66692

Особенности управления качеством образовательных услуг

Доклад

Политология и государственное регулирование

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В ее ходе устанавливается соответствие содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Русский

2014-08-26

51 KB

4 чел.

Особенности управления качеством образовательных услуг

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В процессе лицензирования осуществляется оценка условий организации образовательного процесса: организационно-правовых основ; материально-технической базы и учебных ресурсов; социальной инфраструктуры.

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Содержание аттестационной экспертизы состоит в оценке самого образовательного процесса. В ее ходе устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Качество полученного высшего образования призваны характеризовать следующие показатели: требования при приеме; усвоение студентами программного материала по содержанию и результатам текущего контроля, самообследования и выборочного контроля при аттестации; результаты государственной итоговой аттестации выпускников; востребованность выпускников и их трудоустройство.

Предметом и содержанием процедуры государственной аккредитации являются:

  •  оценка эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения;
  •  установление ему государственного статуса (типа и вида);
  •  предоставление на определенный срок прав и полномочий в соответствии с законодательством.

Таким образом, комплексная оценка деятельности учебного заведения предусматривает объединение экспертизы условий образовательного процесса, его содержания и его результатов. Необходимость всесторонней оценки образовательных услуг обусловлена сложностью и многокомпонентностью самого понятия «качество образования». К составляющим качества образования можно отнести: качество управления, качество ценностей, целей и норм; качество условий; качество образовательного процесса, который, в свою очередь, включает качество содержания и качество технологии образования; а также качество результата образования (рис. 4).

                                                                                                                          

Рисунок 4 – Составляющие качества образования

Включение качества ценностей, целей и норм в составляющие качества образования не случайно, так как именно они определяют тот уровень, относительно которого измеряется качество остальных составляющих. Этот уровень отражает требования различных групп потребителей. Как уже отмечалось, в число потребителей услуг высших учебных заведений могут входить: общество в лице государства, студенты вуза, абитуриенты, потенциальные работодатели, работники вуза, а также родители студентов и абитуриентов, которые в российских условиях, как правило, финансируют своих детей во время обучения.

Специфика образовательной деятельности заключается в том, что студент (обучающийся) является активным участником учебного процесса. В этом состоит отличие сферы образования также и от сферы услуг, в которой потребитель выступает лишь как пассивный участник процесса оказания услуги.

Студенты являются первичными потребителями услуг вуза, но они осознают полезность образования только после того, как они его получили и только тогда можно измерить степень их истинного удовлетворения. Всех остальных потребителей необходимо относить к вторичным.

Условия образования включают материально-техническое обеспечение, пространственно-временное обеспечение, профессорско-преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, научный потенциал вуза, интеллектуальный потенциал студентов.

Результат образования представляет собой знания, умения, навыки и личностные качества выпускника.

Таким образом, специфика образования и государственного регулирования в данной области предопределяют особенности управления качеством образовательных услуг.

В настоящее время можно определить две основные тенденции развития менеджмента качества в сфере образования в РФ.

1. Разработка и внедрение систем менеджмента качества. В настоящее время образовательные учреждения во всем мире приоритетной считают модель СМК, соответствующей МС ИСО серии 9000. В целях адаптации требований данных стандартов к специфике деятельности учебных заведений разработан и действует международный стандарт IWA 2:2003 “Quality management SystemsGuidelines for the application of ISO 9001:2000 in education” (ISO/IWA 2/2007), который принят в РФ в качестве национального ГОСТ Р 52614.2 – 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Этот стандарт позволяет сопоставить положения стандартов ИСО по системам менеджмента качества с педагогической практикой, дает толкование терминов и требований применительно к деятельности образовательного учреждения. Стандарт направлен на максимальную интеграцию традиционной системы управления качеством в вузе и СМК в соотв. с ГОСТ Р ИСО 9001. Областью распространения данного стандарта является только образовательная деятельность, хотя в учебных заведениях осуществляется также воспитательная и научно-исследовательская деятельность, имеющая собственную инфраструктуру, процессы и ресурсы.

СМК может распространяться на отдельное подразделение ОУ, ОУ в целом или все ОУ федерального или муниципального подчинения.

