667

Мировой товарный рынок

Реферат

Мировая экономика и международное право

Прогнозирование конъюнктуры мирового товарного рынка. Понятие международного рынка, его функции и виды. Конъюнктура мирового товарного рынка. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка.

Русский

2013-01-06

117.5 KB

209 чел.

Мировой товарный рынок

Введение

Одним из ключевых понятий, раскрывающих механизм взаимодействия продавца и покупателя, является рынок. Выйдя за национально-таможенные границы, он, постепенно приобретая глобальный характер и охватывая все более интенсивное межстрановое движение товаров, услуг, капитала, рабочей силы и информации, становится мировым.

В составе мирового рынка особое место занимает мировой товарный рынок, для которого характерна цикличность развития. Возможность исследования мирового товарного рынка, а в последующем и его прогнозирования с использованием современного инструментария позволяет существенным образом снизить неопределенность мирового товарного рынка.

1. Понятие рынка, его функции и виды

В универсальной трактовке понятие рынка идентично термину рыночный механизм хозяйствования. В обиходном значении рынок рассматривается как место регулярной купли-продажи тех или иных товаров. В научном значении (в основном для целей теории рыночной экономики) рынок представляет собой конкурентный механизм, улавливающий движение спроса и предложения и отражающий их взаимодействие через систему складывающихся в результате этого взаимодействия цен.

В широком смысле рынок можно рассматривать как систему экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, услуг, ценных бумаг, валюты и пр., формирующую и уравновешивающую спрос, предложение и цены.

Рынок позволяет измерить вклад, вносимый каждым его участником вне зависимости от того, отдельная ли это личность или транснациональная компания. Он служит целям поддержания баланса между затратами и результатом в каждом самостоятельном звене хозяйства, способствует достижению эквивалентности в отношениях между экономическими агентами.

В роли главного контролирующего механизма в системе рыночных регуляторов выступает конкуренция.

Конкуренцию следует рассматривать как соперничество, борьбу между производителями товаров и услуг за наилучшие условия производства и сбыта производимых ими товаров и оказываемых услуг. Ее давление заставляет производителей удовлетворять общественные потребности наилучшим образом. Механизм рыночной конкуренции стимулирует компании к эффективной деятельности, использованию прогрессивных новейших технологий, модернизации качественных характеристик и созданию принципиально новой продукции, улучшению организации производственного и управленческого процесса, изысканию путей сокращения издержек.

В подобном контексте рынок выполняет определенные функции, а именно:

1. Посредническую функцию, которая состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения.

  1.    Ценообразующую функцию, которая возникает при столкновении спроса и предложения, а также благодаря конкуренции, в результате чего складываются цены на товары и услуги.
  2.    Информирующую функцию – сложившиеся цены информируют участников рынка о состоянии экономики. В частности, через конкретный разброс цен, их рост или падение можно узнать об объемах производства, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т. д.
  3.  Стимулирующую функцию – цены «вознаграждают» дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее эффективно удовлетворяющие потребности потребителей (низкие цены, высокое качество, принципиально новый товар).
  4.  Регулирующую функцию – из менее выгодных отраслей с пониженными ценами (перепроизводство продукции) инвестиционные ресурсы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). Результатом этого является сокращение производства в одних отраслях и рост в других.
  5.  Оздоравливающую (санирующую) функцию – проявляется в том, что рынок «очищает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности. Те производители, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, не выдерживают ожесточенной борьбы и вытесняются более предприимчивыми экономическими агентами.

Взаимодействие продавцов и покупателей описывается с помощью рыночной структуры, которая представляет собой совокупность условий, определяющих принятие рыночных решений производителями и потребителями. К показателям, характеризующим рыночную структуру, можно отнести:

  •  количество продавцов и покупателей на рынке и их долю;
  •  характеристики товаров и услуг;
  •  наличие барьеров для входа и выхода с рынка;
  •  информационное обеспечение рыночных операций;
  •  характеристику поведения экономических агентов (наличие или отсутствие стратегического поведения).

По степени концентрации производства различают:

  •  рынок совершенной конкуренции;
  •  рынок несовершенной конкуренции (рынок чистой монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии, монополистической конкуренции).

С точки зрения соответствия действующему законодательству различают:

  •  легальный рынок;
  •  нелегальный рынок.

По пространственному признаку различают:

  •  внутренний рынок;
  •  национальный рынок;
  •  международный рынок;
  •  мировой рынок.

