66683

Василий Васильевич Докучаев

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Василий Васильевич родился 1 марта 1846 года и прожил 57 плодотворнейших лет, став родоначальником нашей науки, человеком, чье имя, пожалуй, в первую очередь приходит в голову, когда говоришь о почве и о почвоведении, ну да об этом несколько позже.

Русский

2014-08-26

123 KB

25 чел.

Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова

Василий Васильевич Докучаев

Реферат студентки V курса кафедры физики и мелиорации почв Быковой Г. С.

.12.2013


Оглавление

[1]

[2] Оглавление

[3]
1. Историческая ситуация в России во второй половине ХIХ века

[4] 2. Биография В. В. Докучаева

[5] 3. Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни В. В. Докучаева, его учителя и предшественники

[6] 4. Вклад В. В. Докучаева в развитие науки о почве

[7] 5. Ученики и последователи В. В. Докучаева

[8] 6. Библиография (основные сочинения)

[9] 7. Список использованной литературы


1. Историческая ситуация в России во второй половине ХIХ века

Василий Васильевич родился 1 марта 1846 года и прожил 57 плодотворнейших лет, став родоначальником нашей науки, человеком, чье имя, пожалуй, в первую очередь приходит в голову, когда говоришь о почве и о почвоведении, ну да об этом несколько позже. Он был свидетелем правления четырех императоров, ряда ключевых событий в истории Российской Империи, которые, влияя на жизни наших прадедов, не могли обойти стороной и Василия Васильевича, и нашли отражение и в его биографии. Поэтому рассказ о личности Докучаева просто необходимо предварить небольшим очерком о политической ситуации, сложившейся во времена жизни великого ученого.

Вторая половина XIX века стала для России чрезвычайно богатым на события временем. Вслед за Николаем I, чье правление можно считать точкой наивысшего расцвета абсолютной монархии, в 1855 году на престол вступает Александр II, вошедший в историю как реформатор и освободитель. Его отец, Николай Павлович, был суровым и деспотичным правителем, требовавшим от своих подданных абсолютного послушания и не терпевшим никакого инакомыслия. На его судьбу выпало много испытаний, последнее из которых – Крымскую войну – он не пережил, скончался в феврале 1855 года от пневмонии, передав сыну империю в столь непростом состоянии.

В 1856 году Россия проиграла Крымскую войну, в марте был подписан Парижский мир, чьи условия, на самом деле, для России не были такими уж невыгодными в сложившейся ситуации. В общественно-политической жизни наступает оттепель, однако и правительство, и общество понимают, что военные неудачи – это отражение проблем государственного и общественного строя России и коренные преобразования сейчас как никогда необходимы, но не возможны при сохранении крепостного права.

В 1861 году Александр Николаевич отменяет крепостное право. Крепостные крестьяне получили личную свободу и стали собственниками своей земли и усадьбы, но землю должны были выкупить у своего бывшего помещика в рассрочку. Оказалось, что ни крестьяне, ставшие теперь зависимыми от общины, ни дворяне, ощутившие на себе экономические последствия отмены крепостного права, не были в полной мере довольны реформой. Ряд историков, давая оценку проведенной Александром II реформы, отмечают, что, несмотря на то, что крестьяне перестали называться «крепостными», а стали называться «обязанными», то есть формально они стали считаться свободными, на самом деле в их положении фактически ничего не изменилось.

В 60-70-х годах Александр проводит еще ряд реформ (судебную, земскую, городскую, военную), которые либеральная пресса будет называть великими, но и они не придадут ему популярности в глазах общественности. У передовых людей того времени начинают появляться мысли о том, что даже то немногое, что сделано, рискует погибнуть, если Александр II останется на престоле.

Осенью 1861 года правительство ввело плату за обучение и запретило студенческие сходки. Впервые в университетах произошли волнения, многие студенты были исключены. Юноши и девушки «пошли в народ» - становились сельскими учителями, врачами, фельдшерами. Народничество сложилось в мощное движение со своей собственной идеологией, у истоков которой стояли Герцен и Чернышевский, у которых народничество заимствовало самые благородные свои черты: защиту интересов простого народа, прежде всего крестьянства, глубокий демократизм.

Начиная с 1874 года, начались стихийные движения радикальной молодежи, вошедшие в историю как «хождения в народ». Молодые люди переодевались в крестьянскую одежду, запасались подложными паспортами, нанимались плотниками, грузчиками, коробейниками. Крестьяне живо откликались на разговоры о малоземелье и о тяжести выкупных платежей. Но проповедь социализма успеха не имела. Слова заезжего «барина» о том, как будет хорошо, когда все имущество будет общим, встречались с ироническими усмешками.

В это время в России увеличивается число крестьянских восстаний, появляется целый ряд протестных групп и движений (самые известные - «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля», кружок Николая Ишутина), некоторые из которых имели выраженную террористическую направленность. На Александра II было совершено несколько покушений, одно из которых было успешным.

