66699

Научный вклад Сергея Николаевича Виноградского в почвоведение

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Кроме того Сергей Николаевич Виноградский объяснил процесс почвообразования показав что в почве существуют азотофиксирующие бактерии способные давать растениям необходимый для роста азот являющийся одним из главных лимитирующих факторов развития растений.

Русский

2014-08-26

159.5 KB

31 чел.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Факультет почвоведения

Кафедра биологии почв

Реферат на тему:

«Научный вклад Сергея Николаевича Виноградского

в почвоведение»

Выполнено

студентом V курса

Никитиным Дмитрием

Преподаватель:

Красильников Павел Владимирович

Москва  -  2013

Оглавление

[0.0.1] Введение

[0.0.2] Общественно-историческое положение в России

[0.0.3] в период с конца XIX до начала XX века

[0.0.4] Биография С.Н. Виноградского

[0.0.5] Ситуация в науке о почве в конце ХIХ - начале ХХ века

[0.0.6] Значение исследований С.Н. Виноградского для почвоведения

[0.0.7] Ученики и последователи С.Н. Виноградского

[0.0.8] Заключение

[0.0.9] Библиография (основные сочинения) С.Н. Виноградского

Введение

Сергея Николаевича Виноградского справедливо относят к корифеям микробиологии и биологии в целом. Главной заслугой С.Н. Виноградского перед наукой является открытие им такого важного явления как хемосинтез у микроорганизмов. С.Н. Виноградский в 1893 году выделил из почвы анаэробную бактерию Clostridium pasteurianum, усваивающую молекулярный азот. На примере этой бактерии Сергей Николаевич, впервые доказал, что существуют особые микроорганизмы хемотрофы, получающие энергию в результате окисления неорганических веществ. Образующаяся же при окислении энергия используется для ассимиляции углекислого газа или карбонатов. Это открытие С.Н. Виноградского позволило русской микробиологии не только занять ведущее положение в мире, но также - объяснить явление накопления микроорганизмами азота в почве, и помогло понять круговорот этого вещества в природе. Кроме того, Сергей Николаевич Виноградский объяснил процесс почвообразования, показав, что в почве существуют азотофиксирующие бактерии, способные давать растениям необходимый для роста азот, являющийся одним из главных лимитирующих факторов развития растений. Таким образом, С.Н. Виноградский обосновал колоссальное значение микроорганизмов в жизни растений, подтвердив тем самым утверждение В.В. Докучаева об организмах почвы, как ведущем факторе почвообразования.

С именем С.Н.Виноградского связано решение трех больших проблем: 

  •  открытие хемосинтеза у микроорганизмов,
  •  изучение их морфологии, циклов развития и изменчивости, 
  •  изучение экологии почвенных микроорганизмов. 

Общественно-историческое положение в России

в период с конца XIX до начала XX века

В течение всей своей долгой девяностосемилетней жизни С.Н. Виноградский пережил несколько глобальных событий в России и в мире.  Начал свою жизнь Сергей Николаевич Виноградский ещё при капитализме, точнее при его высшей стадии – империализме. Глубокие перемены в общественно-политической жизни государства подтолкнули простой народ на ряд революций, и империализм престал существовать (по крайней мере, на время). После этого наша страна пошла по пути социализма. Война сменялась войной, революция революцией, а С.Н. Виноградский продолжал вести исследовательскую деятельность (правда, уже заграницей) и по её результатам публиковал научные труды. Даже Вторая мировая война, пресекшая деятельность многих видных учёных, не смогла остановить великого микробиолога.  Более того, мировые политические катаклизмы не подорвали здоровье С.Н. Виноградского, и умер он только на 98 году жизни 24 февраля 1953 года.

Уже к концу XIX века многие науки в России достигли больших высот. Открытие периодического закона химических элементов Д.И. Менделеевым, исследования И.И. Мечникова в области иммунитета человека, открытие им антител, геометрия Н.И. Лобачевского – высоко подняли Россию в области науки над другими государствами. Русский язык становится одним из основных в перечне публикуемых мировыми научными журналами статей.