В конце 2005 года СПбГЭТУ совместно с МИСИС, МГТУ «Станкин» была разработана типовая модель системы качества образовательного учреждения. Предлагаемая модель в целом соответствует стандартам и руководствам ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, положенной в основу стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 90012001), что позволит ОУ при желании осуществить сертификацию системы на соответствие этому стандарту. Главные отличительные черты типовой модели: 1. Более широкая область распространения. Реестр процессов и видов деятельности включает также воспитательную и внеучебную работу с обучаемыми, научные исследования и разработки, инновационную деятельность, международную деятельность, социальную поддержку студентов и сотрудников, библиотечное и информационное обслуживание. 2. Типовая модель СК рекомендует разработать информационную карту на каждый процесс и документированную процедуру. Инф. карта включает следующую информацию: руководитель процесса; входы и выходы, требования к ним; поставщики и потребители; основные этапы; требуемые ресурсы; измеряемые характеристики процесса; взаимодействие процесса с его поставщиками и потребителями; планируемые мероприятия по достижению целей процесса и его улучшения.  

2. Применение самооценки деятельности организации. Российские образовательные учреждения применяют модели самооценки – Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества и Модель конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Минобрнауки РФ. Модель Конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).  

Необходимо отметить, что все перечисленные подходы имеют в своей основе процессную ориентацию, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью пересечения  системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9791. Основные этапы решения задачи с помощью ПК 84.5 KB
  Основные этапы решения задачи с помощью ПК При решении любой задачи на ПК предполагается, что некоторая информация подвергается обработке по предварительно составленной инструкции, называемой программой. Поэтому под решением задачи на ПК подразумева...
9792. Составной оператор. Условный оператор 72 KB
  Составной оператор Простейший оператор который задает последовательное выполнение операторов, входящих в него один за одним. Применяется тогда, когда синтаксис языка Паскаль допускает использование только одного оператора, в то время ка...
9793. Ввод-вывод данных 44 KB
  Ввод-вывод данных Вывод данных: WRITE(x1,x2,x3) WRITELN(x1,x2,x3) Вывод завершается переводом курсора на новую строку. x1,x2,x3 - список выражений. Каждое выражение может иметь один из трех видов: e e:m e:m:n...
9794. Описание типов. Типизированные константы 117 KB
  Описание типов В простейшем случае тип переменной указывается при ее описании явно. Однако Pascal допускает отдельное определение типа. Иными словами, можно сопоставить типу некоторое имя и в дальнейшем вместо явного указания типа использовать введе...
9795. Работа с массивами 70.5 KB
  Работа с массивами Постановка задачи Задан массив M=(3,4,5,-6,3,8,1,-5,-4,9). Найти сумму, произведение всех элементов массива количество положительных, отрицательных элементов номер максимального и минимального элементов массива. Алгоритм решения...
9796. Задача поиска. Линейный поиск (последовательный поиск) 48.5 KB
  Задача поиска Постановка задачи: Задан массив содержащий n фамилий. Необходимо определить существует ли в этом массиве заданная фамилия. Если существует, необходимо вывести её номер, иначе сообщить об её отсутствии. Линейный поиск (последовательный ...
9797. Процедуры и функции. Блочная структура программы 112.5 KB
  Процедуры и функции. Блочная структура программы Введение Систематический подход к программированию предполагает повышенное внимание к аспектам, связанным со структурой программы. Представление программы как совокупности (иерархии) относительно обос...
9798. Принятие решений в условиях риска, Эффективность выпуска новых видов продукции 66 KB
  Принятие решений в условиях риска. Элементы неопределенности, присущие функционированию и развитию многих экономических процессов, обуславливают появление ситуаций, не имеющих однозначного исхода (решения). Это обстоятельство усложняет процесс...
9799. Принятие решений в условиях неопределенности 72 KB
  Принятие решений в условиях неопределенности. При принятии решений в условиях неопределенности, когда вероятности возможных вариантов обстановки неизвестны, может быть использованы ряд критериев, выбор каждого из которых, наряду с характером решаем...