1 марта 1881 года утром император отправился на развод караула. На обратном пути, около трех часов был убит второй бомбой, брошенной в ходе покушения под его ноги народовольцем Игнатием Гриневицким. Так завершился целый этап общественного движения в России. И все же Александр II оставил о себе добрую память. При нем самодержавие вступило на путь реформ. Когда в начале XX века темных русских крестьян спрашивали, кого из исторических деятелей они знают, мужики отвечали, что, мол, Стеньку Разина, Емельку Пугачева… Петра, Катерину (Екатерину II)… Суворова, Кутузова,  Александра, царя – Освободителя…

После неожиданной гибели Александра Николаевича на престол вступает двадцатилетний Александр III, не успевший толком подготовиться к тому, чтобы взять правление государством в свои руки - получить минимальное необходимое образование. Ростом он был под два метра, обладал необычайной физической силой, выросший в офицерской среде, ко всем людям относился как к подчиненным солдатам. Он обладал выдающимся благородством, чистотой нравов и помышлений, его слова никогда не расходились с делом, и те же качества он хотел видеть в окружающих.

В первые месяцы царствования Александр III проводил политику лавирования между либерализмом и реакцией. 29 апреля 1881 года, когда выявилась слабость революционных сил, император выступил с манифестом об утверждении самодержавия, который означал переход к реакционному курсу во внутренней политике.

В конце 1880-х – начале 90-х гг. были проведены так называемые контрреформы (введение института земских начальников, пересмотр земского и городского положения и др.) В годы царствования Александра III значительно усилился административный произвол.

Умер Александр III в 49 лет, из-за обострения хронической болезни почек, вызванного ушибами, полученными во время железнодорожной катастрофы под Харьковом.

Дальнейшее правление Николая II, начавшееся с трагического события на Ходынском поле в 1896 году, принесет стране небывалый экономический рост и процветание, возможное благодаря грамотной политике главы Министерства финансов С. Витте, Русско-Японскую и Первую Мировую войны, две революции, падение монархии,.. хотя, пожалуй, это уже совсем другая история.

2. Биография В. В. Докучаева

17 февраля (1 марта по новому стилю) в селе Милюково Сычевского уезда Смоленской губернии в семье бедного сельского священника Василия Докучаева родился третий сын, тоже Василий.

Детские годы он провел в родном селе, что располагалось на берегу небольшой реки Качни, где Василий со своим другом мог проводить целые дни напролет, наблюдая за работой крестьян, ловя весной после разлива в образовавшихся озерцах рыбешек и головастиков. Но шли годы, мальчик рос, окончил церковно-приходскую школу, пришло время задуматься о его будущем образовании. Решили его отправить в духовное училище в Вязьму, откуда было бы две дороги: либо в священники, либо в дьячки.

Семинария эта называлась «бурсой» и представляла собой учебное заведение, бесплатно дававшее среднее образование преимущественно детям священников. Там господствовали суровые нравы и жестокие для учеников традиции, поддерживаемые и педагогами, и самими учащимися. Новичков ждали издевательства, старательно разработанные бурсаками, отличавшимися грубостью нравов, вместо имен были приняты прозвища, Докучаев сразу получил прозвище Башка. Порки и другие телесные наказания, лишения и так довольно скудного обеда, запрет поездки домой – вот те наказания, которые в бурсе были обыденным делом. Докучаев всем сердцем ненавидел методы воспитания в семинарии, равно как и сам учебный процесс: педагоги не объясняли ученикам дисциплин, а просто вдалбливали им материал, который необходимо было вызубрить «от сих до сих». У многих семинаристов непроходимая схоластика и никчемная софистика напрочь отбивали не только желание, но и возможность учиться. Не могли они уразуметь всех премудростей далеких от жизни наук, и тут же попадали с легкой руки преподавателей в разряд «вечных нулей», после чего их даже не спрашивали материал, а просто ставили нули напротив их фамилий. Но не таким был Василий Васильевич. Его природные способности и блестящая память давали ему возможность сравнительно легко одолевать эти ненавистные предметы. Но, успешно постигая ненавистные науки, поведением своим он следовал всем традициям бурсаков: досаждал начальству, выпивал, участвовал в обсуждениях общественных и политических проблем, обретшим популярность в студенческой среде из-за отмены крепостного права.

Окончив семинарию, он, как один из лучших учеников, был отправлен за казенный счет в Петербург и был зачислен в Духовную академию для получения высшего духовного образования. Стремление к знаниям, любовь к «светским» предметам: физике, математике, истории, широкий кругозор – все это выделяло Докучаева из среды семинаристов. В академии он вновь сталкивается с ненавистными со времен бурсы предметами и понимает, сто если раньше перед ним не было выбора, то сейчас - совсем другое дело.

В то время в Петербурге среди студентов, чиновников, учителей были популярны публичные лекции, достаточно широкие слои общества начали приобщаться к достижениям науки и культуры. Одним из таких слушателей был Василий Докучаев, здесь он наконец мог ознакомиться с новейшими научными работами и открытиями, опрокидывавшими схоластику. Докучаев узнал о работах Дарвина и Ляйеля, о работах И. Сеченова и А. Бутлерова, хирурга Н. Пирогова, геолога Г. Щуровского, ботаника Л. Ценковского; он слышал жаркие слова, призывающие к борьбе за просвещение, призывающие отдать все силы науке, направленной на раскрепощение человека.