К 1917 году у российской науки сформировалась сложная организационная модель. В Петербурге усиленно работала Академия наук. В разных городах России существовало несколько университетов и множество высших учебных институтов. Более того, существовали научные общества и учёные комитеты. В Петербурге работала Пулковская обсерватория, не многим уступающая зарубежным аналогам. Научные общества были в основном университетского типа и функционировали, как правило, при университетах, объединяя учёных, студентов и любителей-профессионалов. В качестве примера приведём хотя бы Вольное экономическое общество и Русское географическое общество. Стоит отметить, что вся наука в России контролировалась и финансировалась только государством, так как для государства развитие науки было одним из приоритетных направлений его деятельности.

После Октябрьской революции 1917 года у Российской науки начался новый этап в развитии. Нельзя забывать и то, что революции, вместе с Первой мировой войной, уничтожили сотни великих умов. Эти катаклизмы вынудили многих учёных эмигрировать за границу. Одним из них был и С.Н. Виноградский. Естественно все эти события ослабили отечественную науку. Поэтому молодой СССР бросил все силы на восстановление научного потенциала и пресёк отток умов из страны.

Новая организационная модель отечественной науки была сформирована в период 1917—1930 гг. В этот период были созданы ведомственные сети научных организаций (наркоматы земледелия, здравоохранения и т. д.). В 1931 г. были установлены основные типы научных учреждений: центральный НИИ, отраслевой институт при вузе, низовые учреждения (заводские лаборатории, опытные станции) и региональные институты. В период с 1931 по 1955 гг. произошла дифференциация научных организаций по стадиям выполнения исследований и разработок на научно-исследовательские, конструкторские, проектные и технологические. Основной курс государственной политики состоял в создании необходимых условий для развития практически всех крупных отраслей знаний. Были созданы две практически изолированные друг от друга системы: военная и гражданская. Научный комплекс ВПК включал в себя крупные научно-технические организации и научные системы ряда ведущих вузов страны. В системе гражданской науки были сформированы академический, вузовский, отраслевой и заводской сектора науки.

Важно отметить следующую характерную черту в политике страны по отношению к науке. Наука стала планироваться заранее на несколько лет вперёд. Учитывая, что планировать научные открытия невозможно, государство стало планировать и, соответственно, финансировать науку по направлениям (приоритетные для страны или нет). Таким образом, наука как стратегическая отрасль, регулировалась на высшем правительственном уровне.

Так развивалась наука, и менялось отношение к ней в России (СССР) на протяжении жизни С.Н. Виноградского.

Биография С.Н. Виноградского

Сергей Николаевич Виноградский родился 13 сентября 1856 года в Киеве в семье состоятельного юриста. По достижении 6 летнего возраста поступил во вторую гимназию родного города. После успешного прохождения всех классов гимназии Виноградский в 1873 поступает в Киевский университет на юридический факультет. Несмотря на это, учение ему не нравится и, с позволения родителей, он переходит на естественное отделение физико-математического факультета того же Киевского университета. Эти занятия также не понравились Виноградскому, поэтому отучившись 2 курса, он покидает университет и поступает в Петербургскую консерваторию в класс фортепиано. Здесь будущий великий микробиолог получает музыкальное образование.

В начале 1877 года весьма разносторонний молодой человек, С.Н. Виноградский, опять тянется к изучению естественных наук и, в ноябре этого же года вновь поступает на 2 курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. Как раз в 80-90е годы 19 века в Петербургском университете активно формируется русская школа естествознания. У С.Н. Виноградского были великолепные лекторы такие, как В.В. Докучаев, П.А. Костычев, Н.Н. Бекетов, А.М. Бутлеров и другие. В.И.Вернадский писал в "Автобиографических заметках": "Петербургский университет того времени в физико-математическом факультете на его естественном отделении был блестящим. Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Фаминцын, Богданов, Вагнер, Сеченов, Овсянников, Костычев, Иностранцев, Воейков, Петрушевский, Бутлеров, Коновалов оставили глубокий след в истории естествознания в России. На лекциях многих из них - на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева - открылся перед нами новый мир, и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью… ". С.Н Виноградский сразу увлёкся ботаникой, химией и почвоведением. Особенно интересовала его ботаника, которая в те времена занималась изучением не только растений, но и грибов и микроорганизмов. Химией же С. Н. Виноградский занимался под руководством такого известного исследователя как Н.А. Меншуткин.  Он дал С.Н. Виноградскому серьёзнейшие знания по аналитической химии, помогшие ему сделать впоследствии важные выводы о явлении хемосинтеза.

