66678

Александр II. Предпосылки либеральных реформ. Отмена крепостного права

Доклад

История и СИД

Преобразования охватили три основные сферы социально-экономическую освобождение крестьян и попытку решения аграрного вопроса политическую введение местного самоуправления реформу суда и армии культурно-образовательную реформу школ университетов и цензуры.

Русский

2014-08-25

36.5 KB

1 чел.

23. Александр II. Предпосылки либеральных реформ.

24. Отмена крепостного права.

Конец 50-х — начало 80-х гг. XIX столетия  был периодом крупнейших событий отечественной истории. В эти годы правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации всего уклада жизни империи. Преобразования охватили три основные сферы — социально-экономическую (освобождение крестьян и попыт-ку решения аграрного  вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформу суда и армии), культурно-образовательную (реформу  школ, университетов и цензуры).Роль царя-освободителя и преобразователя выпала а долю Александра II (1855-1881 гг.) Его царствование началось в самый неудачный период Крымской войны. Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные  мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали  от  правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен. Прежде всего,  в  связи с поражением в Крымской войне, возникло понимание несостоятельности внешнеполитического курса, стремление преодолеть изоляцию. Забота о европейском общественном мнении, вынуждала Александра II  и его правительство искать новые пути, принимать новые решения. Другим важным стимулом действий Александра П и правительства стало понимание кризиса внутриполитического курса николаевской системы.      Был и еще один мощный стимул - экономический. Осознание того, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество тормозит развитие производства, побуждало к отмене крепостного права. Таким образом, смена царствований совпала с осознанием необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с  кризисом всей николаевской системы. После восшествия на престол Александром II был закрыт цензурный комитет, разрешена свободная выдача за-  гранпаспортов, уничтожены стеснения, введенные в университетах. Ключевым моментом в реформировании России был   вопрос об отмене крепостного права. Проведение крестьянской реформы в стране казалось делом невозможным.  Правительство  не располагало, в  сущности, поддержкой крестьянства, поставленного самим   же самодержавием вне политики. В то же время, государство вынуждено было считаться с оппозицией дворянства,  на экономические и социальные интересы  которого оно покушалось. Впервые свое мнение по вопросу об отмене крепостного права Александр II высказал 30 марта 1856г. в речи                                                           перед московскими предводителями дворянства желая ус                                                               покоить дворян, взволнованных слухами об освобождении                                                              крестьян. С этого времени правительство стало предпринимать попытки организовать просьбу самого дворянства об освобождении крестьян. Однако переговоры с  предводителями дворянства не  встретили поддержки, т.к. основная масса помещиков считала ограничение крепостного права неприемлемой мерой. В январе  1857 г. под  председательством императора открывается Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству  быта помещичьих крестьян".  В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Существовало два полярных варианта решения проблемы:  освобождение  крестьян быстрыми темпами без земли (что, однако,  порождало серьезную угрозу их протестов и выступлений) и отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов, которое государство  выкупит у помещиков (что было затруднительно  из-за отсутствия  у   государства достаточных средств). В марте 1859 г. Александр II санкционировал создание нового  нетрадиционного  государственного учреждения для подготовки проекта крестьянской реформы - Редакционных комиссий. Лидером Редакционных комиссий, ,по общему признанию, был Н.А. Милютин.  В результате  полугодичной работы  Редакционные комиссии создали свой проект реформы. 8 сентября 1859г. он был представлен Александру II, пришедшему к выводу, что программа комиссий "достаточно установилась". 10 октября 1860г. Редакционные комиссии были закрыты, проекты крестьянской реформы были переданы на   обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (октябрь  1860-февраль 1861г.) Здесь проект встретил оппозицию реакционного большинства, но Александр II поддержал либеральное меньшинство, голосовавшее за проект Редакционных комиссий. Хотя реакционеры не смогли остановить  реформу,  они существенно повлияли на решение земельного вопроса. В результате был принят компромиссный вариант преобразований. 19 февраля 1861 г. на "Манифесте" об отмене крепостного права Александр II поставил резолюцию:  "Быть посему".  Началось проведение в жизнь  первой из великих  реформ. Это был акт  исторического значения. Почти 23  млн. крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского, положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, то  есть имели все права, предоставляемые законами империи (вступление в  брак без "дозволения" помещика, заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений,  переход в другие сословия и т.д.) Таким образом, реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином. Однако, вся земля, которую обрабатывали крестьяне, была объявлена помещичьей собственностью.  