66692

Особенности управления качеством образовательных услуг

Доклад

Политология и государственное регулирование

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В ее ходе устанавливается соответствие содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Русский

2014-08-26

51 KB

4 чел.

Особенности управления качеством образовательных услуг

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В процессе лицензирования осуществляется оценка условий организации образовательного процесса: организационно-правовых основ; материально-технической базы и учебных ресурсов; социальной инфраструктуры.

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Содержание аттестационной экспертизы состоит в оценке самого образовательного процесса. В ее ходе устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Качество полученного высшего образования призваны характеризовать следующие показатели: требования при приеме; усвоение студентами программного материала по содержанию и результатам текущего контроля, самообследования и выборочного контроля при аттестации; результаты государственной итоговой аттестации выпускников; востребованность выпускников и их трудоустройство.

Предметом и содержанием процедуры государственной аккредитации являются:

  •  оценка эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения;
  •  установление ему государственного статуса (типа и вида);
  •  предоставление на определенный срок прав и полномочий в соответствии с законодательством.

Таким образом, комплексная оценка деятельности учебного заведения предусматривает объединение экспертизы условий образовательного процесса, его содержания и его результатов. Необходимость всесторонней оценки образовательных услуг обусловлена сложностью и многокомпонентностью самого понятия «качество образования». К составляющим качества образования можно отнести: качество управления, качество ценностей, целей и норм; качество условий; качество образовательного процесса, который, в свою очередь, включает качество содержания и качество технологии образования; а также качество результата образования (рис. 4).

                                                                                                                          

Рисунок 4 – Составляющие качества образования

Включение качества ценностей, целей и норм в составляющие качества образования не случайно, так как именно они определяют тот уровень, относительно которого измеряется качество остальных составляющих. Этот уровень отражает требования различных групп потребителей. Как уже отмечалось, в число потребителей услуг высших учебных заведений могут входить: общество в лице государства, студенты вуза, абитуриенты, потенциальные работодатели, работники вуза, а также родители студентов и абитуриентов, которые в российских условиях, как правило, финансируют своих детей во время обучения.

Специфика образовательной деятельности заключается в том, что студент (обучающийся) является активным участником учебного процесса. В этом состоит отличие сферы образования также и от сферы услуг, в которой потребитель выступает лишь как пассивный участник процесса оказания услуги.

Студенты являются первичными потребителями услуг вуза, но они осознают полезность образования только после того, как они его получили и только тогда можно измерить степень их истинного удовлетворения. Всех остальных потребителей необходимо относить к вторичным.

Условия образования включают материально-техническое обеспечение, пространственно-временное обеспечение, профессорско-преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, научный потенциал вуза, интеллектуальный потенциал студентов.

Результат образования представляет собой знания, умения, навыки и личностные качества выпускника.

Таким образом, специфика образования и государственного регулирования в данной области предопределяют особенности управления качеством образовательных услуг.

В настоящее время можно определить две основные тенденции развития менеджмента качества в сфере образования в РФ.

1. Разработка и внедрение систем менеджмента качества. В настоящее время образовательные учреждения во всем мире приоритетной считают модель СМК, соответствующей МС ИСО серии 9000. В целях адаптации требований данных стандартов к специфике деятельности учебных заведений разработан и действует международный стандарт IWA 2:2003 “Quality management SystemsGuidelines for the application of ISO 9001:2000 in education” (ISO/IWA 2/2007), который принят в РФ в качестве национального ГОСТ Р 52614.2 – 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Этот стандарт позволяет сопоставить положения стандартов ИСО по системам менеджмента качества с педагогической практикой, дает толкование терминов и требований применительно к деятельности образовательного учреждения. Стандарт направлен на максимальную интеграцию традиционной системы управления качеством в вузе и СМК в соотв. с ГОСТ Р ИСО 9001. Областью распространения данного стандарта является только образовательная деятельность, хотя в учебных заведениях осуществляется также воспитательная и научно-исследовательская деятельность, имеющая собственную инфраструктуру, процессы и ресурсы.

