66667

Жизнь и научная деятельность Константина Дмитриевича Глинки

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Его отец дворянин Дмитрий Константинович Глинка один из прямых продолжателей рода великого композитора и музыкального деятеля М. Полынов описывая фотографию тех лет на которых запечатлены Глинка с супругой подчеркивает что форма солдата саперной...

Русский

2014-08-25

105.79 KB

13 чел.

Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

Факультет почвоведения

Кафедра биологии почв

Реферат по курсу «История и методология почвоведения» на тему:

«Жизнь и научная деятельность Константина Дмитриевича Глинки»

                                                         

  Выполнила:

студентка 5 курса

Соловьева О.А.



Преподаватели: 

Красильников П.В.

Прокофьева Т.В

                                                         Москва, 2013

Содержание:

  1.  Общественно-исторические условия жизни К.Д. Глинки
  2.  Биография К.Д. Глинки
  3.  Ситуация в науке о почве в начале XX века.
  4.  Учителя и предшественники К.Д. Глинки
  5.  Вклад ученого в развитие науки о почве
  6.  Ученики и последователи
  7.  Библиография (основные сочинения)
  8.  Список использованной литературы

  1.  Общественно-исторические условия

К.Д.Глинка жил и работал в конце XIX – начале XX вв, в период тяжелый для нашего государства, переломный. Его рождение совпало с масштабными реформами Александра II, охватывающими все сферы жизни общества:  Земельная реформа — 19 февраля 1861 был издан манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта» согласно которому было отменено крепостное право, бывшие крепостные крестьяне получали личную свободу, часть земли крестьянам была отдана бесплатно, часть за выкуп, часть оставлена у помещиков; Административная реформа — 1 января 1864, Судебная реформа — в ноябре 1864, Военная реформа — 1 января 1874, Школьная реформа — в июне 1864 г  было утверждено «Положение о начальных народных училищах» согласно которому разрешалось создание школ городскими собраниями и городскими думами, а также «Устав для университетов» согласно которому восстанавливалась автономия университетов.

Начало XX в. характеризуется нарастающим недовольством населения, что побуждает Николая II к новым реформам. В 1906 году Николай II издает «Манифест об усовершенствовании государственного порядка», согласно которому вводятся свобода совести, слова, собраний и союзов, а также вводится в действие конституция, установившая в России дуалистическую монархию.

Известно также, что в начале XXв, Министерство высшего образования создавало различные идеологические препятствия.

В 1906 году П. А. Столыпин назначен премьер-министром. В октябре издан Указ «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных сословий», а 9 ноября — опубликован знаменитый «Указ о выходе из крестьянской общины». Только через 45 лет после «указа о воле» (от 1861 года) крестьяне действительно становились свободными, а огромный слой населения превращался в свободного экономического агента. Эта реформа вызвала интерес профессорско-преподавательского и студенческого состава Института (Ново-Александрийского), желание помочь ее осуществлению.

Экономическая и политическая обстановка после революции 1917 года нестабильная – голод и смута, гражданская война, все это давало о себе знать. Но Глинка в это тяжелое время возвращается в Петроград. Позже, Полынов Б.Б. вспомнит о том, как они вместе с К.Д. собирали по улицам щепки для отопления квартир, как встречали рассвет в очередях на мясо..

Но после революции формируется новая организационная модель отечественной науки (1917—1930 гг.)  Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Вся наука в России контролировалась и финансировалась только государством, в то время для государства развитие науки было одним из приоритетных направлений его деятельности. Были созданы ведомственные сети научных организаций (наркоматы земледелия, здравоохранения и т. д.), были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции) и региональные институты. Именно в это время был создан Институт почвоведения, директором которого в 1927 году становится Константин Дмитриевич.

2. Биография К.Д. Глинки

К.Д.Глинка родился 1 августа 1867 года в с.Коптево Духовщинского уезда Смолнской губернии. Его отец – дворянин Дмитрий Константинович Глинка (один из прямых продолжателей рода великого композитора и музыкального деятеля М.И. Глинки), был уважаемым и передовым деятелем губернского земства. У него было имение, и он весьма успешно занимался ведением сельского хозяйства. А.А. Завалишин и В.А. Долотов пишут, что отец Глинки приучил сына к ведению сельского хозяйства, посвящая его во все детали, вплоть до бухгалтерии.

О детских и юношеских годах К.Д.Глинки сведений почти нет. Известно, что в 1876 году Константин поступил в Смоленскую классическую гимназию и окончил ее в 1885 г. В том же году он стал студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета и в 1889 г. Получил диплом первой степени по специальности минералогия и геология. После окончания университета он женится на Антонине Георгиевне Знаменской. Незадолго до этого события будущий ученый отбывал воинскую повинность. Б.Б. Полынов, описывая фотографию тех лет, на которых запечатлены Глинка с супругой, подчеркивает, что форма солдата саперной службы нисколько не скрывает присущее ему достоинство интеллигента.

Вот, пожалуй, и все, что известно о детских и юношеских годах будущего российского академика. Ни сам он, ни его близкие не упоминают о каких-либо трудностях учебы в университете. Известно, что по окончании учебы К.Д. Глинка по ходатайству профессора В.В. Докучаева в 1890 г. «оставлен при С.-Петербургском университете для приготовления к профессорскому званию на кафедре минералогии и геологии на два года.»  

В декабре того же года он был утвержден в должности хранителя минералогического кабинета. В указанной должности он проработал до 1894г. Одновременно глинка готовил магистерскую диссертацию и участвовал в экспедиции по изучению и оценке почв Полтавской губернии (1890) и «Особой экспедиции лесного департамента по испытанию и учету приемов и способов лесного и водного хозяйства в степях России»(1892).

Учась в университете, К.Д.Глинка собирался посвятить себя минералогии, и, в частности, изучению кор выветривания. Однако его исследования в этой области долгое время оставались вне внимания геологов, хотя и были новаторскими. Так, магистерская диссертация К.Д.Глинки «Глауконит, его происхождение, химический состав и характер выветривания», которую он защитил в московском университете в 1896 г., послужила началом совершенно нового и оригинального направления в минералогии – изучению процессов выветривания.

В 1894 г. К.Д.Глинка, приняв предложение В.В. Докучаева, бывшего в то время директором Ново-Александрийского института сельского хозяйства и лесоводства (ныне г.Пулавы – Польша), занял должность ассистента кафедры минералогии и геологии. После защиты диссертации назначен профессором той же кафедры. Одновременно он исполняет обязанности профессора почвоведения вместо своего заболевшего друга – Н.М. Сибирцева.

В 1900 г. Их жизни уходит Н.М.Сибирцев. Вскоре после этого наступает первый приступ нервного расстройства у В.В Докучаева. Он уезжает в Санкт-Петербург, предложив К.Д.Глинке  возглавить кафедру почвоведения. С этого момента, он фактически становится генератором идей в почвенной науке и руководителем подготовки для нее специалистов. Отныне К.Д.Глинка – продолжатель научных исследований почв и почвенно-оценочных работ, проводимых в европейской части России.

С этого момента его жизненный путь будет удобно описать несколькими периодами.

Ново-Александрийский период. 1894-1912

О Глинке сохранилось достаточно много воспоминаний его учеников, соратников и друзей. Эти воспоминания относятся к разным периодам творчества ученого. Особенно интересны (выражением высокого уважения и преданности к К.Д. Глинке) воспоминания Б.Б. Полынова и Н.И. Прохорова. Они во многом способствовали раскрытию его как ученого и особенно как человека, наделенного от природы оптимизмом, любовью ко всем и всему окружающему.

Итак, в 1894 г. молодой, полный сил и творческой энергии К.Д. Глинка обосновывается в Новой Александрии, на кафедре минералогий и геологии Института сельского хозяйства и лесоводства. Здесь под опекой своего учителя В.В. Докучаева, бывшего до 1900 г. его директором, К.Д.Глинка сформировался как ученый. В этот период  он становится прекрасным педагогом и оригинальным исследователем. Этому способствует и царившая в институте обстановка активной творческой деятельности.