Пробыв там около двух недель, Докучаев понял, что этот путь не для него, и, хотя обучение было бесплатным, он ушел из академии и подал заявление в Петербургский университет с просьбой о зачислении студентом. Надо понимать, насколько это был ответственный шаг, ведь молодой человек осознанно променял обеспеченное существование «академика» и гарантированное безбедное будущее на студенческую жизнь впроголодь.

28 октября 1867 года Докучаев оставил академию и поступил на физико-математический факультет Петербургского университета по разряду естественных наук.

Какими трудами и лишениями досталось Василию Докучаеву обучение в университете! За гроши он снимал комнату на окраине, много работал, пытаясь наверстать упущенное и восполнить пробелы. Вставал рано утром, пешком, в ботинках на босу ногу («употребление носок в то время было мне неизвестно», рассказывал он впоследствии своим друзьям) шел в университет на Васильевский остров, после лекций шел в библиотеку, изучать геологию, на обед денег не было, но все это не могло сломить крепкую волю по истине великого человека.

Лишь к третьему курсу за успехи в учебе он получает казенную стипендию, что улучшает его положение, кроме того, он, с помощью одного из преподавателей, получает несколько частных уроков.

Тем временем четвертый год обучения подходил к концу. Необходимо было задумываться о предстоящей дипломной работе. По совету Платона Алексеевича Писаревского - профессора минералогии – Докучаев на лето отправляется домой изучать речку в родном селе, где он, будучи ребенком, так любил гулять со своими друзьями.

Первая научная экскурсия, по словам Василия Васильевича, не была успешной, бродя с другом детства по берегу, кроме песка и глины Докучаев решительно ничего не видел. Как-то раз, они увидели толпу ребятишек на берегу, которые были явно чем-то очень увлечены. Оказалось, что они возились около какого-то предмета, оказавшегося огромной окаменевшей костью неведомого гигантского чудовища. После размышления и тщательного осмотра Докучаев с приятелем пришли к заключению, что это кость... допотопной коровы. В сопровождении ребят они осмотрели место находки, нашли еще окаменевшие кости, взяли образцы горных пород и все эти трофеи доставили в геологический кабинет университета.

На самом же деле, за таким шутливым рассказом скрывается месяц тщательной и добросовестной самостоятельной работы, итогом которой стала кандидатская работа Докучаева «О наносных образованиях по речке Качне», которая была одобрена университетом, была в 1872 г.  опубликована в «Трудах Петербургского общества естествоиспытателей» и явилась первой печатной работой Докучаева.

В 1872 г. Докучаев был зачислен консерватором (хранителем) геологического кабинета Петербургского университета и до 1877 г. занимался преимущественно геологическими исследованиями, изучая четвертичные отложения и речные долины в нечерноземной полосе Европейской России. Занимая эту скромную должность, он каждое лето выезжал и в окрестности Петербурга, и к себе на родину, в Смоленскую губернию. При этом он старался обращать внимание на ландшафты речных долин и через несколько лет собрал совершенно уникальный материал, который по-новому освещал проблемы формирования речных долин на западе и северо-западе России. Результатом этих исследований была работа «Способы образования речных долин Европейской России», которую Докучаев в 1878 г. защитил в Петербургском университете в качестве диссертации на степень магистра минералогии и геогнозии (геологии).

В этот же период, в 1875 г., он принял участие в работе по изданию почвенной карты Европейской России в качестве помощника составителя этой карты В. И. Чаславского, редактора статистического отдела Департамента земледелия и сельской промышленности Министерства государственных имуществ. В 1878 г. Чаславский скоропостижно умер, и Докучаев должен был составить объяснительную записку к карте, которая была опубликована в год выхода в свет карты Чаславского, в 1879 г., под заглавием «Картография русских почв».  В легенде карты было 32 обозначения почв, показан подзол и серая земля «переходная к чернозему».

В 1877-1881 годах Василий Васильевич по заданию Вольного экономического общества возглавил черноземную экспедицию, которая должна была поставить на научную основу познание русских почв, прежде всего черноземов, что, собственно, и было сделано.  В 1877 году он ездил один, у него не было даже помощника; он сам собирал, наклеивал этикетки и упаковывал образцы почв и горных пород. Летом 1878 года Докучаев имел бескорыстного и энергичного помощника — кандидата Петербургского университета П. А. Соломина, которого вспоминал с благодарностью. Но один помощник — это очень мало, и только железное здоровье Докучаева и энтузиазм помогли ему собрать огромное количество образцов, сделать сотни описаний и завершить работу в установленный срок. Эта экспедиция дала нам некоторые представления, которыми мы пользуемся до сих пор, но пока не будем подробно останавливаться на этом вопросе, вернемся к нему чуть позже.

