66692

Особенности управления качеством образовательных услуг

Доклад

Политология и государственное регулирование

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В ее ходе устанавливается соответствие содержания уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Русский

2014-08-26

51 KB

3 чел.

Особенности управления качеством образовательных услуг

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственное регулирование в области качества образования основано на механизме лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений. В процессе лицензирования осуществляется оценка условий организации образовательного процесса: организационно-правовых основ; материально-технической базы и учебных ресурсов; социальной инфраструктуры.

Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. Содержание аттестационной экспертизы состоит в оценке самого образовательного процесса. В ее ходе устанавливается соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

Качество полученного высшего образования призваны характеризовать следующие показатели: требования при приеме; усвоение студентами программного материала по содержанию и результатам текущего контроля, самообследования и выборочного контроля при аттестации; результаты государственной итоговой аттестации выпускников; востребованность выпускников и их трудоустройство.

Предметом и содержанием процедуры государственной аккредитации являются:

  •  оценка эффективности и результативности деятельности образовательного учреждения;
  •  установление ему государственного статуса (типа и вида);
  •  предоставление на определенный срок прав и полномочий в соответствии с законодательством.

Таким образом, комплексная оценка деятельности учебного заведения предусматривает объединение экспертизы условий образовательного процесса, его содержания и его результатов. Необходимость всесторонней оценки образовательных услуг обусловлена сложностью и многокомпонентностью самого понятия «качество образования». К составляющим качества образования можно отнести: качество управления, качество ценностей, целей и норм; качество условий; качество образовательного процесса, который, в свою очередь, включает качество содержания и качество технологии образования; а также качество результата образования (рис. 4).

                                                                                                                          

Рисунок 4 – Составляющие качества образования

Включение качества ценностей, целей и норм в составляющие качества образования не случайно, так как именно они определяют тот уровень, относительно которого измеряется качество остальных составляющих. Этот уровень отражает требования различных групп потребителей. Как уже отмечалось, в число потребителей услуг высших учебных заведений могут входить: общество в лице государства, студенты вуза, абитуриенты, потенциальные работодатели, работники вуза, а также родители студентов и абитуриентов, которые в российских условиях, как правило, финансируют своих детей во время обучения.

Специфика образовательной деятельности заключается в том, что студент (обучающийся) является активным участником учебного процесса. В этом состоит отличие сферы образования также и от сферы услуг, в которой потребитель выступает лишь как пассивный участник процесса оказания услуги.

Студенты являются первичными потребителями услуг вуза, но они осознают полезность образования только после того, как они его получили и только тогда можно измерить степень их истинного удовлетворения. Всех остальных потребителей необходимо относить к вторичным.

Условия образования включают материально-техническое обеспечение, пространственно-временное обеспечение, профессорско-преподавательский состав, учебно-методическое обеспечение, научный потенциал вуза, интеллектуальный потенциал студентов.

Результат образования представляет собой знания, умения, навыки и личностные качества выпускника.

Таким образом, специфика образования и государственного регулирования в данной области предопределяют особенности управления качеством образовательных услуг.

В настоящее время можно определить две основные тенденции развития менеджмента качества в сфере образования в РФ.

1. Разработка и внедрение систем менеджмента качества. В настоящее время образовательные учреждения во всем мире приоритетной считают модель СМК, соответствующей МС ИСО серии 9000. В целях адаптации требований данных стандартов к специфике деятельности учебных заведений разработан и действует международный стандарт IWA 2:2003 “Quality management SystemsGuidelines for the application of ISO 9001:2000 in education” (ISO/IWA 2/2007), который принят в РФ в качестве национального ГОСТ Р 52614.2 – 2006 «Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования». Этот стандарт позволяет сопоставить положения стандартов ИСО по системам менеджмента качества с педагогической практикой, дает толкование терминов и требований применительно к деятельности образовательного учреждения. Стандарт направлен на максимальную интеграцию традиционной системы управления качеством в вузе и СМК в соотв. с ГОСТ Р ИСО 9001. Областью распространения данного стандарта является только образовательная деятельность, хотя в учебных заведениях осуществляется также воспитательная и научно-исследовательская деятельность, имеющая собственную инфраструктуру, процессы и ресурсы.

СМК может распространяться на отдельное подразделение ОУ, ОУ в целом или все ОУ федерального или муниципального подчинения.

