66700

Добровольский Глеб Всеволодович

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Это вызвало повышенный интерес к проблемам экологии к проблемам биосферы Добровольский Г. Биография Глеб Всеволодович Добровольский академик Российской академии наук Президент Общества почвоведов при РАН известный почвоведэколог научная организационная...

Русский

2014-08-26

111.53 KB

5 чел.

Реферат по «Истории и методологии почвоведения»

Добровольский Глеб Всеволодович

Выполнила: студентка 5-го курса

Факультета почвоведения

Кафедры географии почв

Головлева Ю.А.

Москва 2013


Оглавление

Общественно-исторические условия 4

Биография 5

Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни учёного 8

Учителя и предшественники 10

Вклад учёного в развитие науки о почве 10

Ученики и последователи 12

Библиография 12

Список литературы 15

  




Общественно-исторические условия 

В первые годы ХХ века Россия переживала, с одной стороны, периоды промышленного подъема в 1909-1913 гг., с другой – период расслоения крестьянства в результате столыпинских реформ и массового переселения беднейших слоев крестьян в Сибирь, Среднюю Азию и на дальний восток. В 1904 г. Россия потерпела поражение в войне против Японии, в 1905 г. разразилась первая русская революция, в 1914 г. началась Первая мировая война, за ней в 1917 г. последовали Февральская и Октябрьская революции, а затем годы Гражданской войны в послереволюционной России, закончившиеся лишь к 1922 г., когда образовался Советский Союз.

Вторая  половина ХХ века – время бурного научно-технического прогресса в большинстве стран мира, характеризующееся тем, что человек впервые за свою историю вышел в космос, овладел энергией атомного ядра.

Это век кибернетики, информации, компьютеризации, время, когда, мощнейший рывок сделала биология, перейдя на молекулярный уровень генетики, проникновения в тайны наследственности. Вместе с тем это век осознания угрозы глобального экологического кризиса. Впервые за всю историю человечество столкнулось с тем, что рост народонаселения и все более энергичное вмешательство в природу начинают приходить ей в противоречие. Это время назревающего конфликта между человеком и средой его обитания. Если раньше в отдельных странах окружающая среда становилась неблагоприятной для человека, то это были региональные явления, а во второй половине ХХ в. угроза стала планетарной, глобальной. Это вызвало повышенный интерес к проблемам экологии, к проблемам биосферы (Добровольский Г.В., 2010).

Биография

Глеб Всеволодович Добровольский  - академик Российской академии наук, Президент Общества почвоведов при РАН, известный почвовед-эколог, научная, организационная и общественная деятельность которого получила мировую известность.

Добровольский Г.В. родился 22 сентября 1915 г. в г. Москве в семье агронома, выходца из Владимирской губернии. Его мать была преподавателем библиотечного института. Интересы и влияние родителей определили выбор дальнейшего жизненного пути. Он поступает в Московский университет и оканчивает его в 1939 г. по специальности почвоведение. Под руководством В.В. Геммерлинга и Е.П. Троицкого он выполнил первую студенческую научную работу по изучению роли магния в генезисе солонцов. Учеба в аспирантуре в этом же году была прервана в связи с призывом на срочную службу в Красную армию. В ее рядах Г.В. Добровольский воевал в Отечественную войну в составе войск Забайкальского военного округа.

В эти годы для нужд обороны страны он занимался топографией и геодезией при изыскании и поддержки аэродромов, что было предопределено полученными знаниями в Московском университете.

Продолжить учебу в аспирантуре Г.В. Добровольский смог только в 1946 г. Под руководством профессора Д.Г. Виленского он изучал генезис почв южного берега Крыма. В 1950 г. После защиты кандидатской диссертации он назначается заместителем директора Биолого-почвенного НИИ МГУ, возглавлявшегося в те годы крупнейшим биохимиком А.Н. Белозерским. (Шоба С.А.,1995; Шоба С.А., Матекина Н.П., 2005)

Многие годы (1961-1993) Глеб Всеволодович возглавлял кафедру географии почв биолого-почвенного факультета МГУ. Именно кафедра географии почв была центром крупных научных проектов, например, карт почвенно-географического районирования СССР (1983), позднее почвенно-экологического районирования Восточно-европейской равнины (1997), мировой почвенной карты масштаба 1:10 млн (1975); в 2011 г. был издан Национальный атлас почв России. Карты районирования сопровождались фундаментальными монографиями (1984 и 2005 гг.), мировая карта была удостоена государственной премии.