В 1883 г. Василий Васильевич защитил докторскую диссертацию на ученую степень доктора геологии тему «Русский чернозем». Сама защита продолжалась более четырех с половиной часов, во многом благодаря небезызвестной дискуссии с Павлом Андреевичем Костычевым, выступавшим с возражениями против некоторых положений о роли климата в образовании черноземов. Официальными оппонентами при защите были проф. Д. И. Менделеев и А. А. Иностранцев. За работу «Русский чернозем» Докучаев получил полную Макарьевскую премию Академии наук. Вольное экономическое общество выразило ему благодарность за исследования чернозема. После защиты диссертации Докучаев стал профессором — заведующим кафедрой минералогии Петербургского университета и с 1883 до 1896 г. читал курс минералогии. Ранее же он читал в университете приват-доцентские курсы: в 1879—1880 гг. геологии четвертичных отложений и с 1880 по 1883 г.— минералогии.

Еще до защиты докторской диссертации исследования Василия Васильевича приобрели известность по всей России, после чего земства стали приглашать его для обследования почв. Таким образом, Докучаев получил приглашение от Нижегородского земства и организовал небольшую группу своих учеников, которые затем в течение четырех лет (1882-1886 г. г.) проводили исследования природных ресурсов и почв Нижегородской губернии.

В 1891 году Россию постигла страшная засуха, сопровождавшаяся вымиранием крестьян целыми районами. Докучаевым была организованна Особая экспедиция (1892-1898 г. г.), целью которой было изыскание способов упорядочения водного режима в степных областях.

В 1898—1900-х гг. Докучаев совершает экспедиции на Кавказ, в Молдавию, Среднюю Азию, организует Невскую экспедицию для изучения природных условий и почв Санкт-Петербурга и его окрестностей.

В 1888 г. Докучаев создал Почвенную комиссию при Вольном экономическом обществе, позже она способствовала организации почвенных институтов и изданию журнала «Почвоведение». В 1894 г. он создал первую кафедру генетического почвоведения в сельскохозяйственном институте в Новоалександрии. Он был директором-реформатором этого института и сам читал в нем лекции.

В 1900 г. на Первой Международной выставке в Париже Докучаев демонстрировал свою первую схематическую Почвенную карту мира. На этой выставке он организовал почвенный отдел, среди образцов был и знаменитый монолит воронежского чернозема.

Василий Васильевич умер в 1903 году, я думаю, что точнее, чем об этой трагедии сказал его любимый ученик В. И. Вернадский

«26 октября 1903 г. в Петербурге после страшной, мучительной болезни скончался бывший профессор Петербургского университета Василий Васильевич Докучаев. Постепенно и медленно, в течение многих лет развивался у него тяжелый недуг — психическое расстройство. В конце концов в последние годы он вынужден был совершенно удалиться из общественной и научной жизни. В полном сознании открытого перед ним ужаса он напрасно старался, уже больной, найти спасение в энергичной, широкой научной работе, с трогательной силой обращался мыслью и сердцем к самым глубоким тайникам человеческой души, скрытым и неясным у него в другое время. Казалось, он стремился противопоставить надвигавшемуся несчастью всю силу, всю полноту своей личности. Все было напрасно. Личность его была окончательно сломлена.»

3. Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни В. В. Докучаева, его учителя и предшественники

Общественный подъем в период отмены крепостного права создал благоприятные условия для развития русской науки.

Это время было отмечено трудами таких известных ученых физиков как А. Г. Столетов, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, А. С. Попов, физиолога И. М. Сеченова.

60—70-е гг. XIX в. называют “золотым веком” русской химии. На первом месте по своему научному значению были русские химики, так называемая казанская школа. Основателем ее был профессор Казанского университета Н. Н. Зинин, работавший в эти годы в Петербурге и создавший при Медико-хирургической академии превосходную химическую лабораторию. Этот ученый с мировым именем был учителем другого выдающегося казанского химика — А. М. Бутлерова (1828— 1886), который разработал теорию химического строения, основные положения которой не потеряли значения до настоящего времени.

Во второй половине XIX в. сделал свои открытия великий химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907), величайшей заслугой которого стало открытие периодического закона химических элементов. На его основании Менделеев предсказал существование многих тогда еще неизвестных элементов. Книга Менделеева “Основы химии” была переведена почти на все европейские языки.

Деятельность другого всемирно известного русского биолога, Ильи Ильича Мечникова (1845—1916), сосредоточилась в области микробиологии, бактериологии, медицины. В 1887 г. Мечников по приглашению французского ученого Луи Пастера переехал в Париж и возглавил одну из лабораторий Пастеровского института. До конца своих дней он не порывал связей с Россией, переписывался с Сеченовым, Менделеевым, другими русскими учеными, неоднократно приезжал на родину, помогал русским практикантам в своем знаменитом институте.

