66692

Особенности управления качеством образовательных услуг

Доклад

Политология и государственное регулирование

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В ее ходе устанавливается соответствие содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Русский

2014-08-26

51 KB

4 чел.

Особенности управления качеством образовательных услуг

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В процессе лицензирования осуществляется оценка условий организации образовательного процесса: организационно-правовых основ; материально-технической базы и учебных ресурсов; социальной инфраструктуры.

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Содержание аттестационной экспертизы состоит в оценке самого образовательного процесса. В ее ходе устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Качество полученного высшего образования призваны характеризовать следующие показатели: требования при приеме; усвоение студентами программного материала по содержанию и результатам текущего контроля, самообследования и выборочного контроля при аттестации; результаты государственной итоговой аттестации выпускников; востребованность выпускников и их трудоустройство.

Предметом и содержанием процедуры государственной аккредитации являются:

  •  оценка эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения;
  •  установление ему государственного статуса (типа и вида);
  •  предоставление на определенный срок прав и полномочий в соответствии с законодательством.

Таким образом, комплексная оценка деятельности учебного заведения предусматривает объединение экспертизы условий образовательного процесса, его содержания и его результатов. Необходимость всесторонней оценки образовательных услуг обусловлена сложностью и многокомпонентностью самого понятия «качество образования». К составляющим качества образования можно отнести: качество управления, качество ценностей, целей и норм; качество условий; качество образовательного процесса, который, в свою очередь, включает качество содержания и качество технологии образования; а также качество результата образования (рис. 4).

                                                                                                                          

Рисунок 4 – Составляющие качества образования

Включение качества ценностей, целей и норм в составляющие качества образования не случайно, так как именно они определяют тот уровень, относительно которого измеряется качество остальных составляющих. Этот уровень отражает требования различных групп потребителей. Как уже отмечалось, в число потребителей услуг высших учебных заведений могут входить: общество в лице государства, студенты вуза, абитуриенты, потенциальные работодатели, работники вуза, а также родители студентов и абитуриентов, которые в российских условиях, как правило, финансируют своих детей во время обучения.

Специфика образовательной деятельности заключается в том, что студент (обучающийся) является активным участником учебного процесса. В этом состоит отличие сферы образования также и от сферы услуг, в которой потребитель выступает лишь как пассивный участник процесса оказания услуги.

Студенты являются первичными потребителями услуг вуза, но они осознают полезность образования только после того, как они его получили и только тогда можно измерить степень их истинного удовлетворения. Всех остальных потребителей необходимо относить к вторичным.

Условия образования включают материально-техническое обеспечение, пространственно-временное обеспечение, профессорско-преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, научный потенциал вуза, интеллектуальный потенциал студентов.

Результат образования представляет собой знания, умения, навыки и личностные качества выпускника.

Таким образом, специфика образования и государственного регулирования в данной области предопределяют особенности управления качеством образовательных услуг.

В настоящее время можно определить две основные тенденции развития менеджмента качества в сфере образования в РФ.

1. Разработка и внедрение систем менеджмента качества. В настоящее время образовательные учреждения во всем мире приоритетной считают модель СМК, соответствующей МС ИСО серии 9000. В целях адаптации требований данных стандартов к специфике деятельности учебных заведений разработан и действует международный стандарт IWA 2:2003 “Quality management SystemsGuidelines for the application of ISO 9001:2000 in education” (ISO/IWA 2/2007), который принят в РФ в качестве национального ГОСТ Р 52614.2 – 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Этот стандарт позволяет сопоставить положения стандартов ИСО по системам менеджмента качества с педагогической практикой, дает толкование терминов и требований применительно к деятельности образовательного учреждения. Стандарт направлен на максимальную интеграцию традиционной системы управления качеством в вузе и СМК в соотв. с ГОСТ Р ИСО 9001. Областью распространения данного стандарта является только образовательная деятельность, хотя в учебных заведениях осуществляется также воспитательная и научно-исследовательская деятельность, имеющая собственную инфраструктуру, процессы и ресурсы.

СМК может распространяться на отдельное подразделение ОУ, ОУ в целом или все ОУ федерального или муниципального подчинения.

В конце 2005 года СПбГЭТУ совместно с МИСИС, МГТУ «Станкин» была разработана типовая модель системы качества образовательного учреждения. Предлагаемая модель в целом соответствует стандартам и руководствам ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, положенной в основу стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 90012001), что позволит ОУ при желании осуществить сертификацию системы на соответствие этому стандарту. Главные отличительные черты типовой модели: 1. Более широкая область распространения. Реестр процессов и видов деятельности включает также воспитательную и внеучебную работу с обучаемыми, научные исследования и разработки, инновационную деятельность, международную деятельность, социальную поддержку студентов и сотрудников, библиотечное и информационное обслуживание. 2. Типовая модель СК рекомендует разработать информационную карту на каждый процесс и документированную процедуру. Инф. карта включает следующую информацию: руководитель процесса; входы и выходы, требования к ним; поставщики и потребители; основные этапы; требуемые ресурсы; измеряемые характеристики процесса; взаимодействие процесса с его поставщиками и потребителями; планируемые мероприятия по достижению целей процесса и его улучшения.  

2. Применение самооценки деятельности организации. Российские образовательные учреждения применяют модели самооценки – Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества и Модель конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Минобрнауки РФ. Модель Конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).  

Необходимо отметить, что все перечисленные подходы имеют в своей основе процессную ориентацию, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью пересечения  системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61216. Інформатика – наука ХХ століття. Поняття інформації і повідомлення. Інформація та інформаційні процеси. Носії інформації. Кодування. Інформаційні процеси 154 KB
  Мета: засвоєння та узагальнення окремих фактів до формування в учнів понять категорій систем на ocнoві життєвого досвіду загальні основи термінології предмету Інформатика спеціалізаціі технологія властивості...