Этот расцвет происходил вопреки идеологическим препятствиям, которые создавали ретрограды из Министерства высшего образования. Справедливости ради надо отметить, что к тому времени относятся и коренные преобразования крестьянского хозяйства, разработанные выдающимся ученым и политическим деятелем П.А. Столыпиным.

Его реформа вызвала интерес прогрессивно настроенного профессорско-преподавательского и студенческого состава Института, желание помочь ее осуществлению. Именно тогда и проявились недюжинные педагогические способности К.Д. Глинки, его талант научного исследователя.

До 1901 г. К.Д. Глинка вел курс минералогии и геологии и интенсивно исследовал процессы выветривания горных пород. Цель этих исследований - накопление материала для будущей диссертации на степеньдоктора минералогии и геологии. Одновременно молодой ученый руководил практическими занятиями, читал курс почвоведения вместо заболевшего профессора Н.М. Сибирцева. 1901 год явился для К.Д. Глинки годом окончательного и бесповоротного выбора основной области своей деятельности - почвоведения.

В 1901 г. К.Д. Глинка возглавил кафедру почвоведения. Одновременно к ученому перешло и руководство почвенными исследованиями в Псковской губернии, начатыми им совместно с Н.М. Сибирцевым. Приступил он к аналогичным исследованиям в Смоленской и Новгородской губерниях, а с 1908 г. стал во главе почвенно-геоботанических работ Переселенческого управления Министерства земледелия. Цель этих исследований - научно обоснованный выбор территорий для колонизационного освоения Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.

Период с 1897 г. (год присвоения ученой степени магистра наук) по 1908 г. (выход в свет первого издания курса ’’Почвоведение”) был для К.Д. Глинки весьма плодотворным, особенно если учесть, что в то время поиском и обобщением литературных данных в области почвоведения практически никто не занимался. Поэтому все это ему пришлось выполнить самому. С этой ’’черновой” работой К.Д. Глинка справлялся довольно легко.

За время пребывания в Новой Александрии К.Д. Глинка опубликовал не менее 65 печатных работ, защитил магистерскую, а в 1909 г. докторскую диссертации по минералогии и геологии.

По свидетельству Б.Б.Полынова, при К.Д. Глинке кафедра почвоведения Ново-Александрийского института "сохраняла значение крупного центра развития нового почвоведения. Сюда приезжали совершенствоваться в области почвоведения молодые специалисты, окончившие Петербургский университет.  Здесь же К.Д. Глинка завязывает прочные связи с зарубежными агрогеологическими организациями и агрогеологами-почвоведами Венгрии, Румынии, Германии, Франции и др.

В Новой Александрии были венгерские ученые П. Трейц и Е. Тимко, румынский почвовед Мургочь, в Будапеште К.Д. Глинка экскурсирует и дискутирует с профессором Э.Раманом по проблеме бурных лесных почв. Венгерские ученые участвуют в полевых экскурсиях с К.Д. Глинкой в целях освоения методики полевых исследований почв. В 1910 г. выходит первый перевод его книги о генезисе, классификации и географии почв на немецком языке, после чего он приобретает не только европейскую, а и американскую и даже азиатскую известность”

За годы службы К.Д. Глинка был произведен в чин коллежского секретаря, затем титулярного советника, коллежского асессора, коллежского и, наконец, статского советника. Он был награжден серебряной медалью Александра III с ношением ее на ленте ордена Александра Невского, а также орденами Св. Анны 2-й и 3-й степеней. Император Китая наградил К.Д. Глинку орденом двуглавого дракона 2-й степени третьей категории.

С 1908 г. К.Д. Глинка возглавил почвенно-географические исследования Переселенческого управления Министерства земледелия, в 1909 г. был назначен членом ученого комитета Главного управления землеустройства и земледелия. Эти назначения подготовили почву для переезда ученого в 1911 г. в С.-Петербург.

Организатор и руководитель Докучаевского почвенного комитета (Петербургский период)

Переезд К.Д. Глинки в Петербург был закономерен и связан с организацией центра по изучению почв и почвенного покрова страны. Однако прочной материальной базы для ученого не оказалось. К.Д. Глинка был вынужден открыть приват-доцентский курс почвоведения на естественном отделении университета. В 1912 г. он стал профессором

Высших женских (Бестужевских) курсов. Со свойственной ему энергией организатора науки ученый ведет занятия, готовя первых в России женщин-почвоведов: Л.И. Тихееву, З.Н. Архангельскую, А.И. Бальц, З.Ю. Шокальскую и др. Одновременно он расширяет исследования почв Азии и начинает более интенсивно обобщать поступающие материалы. В то же время ученый принимает энергичные меры по организации  на базе почвенной комиссии Вольного экономического общества (ВЭО) Докучаевского почвенного комитета. В частности, он добивается помещения на Васильевском острове и перевозит туда из ВЭО оборудование и имущество почвенной комиссии, создает почвенную лабораторию и оборудует небольшой зал для заседаний. В ноябре 1912 г., возвратившись с полевых работ, К.Д. Глинка рассылает приглашения на торжественное открытие Докучаевского почвенного комитета. Конечной целью работы Комитета, по мнению ученого, должна была стать "активизация расширения и совершенствования отечественного аграрного производства”. К.Д. Глинка предпринял и реальные шаги в этом направлении, сначала в деятельности кафедры почвоведения Ново-Александрийского института, затем в организации Воронежского агрономического института им. Петра I, в руководстве работами отдела почвоведения Института опытной агрономии и, наконец, в реорганизации подготовки агрономических кадров в Петрограде- Ленинграде.

Как видим, К.Д. Глинка, с одной стороны, энергично поддерживал начатую В.В.Докучаевым борьбу за признание почвоведения самостоятельной естественноисторической наукой, а с другой, доказывал ее реальную связь с практическими задачами и главной из них – совершенствованием отечественного сельского хозяйства.

В 1912 году неожиданно для многих он  принимает предложение стать организатором и директором вновь создаваемого агрономического института в Воронеже. Первые два года уходят  на подготовительные работы по проектированию строительства института, а также на разработку учебных программ и планов, подбор научно-педагогического персонала. Наладив работу комитета, председателем которого он оставался, и заручившись поддержкой со стороны   С.С.Неуструева, Л.И. Прасолова, Н.Д. Емельянова, Ф.Ю. Левинсон-Лессинга и отчасти В.И. Вернадского, ученый в конце 1913 г. переезжает в Воронеж. Начинается новый этап работы ”на два фронта” - научной в Петербурге и организационно-педагогической в Воронеже. К.Д. Глинка по- прежнему занят до предела, но такая нагрузка не тяготит, а радует его.

Организатор и руководитель нового центр агрономического образования (Воронежский период 1913-1922)

Около десяти лет напряженной организационной и научно-педагогической деятельности К.Д. Глинка отдал Воронежскому агрономическому институту им. Петра I. Так он назывался до октября 1917 г. Затем его переименовали в Воронежский сельскохозяйственный институт. Велика была роль К.Д. Глинки - просветителя, особенно в области изучения почвы черноземно-степной зоны. Правда, в литературе об этом почти не упоминается, но зато живет и расширяется созданный им институт. Продолжает существовать подвергшаяся различным, подчас не лучшим, трансформациям организационная К.Д. Глинкой кафедра почвоведения. Огромен и вклад ученого в формирование Воронежской школы почвоведов-черноземщиков, богато оставленное им научное наследие.

В течение 2-3 лет строительство было закончено, оборудование подобрано профессорско-преподавательские кадры набраны и институт не только начал готовить специалистов по сельскому хозяйству, но и развернул широкие исследования природы степей. Воронеж становится одним из центров сельскохозяйственной науки черноземной полосы России. Расширяются исследования на полях опытной станции “Каменная степь”, созданной В.В. Докучаевым и укрепленной К.Д. Глинкой. Благодаря его труду "Каменная степь" со временем превратилась в многоотраслевой исследовательский институт сельского хозяйства.

