66700

Добровольский Глеб Всеволодович

Реферат

Исторические личности и представители мировой культуры

Это вызвало повышенный интерес к проблемам экологии к проблемам биосферы Добровольский Г. Биография Глеб Всеволодович Добровольский академик Российской академии наук Президент Общества почвоведов при РАН известный почвоведэколог научная организационная...

Русский

2014-08-26

111.53 KB

5 чел.

Реферат по «Истории и методологии почвоведения»

Добровольский Глеб Всеволодович

Выполнила: студентка 5-го курса

Факультета почвоведения

Кафедры географии почв

Головлева Ю.А.

Москва 2013


Оглавление

Общественно-исторические условия 4

Биография 5

Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни учёного 8

Учителя и предшественники 10

Вклад учёного в развитие науки о почве 10

Ученики и последователи 12

Библиография 12

Список литературы 15

  




Общественно-исторические условия 

В первые годы ХХ века Россия переживала, с одной стороны, периоды промышленного подъема в 1909-1913 гг., с другой – период расслоения крестьянства в результате столыпинских реформ и массового переселения беднейших слоев крестьян в Сибирь, Среднюю Азию и на дальний восток. В 1904 г. Россия потерпела поражение в войне против Японии, в 1905 г. разразилась первая русская революция, в 1914 г. началась Первая мировая война, за ней в 1917 г. последовали Февральская и Октябрьская революции, а затем годы Гражданской войны в послереволюционной России, закончившиеся лишь к 1922 г., когда образовался Советский Союз.

Вторая  половина ХХ века – время бурного научно-технического прогресса в большинстве стран мира, характеризующееся тем, что человек впервые за свою историю вышел в космос, овладел энергией атомного ядра.

Это век кибернетики, информации, компьютеризации, время, когда, мощнейший рывок сделала биология, перейдя на молекулярный уровень генетики, проникновения в тайны наследственности. Вместе с тем это век осознания угрозы глобального экологического кризиса. Впервые за всю историю человечество столкнулось с тем, что рост народонаселения и все более энергичное вмешательство в природу начинают приходить ей в противоречие. Это время назревающего конфликта между человеком и средой его обитания. Если раньше в отдельных странах окружающая среда становилась неблагоприятной для человека, то это были региональные явления, а во второй половине ХХ в. угроза стала планетарной, глобальной. Это вызвало повышенный интерес к проблемам экологии, к проблемам биосферы (Добровольский Г.В., 2010).

Биография

Глеб Всеволодович Добровольский  - академик Российской академии наук, Президент Общества почвоведов при РАН, известный почвовед-эколог, научная, организационная и общественная деятельность которого получила мировую известность.

Добровольский Г.В. родился 22 сентября 1915 г. в г. Москве в семье агронома, выходца из Владимирской губернии. Его мать была преподавателем библиотечного института. Интересы и влияние родителей определили выбор дальнейшего жизненного пути. Он поступает в Московский университет и оканчивает его в 1939 г. по специальности почвоведение. Под руководством В.В. Геммерлинга и Е.П. Троицкого он выполнил первую студенческую научную работу по изучению роли магния в генезисе солонцов. Учеба в аспирантуре в этом же году была прервана в связи с призывом на срочную службу в Красную армию. В ее рядах Г.В. Добровольский воевал в Отечественную войну в составе войск Забайкальского военного округа.

В эти годы для нужд обороны страны он занимался топографией и геодезией при изыскании и поддержки аэродромов, что было предопределено полученными знаниями в Московском университете.

Продолжить учебу в аспирантуре Г.В. Добровольский смог только в 1946 г. Под руководством профессора Д.Г. Виленского он изучал генезис почв южного берега Крыма. В 1950 г. После защиты кандидатской диссертации он назначается заместителем директора Биолого-почвенного НИИ МГУ, возглавлявшегося в те годы крупнейшим биохимиком А.Н. Белозерским. (Шоба С.А.,1995; Шоба С.А., Матекина Н.П., 2005)

Многие годы (1961-1993) Глеб Всеволодович возглавлял кафедру географии почв биолого-почвенного факультета МГУ. Именно кафедра географии почв была центром крупных научных проектов, например, карт почвенно-географического районирования СССР (1983), позднее почвенно-экологического районирования Восточно-европейской равнины (1997), мировой почвенной карты масштаба 1:10 млн (1975); в 2011 г. был издан Национальный атлас почв России. Карты районирования сопровождались фундаментальными монографиями (1984 и 2005 гг.), мировая карта была удостоена государственной премии.