Это была блестящая эпоха в развитии русской общественной мысли и русского естествознания. Русское естествознание, развиваясь самостоятельно и часто обгоняя европейское, в то же время разрабатывало и углубляло открытия европейских ученых. Стоит напомнить, что совершившая переворот в естествознании работа Ч. Дарвина «Происхождение видов», опубликованная в Англии в конце 1859 года, уже через несколько месяцев стала широко известна в России не только ученым, но и студентам. В начале 1860 года профессор Петербургского университета С. С. Куторга изложил первокурсникам основы дарвинизма. Почетное место в мировой науке завоевал и автор приведенных слов, великий русский ученый-революционер, успешно развивавший учение Дарвина, Климент Аркадьевич Тимирязев, который свою научную деятельность начал в шестидесятых годах.

Университетскими учителями Докучаева были крупнейшие русские ученые, ставшие впоследствии его друзьями и соратниками по научной борьбе, — химик Д. И. Менделеев, ботаник Α. Н. Бекетов, геолог А. А. Иностранцев, агроном А. В. Советов. Под влиянием этих выдающихся ученых, прекрасных педагогов и пропагандистов передовой русской науки у Докучаева еще больше окрепло стремление к изучению естествознания. В их трудах, в разносторонней научной и преподавательской деятельности, направленной на просвещение народа, Докучаев видел пример, достойный подражания.

4. Вклад В. В. Докучаева в развитие науки о почве

Во время черноземной экспедиции Докучаев преодолел более 10000 км, детально описал природные условия и четвертичные отложения. Важно отметить, что, проводя геологические исследования, он проводил подробное описание верхнего слоя, то есть почвы, не ограничиваясь лаконичной «геологической» характеристикой «растительный слой». Он обратил внимание на то, что этот слой неодинаков по своему составу и цвету, и пришел к выводу о необходимости различать слой верхний, обычно темный и равномерно окрашенный, — горизонт А, слой малоизмененной породы — горизонт С и промежуточный между ними — горизонт В. Так родилась индексировка горизонтов, которая в значительной мере используется и в настоящее время. Он понял, что что мощность почв, их окраска, сложение закономерно изменяются в связи с изменением форм рельефа, характера подстилающих и почвообразующих пород, типа покрывающей их растительности.

В результате работы по изучению русского чернозема он помимо научных проблем решил в значительной мере и вопрос о том, почему Россия все чаще страдает от засух, обратив внимание на отсутствие надлежащих способов обработки почв, севооборотов, мер по сохранению влаги и вообще на отсутствие научно обоснованных мероприятий по использованию природных ресурсов южных степей России. В своей книге «Русский чернозем» он пишет о распылении зернистой структуры черноземов, ухудшении водного и воздушного режимов, процессах эрозии, усыхании степей.

За время Нижегородской экспедиции был разработан метод сравнительно-географического исследования и картографирования почв, основанный на сопоставлении формирующихся в разных условиях почв, нахождении границ между ними, описании свойств почв, развитых в разных районах. Кроме того, были выработаны принципы бонитировки, т.е. оценки качества почв, в значительной степени сохранившиеся до настоящего времени. Была создана первая естественно-научная классификация почв, в основу которой было положено понимание их происхождения, генезиса. В результате этих работ было объяснено, почему различаются почвы разных районов, от чего это зависит. Таким образом, Докучаев разработал совершенно новый подход к картографированию, классификации и оценке почв — комплексный. Эта работа была очень успешной и сыграла выдающуюся роль в развитии учения о ландшафтах и учения о тематическом картографировании природных условий.

Результатом «особой» экспедиции, в которых принимали участие ученики Докучаева, стала разработка комплексной программы методов борьбы с засухами в степных областях России и организации правильного ведения сельского хозяйства в них. Эта программа включала целый комплекс мер по упорядочению водного хозяйства, сооружению прудов, регулированию рек, борьбе с оврагами, насаждению лесных полос, правильной обработке почвы, обязательному введению севооборотов с участием посева трав. В сущности, это был тот комплексный план, который в 40-е гг. XX в. получил название сталинского плана преобразования степных областей. Особенно важным Докучаев считал проведение агролесомелиоративных мероприятий, организацию опытных лесничеств и станций в степных районах России. В числе этих станций была и знаменитая «Каменная степь», ныне Институт черноземных областей России, эталон разумного использования земель в сухих степях, получения устойчивых урожаев разных сельскохозяйственных культур без применения ядохимикатов, с разумным использованием удобрений.

В 1892 г. Докучаев опубликовал работу «Наши степи прежде и теперь», в которой утверждал, что то состояние, в котором находятся российские степи, является следствием бездумной их распашки. Докучаев показал, что без соблюдения правил агротехники развиваются процессы водной и ветровой эрозии, в почвах уменьшается содержание органического вещества, опускаются грунтовые воды, теряется зернистая структура. Именно потерю комковато- зернистой структуры он считал одним из показателей деградации черноземов.