Активная научная деятельность С.Н. Виноградского начинается в 1880-х годах. К тому времени прошло уже четверть века после обнаружения Луи Пастером в вине микроорганизмов и предоставлением неоспоримых доказательств того, что брожение осуществляется не химическим, а биологическим путём. То есть, Пастер показал важную роль микроорганизмов в жизни человека.  Также прошло уже 20-30 лет после знаменитых публикаций Ч. Дарвина, показавшего огромное значение борьбы за существование в эволюции биологических видов. До выводов Ч. Дарвина считалось, что все виды животных и растений на Земле были и будут в неизменном виде, а борьба за существования не играет существенной роли. Именно изучая эти работы Ч. Дарвина, по словам С.Н. Виноградского, ему пришла в голову мысль создать универсальный метод элективных сред, чтобы выделять новые виды микроорганизмов.

Научным руководителем С.Н. Виноградского в Санкт-Петербургском университете стал А.С. Фаминцын. Именно от него С.Н. Виноградский получил своё глубокое биологическое образование. А.С. Фаминцын вёл научную деятельность по весьма разнообразным тематикам. Он был одновременно и ботаником и физиологом растений (не следует забывать, что в то время микроорганизмы так же считались растениями). Более всего А.С. Фаминцына интересовали энергетических процессы у водорослей (в  том числе и цианобактерий (сине-зелёных водорослей)). Исследователь разрабатывал и фундаментальные вопросы биологии. Так, например, А.С. Фаминцын является одним из авторов теории симбиогенеза.

По окончании университета и прохождения военной службы вольноопределяющимся Виноградский в 1884 году в порядке завершения подготовки к профессорскому званию отправляется в Страсбург к знаменитому микологу и микробиологу Генриху Антону де Бари. Де Бари мало занимался растениями и больше интересовался грибами. Его справедливо считают одним из основоположников  микологии. Родился де Бари 26 января 1831 во Франкфурте-на-Майне, и к тому времени как к нему приехал С.Н. Виноградский, уже был видным учёным.  Примерно в это время Антон де Бари становится профессор ботаники Фрейбургского (с 1855 г.), Галльского (с 1867 г.) и Страсбургского (с 1872 г.) университетов, одновременно являясь директором ботанических садов этих университетов. Основные работы Де Бари посвящены морфологии, биологии, развитию высших грибов (макромицетов), лишайников, миксомицетов и водорослей. Ученый первым изучил жизненный цикл многих грибов, открыл и исследовал процесс оплодотворения у грибов. Становится понятным, почему С.Н. Виноградский полностью посвятил себя науке, имея такого замечательного учителя.

Иногда обсуждается вопрос, можно ли считать С.Н. Виноградского русским, а не иностранным учёным? Ведь свои научные труды он написал, живя за границей.  На этот вопрос можно с уверенностью ответить положительно. С.Н. Виноградский, живя вне России, только воспринимал образ жизни своих немецких коллег, учился жить по-европейски, во всех остальных случаях - отгораживался от мира европейской светскостью, оставаясь, по сути, чисто русским человеком. То есть, его менталитет не менялся.

Микробиология в ту эпоху была очень молодой, но быстро развивающейся наукой. Обычно микробиологи исследовали только бактерий, и никому и в голову не могла прийти мысль, чтобы хотя бы одна из них могла получать энергию не от разложения органики и не от света солнца, а от какого-то другого источника питания. Можно отнести к работе самого провидения то, что в лаборатории де Бари молодому С.Н. Виноградскому было поручено изучение нитчатых серобактерий, являвшихся в то время ботаническим объектом. Тогда физиология и биохимия этих бактерий была абсолютно неизвестна. Непонятна была и их систематическая принадлежность к какому-либо классу этих организмов. Сам С.Н. Виноградский в своих дневниках так описывает свою работу у Антона де Бари: "Моя первая работа появилась в ту эпоху (1885 г.), когда в молодой микробиологической науке безраздельно господствовали идеи и методы двух школ - школы Пастера и школы Коха. Эти методы были строго стандартизованы и считались обязательными для всех исследователей. Я только начинал тогда работать в области микробиологии и делал всё возможное, чтобы приноровиться к ним, но был достаточно дальновиден, чтобы сомневаться в успехе: серобактерии представляют собой исключение из обычных типов и до того времени были совершенно неизвестны. Я пошёл своим путём, придерживаясь строго индуктивного метода, гарантирующего наиболее надёжно от всех заблуждений и ошибок".

