66655

Управление качеством в сфере здравоохранения

Доклад

Политология и государственное регулирование

В настоящее время в РФ сложилась система обеспечения качества медицинской помощи основанная на процедурах вневедомственного и внутриведомственного контроля качества медицинской помощи. Внутриведомственный контроль предусматривает применение мер административного воздействия...

Русский

2014-08-25

82.5 KB

2 чел.

Управление качеством в сфере здравоохранения

1. Система здравоохранения Российской Федерации.

Здравоохранение представляет собой систему медицинских учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, направленную на удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах, сохранению и улучшению здоровья граждан. Система здравоохранения включает в себя государственные, муниципальные и частные медицинские учреждения, а также органы управления, такие как Минздравсоцразвития РФ, субъектов федерации, РАМН, Госкомсанэпидемнадзор РФ и субъектов федерации.

В настоящее время в РФ сложилась система обеспечения качества медицинской помощи, основанная на процедурах вневедомственного и внутриведомственного контроля качества медицинской помощи.

Объектом контроля являются:

1.Медицинская помощь.

2.Взаимодействие пациента и медицинского работника.

Субъектами контроля и регулирования являются:

1. Лицензионно–аккредитационные комиссии (ЛАК).

2. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

3. Страховые медицинские организации (СМО).

4. Профессиональные ассоциации.

5. Фонды социального страхования (ФСС).

6. Органы управления здравоохранения.

7. ЛПУ.

Основное предназначение и цель всех субъектов контроля - обеспечение повышения качества, действенности и экономичности медицинских слуг и оптимальное удовлетворение потребностей пациентов.

Контроль может быть:

1.Вневедомственным, т.е. со стороны организаций независящих от потребителей и ЛПУ. Это в первую очередь страховые организации в системах ОМС и ДМС.

2.Ведомственным, т.е. контроль, осуществляемый администрацией ЛПУ, территориальным органом управления здравоохранения.

Ведомственный контроль в системе здравоохранения – это контроль за соблюдением медицинских технологий и стандартов лечебно-диагностического процесса. Внутриведомственный контроль предусматривает применение мер административного воздействия к лицам или учреждениям при выявлении дефектов при оказании медицинской помощи.

Система внутриведомственного контроля КМП в системе здравоохранения имеет многоуровневый характер: федеральный, территориальный, районный.

Реализацию государственной политики через правовое, организационное и экономическое воздействие на систему здравоохранения выполняют все ветви государственной власти. Особое место в государственном регулировании данной сферы принадлежит системе лицензирования и аккредитации медицинских учреждений.

На территории Российской Федерации действует система лицензирования и аккредитации медицинских учреждений независимо от форм собственности и организационно-правового статуса.

Закон о медицинском страховании граждан в РФ (раз.4, ст.21) определяет понятие лицензирования и аккредитации медицинской деятельности.

Лицензирование – это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения вне зависимости от форм собственности.

Основанием для получения лицензии служит сертификат соответствия условий деятельности установленным стандартам. Выдачу лицензий и сертификатов проводят лицензионные комиссии, создаваемые органами государственного управления субъекта РФ или, по его поручению, местной администрацией. При несоответствии условий деятельности учреждения установленным стандартам лицензия и сертификат не выдаются, или их действие приостанавливается. Порядок и условия выдачи лицензий определяются только Правительством РФ (ст.15).

Аккредитация медицинских учреждений – определение их соответствия установленным стандартам. Аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности. Завершается выдачей сертификата.

Также, в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан особое внимание уделяется подтверждению квалификации медицинских работников, которые помимо диплома о высшем или среднем специальном образовании должны иметь сертификат специалиста. Последний необходимо подтверждать каждые пять лет после соответствующей подготовки в системе последипломного образования. Определенные виды деятельности требуют наличие лицензии специалиста (врачи общей практики).

Таким образом, основой государственного регулирования качества медицинской помощи в РФ являются стандарты качества медицинской помощи. Для каждого вида медицинской помощи устанавливаются стандарты медицинской помощи при конкретных заболеваниях, которые включают перечень диагностических и лечебных медицинских услуг, с указанием количества и частоты их применения, перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз, перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая импланты, эндопротезы и т.д.), перечень компонентов крови и препаратов, лечебного питания, с указанием количества и частоты их использования (объем медицинской помощи).