Внутренний рынок представляет собой сферу экономического обмена, в рамках которой все произведенное и предназначенное для продажи реализуется внутри данной страны. Внутренний рынок предполагает такие рыночные отношения, при которых отечественные продукты реализуются отечественным же потребителям, не покидая страны.

Национальный рынок рассматривается как рынок данной страны, определенная часть которого связана с экспортом и импортом товаров и услуг (международным обменом).

Международный рынок рассматривается как совокупность сегментов национальных рынков, которые связаны с зарубежными рынками и ориентированы на иностранных покупателей и продавцов.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, связанными между собой участием в международном разделении труда, валютно-кредитными и финансовыми отношениями. Это некое синтетическое понятие, объединяющее рынки всех стран в единое целое. Его можно рассматривать как все более целостное и внутренне взаимосвязанное общемировое единство рынков товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, информации.

Предпосылки для формирования мирового рынка стали возникать в результате развития внутренних рынков отдельных стран, когда товары, услуги и мобильные факторы производства (труд и капитал) стали выходить за национально-государственные границы, что служит главным внешним признаком мирового рынка. Причины подобного выхода кроются в поиске новых сфер и объектов сбыта и путей эффективного международного взаимодействия.

Мировой рынок выполняет те же функции, что и внутренний, но при этом имеет и некоторые особенности.

Так, мировой рынок в степени, большей, чем внутренний рынок, оптимизирует использование факторов производства, направляя их движение в наиболее экономически эффективные сферы рынка.

Свою специфику имеет и санирующая функция мирового рынка. Она проявляется в более жестком, нежели на внутреннем рынке, контроле предлагаемых товаров. Мировой рынок в этом случае выступает в качестве своеобразного фильтра, выбраковывающего из международного обмена те или иные товары, не соответствующие международным стандартам качества, техническим и прочим стандартам. При выходе на внешние рынки производителю приходится сталкиваться со значительной конкуренцией, предъявляющей повышенные требования к предлагаемой продукции. При этом успешная деятельность на внутреннем рынке вовсе не означает, что субъекту хозяйствования удастся занять лидирующие позиции на мировом рынке.

Зарождение мирового рынка относится к XVI-XVII вв., к периоду первоначального накопления капитала, а его окончательное формирование завершилось на рубеже XIX-XX вв. В условиях глобализации понимание мирового рынка как единого рыночного пространства в общем комплексе государств современного мира все больше приобретает свой подлинный смысл.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений мировой рынок включает:

  •  мировой товарный рынок;
  •  мировой рынок капитала;
  •  мировой рынок рабочей силы;
  •  мировой рынок информации;
  •  мировой финансовый рынок;
  •  мировой валютный рынок и пр.

При этом первостепенное значение среди вышеперечисленных рынков имеет мировой товарный рынок.

2. Мировой товарный рынок

Под мировым товарным рынком следует понимать систему экономических отношений между странами по поводу купли-продажи товаров и услуг. Это совокупность устойчивых, повторяющихся экспортно-импортных сделок крупных фирм-поставщиков и покупателей и операций по купле-продаже товаров и услуг, имеющих международные организационные формы (аукционы, биржи и т. д.).

Учитывая тот факт, что далеко не все товары и услуги, реализуемые на внутреннем рынке, могут быть реализованы на мировом, целесообразно разделить их в соответствии с Международной стандартной промышленной классификацией (нередко ее определяют как Международную стандартную классификацию отраслей) (International Standard Industrial ClassificationISIC) на:

А. Торгуемые товары – товары, которые реализуются на зарубежных рынках:

1) сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство и рыболовство (их продукция);

  1.        продукция добывающей промышленности;
  2.        продукция обрабатывающей промышленности;

Б. Неторгуемые товары – товары, которые не реализуются за рубежом, а реализуются в той стране, где они произведены:

  1.        коммунальные услуги и строительство;
  2.        оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы;
  3.    транспортировка, хранение и связь, финансовое посредничество;
  4.    оборона и обязательные социальные услуги;
  5.    образование, здравоохранение и общественные работы;
  6.  прочие коммунальные, социальные и личные услуги.

Анализ предложенной ООН классификации свидетельствует об определенной ее условности. Действительно, многие неторгуемые товары таковыми, по сути, не являются. Например, вооружение является важным объектом международной торговли. Весьма активно предоставляются образовательные услуги иностранным государствам, ведется строительство промышленных и иных объектов за рубежом, развивается международный транспорт и т. д.