В Воронежском агрономическом институте К.Д. Глинка стремился расширить исследовательские работы не только в области изучения почвенного покрова губернии. В сфере внимания ученого вопросы ее экономики, водоснабжения, степного полезащитного лесоразведения и многие другие. К.Д. Глинка организует и руководит изучением почв и составлением почвенной карты губернии в масштабе 1 :500 ООО. Тогда же у него появляется идeя создания почвенной станции с целью изучения жизни (динамики) почв и протекающих в них почвенных процессов. Полностью реализовать эту идею ученому не удалось. Им были лишь начаты некоторые исследования по водному режиму и динамике гумусового состояния черноземов, но результаты их опубликованы не были.  

Примечательно прежде всего то, что, несмотря на империалистическую войну, революцию, гражданскую войну Воронежский институт напряженно работал, а К.Д. Глинка продолжал оставаться не только ректором института, но и председателем Докучаевского почвенного комитета.  Судя по письму, отправленному  Ф.Ю. Левинсон-Лессингу 8 февраля 1919 г., в "Российском почвенном мире” начались разногласия между почвоведами Докучаевского комитета и почвоведами, приступившими к организации Московского почвенного комитета. Разногласия имели не научный, а организационный характер. Докучаевский комитет считал себя объединяющим и руководящим органом почвоведов страны. Московский комитет, возглавляемый Н.А. Димо и А.А. Яриловым, брал на себя руководящую роль, полагая, что поскольку правительственные органы перебазировались из Петрограда в Москву, то ему "легче осуществлять  объединение почвоведов, чем Докучаевскому почвенному комитету”.

В те годы жить в Воронеже было сурово и тяжело, особенно для К.Д. Глинки, привыкшего к комфортным условиям жизни и работы. Он, несомненно, мог в любое время уехать на юг и дальше за рубеж. Но этого ученый не сделал. Больше того, он решает возвратиться в Петроград. В 1922 г. он принимает предложение создать в Петрограде сельскохозяйственный институт на базе трех учебных заведений: Стебутовских и Каменноостровских (Бестужевских) высших курсов и агрономического института - и стать его директором. В конце 1922 г. К.Д. Глинка с семьей возвращается в Петроград, и начинается последний этап его энергичной, высоко творческой деятельности.

Глава почвоведения и руководитель высшего агрономического образования (Ленинградский период. 1922-1927)

Итак, в 1922 г., в самое смутное и тяжелое время голода, разрухи и становления новой власти, К.Д. Глинка возвращается в Петроград. Для той поры это было смелое решение: многие, наоборот, стремились уехать туда, где жизнь протекала более нормально, чем в экономически слабо обеспеченных продовольствием Петрограде и Москве.

Ему шел 56 год, он был в расцвете творческих сил и исканий и с небывалой энергией продолжил научную деятельность в Докучаевском почвенном комитете. Ученый приступил к реорганизации высшего сельскохозяйственного образования в Петрограде. Организовав в Пушкине (Царское село) Сельскохозяйственный институт, он занял в нем место директора и заведующего кафедрой почвоведения на растениеводческом факультете. Одновременно К.Д. Глинка возглавил Отдел почвоведения Государственного института опытной агрономии. Н.И. Прохоров (также переехавший в Петроград из Новой Александрии) указывал, что К.Д. Глинка всегда консультировал правительственные органы по вопросам организации высших агрономических школ в различных регионах страны. При этом он не только ссылался на личный опыт научного руководителя, проводившего в жизнь докучаевские идеи и взгляды, во и углублял и развивал их с учетом новых общественно-политических установок.

В Петрограде вокруг К.Д. Глинки быстро образовался круг учеников и последователей. Молодежь привлекала способность учителя точно и ясно излагать свои идеи и методы исследования, его научная устремленность. Широтой своих взглядов, географическим подходом к рассматриваемым явлениям К.Д. Глинка заставлял не только слушать себя, но и следовать его идеям. Осуществлять их в то время было весьма трудно. Даже все вопросы по руководству новым сельскохозяйственным институтом ему приходилось согласовывать с членами правления. И это все при наличии различных взглядов и подходов к высшему образованию. К.Д. Глинка, приступая к созданию в Петрограде сельскохозяйственного института, имел в виду подготовку специалистов сельского хозяйства самой высокой квалификации. При этом он принимал во внимание положения Пастера о том, что ”нет прикладных наук, а есть приложения наук к вопросам жизни” и считал, что "умение искать истину дается только той научной работой, которая ведется в высшей школе и без которой эта школа мертва, все равно будет ли это университет или специальная школа”.

В новой революционной обстановке К.Д. Глинка неуклонно боролся за воссоздание высшей школы с устойчивостью программ преподавания, четырехлетним обучением, широкими планами практических занятий и проведения квалификационной практики студентами и, наконец, академизмом дипломных работ, кончающих курс наук в высшей школе. В процессе подготовки агрономических деятелей ученый неуклонно придерживался идеи широкой их образованности, прививал студентам различными путями любовь к знаниям, привлекал к освоению новейших идей и результатов через научные общества и кружки. Одно время он даже заведовал Государственным сельскохозяйственным музеем. Несмотря на загруженность в высшей школе, К.Д. Глинка активно участвовал в работах почвенно-геологической комиссии Геологического комитета. Комиссии естественных производительных сил при Академии наук. Помимо всего прочего он ставил научные эксперименты в лаборатории и в полевых условиях.

Вместе со своими учениками (Архангельской, Тихеевой, Охотиным, Маляревским и др.) К.Д. Глинка с большим увлечением преподает почвоведение и организует исследования в области генезиса почв.

В Петрограде, как и в Воронеже, Глинка открывает полевую почвенную станцию, где исследует проблемы динамики почвенных процессов - текущей жизни почв. Совместно с учениками-аспирантами он изучает кислотность и причины ее изменения, глееобразование как один из широко распространенных процессов на северо-западе Европейской России, а также процессы эволюции почв. Постановка таких исследований, по мнению К.Д. Глинки, была вызвана необходимостью разработки вопросов повышения производительности почв и внедрения мелиоративных приемов их улучшения. Как видим, К.Д. Глинку следует считать первым огранизатором изучения динамики современных почвенных процессов.

Вторым детищем К.Д. Глинки был Докучаевский почвенный комитет. В этот период, несмотря на финансовую необеспеченность, комитет значительно усилил и расширил исследовательскую и научно-организационную деятельность. Последняя заключалась в проведении съездов, совещаний и подготовке к первому Международному конгрессу почвоведов, объединенных Международным обществом почвоведов (МОП). Комитет работал в значительной мере за счет общественно-договорных средств и не имел возможности полностью обеспечивать материальные потребности сотрудников. Тем не менее он существовал и его идейным руководителем продолжал быть К.Д. Глинка, даже несмотря на длительное отсутствие в Петрограде. Такое положение сохранялось благодаря сплоченности коллектива энтузиастов, создавших необыкновенную обстановку единства, доверия и весьма преданного отношения к своему руководителю.

Основу Докучаевского почвенного комитета составляли ученики Докучаева: Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, П.А. Земятченский, С.С. Неуструев, Л.И. Прасолов, Б.Б. Полынов, Н.И. Прохоров, М.А. Панков, К.К. Гедройц, М.Н. Антонова, З.Ю. Шокальская, А.И. Бальц и др. К.Д. Глинка прилагал максимум энергии, изобретательности, внимания к окружающим его сотрудникам. Добрые отношения с Ф.Ю Левинсон-Лессингом, А.А. Яриловым и другими позволяли ученому пользоваться содействием Академии наук и многих правительственных учреждений, с которыми был связан А.А. Ярилов. В этом коллективе К.Д. Глинка нашел полную поддержку планов осуществления заветной мечты Докучаева и его последователей - признание докучаевского почвоведения теоретической, естественноисторической дисциплиной. К.Д. Глинка широко использовал любую возможность для пропаганды и популяризации докучаевского почвоведения в Западной Европе и США. Этому способствовал перевод на немецкий язык его учебного пособия.