СМК может распространяться на отдельное подразделение ОУ, ОУ в целом или все ОУ федерального или муниципального подчинения.

В конце 2005 года СПбГЭТУ совместно с МИСИС, МГТУ «Станкин» была разработана типовая модель системы качества образовательного учреждения. Предлагаемая модель в целом соответствует стандартам и руководствам ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, положенной в основу стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 90012001), что позволит ОУ при желании осуществить сертификацию системы на соответствие этому стандарту. Главные отличительные черты типовой модели: 1. Более широкая область распространения. Реестр процессов и видов деятельности включает также воспитательную и внеучебную работу с обучаемыми, научные исследования и разработки, инновационную деятельность, международную деятельность, социальную поддержку студентов и сотрудников, библиотечное и информационное обслуживание. 2. Типовая модель СК рекомендует разработать информационную карту на каждый процесс и документированную процедуру. Инф. карта включает следующую информацию: руководитель процесса; входы и выходы, требования к ним; поставщики и потребители; основные этапы; требуемые ресурсы; измеряемые характеристики процесса; взаимодействие процесса с его поставщиками и потребителями; планируемые мероприятия по достижению целей процесса и его улучшения.  

2. Применение самооценки деятельности организации. Российские образовательные учреждения применяют модели самооценки – Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества и Модель конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Минобрнауки РФ. Модель Конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).  

Необходимо отметить, что все перечисленные подходы имеют в своей основе процессную ориентацию, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью пересечения  системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5061. Технологический процесс изготовления шестерни 394 KB
  Одним из путей повышения производительности труда и снижения себестоимости изготовления изделий является совершенствование действующих технологических процессов и их замена более прогрессивными. Эта работа проводится на основе к...
5062. Технологические процессы и оборудование пластического деформирования 25.67 KB
  Сегодня, когда конкурентный рынок вынуждает производителей переходить к наиболее качественным и дешевым продуктам, особенно важно оценить все аспекты производства, распространения и потребления изделия еще на стадии его разработки, чтобы из...
5063. Проектирование привода люлечного элеватора 427 KB
  Определение срока службы привода Срок службы (ресурс). Определение силовых и кинематических параметров привода. Расчет требуемой мощности двигателя. Расчет силовых и кинематических параметров привода...
5064. Розрахунок приводу пластичного конвеєра 2.71 MB
  Технічний рівень усіх галузей народного господарства в значній мірі визначається рівнем розвитку машинобудування. Одним з напрямків вирішення задачі створення і запровадження нових високоефективних і продуктивних знарядь праці є вдосконалення і розвиток конструкцій...
5065. Пожарная нагрузка помещений. Огнестойкость. Классификация помещений и производств по пожароопасности 127 KB
  Пожарная нагрузка помещений. Огнестойкость. Классификация помещений и производств по пожароопасности. Пожарная нагрузка помещений. Пожарная нагрузка – количество теплоты, которое может выделиться в помещение (здание) при пожаре. В нашей стране,...
5066. Дослідження цифро-аналогового перетворювача 108 KB
  Дослідження цифро-аналогового перетворювача Мета роботи: Дослідити роботу цифро-аналогового перетворювача. Завдання: До лабораторної роботи. Із довідника з напівпровідникових інтегральних мікросхем за-писати до теоретичних положен...
5067. Изучение системы автоматизированного моделирования и параметрической оптимизации 823 KB
  Изучение системы автоматизированного моделирования и параметрической оптимизации Цель работы: Ознакомление с системой автоматизированного моделирования и параметрической оптимизации (СИАМ), приобретение практических навыков исследования и оптимизаци...
5068. Память. Факторы забывания и нарушения памяти 64.5 KB
  Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн...
5069. Боевые действия русского флота на Балтийском море в 1914-1917 гг 208.5 KB
  Русский флот в первую мировую войну вел боевые действия на Балтийском, Черном и Баренцевом морях, а отдельные корабли — в Средиземном море и на океанских театрах. Наиболее напряженная борьба шла на Балтийском и Черном морях. К началу войны русс...