66656

Процедура и методы оценки качества услуг

Реферат

Маркетинг и реклама

По физико-статистическим признакам и процедурам методы контроля и оценки качества подразделяют на пять групп: инструментальный, органолептический, модельно-расчетный, экспертный и социологический. В силу неосязаемости и несохраняемости услуг наибольшее распространение получили методы, относящиеся к последним трем группам.

Русский

2014-08-25

71.5 KB

14 чел.

Процедура и методы оценки качества услуг

Этапы процедуры оценки качества в сфере услуг в общем виде могут включать двенадцать этапов:

  1.  Определение целей исследования.
  2.  Идентификация объекта оценки качества.
  3.  Идентификация услуги.
  4.  Определение этапов предоставления услуги.
  5.  Выделение потребительских свойств услуги.
  6.  Определение состава показателей качества.
  7.  Тестирование выбранных показателей качества.
  8.  Определение эталонных значений показателей.
  9.  Выбор методов сбора и обработки данных.
  10.  Сбор данных и определение фактических значений показателей качества.
  11.  Определение степени соответствия фактических значений показателей качества уроню эталонных значений.
  12.  Обработка и интерпретация полученных результатов оценки.

В настоящее время методы контроля и оценки показателей качества услуг классифицируют по следующим признакам: цели применения; физико-статистическим признакам и процедурам; методам формирования результатов.

По целям применения названные методы подразделяются на три группы:

  1.  определение соответствия качества услуг требованиям нормативной документации или потребителя. Используются при формировании стандартов обслуживания, оценке соответствия услуг и систем качества;
  2.  установление факторов, способствующих достижению требуемого уровня качества услуг. Используются в процессе управления качеством;
  3.  сравнительная оценка качества выполнения услуг различными предприятиями. Используются в ходе бенчмаркинга, обзора и анализа рынков.

Методы формирования результатов контроля и оценки показателей качества подразделяют на две группы:

  1.  определение единичных показателей качества. Эти методы используются при всех способах получения значений показателей качества, кроме социологических обследований.
  2.  формирование обобщенных показателей. Эти методы используются при всех способах получения значений показателей качества.

По физико-статистическим признакам и процедурам методы контроля и оценки качества подразделяют на пять групп: инструментальный, органолептический, модельно-расчетный, экспертный и социологический. В силу неосязаемости и несохраняемости услуг наибольшее распространение получили методы, относящиеся к последним трем группам.

Определению и оценке качественных параметров, в отличие от количественных, посвящен целый ряд научных исследований, которые тесно связаны с исследованиями в области процедур оценки удовлетворенности/неудовлетворенности потребителей. Чаще всего в литературе упоминается и используется методика оценки качества услуг по Модели расхождения качества услуг или SERVQUAL, предложенная в 1985 г. А. Парасураманом, Л. Берри и В. Цайтамлем. В ее основе лежит предположение, что потребитель оценивает качество услуг, сравнивая по семибалльной шкале Лайкерта свои ожидания с фактическим восприятием относительно таких характеристик качества услуг, как материальность, надежность, отзывчивость, убежденность и сочувствие. Проведение исследований по данной методике позволяет выявить причины недостатков в обслуживании, которые называются «расхождения». К ним относятся расхождение в знаниях, расхождение в стандартах, расхождение в предоставлении услуг, расхождение во внутренних коммуникациях, расхождение в восприятии, расхождение в интерпретации, расхождение в обслуживании.

Рисунок  – Модель расхождения качества услуги

В настоящее время распространение получила также методика расчета индекса удовлетворенности потребителей (CSI), разработанная специалистами Стокгольмской школы экономики. Этот индекс, рассчитываемый на основе метода личных интервью и используемый в качестве одного из параметров долгосрочного прогноза прибыльности и рыночной ценности компаний, отраслей и экономики в целом, позволяет выявлять причины и факторы удовлетворенности потребителей и их лояльности. Методика расчета CSI основана на проведении опросов потребителей в разбивке по отраслям экономики с выделением основных лидеров в изучаемой отрасли.

Еще одной проблемой формирования методологии оценки качества услуг является то, что зачастую методы сбора информации рассматриваются как методы оценки качества. В таблице 1 представлен обзор таких методов.

