66671

История и методология почвоведения

Реферат

Лесное и сельское хозяйство

Таковы прежде всего Гесиод и его последователи а затем помимо них первые натурфилософы. Уже скоро состоится состязание рапсодов и скоро царь Панед заслушает двух великих людей Гесиода и Гомера. Пожалуй при таком раскладе событий немало людей пожелали бы оказаться...

Русский

2014-08-25

67.89 KB

5 чел.

                    

           Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова

           Реферат по курсу «История и методология почвоведения»

               Ἡσίοδος

  

  Факультет почвоведения

        2013

Оглавление

Введение 3

Обстановка 4

Биография 5

Вклад в почвоведение 8

Последователи? 11

Библиография? 12

Список литературы 13


Введение

«…Есть и такие, кто полагает, что нет вещи, которая была бы невозникшей, но что все возникает, а возникнув – одно остается неунитожимым, а другое снова уничтожается. Таковы прежде всего Гесиод и его последователи, а затем помимо них первые натурфилософы.»

Аристотель «О небе» (пер.А.Лебедева)

На дворе примерно 8-7 века до нашей эры. Ранняя Архаическая Греция. Беотия. Готовится к отправке судно, суденышко, как угодно, на остров Эвбея, где в честь покойного царя Амфидаманта устроены погребальные игры. Уже скоро состоится состязание рапсодов, и скоро царь Панед заслушает двух великих людей – Гесиода и Гомера. (Пожалуй, при таком раскладе событий, немало людей пожелали бы оказаться на его месте, не только потому что он царь  ) Гесиод! Великий исполнитель эпических произведений! Он вещал «Теогонию», перечисляя около 60 имен богов, богинь, титанов, нимф и их потомков с такой легкостью, как если бы нас сейчас попросили пересчитать пальцы на руках, а мы бы еще добавили: «А еще и на ногах столько же!». Возможно. Вряд ли кто-то решится сказать, как было оно на самом деле, как именно Гесиод исполнял свои произведения, но можно возрадоваться за то, что они дошли до нас и по сей день.

Обстановка

Архическая Греция 8-7 веков это поколение пятого века по Гесиоду, люди железного поколения, обремененные заботами, несчастьями и обязанные непрестанно трудиться. Гесиод считает это поколение самым несчастным, а взгляд на человечество был весьма мрачен, а тем более от того, что он являлся современником того поколения.

«Если бы мог я не жить с поколением пятого века
Раньше его умереть я хотел иль позже родиться.
Землю теперь населяют железные люди. Не будет
Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя,
И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им...
Дети – с отцами, с детьми – их отцы сговориться не смогут.
Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю – хозяин.
Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то.
Старых родителей скоро совсем почитать перестанут,
Будут их яро и зло поносить нечестивые дети...
Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью».

«Труды и дни» Гесиод.

По-моему, это весьма красноречивая характеристика того времени. Но не слишком ли Гесиод пессимистичен? По той информации, что в большинстве своем доступна современному человеку, можно сделать вывод, что время Архаики ну уж очень богато на события, а потому я лишь вкратце перечислю основные из них, относящиеся к предположительному времени жизни Гесиода. Первым делом стоит отметить расширение «ареала обитания» греков и образование городов-колоний по берегам Эгейского, Средиземного, Мраморного и Черного морей. С этим явлением тесно связано развитие мореплавания и морской торговли, а так же усовершенствование ремесленных техник, развитие «сельского хозяйства», не побоюсь этого словосочетания. Я пишу именно сельское хозяйство, поскольку с развитием торговых отношений постепенно меняется направленность производства в сторону рыночного сбыта. Это касается не только земельного труда, но и ремесла и других видов деятельности.  В связи с таким положением вещей достаточно быстро происходит рост имущественного неравенства, а с ним и социального, что приводит к нестабильности в политической сфере. Распространенный ранее коллективизм, где полис – скорее является первобытной земледельческой общиной, нежели городом-государством, постепенно приходит в упадок. Начинается эпоха «перестройки» полисов, где настолько нестабильный государственный строй, что в разных полисах можно было встретить разные его проявления, где-то царствовала демократия, где-то архаическая монархия с элементами тирании, а где-то и вовсе тирания. Тяжело оставаться отдельным «индивидом» вне полиса, но и нахождение в трансформирующемся и совершенствующемся полисе давалось земледельцам, ремесленникам, торговцам нелегко. Таково было время Великой колонизации. Но Гесиод отлично вписался в это время и прочно укоренился, поскольку, как можно судить из поэмы «Труды и дни», он владел неплохим земельным участком, несколькими рабами, и, не смотря на все тяжбы, описанные выше, у него всегда оставалось время для поэзии и соревнований рапсодов.