Однако подобное разделение товаров и услуг, участвующих в международной торговле, на торгуемые и неторгуемые не случайно. Оно позволяет выяснить, в какой степени конкретная страна располагает или не располагает торгуемыми товарами, что имеет для нее и для бизнеса данной страны принципиальное значение. Если страна располагает широким спектром торгуемых товаров, то это позволяет ей проводить гибкую и эффективную внешнеэкономическую политику, осуществляя в случае необходимости маневрирование соответствующими товарами в их реализации как на внутреннем рынке, так и на мировом.

В свою очередь торгуемые товары распадаются на:

1. экспортируемые (вывозимые за рубеж), включая:

  1.  товары реального экспорта;
  2.  субституты экспорта – те отечественные товары, которые в данный момент времени продаются на внутреннем рынке, но в определенной ситуации могут быть реализованы за рубежом;

2. импортируемые (ввозимые из-за границы для внутреннего потребления), включая:

  1.  товары реального импорта;
  2.  субституты импорта – те товары, которыми в случае необходимости можно заменить отечественные товары.

С понятием «субституты импорта» связано особое направление экономической политики – политики импортозамещения. В ее рамках страны создают предпосылки для создания условий для налаживания национального производства отдельных узлов, деталей, комплектующих изделий, а затем и производства готовых изделий.

По принятым в мире стандартам статистики международной торговли критерием для признания торговли международной, а продажи и покупки товаров соответственно экспортом и импортом является факт пересечения товаром таможенной границы.

3. Экономические циклы

Мировой товарный рынок подвержен постоянным изменениям, связанным с циклическим характером развития экономики.

Под циклами понимают регулярно повторяющиеся периоды в развитии природы и общества.

Экономические циклы представляют собой регулярно повторяющиеся периоды в развитии рыночной экономики. Цикл экономической активности соответствует колебанию, состоящему из четырех фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема. В фазе кризиса объем производства снижается до минимального уровня, растет безработица. Фаза депрессии характеризуется медленными или нулевыми темпами роста производства, присущими застойному состоянию экономики. В фазе оживления темпы роста повышаются, растут объемы производства, инвестиции и занятость, приближаясь к максимуму предыдущего цикла. Для фазы подъема характерен дальнейший рост объемов производства. Все показатели соответственно превосходят максимум, достигнутый в предыдущем цикле.

В современных условиях отмечается сглаживание циклических колебаний деловой активности. Удлиняются промежутки между кризисами, все чаще им на смену приходит более мягкая форма спада – рецессия.

Современной экономической науке известно более 1500 типов цикличности, из которых можно выделить шесть типов экономических циклов, классифицируемых по их периодичности.

1. Теория этногенеза российского историка и этнографа Льва Гумилева. Согласно этой теории полный 1200-летний экономический цикл состоит из фазы подъема (300 лет); акматической фазы (300 лет); фазы надлома (200 лет); инерционной фазы (300 лет); фазы обскурации, которая может удлиняться от 100 до 200 лет, с переходом ее к фазе регенерации и реликтовой фазе, которая иногда имела проявления для отдельных этносов за пределом 1500 лет.

2. «Вековые» 108-летние циклы, в каждый из которых вкладываются две длинные «волны Кондратьева» («К-волны»). Каждый такой цикл состоит из трех 36-летних подциклов, а механизм перехода от одного цикла к другому функционирует по аналогии с зарождением каждой «длинной волны» в недрах предыдущей. По мнению американских ученых Дж. Модельски и У. Томпсон, К-волны зародились в Китае на рубеже I и II вв., переместились затем по Великому шелковому пути в Италию и, набрав темпы в XV в., достигли стадии зрелости с укреплением океанской торговли, в которой господствовали Нидерланды и Британия. По мнению украинского ученого В.П. Кузьменко, 108-летние исторические циклы Украины – Руси, Московии и России – СССР довольно четко распадались на триады 36-летних подциклов.

3 Долгосрочные циклы, или циклы Кондратьева. Они распространяются на период в 48-60 лет (в среднем – 54-55 лет) и отличаются последовательной сменой фазы повышения цен фазой их снижения. Обе фазы имеют примерно одинаковую продолжительность. Кондратьев объяснял причину их возникновения необходимостью обновления основного капитала и указал на оживление в сфере технических изобретений перед началом и в самом начале повышательной волны большого цикла конъюнктуры.

4 Циклы Кузнеца, или гиперциклы в строительстве (удвоенный цикл Жюгляра), имеют продолжительность от 15 до 20 лет и связаны с периодичностью обновления основных фондов и жилья Показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные колебания Согласно механизму мультипликационно-акселерационного процесса рост ВНП или дохода влечет за собой прирост населения, а это ведет к ускорению инвестиций, в т.ч. в жилищное строительство. Затем происходит обратный процесс.