В конце 2005 года СПбГЭТУ совместно с МИСИС, МГТУ «Станкин» была разработана типовая модель системы качества образовательного учреждения. Предлагаемая модель в целом соответствует стандартам и руководствам ENQA (Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании), а также требованиям процессной модели системы менеджмента качества, положенной в основу стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 90012001), что позволит ОУ при желании осуществить сертификацию системы на соответствие этому стандарту. Главные отличительные черты типовой модели: 1. Более широкая область распространения. Реестр процессов и видов деятельности включает также воспитательную и внеучебную работу с обучаемыми, научные исследования и разработки, инновационную деятельность, международную деятельность, социальную поддержку студентов и сотрудников, библиотечное и информационное обслуживание. 2. Типовая модель СК рекомендует разработать информационную карту на каждый процесс и документированную процедуру. Инф. карта включает следующую информацию: руководитель процесса; входы и выходы, требования к ним; поставщики и потребители; основные этапы; требуемые ресурсы; измеряемые характеристики процесса; взаимодействие процесса с его поставщиками и потребителями; планируемые мероприятия по достижению целей процесса и его улучшения.  

2. Применение самооценки деятельности организации. Российские образовательные учреждения применяют модели самооценки – Модель премии Правительства Российской Федерации в области качества и Модель конкурса «Системы обеспечения качества подготовки специалистов» Минобрнауки РФ. Модель Конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»); вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).  

Необходимо отметить, что все перечисленные подходы имеют в своей основе процессную ориентацию, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга и отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью пересечения  системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.


 

 



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32001. Влияние субкультур на социализацию молодёжи в современной России 225 KB
  Теоретические аспекты социализации. Классификация форм социализации . Проблемы социализации молодежи в современном Российском обществе 3. Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур так и отдельно взятых индивидов и личностей.
32002. ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА Методические указания к дипломному проектированию и преддипломной практике 419.5 KB
  Отредактировано в соответствии с новым стандартом ГОСТ. Описаны методика работы над дипломным проектом дипломной работой этапы прохождения проектов и соответствующий перечень необходимых документов даются методические рекомендации по использованию ГОСТов при оформлении проектов. Если вы хотите чтобы вас поняли ваши мысли должны быть изложены в общепринятой форме то есть соответствовать Государственным Общероссийским Стандартам ГОСТ. Свою форму следует использовать только в том случае если ваша мысль выходит за пределы...
32004. Організація обслуговування в закладі харчування 4.5 MB
  Охорона праці і техніка безпеки при виконанні роботи. В XV XVII століттях внаслідок дальшого поділу суспільної праці успішно розвивалась торгівля поступово розширювався внутрішній ринок виростали торговища і ярмарки посилювались економічні зв'язки між окремими містами і землями. З метою уникнення нещасних випадків працівники повинні вивчати правила експлуатації теплового і механічного обладнання і проходити інструктаж у завідуючого виробництвом. Для доочищення картоплі краще використовувати пристосування за допомогою якого продовження...
32005. Антикризисное управление персоналом организации 422.5 KB
  Человеческий фактор антикризисного управления. Антикризисные характеристики управления персоналом. Система антикризисного управления персоналом. Принципы антикризисного управления персоналом.
32006. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ до розробки та оформлення дипломних проектів 285.5 KB
  1 Мета виконання дипломного проекту [3] 2 Постановка задачі і видача технічного завдання [4] 3 Пакет документів що супроводжують дипломну роботу [5] 4 Зміст і обсяг пояснювальної записки [6] 5 Розробка макету видання [7] 6 Вимоги до оформлення дипломних робіт [8] 7 Критерії оцінювання дипломних робіт [9] Список рекомендованої літератури [10] Додаток А Зразок заяви випускника щодо теми та керівника дипломного проекту [10. Перевидання дитячої книги. Перекладене перевидання збірки казок для дітей. Макет щотижневої газети з...
32007. Проект построения ЛВС на основе Fast Ethernet 1.38 MB
  Однако если на уровне настольного ПК волоконнооптический интерфейс только начинает единоборство с проводным то при построении магистральных сетей давно стало фактом безусловное господство оптического волокна. Коммерческие аспекты оптического волокна также говорят в его пользу – оптическое волокно изготавливается из кварца то есть на основе песка запасы которого очень велики. Основные элементы оптического волокна Ядро. Ядро светопередающая часть волокна изготавливаемая либо из стекла либо из пластика.