66678

Александр II. Предпосылки либеральных реформ. Отмена крепостного права

Доклад

История и СИД

Преобразования охватили три основные сферы социально-экономическую освобождение крестьян и попытку решения аграрного вопроса политическую введение местного самоуправления реформу суда и армии культурно-образовательную реформу школ университетов и цензуры.

Русский

2014-08-25

36.5 KB

1 чел.

23. Александр II. Предпосылки либеральных реформ.

24. Отмена крепостного права.

Конец 50-х — начало 80-х гг. XIX столетия  был периодом крупнейших событий отечественной истории. В эти годы правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации всего уклада жизни империи. Преобразования охватили три основные сферы — социально-экономическую (освобождение крестьян и попыт-ку решения аграрного  вопроса), политическую (введение местного самоуправления, реформу суда и армии), культурно-образовательную (реформу  школ, университетов и цензуры).Роль царя-освободителя и преобразователя выпала а долю Александра II (1855-1881 гг.) Его царствование началось в самый неудачный период Крымской войны. Горечь поражения и возмущение неудовлетворительным ходом дел в государстве, свойственные  мыслящим россиянам того времени, в том числе и многим чиновникам, требовали  от  правительства решительных реформ. Россия буквально жаждала перемен. Прежде всего,  в  связи с поражением в Крымской войне, возникло понимание несостоятельности внешнеполитического курса, стремление преодолеть изоляцию. Забота о европейском общественном мнении, вынуждала Александра II  и его правительство искать новые пути, принимать новые решения. Другим важным стимулом действий Александра П и правительства стало понимание кризиса внутриполитического курса николаевской системы.      Был и еще один мощный стимул - экономический. Осознание того, что вольнонаемный труд выгоднее крепостного, что крепостничество тормозит развитие производства, побуждало к отмене крепостного права. Таким образом, смена царствований совпала с осознанием необходимости коренных преобразований, продиктованных внешними и внутренними обстоятельствами, с  кризисом всей николаевской системы. После восшествия на престол Александром II был закрыт цензурный комитет, разрешена свободная выдача за-  гранпаспортов, уничтожены стеснения, введенные в университетах. Ключевым моментом в реформировании России был   вопрос об отмене крепостного права. Проведение крестьянской реформы в стране казалось делом невозможным.  Правительство  не располагало, в  сущности, поддержкой крестьянства, поставленного самим   же самодержавием вне политики. В то же время, государство вынуждено было считаться с оппозицией дворянства,  на экономические и социальные интересы  которого оно покушалось. Впервые свое мнение по вопросу об отмене крепостного права Александр II высказал 30 марта 1856г. в речи                                                           перед московскими предводителями дворянства желая ус                                                               покоить дворян, взволнованных слухами об освобождении                                                              крестьян. С этого времени правительство стало предпринимать попытки организовать просьбу самого дворянства об освобождении крестьян. Однако переговоры с  предводителями дворянства не  встретили поддержки, т.к. основная масса помещиков считала ограничение крепостного права неприемлемой мерой. В январе  1857 г. под  председательством императора открывается Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству  быта помещичьих крестьян".  В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Существовало два полярных варианта решения проблемы:  освобождение  крестьян быстрыми темпами без земли (что, однако,  порождало серьезную угрозу их протестов и выступлений) и отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов, которое государство  выкупит у помещиков (что было затруднительно  из-за отсутствия  у   государства достаточных средств). В марте 1859 г. Александр II санкционировал создание нового  нетрадиционного  государственного учреждения для подготовки проекта крестьянской реформы - Редакционных комиссий. Лидером Редакционных комиссий, ,по общему признанию, был Н.А. Милютин.  В результате  полугодичной работы  Редакционные комиссии создали свой проект реформы. 8 сентября 1859г. он был представлен Александру II, пришедшему к выводу, что программа комиссий "достаточно установилась". 10 октября 1860г. Редакционные комиссии были закрыты, проекты крестьянской реформы были переданы на   обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (октябрь  1860-февраль 1861г.) Здесь проект встретил оппозицию реакционного большинства, но Александр II поддержал либеральное меньшинство, голосовавшее за проект Редакционных комиссий. Хотя реакционеры не смогли остановить  реформу,  они существенно повлияли на решение земельного вопроса. В результате был принят компромиссный вариант преобразований. 19 февраля 1861 г. на "Манифесте" об отмене крепостного права Александр II поставил резолюцию:  "Быть посему".  