66713

Российское государство в XVI. Иван Грозный. Политика реформ

Реферат

История и СИД

XVI в. – время Ивана IV Грозного, правившего 51 год, больше, чем любой российский государь. Иван Грозный в три года отсался без отца (Василия III). За него правила мать Елена Глинская, но она была отравлена, когда сыну было 8 лет. Иван IV рос в обстановке ожесточенной борьбы за власть боярских группировок...

Русский

2014-08-26

34.5 KB

1 чел.

9. Российское государство в XVI. Иван Грозный. Политика реформ.

XVI в. – время Ивана IV Грозного, правившего 51 год, больше, чем любой российский государь. Иван Грозный в три года отсался без отца (Василия III). За него правила мать Елена Глинская, но она была отравлена, когда сыну было 8 лет. Иван IV рос в обстановке ожесточенной борьбы за власть боярских группировок, дворцовых интриг, видел сцены междоусобиц и расправ, что сделало его подозрительным, жестоким, необузданным и деспотичным человеком. Большую роль в наведении порядка в стране сыграл митрополит Макарий, венчавший в 1547 г. 17-летнего Ивана IV на царство. Иван IV стал первым царем Российского государства. В этом же году он женился на Анастасии Романовой.  Самодержавная монархия «с человеческим лицом» - начала осуществляться  при Иване IV в годы правления Избранной Рады. Под   названием   Избранная  Рада в историю вошло правительство, возглавлявшееся А.Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего пребывания у власти Избранная Рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. В 1550 г. Земский Собор принял новый Судебник  - свод законов. Законы в нем были гораздо лучше систематизированы, чем в судебнике 1497 г. В новом Судебнике были впервые установлены наказания для взяточников от подьячих до бояр. Иван IV в. провёл и военную реформу. По  «уложению о военной службе» окончательно ликвидировалась разница между боярами - вотчинниками и дворянами - помещиками - и те и другие обязаны были нести государеву службу. Была осуществлена и церковная реформа.  В 1551 г. был проведён церковный Собор, который принял специальный документ «стоглав» (состоящий  из 100 глав). В нём были унифицированы  церковные обряды во всех русских землях, введён единый общерусский пантеон святых. Реформы  Избранной Рады носили постепенный компромиссный характер. Они способствовали централизации государства, преодолению остатков феодальной раздробленности. Продолжением внутренней политики Избранной Рады была  внешняя политика Русского государства,  задачей  которой стали ликвидация последствий ордынского ига. В  1552г. русские войска штурмом взяли столицу Казанского ханства - Казань. Ханство было присоединено к России. Но наибольшую опасность для Руси представляло Крымское ханство. Пока существовало  это агрессивное государство, Русь не могла безопасно продвигаться на юг и заселять плодородные южные земли. В 1558 г. начинается Ливонская война, Начало Ливонской войны было удачным для России. После первых побед был разгромлен Ливонский  орден. Русская армия захватила ряд городов балтийского побережья. Но «повернув на Германы», Иван IV, по сути, дал возможность татарам атаковать Москву. Москва была сожжена. Вскоре Россия начала терпеть военные поражения и на Западе, в Прибалтике.  Таким образом, Россия перестала быть одним из центров мировой торговли и европейской политики. С ней перестали считаться. Ее перестали бояться и уважать. Она стала превращаться в третьестепенную державу. Это превращение произошло и в силу экономической катастрофы второй половины XVI в., которая была связана, прежде всего, с переходом от политики реформ к политике жесткого насилия, деспотизма, к политике опричнины. В декабре царь  Иван поехав на богомолье, остался в Александровской слободе и в начале 1565 г. известил митрополита Афанасия и Думу, что отрекается от царства. Причины: раздор со знатью, боярами. В другом послании к горожанам, посадским людям Иван IV  написал, что зла на них не держит. Объявляя об опале на знать, царь как бы апеллировал к народу в своем споре с боярами. Под давлением народа Боярская дума не только не приняла отречения Грозного, но  была вынуждена обратиться к нему с верноподданническим ходатайством. В  ответ  Иван  IV,  под предлогом якобы раскрытого им заговора, потребовал от бояр предоставления ему неограниченной власти и учреждения опричнины в государстве. Опричниной называлась, так называемая, «вдовья доля». Если дворянин умирал, его поместье забирали в казну, оставляя небольшой участок, чтобы  вдова и дети  не умерли  с голоду. Иван IV потребовал лицемерно  выделить  ему  его «вдовью долю».      