66678

Александр II. Предпосылки либеральных реформ. Отмена крепостного права

Доклад

История и СИД

Преобразования охватили три основные сферы социально-экономическую освобождение крестьян и попытку решения аграрного вопроса политическую введение местного самоуправления реформу суда и армии культурно-образовательную реформу школ университетов и цензуры.

Русский

2014-08-25

36.5 KB

1 чел.

23. Александр II. Предпосылки либеральных реформ.

24. Отмена крепостного права.

Конец 50-х — начало 80-х гг. XIX столетия  был периодом крупнейших событий отечественной истории. В эти годы правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации всего уклада жизни империи. Преобразования охватили три основные сферы — социально-экономическую (освобождение крестьян и попыт-ку решения аграрного  вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформу суда и армии), культурно-образовательную (реформу  школ, университетов и цензуры).Роль царя-освободителя и преобразователя выпала а долю Александра II (1855-1881 гг.) Его царствование началось в самый неудачный период Крымской войны. Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные  мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали  от  правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен. Прежде всего,  в  связи с поражением в Крымской войне, возникло понимание несостоятельности внешнеполитического курса, стремление преодолеть изоляцию. Забота о европейском общественном мнении, вынуждала Александра II  и его правительство искать новые пути, принимать новые решения. Другим важным стимулом действий Александра П и правительства стало понимание кризиса внутриполитического курса николаевской системы.      Был и еще один мощный стимул - экономический. Осознание того, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество тормозит развитие производства, побуждало к отмене крепостного права. Таким образом, смена царствований совпала с осознанием необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с  кризисом всей николаевской системы. После восшествия на престол Александром II был закрыт цензурный комитет, разрешена свободная выдача за-  гранпаспортов, уничтожены стеснения, введенные в университетах. Ключевым моментом в реформировании России был   вопрос об отмене крепостного права. Проведение крестьянской реформы в стране казалось делом невозможным.  Правительство  не располагало, в  сущности, поддержкой крестьянства, поставленного самим   же самодержавием вне политики. В то же время, государство вынуждено было считаться с оппозицией дворянства,  на экономические и социальные интересы  которого оно покушалось. Впервые свое мнение по вопросу об отмене крепостного права Александр II высказал 30 марта 1856г. в речи                                                           перед московскими предводителями дворянства желая ус                                                               покоить дворян, взволнованных слухами об освобождении                                                              крестьян. С этого времени правительство стало предпринимать попытки организовать просьбу самого дворянства об освобождении крестьян. Однако переговоры с  предводителями дворянства не  встретили поддержки, т.к. основная масса помещиков считала ограничение крепостного права неприемлемой мерой. В январе  1857 г. под  председательством императора открывается Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству  быта помещичьих крестьян".  В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Существовало два полярных варианта решения проблемы:  освобождение  крестьян быстрыми темпами без земли (что, однако,  порождало серьезную угрозу их протестов и выступлений) и отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов, которое государство  выкупит у помещиков (что было затруднительно  из-за отсутствия  у   государства достаточных средств). В марте 1859 г. Александр II санкционировал создание нового  нетрадиционного  государственного учреждения для подготовки проекта крестьянской реформы - Редакционных комиссий. Лидером Редакционных комиссий, ,по общему признанию, был Н.А. Милютин.  В результате  полугодичной работы  Редакционные комиссии создали свой проект реформы. 8 сентября 1859г. он был представлен Александру II, пришедшему к выводу, что программа комиссий "достаточно установилась". 10 октября 1860г. Редакционные комиссии были закрыты, проекты крестьянской реформы были переданы на   обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (октябрь  1860-февраль 1861г.) Здесь проект встретил оппозицию реакционного большинства, но Александр II поддержал либеральное меньшинство, голосовавшее за проект Редакционных комиссий. Хотя реакционеры не смогли остановить  реформу,  они существенно повлияли на решение земельного вопроса. В результате был принят компромиссный вариант преобразований. 19 февраля 1861 г. на "Манифесте" об отмене крепостного права Александр II поставил резолюцию:  "Быть посему".  Началось проведение в жизнь  первой из великих  реформ. Это был акт  исторического значения. Почти 23  млн. крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского, положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, то  есть имели все права, предоставляемые законами империи (вступление в  брак без "дозволения" помещика, заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений,  переход в другие сословия и т.д.) Таким образом, реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином. Однако, вся земля, которую обрабатывали крестьяне, была объявлена помещичьей собственностью.  Крестьяне  могли получить свой надел  поначалу только  "в  постоянное пользование". За  пользование землей они отбывали  барщину, платили оброк и назывались "временно обязанными". Размер земельного надела, предоставляемого помещиком крестьянину, не мог быть выше установленной  законом нормы. Излишки земли назывались "отрезками" и  изымались.  