Таким образом, уже с первых шагов видна научная самостоятельность и смелость мысли молодого исследователя. С.Н. Виноградский часами сидел над микроскопом, наблюдая за поведением глобул серы в клетках серобактерий при поступлении и отсутствии раствора сероводорода. Работа была трудная и кропотливая, и ему потребовалось немало труда, чтобы сделать даже самые поверхностные выводы.  Ему удалось выяснить, что когда раствора сероводорода не было, капельки серы на стенках бактерий исчезали. При появлении же сероводорода в растворе, сера в клетках появлялась. Таким образом, С.Н. Виноградский установил несколько фактов далеко выходящих из сферы ботаники. Так, первый факт показал,  что чистая сера не только не вредит бактериям, но и является для них запасным питательным веществом.  А второй факт (его можно считать предшественником первого факта) произвёл в научном мире эффект разорвавшейся бомбы. Оказывается, окисление серы служит для серобактерий источником энергии. Из   второго факта сам собой напрашивается вывод: эти микроорганизмы могут получать энергию для роста от окисления неорганических веществ.

С.Н. Виноградский поведал о своём открытии миру на научной конференции в Страсбурге. Доклад молодого учёного был оценён по достоинству и  некоторые участники конференции сочли открытие Виноградского эпохальным. Другие же - указали исследователю на невыполнение одного из главных постулатов Р. Коха, то есть на отсутствие чистой культуры такого удивительного микроорганизма. И это было правдой. У С.Н. Виноградского была только грязная культура изучаемых микробов.

Ситуация в науке о почве в конце ХIХ - начале ХХ века

Период с конца XIX до начало XX века можно смело назвать «золотым» и «серебряным» веками в почвоведении. Это время в истории почвоведения часто ассоциируют с именем В.В.Докучаева. Ведь он, как известно, является основателем генетического почвоведения в России. Кроме того, В.В. Докучаев основал школу Русского почвоведения, которая воспитала множество блестящих учеников, многие из которых стали основоположниками новых научных дисциплин. Так, например, В.И Вернадский основал геохимию и биогеохимию; В.Н. Сукачёв – геоботанику и фитоценологию, и т.д.

Выдающийся вклад в развитие отечественного почвоведения, земледелия и агрохимии внес Д.Н. Прянишников, разработавший  теорию питания растений и методы повышения плодородия почвы, особенно при помощи широкого применения минеральных удобрений. Он многое сделал для разработки физиологических основ современного научного земледелия и растениеводства. Основным вопросом исследований  Д.Н. Прянишникова был азотный обмен у растений, в который он внес ясность и сделал  важные обобщения.  Однако Д.Н. Прянишников не понимал, откуда берётся азот в почве. Он только установил, что минеральный азот накапливается под бобовыми культурами, но почему происходит этот процесс, объяснить не мог. С. Н. Виноградскому удалось выяснить механизм этого процесса; он доказал, что минеральный азот проводят некоторые бактерии, и назвал такой процесс азотофиксацией.

К.А.Тимирязев, изучая физиологию растений и процесс фотосинтеза у них, разработал способ повышения продуктивности сельскохозяйственных культур. Исследователь считал, что основной задачей земледелия является изучение требований растений и  удовлетворение их потребностей при помощи различных приёмов, которые должны быть направлены, прежде всего, на развитие растения в нужном для земледельца направлении. Он считал, что при объединении теории и практики возможно «вырастить два колоса, там, где прежде рос один».

П.А. Костычев также является видной фигурой для почвоведения. Многие учёные ставят его в один ряд с В.В. Докучаевым, так как именно П.А. Костычев наглядно показал решающую роль растений для почвообразования. Ранее же считалось, что растения если и влияют на образование почв, то очень незначительно. Поэтому,  П.А. Костычев является родоначальником агробиологического направления в почвоведении. Ещё можно отметить большой вклад этого исследователя в такие дисциплины как почвоведение, ботаника, агрономия, агрохимия и ряд других.