Стандарты медицинской помощи устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

При осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи в организациях, оказывающих медицинскую помощь, проверяется организация различных видов медицинской помощи и ее соответствие требованиям соответствующих нормативных документов (приказов, регламентов, программ):

1) организация медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005 г. N 633 "Об организации медицинской помощи" (в соответствии с письмом Минюста России от 27.10.2005 г., N 01/8234-ВЯ не нуждается в регистрации);

2) порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 г. N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 30.08.2005 г., N 6954);

3) порядок оказания скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.11.2004 г. N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" (зарегистрирован в Минюсте России 23.11.2004 г., N 6136);

4) организация специализированной медицинской помощи в соответствии с видами и стандартами, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

5) организация медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в соответствии с видами и объемом, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

6) организация медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации;

7) порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу в соответствии с совместным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.10.2005 г. N 640 и Министерства юстиции Российской Федерации от 17.10.2005 г. N 190 "О порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу" (зарегистрирован в Минюсте России 1.11.2005 г., N 7133);

8) порядок оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1.04.2005 г. N 249 "Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан" (зарегистрирован в Минюсте России 26.04.2005 г., N 6555);

9) соблюдение порядка оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи за счет средств федерального бюджета в федеральных специализированных медицинских учреждениях;

10) соблюдение порядка оказания санаторно-курортной помощи.

В целях контроля за соблюдением в своей деятельности организациями здравоохранения стандартов медицинской помощи Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в ходе сбора и анализа сведений использует единую методологию оценки соответствия оказываемой медицинской помощи вышеуказанным стандартам и единые системные контрольные показатели (показатели качества медицинской помощи). Показатели качества медицинской помощи представляют собой количественные показатели, отражающие структуру, процесс или результат оказания медицинской помощи.

Получение сведений о соблюдении стандартов медицинской помощи осуществляется ежемесячно в срок до пятого числа месяца, следующего за отчетным.

Также Федеральной службой осуществляются мероприятия по контролю не более чем 1 раз в два года.

2. Составляющие качества услуг здравоохранения.

Для того, чтобы учитывать интересы всех потребителей, в медицине традиционно оценивают качество по трем общим направлениям: структуре, процессу и исходам. Структура включает характеристики средств оказания помощи, в том числе: материальных ресурсов (например, приспособлений и оборудования), персонала (например, его численности, профессиональной пригодности и квалификации), а также организационные характеристики (например, методы возвращения расходов, система оценки работы врачей другими врачами). Под процессом подразумеваются характеристики предоставляемой помощи, в том числе, ее обоснованность, адекватность объема, проявление компетенции в проведении методик лечения, согласованность действий и преемственность. Исход описывает результат оказанной помощи в отношении состояния здоровья пациента, включая изменения в его сознании и поведении, удовлетворенность больного врачебным и медсестринским обслуживанием, биологические изменения заболевания, осложнения лечения, заболеваемость и смертность.

3. Система обеспечения качества услуг здравоохранения.

Обеспечения качества включает текущий контроль, оценку и улучшение лечения пациентов, проводимого во всех подразделениях лечебного учреждения. При этом различные виды деятельности должны быть всеобъемлющими, скоординированными и эффективными. Кроме того, обеспечение качества должно быть постоянной деятельностью всего лечебного учреждения, а не ограничиваться небольшим отделением или комитетом.

Элементами обеспечения качества в организации здравоохранения может включать следующие элементы:

  1.  отслеживание и оценка работы медицинского персонала;
    1.  наблюдение за качеством и его оценка, соответствие лечения во всех отделениях или службах, осуществляющих прямое или косвенное лечение пациентов или оказание услуг
    2.  деятельность, направленная на обеспечение качества во всем лечебном учреждении, включая борьбу с инфекциями, анализ использования ресурсов, рассмотрение несчастных случаев, травм и безопасности пациентов.

Первый элемент. Текущий контроль за работой медицинского персонала включает

  •  анализ работы отделений. Каждое отделение медицинского персонала должно регулярно рассматривать результаты постоянного сбора информации о важных аспектах лечения.
  •   разбор хирургических случаев. Изучаются несоответствия между предоперационным, патологическим и/или послеоперационным диагнозами.
  •   оценку использования лекарств. Процесс лечения должен быть построен так, чтобы лекарства давались надлежащим образом, безопасно и эффективно. Необходимо установить критерии для отбора лекарств, которые должны быть включены в оценку их применения.
  •  анализ медицинских записей. Анализ медицинских записей должен концентрироваться на качестве ведения собственно документации, а не на соответствии или качестве описанного в ней лечения.
  •  анализ использования препаратов крови. Проводится для оценки оправданности всех случаев назначения пациентам переливания крови, включая случаи использования цельной крови или ее компонентов. Как часть этой деятельности, оцениваются все подтвержденные реакции на переливание крови.
  •  анализ функционирования аптеки и хода терапевтического лечения. Оцениваются процедура приобретения и распределения лекарственных средств в лечебном учреждении, а также протоколы, связанные с использованием исследовательских или экспериментальных препаратов.