В 1964 г. Г.В. Добровольскому была присуждена степень доктора биологических наук за диссертацию «Почвы речных пойм бассейна верхней и средней Волги», в которой были разработаны основные вопросы генезиса пойменных почв; в 1968 г. в расширенном виде она была издана в качестве монографии.

С 1970 г. Добровольский Г.В. был деканом биолого-почвенного факультета МГУ. Он приложил максимум усилий на всех уровнях – от факультета до министерства – к созданию факультета почвоведения в Московском университете – первого в системе университетов страны. Факультет был открыт в 1973 г., и Г.В. Добровольский являлся его деканом в течение почти 20 лет.

Благодаря большому научному авторитету и реальным усилиям  Г.В. Добровольского  в 1996 г. было создано новое научное подразделение академии наук и Московском университете – МГУ-РАН.

С 1985 г. Г.В. Добровольский был вице-президентом, 1989 г. – президентом Всесоюзного общества почвоведов. А с 1992 по 2004 гг. – президентом Докучаевского общества почвоведов при РАН.

Много сил и энергии отдавал Глеб Всеволодович издательской работе. С 1988 г. он был главным редактором журнала «Почвоведение» РАН. Так же Г.В. Добровольский являлся членом редколлегии журналов «Вестник Московского университета» (серия «почвоведение») и «Природа».

В 1993 г. Г.В. Добровольскому присвоено почетное звание заслуженного профессора Московского университета, а в 1997 г. присуждена Ломоносовская премия за педагогическую деятельность. В 2004 г. в ознаменование 250-летия основания Московского государственного университета Г.В. Добровольский стал лауреатом премии Московского государственного университета имени Ломоносова за выдающийся вклад в развитие образования. В 1974 г. за цикл работ «за цикл работ «Генезис, география и охрана почв» Академия наук СССР присудила Г.В. Добровольскому Золотую медаль имени В.В. Докучаева – высшую академическую награду в области почвоведения.

Г.В. Добровольскому дважды присуждалась Государственная премия в области науки и техники: первый раз – как автору и члену редакционной коллегии известной почвенной карты мира масштаба 1:10 млн, а второй – как руководителю цикла работ «Функционально-экологические основы изучения, охраны, повышения плодородия почв и рационального использования почвенных ресурсов» в 2001 г. В 2013 г.  Глебу Всеволодовичу вместе с Р.В. Арнольдом присуждена Большая золотая медаль Российской академии наук имени М.В. Ломоносова -  высшая награда РАН, по статусу присуждаемая двум ученым мировой известности.

Кроме научной и научно-организаторской деятельности Глеб Всеволодович известен как тонкий ценитель музыки, руководивший культурной программой МГУ, исключительно интеллигентый и добрый человек, истинный патриот России и отечественной науки (Почвоведение. №7. 2013).


Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни учёного 

Для  развития  почвоведения в первой половине ХХ века, и особенно в 20-30-е гг., можно выделить следующие характернее черты.

  1.  Почвоведение получило признание в качестве новой международной дисциплины. Это признание сложилось в результате проведения первых научных международных и национальных съездов и конгрессов почвоведов, организации международного и многих национальных научных обществ почвоведов. Выпуска научных журналов, организации научно-исследовательских институтов и кафедр почвоведения в университетах и других высших
    заведениях.
  2.  Почвоведение получило признание в качестве фундаментальной естественно-исторической науки, особой отрасли естествознания. Это явилось результатом широкого распространения принципов и методов генетического почвоведения, вытекающих из докучаевского определения почв как особых природных тел с только им присущим генезисом, строением и свойствами.
  3.  Почвоведение получило признание в качестве комплексной, многопрофильной научной дисциплины, развивающейся на стыке биологических, геологических, географических и сельскохозяйственных наук. Это явилось результатом развития многих специальных направлений в почвоведении (химии и физики почв, минералогии и микроморфологии почв, почвенной микробиологии и учения о поглотительной способности почв, разномаштабной картографии почв), создания обзорных мировых почвенных карт и как следствие развитие географии почв и зональных приципов в агрономии и земледелии.

Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война на несколько лет прервалп нормальное развитие почвоведения, как и многих других научных дисциплин.