В экспедиции на Кавказ Василий Васильевич сформулировал основные закономерности географии почв. Наблюдая закономерности изменения почв в горах, он заметил аналогию распространения почв в горах от подножия к вершине и на равнине с юга на север. Эти наблюдения дали возможность предсказать, какие почвы он увидит в Закавказье, основываясь только на растительности и климате. И действительно, таким образом он заранее, еще до начала работы, предугадал наличие большого массива черноземов в Армении, в Дорийской степи. Все это привело Докучаева к формулировке законов широтной и вертикальной зональности почв, и эти мысли он изложил в книге «К учению о зонах природы. Горизонтальные и вертикальные почвенные зоны» (1899) — небольшой по объему, но колоссальной по научному значению брошюре. Именно это учение привело Докучаева к утверждению принципов зональной агрономии с учетом специфики природных условий каждой области и района.

Вклад Василия Васильевича Докучаева в развитие нашей науки сложно переоценить, его именем названы многие научно-исследовательские и учебные институты, ему поставлены памятники, учреждены памятные медали его имени. До сих пор его идеи помнят и изучают, они вдохновляют ученых, развиваются и являются сердцем почвоведения.

5. Ученики и последователи В. В. Докучаева

Наверное, отчасти каждого из современных почвоведов можно назвать учеником Василия Васильевича, создавшего нашу науку и воспитавшего потрясающую школу учеников и последователей, которые не распались после его смерти, а стали потом основоположниками новых направлений в науке или просто очень крупными учеными, причем в разных областях естествознания. Но все же не будем впадать в такое искушение и уделим внимание непосредственным его ученикам, вклад которых в почвоведение бесценен.

Николай Михайлович Сибирцев был моложе Докучаева (родился в 1860 году), как и Докучаев учился в бурсе и испытал все «прелести» семинарской науки, тоже оставил духовное учебное заведение, поступил в Петербургский университет и окончил тот же факультет. Их сближала вера в будущее науки. Подобно Докучаеву, Сибирцев умел смотреть далеко вперед, был способен на большие обобщения. Сибирцев участвовал в исследованиях в Нижегородской и Полтавской губерниях, был помощником Докучаева в «особой экспедиции». Создав в Ново-Александрийском институте первую в мире кафедру почвоведения, Докучаев поручил чтение нового курса Сибирцеву. Сибирцев был автором первого учебника генетического почвоведения и работал параллельно с Докучаевым над углублением учения о зональности почв. Выдающиеся научные заслуги Сибирцева сделали его одним из подлинных классиков русского естествознания. Смерть помешала Сибирцеву идти дальше по проторенному Докучаевым пути. Он умер в расцвете творческих сил от туберкулеза.

Другой ученик Василия Васильевича - К. Д. Глинка. Школа, которую прошел он под руководством создателя почвоведения, была такой же, как и школа, пройденная Сибирцевым: Петербургский университет, поля Полтавщины во время второй комплексной экспедиции Докучаева и чтение курсов минералогии и почвоведения в Новой Александрии. После смерти Докучаева Глинка стал продолжателем его дела; сначала он много и успешно работал над исследованием одного из важнейших теоретических вопросов почвоведения — он стремился познать сущность процессов выветривания. С 1908 по 1914 год Глинка руководил составившими эпоху в истории почвоведения крупнейшими почвенными экспедициями по исследованию Азиатской России (было проведено более ста экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Казахстан, Среднюю Азию). В результате этих экспедиций географические рамки русского почвоведения значительно расширились; выросли в это время и новые крупные ученые: академик В. Р. Вильяме, С. С. Неуструев, профессор Г. Н. Высоцкий, академик Л. И. Прасолов, академик Б. Б. Полынов, академик Н. А. Димо, профессор С. А. Захаров.

В 1912 году Глинка с группой своих создал Почвенный комитет имени Докучаева, стал его председателем и летом того же года самостоятельно организовал при комитете специальный музей азиатских почв.

В годы советской власти деятельность Глинки и его сотрудников получила всеобщее признание и широкое применение. В последние годы своей жизни К. Глинка стал директором созданного уже при советской власти Почвенного института Академии наук, который был назван именем Докучаева. Во время 1-го Международного почвенного конгресса, который состоялся в 1927 году в Вашингтоне, был избран президентом Международного общества почвоведов.

Александр Алексеевич Измаильский — прямой последователь и друг Докучаева, оказывавший ему помощь в трудные времена. Воспитанник Петровской земледельческой и лесной академии, с Докучаевым познакомился во время Полтавской экспедиции, где и проникся его идеями. Это один из крупнейших русских агрономов, автор известного труда «Влажность почв и грунтовая вода в связи с рельефом местности и культурным состоянием поверхности». Он является одним из основателей почвенной гидрологии. Российская академия наук присудила ему, как и Докучаеву, Большую Макарьевскую премию за изучение водного режима черноземных почв. Как отклик на страшную засуху 1891 г. Измаильский написал замечательную популярную книгу «Как высохла наша степь» (1893). Обращая внимание на то, что потеря плодородия черноземами России связана в значительной мере с неправильной системой ведения сельского хозяйства, он подчеркивал необходимость сохранения комковато-зернистой структуры черноземов, которая в значительной степени обеспечивала высокое плодородие черноземных почв.