К.Д. Глинка продолжал трудиться и над незаконченными работами прошлых лет. Кроме того, жизнь требовала еще большего внимания к проблемам, поставленным новым общественно-политическим развитием России. Ученый заканчивает главы обзора почвенных исследований Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Объем этой части обзора составлял 30 П .Л., однако публикации рукописи помешала начавшаяся революция. Будучи "первопроходцем изучения сибирских почв”, К.Д. Глинка спешит издать все новое и интересное, касающееся их генезиса и географии.

Так, он составляет почвенную карту Сибири и Дальнего Востока (масштаб 1 дм : 100 верст, 1908 г.); готовит (совместно с Л.И. Прасоловым) второе, дополненное материалами переселенческих работ издание почвенной карты Азии (1915); публикует обстоятельные монографии ’’Почвы России и прилегающих стран”, "Солонцы и солончаки азиатской части СССР", а также краткие курсы почвоведения, глиноведения, популярное почвоведение, учебник по геологии и очерк почв Воронежской губернии. В 20-е годы появляются его книги: "Почва, ее свойства и законы распространения", "Дисперсные системы в почве"; переиздается ’’Почвоведение" (на французском и итальянском языках); печатается ’’Очерк почв Якутии";выходит второе и третье издания курса "Почвоведение", а также множество статей и докладов по актуальным вопросам почвоведения.

К.Д. Глинка ведет огромную научно-организационную и научно-общественную деятельность, продолжая бороться за признание докучаевского почвоведения самостоятельной научной дисциплиной. В 1922 г. в связи с прекращением деятельности ВЭО, в которое входил и Почвенный комитет, К-.Д. Глинка добивается включения последнего в КЭПС АН СССР (Комиссия экспедиционных исследований природы Союза) на правах самостоятельного почвенного отдела.

Переход Докучаевского почвенного комитета в ведение Академии наук ускорил его преобразование в Почвенный институт. Основными ходатаями создания Почвенного института были: академики Ф.Ю. Левинсон-Лессинг, В.И. Вернадский  и профессор К.Д. Глинка. Благодаря их настойчивости такой институт был открыт в 1925 г., согласно уставу Академии наук, его директором был избран Ф.Ю. Левинсон-Лессинг. Этому акту предшествовало открытие кафедр почвоведения в ряде университетов страны: в 1918-1919 гг. – в Петербургском, в 1922 г. - в Московском.

Признание заслуг

В 1926 г. по ходатайству академиков А.П. Карпинского (Президент Академии наук), B.И.Вернадского и Ф.Ю. Левинсон-Лессинга. На вакантное место была выдвинута одна кандидатура К.Д. Глинки. Это подтвердило и общее собрание Академии наук. 2 апреля 1927 г. (24 голоса - за, 1 - против). 5 апреля К.Д. Глинка был уведомлен об этом в теплом письме непременного секретаря академика C.Ф. Ольденбурга.

Свершилось дело всей жизни К.Д. Глинки: его длительная и тяжелая борьба за утверждение докучаевского почвоведения окончилась положительно для русской науки вообще и для почвоведения в частности. Выборы совпали с еще одним не менее важным историческим этапом развития докучаевского почвоведения - Первым международным конгрессом почвоведов, состоявшимся в Вашингтоне в июне-июле 1927 г.

Подготовка к нему в России началась с конца 1926 г. Руководителем нашей делегации был назначен К.Д. Глинка, и он, естественно, хотел показать достижения русских почвоведов в наиболее полном разнообразии, со всей глубиной теоретических и практических разработок. Это было весьма важно сделать по многим причинам, и прежде всего для ’’закрепления достижений докучаевского почвоведения в зарубежных странах”.

К.Д. Глинка и прежде участвовал во всех международных конференциях, связанных с почвоведением (’’агрогеологические” конференции, встречи в Будапеште и Стокгольме и др.). В Будапеште К.Д. Глинка был два раза. Первый - в 1909 г., когда на проходившей там агрономической конференции он прочитал доклад ’’Почвенные зоны и почвенные типы

Европейской и Азиатской России”, ставший одним из самых важных событий форума. Описав зональные типы, К.Д. Глинка сказал и о луговом процессе образования почв и о почвах горных областей. В следующей поездке в Будапешт (1910) К.Д. Глинка обсудил этот вопрос с Э. Раманом и в 1911 г. изменил свое мнение и счел возможным развитие этих почв в России. В 1922 г. он выступал в Праге, а в 1924 г. - в Риме, где на четвертойпедологической конференции было организовано МОП. Своими докладами К.Д. Глинка знакомил западных коллег с достижениями российских почвоведов. Но зарубежные ученые хотели получить как можно больше сведений о нашем почвоведении. Некоторые из них (Марбут, Штремме и др.) даже приезжали к нам для более глубокого изучения основ докучаевского почвоведения. Свершился прорыв ”занавеса”, за которым много лет находилось русское почвоведение. Взаимное обогащение знаниями и опытом обе стороны считали весьма полезным. Следует сказать, что в 1922 г. К.Д. Глинка был избран почетным членом МОП. Так что и участие ученого в работе конгресса ожидалось с большим интересом.

К.Д. Глинка, учитывая интерес зарубежных почвоведов к российскому почвоведению, хотел максимально широко показать наши достижения. С этой целью в январе 1927 г. в Ленинграде был создан внеочередной съезд почвоведов, на котором утвердили программу участия советских специалистов в работе конгресса.

Последние штрихи жизни

I международный конгресс почвоведов закончился для Глинки триумфом – его избрали президентом МОП на ближайшее трехлетие, но это не радовало ученого, который чувствовал себя все хуже и хуже. По приезду домой, в июлей 1927, он был перевезен в Царское село, на дачу или пансионат. Подлинный диагноз скрывался от К.Д. (рак легкого). Катар легкого – успокоительная для ученого версия болезни, которой он заболел в США на экскурсии в холодильную камеру. В конце октября его помещают в клинику, но уже 2 ноября 1927 Константин Дмитриевич ушел из жизни.

3.Ситуация в науке о почве в начале XX века

За достаточно небольшое время интенсивного изучения почвоведения в конце XIXв. Выдающимися учеными, о которых мы говорили выше, был собран достаточно большой фактический материал, были сделаны открытия фундаментального и интегрального характера, подготовленные всем предшествующим ходом развития науки, которые требовали  скрупулезной работы по накоплению новых фактов и их осмысливанию на основе принципов генетического почвоведения. При  такой ситуации важно было иметь хороших лидеров, а их на  первых порах не было. С этим связан некоторый разброд, ненужные противоречия, взаимные опровержения, которые возникли в  первые годы нового века. Но в этом была и объективная причина. В руках Докучаева и Сибирцева почвоведение синтезировалось, теперь требовалась разумная дифференциация его на  составляющие дисциплины, а такой процесс в истории любой науки проходит болезненно.

В новом веке произошла дифференциация почвоведения; в нем обособились разделы: выветривание и почвообразование, география и картография почв, общая химия и коллоидная  химия почв, физика и гидрология почв, биология почв, прикладное почвоведение (в том числе агрономия).

4. Учителя и предшественники К.Д. Глинки

К.Д.Глинка считается продолжателем генетического и географического почвоведения, которое было заложено Докучаевым. Поэтому, очевидно, что его основным учителем и предшественником являлся Василий Васильевич.

Докучаев был необыкновенным человеком, настоящим гением: он открыл закон всеобщей функциональной связи в природе, законы широтной и вертикальной природной и почвенной зональности,  законы почвоведения и законы зональности сельскохозяйственных царств. Он разработал различные методы оценки земель, заложил основы почвенной картографии. Разработал теорию экологического подхода при исследовании природы, предложил системы устойчивого земледелия в степной зоне, заложил основ музейного дела в естествознании. Докучаев обосновал идею  зональности почв, опираясь на свои воззрения о том, что почва – самостоятельное природное тело и на установленную им зависимость почвы от  «факторов почвообразования».