5 Большие циклы, или циклы Жюгляра. Средняя продолжительность циклов Жюгляра равна 9 годам, а фактическая длительность колеблется от 7 до 11 лет. Она равна интервалу между двумя последовательными кризисами. Эти циклы, называемые также бизнес-циклами, основаны на периодичности инвестиционного процесса, инициирующего изменения ВНП. При этом социалисты объясняют развитие кризиса присущим рыночной системе разрывом между стоимостью товаров, предлагаемых на рынке, и платежеспособным спросом, а неолибералы выдвигают на первый план несоответствие, возникающее в период подъема между ростом потребления и ростом инвестиций, поскольку именно последние порождают рост предложения, который при столкновении с относительно меньшим спросом и вызывает развитие кризиса.

6. Краткосрочные циклы, или циклы Китчина. Их средняя длительность колеблется от 4 месяцев при умеренной амплитуде между двумя четко проявившимися последовательными кризисами до 2-4 лет. Эти циклы, часто называемые циклами запаса, определяются в настоящее время периодическими разрывами между предложением и спросом, связанными в свою очередь со сдвигом фаз в сторону опережения реальной конъюнктуры.

Стремление ограничить амплитуду циклических колебаний дало толчок к изучению и даже разработке противоциклической политики регулирования.

Такие меры, как развитие государственного сектора, основанного на национализации ключевых секторов экономики, использование государственных финансов для противоциклических мероприятий, организация перераспределения доходов, освоение гибкого планирования, активно использовались странами с развитой рыночной экономикой вплоть до конца 1960-х гг. В результате отдельные кризисы хотя и имели место (1948-1949, 1956-1959, 1967-1969 гг.), но они не шли ни в какое сравнение с кризисом 1929 г. и носили более локальный характер.

Экономический спад 1974-1975 гг., возникший в результате повышения цен на энергоносители и другие виды сырья, принял значительный размах. Развитым странам удалось пока избежать продолжительной цепной депрессии, они примирились с неизбежностью циклического развития экономики и вынуждены обратиться к политике, определяемой лозунгом «Остановись и отправляйся дальше» (Stop and go).


4. Конъюнктура мирового товарного рынка

Учитывая факт непрерывной изменяемости мирового товарного рынка, в основе которой лежит цикличность экономического развития, одной из его важнейших характеристик является его конъюнктура.

Если говорить о конъюнктуре как о науке, изучающей явления экономической жизни, то конъюнктура представляет собой конкретный процесс циклического воспроизводства, который проявляется в динамике промышленного производства и капиталовложений, в колебаниях цен и учетного процента, в изменениях внутренней и мировой торговли и других экономических показателях.

В то же время конъюнктуру можно рассматривать как конкретное состояние (ситуацию) на данном рынке в определенных временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием целого ряда факторов. Эти факторы принято называть конъюнктурообразующими.

В зависимости от уровня целесообразно выделять:

  •  общехозяйственную конъюнктуру – характеризует состояние на текущий момент времени всего мирового хозяйства, группы стран (региона) и экономики отдельных стран; это условия продажи на мировых товарных рынках;
  •  конъюнктуру отдельных сегментов рынка и отраслевую конъюнктуру;
  •  конъюнктуру рынков отдельных товаров и услуг – текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта конкретных товаров и услуг.

Все уровни конъюнктуры взаимосвязаны. Так, страновая конъюнктура определяется отраслевой конъюнктурой, которая, в свою очередь, связана с конъюнктурой отдельных товаров и услуг. Поэтому исследование конъюнктуры любого товарного рынка без учета связей с другими рынками и анализа общехозяйственной конъюнктуры невозможно и на практике может привести к крупным просчетам. При этом необходимо учитывать, что сила воздействия изменения конъюнктуры на одном товарном рынке или в какой-либо стране на конъюнктуру других товарных рынков или стран может быть различной.

Развитие конъюнктуры различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и противоречивостью движения ее показателей. Нередки случаи, когда одни и те же показатели, например динамика производства или цены, свидетельствуют на разных рынках о наличии совершенно противоположных тенденций.

Подобные расхождения требуют тщательного анализа и учета особенностей производства и сбыта того товара, конъюнктура рынка которого изучается.