Знаменитым практиком-агрономом в России являлся в то время А.Г. Дояренко.  Более того, его исследования физиологии растений, влияния на растения различных агроприёмов, использования растениями солнечной энергии сохранили свою актуальность и в наши дни. Изучение водно-воздушного и пищевого режимов почвы привело А.Г. Дояренко к выводу об их решающей роли в регулировании строения пахотного слоя почвы.

Ещё один представитель русского почвоведения - Н. М. Сибирцев. Исследователь являлся представителем школы почвоведов В.В Докучаева. Н. М. Сибирцев, так же как и его учитель, сыграл важную роль в становлении генетического почвоведения.  Кроме того, учёный проявил себя и в таких “молодых” науках как география почв и картография почв. Имя Н. М. Сибирцева в первую очередь связывают с открытием и управлением первой в мире кафедрой почвоведения в Новоалександрийском институте сельского хозяйства и лесоводства. К тому же этот учёный является  автором первого учебника по почвоведению, где развил не только свои идеи, но и мысли В.В Докучаева.

Ещё одним замечательным учёным того времени был Н.И. Вавилов. Он разработал полицентрическую концепцию зарождения мирового земледелия. Н.И. Вавилов в 1926-1935 годах выделил восемь основных географических областей истории развития земледелия: западно-азитская, индийская, среднеземноморская, африканская, мексиканская, южноамериканская. Исследования показали, что первичные очаги земледелия зародились независимо в разных регионах и датируются третьим – восьмым тысячелетием до нашей эры.

Таким образом, период конца ХIХ - начала XX века является становлением почвоведения не как совокупности разрозненных сведений и данных, а как полноценной фундаментальной науки, наравне с химией, геологией и т.д. Существует множество фактов, подтверждающих это утверждение. Так, В.В. Докучаев в это время формулирует теорию генетического почвоведения, появляется первая классификация почв (по В.В. Докучаеву), доказаны законы горизонтальной и вертикальной зональности почв, обозначены методы исследования почвы (профильный генетический метод и сравнительно-географический метод), дано определение предмета изучения почвоведения, то есть почве. В самом конце ХIХ века, в 1899 году началось издание научного журнала, посвящённого сугубо почве -  "Почвоведение".  А в 1900 г. Н.М. Сибирцев издаёт первый учебник почвоведения. Кроме того, в этот период были разработаны программы по увеличению плодородия и охраны почв.  

Значение исследований С.Н. Виноградского для почвоведения

Во-первых, С.Н. Виноградский установил, что прирост органического вещества нитрификаторов пропорционален количеству окисленного аммиака до нитрита. Позже он так написал об этом открытии: "...Уже теперь можно установить новый факт, имеющий первостепенное значение для физиологии: органическое вещество на земном шаре образуется при жизнедеятельности живых существ не только в процессе фотосинтеза, но и в процессе хемосинтеза <...>. С полным основанием можно заметить, что совокупность вышеупомянутых свойств (фиксация азота в анаэробных условиях) присуща не одной лишь нитромонаде, и что открытые мною бактерии, окисляющие серу и закисное железо, принадлежат к тому же физиологическому типу".

Во-вторых, в Петербурге С.Н. Виноградский открыл первого анаэробного свободноживущего азотфиксатора Clostridium pasteurianum и, таким образом, замкнул цикл азота в почве, поскольку деятельность денитрификаторов, открытых ранее, вызывала опасение, что растительность погибнет от (недостатка) связанного азота.

Кроме того, С.Н. Виноградский в конце жизни обобщил свои мысли о почве и экологических функциях почвенных микроорганизмов в книге «Микробиология почвы». По его собственному выражению С.Н. Виноградский открыл «новую отрасль в микробиологии». В заключительной главе книге «Микробиология почвы» учёный писал об этом так: «Эта новая отрасль микробиологии берёт своё начало от идей Пастера о роли "бесконечно малых" в природе. С другой стороны, несомненно, что поискам живых организмов должно предшествовать ознакомление с явлениями, которые развёртываются в природе». После таких слов становится понятно, что С.Н Виноградский определяет почвенных микроорганизмов как главную силу, изменяющую облик Земли. То есть исследователь говорит о новой науке - биогеохимии, название которой впервые ввёл только его ученик - С.Н. Вернадский. Важно отметить, что для С.Н. Виноградского мысли о биогеохимии пришли после изучения французской агрохимии. Целью работы в области экологической микробиологии служит исследование «…функции подлинной микробиологии в её естественном состоянии, т.е. не изменённой теми условиями, которые создаются в лаборатории, другими словами, к экологии, к исследованию в свободном состоянии в природе. Очевидно, что чистая культура необходима для физиологических и биохимических исследований, но её природа такова, что делает невозможным серьёзные экологические исследования».