Оценка работы медицинского персонала предпринимается для обеспечения качества и обоснованности лечения пациентов, проводимого всеми сотрудниками, имеющими медицинскую квалификацию.

Второй элемент. Во всех отделениях и службах, предоставляющих прямые или косвенные услуги и лечение больных, должны постоянно следить за их качеством и целесообразностью. Контроль и оценка проводится с целью определения любых дальнейших проблем в оказании услуг и включает 10 шагов.

Шаг 1. Определить ответственность. Руководитель каждого отделения должен отвечать за контроль и оценку и активно участвовать в них.

Шаг 2. Определить объем лечения. Каждое отделение должно завести журнал своей клинической деятельности.

Шаг 3. Определить важные аспекты лечения. Важные аспекты лечения - это те, которые связаны с высоким риском, большим объемом и/или проблематичны.

Табл. 3. Примеры возможных важных аспектов лечения

Службы, связанные с алкоголизмом и другой наркотической зависимостью

Наркотическая и алкогольная детоксикация

Наркотическая и алкогольная детоксикация

Акушерство и гинекология

Предродовая и родовая оценка плода

Применение и эффективность кесарева сечения

Диетологические службы

Оценка и обеспечение потребностей пациентов в питании

Консультирование и просвещение пациентов/семей

Аптека

Внутривенные смешиваемые препараты

Распределение лекарств экстренной помощи

Терапия

Устранение неясной боли в груди

Проведение катетеризации по Swan-Ganz

Физиотерапия

Способность передвигаться после операции

Первоначальная оценка и постановка задач

Выхаживание

Обезболивание

Помощь при выхаживании (консультирование, способ действий, вмешательство, оценка)

Психиатрия

Применение психотропных препаратов

Устранение острых приступов

Рентгенология

Изучение верхней части ЖКТ путем контраста

Инвазивная диагностика процедур с использованием радиоконтрастной среды

Шаг 4. Определить индикаторы качества для каждого важного аспекта лечения.

Табл. 4. Возможные области для разработки индикаторов

Амбулаторное лечение

В педиатрии диагностика анемии основывается на соответствующих уровнях гемоглобина и гематоцитов в повторном анализе

У пациентов, страдающих гипертонией, через 6 месяцев после лечения кровяное давление меньше, чем 150/95

Ядерная медицина

Вторичная интерпретация снимков

Несоответствие между ядерной диагностикой и патологическим диагнозом

Анестезия

Летальный исход, последовавший в результате анестезии

Срочная госпитализация в палату интенсивной терапии в течение определенного времени после введения анестетика

Выхаживание

Ошибки медикаментозного лечения (например, неправильная доза, неверное время, пропущенный прием лекарства) или аллергические реакции на лекарства при выявленной аллергии

Жалобы пациентов после выписки

Неотложная помощь

Осложнения у пациента в связи с неисправностью оборудования

Количество пациентов, доставленных в лечебное учреждение из неотложной помощи

Педиатрия

Применение стероидов при лечении острых приступов астмы без достаточного использования бронходиляторов

Электролитический дисбаланс у пациентов, получающих парентеральные жидкости

Терапия

Прием антибиотиков при противопоказаниях

Количество случаев с окончательным диагнозом Lболь в груди¦, иначе не диагностированных

Специфичные осложнения после инвазивных процедур (например, инфекция в месте введения катетера по Swan-Ganz)

Психиатрия

Отношение выписки из больницы к медицинскому консультированию

Попытка самоубийства или самоубийство

Хирургия

Специфические осложнения при кардиоторакальном, абдоминальном или ортопедическом вмешательстве (например, остановка сердца, остановка дыхания, послеоперационная почечная недостаточность)

Повторное поступление в больницу в течение 30 дней после операции

Шаг 5. Установить пороги для оценки. Порог для оценки - это уровень или точка, на которой происходит запуск интенсивной оценки. Порог следует установить для каждого индикатора.

Шаг 6. Собрать и упорядочить данные. Определенный штат сотрудников должен заниматься сбором данных, относящихся к индикаторам.

Шаг 7. Оценить лечение. В этой оценки должна быть предусмотрена возможность выяснения причин различных проблем или методов, которыми можно улучшить работу.

Шаг 8. Предпринять действия для решения проблем.

Шаг 9. Оценить действия и зафиксировать улучшение.

Шаг 10. Передать соответствующую информацию в комитет по улучшению качества лечебного учреждения.