В 1964 г. Г.В. Добровольскому была присуждена степень доктора биологических наук за диссертацию «Почвы речных пойм бассейна верхней и средней Волги», в которой были разработаны основные вопросы генезиса пойменных почв; в 1968 г. в расширенном виде она была издана в качестве монографии.

С 1970 г. Добровольский Г.В. был деканом биолого-почвенного факультета МГУ. Он приложил максимум усилий на всех уровнях – от факультета до министерства – к созданию факультета почвоведения в Московском университете – первого в системе университетов страны. Факультет был открыт в 1973 г., и Г.В. Добровольский являлся его деканом в течение почти 20 лет.

Благодаря большому научному авторитету и реальным усилиям  Г.В. Добровольского  в 1996 г. было создано новое научное подразделение академии наук и Московском университете – МГУ-РАН.

С 1985 г. Г.В. Добровольский был вице-президентом, 1989 г. – президентом Всесоюзного общества почвоведов. А с 1992 по 2004 гг. – президентом Докучаевского общества почвоведов при РАН.

Много сил и энергии отдавал Глеб Всеволодович издательской работе. С 1988 г. он был главным редактором журнала «Почвоведение» РАН. Так же Г.В. Добровольский являлся членом редколлегии журналов «Вестник Московского университета» (серия «почвоведение») и «Природа».

В 1993 г. Г.В. Добровольскому присвоено почетное звание заслуженного профессора Московского университета, а в 1997 г. присуждена Ломоносовская премия за педагогическую деятельность. В 2004 г. в ознаменование 250-летия основания Московского государственного университета Г.В. Добровольский стал лауреатом премии Московского государственного университета имени Ломоносова за выдающийся вклад в развитие образования. В 1974 г. за цикл работ «за цикл работ «Генезис, география и охрана почв» Академия наук СССР присудила Г.В. Добровольскому Золотую медаль имени В.В. Докучаева – высшую академическую награду в области почвоведения.

Г.В. Добровольскому дважды присуждалась Государственная премия в области науки и техники: первый раз – как автору и члену редакционной коллегии известной почвенной карты мира масштаба 1:10 млн, а второй – как руководителю цикла работ «Функционально-экологические основы изучения, охраны, повышения плодородия почв и рационального использования почвенных ресурсов» в 2001 г. В 2013 г.  Глебу Всеволодовичу вместе с Р.В. Арнольдом присуждена Большая золотая медаль Российской академии наук имени М.В. Ломоносова -  высшая награда РАН, по статусу присуждаемая двум ученым мировой известности.

Кроме научной и научно-организаторской деятельности Глеб Всеволодович известен как тонкий ценитель музыки, руководивший культурной программой МГУ, исключительно интеллигентый и добрый человек, истинный патриот России и отечественной науки (Почвоведение. №7. 2013).


Текущая ситуация в науке о почве на момент жизни учёного 

Для  развития  почвоведения в первой половине ХХ века, и особенно в 20-30-е гг., можно выделить следующие характернее черты.

  1.  Почвоведение получило признание в качестве новой международной дисциплины. Это признание сложилось в результате проведения первых научных международных и национальных съездов и конгрессов почвоведов, организации международного и многих национальных научных обществ почвоведов. Выпуска научных журналов, организации научно-исследовательских институтов и кафедр почвоведения в университетах и других высших
    заведениях.
  2.  Почвоведение получило признание в качестве фундаментальной естественно-исторической науки, особой отрасли естествознания. Это явилось результатом широкого распространения принципов и методов генетического почвоведения, вытекающих из докучаевского определения почв как особых природных тел с только им присущим генезисом, строением и свойствами.
  3.  Почвоведение получило признание в качестве комплексной, многопрофильной научной дисциплины, развивающейся на стыке биологических, геологических, географических и сельскохозяйственных наук. Это явилось результатом развития многих специальных направлений в почвоведении (химии и физики почв, минералогии и микроморфологии почв, почвенной микробиологии и учения о поглотительной способности почв, разномаштабной картографии почв), создания обзорных мировых почвенных карт и как следствие развитие географии почв и зональных приципов в агрономии и земледелии.

Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война на несколько лет прервалп нормальное развитие почвоведения, как и многих других научных дисциплин.

Вторая половина ХХ в. – время бурного научно-технического прогресса. Именно в это время почвоведение окончательно утверждается как важнейшая отрасль естествознания, имеющая большое не только сельскохозяйственное, но и историческое значение.

Характерными чертами почвоведения ХХ-ХХI века стали следующие.

  1.  Генетическое почвоведение, основы которого были созданы В.В. Докучаевым и его последователями в конце ХIХ в., получило в ХХ вв. широкое развитие и всемирное признание в качестве самостоятельной естественно-исторической науки.
  2.   Биокосная природа почвы предопределила разносторонний характер науки о почве, стремящейся изучить взаимодействие органического (биологического) и минерального начал поверхностной оболочки Земли.
  3.  Комплексный системный подход к изучению почв  природных условий, положенных Докучаевым в основу генетического почвоведения, способствовал развитию разносторонних связей почвоведение со многими смежными научными дисциплинами.
  4.  Развитие почвоведения в ХХ в. как комплексной научной дисциплины на стыке геологических, биологических, географических и сельскохозяйственных наук определило большие возможности использования почвоведения в разных отраслях хозяйственной и гуманитарной деятельности человека.

Международное сотрудничество почвоведов, начавшееся в первые годы ХХ в., в дальнейшем приобрело широкий размах (организация Международного общества почвоведов, периодическое проведение международных конгрессов) (Добровольский Г.В., 2010).

Учителя и предшественники 
 

Первыми учителями Добровольского Г.В. были известные почвоведы В.В. Геммерлинг и Е.П. Троицкий: под их руководством он выполнил первую студенческую научную работу по изучению роли магния в генезисе солонцов. Под руководством профессора Д.Г. Виленского Г.В. Добровольский изучал генезис почв южного берега Крыма (тема кандидатской диссертации).

В 50-е годы научная работа Добровольского пересекалась с работой зоолога М.С. Гилярова, который оказал заметное влияние на его  мировоззрение  относительно роли биоты в почвообразовании.

В своих работах Глеб Всеволодович основывался на взглядах В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, Б.Б. Полынова, В.А. Ковды. И показал, что жизнь и сохранность биосферы и выживание человечества зависят от состояния почвенного покрова Земли, созданного ее эволюцией (Шоба С.А., Матекина Н.П., 2005).

Вклад учёного в развитие науки о почве

Добровольский Г.В.  - автор более 600 научных публикаций, в том числе 10 монографий. Им предложена современная концепция эколого-генетических функций почв в биосфере; разработаны теоретические основы генезиса, классификации и рационального использования аллювиальных почв; выявлены эколого-геохимические закономерности почвообразования и эволюции почв в долинах и дельтах рек европейской России и Западной Сибири; обоснован метод последовательного минералого-микроморфологического исследования генезиса почв. Под руководством и при непосредственном участии Глеба Всеволодовича составлены разномасштабные почвенные карты и карты почвенно-географического районирования России, стран СНГ, Монголии и мира. Ученый является также автором обобщенной характеристики географического разнообразия почв России, опубликованной в новом издании Большой Российской Энциклопедии.
Г.В. Добровольский многие годы возглавлял Институт почвоведения МГУ и РАН. По его инициативе был создан почвенный факультет МГУ, деканом которого он был более 20 лет. Заслуженный профессор МГУ, Г.В. Добровольский подготовил замечательную научную смену, воспитав сотни учеников и последователей (среди которых 15 докторов и 40 кандидатов наук). 
        Г.В. Добровольский - председатель Научного совета РАН по почвоведению и сопредседатель Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, почетный президент Докучаевского общества почвоведов, многие годы главный редактор журнала «Почвоведение», почетный член Международного общества почвоведов, с 1997 г. - директор Института экологического почвоведения Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 
Заслуги Г.В. Добровольского получили высокую оценку государства и научной общественности. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, золотой медалью им. В.В. Докучаева, удостоен Государственной премии СССР, премии Правительства РФ в области науки и техники, двух премий им. М.В. Ломоносова, трех премий им. В.Р. Вильямса ТСХА, имеет боевые награды как участник Великой Отечественной войны (Российская академия наук).

