистической отрасли  производителей больше, чем в условиях монополии, но меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.

Олигополия – власть немногих, нескольких. Это наиболее распространенный тип, т.к. реальный рынок – это несколько экономических агентов, в процессе функционировнаия и взаимодействия которых между собой складывается компромиссная рыночная цена.

Следовательно, олигополист обладает определенной властью над ценой, но его власть ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой, при этом каждый из конкурентов стремится использовать рыночную конъюнктуру в своих интересах, ограничивая экономические действия конкурентов.

Отличительные черты олигополии:

1. Немногочисленность фирм в отрасли. Олигополия предполагает до 10-12 фирм (более 12 фирм – монополистическая конкуренция).

2. Всеобщая взаимозависимость – т.е. каждая из фирм при формировании своей экономической политики и принятии каких-либо решений, вынуждена отслеживать шаги конкурентов  и принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов на свои собственные действия.

3. Допущение по продукту – в условиях олигополии производится как однородный, так  и дифференцированный продукт.

Однородный (идентичный) товар – это тот, у которого отсутствуют какие-либо специфические свойства или характеристики или они незначительны; его называют еще стандартизированным. Чаще всего это те продукты, которые не связаны непосредственно с конечными потребителями: нефть, сталь, цемент и др. Такой тип олигополии, в условиях которой действуют фирмы, производящие однородный продукт, называется чистой олигополией.

Дифференцированный товар – тот продукт, который обладает специфическими, индивидуальными качествами или характеристиками и  способен активно менять свои свойства. Пример: типичное предприятие, выпускающее дифференцированную продукцию – машиностроительное: автомобили, металлообрабатывающие станки, кузнечное оборудование и др. Олигополия, в условиях которой фирмы выпускают дифференцированную продукцию, называется дифференцированной олигополией.

4. В условиях олигополии могут мирно уживаться и крупные, и средние, и мелкие фирмы, создавая друг другу (по мере сил) конкуренцию. При этом рынок того или иного товара может быть более или менее равномерно распределен между несколькими крупными олигополистами (тогда речь идет о симметричной олигополии), или же отрасль может быть представлена одним очень крупным производителем и большим количеством средних и мелких фирм (= ассиметричная олигополия). В случае симметричной политики функционирование предприятий упрощается, а во втором случае оно заметно усложнено, так как здесь больше вероятность острой конкурентной борьбы.

5. В условиях олигополии существуют высокие барьеры для вступления в отрасль – т.е. появление новых производителей в отрасли либо сильно затруднено, либо невозможно в силу ряда причин:

а) Эффект масштаба (главная причина) – фирма для снижения своих предельных издержек должна расширять производство, т.е. увеличивать масштаб производства, потому что издержки на 1 единицу сокращаются. Но эффект масштаба требует дополнительных затрат. Поэтому, если фирма обладает такими возможностями, то она имеет шанс попасть в отрасль, если нет → то это будет серьезный барьер;

б) Исключительные права на изобретения, какие-либо открытия, технологию, использование определенных важных источников сырья, задействованных в процессе производства (патентная монополия). Пример, еще до того, как новая фирма вступит в отрасль, ее предшественник уже успел приобрести патент или права на контроль или использование редких источников сырья, без которых невозможно производство. В этом случае у новой фирмы есть альтернативные три выхода: либо перекупать права (если это возможно), либо идти на поклон к предшественнику, либо не вступать в отрасль вовсе;

в) Значительные расходы на рекламу (особенно в условиях дифференцированной олигополии). Цель рекламы – стимулировнаие сбыта, но затраты на нее очень высоки и порой непомерно для новой фирмы;

г) Поведенческие барьеры – т.е. олигополисты, уже разделившие рынок и получающие стабильную прибыль, могут агрессивно отреагировать на появление новых фирм: вступить в сговор, обрушить цены (демпинг) и т.д.

6. В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция: фирма конкурирует посредством цены (цену меняют), это зависит от эластичности спроса, т.е. ценовая конкуренция предполагает прежде всего снижение цен на товар → заметная реакция покупателя → повышение эластичности спроса. Ценовая конкуренция имеет место при выпуске идентичного товара.