Позже стало понятно, что в области экологии микроорганизмов интуиция не подвела Виноградского. "Функции микробов в природе регулируются соревнованием за энергетическое вещество, и этот биологический фактор нельзя вполне заменить химическими представлениями. Метод изучения реальных процессов, осуществляемых микробами в природе, должен быть основан не на исследовании поведения изолированных из природы видов, а на изучении микробных сообществ в целом в природе" – пишет С.Н. Виноградский на страницах своей книги «Микробиология почвы»  [2, с. 781]. Таким образом, Сергей Николаевич пришёл к выводу, что истинным объектом экологической микробиологии должна стать не чистая культура микроорганизмов, а микробное сообщество (популяция).

Кроме того, С.Н. Виноградский является создателем нового метода изучения биоразнообразия микробных сообществ в почве – метода мультисубстратного тестирования [2, с. 792].

Существующие классические методы изучения микроорганизмов почвы (посев на питательные среды, прямая и люминесцентная микроскопия) трудоемки и отражают неполную картину действительности. Так, оценка биоразнообразия микробных сообществ традиционными культуральными методами представляет проблему, так как в данном местообитании могут присутствовать какие-то некультивируемые или просто не растущие на данной среде формы. Люминесцентная микроскопия даёт представление только о численности, но не о разнообразии микроорганизмов. В общем разнообразии микроорганизмов различают генотипическое и функциональное (фенотипическое) разнообразия.  Оценку генотипического разнообразия можно проводить с помощью метода полимеразной цепной реакции (ПЦР), однако ограниченность набора праймеров и дороговизна исследований не позволяет широко внедрить в практику этот метод. Функциональное биоразнообразие проявляется как разнообразие реализованной в данном местообитании функционально значимой генетической информации. Поэтому наиболее удобным и доступным инструментом измерения функционального биоразнообразия является метод мультисубстратного тестирования (МСТ).

В основе МСТ лежит анализ спектров потребления субстратов (СПС) природными микробными сообществами. По существу эта система представляет полную реализацию на современном уровне классической идеи С.Н. Виноградского о методе, позволяющем регистрировать реакцию сложного природного микробного сообщества на предлагаемый к использованию широкий спектр разнообразных углеродсодержащих соединений.

К достоинствам МСТ можно отнести высокую чувствительность при регистрации разнообразных изменений в микробном сообществе, что связано с исключительно богатой комбинаторикой сигналов. Регистрация и обработка данных осуществляются с помощью современных компьютерных технологий, что позволяет эффективно и быстро охарактеризовать структурно-функциональные особенности микробных сообществ.

С помощью МСТ можно быстро и качественно оценить состояние природных (в том числе и почвенных) микробных сообществ, а так же степень их нарушенности или изменения при загрязнении окружающей среды.

Ученики и последователи С.Н. Виноградского

Важно отметить, что из-за необщительности учёного, его нелюдимости, желания вести только самостоятельную работу без помощников, у С.Н. Виноградского было очень мало учеников. Информацию о его работах можно было прочитать только в статьях журналов, а публичных лекций у микробиолога почти не было. Однако ещё раз отметим, что эти факты не уменьшают заслуги С.Н.Виноградского в области биологии и почвоведения.

Самым известным учеником С.Н.Виноградского, который смог продолжить работы своего учителя, стал Василий Леонидович Омелянский. Он также посвятил свои работы изучению роли микроорганизмов в круговороте азота и углерода. Раскрыв основны физиологии этих организмов, Омелянский предложил методы выделения и культивирования нитрифицирующих бактерий на элективных средах. Основной заслугой  В.Л. Омелянского можно считать то, что ему впервые удалось выделить культуры анаэробных эндоспоровых бактерий, способных сбраживать целлюлозу до органических кислот и водорода. Кроме того, исследуя бактерии вида Azotobacter, В.Л Омелянский показал, что эти бактерии могут одновременно усваивать азот из воздуха и образовывать метан из этилового спирта.