По часто цитируемому утверждению В. Р. Вильямса, «учение о почвенном покрове как о самостоятельной категории природных тел возникло в результате творческой работы трех русских ученых — В. В. Докучаева, П. Л. Костычева и Н. М. Сибирцева».

Костычев Павел Андреевич - инициатор создания сельскохозяйственных опытных станций и организации специальных учебных заведений по сельскому хозяйству. Всю свою жизнь он посвятил служению русской науке, итогом его многолетних научно-исследовательских работ явилось создание важнейшего учения о структуре почвы, как основного условия её высокого плодородия. Именно Костычев первым среди ученых открыл замечательную способность многолетних трав восстанавливать мелкокомковатую структуру почвы. Костычев одним из первых занялся разработкой методов борьбы с грозным бичом степного земледелия - засухой. Он предложил целую систему ценнейших мероприятий в борьбе с засухой: снегозадержание и пожнивное лущение, зяблевую вспашку и полевое травосеяние, весеннее боронование и паровую обработку почвы, посев высококачественными семенами и решительную борьбу с сорняками. Также очень важны его работы по вопросу степного лесоразведения. Николай Михайлович Сибирцев (1860—1900) – Геолог, почвовед. Ученик и сподвижник В. В. Докучаева. Окончил Санкт-Петербургский университет в 1882 г. В 1882-1885 гг. Н. М. Сибирцев принимал участие в экспедиции В. В. Докучаева по изучению геологического строения и почв Нижегородской губернии. С 1885 по 1892 гг. - заведующий Нижегородским земским естественно-историческим музеем, в это же время по заданию Геологического комитета проводил геологические исследования в Нижегородской, Владимирской, Рязанской и Костромской губерниях. В 1892-1894 гг. участвовал в работах "Особой экспедиции лесного департамента по испытанию и учету различных способов и приемов лесного и водного хозяйства в степях России" под руководством В. В. Докучаева. С 1894 г. - заведующий кафедрой почвоведения в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства. Н. М. Сибирцев разработал учение о почвенных зонах и генетическую классификацию почв. Автор многочисленных трудов по геологии, почвоведению и агрономии, в том числе первого учебника генетического почвоведения, в котором систематически изложены взгляды В. В. Докучаева.

Теоретическое почвоведение опирается, однако, не только на генетические аспекты. Поэтому к числу его сооснователей  следует отнести и других ученых, особенно немецкого ученого Вольни и американского ученого Гильгарда.

Мартин Эвальд Вольни (1846—1901 гг.) — агроном, физик и почвовед, с 1872 г. профессор Мюнхенского политехникума, где он заведовал сельскохозяйственной лабораторией и опытным полем, был крупным организатором науки. Вклад Вольни в физику почв очень велик. Он исследовал свойства компонентов  почвы— песка, глины,  органического вещества. Тепловой и водный режимы почвы он  увязывал с метеорологическими условиями, установив, что эти режимы зависят и от свойств самой почвы, прежде всего от ее гранулометрического  состава и структуры. Вторым важным  направлением в работе Вольни было исследование процессов  накопления и  особенноразложения перегноя в почве. Вольни и его ученики разработали точные методики  определения физических и некоторых других свойств почвы,  сконструировали для этого различные приборы. Слава ученого была  велика, и его влияние распространилось на почвоведов и  агрономов многих стран.

Евгений Вольдемар Гильгард (1833—1916 гг.) сыграл большую роль в развитии почвоведения в США. В 1893 г. он обнародовал классификацию почв, в которой разделил их на: 1) остаточные, или обладающие постоянством залегания (sedimentary or residual soils), представляющие собой продукт ыветривания горных пород на месте; 2) перемещенные водой, силой гравитации (сюда входили коллювиальные и  аллювиальные почвы); 3) «эоловые почвы»— каменистые почвы пустынь, песчаные и пылеватые почвы (Hilgard, 1906). Гильгард показал, что почвы тропических стран по  увлажнению также должны быть разделены на три группы, исследовал засоленные и солонцовые почвы юго-запада США; первые, в  которых содержатся хлориды и сульфаты натрия, он называл  белыми щелочными (white alkali); почвы с преобладанием  нормальной соды — черными щелочными (black alkali). Докучаев использовал «превосходные», по его словам, исследования Гильгарда при установлении законов зональности. Работы Гильгарда широко использовали также Вольни, Глинка,  Сибирцев и др.

5. Вклад ученого в развитие науки о почве

  1.  На долю ученого выпала неблагоприятная и очень трудная роль главного защитника Докучаева и созданной им науки: он успешно доказывал необходимость признания почвоведения самостоятельной естественноисторической наукой (а не разделом геологии-агрогеологии или агрономии-агрономического почвоведения), использовал любую возможность для популяризации докучаевского почвоведения в Западной Европе и США. Этому способствовал перевод на немецкий язык его учебного пособия. Если выражаться словами Полынова «.. Глинка достроил то здание генетического и географического почвоведения, которое в основных чертах было заложено Докучаевым».
  2.  С именем Глинки связано признание мирового значения докучаевского почвоведения учеными во многих странах мира.
  3.  В результате исследований Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Калужской, Ярославской и других губерний  была откартографирована значительная часть Нечерноземной полосы, накоплен большой материал по подзолистым и болотным почвам.
  4.  Автор классического учебника «Почвоведение». В нем было обобщено все, что было известно о почвах до 1925-1926 гг.  Первое издание вышло в 1908, а пятое и шестое издания в 1932 и 1936 гг. соответственно.
  5.  Организовал более 100 экспедиций в Западную и Восточную Сибирь и на Дальний Восток.
  6.  В 1908-1914 годах он был организатором и руководителем многочисленных почвенно-географических экспедиций в Сибирь и Среднюю Азию, в результате которых были открыты огромные новые земельные фонды для сельскохозяйственного освоения.
  7.  В 1906 составил первую карту почв мира.
  8.  К.Д.Глинку можно считать первым организатором изучения динамики современных почвенных процессов.
  9.  Способствовал вместе со своими соратниками расширению почвенно-оценочных работ земствами европейской части России.
  10.  Организовал в 1912 Докучаевский почвенный комитет, который потом был в 1927 год преобразован  Почвенный институт Академии наук СССР.
  11.  Им был намечен классификационный подход, который в настоящее время развивается как морфогенетическое или профильно-генетическое направление.
  12.  Глинка первый показал, что переход первичных минералов в глинистую массу сопровождается целым рядом промежуточных стадий, представленных кислыми солями, и что одной из типичных реакций почвообразования является гидролиз. По существу, он развил основы будущей почвенной минералогии.
  13.  Один из первых, после Докучаева, организатор и реформатор высшего сельскохозяйственного образования в России.
  14.  К.Д.Глинка и руководимый им Докучаевский почвенный комитет сыграли большую роль в объединении первого поколения почвоведов в России
  15.  Работы по заданию губернских земств, а затем Переселенческого управления позволили, базируясь на эмпирических данных, обосновать тот метод исследования, который в последствии получил название «сравнительно-географического».
  16.  Он внёс много нового в понимание закономерностей географического распределения почв, солонцового процесса, подзолообразования и образования бурых полупустынных почв.

Но самое важное, на мой взгляд, это то, что после смерти Докучаева Константин Дмитриевич стал тем самым центром почвенной науки в России, вокруг которого концентрировались лучшие умы, который был двигателем и задавал вектор развития всего почвоведения в России.

Ученики и последователи

В 1901 году К.Д.Глинка возглавляет кафедру почвоведения в Ново-Александрийском институте, постепенно она превращается в научно-методический центр проведения исследований по проблемам генезиса, географии и земледельческой оценки качества почв. Глинка привлекает к работе наиболее увлеченных почвоведение студентов, которые в дальнейшем становятся выдающимися деятелями почвоведения: В.П. Смирнов-Логинов (которому он в 1911 передал кафедру), Н.И. Прохоров, Н.А. Димо, С.П. Кравков, П.Ф.Бараков, А.И. Набоких.

