66670

ЖИЗНЬ ТЕОФРАСТА. ЗЕМЛЯ И ПОЧВА

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

И как чувствовали себя в борьбе за истину первые исследователи основа тех самых гигантов на плечи которых становятся ученые последних столетий Как они понимали и познавали мир вокруг себя не имея ни стройной теоретической и опытной базы ни технического аппарат...

Русский

2014-08-25

145.87 KB

1 чел.

Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова

Факультет почвоведения

Реферат на тему:

ТЕОФРАСТ

 

Выполнила:

студентка 5 курса

Трегубова П.Н.

Кафедра общего почвоведения

Преподаватели:

Красильников П.В.

Прокофьева Т.В.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА 4

ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖИЗНЬ ТЕОФРАСТА 6

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЗЕМЛЯ И ПОЧВА 8

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ТРУДЫ, ДОШЕДШИЕ ДО НАШИХ ДНЕЙ 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 14


ВВЕДЕНИЕ

В конце 17-го века Исаак Ньютон, поясняя свои успехи в науке, сказал: «Если я и видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов».

Эта удивительная фраза показывает, как труден и долог процесс познания, сколь велико значение тысячелетнего опыта предков для ученых последующих поколений, и как становится проще естествоиспытателям с каждым веком и каждым выдающимся умом смотреть в «неизмеримый океан истины», как будто бы становящийся все прозрачнее.

С каким облегчением современный человек должен понимать, что на многие простейшие вопросы об окружающем нас мире, занимавшие людей, пожалуй, с зари их существования, как, например, «что такое земля?», «почему небо такого цвета?»  ответы уже найдены, но найдены недавно и многовековым трудом, произведенным на основе измышлений разных эпох.

И как чувствовали себя в борьбе за истину первые исследователи - основа тех самых гигантов, на плечи которых становятся ученые последних столетий? Как они понимали и познавали мир вокруг себя, не имея ни стройной теоретической и опытной базы, ни технического аппарата, ни даже подтвержденного представления, что есть земля, по которой они ходят, как далеко она простирается? Как они пытались искать ответы?

Весьма интересны с этой точки зрения работы древних греков, чье любопытство и любовь к размышлениям подарили миру философию, основы демократии, архитектуры, литературы, точных и естественных наук трудом множества выдающихся мыслителей и практиков, одним из которых был Теофраст, живший в IV-III веке до н.э.


ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

В конце III века до н.э. жил человек, которого звали Диоген Лаертий.

Он, как говорят, не был человеком выдающегося ума и таланта, однако же,  важен и примечателен тем, что в своей большой работе «Биография философов» описал жизнь многих любомудров, в частности и Теофраста.

Только благодаря Диогену известно, что Теофраст родился в 370 году до н.э., умер в 287-м (7), а это значит, что он жил в очень интересное для древнегреческой истории время – период раннего эллинизма, который длился с 334 по 281 г.г. до н.э.

В конце IV века до н.э. великая держава, сформировавшаяся благодаря блистательным завоеваниям Александра Македонского и объединявшая под своим началом Грецию, Македонию, Малую Азию, Сирию, Египет, начала распадаться и, объединяемая только силой оружия, не дождалась своего укрепления и сплочения – ее молодой правитель рано умер, не успев придать жизнеспособности своему государству.

Оно разрушалось, однако, не мирным путем, но в непрерывных войнах между ближайшими полководцами Александра - диадохами, которые более 40 лет делили наследство своего покойного повелителя.

Прямые наследники Александра были убиты, а земли – разделены: ни один из диадохов не обладал достаточной силой и правами, чтобы претендовать на роль правителя всей империи.

В конечном итоге ожесточенная междоусобная борьба закончилась тем, что наиболее крупные диадохи объявили себя царями, тем самым открыто выразив стремление создать собственные государства с совершенно новыми общественными отношениями на руинах мировой империи (3).

Это было интересное и удивительное время отказа от старых традиций и перехода к новому общественно-культурному устройству в результате насильственного объединения древнегреческого и древневосточного мира, развивавшихся ранее раздельно, в систему взаимосвязанных государств.