Неценовая конкуренция – предполагает использование таких методов конкурентной борьбы, которые не связаны с изменениями цены, или изменение цены возможно, но играет незначительную роль (реклама, повышение качества товара, улучшение товарной упаковки, сервис и т.д.); неценовая конкуренция связана с дифференцированным продуктом.

7. В условиях олигополии возможны следующие формы поведения фирм:

а) Некооперативное – в этом случае каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции, а также тактики и стратегии фирмы;

б) Кооперативное – в этом случае фирмы отрасли согласуют все свои решения друг с другом, по согласованию делят рынок и формируют почти единую, как правило завышенную цену, т.е. действуют сообща с одной целью – получить высокую прибыль.

На принятие решений фирмы влияют не только издержки и поведение спроса, но и ответная реакция конкурентов отрасли на те или иные действия фирмы. В зависимости от этого различают несколько моделей олигополии (как кооперативного, так и некооперативного поведения).

Некооперативные модели функционирования олигополистов.

1) Впервые попытка объяснить поведение олигополии была предпринята Антуаном Огюстьеном Курно (франц. экономист) в 1938 году, поэтому модель названа его именем – «Модель Курно».

Модель Курно основана на анализе простейшего случая олигополии – дуополии.

Дуополия – тип олигополистического рынка, на котором действуют только два продавца с однородным товаром (т.е. «Дуо» – два, «полео» – торгую, продаю),  при этом каждая фирма, принимая свое решение, считает цену и объем производства конкурента постоянными.

Принцип модели Курно: если на рынке действуют две фирмы, то выручка и прибыль каждой из них зависит от действий друг друга. В результате реакций друг друга на действия друг друга достигается равновесие на рынке – так называемое  равновесие Курно, т.е. каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение, ни одна из фирм не имеет стимула изменять свой объем производства.

Таким образом, они находят компромиссное решение и каждая максимизирует свою прибыль (MR=MC), но при условии: что другая фирма не должна изменять объем, т.к. стоит одной фирме изменить объем, следовательно изменится равновесие на рынке.

В модели Курно не отражено существенное обстоятельство: если на рынок, где уже есть фирма А, вступает фирма В, она может отнять у фирмы А часть потребительского спроса и тогда фирма А может не просто несколько снизить цену в борьбе за рынок, а занять активную позицию и существенно снизить цены на товар с целью не допустить фирму В на рынок. Такие действия предполагает модель «Ценовая война».

2) «Ценовая война» – это цикл постоянного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен, однако, не бесконечно и имеет свои пределы: оно будет продолжаться до уровня предельных издержек, следовательно равновесие установится в точке Р=МС=АТС (т.к. снизить цену уже будет нельзя, не понеся убытки) и цена практически в условиях ценовой войны станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате станет = 0. От ценовой войны не выигрывают не потребители (т.к. теряют альтернативный товар), ни производители (т.к. не получают максимальную прибыль). Тем более, что после достижения цели-вытеснения конкурента, цены могут быть снова повышены.

3) Модель «Игра по правилам»

Теория игр разработана Дж. фон Нейманом и О. Моргенстерном (амер. экономисты) в книге «Теория игр и экономическое поведение». Теория игр – наука, исследующая поведение участников в вероятностных ситуациях, связанных с принятием решений. Предмет этой теории – игровые ситуации с заранее установленными правилами.

Модель «Игра по правилам» – такая ситуация поведения фирм на олигополистическом рынке, при которой они сознательно делают свое поведение предсказуемым и понятным для конкурентов. Цель – достижение равновесия на рынке (т.е. приблизительно одинаковые цены). Сговора нет, но фирмы рассчитывают на благородство друг друга, предоставляя информацию о себе.

Наиболее известный пример поведения теории игр – «дилемма заключенного»: С поличным поймали 2-х воров, которым предъявлено обвинение в ряде краж. Перед каждым из них встает дилемма – признаваться ли в старых недоказанных кражах или нет. Если признается один из воров, то признавшийся получит минимальный срок – 1 год, а его нераскаявшийся товарищ – максимальный срок – 10 лет. Если оба вора одновременно признаются, то получат по 5 лет; если оба будут молчать, то получат по 3 года только за последнюю кражу. Вроде оптимальный выход ясен, но они сидят в разных камерах и не могут договориться друг с другом. Т.е. характерной чертой игры является невыгодность для обоих руководствоваться только своими интересами. Конечно, каждый хочет получить минимальный срок, но для этого они не должны сознаваться. В то же время, несознавшийся рискует остаться в тюрьме на 10 лет, если сознается напарник → в этой ситуации по правилам игры каждый выберет наименее рискованный для себя вариант: оба признаются и получат по 5 лет.