Биография

Рассказ о биографии Гесиода я начну, пожалуй, не с рождения, а с хронологической привязки события, которое предположительно имело место быть в 700 год до нашей эры, а именно – смерть Амфидаманта и погребальные игры в его честь.

В жизнь я свою никогда по широкому морю не плавал,

Раз лишь в Евбею один из Авлиды, где некогда зиму

Пережидали ахейцы, сбирая в Элладе священной

Множество войск против славной прекрасными женами Трои.

На состязание в Память разумного Амфидаманта

Ездил туда я в Халкиду; заране объявлено было

Призов немало сынами его большедушными. Там-то,

Гимном победу стяжав, получил я ушатый треножник.

Этот треножник в подарок я Музам принес Геликонским,

Где они звонкому пенью впервые меня обучили.

Откуда Гесиод отправился в Эвбею? Из деревушки Аскра, что в Беотии. Об этом Гесиод пишет так:

В море тогда свой корабль быстроходный спускай и такою

Кладью его нагружай, чтоб домой с барышом воротиться,

Как это делал отец наш с тобою, о Перс безрассудный,

В поисках добрых доходов на легких судах разъезжая.

Некогда так и сюда вот на судне заехал он черном

Длинной дорогой морской, эолийскую Киму покинув.

Не от избытка, богатства иль счастья оттуда бежал он,

Но от жестокой нужды, посылаемой людям Кронидом.

Близ Геликона осел он в деревне нерадостной Аскре,

Тягостной летом, зимою плохой, никогда не приятной.

Отсюда мы видим, что отец Гесиода жил в Киме и был торговцем, а груз перевозил по морю, но «от жестокой нужды», посланной Зевсом (Кронидом) перебрался в Аскру. Остается вопрос, родился ли Гесиод в Аскре или еще в Киме? В свое время В.Н.Ярхо были сделаны такие выводы из фрагмента поэмы «В жизнь я свою никогда по широкому морю не плавал, раз лишь в Евбею один»: « Стало быть, если он раньше и преодолел на корабле вместе с семьей Эгейское море, то произошло это в таком раннем детстве, что не оставило у будущего поэта никаких воспоминаний, и вся его сознательная жизнь протекала в Беотии». Я сочту это мнение авторитетным, покуда мне идея кажется логичной и справедливой, и очень желанно, если бы она оказалась столь же правдивой, сколь и приятной к восприятию.

Вернемся к Амфидаманту, в чью честь были устроены погребальные игры, куда на соревнование рапсодов приплыл Гесиод. Наверняка в то время Гесиод не был слишком молодым, поскольку в поэме он выглядит умудренным опытом, постигшим искусство рапсода, нежели молодым горячим греком-стихоплетом  Да и должно было быть у человека должное количество времени, чтобы написать «Теогонию» ровно так, как это сделал он – подробно, с рифмой, хронологично. Отталкиваясь от этих суждений, допустим, что примерная дата рождения Гесиода 730 год до н.э.

Поэма «Труды и дни» представляет собой  небывалую ценность не только потому, что в ней описаны самые разные стороны жизни греческих поколений, но и потому, что в ней описана и жизнь автора. Но, предлагаю вернуться к биографии.

Аскра. Задумчиво проходит мужчина, глядя на собственные угодья. Женщина и мальчишка кропотливо копошатся в почве, мысленно обращаясь к Деметре. Мужчина идет, вспоминая юность, вспоминая, как однажды Музы посетили его пока он пас скот. Он оглядывает свои земли еще раз, брат приходит ему на ум.

У Гесиода был брат Перс, подкупивший судей-дароядцев, как называет их Гесиод, чтобы отбить часть земли после смерти отца, который сперва поделил наследство поровну, но Персу возжелалось больше. Со временем он промотал «добытое» и, вероятно, решил снова затеять суд с братом, но прежде этого он пришел Гесиоду, о чем последний и пишет:

Перс! Глубоко себе в душу сложи, что тебе говорю я:

Не поддавайся Эриде злорадной, душою от дела

Не отвращайся, беги словопрений судебных и тяжеб.