Как синтез греческих и восточных элементов эллинизм вырастал из двух корней: с одной стороны, древнегреческого общества (прежде всего из кризиса греческого полиса), с другой – древневосточных обществ – консервативной и малоподвижной структуры – которые, будучи разъединенными и застывшими в развитии, так же находились в упадке.

Отмечается, что греческий полис, обеспечивший в свое время экономический подъем Эллады и создание демократических и республиканских представлений, к середине IV в. до н.э.  исчерпал свои внутренние возможности, начал тормозить исторический прогресс вследствие постоянной классовой напряженности. Это привело к борьбе между олигархией и демократическими кругами гражданства (3).

Решением этой проблемы могло бы стать объединение враждующих между собой полисов под сильной (и, возможно, по «Государю» Макиавелли, жесткой) центральной властью, обеспечившей бы стабильность и внутренний порядок, а следовательно и внешнюю безопасность.

Кризис древневосточных государств наоборот выражался в чрезмерной застойности, как социальной, так и экономической, сепарации отдельных частей.

Очевидно, что этим двум частям мировой державы не хватало некоторого объединения своих традиций для установления равновесия -  и это объединение произошло в новых эллинистических государствах и обществах, смешавших в себе в разной степени элементы греческой и восточной культуры.

 Итак, несмотря на, казалось бы печальное начало нового этапа древнегреческой истории, эллинистический период считается все же продвижением вперед, что подтверждается подъемом экономики, расширением территорий, сопровождавшимся тесным взаимодействием различных частей государства, взаимообогащением древнегреческой и древневосточной цивилизаций.

Показателем развития эллинистической экономики, помимо интенсификации торговли и активного использования транспортных путей, считается так же интенсивное градостроительство, которому сопутствовало возникновение и развитие хозяйств мелких и средних землевладельцев. Проникновение в консервативную экономическую структуру древневосточных стран полисных отношений стало толчком к созданию крупных частных мастерских, поместий в сельской местности с рациональной организацией рабского производства, которые были рентабельнее, чем храмовые, царские хозяйства или производство зависимых общинников восточного типа. (3)

Отказ как от традиционных полисных, так и от традиционно древневосточных отношений породил новый тип общества: в каждой эллинистической стране произошло совмещение отношений развитого рабовладения с традиционной общинной структурой древневосточного типа.  Усложнилась и структура производителей материальных благ, и господствующего класса: первые состояли теперь из зависимых работников разного статуса и из рабов классического типа, количество которых заметно увеличилось, что можно, с некоторыми допущениями, приравнять к развитию рабства. Вторые же теперь были представлены не только местной аристократией, но и иноземцами. (3)

Таким образом можно заключить, что классовое расслоение усугубилось, а социальные взаимодействие между представителями свободного населения усложнились не просто различием политических представлений, но и неодинаковостью культур и устоев.

 Таково краткое описание того непростого времени, в которое выпало жить Теофрасту.

Но вернемся же к нему самому.


ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖИЗНЬ ТЕОФРАСТА

 Итак, в начале IV века до н.э. родился Теофраст в городе Эресе на острове Лесбос - позднее к его имени, как тогда было принято, прибавляли Eresios, в честь города, впрочем, о самом имени чуть позднее - в семье хозяина валяльной мастерской.

Считается, что отец его был очень богатым человеком: образование, которое он дал своему сыну, мог обеспечить только состоятельный гражданин.

Так Теофраст, с юношества увлекшийся философией, слушал сначала Левкиппа в родном городе (8), и довольно скоро приехал в Афины, и, «послушав Платона», после его смерти, «перешел к Аристотелю», став любимым учеником последнего, и притом одним из самых известных, после, разумеется, Александра Македонского.