Таблица 1 – Методы сбора информации о качества услуг

Название метода

Описание

Цель

Ограничения

1

2

3

4

Опросы потребителей при каждой сделке

Опрос об удовлетворенности потребителей качеством обслуживания непосредственно по завершении сервисного контакта

Узнать свежие впечатления покупателя. Если потребитель высказывает негативное мнение, быстро предпринять меры по исправлению ситуации

Направлен на выявление только последнего, но не общего впечатления

«Тайный покупатель»

Исследователи выступают в роли потребителя и выясняют на собственном опыте уровень качества обслуживания

Оценить действия сервисных служащих. Выявить сильные и слабые стороны процесса предоставления услуг

Субъективная оценка, так как исследователи могут быть более требовательными по сравнению с обычными покупателями. Высокий уровень затрат. Нарушения морального климата в коллективе.

Опросы «потерянных» потребителей и тех, кто стал реже обращаться в фирму

Выяснение причин смены поставщика услуг или сокращения потребления

Оценить влияние, которое оказывает качество обслуживания и характеристики сервисного процесса на приверженность потребителей данной фирме

Необходимо иметь базу данных о потребителях, позволяющих отслеживать их уровень потребления

Проведение фокус-групп

Целенаправленный опрос небольшой группы (8-12 человек). Вопросы касаются одной конкретной темы. Опрос проводится среди потребителей,

непотребителей и сотрудников фирмы

Получение новых идей относительно повышения качества обслуживания. Обеспечение быстрой неформальной обратной связи с потребителями

Полученная информация не может в полной мере характеризовать мнение всей группы населения, на обслуживание которых ориентируется фирма. Динамичный характер

таких интервью может привести к их поверхностности

Потребительские консультационные группы

Группы потребителей, периодически нанимаемые компанией для обратной связи консультаций по различным проблемам обслуживания. Данные собираются во время встреч, по телефону, в ходе почтового опроса и с использованием других средств. Могут также формироваться консультационные группы из сотрудников фирмы.

Наладить четкую и своевременную обратную связь и собрать мнения и предложения относительно повышения качества услуг опытных потребителей, которые сотрудничают с компанией

Полученная информация не может в полной мере характеризовать мнение всей группы населения, на обслуживание которых ориентируется фирма. Непотребители из исследования исключаются

Обзоры по вопросам обслуживания

Периодические встречи с потребителями для обсуждения и оценки их взаимосвязей с фирмой в сервисном процессе.

Определить ожидания и восприятие потребителей относительно качества работы фирмы, а также выявить приоритеты для совершенствования сервисного процесса. Дает возможность включить в исследование людей, ответственных за принятие решений.

Требует больших временных и денежных затрат. Больше подходит для организаций, предлагающих сложные услуги. Которые требуют постоянных взаимоотношений с потребителями.

Сбор жалоб, предложений и комментариев потребителей

Система сбора, классификации и распространения жалоб и предложений потребителей среди сотрудников фирмы

Выявить наиболее типичные и постоянные сбои в сервисном процессе для их последующего исправления и предупреждения.

Неудовлетворенные потребители часто не обращаются со своими жалобами напрямую в компанию. Анализ жалоб Потребителей и их предложений по поводу качества обслуживания дает неполную картину состояния дел в организации.

Общие обзоры рынка

Обзоры, которые позволяют оценить услуги компании в целом. исследование включает оценку мнений потребителей и клиентов фирм-конкурентов.

Оценить эффективность компании по сравнению с основными конкурентами. Выявить приоритеты в совершенствовании обслуживания. Исследовать динамку изменения показателей качества.

Не позволяет оценить качество отдельных сервисных контактов.

Отчеты работников, непосредственно

Формальный процесс сбора, классификации и распространения

мнений и опыта персонала, контактирующего с клиентами по вопросам качества обслуживания

Обеспечение осведомленности сервисных служащих об

ожиданиях и восприятии клиентами качества обслуживания

Сотрудники не всегда готовы раскрыть информацию негативного

характера. Существует категория работников, которые не умеют составлять отчеты.

контактирующих с клиентами

Опросы сотрудников

Опросы обслуживающего персонала по поводу получаемых и предоставляемых ими услуг, а также о качестве трудовой жизни

Оценить качество внутренних услуг. Определить причины, которые с точки зрения сотрудников препятствуют повышению качества услуг. Оценить моральное состояние коллектива.

Сотрудники компании зачастую рассматривают сервисный процесс с точки зрения своих выгод, исходя из своего субъективного мнения. Интерпретация ситуации сотрудниками не всегда бывает верной.

Текущие операционные данные о сервисном процессе

Система сбора и оценки информации об эффективности сервисного процесса

Контроль основных показателей эффективности. Соотнесение данных об эффективности с мнением сотрудников и потребителей

Данные не содержат информации о качестве обслуживания

Перечисленные в таблице методы применимы практически для любой организации и могут считаться основными компонентами информационной системы качества услуг. Они позволяют охватить внешних и внутренних потребителей, а также деятельность конкурентов; документально зарегистрировать все потенциально неудачные элементы сервисной системы и наладить обратную связь как по отдельным сделкам, так и по качеству обслуживания в целом.