Переехав в Петербург, как мы помним, для дополнительного источника заработка он становится профессором Высших женских (Бестужевских) курсов. Именно там он готовит первых в России женщин-почвоведов: Л.И. Тихееву, З.Н. Архангельскую, А.И. Бальц, З.Ю.Шокальскую.

Также в Воронеже у него появляются такие известные ученики, как Г.Н. Тумин, А.М.Панков, П.Г. Адерихин, Н.Д.Емельянов.

В 1922 году Глинка возвращается в Петроград, где вокруг него опять образовывается круг учеников-последователей, вообще надо сказать, что студенты очень любили и уважали Константина Дмитриевича, он был для них «кумиром» науки и педагогики, обладателем редкой способности понимать и направлять стремление юношей к знаниями исполнению долга, возложенного обществом. Примечательный факт, что студенты никогда не называли его ни по фамилии, ни по принятому в то время обращению «господин профессор», а просто именовали Константином Дмитриевичем.

В Петрограде он преподает почвоведение уже со своими бывшими учениками архангельской, Тихеевой, Охотиным, Маляревским.

Последними аспирантами ученого были А.А. Завалишин, А.И. Проневич, Б.А. Философов, Л.П. Белякова, Ю.А. Ливеровский. В дальнейшем каждый из них внес посильный вклад в докучаевское почвоведение, оправдав доверие своего учителя.

7. Библиографический список (основные труды К.Д. Глинки)

1889

1. О лесных почвах // Материалы по изучению русских почв. СПб. Вып. 5.

1891

2. Роменский уезд // Материалы к оценке земель Полтавской губ. СПб. Вып. 12.В соавт. с В.В. Докучаевым.

1892

3. Лохвицкий уезд // Материалы к оценке земель Полтавской губ. СПб. Вып. 12. В соавт. с В.В. Докучаевым.

1893

4. О ледниковых и послеледниковых образованиях и грунтовых водах Каменной степи Бобровского уезда Воронежской губернии // Тр. СПб. о-ва естествоиспытатeлeй. Отд. геологии. Т. 22, вып. 2.

5. Об артезианской буровой скважине г. Смоленска // Там же.

6 . Степное лесоразведение в связи с вопросом о заселении русских степей преимущественнотравянистой растительностью // Материалы по изучению русских почв. СПб. Вып. 8 .

1894

7. Геологический характер почв Полтадской губ. // Материалы к оценке земель Полтавской губ. СПб. Вып. 16.

8 . Хреновский участок // Тр. Особой экспедиции Лесн. деп. СПб. Т. 1. Орография,геология, почвы и грунтовые воды. Вып. 1. В соавт. с Н.М. Сибирцевым и П.В. Отоцким.

1895

9. К вопросу о выветривании глауконита // Ежегодник по геологии и минералогии России. Т. 1, ч. 1.'

10. К вопросу о происхождении глауконита: Предварит, сообщ. // ПротоколСПб. о-ва естествоиспытателей. № 8 .

11. Наставление к собиранию коллекции по минералогии и геологии // Зап. Н.Александрийс. ин-та сел. хоз-ва и лесоводства. Прилож. к 9 т.

12. Новые месторождения пироморфита // Протокол СПб. о-ва естествоиспытателей.N® 6.

13. О новом двойниковом срастании у гипса // Тр. СПб. о-ва естествоиспытателей. Отд. геологии. Т. 23.

14. Почвенно-геологические исследования в Козловском уезде Тамбовской губ.(Почвы имения В.К. Отто) // Материалы по изучению русских почв. СПб. Вып. 9.

1896

15. Геология; Курс лекций. Новая Александрия.

16. Глауконит, его происхождение, химический состав и характер выветривания. СПб. 111

1897

17. Анальцим из окрестностей Баку // Тр. Варшав. о-ва естествоиспытателей. Т. 8 .

18. Железные руды: Обзор лит. за 1896 г. // Ежегодник по геологии и минералогии России. Т. 3, ч. 3.

19. Предварительный отчет о почвенно-геологических исследованиях в Новоржевском и Великолуцком уездах Псковской губернии. Псков.

1898

20. Главнейшие черты в истории развития земного шара и его обитателей // Второй сб. публ. лекций, читан, в Н. Александрийс. ин-те. Варшава.

21. Обзор русской минералогической литературы за 1896 г. // Ежегодник по геологии и минералогии России. Т. 3, ч. 3.

22. Отчет о командировке на VIII Международный геологический конгресс // Зап. Н. Александрийс. ин-та сел. хоз-ва и лесоводства. Т. 11, вып. 2.

23. Петрографический характер новоржевских и великолуцких почв // Там же.

1899

24. Записка о почвенных исследованиях как элементе землеоценЬчных работ. Новгород.

25. Из летних экспедиций 1898 г. // Зап. Н. Александрийс. ин-та сел. хоз-ва и лесоводства.Т. 12, вып. 1.

26. К вопросу о водных алюмосиликатах и глинах // Там же. Вып. 2.

27. Лекции по почвоведению в Ново-Александрийском ин-те. Т. 1, № 1.

28. Новейшие работы по изучению плодородия почв и методов почвенной бонитировки// Почвоведение. Т. 1, N® 2.

29. Новоржевский уезд // Материалы к оценке земель Псковской губернии. СПб.Вып. 2.

30. О минералогическом составе псковских ледниковых глин и о типах выветриванияи Зап. СПб. минерал, о-ва. Сер. 2. 4. 37.

31. О некоторых реакциях алюмосиликатов / / Там же.

32. О почвенных исследованиях в Псковской губернии // Почвоведение. Т. 1, № 3.

33. Предварительный отчет о работах 1898 г. в Псковской губернии (Опочецкийуезд) // Материалы по оценке земель Псковской губернии. Псков.

1900

34. Геологическое строение и почвы Валдайского уезда. Новгород. В соавт. с С. Федоровским.

35. Н.М. Сибирцев. Его жизнь и деятельность / / Почвоведение. Т. 2, N® 4. В соавт.с Бараковым, Богословским и др.

36. Несколько наблюдений в области послетретичных образований Северо-Западной России // Ежегодник по геологии и минералогии России. 1900—1901. Т. 4.

37. Несколько слов о фосфорнокислых соединениях горы Борувки Келецкой губернии У/ Там же.

38. О некоторых реакциях алюмосиликатов // Зап. СПб. минерал, о-ва. Ч. 37, вып. 2 .

39. О почвенных исследованиях как элементе земельно-оценочных работ // Почвоведение. Т. 2, N® 2.

40. По поводу статьи Н.А. Адамова о механическом анализе почвы // Почвоведение.

41. Почвенно-геологические исследования в Псковской губернии / / Ежегодник погеологии и минералогии России. 1900—1901. Т. 4.

42. Предварительный отчет Смоленскому губернскому земству о почвенно-геологическихисследованиях Вяземского и Сычевского уезда. Смоленск.

1901

43. К вопросу о поглотительной способности почв // Дневник XI съезда русскихестествоиспытателей и врачей. СПб.

44. Материалы для оценки земель Смоленской губернии: Естеств.-йст. ч. Т. I. Вяземскийуезд. Псков. В соавт. с М.Ф. Колоколовым.

45. О залежах гипса (алебастра) в Псковском уезде. Псков.

46. О послетретичных образованиях и почвах северо-западной России // Почвоведение.Т. 3, N® 2.

47. Послетретичные образования и почвы Псковской, Новгородской и Смоленскойгубернии // Ежегодник по геологии и минералогии России. Т. 5.

48. Послетретичные образования северо-западной России // Дневник XI съезда русскихестествоиспытателей и врачей. СПб.

49. Почвенно-геологический очерк Валдайского уезда. Новгород. В соавт. с С. Федоровским.

50. Предварительный отчет о почвенно-геологическом исследовании Холмского иТоропецкого уездов. Псков.

1902

51. Несколько страниц из истории теоретического почвоведения // Почвоведение.№ 2. С. 117-152.