Первоначальное имя Теофраста – Tyrtamos. Имя же, под которым он был известен большую часть своей жизни и по сей день, дал ему Аристотель, по преданию, в честь того, что его любимый ученик был замечательно красноречив: Theophrastos значит “божественный оратор”. Этот факт весьма любопытен, если учесть, что Б.К. Шишкин, редактор издания перевода от 1951 года самой известной работы Теофраста «Исследования о растениях», отзывается о переводческой части работы над этой книгой, как о тяжелом труде, а среди причин первой ставит язык автора: «..Труден и самый язык Теофраста, трудна его манера изложения, часто отрывочная и в силу этого неясная..». (6)

Аристотель явно выделял Теофраста из числа своих учеников, считая его одаренным и нравственно развитым (Аристотель был внимателен и требователен к людям в этом отношении). Между ними существовала большая личная дружба: умирая, Аристотель назначил Теофраста опекуном своего малолетнего сына, завещал ему свою библиотеку и собственные рукописи (поэтому Теофраста можно считать издателем части трудов своего учителя, что является в некотором роде предметом дискуссий), а так же свой сад в Ликее.

Так и Теофраст унаследовал от своего учителя тягу к мудрствованию, познанию, в частности, к ботаническим исследованиям (известно, что Аристотеля весьма интересовали растения: Александр Македонский даже присылал ему гербарии из своих походов), которыми ученик впоследствии так прославится, систематизации и организаторству. Он умел управлять и пользовался большим уважением не только среди учеников и слушателей Аристотеля, но и далеко за пределами этого ученого круга.

В Примечаниях к упомянутому выше переводу «Исследований о растениях» приводится рассказ Авла Геллия о том, как Аристотель,  отказавшийся на склоне лет от управления школой перипатетиков, указал своим ученикам, которые просили его назначить им нового руководителя, на Теофраста (7).

Кандидатов на управляющий пост на тот момент было двое: Теофраст, уроженец Лесбоса, и родоносец Эвдем. Аристотель, выбирая, велел принести ему родосского и лесбосского вина, и, отведав оба, отметил, что родосское вино крепче, но лебосское – слаще, и назначил Теофраста, чем нисколько не ошибся: за 34 года управления Теофраста школа перипатетиков достигла наибольшего процветания и пользовалась, как и он сам, большим уважением.

Достижениями Теофраста, как руководителя школы, можно считать, во-первых то, что под его заведованием было более 2000 учеников, а во-вторых, возросшее уважение к школе среди населения и властей, что можно проиллюстрировать его борьбой с законом Софокла, сыном Амфиклида.

Этот закон предлагал казнить всякого философа, который открыл бы свою школу без разрешения на то совета и народа. Все философы немедленно уехали из Афин. А итогом этому было лишение закона силы и штраф Софоклу в 5 талантов, а так же разрешение философам вернуться затем, чтобы Теофраст мог находиться в своей среде.

Теофраст дожил до преклонного возраста более, чем 80 лет (по разным источникам, 83-85), и, по всей видимости находился тогда в полном умственном здравии - ему приписывают такие слова, сказанные перед смертью: «Мы умираем тогда, когда только начинаем жить».

Теофраст является автором многих дошедших до нас, правда не без потерь при переводе и переиздании, трудов и, по свидетельству Диогена, является плодовитым писателем: биограф относит Теофрасту авторство 227 работ. Однако с полной уверенностью доверять этим сведениям, пожалуй, не стоит по нескольким причинам. Первая заключается в том, что Диоген невнимательно обрабатывал каталоги,  соединяя их без лишней проверки – так некоторые произведения упоминаются несколько раз, некоторые не принадлежат Теофрасту.

Вторая заключается в уже упомянутой выше дискуссии касательно издательства Теофрастом работ Аристотеля. Достоверно известно, что Теофраст часто повторяет его мысли в своих произведениях, иногда копирует дословно, притом не цитируя учителя. К тому же считается, что некоторые естественнонаучные заключения Теофраста выглядят так, будто утверждающий не знакомился лично с предметом своего рассуждения – это касается некоторых (но лишь некоторых!) аспектов в морфологии растений. (8)

Несмотря на это, несомненно, что писательская деятельность Теофраста была разнообразна и касалась актуальнейших вопросов того времени: он писал о воспитании, этике, метафизике, математике, астрономии, и, конечно, значительная часть его трудов посвящена естественным наукам, что нас, как почвоведов, в нем и интересует.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ЗЕМЛЯ И ПОЧВА

Земли Греции не самой большой своей частью пригодны для земледелия: менее лишь одной пятой ее площади не занято горами.