Георгий Николаевич Высоцкий — участник Полтавской и Особой лесной экспедиций Докучаева, ученый широкого профиля — почвовед, геоботаник, лесовед, почвенный биолог и географ. Изучал водный и геобиологический режим почв черноземов, установил типы водного режима почв, наличие в черноземах на большой глубине «мертвого» горизонта, доказал диагностическое значение карбонатного горизонта для черноземного типа, обнаружил в черноземах особый вид гигантского червя, названного его именем. Высоцкий ввел в почвоведение такие понятия, как «глей», «иллювиальный горизонт» и др. В поздние годы своей жизни много сделал для популяризации агролесомелиорации как средства борьбы с засухой в степных областях России. Предложил в 1905 г. оригинальную ороклиматическую классификацию типов почв, отражающую зависимость почв от климатических и орографических (рельефных) условий.

Василий Робертович Вильямс непосредственно не учился у Докучаева, но, говоря о последователях Василия Васильевича, мы не имеем права забыть столь выдающегося ученого. В своем труде «Почвоведение» он смог соединить труды Докучаева с работами Костычева. Он перестроил почвоведение и земледелие на основе философии марксизма-ленинизма. Он выдвинул новую, весьма плодотворную идею о едином почвообразовательном процессе, показал, что самым существенным свойством почвы является ее плодородие. Вильяме явился создателем современного учения о структуре почв и ее агрономическом значении, а также учения о травопольной системе земледелия и рациональной системе обработки почвы.

Одним из любимых учеников Докучаева был Владимир Иванович Вернадский. Он тоже начал свою научную деятельность с участия в полтавской экспедиции. Вернадский интересовался геохимией, ее связью с почвоведением, показал роль и значение почвы в накоплении ряда химических элементов. В последние годы академик Вернадский особенно интересовался ролью «живого вещества» — живых организмов в геохимических процессах, и здесь у него почве отводилась роль плацдарма, где происходит взаимодействие живого вещества с неорганической природой. Эти работы Вернадского непосредственно развивали идеи Докучаева.

Другой ученик Докучаева — впоследствии тоже академик — Франц Юльевич Левинсон-Лессинг, получивший «боевое крещение» в нижегородской экспедиции, был первым почвоведом, побывавшим в казахской степи и описавшим ее почвы.  Впоследствии он стал крупнейшим ученым-петрографом, но до конца дней Левинсон-Лессинг продолжал интересоваться почвоведением и некоторое время был директором Почвенного института Академии наук.

Необходимо отметить и других выдающихся ученых, на которых Василий Васильевич оказал непосредственное влияние:, Н.А. Димо (основатель Почвенного института в Молдавии), П.А. Земятченский (основатель кафедры грунтоведения в Петербургском  университете), ботаники и географы — Г.И. Танфильев, А.Н. Краснов (основатель Батумского ботанического сада), гидролог П.В. Отоцкий (первый редактор журнала «Почвоведение»), лесоведы —  основоположники учения о лесе — Г.Ф. Морозов, Г.Н. Высоцкий,  агрономы — В.П. Амалицкий, П.Ф. Бараков и ряд других. Это была блестящая школа естествоиспытателей, создание которой явилось следствием комплексного, глубоко научного подхода Докучаева к решению проблем, стоявших перед естественными науками.

6. Библиография (основные сочинения)

Докучаев В. В. Овраги и их значение, 1876.

Докучаев В. В. Итоги о русском чернозёме, 1877.

Докучаев В. В. Предварительный отчёт по исследованию юго-западной части чернозёмной полосы России, 1878.

Докучаев В. В. Предварительный отчёт по исследованию юго-восточной части чернозёмной полосы России, 1879.

Докучаев В. В. Картография русских почв. Объяснительный текст к почвенной карте Европейской России. — СПб.: Типография Киршбаума, 1879.

Докучаев В. В. По вопросу о сибирском чернозёме, 1882.

Докучаев В. В. Схематическая почвенная карта чернозёмной полосы Европейской России. — СПб.: Типография товарищества „Обществ. Польза“, 1882.

Докучаев В. В. Материалы по оценке земель Нижегородской губернии (вып. I—XIV, 1882—86. Докучаеву принадлежат 1 выпуск и некоторые главы XIII, XIV и редакция всего труда)

Докучаев В. В. Русский чернозём. Отчёт Императорскому Вольному экономическому обществу. — СПб.: Императорское Вольное экономическое общество, 1883.

Докучаев В. В. О происхождении русского чернозёма, 1884.

Докучаев В. В. О так называемом юрьевском чернозёме, 1884—85 (2 статьи).

Докучаев В. В. К вопросу о русском чернозёме, 1885.

Докучаев В. В. О пользе изучения местной номенклатуры русских почв, 1886.

Докучаев В. В. Объяснения к почвенной карте Нижегородской губернии, 1887.

Докучаев В. В. О нормальной оценке почв Европейской России, 1887.

Докучаев В. В. Методы исследования вопроса: были ли леса в южной степной России? 1888.

