66656

Процедура и методы оценки качества услуг

Реферат

Маркетинг и реклама

По физико-статистическим признакам и процедурам методы контроля и оценки качества подразделяют на пять групп: инструментальный, органолептический, модельно-расчетный, экспертный и социологический. В силу неосязаемости и несохраняемости услуг наибольшее распространение получили методы, относящиеся к последним трем группам.

Русский

2014-08-25

71.5 KB

18 чел.

Процедура и методы оценки качества услуг

Этапы процедуры оценки качества в сфере услуг в общем виде могут включать двенадцать этапов:

  1.  Определение целей исследования.
  2.  Идентификация объекта оценки качества.
  3.  Идентификация услуги.
  4.  Определение этапов предоставления услуги.
  5.  Выделение потребительских свойств услуги.
  6.  Определение состава показателей качества.
  7.  Тестирование выбранных показателей качества.
  8.  Определение эталонных значений показателей.
  9.  Выбор методов сбора и обработки данных.
  10.  Сбор данных и определение фактических значений показателей качества.
  11.  Определение степени соответствия фактических значений показателей качества уроню эталонных значений.
  12.  Обработка и интерпретация полученных результатов оценки.

В настоящее время методы контроля и оценки показателей качества услуг классифицируют по следующим признакам: цели применения; физико-статистическим признакам и процедурам; методам формирования результатов.

По целям применения названные методы подразделяются на три группы:

  1.  определение соответствия качества услуг требованиям нормативной документации или потребителя. Используются при формировании стандартов обслуживания, оценке соответствия услуг и систем качества;
  2.  установление факторов, способствующих достижению требуемого уровня качества услуг. Используются в процессе управления качеством;
  3.  сравнительная оценка качества выполнения услуг различными предприятиями. Используются в ходе бенчмаркинга, обзора и анализа рынков.

Методы формирования результатов контроля и оценки показателей качества подразделяют на две группы:

  1.  определение единичных показателей качества. Эти методы используются при всех способах получения значений показателей качества, кроме социологических обследований.
  2.  формирование обобщенных показателей. Эти методы используются при всех способах получения значений показателей качества.

По физико-статистическим признакам и процедурам методы контроля и оценки качества подразделяют на пять групп: инструментальный, органолептический, модельно-расчетный, экспертный и социологический. В силу неосязаемости и несохраняемости услуг наибольшее распространение получили методы, относящиеся к последним трем группам.

Определению и оценке качественных параметров, в отличие от количественных, посвящен целый ряд научных исследований, которые тесно связаны с исследованиями в области процедур оценки удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей. Чаще всего в литературе упоминается и используется методика оценки качества услуг по Модели расхождения качества услуг или SERVQUAL, предложенная в 1985 г. А. Парасураманом, Л. Берри и В. Цайтамлем. В ее основе лежит предположение, что потребитель оценивает качество услуг, сравнивая по семибалльной шкале Лайкерта свои ожидания с фактическим восприятием относительно таких характеристик качества услуг, как материальность, надежность, отзывчивость, убежденность и сочувствие. Проведение исследований по данной методике позволяет выявить причины недостатков в обслуживании, которые называются «расхождения». К ним относятся расхождение в знаниях, расхождение в стандартах, расхождение в предоставлении услуг, расхождение во внутренних коммуникациях, расхождение в восприятии, расхождение в интерпретации, расхождение в обслуживании.

Рисунок  – Модель расхождения качества услуги

В настоящее время распространение получила также методика расчета индекса удовлетворенности потребителей (CSI), разработанная специалистами Стокгольмской школы экономики. Этот индекс, рассчитываемый на основе метода личных интервью и используемый в качестве одного из параметров долгосрочного прогноза прибыльности и рыночной ценности компаний, отраслей и экономики в целом, позволяет выявлять причины и факторы удовлетворенности потребителей и их лояльности. Методика расчета CSI основана на проведении опросов потребителей в разбивке по отраслям экономики с выделением основных лидеров в изучаемой отрасли.

Еще одной проблемой формирования методологии оценки качества услуг является то, что зачастую методы сбора информации рассматриваются как методы оценки качества. В таблице 1 представлен обзор таких методов.