В воспоминаниях С. Н. Виноградского очень ярко описана его первая встреча с В. Л. Омелянским и впечатление, которое он на него произвёл. "В 1893 г. в один зимний вечер, насколько помню, в первых числах декабря, я впервые увидел Василия Леонидовича, приехавшего с юга России и явившегося представиться мне в качестве моего будущего ассистента. Мало есть людей на свете, у которых вся внешность - выражение лица, речь, смех, манеры, движения - так верно выражают внутреннего человека, как это было у Василия Леонидовича. Мягкий по натуре, спокойный, уравновешенный, благожелательный, прекрасно воспитанный молодой человек, - представилось мне сразу, и я не только не ошибся, а скорее недооценил... С первого момента и до последнего, в течение почти 35 лет, отношения наши сохраняли неизменно безоблачный характер. Как было со мной, так было и с другими. И этот счастливый характер придавал его личности особенную прелесть. Он был живым примером, насколько характер красит человека, совершенно независимо от его славы и способности".

Другим, менее известным, но не менее значимым учеником С.Н. Виноградского был Даниил Кириллович Заболотный. В отличие от своего учителя и от В.Л. Омелянского, Д.К. Заболотного привлекало не изучение роли микроорганизмов в природных условиях, а их патогенные воздействия на человека. По окончании университета в Новороссийске он два года работал на Одесской бактериологической станции, основанной И. И. Мечниковым, а затем поступил на медицинский факультет Императорского Университета святого Владимира в Киеве, который окончил в 1894 году. Позднее Д.К. Заболотный заинтересовался проблемой иммунизации человека против холеры и чумы. Ставил опыты над добровольцами и даже на самом себе, вводя в кровь возбудителя дизентерии. Подробно изучив географию распространения чумы, Д.К. Заболотный в 1922 году создал учение о природной очаговости этого заболевания.

Важно отметить большую роль Д.К Заболотного в организации и развитии микробиологии в России. В 1898 году он организовал в Петербургском женском медицинском институте первую в России кафедру бактериологии. В 1920 году Д.К Заболотный открыл в Одессе первую в мире кафедру эпидемиологии. А в 1923 году он основал кафедру микробиологии и эпидемиологии с курсом дезинфекции в  Военно-медицинской академии.  В Киеве в 1928 году Д.К Заболотный открыл Украинский институт микробиологии и вирусологии АН УССР, носящий ныне его имя. Кроме того, Д.К Заболотный является одним из основателей Международного общества микробиологов, а также - автором многочисленных научных работ о дифтерии, сыпном тифе, чуме, сифилисе, холере, малярии и других заболеваниях.

Заключение

Значение исследований С. Н. Виноградского для развитии почвоведения трудно переоценить. Открытие им явления хемосинтеза у микроорганизмов не только позволило русской микробиологии занять ведущее положение в мире, но и глубже понять процесс почвообразования, объяснить накопление микроорганизмами азота, одного из главных лимитирующих факторов развития растений. Таким образом, С.Н. Виноградский показал колоссальную роль микроорганизмов в жизни растений и подтвердил теорию В.В. Докучаева об организмах почвы, как о наиболее важном факторе почвообразования.

Описание деятельности С. Н. Виноградского по развитию российской науки о почве я хотел бы завершить словами основателя морской и геологической микробиологии Б.Л. Исаченко: "Таков Виноградский, хорошо известный в кругах учёных и, по сравнению с Мечниковым, мало известный в широких кругах. Русский микробиолог, работая за границей, он остался в душе русским патриотом и создал блестящий ореол вокруг русской науки. На его идеях и методах воспитаны сотни наших микробиологов, его труды способствовали созданию таких наук, как почвоведение и биогеохимия" [5, с. 289].

