66678

Александр II. Предпосылки либеральных реформ. Отмена крепостного права

Доклад

История и СИД

Преобразования охватили три основные сферы социально-экономическую освобождение крестьян и попытку решения аграрного вопроса политическую введение местного самоуправления реформу суда и армии культурно-образовательную реформу школ университетов и цензуры.

Русский

2014-08-25

36.5 KB

1 чел.

23. Александр II. Предпосылки либеральных реформ.

24. Отмена крепостного права.

Конец 50-х — начало 80-х гг. XIX столетия  был периодом крупнейших событий отечественной истории. В эти годы правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации всего уклада жизни империи. Преобразования охватили три основные сферы — социально-экономическую (освобождение крестьян и попыт-ку решения аграрного  вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформу суда и армии), культурно-образовательную (реформу  школ, университетов и цензуры).Роль царя-освободителя и преобразователя выпала а долю Александра II (1855-1881 гг.) Его царствование началось в самый неудачный период Крымской войны. Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные  мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали  от  правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен. Прежде всего,  в  связи с поражением в Крымской войне, возникло понимание несостоятельности внешнеполитического курса, стремление преодолеть изоляцию. Забота о европейском общественном мнении, вынуждала Александра II  и его правительство искать новые пути, принимать новые решения. Другим важным стимулом действий Александра П и правительства стало понимание кризиса внутриполитического курса николаевской системы.      Был и еще один мощный стимул - экономический. Осознание того, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество тормозит развитие производства, побуждало к отмене крепостного права. Таким образом, смена царствований совпала с осознанием необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с  кризисом всей николаевской системы. После восшествия на престол Александром II был закрыт цензурный комитет, разрешена свободная выдача за-  гранпаспортов, уничтожены стеснения, введенные в университетах. Ключевым моментом в реформировании России был   вопрос об отмене крепостного права. Проведение крестьянской реформы в стране казалось делом невозможным.  Правительство  не располагало, в  сущности, поддержкой крестьянства, поставленного самим   же самодержавием вне политики. В то же время, государство вынуждено было считаться с оппозицией дворянства,  на экономические и социальные интересы  которого оно покушалось. Впервые свое мнение по вопросу об отмене крепостного права Александр II высказал 30 марта 1856г. в речи                                                           перед московскими предводителями дворянства желая ус                                                               покоить дворян, взволнованных слухами об освобождении                                                              крестьян. С этого времени правительство стало предпринимать попытки организовать просьбу самого дворянства об освобождении крестьян. Однако переговоры с  предводителями дворянства не  встретили поддержки, т.к. основная масса помещиков считала ограничение крепостного права неприемлемой мерой. В январе  1857 г. под  председательством императора открывается Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству  быта помещичьих крестьян".  В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Существовало два полярных варианта решения проблемы:  освобождение  крестьян быстрыми темпами без земли (что, однако,  порождало серьезную угрозу их протестов и выступлений) и отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов, которое государство  выкупит у помещиков (что было затруднительно  из-за отсутствия  у   государства достаточных средств). В марте 1859 г. Александр II санкционировал создание нового  нетрадиционного  государственного учреждения для подготовки проекта крестьянской реформы - Редакционных комиссий. Лидером Редакционных комиссий, ,по общему признанию, был Н.А. Милютин.  В результате  полугодичной работы  Редакционные комиссии создали свой проект реформы. 8 сентября 1859г. он был представлен Александру II, пришедшему к выводу, что программа комиссий "достаточно установилась". 10 октября 1860г. Редакционные комиссии были закрыты, проекты крестьянской реформы были переданы на   обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (октябрь  1860-февраль 1861г.) Здесь проект встретил оппозицию реакционного большинства, но Александр II поддержал либеральное меньшинство, голосовавшее за проект Редакционных комиссий. Хотя реакционеры не смогли остановить  реформу,  они существенно повлияли на решение земельного вопроса. В результате был принят компромиссный вариант преобразований. 19 февраля 1861 г. на "Манифесте" об отмене крепостного права Александр II поставил резолюцию:  "Быть посему".  Началось проведение в жизнь  первой из великих  реформ. Это был акт  исторического значения. Почти 23  млн. крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского, положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, то  есть имели все права, предоставляемые законами империи (вступление в  брак без "дозволения" помещика, заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений,  переход в другие сословия и т.д.) Таким образом, реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином. Однако, вся земля, которую обрабатывали крестьяне, была объявлена помещичьей собственностью.  