Третий элемент. Кроме проведения контроля и оценки клинической службы и медицинского персонала, Объединенная Комиссия требует выполнения следующих видов деятельности по обеспечению качества в масштабах всего учреждения здравоохранения:

  •  · контроля за инфекциями;
  •  · анализа использования ресурсов;
  •  · обзора несчастных случаев, травм, безопасности пациента и проблем наибольшего риска;

екта.

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30426. Особенности конституционного права Италии 16.2 KB
  Особенности конституционного права Италии Одна из особенностей итальянской Конституции заключается в отсутствии преамбулы. В Конституции получили отражение практически все отношения между внутренним и международным правом. 10 и 11 оказались настолько широкими что в Конституции ничего не пришлось менять и не понадобилось включать в нее новые нормы в связи с углубляющейся интеграцией стран членов Европейского союза после подписания 7 февраля 1992 г. Маастрихтских соглашений более чем половине государств членов...
30427. Форма правления и государственный режим в Италии. Формирование и взаимодействие высших государственных органов 15.72 KB
  Италия это классическая парламентарная республика. Правительство несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента причем в условиях отсутствия в нем устойчивого партийного большинства обусловленного многопартийностью такая ответственность имеет вполне реальный действенный характер. Наглядным проявлением этого служат частые отставки правительства представляющие собой яркое доказательство существования в стране государственного режима парламентаризма. Двухпалатная структура итальянского Парламента...
30428. Политико-территориальное устройство Италии, организация региональной и местной власти 15.31 KB
  В обязательном порядке каждая область имеет областной совет джунту и ее председателя. Областной совет осуществляет законодательную и регламентарную власть принадлежащую области и другие функции; областная джунта исполнительный орган области; председатель джунты выполняет функции представительского и исполнительного характера. Провинции и коммуны в обязательном порядке должны иметь следующие органы: совет джунту как исполнительный орган власти главу исполнительной власти мэра в коммунах и председателя в провинциях. Таким образом в...
30429. Особенности конституционного законодательства и правоприменения в Китае 16.52 KB
  В Китайской Народной Республике провозглашенной 1 октября 1949 года конституции принимались 4 раза в 1954 г. Важнейшей особенностью конституции Китая является то что по форме и по содержанию это типичная социалистическая конституция. Особого внимания заслуживает Введение к конституции. Если преамбула короткая торжественная вводная часть конституции которая обосновывает ее принятие и декларирует основные принципы то введение это небольшой рассказ объемом в 12 книжные страницы об историческом пути...
30430. Организация центральной власти в Китае 16.31 KB
  Соответственно выборы в КНР многоступенчатые и непрямые : народ непосредственно избирает депутатов местных собраний народных представителей; местные собрания народных представителей избирают депутатов провинциальных собраний народных представителей собраний народных представителей автономных районов и городов центрального подчинения; провинциальные собрания народных представителей избирают депутатов Всекитайского собрания народных представителей ВСНП. Всекитайского собрания народных представителей ВСНП...
30431. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Китае 17.23 KB
  наименовании принимается вышестоящим собранием народных представителей совместно с соответствующими местными органами и утверждается Государственным советом КНР. Такое положение принимает собрание народных представителей соответствующего автономного образования. Но оно нуждается в утверждении постоянного комитета вышестоящего собрания народных представителей. Это собрания народных представителей их постоянные комитеты и народные правительства.
30432. Конституционное устройство острова Тайвань (Китай) 16.3 KB
  Оно не представляет собой постоянно действующий орган а избирается и собирается в каждом случае в течение шести месяцев после принятия Законодательной палатой решения о необходимости конституционной реформы или изменения территории страны либо в течение трех месяцев после решения Законодательной палаты о необходимости отрешить от должности Президента или Вицепрезидента. Досрочная вакансия должности Вицепрезидента замещается на оставшийся срок по предложению Президента решением Законодательной палаты. В случае одновременной вакантности...
30433. Форма правления и государственный режим в Польше, формирование и взаимодействие высших государственных органов 16.28 KB
  Сейм осуществляет контроль за деятельностью Совета Министров и объеме определенном предписаниями Конституции и законов. Совет Кабинета образуется Советом Министров заседающим под председательством Президента Республики. Совету Кабинета не принадлежат полномочия Совета Министров. Совет Министров проводит внутреннюю и внешнюю политику Польской Республики.
30434. Политико-территориальное устройство и организация местной власти в Польше 14.99 KB
  Основной единицей территориального самоуправления является община.Иные единицы регионального или местного и регионального самоуправления определяет закон. Община выполняет все задачи территориального самоуправления не закрепленные за иными единицами территориального самоуправления.Единицы территориального самоуправления являются юридическими лицами.