Земля в государстве была разделена на две части: земщину и опричнину. Земщина управлялась по-прежнему совместно с Боярской Думой. А  опричнина стала личной  собственностью царя. В опричнину вошли земли центральных областей России, наиболее развитые в экономическом отношении, где находились вотчины древнейших боярских  родов. Царь эти вотчины отобрал, и взамен предоставил новые в Поволжье, на землях покорённых Казанского и Астраханского  ханов. Смысл этой меры был в  том, что бояре лишились поддержки населения, которое привыкло видеть в них своих господ.  Земли  же в опричнине Иван IV раздал за службу своим служилым людям. Опричнина явилась первым в русской истории воплощением  самодержавия как системы неограниченного царского правления. Однако суждения о ней затруднены из-за скудости источников и гибели всех опричных архивов.  В 1571 г. страна в результате опричного террора оказалась на грани разорения. Осенью 1572 г. государь опричнину «отсавил». Опричнина способствовала и утверждению в России крепостного  права.  Первые  закрепостительные  указы  начала 1580-х гг.,  запрещавшие крестьянам на законных основаниях менять владельца, были спровоцированы хозяйственным разорением, вызванным опричниной. Террористическая, репрессивная диктатура давала возможность загнать  крестьян в крепостное ярмо.  Крепостничество  же  консервировало  феодализм, сдерживало развитие рыночных отношений в нашей стране и, тем самым, стало тормозом на пути общественного прогресса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2279. Проект производства работ по сооружению земляного полотна 68.78 KB
  Требования СНиП, ВСН и СН к проектированию земляного полотна. Определение помассивных земельных работ и профильная кубатура. Выбор ведущей землеройной машины. Календарный график производства работ.
2280. Проектирование детского сада 23.18 KB
  АРХИТЕКТУРНО-КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ЗДАНИЯ. ЗАПОЛНЕНИЕ ОКОННЫХ И ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ. ЭКСПЛИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЯ. РАСЧЕТ НАРУЖНЫХ СТЕН. РАСЧЕТ ЛЕСТНИЧНОГО МАРША.
2281. Педагогічна майстерність учителя 105.42 KB
  Визначити складові творчості учителя, створити креативне середовище, виховувати почуття відповідальності і гордості за обрану професію.
2282. Анализ потребительских качеств 94.94 KB
  Природа поведения потребителей. Влияние усовершенствования сервисного процесса на лояльность потребителей. Варианты действий клиентов, недовольных качеством обслуживания.
2283. Зведення і групування статистичних даних 18.04 KB
  Суть статистичного зведення та його види. Основні завдання і види групувань. Принципи і техніка побудови статистичних групувань. Ряди розподілу. Вторинне групування. Класифікація статистичних зведень.
2284. Політична ситуація в Україні 17.77 KB
  Характеризуючи політичну ситуацію в Україні, яка склалася на даний момент, можна сказати багато чого. Насамперед, головна зміна (а тепер і проблема міжнародного масштабу – не побоюсь цього виразу) – це зміна суспільного ладу на території нашої держави.
2285. Особенности благодарности и извинения в английском языке 20.16 KB
  Совершенствование навыка диалогической речи; Знакомство с страноведческим материалом, сравнение русской культуры с культурой англоговорящих стран, совершенствование навыка работы с текстом.
2286. Философия античности 21.51 KB
  Философия Платона. Философия Аристотеля. Концепция общества и государства в философии Платона и Аристотеля. Проблема мира, человека, познания в философии Эпикура, Стоиков и скептиков. Неоплатонизм.
2287. Конспект воспитательного мероприятия на тему Знакомство с ребятами 20.48 KB
  Цель: познакомиться с ребятами. найти к ним подход. заинтересовать детей в своей работе. Задача: узнать как можно больше о ребятах, о их интересах и предпочтениях.