Началось проведение в жизнь  первой из великих  реформ. Это был акт  исторического значения. Почти 23  млн. крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского, положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, то  есть имели все права, предоставляемые законами империи (вступление в  брак без "дозволения" помещика, заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений,  переход в другие сословия и т.д.) Таким образом, реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином. Однако, вся земля, которую обрабатывали крестьяне, была объявлена помещичьей собственностью.  Крестьяне  могли получить свой надел  поначалу только  "в  постоянное пользование". За  пользование землей они отбывали  барщину, платили оброк и назывались "временно обязанными". Размер земельного надела, предоставляемого помещиком крестьянину, не мог быть выше установленной  законом нормы. Излишки земли назывались "отрезками" и  изымались.  Опасаясь недовольства крестьян условиями освобождения, правительство приняло ряд мер предосторожности: передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.д. Однако, крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы,  ответило на нее массовыми  волнениями. Выкуп земли у помещиков был обязательным. Если крестьянин  отказывался выкупать землю, правительство принудительно взыскивало платежи. К 1881 г. 85% крестьян перешло на выкупы добровольно, 15% - принудительно. Так, крестьянская реформа, делая землепашца формально свободным, на десятилетия предопределила  его  экономическую несвободу от помещика и  государства. И   все же освобождение 23 млн. крестьян было уникальным   событием в российской истории. Личная свобода крестьян  .была непременным условием для продвижения страны по  пути всеобщего гражданского раскрепощения.  А превращение бывших крепостных в "свободных сельских обывателей" создавало условия для развития капиталистического уклада.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44281. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним 559 KB
  Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе существующих теоретических подходов, действующего законодательства и юридической практики исследовать институт недвижимости, определить тенденции развития и пути совершенствования российского законодательства в части гражданско-правового регулирования недвижимости
44283. Создание 3D моделей в системе «CATIA V5», «Компас-3D» и «Вертикаль» 2.68 MB
  Создание модели детали втулка и операционных заготовок в системе CTI V5.Создание операционных заготовок детали втулка методом логической операции сборки. Например библиотека стандартных изделий позволяет добавлять уже готовые стандартные детали в трехмерные сборки крепежные изделия подшипники элементы трубопроводов шпонки уплотнения а также графические обозначения стандартных элементов на чертежи обозначения отверстий предоставляя возможность задания их параметров. В ходе данной выпускной квалификационной работы...
44284. Самоходный портал 179 KB
  Ремонтные работы выполняются ремонтными службами производственных подразделений и персоналом службы главного энергетика. Основной задачей службы обслуживания является обеспечение бесперебойной безопасной и экономичной работы электроустановок. Для решения этой задачи обслуживающий персонал выполняет следующие работы: организует и проводит ППР и ППТО проводит профилактические испытания электрооборудования внедряет новую технику в электрохозяйство организует обучение и периодические проверки знаний обслуживающего персонала своевременно...
44285. Планирование маркетингового исследования с использованием сети интернет на этапе внедрения нового товара на рынок 7.97 MB
  Маркетинговые исследования на этапе продвижения нового товара на рынок в рамках проекта компании ООО Спорт-мастер PRO Программа маркетингового исследования Анализ результатов маркетингового исследования
44286. Проблемы института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания 323.5 KB
  Условно-досрочное освобождение от наказания в уголовном праве России Исторический аспект развития института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России Основания условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания категории лиц подлежащих условно-досрочному освобождению от отбывания наказания. Неисполнение условий условно-досрочного освобождения от наказания и его правовые последствия
44287. Корпоративный портал как платформа для разработки учебно-методической документации вуза 1.94 MB
  Портальные технологии обеспечивают возможность быстрого создания новой функциональности и предоставления ее клиентам портала, позволяют настраивать разделы портала в соответствии с потребностями отдельных групп сотрудников, а также персонализировать внешний вид портала – настраивать его под каждого пользователя
44288. Система работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих старшеклассников на индивидуальных занятиях 1009.5 KB
  Анализ современной системы развития слухового восприятия слабослышащих детей.Задачи и значение работы по развитию восприятия речи на слух слабослышащими детьми Содержание работы по развитию восприятия речи на слух .