52. Предмет и задачи почвоведения (педология) // Там же, N® 1.

53. Химический характер глин и других алюмосиликатов // Зап. Н. Ллександрийс.ин-та сел. хоз-ва и лесоводства. Вып. 1.

1903

54. Латериты и красноземы тропических и субтропических широт и родственные импочвы умеренных широт / / Почвоведение. № 3.

55. Нечто о критических приемах г. Набоких // Там же. № 2. С. 89—160.

56. Образование почвы // Полн. энцикл. рус. сел. хоз-ва. СПб. Т. 5.

57. Окраска почвы. Организмы в почве. Органическая составная часть почвы. Орт-штейн // Там же. Т. 6 .

58. Памяти В.В. Докучаева: (рез. речи) // Варшав. дневник. № 331.

59. Поглотительная способность почвы. Почвы и подпочва. Почвоведение. Почвы:болотные, латеритные, перегнойнокарбанатные, пойменные, скелетные, сухихстепей (полупустынь) и пустынь, серые лесные и тундровые. Проницаемость почвы // Полн. энцикл. рус. сел. хоз-ва. СПб. Т. 7.

60. Почвообразователи и почвообразование: В 3 ч. Н. Александрия. 1903-1904.

61. Предварительный отчет о почвенно-геологических исследованиях Духовщинского и Гжатского уездов. Смоленск.

62. Связность почвы - сгущение почвою водяных паров. Скважинность почвы //Полн. энцикл. рус. сел. хоз-ва. СПб, Т. 8 .

63. Солонцы // Там же. Т. 9.

1904

64. Задачи исторического почвоведения. Варшава.

65. Исследования в области процессов выветривания. 1. Выветривание в Ч а к к близ Батума // Почвоведение. № 4.

8. ЗоннС.В. 113

6 6 . Конечные морены Псковской и Новгородской губерний // Ежегодник по геологиии минералогии России. СПб.

67. Памяти К.И. Малевского // Там же

1905

6 8 . Исследования в области процессов выветривания. П. Выветривание биотита //Почвоведение. N® 1.

69. Псковская губерния. Т. 3, вып. 1. Псков.

1906

70. Выветривание цеолитов Цха-Цкаро // Проблемы Ново-Александрийского кружка любителей естествознания. 2 0 .

71. Исследования в области выветривания. СПб.

72. Отчет о поездке в Киевскую и Волынскую губернии в 1905 г. // Протоколы Ново-Александрийского кружка любителей естествознания. № 2 2 .

1907

73. Почвоведение как самостоятельная естественноисторическая дисциплина //Почвоведение, N® 2.

1908

74. Инструкция для почвенных исследований. СПб.: Переселен, упр.

75. К вопросу о минералогическом составе почв и методах его исследования //

Почвоведение. N® 1.

76. Почвоведение: Курс лекций. 1-е изд. СПб. 770 с.

77. Схематическая почвенная карта земного шара / / Ежегодник по геологии и минералогии России. СПб.

1909

78. К вопросу о классификации туркестанских почв. Юрьев.

79. Материалы по исследованию колонизационных .районов Азиатской России //Зап. Переселен, упр. Т. 4.

1910

80. Заметка о почвах горных склонов // Почвоведение. № 4.

81. Краткая сводка данных о почвах Дальнего Востока: (предварит, отчет). СПб.:Переселен, упр.

82. Новейшие течения в области почвоведения // Почвоведение. N*’ 1.

83. Bodenzonen und Bodentypen des EuropSisch und Asiatisch Russlands. Budapest.

1911

84. К вопросу о различии подзолистого и болотного типа выветривания // Почвоведение.N® 2 .

85. О древних процессах выветривания в Приамурье // Там же. № 3.

8 6 . О так называемых "буроземах” // Там же. N® 1.

1912

87. Географические результаты почвенных исследований в Азиатской России //Почвоведение. N® 1.

8 8 . Записка об организации Почвенного института и об учреждении кафедр почвоведения

в университетах. СПб.

89. К систематике почвенной карты Азиатской России. СПб.

90. Краткая характеристика почв и растительных зон Азиатской России. СПб; В со-авт. с Б.А. Федченко.

91. О нарушении общей зональности почв Евразии в Западном Забайкалье и Якутской области // Почвоведение. № 4.

1913

92. К вопросу об учреждении почвенного отдела Воронежской областной сельскохозяйственной станции. Воронеж.

93. Материалы по естественноисторическому изучению Воронежской губернии //

Сер. общедоступ. очерков. Кн. 1. Воронеж, губ. земство. СПб.

94. Почвообразование, характеристика почвенных типов и география почв. СПб.

95. Предварительный отчет о почвенных исследованиях, проведенных в 1912 г. //Материалы по естественноист. изуч. Воронеж, губ. СПб. В соавт. с Л.М. Панковым, К.Ф. М аляревским.

1914

96. Карта почвенных зон России // Атлас Азиат. России. СПб.: Переселен, упр.

97. Почвенные зоны Азиатской России. Воронеж.

98. Почвы Азиатской России // Азиатская Россия. СПб.: Переселен, упр. Т. 2.

99. Почвы вдоль линии Тюмень-Омской железной дороги // Тр. Докучаев, почв,

ком-та. Вып. 1. В соавт. с В.П. Горшениным, В.В. Стратоновичем, А.А. Я ковлевым.

100. Программа почвенных исследований // Сб. программ для исслед. Сибири. СПб.

101. Die Tipen der Bodenbildung, ihre Klassification und geographische Verbreitung.

B. 368 S.

1915

102. Почвоведение: Курс лекций. 2-е изд. Пг.

1916

103. Глубокопочвенные гумусовые образования и их генезис // Почвоведение. № 1.

1917

104. Предварительный отчет об организации и использовании работ по исследованию

почв Азиатской России. Пг. 1908—1916.

1918

105. Материалы по естественноисторическому исследованию Воронежской губернии.

М.

106. о развитии почвоведения как самостоятельной научной дисциплины // Изв.

Докучаев, почв, ком-та. № 1/2. С. 89.

1919

107. Известь в почвах // Известкование почвы в связи с внесением удобрений. М. ^

108. Каолинитовые глины Воронежской губернии. Воронеж.

109. Почва, ее происхождение и географическое распространение. Воронеж.

1921

ПО. Вопросы исторического почвоведения // Ею л. щ Всерос. съезда почвоведов. № 3/4.

111. Геология и почвы Воронежской губернии. Воронеж.

112. Краткий курс глиноведения. Воронеж.

113. Краткий популярный курс почвоведения. Воронеж: Изд. Воронеж. Губнар-образа.

114. Результаты сибирских экспедиций Переселенческого управления быв. Мин-ва земледелия.

1922

115. Почва, ее свойства и законы распространения. М.: Нов. деревня.

1923

116. Геология и почвы Воронежской губернии. Воронеж. Отд. 1, ч. 1.

117. Петроградский сельскохозяйственный институт, его задачи и способы осуществления.Пг.

118. Почвообразование, характеристика почвенных типов и география почв.2-е изд. М.

119. Почвы. Петроград. (В-ка с.-х. ин-та).

120. Почвы Киргизской Республики. Оренбург.

121. Почвы России и прилегающих стран. М.; Пг.

122. Современное состояние почвоведения в России, его недостатки и потребности //Пр51рода. N® 1 - 2 .

123. Genesis und Geographie der russischen Boden. Petrograd.

1924

124. Деградация и подзолистый процесс // Почвоведение. N® 2.

125. Дисперсные системы в Ьочве. Л.

126. Полезные ископаемые Средней части России (Воронежская, Курская, Тамбовская губернии). М.: Изд-во АН.

127. Почвенные районы юго-восточной России. Ростов н/Д. С. 1—7.

128... Русское почвоведение: (ист. очерк) // Зап. Ленингр. с.-х. ин-та. Т. 1.

129. Die Degradation und der Podzoliqe Prozess. Intern. M itteil. f. Bodenkunde. B.

130. Divers Tipes de formation des sols et la classification de ces derniers. Revue intern,des. Renseignments Agricoles. P.