Библиография (основные сочинения) С.Н. Виноградского

  1.  Виноградский С.Н. Микробиология почвы. Проблемы и методы. Пятьдесят лет исследований. М.: Изд-во АН СССР, 1952.
  2.  Виноградский С.Н. Об усвоении свободного азота атмосферы микробами // Архив биол. Наук. 1895. Т. III. Вып. 4 С.293-351.
  3.  Виноградский С.Н. «Летописи нашей жизни» представляет собой 7 больших тетрадей со сквозной нумерацией (всего 627), проставленной С.Н. Виноградским. Каждая тетрадь имеет своё название:
    1.  Детство. Ранняя юность (с.3-57).
    2.  Консерватория. Университет (с.58-95).
    3.  Страсбург – Цюрих (с.97-132).
    4.  Служба. Институт экспериментальной медицины (с.133-257).
    5.  Городок – Clarens. 1906-1914 (с.258-341).
    6.  Война. Революция. Эмиграция (с.342-484).
    7.  Brie-Comte-Robert (с.486-627).
  4.  Виноградский С.Н. О роли микробов в общем круговороте жизни. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1897; перепечатка: Вестник РАН. 1996. № 12.
  5.  Виноградский С.Н. О чумной контагии и новом средстве для предупреждения и лечения бубонной чумы, напечатанной на правах рукописи. [Материалы к истории Всесоюзного Института Экспериментальной медицины / под ред. К.М. Быкова и др. Ч. I. М.: Наркомздрав СССР, 1941. С. 90].
  6.  Winogradsky S. Clostridium pasterianum, morphologie und Eigenschaften, als buttersaure-Ferment // Zbl. Bakteriol. II Abt. 1902. 9. S. 43.
  7.  Winogradsky S. Die Nitrifikation // Lafar F. Handbuch der Technischen. Mykologie. Bd. 3. Jena: Fisher, 1904-1906. Kap. 5. S. 132-181.
  8.  Winogradsky S. Estudes sur la microbiologie du sul. Premiere memoire. Sur la methode // Ann. Inst. Pasteur. 1925. 39. P. 299-354.
  9.  Winogradsky S. Principes de la microbiologie ecologique // Ant. Van Leewenhoek. 1947.12. P. 5.
  10.  Winogradsky S. Sur la classification des bacteries // Ann. Inst. Pasteur. 1952. 82. P.125-131. 
  11.  Виноградский С.Н. «Железобактерии как аноргоксиданты», 1922.
  12.  Виноградский С.Н. К морфологии организмов процесса образования селитры в почве, 1892.
  13.  Виноградский С.Н. О серобактериях, 1887.
  14.  Виноградский С.Н. Об усвоении свободного азота атмосферы микробами, 1895.

Список использованной литературы

  1.  Виноградский С.Н. Микробиология почвы. Проблемы и методы. Пятьдесят лет исследований. М.: Изд-во АН СССР, 1952.
  2.  Виноградский С.Н. «Летописи нашей жизни» представляет собой 7 больших тетрадей со сквозной нумерацией (всего 627), проставленной С.Н. Виноградским. Каждая тетрадь имеет своё название:
  3.  Детств. Ранняя юность (с.3-57).
  4.  Консерватория. Университет (с.58-95).
  5.  Страсбург – Цюрих (с.97-132).
  6.  Служба. Институт экспериментальной медицины (с.133-257).
  7.  Городок – Clarens. 1906-1914 (с.258-341).
  8.  Война. Революция. Эмиграция (с.342-484).
  9.  Brie-Comte-Robert (с.486-627).
  10.  Виноградский С.Н. О роли микробов в общем круговороте жизни. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1897; перепечатка с купюрами: Вестник РАН. 1996. № 12.
  11.  Исаченко Б.Л. Сергей Николаевич Виноградский. Избр. труды. Т. П. М.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 285-289.
  12.  Имшенецкий А.А. С.Н. Виноградский и его творчество // Виноградский С.Н. Микробиология почвы. М.: Изд-во АН СССР, 1952. С. 3-18.
  13.  Заварзин Г.А. Гений естествознания / К 150-летию со дня рожденья почётного члена АН СССР С.Н. Виноградского, Вестник Российской Академии наук, 2006, том 76, № 8, с. 722-736
  14.  Заварзин Г.А Три жизни великого микробиолога: документальная повесть о Сергее Николаевиче Виноградском под ред. и с комментариями Н.Н. Колотиловой; РАН, Институт микробиологии им. С.Н. Виноградского. – М.: ЛИБРОКОМ, 2009. – 238 с.
  15.  Шлегель Г. Г. История микробиологии. — М: изд-во УРСС, 2002.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69568. IP-туннели 2.31 MB
  Технология NT предназначена для организации взаимодействия с узлов с автономными адресами с узлами расположенными в Интернет. Но технология NT не позволяет обеспечить прозрачный обмен произвольным IP трафиком между узлами в Интернет и узлами с автономными адресами в обоих...