Таким образом, рассматриваемые в литературе и применяемые на практике методы оценки качества услуг можно подразделить на две большие группы – методы сбора информации о качестве с целью установления фактических значений показателей качества услуг, и методы контроля качества с целью формирования суждения о его соответствии эталонным или нормативным значениям. Такие методы должны использоваться в комплексе, формируя единую методологию оценки качества как один из важнейших инструментов управления.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43458. Расчет параметров и выбор силового трансформатора 363.5 KB
  скорость нарастания напряжения в закр. Построение регулировочной характеристики Регулировочная харктеристика управляемого выпрямителя это зависимость средневыпрямленного значения напряжения U0 от угла регулирования . При возрастании входного напряжения U1 или уменьшении тока нагрузки увеличивают угол регулирования для поддержания постоянства напряжения в нагрузке U0 в заданных пределах. При этом реактивную составляющую напряжения короткого замыкания трансформатора и питающей сети примем равным 10.
43459. Трудовые ресурсы и их использование в СПК «Трудовик» Судиславского района Костромской области 150 KB
  Достаточная обеспеченность сельскохозяйственных предприятий необходимыми трудовыми ресурсами их рациональное использование высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объема производства продукции и повышения эффективности производства. Значение и состояние трудовых ресурсов в России К трудовым ресурсам относится та часть населения которая обладает необходимыми физическими данными знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми...
43460. Програмний продукт «Магазин з продажу музичних дисків» 4.58 MB
  Перед тим, як розробляти програмний продукт, необхідно ознайомитись з програмними продуктами аналогічного типу. Кожна служба технічної підтримки, яка займається обслуговуванням клієнтів, має свій сайт, який розміщений в мережі інтернет. Аналогій програмного продукту на даний час вистачає. Були розглянуті такі сайти-аналоги на тему предметної області «Магазин продажи музыкальных дисков».
43461. РАСЧЕТ ПЛОСКОЙ ШПОНОЧНОЙ ПРОТЯЖКИ И КРУГЛОГО ФАСОННОГО РЕЗЦА 2.79 MB
  РАСЧЕТ КРУГЛОГО ФАСОННОГО РЕЗЦА 1. Фасонные резцы применяются как для обработки деталей на станках с прямолинейным движением детали или резца так и для обработки тел вращения. Исходные данные для расчета фасонного резца: Вариант 21; эскиз детали рис. 1 Эскиз детали Таблица 1 Исходные данные на фасонный резец Тип резца D1 мм D2 мм D3 мм D4 мм D5 мм l1 мм l2 мм l3 мм l4 мм l5 мм № варианта круглый 21 20 15 10 10 15 5 10 15 20 25 1.
43462. Моделирование процесса сушки в сушильном барабане 471.5 KB
  Концентрат с массовой долей воды не более 7 поступает из отделения обогащения по конвейерам поз.401 402 и перегружается соответственно на конвейера поз. При помощи плужковых сбрасывателей концентрат через загрузочный бункер поз.40612345 далее на весыдозатор поз.
43463. Коммуникативная тактика самооправдания в парламентских дебатах 256.5 KB
  Прежде всего, следует отметить, что, не смотря на широкую популярность в научных кругах, не существует чёткого и общепризнанного определения термина «дискурс», который охватывал бы все случаи его употребления. Поэтому под дискурсом понимается практически всё, что угодно исследователю.
43464. Определение характеристики ассортимента игрушек ЗАО «Фламинго» 161.5 KB
  Игрушки были у всех народов во все времена. Классификация ассортимента игрушек Игрушки классифицируют по следующим основным признакам воспитательному педагогическому назначению возрастному назначению виду исходного сырья способу производства конструктивным особенностям отделке видам игрушек. По воспитательному назначению игрушки подразделяют на группы Игрушки способствующие развитию первоначальных движений и восприятий включают сенсорномоторные игрушки...
43465. Расчет оптимального состава оборудования нового цеха с использованием метода ветвей и границ частично целочисленного линейного программирования 336.5 KB
  Изучение передовых технологий обеспечивающих высокое качество продукции и низкие затраты на обработку показало что целесообразно рассмотреть возможность организации производства на базе оборудования перечень которого и цены с учетом затрат на приобретение и строительно-монтажные работы представлен в табл. Технология изготовления труб Проектный сортамент труб можно изготовлять по различным технологиям которые характеризуются набором различного оборудования и различными затратами на горячем и холодном переделах....