Ученики и последователи 

Заслуженный профессор МГУ, Г.В.Добровольский воспитал сотни учеников и последователей, среди которых 15 докторов и 40 кандидатов наук. Среди них: ученица -  ныне профессор И.С. Урусевская, ученик д.б.н. Ю.Г.Гельцер, д.б.н. Е.Д.Никитин, член-корреспондент РАН С.А. Шоба (Шоба С.А., Матекина Н.П., 2005).

Библиография

Глеб Всеволодович Добровольский опубликовал более 600 научных работ, в том числе монографии:

  1.  Добровольский Г.В., Почвы речных пойм центра Русской равнины. Изд. МГУ, 1968, 295
  2.  Добровольский Г.В., Урусевская И.С. Сб. "География почв и почвенное районирование Центрального экономического района СССР", под. Ред. Г.В.Добровольского, И.С. Урусевской. Изд. МГУ, 1972, 
  3.  Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. Наука, 1990, 260 с.
  4.  Добровольский Г.В., Карпачевский Введение в монографию "Структурно-функциональная роль почв в биосфере". М., Геос, 1999, 278 с.
  5.  Добровольский Г.В., Никитин Е.Д  Сохранение почв как незаменимого компонента биосферы: функционально-экологический подход. М., Наука, МАИК "Наука/Интерпериодика", 2000. 185 с.
  6.   Г.В. Добровольский. Введение в кн. Регуляторная роль почвы в функционировании таежных экосистем. Колл. моногр. (включая иллюстративный материал), отв. ред. акад. РАН Г.В. Добровольский, д.б.н. С.Я.Трофимов. М., Наука, 2002.
  7.  Г.В.Добровольский (ред.)  Деградация и охрана почв. Под редакцией академика Г.В.Добровольского, изд. МГУ, 2002 г. 43 п.л. 
  8.  Добровольский Г.В., Карпачевский Л.О., Никитин Е.Д. О месте почвы и почвенной биоты в биосфере. В кн. Структурно-функциональная роль почвы и почвенной биоты в биосфере. Наука, 2003, с. 364
  9.  Добровольский Г.В Избранные труды по почвоведению. Том 1. Общие вопросы теории и развития почвоведения. Изд. МГУ, 2005 г. 525 с.
  10.   Добровольский Г.В Избранные труды по почвоведению. Том 2. Генезис и география почв России и сопредельных стран. Изд. МГУ, 2005 г. 464 с.

учебники:

  1.  Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. Изд. МГУ, 1984
  2.  Добровольский Г.В., Урусевская И.С. География почв. 2-е издание, переработанное и дополненное (в серии "Классический университетский учебник"). Изд. МГУ, Изд. Колос. 2004 г. 458 с. 
  3.   Добровольский Г.В., Гришина Л.А. Охрана почв. Уч. Пособие. Изд. МГУ, 1985.
  4.   Dobrovolsky G.V. (editor). A Methodological manual of soil micromorphology. Edited by G.V. Dobrovolsky. Gent, Belgium, 1991.
  5.  Добровольский Г.В. Лекции по истории и методологии почвоведения: Учебник. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 232 с.

Также Г.В. Добровольский составил почвенные карты и карты почвенно-географического районирования России, стран СНГ, Монголии и мира (Институт экологического почвоведения им. И.В. Ломоносова).


Список литературы

  1.  Добровольский Г.В. Лекции по истории и методологии почвоведения: Учебник. – М.: Издательство Московского университета, 2010. – 232 с.
  2.  Зонн С.В. - Современное состояние и дальнейшее развитие почвоведения: (В связи с 80-летием академика Г.В. Добровольского) // Почвоведение. 1995. № 9. С.1195 -1201.
  3.  Шоба С.А. Глеб Всеволодович Добровольский // Почвоведение. 1995. № 9. С.1189-1194.
  4.  Шоба С.А., Матекина Н.П. Глеб Всеволодович Добровольский // Почвоведение. 2005. № 9. С.1028-1034.
  5.  Глеб Всеволодович Добровольский: (К 70-летию со дня рождения) // Почвоведение. 1985. № 9. С.129-133.
  6.  Глеб Всеволодович Добровольский – к  75-летию со дня рождения // Почвоведение. 1990. № 9. С.5-12.
  7.  Глеб Всеволодович Добровольский: (К 70-летию со дня рождения) // Почвоведение. 1995. № 9. С.129-133.
  8.  К 80-летию академика Глеба Всеволодовича Добровольского Добровольский // Почвоведение. 1995. № 9. С.1187 - 1188.
  9.  К 85-летию со дня рождения РАН академика Глеба Всеволодовича Добровольского // Почвоведение. 2000. № 9. С.1045 - 1046.
  10.   Памяти Академика Г.В. Добровольского // Почвоведение. 2013. № 7. С.894-896.
  11.   Факультет почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова. Справочник / Под ред. Г.В. Добровольского, С.А. Шобы, А.С. Владыченского,

