66692

Особенности управления качеством образовательных услуг

Доклад

Политология и государственное регулирование

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В ее ходе устанавливается соответствие содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Русский

2014-08-26

51 KB

4 чел.

Особенности управления качеством образовательных услуг

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В процессе лицензирования осуществляется оценка условий организации образовательного процесса: организационно-правовых основ; материально-технической базы и учебных ресурсов; социальной инфраструктуры.

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Содержание аттестационной экспертизы состоит в оценке самого образовательного процесса. В ее ходе устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Качество полученного высшего образования призваны характеризовать следующие показатели: требования при приеме; усвоение студентами программного материала по содержанию и результатам текущего контроля, самообследования и выборочного контроля при аттестации; результаты государственной итоговой аттестации выпускников; востребованность выпускников и их трудоустройство.

Предметом и содержанием процедуры государственной аккредитации являются:

  •  оценка эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения;
  •  установление ему государственного статуса (типа и вида);
  •  предоставление на определенный срок прав и полномочий в соответствии с законодательством.

Таким образом, комплексная оценка деятельности учебного заведения предусматривает объединение экспертизы условий образовательного процесса, его содержания и его результатов. Необходимость всесторонней оценки образовательных услуг обусловлена сложностью и многокомпонентностью самого понятия «качество образования». К составляющим качества образования можно отнести: качество управления, качество ценностей, целей и норм; качество условий; качество образовательного процесса, который, в свою очередь, включает качество содержания и качество технологии образования; а также качество результата образования (рис. 4).

                                                                                                                          

Рисунок 4 – Составляющие качества образования

Включение качества ценностей, целей и норм в составляющие качества образования не случайно, так как именно они определяют тот уровень, относительно которого измеряется качество остальных составляющих. Этот уровень отражает требования различных групп потребителей. Как уже отмечалось, в число потребителей услуг высших учебных заведений могут входить: общество в лице государства, студенты вуза, абитуриенты, потенциальные работодатели, работники вуза, а также родители студентов и абитуриентов, которые в российских условиях, как правило, финансируют своих детей во время обучения.

Специфика образовательной деятельности заключается в том, что студент (обучающийся) является активным участником учебного процесса. В этом состоит отличие сферы образования также и от сферы услуг, в которой потребитель выступает лишь как пассивный участник процесса оказания услуги.

Студенты являются первичными потребителями услуг вуза, но они осознают полезность образования только после того, как они его получили и только тогда можно измерить степень их истинного удовлетворения. Всех остальных потребителей необходимо относить к вторичным.

Условия образования включают материально-техническое обеспечение, пространственно-временное обеспечение, профессорско-преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, научный потенциал вуза, интеллектуальный потенциал студентов.

Результат образования представляет собой знания, умения, навыки и личностные качества выпускника.

Таким образом, специфика образования и государственного регулирования в данной области предопределяют особенности управления качеством образовательных услуг.

В настоящее время можно определить две основные тенденции развития менеджмента качества в сфере образования в РФ.

1. Разработка и внедрение систем менеджмента качества. В настоящее время образовательные учреждения во всем мире приоритетной считают модель СМК, соответствующей МС ИСО серии 9000. В целях адаптации требований данных стандартов к специфике деятельности учебных заведений разработан и действует международный стандарт IWA 2:2003 “Quality management SystemsGuidelines for the application of ISO 9001:2000 in education” (ISO/IWA 2/2007), который принят в РФ в качестве национального ГОСТ Р 52614.2 – 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Этот стандарт позволяет сопоставить положения стандартов ИСО по системам менеджмента качества с педагогической практикой, дает толкование терминов и требований применительно к деятельности образовательного учреждения. Стандарт направлен на максимальную интеграцию традиционной системы управления качеством в вузе и СМК в соотв. с ГОСТ Р ИСО 9001. Областью распространения данного стандарта является только образовательная деятельность, хотя в учебных заведениях осуществляется также воспитательная и научно-исследовательская деятельность, имеющая собственную инфраструктуру, процессы и ресурсы.

СМК может распространяться на отдельное подразделение ОУ, ОУ в целом или все ОУ федерального или муниципального подчинения.

В конце 2005 года СПбГЭТУ совместно с МИСИС, МГТУ «Станкин» была разработана типовая модель системы качества образовательного учреждения. Предлагаемая модель в целом соответствует стандартам и руководствам ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, положенной в основу стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 90012001), что позволит ОУ при желании осуществить сертификацию системы на соответствие этому стандарту. Главные отличительные черты типовой модели: 1. Более широкая область распространения. Реестр процессов и видов деятельности включает также воспитательную и внеучебную работу с обучаемыми, научные исследования и разработки, инновационную деятельность, международную деятельность, социальную поддержку студентов и сотрудников, библиотечное и информационное обслуживание. 2. Типовая модель СК рекомендует разработать информационную карту на каждый процесс и документированную процедуру. Инф. карта включает следующую информацию: руководитель процесса; входы и выходы, требования к ним; поставщики и потребители; основные этапы; требуемые ресурсы; измеряемые характеристики процесса; взаимодействие процесса с его поставщиками и потребителями; планируемые мероприятия по достижению целей процесса и его улучшения.  