Крестьяне  могли получить свой надел  поначалу только  "в  постоянное пользование". За  пользование землей они отбывали  барщину, платили оброк и назывались "временно обязанными". Размер земельного надела, предоставляемого помещиком крестьянину, не мог быть выше установленной  законом нормы. Излишки земли назывались "отрезками" и  изымались.  Опасаясь недовольства крестьян условиями освобождения, правительство приняло ряд мер предосторожности: передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.д. Однако, крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы,  ответило на нее массовыми  волнениями. Выкуп земли у помещиков был обязательным. Если крестьянин  отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкупы добровольно, 15% - принудительно. Так, крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределила  его  экономическую несвободу от помещика и  государства. И   все же освобождение 23 млн. крестьян было уникальным   событием в российской истории. Личная свобода крестьян  .была непременным условием для продвижения страны по  пути всеобщего гражданского раскрепощения.  А превращение бывших крепостных в "свободных сельских обывателей" создавало условия для развития капиталистического уклада.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24731. ПРОБЛЕМЫ НЕОНАТОЛОГИИ 204 KB
  МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ Основное назначение педиатрии и охраны здоровья детей и подростков состоит в том чтобы способствовать нормальному физическому и психическому развитию как можно большего числа родившихся детей. Достижения недостатки а также задачи будущей работы отражают показатели детской смертности то есть отношение числа детей умерших в течение первого года жизни к тысяче родившихся. смертность детей в возрасте до 1 года показатель социального благополучия страны. Показатель ее рассчитывается на 1000...
24732. ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА 128.5 KB
  Внеутробный этап: период новорожденности от рождения до 28го дня жизни; ранний неонатальный от рождения до 7го дня жизни; поздний неонатальный с 8го до 28й дня жизни; период грудного возраста с 28го дня жизни до 12 мес; ранний детский возраст от 1 года до 3 лет; дошкольный возраст от 3 до 6 лет; 5 младший школьный возраст от 7 до 11 лет; старший школьный период подростковый пубертатный от 12 до 1718лет. В различные периоды развития отмечается неравномерное совершенствование отдельных органов и систем организма...
24733. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ 164 KB
  слайд 1 Условия для нормального вскармливания ребенка грудного возраста правильная организация вскармливания систематический контроль за вскармливанием культурный уровень матери материальные возможности матери Ошибки допущенные в самом начале исправляются с трудом или вообще неисправимы. Однако гладкая мускулатура у ребенка развита слабее и наблюдается определенная склонность к дистензии желудочнокишечного тракта. Слайд 4 Особенности кала ребенка находящегося на грудном вскармливании кал яичножелтого цвета не имеет...
24734. ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ. Искусственное и смешанное вскармливание 97 KB
  Слайд 2 Причины перевода ребенка на ИВ: гипо менее 1 5 суточного объема или агалактия у матери; самовольный перевод матерью ребенка на ИВ; противопоказания со стороны матери для лактации; отсутствие у ребенка матери; противопоказания со стороны ребенка врожденные нарушения обмена веществ галактоземия фенилкетонурия и т. Причины перевода ребенка на ИВ: гипо менее 1 5 суточного объема или агалактия у матери самовольный перевод матерью ребенка на ИВ противопоказания со стороны матери для лактации отсутствие у ребенка матери...
24735. Внутриутробное инфицирование 204.5 KB
  Слайд 1 Роль плацентарного барьера в развитии внутриутробного инфицирования: фетоматеринские трансфузии развиваются более чем в 50 всех беременностей; трансплацентарный пассаж эритроцитов наблюдается уже в четвертойвосьмой неделе гестации; эмбриопатии патология плода 3 10 нед беременности заканчивается либо гибелью эмбриона либо формированием врожденных пороков развития; при инфицировании в ранний фетальный период до 28 нед. беременности чаще возникает гипотрофия плода с низкой массой тела при рождении; при позднем инфицировании...
24737. Перечислить и дать характеристику основным причинам сложности программного обеспечения. Общие признаки любой сложной системы; приемы борьбы со сложностью ПО 328 KB
  Модульность это представление системы в виде совокупности обособленных сегментов связь между которыми обеспечивается посредством связей между классами определяемыми в этих сегментах. Ещё бывает динамический полиморфизм при котором реализация функциичлена класса выбирается в зависимости от фактического типа указателя на объект через который она вызывается. Общее понятие класса языка С. Синтаксис описания класса.
24738. Теория языков программирования и методы трансляции 233.96 KB
  Если синтаксический анализ предназначен для распознавания и проверки правильности различных конструкций языка с точки зрения их синтаксиса структуры то семантический анализ предназначен для контроля этих конструкций с точки зрения их смыслового содержания. Фаза генерации кода предназначена для перевода промежуточной программы на машинный язык мы будем предполагать коды Ассемблера. Языки...
24739. Системы искусственного интеллекта. Модель логики предикатов первого порядка 418.5 KB
  Задаваемые при описании формальной системы правила вывода называют также правилами вывода заключений т. Различают два типа правил вывода. Правила вывода. Правила вывода устанавливают отношения на множестве формул исчисления высказываний.