Н.Г. Рыбальского. – М.: НИА-Природа, 2005. – 358 с.

  1.   Российская академия наук. Добровольский Глеб Всеволодович http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-1536.ln-ru.dl-.pr-inf.uk-11
  2.   Институт экологического почвоведения им. И.В. Ломоносова.  Добровольский Глеб Всеволодович http://soilinst.msu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=38&Itemid=44

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82775. В. Берестов Альбом для рисования. А. Лельевр Белые гуси 103 KB
  Какого цвета были гуси Почему люди говорили что они синие Как изменился цвет гусей ночью в Выборочное чтение. Рассказ учителя о цветах и их оттенках. Но люди заметили что цветовое разнообразие основано на трех цветах желтом красном синем.
82776. Лаймен Френк Баум. Чарівник Країни Оз 118.5 KB
  Організаційна частина Добрий день друзі Слайд В ефірі дитяча телепередача У світі веселих пригод та дивовижних мандрівок з казковими героями. Анонс нашої передачі: Слайд Отже ми будемо працювати у різних рубриках. Слайд Ми її проведемо у вигляді інтерв’ю.
82777. Растения. Деревья, кусты, травянистые растения 37 KB
  Цель: продолжить ознакомление учащихся с разнообразием растений формированием понятий дерево-куст травянистые растения; учить детей сравнивать обобщать и делать выводы; воспитывать любовь к природе. Сегодня мы поговорим о растениях об их группах научимся сравнивать обобщать и делать выводы.
82778. Вода в природі. Властивості води. Як берегти воду? 438 KB
  Мета: дати учням уявлення про властивості води (прозора, рідка, без кольору, без запаху, розчиняє деякі предмети), про зміни стану води (твердий рідкий, газоподібний); акцентувати увагу дітей на значення води для рослин, тварин, людини; розвивати активне пізнавальне ставлення до природи...
82779. Здоровий спосіб життя 52.5 KB
  Ознайомити учнів із визначенням понять здоров’я здоровий спосіб життя; Формувати вміння висувати аргументувати та захищати свої ідеї; Вчити учнів протидіяти шкідливим звичкам контролювати свою поведінку Розвивати увагу фантазію учнів уміння спостерігати порівнювати...
82780. Число 10. Записывание числа 10 двумя цифрами. Повторение изученного материала 340 KB
  Цели: Ознакомить с образованием числа 10 записью числа 10 двумя цифрами; учить сравнивать числа вычислять выражения на сложение в пределах 9 закреплять знания состава числа 9; развивать логическое мышление воспитывать желание учиться учить математику.
82781. Жанровые разновидности и особенности музыки моего народа. Песенные жанры 2.63 MB
  Цель: научить различать особенности песенного жанра; ориентировать учащихся на духовное развитие средствами музыкального искусства; активизировать музыкальное мышление; формировать способности к разным видам музыкальной творческой деятельности и к овладению элементарных практических умений и навыков.
82782. Прикметник як частина мови. Прикметники-синоніми. Прикметники-антоніми. Пряме та переносне значення прикметників 60 KB
  Мета: закріпити в учнів поняття про прикметник як частину мови, про його роль в мовленні; збагачувати мовлення учнів прикметниками із синонімічними та антонімічними значеннями; вчити вживати їх у прямому та переносному значенні; виховувати любов до рідної мови та бажання вивчати її.
82783. Повторення і закріплення вивченого про іменник 94.5 KB
  Поле чудес дзиґа конверти із завданнями символи для оцінювання грамота таблиці на дошку. На змодельованому Полі чудес лежать конверти із завданнями біля позначених номерівдзиґа для визначення завдань. Діти по черзі вибиратимуть завдання для команд виконувати будуть всі разом відповідати...