В этой ситуации есть 2 равновесных решения:

1) Парето – эффективное решение, максимизирующее полезность обеих сторон (не сознаются и получают 3 года). Данное решение является максимально эффективным, но требует достоверной  информации о действиях других участников.

2) равновесие по Нэшу – при котором один из игроков не может увеличить свой выигрыш, в одностороннем порядке меняя свое решение (обоюдное признание). Это решение, как правило, продиктовано стремлением минимизировать свои  риски в случае невыгодного поведения других участников.

Так и на рынке: не рискуя поднять высокие цены, фирмы выбирают усредненный вариант (приблизительно одинаковые цены), следовательно, риски минимизированы, а олигополистический рынок оказывается в равновесии по Нэшу. Это частичное равновесие, т.к. фирмы не максимизируют свою полезность, поэтому такая экономическая модель снижает эффективность не только отдельных субъектов, но и целой отрасли. Устойчивость равновесия сохранится до тех пор, пока у олигополистов не появится стимул к изменению объемов выпуска.

4) В 1939 году двумя экономистами: П. Суизи (амер.) и Хитчел (англ.) была сформулирована модель нескоординированной олигополии (или модель ломаной кривой спроса).

В условиях рынка по этой модели фирмы не вступают в контакт друг с другом и не ищут сознательно точки равновесия (как при модели Курно), а действуют стихийно, что и обуславливает жесткость цен на олигополистическом рынке.

В условиях высокой степени неопределенности и риска  олигополисты ведут себя по-разному: они могут игнорировать конкурентов и принимать решения, невзирая на их реакцию; предвидеть их поведение и даже вступать в сговор, но в реальной ситуации ни одна фирма не в состоянии предсказывать с высокой долей вероятности реакцию соперников на каждое свое действие. Поэтому по многим тактическим вопросам решения принимаются фирмами самостоятельно. Но при выработке стратегических решений фирма старается оптимизировать свои взаимоотношения с конкурентами, стремясь и максимизировать свою выгоду и одновременно ограничить свободу выбора у конкурентов. Типичная ситуация на олигополистическом рынке – порождение ломаной кривой спроса.

Допустим, что на отраслевом рынке конкурируют 3 фирмы: А, В, С. Рассмотрим реакцию фирм В и С на поведение фирмы А. Возможны две ситуации: 1) когда она повышает цены; 2) когда она их понижает.

Итак, на графике мы имеем линию спроса и предельного дохода MR фирмы А и линии спроса и MR конкурентов в отрасли – т.е. отраслевую линию спроса и отраслевую линию MR.

В случае, если фирма А повышает цены выше Р0, ее спрос изображается кривой Д(А) выше линии Р0К, конкуренты (В и С) не будут за ней следовать, и их цены либо останутся неизменными, либо вырастут в гораздо меньшей пропорции, как показывает кривая Д (В, С) выше линии Р0К.

Но стоит фирме А снизить цены ниже Р0, как фирмы В и С обязательно последуют за ней, чтобы сохранить свои доли рынка (как показывает линия Д(А) ниже линии Р0К).

В результате возникает ломаная кривая спроса Д(В, С), К, Д(А), высокоэластичная выше уровня цены Р0 и малоэластичная ниже уровня Р0.

Естественно, что и кривая предельного дохода приобретает ломаный вид, но в отличие от кривой спроса она не является непрерывной и состоит как бы из двух участков – это MR2 выше точки Е и MR1 ниже точки М, т.е. имеет разрыв ЕМ (отрезок на перпендикуляре). Величина данного разрыва показывает, в каких рамках могут изменяться предельные издержки, не нарушая равновесного производства фирмы олигополиста.

т. М – на эту точку фирма должна ориентироваться, т.к. это тот объем, при котором она может получить максимум прибыли (Q0 – обеспечение максимизации прибыли в отрасли). Она дает точку Р0.