Докучаев В. В. Материалы по оценке земель Полтавской губернии» (выпуски 1—13, 1889—1892).

Докучаев В. В. К вопросу о соотношениях между возрастом и высотой местности, с одной стороны, характером и распределением чернозёмов, лесных земель и солонцов — с другой. 1891.

Докучаев В. В. Наши степи прежде и теперь. — СПб.: Типография Е. Евдокимова, 1892.

Докучаев В. В. О происхождении русского лёсса, 1892.

Докучаев В. В. К учению о зонах природы. Горизонтальные и вертикальные почвенные зоны. — СПб.: Тип. Санкт-Петербургского градоначальства, 1899.

Докучаев В. В. О зональности в минеральном царстве (предварительное сообщение) // Записки Императорского Санкт-Петербургского минералогического общества. 1899. Ч. 37, вып. 1. С. 145—158.

7. Список использованной литературы

  1.  Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века, М.: АСТ, 2001
  2.  Вернадский В.  И.  Страница из   истории почвоведения.  (Памяти В.  В.  Докучаева).  Научное слово, 1904.
  3.  Виленский Д. Г.  ИСТОРИЯ ПОЧВОВЕДЕНИЯ В РОССИИ Государственное Издательство «СОВЕТСКАЯ НАУКА» Москва 1958
  4.  Добровольский Г.В. Лекции по истории и методологии почвоведения: Учебник. — М.: Издательство Московского университета, 2010. — 232 с.
  5.  Добровольский Г. В., ЯЗЫК В. В. ДОКУЧАЕВА КАК ОТРАЖЕНИЕ ШИРОТЫ ЕГО НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЛИТЕРАТУРНОГО ТАЛАНТА, Почвоведение № 9, Сентябрь 2007, С. 1129-1137
  6.  Докучаев В.  В.  Соч.  М.:  Изд-во АН  СССР,  1949, т. I;  1950, II;  1949, III;  1950, IV, V;  1951, VI; 1953, VII; 1961, VIII, IX.
  7.  Крупениковы И. А. и Л. А. Василий Васильевич Докучаев. М.: Молодая гвардия, 1948.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52978. ФІЗИКО-ХІМІЧНІ ВЛАСТИВОСТІ КАРБОНОВИХ КИСЛОТ. ДОБУВАННЯ 456.5 KB
  Зміст лекційного матеріалу на тему Карбонові кислоти. Завдання різного рівня складності по темі: Карбонові кислоти. Попередні забезпечуючі Хімія Особливості будови карбонових кислот на прикладі молекули оцтової кислоти та її фізикохімічні властивості. Пояснити роль молочної кислоти у виробництві молочнокислих продуктів.
52979. Вода – життя основа 41 KB
  Мета: підвищити рівень інформативності і розширити знання учасників про значення роль і вплив води на людей та все живе на землі; детальніше ознайомити з фізичними властивостями води; формувати життєво важливі переконання виховувати любов до природи. Розвиток людської цивілізації потребує все більше і більше кількості прісної води. Властивості води в основному вивчені але ще дуже багато таємниць води не розкриті. На сьогоднішньому занятті ми з вами ознайомимося з фізичними і ще мало вивченими властивостями води більш докладніше...
52981. ФИЗИЧЕСКАЯ ИГРА «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 72.5 KB
  Ребята! Сегодня мы снова встречаемся в этом зале с вами на игре «Счастливый случай». В игре принимают участие команда 11-А класса (название) и команда 11-Б класса (название). Прошу команды занять свои места. ( Команды под музыку занимают свои места в зале).
52982. Круглий стіл «Фізика за чайним столом» 106.5 KB
  Вчитель: Ми з вами часто стикаємося з багатьма звичними речами але знаємо про них мало а деколи навіть не можемо відповісти на найпростіші запитання про фізичні явища які з цими предметами пов’язані. Але учні також один одному можуть ставити питання які їх цікавлять Вчитель: Перед вами на столі стоять блискучі самовари. 1 Вчитель: А чому у самовара ручки дерев’яні або пластмасові Учень: Дерево або пластмаса – поганий провідник тепла порівняно з металом. Вчитель: Ви помітили що підставивши чашки або склянки до носика самовара вони...
52984. Внеклассное мероприятие по физике «Лирическая физика» 64.5 KB
  1 конкурс Разминка Разминка физическая Кто открыл явление инерции Из чего состоят молекулы Прибор для измерения массы тела Основная единица измерения силы В каком городе жил Архимед Состояние вещества если молекулы расположены в строгом порядке Научные предположения о чем – либо Основная единица количества теплоты Плотность чистой воды Какую физическую величину измеряют мензуркой Как называют изменение формы или размеров тела Как называется процесс превращения пара в жидкость Основная единица...
52985. Взаємодія тіл 1.18 MB
  Запропоновані тестові завдання можуть бути використані як для поточної перевірки знань учнів, так і для тематичних атестацій. Задачі і завдання підібрані різних типів - розрахункові, графічні, якісні, задачі-малюнки, умова яких задається за допомогою малюнка, графіка, фотографії.