Вторая половина ХХ в. – время бурного научно-технического прогресса. Именно в это время почвоведение окончательно утверждается как важнейшая отрасль естествознания, имеющая большое не только сельскохозяйственное, но и историческое значение.

Характерными чертами почвоведения ХХ-ХХI века стали следующие.

  1.  Генетическое почвоведение, основы которого были созданы В.В. Докучаевым и его последователями в конце ХIХ в., получило в ХХ вв. широкое развитие и всемирное признание в качестве самостоятельной естественно-исторической науки.
  2.   Биокосная природа почвы предопределила разносторонний характер науки о почве, стремящейся изучить взаимодействие органического (биологического) и минерального начал поверхностной оболочки Земли.
  3.  Комплексный системный подход к изучению почв  природных условий, положенных Докучаевым в основу генетического почвоведения, способствовал развитию разносторонних связей почвоведение со многими смежными научными дисциплинами.
  4.  Развитие почвоведения в ХХ в. как комплексной научной дисциплины на стыке геологических, биологических, географических и сельскохозяйственных наук определило большие возможности использования почвоведения в разных отраслях хозяйственной и гуманитарной деятельности человека.

Международное сотрудничество почвоведов, начавшееся в первые годы ХХ в., в дальнейшем приобрело широкий размах (организация Международного общества почвоведов, периодическое проведение международных конгрессов) (Добровольский Г.В., 2010).

Учителя и предшественники 
 

Первыми учителями Добровольского Г.В. были известные почвоведы В.В. Геммерлинг и Е.П. Троицкий: под их руководством он выполнил первую студенческую научную работу по изучению роли магния в генезисе солонцов. Под руководством профессора Д.Г. Виленского Г.В. Добровольский изучал генезис почв южного берега Крыма (тема кандидатской диссертации).

В 50-е годы научная работа Добровольского пересекалась с работой зоолога М.С. Гилярова, который оказал заметное влияние на его  мировоззрение  относительно роли биоты в почвообразовании.

В своих работах Глеб Всеволодович основывался на взглядах В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, Б.Б. Полынова, В.А. Ковды. И показал, что жизнь и сохранность биосферы и выживание человечества зависят от состояния почвенного покрова Земли, созданного ее эволюцией (Шоба С.А., Матекина Н.П., 2005).

Вклад учёного в развитие науки о почве

Добровольский Г.В.  - автор более 600 научных публикаций, в том числе 10 монографий. Им предложена современная концепция эколого-генетических функций почв в биосфере; разработаны теоретические основы генезиса, классификации и рационального использования аллювиальных почв; выявлены эколого-геохимические закономерности почвообразования и эволюции почв в долинах и дельтах рек европейской России и Западной Сибири; обоснован метод последовательного минералого-микроморфологического исследования генезиса почв. Под руководством и при непосредственном участии Глеба Всеволодовича составлены разномасштабные почвенные карты и карты почвенно-географического районирования России, стран СНГ, Монголии и мира. Ученый является также автором обобщенной характеристики географического разнообразия почв России, опубликованной в новом издании Большой Российской Энциклопедии.
Г.В. Добровольский многие годы возглавлял Институт почвоведения МГУ и РАН. По его инициативе был создан почвенный факультет МГУ, деканом которого он был более 20 лет. Заслуженный профессор МГУ, Г.В. Добровольский подготовил замечательную научную смену, воспитав сотни учеников и последователей (среди которых 15 докторов и 40 кандидатов наук). 
        Г.В. Добровольский - председатель Научного совета РАН по почвоведению и сопредседатель Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, почетный президент Докучаевского общества почвоведов, многие годы главный редактор журнала «Почвоведение», почетный член Международного общества почвоведов, с 1997 г. - директор Института экологического почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 
Заслуги Г.В. Добровольского получили высокую оценку государства и научной общественности. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, золотой медалью им. В.В. Докучаева, удостоен Государственной премии СССР, премии Правительства РФ в области науки и техники, двух премий им. М.В. Ломоносова, трех премий им. В.Р. Вильямса ТСХА, имеет боевые награды как участник Великой Отечественной войны (Российская академия наук).

Ученики и последователи 

Заслуженный профессор МГУ, Г.В.Добровольский воспитал сотни учеников и последователей, среди которых 15 докторов и 40 кандидатов наук. Среди них: ученица -  ныне профессор И.С. Урусевская, ученик д.б.н. Ю.Г.Гельцер, д.б.н. Е.Д.Никитин, член-корреспондент РАН С.А. Шоба (Шоба С.А., Матекина Н.П., 2005).