т. Р0 – самая привлекательная цена, на которую ориентируется фирма.

т. Р1 – менее привлекательная цена (она ниже Р0).

В результате цены относительно постоянны (негибки) в условиях нескоординированной олигополии.

Предложенная модель хорошо объясняет лишь жесткость, негибкость цен, но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм их роста. Это объясняется легче на примере кооперативного поведения олигополистов.

Кооперативные модели функционирования олигополистов.

5) Картель («эффект слияния») – это явное (открытое), отслеживаемое законом объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию.

Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по вопросам цен и объема производства), установления доли для каждого участника и создания механизма контроля за выполнением принятых решений. Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате каждый участник пытается получить двойную выгоду: продавать свой товар по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот (долей). Если все будут себя так вести, то возможен развал картеля. Следовательно, обязательное условие картельного соглашения: чтобы каждый его участник получил не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него всех других олигополистов.

6) В настоящее время явные соглашения картельного типа – редкость, чаще наблюдаются неявные (скрытые) соглашения.

Тайный сговор – это негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.

Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия вырождается в чистую монополию и все кривые спроса сливаются в одну.

                  

На графике:

Р2 – монопольная цена.

Но тайный сговор не может быть прочным долгое время: 1) высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, следовательно, обостряется конкуренция. Т.е. чем больше число участников, тем труднее им договориться между собой; 2) по мере развития производства и насыщения рынка → различия в спросе и в издержках производства участников сговора → кто-то выживает, кто-то нет (зависть, стремление выжить за счет других). Бороться с тайным сговором необходимо, но очень сложно, т.к. его трудно выявить.

7) Лидерство в ценах – в данной модели олигополисты координируют свое поведение посредством молчаливого согласия следовать за лидером (самой крупной или самой технически оснащенной фирмой), т.е. лидер устанавливает цены, остальные придерживаются этой цены. Обычно движение цен происходит ступенями, при этом лидер заранее каким-либо образом информирует остальных о предстоящем повышении цен. Принимая такое решение, лидер стремится, чтобы цена была общеприемлимой (ведь успех олигополистов – в максимизации совместной прибыли), поэтому в отрасли по этой модели норма прибыли не максимальна, но выше средней.

8) Ценообразование по принципу «издержки плюс» – эта модель ценового поведения используется в случае раздела рынка несколькими крупными производителями. Ее привлекательность – в простоте и универсальности.

Данная модель связана с планированием выпуска и прибыли. Суть: цена на продукцию устанавливается по принципу:

При расчете среднего уровня издержек обязательно предполагается неполная загрузка мощностей (75-80%).

Эта формула составляет основу стандартного ценообразования. Используя такую модель, олигополисты с почти одинаковыми средними издержками и приблизительно равной эластичностью спроса могут автоматически выравнивать цены и максимизировать совместную прибыль.

Борьбу с олигополией государство как таковую не ведет, т.к. незаконный сговор выявить невозможно, а законные модели выгодны рынку (благодаря конкуренции – двигателю рыночных отношений).

Плюсы и минусы олигополии

«+» – т.к. олигополисты взаимозависимы → они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно; нет искусственных цен; власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства; постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию ПХД и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.

«–» – технологические и др. барьеры высоки, следовательно,  снижаются стимулы для разработки и внедрения технологических новинок, нет стимулов к удешевлению продукции; барьеры ограничивают конкуренцию с новыми фирмами; при кооперативном поведении – опасность перерождения олигополии в монополию.

В целях  прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля-Хиршмана. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли (т.е. оценивается доля каждой фирмы в общем объеме продаж в отрасли в процентах).

– некое число квадратов фирм, начиная с первой.

Примеры:

1) На рынке 5 фирм, доля каждой составляет 20%,

т.е. Н = 202×5=2000.

2) На рынке 4 фирмы с долями 60, 20, 10, 10%, то

Н = 602+202+102+102 = 3600+400+100+100=4200.

3) Если чистая монополия (1 участник), то S1 = 100%, следовательно Н = 1002=10000.

4) Дуополия (две фирмы с относительно равными долями, т.е. по 50%), то

Н = 502+502=5000.