Климат сухой, дождей выпадает мало, большинство рек и ручьев летом пересыхает, и многие области часто страдают от засухи, поэтому в земледельческом хозяйстве греков некоторую роль играло искусственное орошение.

Горные хребты, разделявшие разные районы Греции, защищали плодородные равнины от неблагоприятных ветров, и, задерживая на вершинах влагу, для орошения полей. Вследствие этого каждая равнина имела свой микроклимат, к которому приспосабливались ее обитатели.

Наиболее плодородными считались равнины Фессалии, Беотии, Мессении и Лаконики. земли на западном побережье Малой Азии, Сицилии и Южной Италии. (1)

Территории древней Эллады, как и любого государства можно было «разделить» на земледельческие сектора. Так, казалось бы неблагоприятные условия, создаваемые сочетанием горного рельефа, каменистой почвы и сухого климата, характерные для значительной части материковой и островной Греции, как нельзя кстати подходили для оливководства, виноградства и скотоводства. Более плодородные земли использовались мудро и по назначению, и давали хорошие урожаи зерновых злаков. Так, упомянутые выше эллинистические государства, располагавшиеся на древневосточных территориях, внесли существенный вклад в экономику стран того времени благодаря рациональному использованию земель и организации труда в сельскохозяйственной и животноводческой сферах. (3)

Отношение к физическому труду в общем в разное время древнегреческой истории было разным. Он почитался в доэллинистический период, воспевался поэтами и противопоставлялся неугодной богам и людям праздности. Понимался вклад людей, занимающихся иными видами труда, нежели умственным, во всеобщее благополучие: Гомер называл ремесленников «демиургами», что значит «работающие для общества.

Однако в то время, когда жил Теофраст, т.е. в IV веке до н.э. с развитием рабства отношение к ремесленнической работе изменилось: Аристотель говорил, что физическим трудом не должны заниматься граждане государства, оставляя тем самым ручную работу рабам. (4) Правда сами ремесленники вряд ли себя так воспринимали. Представители различных профессий физического труда  имели право на создание объединений – союзов единомышленников, за счет членских взносов создавали общую кассу, регулярно собирались, помогали нуждающимся членам, имели свои помещения, святилища богов, празднества. Все перечисленное стоит, несомненно, отнести к достаточно яркому проявлению гражданской активности. (3)

Земледелие при этом оставалось уважаемым занятием, «почетным и благородным делом, как и военное искусство» (однако идеал сельского хозяина – это человек, не живущий постоянно в сельской усадьбе, а отправляющийся туда на прогулку, лично возделыванием не занимающийся, но регулярно справляющийся о делах).

Об этом свидетельствует тот факт, что сельское хозяйство долгое время играло ведущую роль в экономике Греции – это нашло отражение в существовании огромного количества земледельческих культов, значивших для древнего грека очень много; в сюжетах, связанных с возделыванием земли, в изобразительном искусстве и литературе.

Земледелие древних греков было пашенным, при этом приемы обработки земли восходят к глубокой древности.

Основными орудиями были рало (сами греки звали его аротрон), позднее – примитивные виды плуга,  железные мотыги с различными типами концов в зависимости от назначения (например, пропалывания или рыхления почвы), сапка, трехзубые вилы, железные серпы, борона. Пахали с помощью пары волов, реже – мулов, лошадей для пахоты не применяли. Перемалывали зерно также с помощью животных: Ксенофонт описывает молотьбу с помощью скота: волов, мулов и лошадей. Молотильщики гоняли животных по кругу, подбрасывая им под ноги то, что еще не было вытоптано. Затем зерно веяли. Весной, по окончании сезона дождей, посевы в Греции окапывали, выпалывали сорняки, и если хлеба тянулись в рост, их скашивали косами. Созревший урожай жали серпами. (4)

Стоит сказать, что почва, как и выращиваемые на ней растения, долгое время воспринималась лишь с точки зрения приносимой человеку пользы, однако с расширением территории и необходимостью освоения новых земель возникла потребность в более глубоком понимании процессов возделывания культур, их связи с свойствами земель, внимательное изучение и классификация как первых, так и последних. К тому же, в завоеванных странах греки могли столкнуться не только с новыми видами культур и почв, но и с приемами их обработки, чем было, к примеру, ирригационное земледелие. (3)

Именно с углублением теоретических и систематизации практических познаний связан вклад Теофраста в развитие почвоведения.