Некогда времени тратить на всякие тяжбы и речи

Тем, у кого невелики в дому годовые запасы

Вызревших зерен Деметры, землей посылаемых людям,

Пусть, кто этим богат, затевает раздоры и тяжбы

Из-за чужого достатка. Тебе же совсем не пристало б

Сызнова так поступать: но давай-ка рассудим сейчас же

Спор наш с тобою по правде, чтоб было приятно Крониду.

Мы уж участок с тобой поделили, но много другого,

Силой забравши, унес ты и славишь царей-дароядцев,

Спор наш с тобою вполне, как желалось тебе, рассудивших.

Эрида – богиня, дочь Нюкты – воплощения ночной тьмы. Часто её считают богиней раздора, но Гесиод пишет, что есть две Эриды: одна вызывает войны и вражду, а другая – соревнование, побуждающая к труду даже ленивого.

Гесиод писал поэму «Труды и дни» именно для того, чтобы обратиться к брату, как ему поступать не стоит, а так же для вещания крестьянам, как и когда стоит обрабатывать почву, каких богов и богинь стоит ублажить, чтобы на полях взошли семена. Эта поэма была не первой, первой была «Теогония», написанию которой Гесиод может быть благодарен Музам, мифам и Беотии. Территория Беотии была местом действия большого числа мифов.

Музы в жизни Гесиода играли важную роль, если не важнейшую, ведь именно они явились к Гесиоду, когда он пас стада у подножья Геликона, там они вручили посох из лаврового дерева, научив песням:

Песням прекрасным своим обучили они Гесиода

В те времена, как овец под священным он пас Геликоном.

Прежде всего обратились ко мне со словами такими

Дщери великого Зевса-царя, олимпийские Музы:

"Эй, пастухи полевые,- несчастные, брюхо сплошное!

Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.

Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем!"

Так мне сказали в рассказах искусные дочери Зевса.

Вырезав посох чудесный из пышнозеленого лавра,

Мне его дали, и дар мне божественных песен вдохнули,

Чтоб воспевал я в тех песнях, что было и что еще будет.

    Гесиод «Теогония»

Таким образом, именно Муз можно считать учителями и предшественниками Гесиода. Неотъемлемую часть принимает на себя греческий народ - землепашцы, мифосказатели в качестве наставников, покуда именно на их опыте, на опыте предыдущих поколений и существовало то самое земледелие архаики. В руках Гесиода была полная колода карт, целиком и полностью состоящая из козырей, а именно – он был тем, кто знал о Богах все, от их рождения, до их дщерей и сыновей в n-ном поколении. В этом смысле Гесиод был пророком. Он знал, что было до, поскольку Музы были благосклонны открыть ему историю, он знал, что будет после его жизни. Теоретически, Гомер мог бы быть учителем Гесиода, но проблема была в том, что располагались они настолько поодаль, что вероятность такой связи мала.

Вклад в почвоведение

Поскольку сама по себе наука «почвоведение», как наука, возникла недавно, то сложно говорить о реальном вкладе в науку, но, несомненно, роль его в становлении науки велика и неоспорима.

Поэму «Труды и дни» вообще можно воспринимать как книгу загадок и руководство пользования почвой, поскольку она полна советами, но привязка их приводится по звездам, что усложняет современному человеку  задачу, если же в качестве учебника по земледелию он выбрал именно поэму Гесиода  В поэме затронуты все виды обработки почв, сбора урожая.

Как уже говорилось выше, все беды людей от Зевса, поскольку еще Прометей их разгневал, а людям железного поколения – расхлебывай, но не страшно человеку ничего, если он трудится и ведет честную жизнь:

И никогда правосудных людей ни несчастье, ни голод

Не посещают. В пирах потребляют они, что добудут:

Пищу обильную почва приносит им; горные дубы

Желуди с веток дают и пчелиные соты из дупел.

Гесиод обращает внимание на то, что людям не мешало бы прислушиваться к советам друг друга и помогать, ну помимо того что стоит трудиться

Тот - наилучший меж всеми, кто всякое дело способен

Сам обсудить и заране предвидит, что выйдет из дела.