Таблица 1 – Методы сбора информации о качества услуг

Название метода

Описание

Цель

Ограничения

1

2

3

4

Опросы потребителей при каждой сделке

Опрос об удовлетворенности потребителей качеством обслуживания непосредственно по завершении сервисного контакта

Узнать свежие впечатления покупателя. Если потребитель высказывает негативное мнение, быстро предпринять меры по исправлению ситуации

Направлен на выявление только последнего, но не общего впечатления

«Тайный покупатель»

Исследователи выступают в роли потребителя и выясняют на собственном опыте уровень качества обслуживания

Оценить действия сервисных служащих. Выявить сильные и слабые стороны процесса предоставления услуг

Субъективная оценка, так как исследователи могут быть более требовательными по сравнению с обычными покупателями. Высокий уровень затрат. Нарушения морального климата в коллективе.

Опросы «потерянных» потребителей и тех, кто стал реже обращаться в фирму

Выяснение причин смены поставщика услуг или сокращения потребления

Оценить влияние, которое оказывает качество обслуживания и характеристики сервисного процесса на приверженность потребителей данной фирме

Необходимо иметь базу данных о потребителях, позволяющих отслеживать их уровень потребления

Проведение фокус-групп

Целенаправленный опрос небольшой группы (8-12 человек). Вопросы касаются одной конкретной темы. Опрос проводится среди потребителей,

непотребителей и сотрудников фирмы

Получение новых идей относительно повышения качества обслуживания. Обеспечение быстрой неформальной обратной связи с потребителями

Полученная информация не может в полной мере характеризовать мнение всей группы населения, на обслуживание которых ориентируется фирма. Динамичный характер

таких интервью может привести к их поверхностности

Потребительские консультационные группы

Группы потребителей, периодически нанимаемые компанией для обратной связи консультаций по различным проблемам обслуживания. Данные собираются во время встреч, по телефону, в ходе почтового опроса и с использованием других средств. Могут также формироваться консультационные группы из сотрудников фирмы.

Наладить четкую и своевременную обратную связь и собрать мнения и предложения относительно повышения качества услуг опытных потребителей, которые сотрудничают с компанией

Полученная информация не может в полной мере характеризовать мнение всей группы населения, на обслуживание которых ориентируется фирма. Непотребители из исследования исключаются

Обзоры по вопросам обслуживания

Периодические встречи с потребителями для обсуждения и оценки их взаимосвязей с фирмой в сервисном процессе.

Определить ожидания и восприятие потребителей относительно качества работы фирмы, а также выявить приоритеты для совершенствования сервисного процесса. Дает возможность включить в исследование людей, ответственных за принятие решений.

Требует больших временных и денежных затрат. Больше подходит для организаций, предлагающих сложные услуги. Которые требуют постоянных взаимоотношений с потребителями.

Сбор жалоб, предложений и комментариев потребителей

Система сбора, классификации и распространения жалоб и предложений потребителей среди сотрудников фирмы

Выявить наиболее типичные и постоянные сбои в сервисном процессе для их последующего исправления и предупреждения.

Неудовлетворенные потребители часто не обращаются со своими жалобами напрямую в компанию. Анализ жалоб Потребителей и их предложений по поводу качества обслуживания дает неполную картину состояния дел в организации.

Общие обзоры рынка

Обзоры, которые позволяют оценить услуги компании в целом. исследование включает оценку мнений потребителей и клиентов фирм-конкурентов.

Оценить эффективность компании по сравнению с основными конкурентами. Выявить приоритеты в совершенствовании обслуживания. Исследовать динамку изменения показателей качества.

Не позволяет оценить качество отдельных сервисных контактов.

Отчеты работников, непосредственно

Формальный процесс сбора, классификации и распространения

мнений и опыта персонала, контактирующего с клиентами по вопросам качества обслуживания

Обеспечение осведомленности сервисных служащих об

ожиданиях и восприятии клиентами качества обслуживания

Сотрудники не всегда готовы раскрыть информацию негативного

характера. Существует категория работников, которые не умеют составлять отчеты.

контактирующих с клиентами

Опросы сотрудников

Опросы обслуживающего персонала по поводу получаемых и предоставляемых ими услуг, а также о качестве трудовой жизни

Оценить качество внутренних услуг. Определить причины, которые с точки зрения сотрудников препятствуют повышению качества услуг. Оценить моральное состояние коллектива.

Сотрудники компании зачастую рассматривают сервисный процесс с точки зрения своих выгод, исходя из своего субъективного мнения. Интерпретация ситуации сотрудниками не всегда бывает верной.