С точки зрения временных критериев можно выделить:

  •  текущую конъюнктуру;
  •  кратко- и среднесрочную конъюнктуру;
  •  долгосрочную конъюнктуру.

Исследования текущей, кратко-, средне- и долгосрочной конъюнктуры мирового товарного рынка взаимосвязаны (например, изменения в текущей, кратко- и среднесрочной конъюнктуре вносят коррективы в оценки долгосрочной конъюнктуры).

К числу основных конъюнктурообразующих факторов можно отнести:

  •  постоянные и переменные факторы;
  •  циклические факторы;
  •  стимулирующие развитие рынка и сдерживающие его;
  •  по срокам действия – кратко-, средне- и долгосрочные.

Те факторы, от действия которых в максимальной степени зависит развитие конъюнктуры, называются конъюнктурными симптомами, а их общая совокупность – конъюнктурной симптоматикой (она специфична для каждого конкретного сегмента товарного рынка).

К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести, например, регулирование экономики государством (его роль зависит от того, насколько значительно вмешательство государства в национальную экономику); а также воздействие на конъюнктуру ведущих монополистических объединений, ТНК. Симбиозом двух названных факторов является государственно-монополистическое регулирование.

К постоянно действующим нециклическим факторам можно отнести и политические факторы, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Отдельные факторы, являясь на первый взгляд постоянно действующими, на поверку оказываются цикличными. Например, на многие аспекты изменения конъюнктуры промышленной продукции оказывает воздействие развитие оборонно-промышленного комплекса отдельных стран (это влияет, прежде всего, на конъюнктуру рынков вооружений и связанных с ними отраслевых рынков). Однако при переходе от одного вида вооружений к другому проявляется собственная цикличность.

Аналогичная двойственность характерна и для научно-технического прогресса, который, с одной стороны, непрерывен, а с другой – его воздействие на жизнь общества имеет свою логику и цикличность, поскольку накопление научных знаний на определенном этапе неизбежно приводит к качественному скачку. Это порождает новые волны в развитии производства и, естественно, оказывает значительное воздействие на конъюнктуру товарного рынка.

Аналогично циклическим фактором является имеющаяся в ряде отраслей сезонность производства и потребления (сельское хозяйство, обувь, одежда и пр.).

Все эти факторы оказывают влияние на конъюнктуру рынка вкупе, причем сила этого влияния и количество конъюнктурообразующих факторов непрерывно меняются.

В некоторых случаях может возникнуть ситуация гистерезиса, когда текущие и, казалось бы, временные, преходящие колебания конъюнктуры приводят к долгосрочным негативным изменениям на данном рынке.

Учет подобных колебаний требует тщательного анализа, на основе которого можно прогнозировать будущие конъюнктурные колебания.

5. Исследование конъюнктуры мирового товарного рынка

При проведении исследования конкретного товарного рынка выявляются условия, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование взаимодополняющих источников информации, сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характеризующих конъюнктуру рынка; применение различных методов анализа и прогнозирования.

Важнейшим этапом изучения конъюнктуры товарного рынка является сбор информации, которую в зависимости от источников подразделяют на:

  •  общую;
  •  коммерческую;
  •  специальную.

Общая информация включает данные, характеризующие рыночную ситуацию в целом с учетом развития отрасли или данного производства; ее источниками являются данные статистики, официальные формы учета и отчетности.

Коммерческая информация представляет собой данные, получаемые из деловой документации предприятия, по вопросам сбыта продукции, а также от партнеров в порядке информационного обмена и включает заявки и заказы торговых организаций; материалы служб изучения рынка предприятий, организаций и учреждений торговли (сведения о движении товаров в оптовых и розничных организациях, конъюнктурные обзоры, предложения по текущей замене ассортимента и т. п.).

Под специальной информацией подразумевают данные, полученные в результате специальных мероприятий по изучению рынка (опросов населения, покупателей, специалистов торговли и промышленности, экспертов; выставок-продаж и т. д.). Учитывая тот факт, что специальная информация содержит сведения, которые другим путем получить нельзя, этому типу информации необходимо уделять особое внимание.

Для получения информации из собственных источников целесообразно использовать:

  •  сеть магазинов – опорных пунктов – создается из числа фирменных магазинов торговли, осуществляющих продажу данных товаров в зоне сбыта и согласившихся осуществлять наблюдение за развитием спроса населения в этой зоне сбыта;
  •  сеть торговых посредников – организуется службой изучения рынка предприятия для наблюдения за развитием спроса оптовых покупателей и складывающейся конъюнктурой на рынке соответствующего товара;
  •  потребительскую панель – образуется службой изучения рынка предприятия как выборочная по ряду ключевых признаков (место жительства, пол, возраст и т. д.) совокупность потребителей (семей), подвергаемых повторяющимся исследованиям.