Он примечателен тем, что, как и его учитель, обратил внимание на почву не только как на промежуточное звено до взращиваемой культуры, но как на собственно предмет познания. (7)

В почве, как в верхнем горизонте земли, выделялось несколько слоев: верхний, состоявший из взрыхленной поверхности, занятый хлебным полем, хтонический слой, дающий питание корням злаков и трав, слой, дающий питания корням деревьев, и, наконец, жировая прослойка, обеспечивающая плодородные свойства.

Жировая прослойка своим свойствам обязана «плодородным элементам», которые находятся в ней и образуют ее составные части – огонь, воду, воздух и особые земные соки, находящиеся на большой глубине.

Теофраст, унаследовав точку зрения Аристотеля, понимал почву и ее природу, как женщину и мать. Это сравнение представляется удачным и несет в себе глубокий смысл.

Так земля, подобно женскому организму проходит все характерные стадии развития, от юной девственной незрелости до ветхой бесплодной старости. Питаясь плодородными соками, земля переваривает их в своем организме, тучнеет и отлагает жировые наслоения, становясь тогда женщиной во всей ее красоте и силе.

Об орошении, т.е земной влаге, и обработке почв Теофраст рассуждал, возводя их важность до главенствующей: он говорил, что земля «беременеет», сочетаясь с брачным дождем, пролитым небом, и плодородным плугом, принимая в себя зерно. (2) Таким образом, он ставит свойства почв в рассуждении о плодородии на первое место, и обуславливает их благоприятные свойства в первую очередь водой.

Интересно, что рассуждая о сельскохозяйственных культурах, Теофраст выделял, к примеру, 6 видов ячменя, несколько видов пшеницы, различал их по принадлежности к территории, т.е. сочетаемости с определенными свойствами почв. (6)

Отмечая, что ячмень и пшеница лучше растут на разных территориях древней Греции, к примеру ячмень хорошо рос в Аттике, пшеница – на Сицилии, делал вывод что пшеница, по всей видимости, истощает почву, а значит требует более плодородных земель. Он обращал внимание на то, что существуют почвы легкие и тяжелые, мягкие и плотные, влажные и сухие, глинистые, песчаные, каменистые, соленые, болотные, т.е. отмечал физические свойства земель, важные при обработке и возделывании культур. (5)

Размышляя о том, что же является главной составляющей хорошего урожая, Теофраст отдавал предпочтение более месту, нежели культуре и способу обработки, ставя их в положение зависимое, тогда как почву – в первостепенное.

Несмотря на то, что полное преобразование природы греки считали немыслимым, кроме «плодородного плуга», т.е. собственно орудий обработки,  они пользовались так же удобрениями, понимая их необходимость. Греческая легенда об Авгиевых конюшнях, которые очистил Геракл, отразила древний обычай земледельцев убирать поля навозом. Греки применяли в качестве удобрений также птичий помет и компост из грязи с сорняками. (1)

Теофраст лучшим удобрением считал перепревшую солому. Иногда ее сжигали в поле, и почву, таким образом, удобряла зола, иногда солому смешивали с навозом.  Теофраст так же утверждал, что почву можно улучшить перемешиванием различной земли, правда, не очень ясно, что под этим подразумевается конкретно: речь идет об использовании плодородного слоя, привезенного откуда-то, или же о хорошей распашке, дающей в итоге улучшенный воздушный режим.

Из химических удобрений он упоминает селитру, которой поливали капусту в Египте, и щелочь для смачивания семян бобовых растений.

Известными были польза зеленого пара и бобовых растений для поднятия почвенного плодородия. Так Теофраст пишет, что в Македонии и Фессалии, когда бобы зацветут, их перепахивают, однако считал, что нут, также принадлежащий к семейству бобовых, не только удобряет землю, но и истощает ее. (1), (5)

Кроме зерновых культур, греки так же культивировали плодовые,  и большое внимание обращали на садоводство и виноградство. Особое положение занимало оливковое дерево – символ Греции.