5) Если 100 фирм по 1% (доля), то

.

Н – указывает на степень концентрации рынка.

Если Н < 1000 – концентрация рынка считается низкой, следовательно, имеет место  активная конкуренция олигополистов.

Если Н ≥ 1800 – это признак высокой концентрации, следовательно, существует опасность монополии.

Максимизация прибыли олигополиста

TR и TC

МС и МR.

Т.к. в условиях олигополии наиболее встречающимися слкчаями поведения фирм являются нескоординированная олигополия и тайный сговор, то именно на их примере и рассматривается максимизация по данному методу.

«Нескоординированная олигополия»

«Тайный сговор»

Краткосрочный период:

Долгосрочный период:

При длительном существовании «тайный сговор» теряет силу: а) меняется количество потенциальных конкурентов (оно растет из-за высокой прибыли, следовательно, труднее сговориться с большим количеством конкурентов); б) осуществляется профилактика монополизма со стороны государства (худо-бедно).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63420. Механизм саморегулирования рынка. Рыночный механизм и его элементы. Спрос. Факторы изменения спроса 151.5 KB
  Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает - сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению...
63421. Беларусь у пачатку найноўшага часу. Аднаўленне беларускай дзяржаўнасці. Культурнае жыццё беларускага народа у 20-30 гг. 20 стагоддзя 103.5 KB
  Сацыяльна-эканамічнае развіццё Беларусі ў міжваенны перыяд 1919-1939гг. Неузабаве звесткі аб перамозе рэвалюцыі дайшлі да Беларусі тут таксама пачалі стварацца саветы рабочых салдацкіх дэпутатаў а паралельна з імі дзейнічалі органы улады што падпарадкоўваліся Часоваму.
63422. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Характеристика природных ресурсов земли. Классификация природных ресурсов. Проблема обеспечения человеческого общества природными ресурсами 55.5 KB
  Характеристика природных ресурсов земли. Классификация природных ресурсов. Характеристика природных ресурсов Земли: Атмосфера наиболее легкая оболочка Земли которая граничит с космическим пространством...
63423. Макроэкономика как раздел экономической науки. Национальная экономика. Предмет и метод макроэкономики. Микро- и макроэкономика 116.5 KB
  Содержание и структура макроэкономики. Макроэкономика является разделом экономической теории в котором исследуется функционирование национальной экономики как единого целого. В данном разделе экономической теории рассматриваются главным образом глобальные проблемы функционирования и развития национальной экономики...
63424. Водные ресурсы и их охрана. Значение воды в хозяйственной деятельности человека. Водоснабжение и водопотребление, классификация воды. Источники загрязнения воды и нерациональное использование водных ресурсов 48.5 KB
  Значение воды в хозяйственной деятельности человека. Водоснабжение и водопотребление классификация воды. Источники загрязнения воды и нерациональное использование водных ресурсов.
63425. РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ БД 325.5 KB
  Достигнутый уровень технического развития отдельных ведомственных центров данных принципиально позволяет уже сейчас обеспечить достаточно высокую оперативность доступа пользователей. В связи с растущей сложностью и разнообразием данных представляющих интерес для различных отраслей экономики...
63426. Теории экономического равновесия. Система рынков. Общее экономическое равновесие. Некоторые модели общего экономического равновесия 61 KB
  Достижению равновесия способствует ценовый механизм. В результате колебания цен происходит выравнивание спроса и предложения товаров. В точке их пересечения устанавливается равновесная цена. Равновесие через посредство ценового механизма может устанавливаться...
63427. Предельно-допустимые концентрации вредных веществ в водоемах. Характеристика промышленных и бытовых сточных вод. Влияние загрязняющих компонентов сточных вод на живые организмы 85.5 KB
  Подземные воды их значение и охрана. Роль живых организмов в очистке воды. Организмы как индикаторы качества воды. Основное нормативное требование к качеству воды в водных объектах соблюдение установленных предельно допустимых концентраций...
63428. Оптимизация работы скважин, оборудованных СШНУ и УЭЦН 518 KB
  В данном пособии подробно рассмотрены осложнения борьба с которыми может осуществляться посредством изменения варианта компоновки оборудования механизированных скважин повышенное содержание свободного...