Использование различных информационных источников сопряжено с получением ряда показателей, к числу которых относятся:

  •  производство товаров в ассортименте;
  •  обновление товарного ассортимента;
  •  обеспеченность материалами, сырьем, производственными мощностями;
  •  запасы товаров в ассортименте;
  •  продажа товаров в ассортименте;
  •  изменение доли рынка, занимаемого предприятием;
  •  изменение доли рынка, занимаемого конкурентами;
  •  выполнение заявок на поставку товаров;
  •  забраковка товаров и рекламации (перечень товаров ограниченного и повышенного спроса);
  •  изменение в спросе потребителей;
  •  величина неудовлетворенного спроса в развернутом ассортименте;
  •  динамика цен;
  •  продажа товара по сниженным ценам.

Анализ этих показателей позволяет выявить основные закономерности развития спроса и предложения, факторы формирования рыночной конъюнктуры и на их основе принять оперативные решения по оптимизации производства и сбыта продукции.

6. Прогнозирование конъюнктуры мирового товарного рынка

При исследовании конъюнктуры товарного рынка важно не только определить его состояние на тот или иной момент времени, но и иметь возможность спрогнозировать вероятный характер его дальнейшего развития.

Прогнозы рыночной конъюнктуры по срокам предсказывания принято делить на следующие виды:

  •  оперативные (на неделю, месяц, квартал, полугодие);
  •  краткосрочные (на год);
  •  среднесрочные (до пяти лет);
  •  долгосрочные, или перспективные (от пяти лет и более).

В зависимости от способа представления результата прогнозы могут быть:

  •  точечными (результат выражается в виде одного уровня);
  •  интервальными (результат представляется в виде доверительного интервала);
  •  многовариантными (результат представлен в виде варьирующейся величины).

В зависимости от охвата объектов исследования прогноз может касаться перспектив развития как мирового товарного рынка, так и рынка какого-либо региона, страны, отрасли, фирмы, отдельного товара.

Непременным требованием к прогнозированию рыночных процессов является комплексность: одновременное составление прогнозов для всех основных параметров товарного рынка, хотя исключается прогноз только одного из них, наиболее важного в данных условиях, например прогнозирование спроса.

Существенное значение при этом приобретают такие методы прогнозирования, как:

  •  экстраполяция;
  •  экспертные оценки;
  •  экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий;
  •  балансовый метод.

Экстраполяция представляет собой метод прогнозирования, основывающийся на предположении, что выводы, полученные из наблюдения над одной частью явления, могут быть распространены на другую его часть.

Существуют два вида экстраполяции: временная и пространственная.

Временная экстраполяция заключается в распространении вывода о закономерностях развития какого-либо объекта (в данном случае рынка) в прошлом на развитие того же объекта в будущем.

Пространственная экстраполяция предусматривает распространение вывода, полученного в результате анализа одной части объекта, на другую его часть или выводов по одному объекту на другой, находящийся в аналогичных условиях.

Таким образом, использование экстраполяции в целях прогнозирования конъюнктуры мирового товарного рынка представляет собой учет опыта прошлого как действия объективных законов экономики.

При несомненных достоинствах этого метода, связанных с учетом тех тенденций развития рынка, которые уже сформировались ранее и отчетливо проявляются в данный период, экстраполяции присущи определенные недостатки, связанные с инерционностью как самих анализируемых тенденций, так и подходов к ним.

Экспертные оценки представляют собой метод прогнозирования, основанный на количественных и качественных оценках экспертов.

Экспертные оценки подразделяются на прямые экспертные оценки и экспертные оценки с обратной связью.

Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов или одного из них при отсутствии воздействия на взгляд каждого из них суждения другого эксперта или всего коллектива.

Экспертные оценки с обратной связью реализуют принцип обратной связи посредством воздействия на оценку экспертной группы или одного эксперта мнениями, полученными ранее от этой группы или от одного из экспертов.

Различают два основополагающих метода экспертных оценок:

  •  метод индивидуальных экспертных оценок;
  •  метод коллективных экспертных оценок.

Метод индивидуальных экспертных оценок основан на максимальной возможности использования индивидуальных способностей эксперта и связан с незначительной степенью психологического давления на него.