Если хлеба они считали даром богини Деметры, научивших их сеять, то оливковое дерево, согласно греческой мифологии, дала людям богиня Афина.

По преданию богиня мудрости поспорила с Посейдоном, кто сможет принести жителям Афин большую пользу. Посейдон ударил трезубцем в скалу, и появился источник, а Афина ударила копьем в землю, и выросла олива. С тех пор афиняне стали почитать Афину как главное божество их города. Оливки наряду с хлебом и виноградным вином составляли обычных рацион древнего грека, оливковое масло употреблялось для разных целей и, к тому же, было важной статьей греческого экспорта.

Кроме оливкового дерева основными плодовыми культурами были смоква, фиговое дерево, гранатник. (1)

Теофраст живо интересовался и этой частью земледелия, давал советы по возведению садов: как правильно прививать деревья, пересаживать их, с какими интервалами, в зависимости от физических свойств почв и свойства самого растения, и в ямки какого размера. Кроме того, он был сведущ так же и в использовании древесины, посвятив немало времени сбору практических знаний у ремесленников. (7)

Будучи человеком внимательным, и доверяющим больше «чувствам», т.е. тому, что видит сам, нежели «домыслам», Теофраст собрал огромное количество наблюдений, претворив их в умозаключения, зависимости и советы, которые, несмотря на их частую несистемность и, все-таки, наивность, трудно переоценить: за практически 2 тысячи лет человечество так и не смогло шагнуть значительно дальше его измышлений в агрономии, привнося долгое время в естественные науки знания в основном религиозного характера, а значит, близкие больше к суеверием, нежели к истине.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ТРУДЫ, ДОШЕДШИЕ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Теофраст оставил большое количество сочинений, из которых до нас дошли немногие, несколько более или менее крупных выдержек его рассуждений приводятся в работах других древних авторов.

Более всего Теофраст известен, как «отец ботаники», и подробнейшему изучению известных в то время в древней Элладе растений, их систематике и диагностике была посвящена значительная часть его работы.

Писательская деятельность Теофраста была велика и разнообразна. Диоген называет 10 его работ, которые касаются вопросов риторики, все из которых высоко ценились в древности, а из одной Цицерон взял знакомое нам деление стилей на «высокий», «средний» и «низкий». Известными произведениями в этой же, гуманитарной сфере, являются его знаменитые «Характеры», «О вкусах», «О восприятии и воспринимаемом», «Об усталости».

Среди естественнонаучных работ стоит упомянуть «Об огне», «О камнях» - один из основных источников знакомства с техникой обработке камня у древних и их представлении о минералогии; «О приметах погоды» - любопытнейшая сводка народных примет.

Главнейшими трудами Теофраста были его ботанические сочинения, дошедшие до нас в более или менее полном виде – это ранняя работа «О причинах растений» в 6 книгах и более поздние и дополненные «Исследования о растениях» в 9 книгах., на которой стоит остановиться подробнее (7)

Первая книга посвящена морфологии растений, вторая – уходу за садовыми деревьями, в третьей дано описание лесных деревьев, в четвертой автор рассказывает о заморских стран и болезни растений, в пятой собраны сведения о лесе и его использовании, в шестой – о кустарниках и цветах, в седьмой – об огородных растениях и уходу за ними, в восьмой – о злаках, бобовых и полеводстве, в девятой – о лекарственных травах.

Данная работа содержит огромное количество описательных сведений касательно растений и их экологии.

Истоками его понимания растительного мира, как чего-то самостоятельного, а не служащего только для того, чтобы прокормить человека, было Аристотелевское понимание животного мира. Проводя параллель между животными и растениями, Теофраст заключает, что последние также имеют в себе составные части, несущие разные функции. Анатомия растений Теофраста – это подражание анатомии животных Аристотеля, и, возможно, продолжение - а по некоторым источникам нередко и копирование - наблюдений последнего о мире растений.