Библиография

Глеб Всеволодович Добровольский опубликовал более 600 научных работ, в том числе монографии:

  1.  Добровольский Г.В., Почвы речных пойм центра Русской равнины. Изд. МГУ, 1968, 295
  2.  Добровольский Г.В., Урусевская И.С. Сб. "География почв и почвенное районирование Центрального экономического района СССР", под. Ред. Г.В.Добровольского, И.С. Урусевской. Изд. МГУ, 1972, 
  3.  Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. Наука, 1990, 260 с.
  4.  Добровольский Г.В., Карпачевский Введение в монографию "Структурно-функциональная роль почв в биосфере". М., Геос, 1999, 278 с.
  5.  Добровольский Г.В., Никитин Е.Д  Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы: функционально-экологический подход. М., Наука, МАИК "Наука/Интерпериодика", 2000. 185 с.
  6.   Г.В. Добровольский. Введение в кн. Регуляторная роль почвы в функционировании таежных экосистем. Колл. моногр. (включая иллюстративный материал), отв. ред. акад. РАН Г.В. Добровольский, д.б.н. С.Я.Трофимов. М., Наука, 2002.
  7.  Г.В.Добровольский (ред.)  Деградация и охрана почв. Под редакцией академика Г.В.Добровольского, изд. МГУ, 2002 г. 43 п.л. 
  8.  Добровольский Г.В., Карпачевский Л.О., Никитин Е.Д. О месте почвы и почвенной биоты в биосфере. В кн. Структурно-функциональная роль почвы и почвенной биоты в биосфере. Наука, 2003, с. 364
  9.  Добровольский Г.В Избранные труды по почвоведению. Том 1. Общие вопросы теории и развития почвоведения. Изд. МГУ, 2005 г. 525 с.
  10.   Добровольский Г.В Избранные труды по почвоведению. Том 2. Генезис и география почв России и сопредельных стран. Изд. МГУ, 2005 г. 464 с.

учебники:

  1.  Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. Изд. МГУ, 1984
  2.  Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. 2-е издание, переработанное и дополненное (в серии "Классический университетский учебник"). Изд. МГУ, Изд. Колос. 2004 г. 458 с. 
  3.   Добровольский Г.В., Гришина Л.А. Охрана почв. Уч. Пособие. Изд. МГУ, 1985.
  4.   Dobrovolsky G.V. (editor). A Methodological manual of soil micromorphology. Edited by G.V. Dobrovolsky. Gent, Belgium, 1991.
  5.  Добровольский Г.В. Лекции по истории и методологии почвоведения: Учебник. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 232 с.

Также Г.В. Добровольский составил почвенные карты и карты почвенно-географического районирования России, стран СНГ, Монголии и мира (Институт экологического почвоведения им. И.В. Ломоносова).


Список литературы

  1.  Добровольский Г.В. Лекции по истории и методологии почвоведения: Учебник. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 232 с.
  2.  Зонн С.В. - Современное состояние и дальнейшее развитие почвоведения: (В связи с 80-летием академика Г.В. Добровольского) // Почвоведение. 1995. № 9. С.1195 -1201.
  3.  Шоба С.А. Глеб Всеволодович Добровольский // Почвоведение. 1995. № 9. С.1189-1194.
  4.  Шоба С.А., Матекина Н.П. Глеб Всеволодович Добровольский // Почвоведение. 2005. № 9. С.1028-1034.
  5.  Глеб Всеволодович Добровольский: (К 70-летию со дня рождения) // Почвоведение. 1985. № 9. С.129-133.
  6.  Глеб Всеволодович Добровольский – к  75-летию со дня рождения // Почвоведение. 1990. № 9. С.5-12.
  7.  Глеб Всеволодович Добровольский: (К 70-летию со дня рождения) // Почвоведение. 1995. № 9. С.129-133.
  8.  К 80-летию академика Глеба Всеволодовича Добровольского Добровольский // Почвоведение. 1995. № 9. С.1187 - 1188.
  9.  К 85-летию со дня рождения РАН академика Глеба Всеволодовича Добровольского // Почвоведение. 2000. № 9. С.1045 - 1046.
  10.   Памяти Академика Г.В. Добровольского // Почвоведение. 2013. № 7. С.894-896.
  11.   Факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Справочник / Под ред. Г.В. Добровольского, С.А. Шобы, А.С. Владыченского,

Н.Г. Рыбальского. – М.: НИА-Природа, 2005. – 358 с.