Крестьяне  могли получить свой надел  поначалу только  "в  постоянное пользование". За  пользование землей они отбывали  барщину, платили оброк и назывались "временно обязанными". Размер земельного надела, предоставляемого помещиком крестьянину, не мог быть выше установленной  законом нормы. Излишки земли назывались "отрезками" и  изымались.  Опасаясь недовольства крестьян условиями освобождения, правительство приняло ряд мер предосторожности: передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.д. Однако, крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы,  ответило на нее массовыми  волнениями. Выкуп земли у помещиков был обязательным. Если крестьянин  отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкупы добровольно, 15% - принудительно. Так, крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределила  его  экономическую несвободу от помещика и  государства. И   все же освобождение 23 млн. крестьян было уникальным   событием в российской истории. Личная свобода крестьян  .была непременным условием для продвижения страны по  пути всеобщего гражданского раскрепощения.  А превращение бывших крепостных в "свободных сельских обывателей" создавало условия для развития капиталистического уклада.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45316. Структура Администрации Президента РФ 21.06 KB
  Президент РФ в целях осуществления своих полномочий создает специальные органы занимающиеся исполнением распоряжений и указов Президента РФ и осуществляющие специальные полномочия. К ним в первую очередь относятся: 1 Администрация Президента РФ; 2 Совет Безопасности РФ. Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. 400 Об Администрации Президента Российской Федерации.
45317. Понятие конституции 24.6 KB
  Правовой статус главы местной администрации. Главой местной администрации может быть не только избираемый населением глава муниципального образования но и так называемый наемный менеджер – муниципальный служащий принимаемый на работу по контракту. 37 Закона главой местной администрации может быть лицо назначаемое на должность главы местной администрации по контракту заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий определяемый уставом муниципального образования. В этом случае главой муниципального...
45318. Конституция - акт учредительной (верховной) власти 23.87 KB
  Иностранные граждане постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления а также органами государственной власти. В опросе граждан имеют право...
45319. Содержание, форма и основные свойства конституции 25.12 KB
  Правовой статус главы муниципального образования. Закона об общих принципах организации местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования – выборного должностного лица возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава муниципального образования соединяет в своем правовом и фактическом статусе черты префекта департамента Франции и председателя исполкома местного Совета. Термин глава муниципального...
45320. Механизм защиты Конституции РФ 22.96 KB
  В конституционной практике Российской Федерации давно сложился ряд правовых форм способов защиты Конституции:1 процесс охраны Конституции Президентом Российской Федерации. Во-первых в качестве гаранта федеральной Конституции Президент Российской Федерации который наделяется прерогативами по защите конституционного строя прав и свобод человека и гражданина осуществлению мер по охране суверенитета РФ ее независимости и государственной целостности обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Суд наделен...
45321. Конституционный строй 19.94 KB
  Одним из ключевых институтов гражданской службы определенных Федеральным законом О государственной гражданской службе Российской Федерации является институт должности гражданской службы. Прохождение гражданской службы возможно только на должности государственной службы. При освобождении от должности и не будучи назначенным на другую должность лицо увольняется с гражданской службы. Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации должности...
45322. ИНСТИТУТ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 27.9 KB
  Правовой статус депутата представительного органа мсу Закон об общих принципах организации местного самоуправления развивая нормы Конституции РФ весьма удачно решил проблему политикоправового статуса депутата других членов выборных органов. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании п. Известно что в мировой истории становления демократических начал императивный мандат сыграл решающую роль при формировании парламентского...
45323. Конституционно-правовой механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина 19.09 KB
  Основные принципы государственной службы в Российской Федерации. Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим в структуре института государственной службы правовой системы не только Российской Федерации но и других стран мира. Термин принципы государственной службы указывает на основополагающие черты сущностные характеристики важнейшее содержание и значение самой государственной службы а также на главнейшие юридические положения в структуре одноименного правового института. Анализируя принципы государственной службы...
45324. Принципы российского федерализма 27.75 KB
  Российская Федерация состоит из республик краев областей городов федерального значения автономной области автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. В составе Российской Федерации в соответствии со ст. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации но...