Разновидностями данного метода являются:

  •  метод опроса типа «интервью», который предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос-ответ», в ходе которого прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития товарного рынка в соответствии с заранее разработанной программой опроса; недостаток этого метода – психологическое давление (хотя и незначительное) на эксперта;
  •  аналитический метод, который предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта, связанную с анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития товарного рынка, оформляемую в виде докладной записки; давление на эксперта в этом случае минимально.

Метод коллективных экспертных оценок основан на выявлении коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования. Разновидностями этого метода являются:

  •  метод «круглого стола», или метод комиссий;
  •  метод «мозгового штурма», или метод коллективной генерации идей;
  •  метод Дельфи;
  •  система ПАТТЕРН.

Метод «круглого стола», или метод комиссий, предусматривает обсуждение специальной комиссией соответствующей проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Принципиальным недостатком данного метода является риск получения искаженных результатов прогноза, поскольку этот прогноз является результатом компромисса. Кроме того, прогноз зачастую формируется под преобладающим влиянием отдельных, наиболее авторитетных экспертов.

Метод «мозгового штурма», или метод коллективной генерации идей, заключается в том, что выдвижение новых идей происходит лавинообразно, поскольку ни одна из них, насколько бы абсурдно она ни звучала, не встречает критики.

Метод Дельфи означает полностью заочный и анонимный опрос экспертов, проходящий в несколько туров, при этом в каждом последующем туре используются результаты предыдущего (эксперты ознакомляются с результатами предшествующего тура опроса и учитывают эти результаты при оценке значимости мнений), а для обработки результатов групповых ответов применяются статистические методы. Недостатками этого метода являются трудоемкость обработки результатов и значительные временные затраты.

Система ПАТТЕРН используется для анализа больших массивов статистических данных и прогнозирования в любой сфере деятельности, включая мировой товарный рынок. Она позволяет на основе построения «дерева целей» четко формулировать задачи развития, суммарный вес всех целей, основные направления распределения ресурсов для достижения намеченных результатов. Этот метод требует подготовленности специалистов, наличия соответствующих знаний.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что экспертные оценки представляют собой, прежде всего, субъективные суждения, что является их крупнейшим недостатком. В то же время они позволяют отойти от инерционности развития и выдвинуть новые гипотезы развития рынка. Этот метод не заменяет количественные расчеты, он лишь позволяет упорядочить информацию, обеспечивающую понимание перспектив развития мирового товарного рынка.

Экономико-математическое моделирование с использованием компьютерных технологий рассматривается как метод, основанный на использовании компьютерных технологий. В его рамках разрабатываются различные альтернативные сценарии развития и изменения конъюнктуры мирового товарного рынка в целом, его сегментов и отдельных товаров. Ценность прогнозов, даже не совсем точных, состоит в том, что они показывают возможные варианты развития событий и нередко содержат рекомендации по предотвращению нежелательных негативных сценариев развития.

Балансовый метод применяется для прогноза конъюнктуры некоторых рынков сырья органического происхождения и заключается в составлении баланса спроса и предложения. На основе данных за предыдущие годы разрабатывается предполагаемый баланс производства и потребления на будущий год. В нем учитываются переходящие запасы прошлых лет, оценки урожая, внутреннего потребления и переходящие запасы на конец будущего года.

Ввиду того, что мировой товарный рынок находится под воздействием множества конъюнктурообразующих факторов, влияние и видовое многообразие которых не всегда можно адекватно оценить, существует объективная возможность неточности прогнозирования мирового товарного рынка. Однако это не означает, что прогнозирование нецелесообразно. Напротив, оно – ключ к пониманию тех процессов, которые трансформируют состояние, мирового товарного рынка на перспективу. А как обоснованно отмечают специалисты в области прогнозирования, неполная определенность предвидения всегда предпочтительнее полной неопределенности представлений о будущем.

Однако проблема точности и достоверности прогноза конъюнктуры мирового товарного рынка, несмотря на появление более совершенных методов прогнозирования, по-прежнему актуальна. По этой причине в современной прогнозной деятельности используется термин «верификация прогнозов» – оценка достоверности, точности и обоснованности прогнозов, определение четких и точных критериев оценки качества прогнозных исследований.

Достоверность, точность и обоснованность прогнозов зависит от ряда факторов, в числе которых:

  •  качество и полнота информации о товарном рынке и факторах, определяющих его уровень и развитие;
  •  степень устойчивости экономики в целом;
  •  адекватность прогнозной модели;
  •  техническая оснащенность аналитиков.