С другой стороны, в его сочинениях видны и собственное стремление к истине, громадная эрудиция, внимательная прозорливость, которые, однако, по велению того времени, иной раз сочетаются с принятыми в народе поверьями. И даже если сведения о растениях, с которыми мы можем познакомиться, читая труды Теофраста, обладают различной степенью достоверности, выводы часто ненаучны и являют, по представлению некоторых авторов (Шпренгель, Визнер) скорее иллюзию знаний, чем собственно знания, (8) все же работа древнего мыслителя почтенна, полезна и колоссальна: его сборники о растительном царстве – лучшие во всем древнем времени.

Итак, несомненной заслугой древнего мыслителя Теофраста является не только множество его работ и не только качество его выводов, весьма относительное для уровня знаний разных эпох, но его представление о процессе познания и попытка отказа от метафизики умозаключений в пользу чистого эмпирического восприятия, что является революционным шагом и в естественнонаучных исследованиях того времени, и в понимании мира в целом, в котором казалось бы все, в том числе и человеческая жизнь, зависело от воли богов, от примет и предрассудков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973.
  2.  Богаевский Б.Л. Земледельческая религия Афин. Т.1.Петроград, 1916.
  3.  История Древней Греции / Ю.В. Андреев, Г.А. Кошеленко, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович ;под редакцией В.И.Кузищина. М. – 2005.
  4.  Кругликова И. Т. Античная археология. Учеб. пособ. для студ. вузов. — М.: Высш. шк., 1984.
  5.  Крупенников И.А. История почвоведения. – Наука. М., 1981.
  6.  Теофраст. Исследования о растениях, перевод с древнегреческого под редакцией Б.К .Шишкина АН СССР, 1951.
  7.  Сергеенко М.Е. Примечания к книге «Исследования о растениях», 1951.
  8.  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9824. Информация по методам оценки эффективности программы управления рисками 57.5 KB
  Информация по методам оценки эффективности программы управления рисками. Эффективность программы управления может быть оценена различными способами. В Руководстве могут быть представлены некоторые из них. Рассмотрим два основных подхода. Первый спос...
9825. Анализ алгоритмов обучения для нейросетей 136 KB
  Анализ алгоритмов обучения для нейросетей 1. Введение 3 2. Методы обучения нейросетей. 4 I. Алгоритм обратного распространения ошибки 4 II. Классический генетический алгоритм. 5 III. Модифицированный генетический алгоритм. 8 IV. Социально - генетиче...
9826. Сущность и функции исторического знания. Методология исторической науки. Общее и особенное в историческом развитии России 30.29 KB
  Сущность и функции исторического знания. Методология исторической науки. Общее и особенное в историческом развитии России. 1. Русский литератор, философ и общественный деятель XIX века. Н.Г. Чернышевский писал: Можно не знать, не чувствовать влечения...
9827. Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите 24.06 KB
  Россия в условиях форсированной модернизации конца 19 начала 20 веков. Реформы Вите. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. человек (в...
9828. Основные этапы отечественной историографии по истории России 28.85 KB
  Основные этапы отечественной историографии по истории России. Слово историография происходит от греческого история - разведывание, исследование прошлого и графо - пишу. Понятие историография неоднозначно. Таким термином часто называют истори...
9829. Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента 48.2 KB
  Модернизация политической системы России в начале 20 века, политические партии, опыт думского парламента В политическом отношении Россия в конце XIX - начале XX века представляла собой монархию с неограниченным самодержавием, О свободе слова, собран...
9830. Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности 27.8 KB
  Происхождение восточных славян и проблемы становления древнерусского государственности Прежде чем ответить на вопрос о том, как сформировалось государство Российское, необходимо понять, кто такие славяне, откуда есть пошла Русская земля. Проблема пр...
9831. Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина 24.55 KB
  Российское общество в условиях форсирования модернизации начала 20 века: реформы Столыпина. На рубеже XIX-XX веков Россия была великой мировой державой, территория которой занимала шестую часть земного шара, а население составляло около 130 млн. чел...
9832. Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития 25.91 KB
  Киевская Русь 9-11 веках особенности государственного строя и социально-политического развития. В Киевской Руси, как и в других государствах Западной Европы, в X-XI веках начало складываться феодальное общество. Древнерусское государство было полиэт...