Чести достоин и тот, кто хорошим советам внимает.

Кто же не смыслит и сам ничего и чужого совета

К сердцу не хочет принять- совсем человек бесполезный.

Помни всегда о завете моем и усердно работай,

Перс, о потомок богов,- чтобы голод тебя ненавидел,

Чтобы Деметра в прекрасном венке неизменно любила

И наполняла амбары тебе всевозможным припасом.

Мне кажется, прислушиваться друг к другу – это хороший опыт для современных почвоведов, да и хранителей науки в целом, а уж призыв к работе, это для всех людей

Итак, пора перейти к конкретным указаниям Гесиода и его виденью земледелия.

Лишь на востоке начнут всходить Атлантиды-Плеяды,

Жать поспешай; а начнут заходить - за посев принимайся.

Восход Плеяд в Греции наблюдается в середине мая, а заход – в середине ноября, соответственно, расшифровав, получаем – жатва должна происходить в середине мая, а по ноябрю – засевай. Дааа, климат теплый, позволял.

И не откладывай дела до завтрава, до послезавтра:

Пусты амбары у тех, кто работать ленится и вечно

Дело откладывать любит: богатство дается стараньем.

Очередная истина жизни от Гесиода!:)

В перерывах между работой, а лучше по осени, когда деревья облетят, Гесиод советует заняться подготовкой орудий: «ступок и пестиков» для давки винограда, колотушки – прародительница бороны для разбивания комьев почвы. Колотушка является, пожалуй, даже вкладом существенным, ведь применение бороны сейчас в современном земледелии –неотъемлемая часть, особенно, если вспомнить что и по сей день юным почвоведам рассказывают о важности ранневесеннего боронования.

А вот в этом отрывке Гесиод подробно рассказывает, как сделать плуг, из чего и сколько:

Режь косяки по три пяди к колесам в десять ладоней.

Режь и побольше суков искривленных из падуба; всюду

В поле ищи и в горах и, нашедши, домой относи их:

Нет превосходнее скрепы для плуга, чем скрепа такая,

Если рабочий Афины, к рассохе кривую ту скрепу

Прочно приладив, гвоздями прибьет ее к плужному дышлу.

Два снаряди себе плуга, чтоб были всегда под рукою,-

Цельный один, а другой составной; так удобнее будет:

Если сломаешь один, остается другой наготове.

Дышло из вяза иль лавра готовь,- не точат их черви;

Скрепу из падуба делай, рассоху - из дуба.

И плуг используется и по сей день, но правда во времена Гесиода деревянные орудия землепашца запрягались в быков, желательно – девятилетних, поскольку в этом возрасте быки дерутся меньше, как считал Гесиод. Гнать прямую ровную борозду с быком и плугом должно сорокалетнему работнику, поскольку молодой смотрит в сторону сверстников и не вкладывает душу в работу в связи с сим. Но как только слышит землепашец крик журавлиный при их перелете на юг – должно сеять. То есть здесь речь идет об озимом севе.

Как должна проходить вспашка? А вот как:

Только что время для смертных придет приниматься за вспашку,

Ревностно все за работу берись,- батраки и хозяин.

Влажная ль почва, сухая ль - паши, передышки не зная,

С ранней вставая зарею, чтоб пышная выросла нива.

Вспашешь весною, а летом вздвоишь,- и обманут не будешь.

Передвоив, засевай, пока еще борозды рыхлы.

Пар вздвоенный детей от беды защитит и утешит.

Жарко подземному Зевсу молись и Деметре пречистой,

Чтоб полновесными вышли священные зерна Деметры.

В самом начале посева молись им, как только, за ручку

Плужную взявшись рукой, острием батога прикоснешься

К спинам волов, на ярмо налегающих. Сзади с мотыгой

Мальчик-невольник пускай затруднение птицам готовит,

Семя землей засыпая.

Тут стоит отметить примечательный факт, отмеченный мною при повторных прочтениях поэмы. Гесиод называет Деметру пречистой. В поэме Гесиод выше написал: «Но сеешь ли ты, или жнешь, или пашешь - голым работай всегда! Только так приведешь к окончанью

вовремя всякое дело Деметры» Возможно под пречистостью понимается именно нагота и пахать землю в обыденной одежде – негоже :) Еще одна примечательность относится к возможности получения двух урожаев и пар, то есть уровень знаний о почве с точки зрения земледелия у греков архаики и более поздних времен был высок!