  1.   Российская академия наук. Добровольский Глеб Всеволодович http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-1536.ln-ru.dl-.pr-inf.uk-11
  2.   Институт экологического почвоведения им. И.В. Ломоносова.  Добровольский Глеб Всеволодович http://soilinst.msu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=38&Itemid=44

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32353. Методы правового регулирования (авторитарный и автономный) способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве 37 KB
  Методы правового регулирования авторитарный и автономный способы правового воздействия. Современные тенденции развития способов и методов правового регулирования в российском праве. Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения специально предназначенные для их непосредственного регулирования.
32354. Понятие правосознания. Структура правосознания 30 KB
  Правосознание это совокупность представлений и чувств выражающих отношение людей социальных общностей классов наций народа к действующему и желаемому праву. Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность правосознание с одной стороны представляет форму вид общественного сознания наряду с нравственным политическим религиозным эстетическим и др. Право и правосознание связаны неразрывно. Алексеев правосознание неизбежный спутник права.
32355. Педагогическая деятельность, ее структура и специфика. Требования к личности учителя 16.92 KB
  Требования к личности учителя. Содержание определяется соцфакторами место и функция учителя в обществе требования общества к учителю и соцпсихологическими факторами ожиданиями окружающих общественными ожиданиями и установками. Коммуникативный – установление и поддержание отношений с учащимися родителями администрацией учителями. Учитель должен знать и учитывать особенности ученика которые мешают или помогают ему и соответственно реагировать на них медлительность ученика связанная с его темпераментом требует терпения и такта...
32356. Психологические основы обучения. Учение как процесс и ка деятельность. Основные модели обучения 17.22 KB
  Основные модели обучения. Учение как организованный процесс является стороной обучения и является продуктом учебной деятельности. Компоненты обучения: Целевой цели и задачи Содержание учебная программа Деятельностный деятельность педагога и учащихся Результативный оценка самооценка Функции обучения: Образовательная усвоение ЗУНов Воспитательная ценностное отношение к миру Развивающая установление взаимосвязи между явлениями и факторами Обучение – целенаправленная познавательная деятельность учащихся направленная на усвоение ими...
32357. Общее понятие о темпераменте. Свойства и типы темперамента, их проявление в деятельности и поведении 16.91 KB
  Темперамент – врожденные индивидуальные особенности человека обусловливающие динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности особенности приспособления к окружающей среде. Они определяют динамику различной деятельности человека – игровой учебной трудовой рекреационной: Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы. Пластичность – легкость гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним...
32358. Самосознание личности. Структура самосознания. Развитие самосознания в онтогенезе 18.56 KB
  Таким образом самосознание включает в себя: Самопознание интеллектуальные аспекты познания себя Самоотношение эмоциональное отношение к самому себе В целом можно выделить три пласта сознания человека: Отношение к себе Ожидание отношения других людей к себе атрибутная проекция Отношение к другим людям: эгоцентрический уровень отношений если мне помогают то это хорошие люди группоцентрический уровень если принадлежит к моей группе то он хороший просоциальный уровень поступай с другими так как хотел чтобы поступали стобой ...
32359. Общие понятия о характере. Структура характера. Типология характера 13.96 KB
  Структура характера. Типология характера. В структуре личности характера занимает центральное место объединяя все другие свойства и особенности поведения: Влияет на познавательные процессы На эмоциональную жизнь На мотивацию и волю Определяет индивидуальность и своеобразие личности Характер человека – сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами. Структура характера: Черты выражающие направленность личности устойчивые потребности установки интересы склонности идеалы цели...
32360. Групповая и совместная деятельность. Факторы эффективности групповой и совместной деятельности 15.38 KB
  Факторы эффективности групповой и совместной деятельности. Совместимость – способность членов группы к совместной деятельности. Виды совместимости: Психофизиологическая – определенное сходство характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций синхронизация темпа совместной деятельности. Критерии оценки: Результаты деятельности.
32361. Психологическая готовность ребенка к школе. Методы диагностики психологической готовности к обучению в школе 13.85 KB
  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Структура компоненты: Психоматорная готовность – сбалансированность процессов возбуждения и торможения которая позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов; развитие мелких мышц руки и зрительно моторных координаций что создает...