Опасаясь недовольства крестьян условиями освобождения, правительство приняло ряд мер предосторожности: передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.д. Однако, крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы,  ответило на нее массовыми  волнениями. Выкуп земли у помещиков был обязательным. Если крестьянин  отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкупы добровольно, 15% - принудительно. Так, крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределила  его  экономическую несвободу от помещика и  государства. И   все же освобождение 23 млн. крестьян было уникальным   событием в российской истории. Личная свобода крестьян  .была непременным условием для продвижения страны по  пути всеобщего гражданского раскрепощения.  А превращение бывших крепостных в "свободных сельских обывателей" создавало условия для развития капиталистического уклада.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27764. Работа социального педагога в условия учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 30.2 KB
  На основании выше перечисленного деятельность социального педагога детского дома строится по следующим направлениям: Защита материальных жилищных и социальных прав воспитанников определение социального статуса воспитанников оно предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах признание их через суд безвестно отсутствующими оформление инвалидности и гражданства воспитанникам; работа с документацией формирование личных дел воспитанников сбор недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях...
27765. Дети улицы 21.39 KB
  Основными причинами формирования таких личностей являются: потеря родителей в результате несчастного случая когда ребенку своевременно не была оказана помощь службами опеки и попечительства; если ребенок брошен родителями; родители лишенные или находящиеся в процессе лишения родительских прав; жестокое обращение с ребенком в семье; агрессивная обстановка в семье создающая для ребенка дискомфорт и побуждающая его искать более благоприятные условия для самовыражения; одиночество ребенка отсутствие внимания к нему когда родители...
27766. Коррекция активно-волевых дефектов (слабоволие – причина многих отклонений поведения) 14.26 KB
  через насыщение любимым делом подойти к личному удовлетворению и к выполнению нелюбимой работы; соблюдение дозировки всякой работы и постепенное увеличение нагрузки на ребенка; интересно обставленный труд с желательным достижением поставленной цели и как следствие самовоспитание и самообладание; формирование стойкости и мужества перед естественными неудачами жизни. физическое воспитание: естественные движения подвижные игры танцетворчество физическое оздоровление и исправление слабости характера развитие выносливости выдержки...
27767. Функции социального педагога 18.81 KB
  Коррекционная: осуществление коррекции всех воспитательных влияний оказываемых на детей и подростков как со стороны семьи так и социальной среды в том числе и неформальной; усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды. Социально профилактическая и реабилитационная: организация системы профилактических мер по предупреждению отклоняющегося девиантного и преступного делинквентного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно правовой устойчивости; ...
27768. Педология 15.29 KB
  Несмотря на имевшиеся недостатки переоценивание роли биологических или социальных факторов в формировании ребенка использование технократических методов исследования отсутствие должного взаимодействия с другими науками педология внесла неоценимый вклад в развитие социальной педагогики. постановлением О педологических извращениях в системе Наркомпросов педология была объявлена лженаукой а педологи лжеучеными мракобесами и даже фашистскими прихвостнями и изгнаны из школы на них обрушились репрессии [4].
27769. Человек как жертва процесса социализации 17.19 KB
  Человек не только объект и субъект социализации. Это связано с тем что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Таким образом можно констатировать что в процессе социализации заложен внутренний до конца не разрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе.
27770. Песталоцци 18.14 KB
  Передовая студенческая молодежь к которой принадлежал Песталоцци организовала кружок патриотов находившийся под влиянием идей французских просветителей и в первую очередь Руссо. Цюрихские власти подвергли кратковременному аресту нескольких активных членов кружка в том числе и Песталоцци. Выйдя из тюрьмы Песталоцци не завершив своего образования поселился в деревне в имении Нейгоф чтобы организовать образцовое сельское хозяйство которое могло бы наглядно показать крестьянам как улучшить свое положение. Но этот утопический...
27771. Социальный педагог 16.1 KB
  Социальный педагог осуществляет социальнопедагогическую деятельность со всеми категориями населения: с детьми подростками молодежью взрослыми. Социальный педагог является связующим звеном между клиентом и его окружением посредником в системе взаимодействия личности семьи общества. или специализированных учреждениях отделение социальной помощи детский дом центр реабилитации социальный приют медикопсихологическая консультация телефон доверия центр занятости и трудоустройства и т.
27772. Планирования работы с неблагополучными семьями 18.87 KB
  Программа работы варьируется в связи с изменившимися условиями но обязательно заслушивается на заседании общественной инспекции по делам несовершеннолетних при администрации поселка или комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выполнении данной программы. Поэтому социальный педагог должен взаимодействовать с учителями классными руководителями семьей и ребенком приложить все усилия для результативной работы. Одна из форм работы социального педагога с семьей социальный патронаж представляющая собой посещение семьи на дому с...