Гесиод доводит до людей и такую информацию, что севу следует быть ранее времени осеннего равноденствия, если засеять именно в это время – пашец получит отменный урожай независимо от того, какая будет погода, но если позже – то качество  и количество выросшей продукции будет зависеть от погодных условий.

Зимой, когда в поле холодно, стоит приводить в порядок посуду для хранения, чтобы, как только появился урожай, его собрать и заготовить должным образом, дабы Деметру не огорчить да Зевса не прогневать, а то и добыча погибнет, и амбар отсыреет.

О декабре-январе Гесиод отзывается, как о тяжелой поре, когда под дыханием Борея почва покрывается коркой, называя это время «ленеон».

Как только пройдет 60 дней после солнцеворота, следует выйти подрезать лозу, но должно это быть до прихода весны – в конце февраля или же в начале марта. Гесиод говорит, что лозы следует подрезать до прилета ласточки-Пандиониды. С этим связан миф: «У афинского царя Пандиона были две дочери – Прокна и Филомела. Первая вышла замуж за фракийского царя Терея. Когда она попросила привезти к ней для свидания Филомелу, Терей изнасиловал девушку в пути и вырезал ей язык, чтобы скрыть следы преступления. Однако Филомела сумела открыть тайну сестре, они убили сына Терея и подали ему его в виде еды. Когда Терей, узнав правду, погнался за сестрами, боги превратили их в птиц: Прокну – в соловья, а Филомелу – в ласточку. Прилет ласточек в Грецию – в конце февраля - начале марта»

Дальше – собирай урожай, но так, чтобы собрать его поутру, когда Солнце не будет сильно опалять кожу, а к июлю будь готов немного отдохнуть с женой и разбавленным вином, поскольку именно в это время, по словам Гесиода, жены похотливей, а вино лучше.

Но нельзя землепашцу упустить поднятие Ориона, в конце июня - начале июля, поскольку нужно молотить священные зерна Деметры. А с сентября нужно обрезать виноградные лозы, десять дней и ночей их нужно держать на солнце, на пять дней в тень, а на шестой – заготавливать вино – дары Диониса.

Как только Плеяды и Гиады встанут на западе, а Орион станет совсем ярок, это примерно середина ноября, вновь начинать нужно время посева.

Вот так Гесиод делит время для выполнения полевых работ. В поэме это написано столь подробно, что реши я писать это с той же подробностью – мне не хватило бы и остатка жизни, отведенного под старость. Лучше всего прочесть каждому эту поэму, поскольку в ней описаны и дни хорошие не только для земельных дело, но и для быта в целом, когда и чему уделить время, когда воспитанию детей, когда снятию овчины.

Как видно, многое со времен Гесиода осталось прежним, хоть прошло уже более двух тысяч лет: плуг, борона, посевы в разное время года, подход получения двух урожаев за сезон, пар. Лишь усовершенствовалась техника, накопилось больше знаний (за 2000 лет можно бы). Наверное, в этом и заключается основной вклад Гесиода как ученого, если рассматривать материальную сторону, но нельзя упускать тот факт, что во времена Гесиода почва была священной (скажите это любому из горно-металлургических комбинатов, и вас удостоверят в обратном). Во главе стоял труд и Боги, не будешь трудиться – будешь наказан, в связи с чем работы, пожинания трудов сопровождались жертвоприношениями и пирами.

Это великое наследие Гесиода! Мне бы хотелось назвать его первым почвоведом, пусть тогда еще и не было почвоведения. Он обобщил труды греков в поэму, которая дошла до наших дней, которая носит не характер учебника по земледелию, а учебника обо всем.

Последователи?

Сложно говорить о последователях человека, жившего в 7-8 веке до нашей эры. Как таковой философской школы им сформировано не было, но первые его идеи предопредели появление натурфилософии спустя пару веков.

К тому же в самых разных источниках (Ярхо, Андреев, Блаватский) упоминается такое явление, как образование сообществ земледельцев, которые хранили секреты Гесиода и рассказывали о его жизни и советах.