1925

131. Кислотность почвы подстоличного района // Зап. Ленингр. с.-х. ин-та. Т. 2.

132. Новейшие достижения в области почвоведения в СССР и за границей // Изв. Гос. ин-та опыт, агрономии. Т. 4, № 1,2 .

133. Простейшие приемы исследования почв в поле // Прилож. к Вестн. знание. Л. С. 26.

1926

134. Геология и почвы листа карты П-56 Ленинградской губ. // Предварит, отчет Изв. Геол. ком-та.

135. Конференция Международного общества почвоведения в Венгрии // Почвоведение.N® 3.

136. Листок почвоведа в венок Г.Ф. Морозова // Лесоведение и лесоводство. Вып. 1 .

137. Международное совещание почвоведов в Гронингене // Науч. работник. № 7/8.

138. Подготовка агрономов и связь агрономической школы с жизнью // Агроном.Дек.

139. Солонцы и солончаки Азиатской части СССР. М.: Нов. деревня.

1927

140. Вода в почвах // Тр. Почв, ин-та АН СССР. Вып. 2.

141. Геология и почвы листа карты П-56 Ленинградской губернии. В соавт. с Л.В. Тихеевой.

142. Геология и почвы Паше-Копецкого лесничества Тихвинского уезда Череповецкой обл.

143. Докучаев как создатель русского почвоведения // Тр. Почв, ин-та им. В.В. Докучаева. Вып. 2.

144. Минералогический состав Воронежских почв // Тр. Почв, ин-та АН СССР. Вып. 2.

145. О петрографическом составе почв южной части Воронежской губернии // Тр.Почв, ин-та им. В.В. Докучаева. Вып. 2.

146. Очерк почв Якутии // Якутия. Л.: Изд-во АН СССР. С. 49-135.

147. Почвенный покров в бассейнах рек Грушевки и Аюты Донской области // Тр. Почв, ин-та им. В.В. Докучаева. Вып. 1, 2.

148. Почвенный покров окрестностей Персиановки Донской области // Тр. Почв,

ин-та АН СССР. Вып. 2.

149. Почвоведение. 3-е изд., перераб. 672 с.

150. Почвоведение. Вашингтон. На англ. яз.

151. Dokuchaiev’s ideas in the development of pedology and cognate sciences. L.

1928

152. Почвоведение в СССР за последнее десятилетие (с 1917 по 1927 гг.) / / Наука и

техника СССР. 1917-1927. М.: Изд-во АН СССР, 1929.

153. Почвы. 2-е изд. М.; Л.

1931

154. Почвоведение. 4-е изд. М.; Л.

1932

155. Почвоведение. 5-е изд. М.; Л. 595 с.

1936

156. Почвоведение. 6 -е изд. М.

1978

157. Минералогия, генезис и география почв. М.: Наука, 279 с.

  1.  Список использованной литературы:
  2.  Большая Советская Энциклопедия http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KOSTYCHEV_Pavel_Andreevich/_Kostychev_P.A..html
  3.  Зонн С.В. Константин Дмитривич Глинка 1867-1927. М.: Наука, 1993. 127 с.
  4.  История России 19 века

http://www.ote4estvo.ru/kratkaya-istoriya-rossii/608-istoriya-rossii-19-veka.html

  1.  Крупенников И.А. История почвоведения. М.: Наука, 1981. 327 с.
  2.  Палеонтолого-стратиграфический музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета

http://paleostratmuseum.ru/Sibirtzev.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52313. Использование информационных технологий в практике работы школьной библиотеки 285.5 KB
  Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие общему развитию учащихся формирование и совершенствование информационной компетентности участников образовательного пространства содействие профессиональному развитию педагогических кадров. Одна из задач работы библиотеки – формирование информационной культуры учащихся и учителей. Внедрение АИБС в деятельность библиотеки поставило работу в этом направлении на более высокий уровень.
52314. З нею розмовляють квіти (за життєвим і творчим шляхом Катерини Білокур) 315 KB
  Обладнання: портрет Катерини Білокур; картини художниці; комп’ютер відеопроектор учнівська презентація виставка малюнків учнів 11 класу на тему Квіти – очі землі Тип уроку: інтегрований: художня культура – українська література. Оголошення теми та мети уроку Вчитель художньої культури: Від дня народження народної художниці України Катерини Василівни Білокур минуло сто десять років. Були в тому Двадцятому спалахи визначних талантів знакових подій в житті людства і серед них народження 1900 року в...
52315. Подорож з України до Німеччини 49.5 KB
  Обладнання: політико-географічні карти України та Німеччини зошити і словники з німецької мови ксерокопії шаблонів прапорівдля кожного учня ксерокопії політико – географічних карт України і Європи по 1 на парту різнокольорові олівці магнітофон касети картки з літерами для гри Поле чудес. Організаційний момент 2 Добрий день діти Як ваші справи...
52316. Інтелектуальні ігри на уроці української мови з використанням комп’ютера 1.89 MB
  Мета: закріпити вивчені орфограми фразеологізми односкладні речення; розвивати логічне мислення увагу під час виконання завдань; заохочувати учнів до вивчення української мови використовуючи можливості комп’ютера Обладнання: додатковий матеріал ПК інструкція до проведення тестів на ПК Вчителі: Беседа Людмила Іванівна українська мова ...
52317. Риторика – наука і мистецтво переконувати 67 KB
  Мета: пояснити що є предметом вивчення риторики як науки; окреслити роль і місце риторики в античному світі внесок зроблений у розвиток риторики східними слов’янами з’ясувати причину необхідності поновлення статусу риторики як науки та навчальної дисципліни в сучасній Україні використовуючи сучасне програмне забезпечення в розкритті питань; розвивати мислення комунікативні вміння зокрема робити висновки наводити аргументи та підтвердження тез; увагу пам'ять збагачувати й уточнювати словниковий запас учнів; сприяти духовному...
52318. Самое главное для человека – дружба 110.5 KB
  Ход урока І Организация урока ІІ Мотивація учебной деятельности Учитель зарубежной литературы Сегодня мы проводим необычный урок – бинарный – по изучению двух произведений из зарубежной и украинской литератур посвящённый теме дружбы т. Что вы знаете о литературном портрете Учитель української літератури Пригадайте що таке літературний портрет. Учитель української літератури Про якого героя йде мова Федькохаламидник із однойменного оповідання Володимира Винниченка. Учитель зарубежной литературы А...
52319. Сім’я як соціальна ланка суспільства 86 KB
  Охарактеризувати сімю як соціальну ланку суспільства логічно пов’язати її з предметом основи правових знань. Розкрити ознаки сім’ї в суспільстві активізувати та узагальнити знання учнів про поняття сімя та правові засади сімейних стосунків€. Розвиваюча: Розвивати вміння аналізувати уявляти та робити висновки навички спілкування правильної поведінки в сім’ї.
52320. Цикли з параметром. Площа криволінійної трапеції 49 KB
  Тема уроку з алгебри: Площа криволінійної трапеціїâ€. Освітня мета уроку математики: закріпити вміння і навички знаходження площі криволінійної трапеції через поняття первісної; ознайомити учнів із наближеними методами обчислення площі криволінійної трапеції; підготувати учнів до свідомого сприймання поняття інтегралу. Учитель математики: Що собою являє криволінійна трапеція Як знайти площу криволінійної трапеції Який метод використовується для цього Відповідь на це питання повинна бути проілюстрована малюнком і подана детальна...
52321. Народна казка (українська література), література і фольклор - скарбниця духовних багатств людства (зарубіжна література), виконання ілюстрацій до казки (образотворче мистецтво) 39 KB
  Мета: Розширити знання учнів про казки як вид усної народної творчості; повязати розвиток духовного багатства людства з розвитком фольклору і літератури; удосконалювати навички виразного читання та розуміння прочитаного; розвивати усне мислення; дати поняття про ілюстрацію та працю художників - ілюстраторів дитячої книжки