2. Применение самооценки деятельности организации. Российские образовательные учреждения применяют модели самооценки – Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества и Модель конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Минобрнауки РФ. Модель Конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).  

Необходимо отметить, что все перечисленные подходы имеют в своей основе процессную ориентацию, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью пересечения  системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52108. Was ist Deutschland für uns 38 KB
  Die Musik ist eine Kunst. Ich habe Music gern. In Deutschland können Sie Philharmonie besuchen, und schöne Music hören. Hören die Werk des bekannten Musikers. Solche wie: Iogan Bach, Ludwig van Bethoven, Brahms Johannes. Horen die Werk des Großen Musikers.
52109. Сценарий выступления агитбригады молодых творческих педагогов 88.5 KB
  Карманова Деньгиденежки затем на мотив песни группы Гринджоли Разом нас багато Разом вас багато Всіх не прогодувати Председатель ПК: ах так Ну теперь держитесь отходит в сторону зовёт членов ПК Члены Пк берут транспаранты: ПК нас защитит и ходят по сцене со словами: Разом нас багато Всіх не подолати 3 раза Министр выглядывает кусает губыприносит приказ на повышение З п председателю ПК Все радуются обнимаютсяуходят со сцены Вера Васильевна: вот это да к самому министру не побоялись поехать Ирина Владимировна:...
52110. World AIDS Day is December 1st 70.5 KB
  Ukraine has an HIV/AIDS epidemic. UNAIDS estimates the number of people infected with HIV/AIDS to be between 260 000 and 590 000. The cases of HIV have doubled every year for the past three years. Experts estimate that 1.4 percent of the adult population is HIV positive or has AIDS. This is the highest rate of infection in Eastern Europe and the CIS states. Unfortunately, it is also estimated that about 90 percent of these people don't know, and arent registered with the government thus not receiving the treatment.
52111. Оглянись внимательно вокруг 49.5 KB
  Что по вашему мнению мы должны заложить в фундамент Дома личности способности здоровье окружение Стены можно сравнить с характером человека Их каких кирпичиков по вашему мнению мы возведём стены Дома личности доброта терпение любовь дружба понимание милосердие терпение уважение целеустремленностть Что может быть светом в окошке нашего дома Умение любить людей Что украшает наш дом жизнерадостность оптимизм внешность увлечения духовность И наконец что венчает любой дом Его крыша. Все названные...
52112. Активизация учащегося на уроке как фактор повышения его эффективности 136.5 KB
  В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Вопросы и их роль в активизации деятельности учащихся [7] 2. Приемы активизации [8] Уровни познавательной активности [9] Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. [17] Факторы побуждающие учащихся к активности.
52113. АКТИВІЗАЦІЯ ПІЗНАВАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ НА УРОКАХ УКРАЇНСЬКОЇ МОВИ ТА ЛІТЕРАТУРИ 115 KB
  Сучасний етап історичного розвитку України характеризується істотними змінами в житті її народу оновленням усіх сфер діяльності людини переоцінкою та утвердженням у свідомості нації нових світоглядних орієнтацій. Згідно із законом України Про освіту Державною національною доктриною розвитку освіти України в XXI столітті Концепцією загальної середньої освіти ми маємо здійснити кардинальний перехід від традиційного інформаційнопояснювального навчання зорієнтованого на передачу готових знань до особистісно розвивального спрямованого не...
52114. Створення на уроці умов для підвищення пізнавальної акивності учнів 130 KB
  Нові завдання шкільної освіти в Україні що спрямовані на гуманізацію та демократизацію всього навчального процесу в школі визначають нові пріоритети навчання і виховання потребують формування ініціативної особистості здатної до раціональної творчої праці. Тому ми не повинні забувати про те що сучасні діти не такі якими були ми отже вони потребують від сучасного навчання чогось нового. Формування пізнавального інтересу необхідна умова шкільного навчання. Стійкий пізнавальний інтерес ознака готовності дитини до навчання в школі.
52115. Акваріум 1.51 MB
  Мета: освітня: закріпити знання студентів про влаштування акваріуму в ДНЗ підбір рибок та правила догляду за ними.html на цій сторінці розміщені поради щодо влаштування акваріуму догляду за ним підбору риб та ін. Саме з посмішкою ви повинні заходити до малят у дитячий садок і нести їм лише позитивні емоції не забувати частіше посміхатись адже посмішка це ключик який відкриває найпотаємніше в дитячих душах Оголошення теми і мети заняття: Сьогодні ми поговоримо про влаштування акваріуму та його мешканців. Чи бачили ви проходячи...