Последователями Гесиода можно посчитать всех людей, которые имели дело с почвой и ее обработкой, а это целые поколения людей, особенно – греки, ведь греческий полис изначально и был сформирован из земледельцев. Среди людей его времени последователями можно счесть Пиндара и Эсхила, но не в области почвоведения, а в области создания образов богинь.

Отмечу, что важную роль Гесиод сыграл в пробуждении индивидуального самосознания, как пишет Андреев, поскольку в поэме он говорит о себе, рассказывает о своей жизни, наставляет на путь истинный. :)

Если что заперто дома, об этом заботы немного.

Библиография?

«Теогония»

«Труды и дни»

«Щит Геракла»

«Эойя»

«Меламподия»

«Свадьба Фетиды и Пелея»

Множество отрывков

Список литературы

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии

Блаватский В.Д. Земледелие в античных государствах северного причерноморья.

Ярхо В.Н., Цыбенко О.П. Гесиод. Полное собрание текстов.

Grote G. A history of Greece, volume 4

Встречающиеся мифы взяты из Ярхо.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25817. Особенности дыхания при голосообразовании 11.97 KB
  Поэтому речевое дыхание имеет свои особенности: дыхательный цикл который состоит из вдоха и выдоха удлиняется; продолжительность выдоха больше а вдох укорачивается; увеличивается жизненная ёмкость лёгких; частота дыхания уменьшается. при речевом дыхании вдох активней через рот; особенность выдоха в том что он осуществляется при участии дыхательных мышц.
25818. Характеристика голоса (сила, высота, тембр) 15.02 KB
  Основные характеристики голоса 1.Сила голоса. Обеспечивается сила голоса силой выдоха.
25819. Теории голосообразования: милоэлаксическая, нейрохронаксическая 14.58 KB
  Основная суть образование голоса фонация происходит на фазе выдоха при участии воздушной струи и голосовых складок. При этом колебание голосовых складок происходит пассивно под действием воздуха. При поражении иннервации речевого аппарата происходит нарушение речи и голосообразования.
25820. Заболевания наружного носа и носовой полости: Атрезии 24 KB
  Заболевания наружного носа и носовой полости: Атрезии. Врожденные аномалии наружного носа в виде полного его отсутствия расщепления кончика носа двойного носа и пр. встречаются крайне редко и не имеют такого практического значения как врожденные и приобретенные изменения в полости носа ведущие к нарушению проходимости носовой полости для вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Сужение и зарастание полости носа.
25821. Травмы. Искривления носовой перегородки. Инородные тела носа 15.29 KB
  Инородные тела носа. У 80 людей перегородка носа может быть незначительно деформирована. Искривлённая перегородка носа обычно приводит к затруднению дыхания. Чаще всего причина искривления перегородки носа – травмы.
25822. Острый и хронический ринит. Связь заболевания носа и среднего уха 14.78 KB
  Связь заболевания носа и среднего уха. Рини́т насморк синдром воспаления слизистой оболочки носа. Острый ринит возникает как следствие воздействия на слизистую оболочку полости носа вирусной или бактериальной инфекции. Поражение распространяется на обе половины носа.
25823. Полипы носа 14.67 KB
  Полипы носа. Назальные полипы обычно делят на антрохоанальные полипы и этмоидальные полипы. Несмотря на их удаление во время хирургического вмешательства назальные полипы возникают повторно примерно в 70 случаев. Она может быть проведена под общей или местной анестезией полипы удаляют при помощи эндоскопической хирургии.
25824. Заболевания полости рта. Дефекты губ и нёба 16.78 KB
  Дефекты губ и нёба. Аномалии твёрдого нёба: слишком высокое и узкое – готическое плоское и низкое расщелины твёрдого нёба. Расще́лина нёба разрыв расщелина в средней части нёба возникающая вследствие не заращения двух половин нёба в период эмбрионального развития. Может быть поражена лишь часть нёба например только мягкое нёбо или язычок нёба или же расщелина может проходить по всей длине сочетаясь с билатеральными расщелинами в передней части верхней челюсти; нередко такие дети рождаются с расщелиной губы.
25825. Дефекты языка 13.97 KB
  Дефекты языка. К аномалиям развития языка относится прежде всего полное его отсутствие или аглоссия; недоразвитие языка микроглоссия или ненормально большой язык макроглоссия. Сравнительно частым дефектом развития является врождённое укорочение уздечки языка. При этом дефекте движения языка могут быть затруднены т.