Мерой точности прогнозов служит коэффициент

К = т / (т + п),

где т – число подтвердившихся прогнозов, п – число неподтверлившихся прогнозов.

По результатам верификации проводится уточнение и корректировка прогнозов.

Существует также метод инверсной верификации – ретроспективного прогнозирования, заключающийся в том, что правильность прогнозной модели проверяется составлением прогноза на истекший период и сопоставлением его с фактическими данными.


Вывод.

Учитывая отмеченные обстоятельства, для прогнозирования конъюнктуры мирового товарного рынка целесообразно охватывать максимальное число параметров и показателей. Например, для прогнозной оценки производства используются показатели ВВП, динамики и структуры инвестиций, уровня и динамики заработной платы, уровня занятости и т. д.

Однако конъюнктура мирового рынка должна выступать не только объектом исследования и прогнозирования, но и объектом воздействия, т. е. национальные производители должно формировать и поддерживать конъюнктуру мирового товарного рынка в нужном для себя направлении. Это особенно важно при осуществлении ими эффективной экспортной политики связанной с успешной реализацией продукции на мировом рынке.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40729. Малое предпринимательство, его фин-экон и организационные особенности 41.5 KB
  В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса: Придает рыночной системе необходимую гибкость активизация структурных сдвигов процессов разгосударствления и приватизации. Социальные функции малого бизнеса: Обеспечивает рост занятости. Но все перечисленные достоинства малого бизнеса проявляются отнюдь не автоматически.
40730. Среднее и крупное предпринимательство 30.5 KB
  Формы взаимодействия малого среднего и крупного бизнеса в рамках сетевой экономики В современной развитой рыночной экономике малый бизнес оказывается подчинен крупному бизнесу через систему подрядов и субподрядов. Крупному бизнесу как правило обеспечивает гарантию возврата кредита и обеспечивает устойчивые долгосрочные отношения с подрядчиком или субподрядчиком . С помощью франчайзинга малый бизнес получает возможность стабилизировать внешнюю среду обеспечить конкурентные преимущества. Крупный бизнес расширяет сферу контроля над рынком и...
40731. Критерии выделения малого бизнеса в России 28.5 KB
  В реальный сектор экономики входят как отрасли материального производства так и сфера производства нематериальных форм богатства и услуг. В результате научнотехнической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства составляя более двух третей общей численности занятых. Информатизация экономики порождая дальнейшие...
40732. Формы финансовой поддержки малых предприятий 30 KB
  Государственная поддержка малого предпринимательства реализуется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования государственных финансовых материальнотехнических и информационных ресурсов научнотехнических разработок и технологий; учреждение порядка регистрации субъектов малого предпринимательства лицензирования их деятельности сертификации их продукции предоставления статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка...
40733. Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах 48.5 KB
  Современные тенденции развития малого предпринимательства в регионах. В современных условиях роль малого бизнеса в рыночной экономике растет. Функции малого бизнеса: Экономические функции малого бизнеса: Придает рыночной системе необходимую гибкость активизация структурных сдвигов процессов разгосударствления и приватизации. Социальные функции малого бизнеса: Обеспечивает рост занятости.
40734. Семантические роли 22.17 KB
  Особый вид имплицитной передачи: Пресупозиция характеризуется выводимостью из предложения. Таким образом пресупозицией данного предложения является неоправданность чьихто ожиданий. Предложение с фактивной пресупозицией характеризуется тем что говорящий рассматривает суждение содержащееся в зависимой части предложения как истинное. Предполагают определённое эмоциональное отношение автора к содержанию предложения.
40735. Прикладне значення розробки проблем комунікативного впливу 36.53 KB
  Дослідження мовленнєвого впливу беруть свій початок із часів давньогрецьких риторик. Навчання ораторському мистецтву передбачало певні різновиди мовленнєвого впливу на слухачів однак риторичним аспектом він не обмежувався. у межах психології проблематика мовленнєвого впливу розглядалася в наукових працях М.
40736. Управління робочим часом менеджера 213.92 KB
  Визначити основні засади методики аналізу використання часу аналізу сильних і слабких сторін стилю роботи аналізу часових утрат та аналізу поглиначів часу. Зміна сприйняття часу. Трирівнева процедура діагностики проблем повязаних з організацією планування власного часу.
40737. Постановка цілей в самоменеджменті 122.79 KB
  Охарактеризувати процес знаходження та формулювання цілей. Визначити складові методики застосування ситуаційного аналізу в процесі постановки цілей в самоменеджменті. Сутність та функціональний характер цілей самоменеджменту .