Текущие операционные данные о сервисном процессе

Система сбора и оценки информации об эффективности сервисного процесса

Контроль основных показателей эффективности. Соотнесение данных об эффективности с мнением сотрудников и потребителей

Данные не содержат информации о качестве обслуживания

Перечисленные в таблице методы применимы практически для любой организации и могут считаться основными компонентами информационной системы качества услуг. Они позволяют охватить внешних и внутренних потребителей, а также деятельность конкурентов; документально зарегистрировать все потенциально неудачные элементы сервисной системы и наладить обратную связь как по отдельным сделкам, так и по качеству обслуживания в целом.

Таким образом, рассматриваемые в литературе и применяемые на практике методы оценки качества услуг можно подразделить на две большие группы – методы сбора информации о качестве с целью установления фактических значений показателей качества услуг, и методы контроля качества с целью формирования суждения о его соответствии эталонным или нормативным значениям. Такие методы должны использоваться в комплексе, формируя единую методологию оценки качества как один из важнейших инструментов управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80694. Налоги сборы платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия 72 KB
  Плательщики налога предприятия учреждения включая банки и другие кредитные организации и организации в том числе с иностранными инвестициями считающиеся юридическими лицами по законодательству РФ; филиалы и другие аналогичные подразделения указанных предприятий учреждений и организаций имеющие отдельный баланс и расчетный текущий счет; компании фирмы любые другие организации включая полные товарищества образованные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации и объединения а также их...
80696. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ВОПРОСОВ 77 KB
  Иначе трудно бы было понять почему в условиях полной свободы движения капиталов компании продолжают действовать в странах с уровнем корпорационного налога в 450 и не перебираются в налоговые гавани где ставки этого налога 25 или он вовсе не применяется. Но даже и для базовых компаний не осуществляющих никакой деятельности в стране своего местонахождения а только управляющих активами обслуживающих или контролирующих деятельность в д ругих странах размещение в стране с нормальным уровнем налогообложения...
80697. Налоги, включаемые в цену продукции 58.96 KB
  Объект налогообложения обороты по реализации товаров работ услуг; товары ввозимые на территорию России; обороты по реализации всех товаров как собственного производства так и приобретенные на стороне; обороты товаров работ услуг внутри предприятия для нужд собственного потребления затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения а так же реализуемые своим работникам; обороты по передаче безвозмездно или с частичной предоплатой товаров работ услуг другим предприятиям или физическим лицам; обороты по...
80698. Налог на пользователей автомобильных дорог 76 KB
  Объект налогообложения Объектом налогообложения является выручка полученная от реализации продукции работ услуг и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров реализованных в результате заготовительной снабженческосбытовой и торговой деятельности. По плательщикам налога осуществляющим реализацию товаров продукции работ услуги по ценам не выше фактической себестоимости для целей налогообложения применяются рыночные цены на аналогичные товары продукцию работы услуги сложившиеся на момент реализации но...
80699. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов 56.5 KB
  Плательщики налога Плательщиками налога на реализацию горюче смазочных материалов автобензин дизельное топливо масла дизельные масла для карбюраторных двигателей масла для карбюраторных и дизельных двигателей сжатый и сжиженный газ используемый в качестве моторного топлива являются юридические лица предприятия учреждения организации объединения далее организации граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица далее предприниматели реализующие указанные материалы....
80700. The problem of linguistic meaning. Types of linguistic meaning. Main approaches to the definition of meaning 37.66 KB
  Semasiology (or semantics ) is a branch of linguistics which studies meaning. There are three main categories of definitions which may be referred to as: -analytical or referential definition of meaning - functional or contextual definition of meaning,- operational or information-oriented definition of meaning
80701. Synonymy 32.44 KB
  Synonyms are the words of the same part of speech different in their sound-form but similar in their meaning and interchangeable at least in one context. There are very few perfect synonyms. They usually differ in some aspect of their meaning — according to this they can be ideographic
80702. Antonymy (semantic opposition). Antonyms are words which express opposite or contrasting meanings 32.49 KB
  Antonyms are subdivided into. Gradable — represent the extremes of the quality. There are often adjectives that can be placed on the scale between them (hot-cold). Contradictory-complimentary — cannot exist without each other (dead-alive; leave-stay)3. Conversive — describe opposite attributes of the same situation (to buy-to sell — when one buys another sells)